16. Правовое положение товарных бирж

Под товарной
биржей
понимается организация с
правами
юридического лица, формирующая оптовый
рынок путем организации и регулирования
биржевой торговли, осуществляемой в
форме гласных, публичных торгов,
проводимых в заранее определенном месте
и в определенное время по установленным
ею правилам.

Основной целью
деятельности товарной биржи
является
организация и регулирование биржевой
торговли. Являясь носителем исключительной
хозяйственной компетенции, товарная
биржа не вправе заниматься деятельностью,
непосредственно не связанной с
организацией биржевой торговли, в том
числе торговой, торгово-посреднической,
осуществлять вклады, приобретать доли
(паи), акции организаций, не имеющих цели
ведения биржевой деятельности.

Правовое положение
товарных бирж определяется Законом РФ
от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 (в ред. от
27.07.2010 г.) «О товарных биржах и биржевой
торговле».

Товарная биржа
характеризуется перечисленными ниже
специфическими особенностями.

1. Ее деятельность
связана с товаром, определяемым родовыми
признаками, который реализуется оптом
(партиями). Индивидуально-определенные
вещи не могут составлять предмета
деятельности биржи.

2. Товарная биржа
является носителем исключительной
компетенции. Основной целью ее деятельности
является организация и регулирование
биржевой торговли, т.е. она должна стать
местом средоточения оптовых сделок,
которые бы отражали объективную цену
данного товара на основе соотношения
на бирже спроса и предложения. Под
регулированием понимается создание и
поддержание на бирже обстановки,
исключающей воздействие случайных
причин, влияющих на ценообразование,
предупреждающей искусственное завышение
или занижение цен путем сговора,
распространения ложных слухов и т.д.

3. Гласность и
публичность торгов, что позволяет
выполнять функцию котировки цен, т.е.
установления в масштабах региона или
всей страны объективного уровня цены
на данный товар в данное время с учетом
всех факторов, воздействующих на этот
уровень. Это отличает биржу от оптовых
баз.

4. Доля каждого
учредителя или члена биржи в ее уставном
капитале не может превышать 10%. В
учреждении биржи не могут принимать
участие: служащие данной или иной
товарной биржи; юридические лица,
руководителями которых являются служащие
данной биржи; органы государственной
власти и местного самоуправления, банки
и кредитные учреждения, страховые и
инвестиционные компании и фонды;
общественные, религиозные и благотворительные
объединения (организации) и фонды;
физические лица, которые в силу закона
не могут осуществлять предпринимательскую
деятельность (например, государственные
и муниципальные служащие).

5. Члены биржи (лица,
участвующие в формировании уставного
капитала, либо вносящие членские и иные
целевые взносы в имущество биржи) не
только имеют право участвовать в
управлении ее делами, но и быть участником
биржевой торговли в качестве членов
биржи.

6. Создание биржи
как предприятия осуществляется в обычном
порядке, но биржевая торговля может
проводиться только на основании лицензии,
выдаваемой Комиссией по товарным биржам
при Федеральной службе по финансовым
рынкам РФ.

В биржевой торговле
принимают участие две категории членов
биржи:

1) полные члены —
члены биржи, которые имеют право
участвовать в биржевых торгах во всех
секциях биржи, а также на определенное
учредительными документами биржи
количество голосов на общем собрании
членов биржи и на общих собраниях членов
секций биржи;

2) неполные члены —
члены биржи, которые имеют право
участвовать в биржевых торгах в
соответствующей секции и на определенное
учредительными документами биржи
количество голосов на общем собрании
членов биржи и общем собрании членов
секции биржи.

Кроме того, в торгах
могут принимать участие посетители
биржевых торгов — лица, не являющиеся
членами биржи и имеющие в соответствии
с учредительными документами биржи
право на совершение биржевых сделок.
Они могут быть постоянными и разовыми
и приобретают право на участие в биржевой
торговле в течение определенного срока
за соответствующую плату. Статья 21
Закона РФ «О товарных биржах и биржевой
торговле» ограничивает время участия
постоянных посетителей в торгах на
конкретной бирже тремя годами, а их
общее количество не может превышать
30% от общего числа членов биржи. Разовые
посетители имеют право на совершение
сделок только на реальный товар от
своего имени и за свой счет. Биржевые
сделки не могут осуществляться от имени
и за счет биржи.

Члены и посетители
биржи имеют право совершать биржевые
сделки:

— непосредственно
как участники биржевых торгов, если они
являются брокерскими фирмами или
независимыми брокерами;

— через организуемые
ими брокерские конторы;

— на договорной
основе с брокерскими фирмами, брокерскими
конторами, независимыми брокерами, т.е.
биржевыми посредниками;

— непосредственно
от своего имени и за свой счет при
торговле реальным товаром без права на
биржевое посредничество.

В зависимости от
вида биржевого товара выделяют следующие
виды биржевых сделок:

— реальные сделки,
предусматривающие взаимную передачу
прав и обязанностей в отношении реального
товара;

— форвардные,
предусматривающие взаимную передачу
прав и обязанностей в отношении реального
товара с отстроченным сроком его
поставки;

— фьючерсные,
предусматривающие взаимную передачу
прав и обязанностей в отношении
стандартных контрактов на поставку
биржевого товара;

— опционные,
предполагающие уступку прав на будущую
передачу прав и обязанностей в отношении
биржевого товара или контракта на
поставку биржевого товара, и др.

Не являясь участником
сделок, биржа не несет ответственности
за неисполнение обязательств по биржевым
сделкам. Однако Закон предусматривает
следующие гарантии в биржевой торговле.

Биржа обязана
организовать расчетное обслуживание
путем создания расчетных учреждений
(клиринговых центров) либо путем
заключения договора с кредитной
организацией о расчетном (клиринговом)
обслуживании.

Бирже запрещается
устанавливать уровни и пределы цен на
биржевой товар, размеры вознаграждения,
взимаемого биржевыми посредниками.
Однако биржа имеет право устанавливать
отчисления в свою пользу от получаемых
биржевыми посредниками комиссионных,
различные платежи с членов биржи и
участников биржевых торгов за оказываемые
ею услуги, штрафы за нарушение правил
биржевой торговли.

Биржа обязана
проводить по требованию участника
биржевой торговли экспертизы качества
реальных товаров.

Фондовой биржей
признается организатор торговли на
рынке ценных бумаг не совмещающий
деятельность по организации торговли
с иными
видами деятельности, за исключением
депозитарной деятельности и деятельности
по определению взаимных обязательств.

Под деятельностью
по организации торговли на рынке ценных
бумаг Закон о РЦБ понимает предоставление
услуг, непосредственно способствующих
заключению гражданско-правовых сделок
с ценными бумагами между участниками
рынка ценных бумаг.

Правовое положение
фондовых бирж установлено Федеральным
законом от 22 апреля 1996 г.
№ 39-ФЗ (в ред. от 04.10.2010
г.) «О
рынке ценных бумаг».

Фондовая биржа
организует торговлю только между членами
биржи. Другие участники рынка ценных
бумаг могут совершать операции на бирже
исключительно через посредничество
членов биржи. Членами фондовой биржи
могут быть любые профессиональные
участники рынка ценных бумаг, осуществляющие
на данном рынке профессиональную
деятельность: брокерскую, дилерскую,
по управлению ценными бумагами,
клиринговую и др.

Контроль над данным
видом деятельности возложен на Федеральную
комиссию по рынку ценных бумаг.

Земля и верхний
слой почвы, являясь неотъемлемой составной
частью всей экологической системы нашей
планеты, неразрывно связаны с другими
ее частями: водами, лесами, животным и
растительным миром, полезными ископаемыми
и иными ценностями недр земли. Без земли
и почвы практически невозможно использование других
природных ресурсов. При этом бесхозяйственность
по отношению к земле немедленно или в
недалеком будущем будет наносить вред
всей окружающей природной среде, приводить
не только к разрушению поверхностного
слоя земли — почвы, их эрозии, засолению,
заболачиванию, химическому и радиоактивному
загрязнению, но и сопровождаться
экологическим ухудшением всего природного
комплекса.

Именно поэтому, в частности,
охрана земель рассматривается как обеспечение (сохранение)
основы жизни и деятельности населения
и создание условий для устойчивого развития
общества (ст. 9 Конституции РФ, ст. 12 Земельного
кодекса РФ). Следовательно, охране подлежат
все категории земель, как сельскохозяйственного,
так и несельскохозяйственного использования.
Приоритета в этом плане заслуживают земли
сельскохозяйственного назначения и земли
особо охраняемых территорий (заповедников,
национальных парков, заказников и др.).

1. Понятие, цели и
содержание охраны земель

В содержание правовой охраны
земель включаются правовые нормы, регулирующие
вопросы обеспечения сохранения и повышения
плодородия почв, предотвращения их истощения,
загрязнения и разрушения и т.д., т.е. охраны
земель как средства производства, а также
охраны земель, используемых в качестве
пространственно-территориального базиса.

Таким образом, в содержание
правовой охраны земель можно включить
мероприятия, предусмотренные:

— земельным законодательством
и правовыми актами субъектов РФ;

— экологическим законодательством;

— бюджетным законодательством
и законодательством о налогах и сборах
(экономическое стимулирование охраны
и использования земель);

— федеральными, региональными
и местными программами охраны земель;

— законодательством о санитарно-гигиенических
и иных нормах и требованиях.

Необходимость охраны земель
закреплена в Конституции РФ, в ЗК РФ (ст.
31), в земельном законодательстве и в правовых
актах субъектов РФ.

В целях охраны земель разрабатываются
федеральные, региональные и местные программы
охраны земель, включающие в себя перечень
обязательных мероприятий по охране земель
с учетом особенностей хозяйственной
деятельности, природных и других условий.

Оценка состояния земель и эффективности
предусмотренных мероприятий по охране
земель проводится с учетом экологической
экспертизы, установленных законодательством
санитарно-гигиенических и иных норм и
требований.

В целях повышения заинтересованности
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков в сохранении и восстановлении
плодородия почв, защите земель от негативных
(вредных) воздействий хозяйственной деятельности
может осуществляться экономическое стимулирование
охраны и использования земель в порядке,
установленном бюджетным законодательством
и законодательством о налогах и сборах.

Согласно ст. 13 ЗК РФ содержание
охраны земель составляют мероприятия
по:

— сохранению почв и их плодородия;

— защите земель от водной и
ветровой эрозии, загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, захламления
отходами производства и потребления,
и других негативных (вредных) воздействий;

— защите сельскохозяйственных
угодий от зарастания сорными растениями,
а также защите растений и продукции растительного
происхождения от вредных организмов
(растений или животных, болезнетворных
организмов);

Читайте также:  Как обновить номер изображения в слове и как обновить номер всего изображения в слове?

— ликвидации последствий загрязнения,
в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель;

— сохранению достигнутого уровня
мелиорации;

— рекультивации нарушенных
земель, восстановлению плодородия почв,
своевременному вовлечению земель в оборот;

— сохранению плодородия почв
и их использованию при проведении работ,
связанных с нарушением земель.1

Внедрение новых технологий,
осуществление программ мелиорации земель
и повышения плодородия почв запрещаются
в случае их несоответствия требованиям,
предусмотренным законодательством экологическим,
санитарно-гигиеническим и иным.

При проведении связанных с
нарушением почвенного слоя строительных
работ и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается и используется
для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы
в целях охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством Российской Федерации
устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ,
вредных микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия
почвы экологическим нормативам проводятся
почвенные, геоботанические, агрохимические
и иные обследования.

В целях предотвращения деградации
земель, восстановления плодородия почв
и загрязненных территорий допускается
консервация земель с изъятием их из оборота
в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.

Меры охраны земель
включают:

— определение необходимых прав
и обязанностей собственников, владельцев,
пользователей и арендаторов по охране
и рациональному и использованию земель;

— установление полномочий государственных
и муниципальных органов по обеспечению
охраны земель;

— установление необходимых
правовых режимов для различных категорий
земель, введение запретов и дозволений;

— поощрение благоприятной с
точки зрения охраны земель деятельности;

— установление мер юридической
ответственности за земельные правонарушения,
а также порядка изъятия земель за их ненадлежащее
использование.2

В целях усиления охраны сельскохозяйственных
угодий издан Федеральный закон «О государственном
регулировании обеспечения плодородия
земель сельскохозяйственного назначения».
Статьи данного закона предписывают, чтобы
производство сельскохозяйственной продукции
осуществлялось способами, обеспечивающими
воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, а также исключающими или
ограничивающими неблагоприятное воздействие
такой деятельности на окружающую природную
среду, чтобы соблюдались стандарты, нормы,
нормативы, правила и регламенты проведения
агротехнических, агрохимических, мелиоративных,
фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Как правило, работы по охране
земель и почв должны проводить ее правообладатели:
собственники, землевладельцы, землепользователи,
арендаторы за свой счет. В случаях причинения
вреда земле и почвам другими субъектами
он возмещается за счет виновников. В необходимых
случаях на помощь пользователям земли
приходит государство, выделяя средства
из бюджета, ибо не всегда возможно осуществить
правоохранные меры только за счет субъектов
права на землю, особенно когда требуются
крупные затраты средств и труда.

Помимо разных федеральных
программ за счет местного бюджета разрабатываются
региональные программы охраны земель.
Субъекты Российской Федерации и местные
администрации принимают экологические
программы, в которых предусматривается
комплекс мероприятий по охране земель
и почв, специальные программы по их охране.
В этих программах намечаются конкретные
работы по освоению новых земель, улучшению
сельскохозяйственных угодий, повышению
плодородия почв, продуктивности земель
лесного фонда, проведению работ по улучшению
деградированных земель и земель, подлежащих
консервации, и др. Такой широкий круг
вопросов определяется с учетом местных,
региональных условий. На местах могут
предусматриваться и другие мероприятия,
проводимые за счет бюджета.

Конкретные требования охраны
земель (почв) сформулированы в ст. 13 ЗК
РФ, они представляют собой сложный комплекс
мероприятий, которые обязаны выполнять
в процессе хозяйственного использования
земель все их правообладатели: собственники,
землепользователи, землевладельцы и
арендаторы. В составе этих мероприятий
ст. 13 ЗК РФ называет:

— защита земель от водной 
и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления,
уплотнения, загрязнения радиоактивными 
и химическими веществами, захламления 
отходами производства и потребления,
загрязнения, в том числе биогенного 
загрязнения, и других негативных
(вредных) воздействий, в результате 
которых происходит деградация 
земель;

— защита сельскохозяйственных 
угодий и других земель от 
заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель;

— ликвидация последствий 
загрязнения, в том числе биогенного 
загрязнения, и захламления земель;

— рекультивация нарушенных 
земель, восстановление плодородия 
почв, своевременное вовлечение 
земель в оборот;

— сохранение плодородия 
почв и их использование при 
проведении работ, связанных с 
нарушением земель.

Для обеспечения эффективной
охраны земель разрабатываются, как уже
было сказано и еще раз упоминается в ст.
13 ЗК РФ, федеральные, региональные и местные
программы охраны земель, включающие в
себя перечень мероприятий по охране земель
с учетом особенностей хозяйственной
деятельности, природных и других условий.

Статья 13 ЗК РФ предусматривает
также, чтобы внедрение новых технологий,
осуществление программ мелиорации земель
и повышения плодородия почв запрещались
в случае их несоответствия предусмотренным
законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим
и иным требованиям.

Для оценки состояния почвы
в целях охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством Российской Федерации
устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ,
вредных микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ. Для проведения
проверки соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования.

В целях предотвращения деградации
земель, восстановления плодородия почв
и загрязненных территорий допускается консервация земель
с изъятием их из оборота в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.

Консервация земель — временное изъятие земель
из оборота с целью предотвратить развитие
и прекратить процессы деградации почв,
а также восстановить их плодородие.

В целях охраны земель разрабатываются
и реализуются специальные меры, которые
включают мелиорацию и рекультивацию
земель, консервацию деградированных
земель.

Рекультивация — это комплекс мероприятий
по восстановлению плодородия почвы, возвращению
народному хозяйству участков земли, нарушенных
горными, строительными работами и т.д.

Мелиорация земель осуществляется в целях
повышения продуктивности и устойчивости
земледелия, обеспечения гарантированного
производства сельскохозяйственной продукции
на основе сохранения и повышения плодородия
земель.

3. Использование земель, подвергшихся
радиоактивному и химическому загрязнению

Загрязнение земель химическими
и радиоактивными веществами является
наиболее тяжелым видом нанесения вреда
почве и земле. Восстановление земель,
как правило, занимает длительный период
времени. При этом земли в обязательном
порядке приходится изымать из хозяйственного
оборота, т.е. земли должны быть подвергнуты
консервации.

В целях предотвращения загрязнения
земель радиоактивными и химическими
веществами необходимо выполнять требования,
установленные не только законодательством
об охране земель, но и нормативными актами,
регулирующими порядок обращения с такими
веществами.

Одним из основных законодательных
актов в данном случае является Федеральный
закон от 21.11.95 N 170-ФЗ «Об использовании
атомной энергии» (в ред. от 28.03.02). Так,
ст.47 указанного Закона устанавливается,
что при хранении и переработке ядерных
материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных
отходов должна обеспечиваться надежная
защита работников объектов использования
атомной энергии, населения и окружающей
среды от недопустимого в соответствии
с нормами и правилами в области использования
атомной энергии радиационного воздействия
и радиоактивного загрязнения. Хранение
радиоактивных отходов должно рассматриваться
в качестве этапа их подготовки к переработке
или к захоронению. Временное технологическое
хранение облученных тепловыделяющих
сборок ядерных реакторов в целях повышения
безопасности и снижения затрат при последующем
обращении с ними и их переработке для
извлечения из них ценных компонентов
осуществляется в соответствии с законодательством
РФ. Переработка отработавшего ядерного
топлива в целях извлечения из него ценных
компонентов должна осуществляться также
в соответствии с законодательством РФ.
Соблюдение этих и иных требований по
транспортировке, переработке и хранению
радиоактивных веществ должно способствовать
предотвращению случаев загрязнения земель.
Кроме того, лица, допустившие подобное
загрязнение, привлекаются к ответственности
не только за нарушение требований по
охране земель, но и за несоблюдение законодательства
об использовании атомной энергии.3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ

Общие положения об охране земель.

Мероприятия по охране земель предназначены для сохранения и улучшения состояния земли как природного объекта и природного ресурса. Данные мероприятия составляют важную часть хозяйственной деятельности. Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют содержание норм экологического, земельного законодательства, а также норм законодательства об использовании и охране иных природных объектов.

Поскольку сохранность земли лежит в основе реализации всех земельных отношений, правовое регулирование охраны земель составило самостоятельный институт земельного права.

С правовой точки зрения охрану земель можно рассматривать как урегулированные правовыми нормами общественные отношения в области обеспечения сохранности естественных свойств земли.

Круг данных отношений составляют отношения, проистекающие из действий по предупреждению, пресечению, ликвидации негативных воздействий на землю как природный объект. К отношениям в области охраны земель примыкают отношения по контролю за охраной и использованием земель и привлечению к ответственности за несоблюдение требований в области охраны земель, но эти отношения выделены в качестве отдельных предметов регулирования.

В основе правового метода охраны земель, исходя из нормы экологического законодательства, находится представление о земле как о природном объекте. ЗК устанавливает, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими: сохранение экологических систем; способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В этом, собственно, можно усмотреть разницу в подходах к охране земель, определяемых экологическим и земельным законодательством.

Цели охраны земель.

Цели охраны земель, установленные как земельным, так и экологическим законодательством, имеют много общего. Это не случайно, поскольку и при охране земли и как основы существования экологических систем, и как основы хозяйственной деятельности главным является обеспечение сохранности естественных свойств земли (плодородия, экологической чистоты, отсутствия признаков деградации и др.).

Цели охраны земли основаны на общих принципах, установленных Конституцией РФ, согласно которым земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Непосредственно связана с вопросами охраны земель и норма ст. 42 Конституции РФ, устанавливающая, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно общим нормам экологического законодательства, земля рассматривается как один из компонентов природной среды и объект охраны от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Читайте также:  Основатель студии SatinStone рассказал об особенностях своей профессии и важных нюансах создания скульптуры - Журнал PERSONO/ПЕРСОНО

При этом законодательно установлено, что целями охраны земель являются:

предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Под деградацией земель понимается совокупность процессов, приводящих к изменению и в конечном счете прекращению функций почвы.

Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв. Деградация — наиболее тяжелый вид последствий вредного воздействия на землю. Крайней степенью деградации земель является потеря почвенного покрова. Поэтому проведение мер по предотвращению деградации является существенной обязанностью всех тех, кто своей деятельностью воздействует на землю и тем самым в ближайшем или отдаленном времени создает опасность деградации,

В целях предотвращения и ликвидации последствий деградации выделены следующие типы ухудшения качества земель:

технологическая (эксплуатационная) деградация земель — это нарушение земли вследствие самых различных (кроме сельскохозяйственных) видов эксплуатации ее поверхности. Нарушение земель представляет собой механическое разрушение почвенного покрова. Нарушенные земли — это земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности. Нарушенными называются все земли со снятым или перекрытым почвенным покровом и не пригодные для использования в целях выращивания сельскохозяйственных или иных растений. Нарушение земель наиболее часто является следствием строительных, геологоразведочных работ, добычи полезных ископаемых. Кроме того, к технологической деградации приводят в том числе загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления;

физическая (земледельческая) деградация. Данный вид деградации является следствием низкой культуры ведения сельского хозяйства, приводящей к снижению плодородия почв. Физическая деградация чаще всего становится причиной водной, ветровой эрозии почвы, ее засоления или заболачивания и др.

Правом установлены требования по предотвращению как технологической, так и физической деградации.

Сохранение почв и их плодородия является одной из наиболее важных задач охраны земель. Почва является незаменимым и уникальным природным объектом, покрывающим поверхность земли. Именно почва обладает плодородием, т.е. веществами и свойствами, необходимыми для воспроизводства растительности, составляет основу существования растительного мира на планете. Наибольшее значение для общества почва имеет при осуществлении сельскохозяйственной деятельности. Наличие и качество почвы является также важным для воспроизводства лесов, обеспечения существования особо охраняемых природных территорий. Поэтому в законодательстве установлены особые требования не только в отношении охраны земель, но и охраны почв как особого объекта.

Законодательство об охране земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами экологического и земельного законодательства. Такими принципами являются:

учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;

приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и др. (ст. 1 ЗК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на урегулирование отношений, связанных с различными аспектами охраны земель.

Нормы гл. II ЗК и Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливают основные и наиболее общие положения об охране земель в Российской Федерации, они должны конкретизироваться иными нормативными правовыми актами как Российской Федерации, так и субъектов Федерации.

Поскольку при нанесении вреда окружающей природной среде вред наносится зачастую всем составляющим природного комплекса, то и мероприятия по охране отдельных природных объектов, включая землю, осуществляются тоже в комплексе с применением норм об охране соответствующих природных объектов: лесного фонда — в соответствии с ЛК; водного фонда — в соответствии с Водным кодексом РФ; недр — в соответствии с Законом РФ «О недрах».

Охрана земель особо охраняемых природных территорий осуществляется на основании Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» и нормативных правовых актов, принятых и действующих в его развитие.

Для охраны земель сельскохозяйственного назначения важную роль играет Федеральный закон «О мелиорации земель». Данный Закон определяет правовые основы деятельности в области мелиорации земель как особого вида сельскохозяйственной деятельности по улучшению плодородия земель; полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелиорированных земель.

Другим законом, касающимся охраны сельскохозяйственных земель, является Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Разумеется, особой охране подлежат и земли поселений, и земли промышленности, транспорта и иного специального назначения как наиболее подверженные антропогенному и техногенному воздействию. В данном случае к общим нормам об экологических и санитарных нормативах использования земель этих категории добавляются специальные нормы, устанавливающие требования по охране земель как базы функционирования соответствующей отрасли хозяйства, размещения и строительства различных инженерных объектов.

1. Содержание и требования охраны земель.

Согласно нормам земельного законодательства в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:

· по сохранению почв, и их плодородия;

· защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

· защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

· ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

· сохранению достигнутого уровня мелиорации;

· рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

· сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Таким образом, кроме деятельности, связанной с защитой земель от различных воздействий, пользователи и владельцы земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по ликвидации последствий вредного воздействия, в том числе осуществлять рекультивацию земель, а также выполнять мероприятия по сохранению установленного (достигнутого) качества земель.

В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.

Одной из обязанностей собственников, землевладельцев, землепользователей является предотвращение естественного, техногенного и антропогенного вредного воздействия, способного привести к деградации земель. Исходя из этого законодательно установлено положение, согласно которому при проведении строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых, связанных с нарушением почвенного слоя, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Требования в области охраны земель при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов установлены не только земельным, но и экологическим законодательством. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов должны приниматься меры по рекультивации земель, запрещается ввод в эксплуатацию объектов без завершения предусмотренных проектами работ по рекультивации земель. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, должны проводить мероприятия по рекультивации земель.

Важное значение для осуществления охранных мероприятий имеет деятельность по рекультивации земель, в том числе по снятию и сохранению плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель (строительства, добычи полезных ископаемых и т.п.).

Рекультивацией земель называется комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Порядок проведения работ по рекультивации земель в настоящее время урегулирован постановлением Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», а также принятым во исполнение данного постановления приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. № 525 и № 67 «Об утверждении Основных, положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Указанными актами устанавливается, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. При необходимости в установленном порядке на эти цели могут направляться средства из других источников финансирования в соответствии с действующим законодательством.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные:

· при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа;

· прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

Читайте также:  Где опубликовать свои стихи? Разместить стихи на сайте! | Оллам.ру

· ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

· складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

· строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

· ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

· проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород.

Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, до­пускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.

Юридическим и физическим лицам, проводящим работы по добыче полезных ископаемых, промышленному, гражданскому, водохозяйственному и иному строительству, следует обеспечивать сохранность залежей торфа или осуществлять в установленном порядке их разработку и использование для повышения плодородия почв, если проводимые работы могут привести к порче и уничтожению торфа.

Вцелях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение целевого назначения земель.

Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель) либо переводятся в земельный запас. При этом консервации подлежат:

Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель производится путем обследований, проведенных по утвержденным методикам. Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель содержатся в письме Роскомзема от 27 марта 1995 г. №3-15/582.

Органы государственной власти, уполномоченные осуществлять полномочия в данной области, проводят подготовку ма­териалов по консервации земель Подготовленные материалы по консервации земель, представляемые на рассмотрение в соответствующие, органы местного самоуправления, в ведении которых находятся эти земли, должны содержать:

КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: Экологическое
право

Т   Е   М   А :

Введение.                                                                                                                                
3- 4

1. Правовое регулирование
использования и охраны земель                                           
4 — 17

1.1. Понятие и цели охраны 
земель.                                                                                      
4-8

1.2. Обязанности собственников 
и иных субъектов прав на 
землю по охране земель    
8-17

2. Использование земель,
подвергшихся радиоактивному и 
химическому загрязнению 17 — 20

Заключение.                                                                                                                          
20 — 21

Список источников и литературы.                                                                                     
22 — 23

Планирование и организация рационального
использования охраны земель является
одной из основных задач Росземкадастра.
Цель такого планирования и организации
рационального использования и охраны
земель — совершенствование распределения
земель в соответствии с перспективами
развития экономики, улучшения организации
территории и определения иных направлений
рационального использования земель и
их охраны в Российской Федерации, субъектах
Российской Федерации и муниципальных
образованиях.

Государственное планирование использования
и охраны земельных ресурсов имеет давнюю
историю. Существенные элементы такого
планирования были заложены еще в 30-е годы
XX века, при осуществлении мероприятий
по освоению и введению новых земель, а
также при значительном увеличении площадей
орошаемых и осушенных сельхозугодий.
В 50-е годы планирование и освоение земель
в СССР получило дальнейшее развитие.
Это было предусмотрено в программах освоения
целинных и залежных земель. В принятых
программах особое внимание уделялось
охране земель от всех видов эрозии, и
касались они земель только сельскохозяйственного
назначения. Ситуация изменилась с принятием
Основ земельного законодательства СССР
(1968), которым к ведению союзного правительства
было отнесено: установление перспективных
планов рационального использования земельных
ресурсов государства, обеспечивающих
потребности сельскохозяйственного производства
и других отраслей народного хозяйства;
установление планов мероприятий по мелиорации
земель и других мероприятий по повышению
плодородия почв; установление основных
положений по охране почв от эрозии, засоления
и других процессов, ухудшающих состояние
почв. Со временем (с 1974 г.) государственные
планы по рациональному использованию
природных ресурсов и по их охране стали
неотъемлемой частью перспективных пятилетних
и годовых планов развития народного хозяйства.

Согласно ст. 14 Федерального
закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»
(с изменениями от 18 июля 2005 г.) планирование
и организация рационального 
использования земель и их охраны
включают в себя следующие основные
виды работ:

— определение земель, в 
границах которых гражданам и 
юридическим лицам могут быть 
предоставлены земельные участки;

— определение земель, которые 
могут быть включены в специальные 
земельные фонды;

— определение земель, отнесенных 
к категориям и видам, установленным 
законодательством РФ.

Целью
данной работы является рассмотрение
охраны земель.

В соответствии с поставленной
целью задачами работы будут являться
рассмотрение следующих вопросов:

— исследовать использование 
земель, подвергшихся радиоактивному 
и химическому загрязнению.

Общетеоретической базой исследования
послужили труды ученых и ведущих специалистов
в области земельного права: О.Н. Садикова,
М.В. Бархатова, О.И. Крассова, В.Ф. Горбового,
Т.Е.Абовой, А.Ю.Кабалкина, Р. Галиева, С.А.
Боголюбов, И.О. Красновой, А.В. Мазурова,
Б.В. Ерофеев, Е.А. Галиновской, Е.В. Романовой,
Л.П. Сергеева, Ю.К. Толстого, Е.А. Суханова
и многих других.

Земля в Российской Федерации охраняется
как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно
осуществляться способами, обеспечивающими 
сохранение экологических систем, способности 
земли быть средством производства
в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве, основой осуществления 
хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации,
загрязнения, захламления, нарушения 
земель, других негативных (вредных) 
воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения 
и восстановления земель, подвергшихся 
деградации, загрязнению, захламлению, 
нарушению, другим негативным (вредным) 
воздействиям хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование 
охраны земель составляет одну из главных 
задач земельного законодательства.

Земля постоянно подвержена
естественным природным воздействиям.
Использование земли практически 
всегда связано с негативным влиянием
на состояние ее природных свойств 
со стороны людей.

Под деградацией земель понимается совокупность
процессов, приводящих к изменению и в
конечном счете прекращению функций почвы.
Деградированными признаются земли, на
которых в результате антропогенных или
природных факторов происходят стабильные
негативные процессы изменения состояния
почв.

Деградация — наиболее тяжелый 
вид последствий вредного воздействия 
на землю. Крайней степенью деградации
земель считается потеря почвенного
покрова. Поэтому проведение мер 
по предотвращению деградации признается
существенной обязанностью всех, кто 
своей деятельностью воздействует
на землю и тем самым, в ближайшем 
или отдаленном времени, создает 
опасность деградации.

В целях повышения эффективности 
мероприятий по предотвращению и 
ликвидации последствий деградации
выделены два типа ухудшения качества
земель.

Технологическая (эксплуатационная) деградация
земель — это нарушение земель вследствие
самых различных (кроме сельскохозяйственных)
видов эксплуатации ее поверхности. Нарушение
земель — это механическое разрушение
почвенного покрова.      
Нарушенными называются земли, утратившие
свою хозяйственную ценность или являющиеся
источником отрицательного воздействия
на окружающую среду в связи с нарушением
почвенного покрова, гидрологического
режима и образованием техногенного рельефа
в результате производственной деятельности.
К ним относятся все земли со снятым или
перекрытым почвенным покровом и не пригодные
для использования в целях выращивания
сельскохозяйственных или иных растений.

Нарушение земель наиболее
часто является следствием строительных,
геологоразведочных работ, добычи полезных
ископаемых. Кроме того, к технологической 
деградации приводят указанные комментируемой
статьей загрязнения радиоактивными
и химическими веществами, захламление 
отходами производства и потребления
и другие загрязнения.

Другой вид деградации — физическая (земледельческая)
деградация. Она является следствием низкой
культуры ведения сельского хозяйства,
приводящей к снижению плодородия почв.
Физическая деградация чаще всего становится
причиной водной, ветровой эрозии почвы,
ее засоления или заболачивания и др.

Ст. 12 ЗК РФ установлены требования по
предотвращению как технологической,
так и физической деградации.

Глава 2 ЗК РФ, в целом, следует основным
принципиальным положениям прежнего ЗК
в области регулирования охраны земель.
Согласно понятию, установленному прежним
земельным законодательством, охрана
земель включала в себя систему правовых,
организационных, экономических и других
мероприятий, направленных, в частности,
на защиту от вредных воздействий, а также
на восстановление продуктивности земель
и на воспроизводство и повышение плодородия
почв.

Регулирование
охраны земли выстраивается и в соответствии
с общими принципами земельного законодательства,
закрепленными ЗК, такими как учет значения
земли как основы жизни и деятельности
человека, согласно которому регулирование
отношений по использованию и охране земли
осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей составной части
природы; приоритет охраны земли как важнейшего
компонента окружающей среды и средства
производства в сельском хозяйстве и лесном
хозяйстве над использованием земли в
качестве недвижимого имущества и др.
(см. ст.1 ЗК).

Поскольку нормы главы 2 ЗК
устанавливают основные и наиболее
общие положения об охране земель
в Российской Федерации, они должны
конкретизироваться иными, как федеральными,
так и нормативными, актами субъектов 
РФ.

Понятие, правовое положение, инфраструктура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2014 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что основы рыночной экономики предусматривают полную хозяйственную самостоятельность предприятий и организаций, которые функционируют в народном хозяйстве, вступая при этом в разнообразные производственные, хозяйственные и другие связи.Все эти общественные отношения (как между предприятиями и организациями — непосредственными товаропроизводителями, так и между ними и государственными и другими органами) нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают характер правоотношений.

Введение 1 Понятие торговых бирж. 1.1 Основные виды сделок, биржевые товары, котировки. 1.2. Понятийный аппарат биржевой деятельности 2. Правовой статус бирж. 2.1. организационно-правовые формы 2.2. Лицензирование деятельности товарных бирж 2.3. Ограничения правоспособности бирж 2.4. Реорганизация бирж 2.5. банкротство товарной биржи. 2.6. Отзыв лицензии деятельности бирж 2.7. Правовое регулирование биржи.3. Инфраструктура. 3.1. Организаторы торгов 3.2. Профессиональные и непрофессиональные участники торговли ЗаключениеСписок использованной литературы.

Оцените статью
Добавить комментарий