- Биография алексея венецианова
- Выставка венецианова открылась в третьяковке: красота несказанная
- Звание художника
- Личное счастье
- Мастерская художника алексея венецианова в петербурге
- Московский самоучка
- Неугодный издатель
- Первый шедевр
- Просветительская деятельность
- Самые известные картины алексея венецианова
- Спад в творческой жизни
- Трудная жизнь в столице
- Успех и поражение
Биография алексея венецианова
Алексей Венецианов появился на свет 18 февраля 1780 года в купеческой семье, несколькими десятилетиями ранее переселившейся в Россию из Греции. Отец художника занимался продажей смородины, луковиц тюльпанов и произведений искусства. Свидетельств о детстве будущего художника практически не осталось.
Известно лишь, что он с ранних лет проявлял интерес к рисованию и нашел возможность у кого-то учиться: написанные в юношеском возрасте произведения уже свидетельствуют о серьезной подготовке. Не исключено, что уроки талантливому мальчику давал Федор Рокотов, живший на той же улице.
В 1807 году Венецианов поступает на государственную службу и одновременно становится учеником Владимира Боровиковского. Еще через несколько лет он получает звание академика — как раз накануне вторжения Наполеона. После войны художник женится на обедневшей дворянке, а в 1819 году, оставив службу, переезжает в деревню и полностью посвящает себя искусству.
После войны с Наполеоном русское искусство обращает внимание на простой народ, который сумел одолеть захватчиков. Этот интерес в итоге развивается в сентиментализм, воспевающий и поэтизирующий простые радости сельской жизни.
Тема крестьянства становится одной из главных в творчестве Венецианова. Он не только писал крестьянских девушек и детей, но и открыл художественную школу для одаренных мальчиков. Вместо копирования образцов, как в Академии, дети учились рисовать с натуры и даже работать на пленэре, что было невиданным новшеством для того времени. Некоторых из учеников Венецианов выкупал из крепостничества.
На школу и заботу о талантливых учениках уходили все средства мастера. В итоге он совсем обеднел, его имение было заложено, а две дочери художника остались бесприданницами и не смогли выйти замуж. Умер Венецианов по трагической случайности. 16 декабря 1847 года он повез в Тверь эскизы икон для церкви. В дороге лошади понесли, и художник выпал из саней, запутавшись в вожжах.
Выставка венецианова открылась в третьяковке: красота несказанная
В залы музея со всех краев России собрали около 80 произведений самого мастера, а также наиболее любопытные работы его учеников, включая Григория Сороку. В заголовок выставки кураторы выбрали слово «тишина» — выбор этот удачен, действительно, прогуливаясь по выставке Венецианова, ты попадаешь в медленный, нежный и очень тихий иной мир, при этом такой родной нам.
Экспозиция разместилась на третьем этаже Инженерного корпуса (этажом ниже до 9 января идет выставка «Фотограф Николай Андреев. Мастер пикториализма» раннего русского фотографа, куда тоже очень рекомендую заглянуть).
Как извинялись кураторы на презентации, им хотелось собрать «всего» Венецианова, но из-за ковида даты открытия выставки пришлось переносить. Из-за этого сроки ее проведения совпали с проектом «Мечты о свободе» (в ГТГ уже закончилось, я рассказывала здесь), которая сейчас идет в Дрездене; на ней гостят несколько хрестоматийных полотен Венецианова, включая «Лето» и «Спящий пастушок».
Конечно, жалко, что выставка из-за отсутствия пары «хитов» не полна, однако мы их отлично знаем, и потом можем посмотреть в постоянной экспозиции. А здесь теперь мы можем увидеть множество работ Венецианова, которые обычно таятся в фондах ГТГ и ГРМ, или находятся в еще более дальних городах.
Ранний период творчества Венецианова (зал сразу справа): из забавного тут две копии эрмитажных картин, выполненных Венециановым, одна — с Мурильо, другая с Луки Джордано. Уровень весьма хорош (1811 год).
Эта французская картина кисти Ф. Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» (1818, ГЭ) весьма важна для истории русского искусства. Венецианов, увидя ее, был поражен тем, как здесь устроен рассеянный свет. И начал свои эксперименты над интерьерной живописью. Результатом их станет «Гумно», выставленное тут напротив.
А вот продолжение темы гумна — одноименная картина кисти Григория Сороки (1843?, ГРМ). То умение видеть свет, которому Венецианов учил своих учеников, необыкновенно (не побоюсь этого слова) прелестно и мило.
Венециановских маленьких шедевров очень много, но мне бы хотелось показать вам и те работы его учеников, которые не на слуху. Жемчужный колорит оказался у этого «Крестьянского мальчика с лучиной» (начало 1830-х, ГТГ) кисти Лавра Кузьмича Плахова.
Несколько произведений, как это, прибыло из Дворца Конгрессов в Стрельне (из дара Алишера Усманова, то есть это должна быть бывшая коллекция Ростроповича-Вишневской).
Неизвестный художник. «Маленький мальчик, надувающий мыльные пузыри». Дворец Конгрессов в Стрельне
Неизвестный художник. «Солдат и крестьянская девушка». Оттуда же
Из закромов достал своего Венецианова и ГМИИ им. А.С. Пушкина, что удивительно. Причем это вещи не из Отдела частных коллекций (как обычно это там бывает с «русскими» вещами), а сложнее. Например, этот «Васютка с Максихи» был подарен императором Николаем I своему тестю, Фридриху Вильгельму III Прусскому, который держал милую картину в своем рабочем кабинете в замке Бабельсберг в Потсдаме. В Пушкинском музее она, соответственно, с 1946 года.
Целая стена отведена пейзажам Григория Сороки, одного из любимейших моих русских художников, хрустальной чистоты живописца.
Фрагмент одного из его пейзажей.
Второй, крупный зал, наполнен более парадными произведениями. При входе нас встречает хрестоматийное, из учебников. В отличие от большинства других картин «из учебников», которые я, очень усталый от искусства человек, могу охарактеризовать только ёмким глаголом Владимира Алексеевича Гиляровского «обрыдло», эта все также продолжает наполнять душу теплом и спокойствием. Как он этот делает, Венецианов?!
«Крестьянская девушка с башмачками в руке» (1844, ГРМ) — это же почти Мадонна. О! Вот, поняла, тишина и безмолвие Венецианова — оно такое же, как у итальянцев Проторенессанса. И его девушки с серпами и молотилками — это наши святые девы и богоматери, только вместо золота на фоне — рожь или сенокос.
В этом зале работы Венецианова тоже перемешены с произведениями его школы. Известно, что часто на их работы продавцы ставили его фамилию, чтобы дороже продать. В советское время искусствовед Татьяна Алексеева провела большую работу по разделению «очень большого наследия Венецианова» на «просто большое наследие Венецианова» и много-много маленьких наследий других очень хороших художников, приобретших свою индивидуальность для нас, зрителей.
В этом зале есть еще Сорока, вот фрагмент одного из его пейзажей, опять вид имения Островки.
Отдельная группа — маленькие и уютные картины, изображающие интерьеры. На этой картине Капитона Зеленцова человек гладит собаку. Вам тоже кажется, что на настоящую собаку у живописца не хватило навыка, и он написал увеличенную фарфоровую статуэтку?
Фрагмент другой картины того же автора. Все это образец жанра Zimmerbilder («портреты комнат») изобретенного немцами в это время. Очень люблю уютность картин подобного рода.
Еще одна комната кисти Капитона Зеленцова. Надо, пожалуй, изучить его наследие поподробней.
Это моя любимая «Диванная» из Псковского музея работы анонимного автора. Буду выкладывать её крупно фрагменты, а также другие некоторые экспонаты деталями в свой инстаграмм, кто не читает, следите.
Евграф Крендовский. «Сборы на охоту».
К выставке издан каталог, в который, что очень хорошо, вошло еще больше работ, чем представлено на выставке. Например, там напечатано несколько известных картин Александры Венециановой, дочери художника, писавшей в манере отца. А вот ее портреты, один из них с сестрой.
И хрестоматийные «головки» Венецианова оказывается рассматривать чрезвычайно интересно. Он обладал удивительным сочетанием гармоничного совершенства с какой-то «неловкостью», крайне обаятельной застылости, которая обычно у примитивистов и примитивов бросается в глаза из-за отсутствия поставленной руки. Венецианова причислить к их числу нельзя, он мастер высочайшего уровня. Но при этом, в отличие от многих художников начала 19 века, он не прошел выучки в Академии, его не ломали под «общий» холодный академический стандарт. Учеба у частных преподавателей, не на конвейере, пошла ему на пользу и сохранило это обаяние его кисти.
«Сенокос» Венецианова. Вглядитесь в его детали, далее даю крупно.
Отдельный раздел выставки посвящен портретам.
Капитон Зенцов. «Мальчик с кувшином». ГТГ
Даже, можно сказать, парадным портретам.
Григорий Сорока. Портрет А.П. Милюковой. ГИМ
Здесь девушка с васильками сопоставлена с портретом дворянки на заднем плане ровно в той же позе, думаю, намеренно. Ловить переклички интересно.
А. Венецианов. «Спящая девушка». Нижегородский художественный музей
На этой стене выставлены две нетипичные работы Венецианова, во-первых, они больно яркие, во-вторых, на сложносочиненный сюжет: одна посвящена причащению умирающего, вторая — проводам рекрута в армию.
Покинув большой зал, не забудьте заглянуть в маленький зальчик, спрятавшийся внизу слева. Туда целомудренно запхнули венециановских «венусов». Известно, что он, самовластный крепостник, заставлял своих крестьянок позировать в голом виде. Что испытывали при этом крестьянки, можно прочитать на их лицах. А вот коллеги-художники ему очень завидовали: им, бедным горожанам, приходилось тратить деньги на найм профессиональных натурщиц, что было больно расходно.
До 6 февраля 2022 года
https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/aleksey-venetsianov-prostranstvo-svet-i-tishina/
Звание художника
Все это несколько обескуражило Венецианова, он решил оставить службу в почтовой канцелярии и
Портрет К И. Толовачевского, инспектора А.кадемии художеств, с тремя воспитанниками. 1811
перешел в Лесной департамент Ведомства государственных имуществ на должность землемера.
Одновременно с этим Алексей Гаврилович задумал получить официальное звание художника. Будучи учеником Боровиковского, который никогда не учился в Академии художеств, Венецианов также не помышлял о поступлении в это знаменитое образовательное учреждение.
Однако по уставу Академии даже те, кто никогда не являлся ее студентами, тоже имели право получить звание академика живописи. Для этого они представляли на конкурс свои картины, после чего получали (или не получали) от комиссии разрешение быть «назначенным» на соискание звания академика.
Венецианов предложил «Автопортрет» (1811, Государственная Третьяковская галерея, Москва), что являлось странным и дерзким поступком. Никому не известный художник на соискание «назначенного» на звание академика вдруг представил собственное не яркое, не парадное, а, наоборот, скромное изображение.
С небольшого поясного портрета на фоне условного пейзажа смотрит простоватое лицо в скромных очках. Алексей Гаврилович с одухотворенным взглядом, словно задумавшись, застыл с палитрой и кистью в руках. Однако в академическом совете на тот момент состояли профессионалы живописи и в этой, казалось бы, простой работе они увидели и четкое композиционное равновесие, и характер модели, и продуманное колористическое решение.
Алексей Гаврилович получил звание «назначенного» и официальное задание: он должен был написать портрет определенного преподавателя Академии художеств. Волей случая этим человеком оказался мастер, которого Венецианов хорошо знал.
Личное счастье
После окончания воины художник мало занимался творчеством, предпочитая одинокие прогулки по городу темными вечерами. В 1815 в его жизни неожиданно произошли кардинальные изменения. Тридцатипятилетний академик живописи, считавший себя закоренелым холостяком, увлекся Марфой Афанасьевной Азарьевой и вскоре женился на ней.
Эта женщина происходила из бедного дворянского рода, у ее родителей было имение в Тверской губернии, куда они и пригласили молодоженов погостить после свадьбы. И когда Венецианов, видевший в своей жизни только Москву и Петербург, оказался среди густых, холодных и влажных лесов, он тут же осознал, что хочет остаться в этом краю навсегда.
Пока семья жила в Петербурге, Алексей Гаврилович ступного по деньгам имения и, кроме того, продолжа/ работать в департаменте Лесного хозяйства. Супруга родила ему двух дочерей — Александру и Фелицату при этом бедная женщина постоянно болела, чувству? себя плохо из-за промозглого столичного климата.
Наконец художник приобрел небольшое имение Сафон-ково в Тверской губернии и стал не спеша готовиться к переселению. Но однажды Алексей Гаврилович, возвращаясь с работы, оступился на скользкой петербургской мостовой, упал и сломал руку. Кормилец больше не мог больше выходить на службу, ему пришлось уволиться, поэтому семья немедленно покинула Петербург и отправилась в свое имение.
Весной 1819 Венециановы начали новую счастливую жизнь среди тверских лесов. Алексей Гаврилович занимался сельским хозяйством, вникая в тонкости мелиорации и четырехпольной пахоты, животноводства и даже устройства маслобойни. Новоиспеченный помещик постоянно общался с крестьянами, наблюдал за ними, их бытом и работой. Такие перемены в жизни привнесли свежую струю в творчество художника.
Мастерская художника алексея венецианова в петербурге
С Академией художеств Венецианов, став известным художником, так и не подружился, хотя она и удостоила его каких-то наград. Он обучал учеников сам, в своем имении и в городской квартире, подбирая ребят изо всех сословий с мало-мальским талантом. Всего через школу Венецианова прошли около 60 человек — колоссальное число, если помнить, что он делал все сам и на свои личные деньги.
Один из его учеников — Александр Алексеев, которого Венецианов нашел работником в деревне князя Путятина и умолил его владелицу дать мальчику вольную. Алексеев запечатлел на этом полотне мастерскую Венецианова в столице (видимо, в доме канатного фабриканта Гильмора, где мастер снимал помещения).
Среди слепков с античных статуй в просторном светлом помещении можно разглядеть натурщицу в сарафане и кокошнике. Один из учеников рисует гипсовые слепки, другой осматривает скульптуру (вероятно, это художник Никифор Крылов). Слева изображен Алексей Тыранов, набрасывающий эскиз с натурщицы. К нему направляется сам Алексеев с намерением сесть рядом.
Ровно в центре картины, в точке схода всех перспективных линий, художник написал гипсовую копию бюста Аполлона Бельведерского, властителя муз, как некий идейный центр работы. Самого Венецианова на картине нет (на несколько месяцев он оставил учеников одних в этой квартире, уехав в деревню), но его метод преподавания запечатлен в действии.
Московский самоучка
Будущий классик русского изобразительного искусства Алексей Гаврилович Венецианов родился 7 февраля 1780 в небогатой купеческой семье в Москве. По семейному преданию, род Венециано происходил из Греции. Первым местом их проживания в России считается город Нежин, откуда отец Алексея, Гаврила Юрьевич, очевидно, и переехал в свое время в Москву.
Он был купцом средней руки и торговал цветами, ягодами, вареньем и различными саженцами. Но кроме этих сельскохозяйственных товаров, привозимых в Москву из близлежащих деревень, он продавал и картины, «деланные сухими красками, в золотых рамах за стеклами». В ту пору в Москве было много художников-самоучек, которые, возможно, поставляли ему свои нехитрые творения.
Алексей Венецианов обучался в частном пансионе, в котором помимо необходимых наук преподавали и рисование. Известно, что с малых лет мальчик занимался живописью с Прохорычем — дядькой-наставником из более низкого сословия. Учитель и ученик выпо-ня-ли свои картины преимущественно в технике пасте.ш.
Семья Венециановых проживала в Москве на Воронцовской улице, там же находился дом знаменитого портретиста Ф. С. Рокотова. В русском искусстве конца XVIII века именно жанр портрета был наиболее развит, и Алеша хотел научиться писать в нем. Однако в те годы молодой человек относился к живописи скорее как к увлечению.
По наставлению отца юноша поступил чертежником в землемерное управление и рисовал изредка, пытаясь научиться писать портреты масляными красками, как это делали известные ему московские мастера. Но мечтал Венецианов, по всей видимости, совсем о другом поприще, так как вскоре объявил родителям, что намерен уехать в Петербург и начать новую жизнь в столице. Запрещать старшему сыну покидать отчий дом Гаврила Юрьевич не стал.
Неугодный издатель
Во временем мировоззрение Венецианова во многом серьезно изменилось. Как и многих деятелей искусства, его стали волновать проблемы социального и нравственного характера. В декабре 1807 Алексей Гаврилович начал выпускать «Журнал карикатур». Желая как можно четче обозначить цели издания, он поместил в него эпиграф:
«Смех исправляет нравы». Новый журнал представлял собой эстампы с гравюр и листы с подписями к картинкам. Это были различные карикатуры и аллегорические отображения пороков современного художнику общества. Большинство сюжетов иллюстрировали сочинения знаменитого поэта Г. Р. Державина.
Сатирический журнал Венецианова заинтересовал многих читателей и имел внушительный подписной лист. Но уже в январе 1809 оттиск с новой гравюры «Вельможа» с изображением разжиревшего ленивого дворянина и унижающихся просителей — израненного солдата и вдовы с ребенком — не прошел цензуру, вызвав недовольство министров внутренних дел и просвещения.
С возмущенными комментариями те отправили эстамп в канцелярию императора Александра I. Царь тут же издал указ о закрытии журнала, изъятии всех номеров из продажи и повелел автору стереть все изображения с медных гравировальных досок. Обличительные и остроумные сюжеты художника настолько испугали власть имущих, что издателю было настоятельно порекомендовано обратиться к своей непосредственной, то есть почтовой, деятельности.
Первый шедевр
Вскоре Венецианов задумал создать многофигурную композицию, в которой деятельность людей была рьере. Картину «Гумно» (1821—1822, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Алексей Гаврилович писал с натуры. Желая осветить помещение, причем естественным образом, он приказал крестьянам выпилить переднюю стенку.
Живописец оставил на первом плане полотна края свежеспиленных бревен, а в центре на полу поместил метлу и щетку, сделав их своеобразной точкой отсчета измерения глубины помещения. Внутри гумна находятся крестьяне, орудия и результаты их работы и даже лошади.
Слева на первом плане изображена сидящая крестьянка, которая отложила в сторону серп и устало перематывает онучи. Возле запряженной лошади остановился молодой мужчина, лениво наблюдающий за своей товаркой. С правой стороны мужики выводят из гумна другую запряженную лошадь.
У этой же стены размещена группа крестьян. На переднем плане сидит пожилой бородатый мужчина в зипуне и лаптях, а рядом с ним расположились три женщины. Одна из них, задумчиво прислонившись спиной к стене, грустно смотрит куда-то вперед. Мягкий рассеянный свет, нечеткие тени на полу, подчеркивающиеся тонкими темными линями висящих на стене ременных кнутов, и удаляющиеся к противоположной стене горизонтали сложенных бревен придают всей работе благостное настроение и оставляют впечатление размеренности крестьянского труда.
Просветительская деятельность
Сам мастер мало писал в эти трудные годы жизни и в основном занимался просветительской деятельностью. К этому времени он перебрался в Петербург, на Заячий остров, взяв с собой лучших учеников (так живописец поступал каждый раз, когда ему было необходимо надолго покинуть имение).
Алексей Гаврилович был одним из первых русских художников, который стал публиковать свои критические статьи, посвященные искусству современных ему мастеров живописи. В этот период он сблизился со многими известными творческими людьми своего времени, такими как П. К. Клодт, Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов и даже К. П. Брюллов, с которым вскоре искренне подружился.
Уже пожилой художник, давший себе зарок не писать заказных портретов, теперь с большим удовольствием создавал образы своих новых друзей и коллег. Одной из его удачных «некрестьянских» работ можно назвать «Портрет В. П. Кочубея» (1831—1834, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Этого высокопоставленного государственного чиновника, страстного коллекционера и любителя отечественного искусства Венецианов знал уже давно. Кочубей, собравший в своем доме галерею живописи, охотно демонстрировал ее практически всем желающим. Канцлер изображен сидящим за письменным столом в гостиной своего столичного особняка. Лицо мужчины спокойно и бесстрастно.
Отлично передана перспектива помещения, и лаконично выдержан в цветовом соотношении его классицистический интерьер, украшенный портретами и мраморными колоннами с дорическими капителями. Через окна падает холодный рассеянный свет, который придает всему полотну строгость.
Парадный портрет Кочубея в исполнении Венецианова — самый точный по характеристике богатого, влиятельного и образованного дворянина. В то же время работа наименее яркая и торжественная среди множества полотен этого жанра, созданных в те же годы различными коллегами художника.
Самые известные картины алексея венецианова
Многие, услышав о Венецианове, сразу вспоминают образ молодой крестьянки, идущей с лошадьми по полю. Это картина «На пашне. Весна», входящая в цикл о временах года. Несмотря на реалистичный контекст, она выглядит как вневременное изображение вечности, а крестьянский труд здесь приобретает сакральное значение.
Еще один шедевр Венецианова — картина «Гумно». Именно с нее начинается самобытный этап в творчестве мастера. Чтобы изобразить этот интерьер с искусно выстроенной перспективой и наполнить его светом, художник приказал выпилить переднюю стенку гумна. Изнурительная работа над шедевром стала причиной болезни, зато его приобрел сам император.
Картина «Жнецы» изображает мать и сына, которые любуются севшими на руку женщины бабочками. Венецианов подсмотрел эту сцену в жизни, после чего попросил работников позировать ему. Произведение воспевает красоту этого мира, которую чувствуют даже неграмотные крестьяне. Был написан и отдельный портрет мальчика — «Захарка».
Живопись старых мастеров дает нам возможность заглянуть в давно ушедшую эпоху и понять, чем ее представители были похожими на нас, а чем отличались. Если вы хотите приобрести старинную картину, выбирайте ее на сайте Very Important Lot! Здесь регулярно проводятся аукционы, на которых можно купить произведения искусства отечественных и зарубежных художников.
Спад в творческой жизни
В начале зимы 1836 Алексея Гавриловича разбил паралич, но уже через месяц чувствительность рук и ног вернулась. Врачи запретили Венецианову работать, рекомендуя больше бывать на свежем воздухе, и он всю зиму и начало холодной весны бесцельно бродил по улицам Петербурга, мечтая вернуться в Сафон-ково.
На академических выставках больше не было его картин, а в прессе не появлялись вдумчивые критические статьи. Но не только последствтглш болезни объяснялся творческий кризис мастера. Начатая Венециановым и продолженная его учениками тема народных образов в русской живописи теперь получила большую популярность.
Каждый, даже малоспособный, художник хотя бы в одной своей картине стремился представить крестьян, но сильно приукрашенных, счастливых, довольных и бездушных. Алексей Гаврилович был растерян не только из-за самой волны лженародности, но и из-за одобрения лженародных полотен прессой и даже Обществом поощрения художников.
Правда жизни русских крестьян оказалась никому не нужна, ценились милые и красивые бытовые сценки с их участием. Поэтому Венецианов вдруг почувствовал неуверенность в своих мыслях и силах, однако без творчества он себя не мыслил и все же стремился остаться мастером «народной живописи».
В полотне «Возвращение солдата» (1830-е, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) художник изобразил спокойных крестьян и солдата с ребенком на руках. Удивительно, но в этом, казалось бы, таком знакомом Венецианову сюжете нет и намека на эмоции и жизненную правду. Большинство видных коллег-живописцев не одобрили эту картину.
При всей хвалебной критике в прессе Венецианов считал свое творение неудачным, но впереди его ждал еще больший провал.
Трудная жизнь в столице
Перед отъездом Алексей создал «Портрет А. Л. Венециановой, матери художника» (1802, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), написанный масляными красками. Автор представил Анну Лукиничну так же, как Рокотов представлял своих моделей, — в «туше» (своеобразном дымчатом ореоле).
Она изображена в чепце с сияющими золотистыми лентами и красном переливчатом шелковом платье. В руках — сложенный веер, который выходит за пределы картины. В полотне почти не ощущается пространство, фигура Венециановой кажется уплощенной, но зато с особой тщательностью выписаны оборки шали и складки платья, а также нежно обозначены теплые рефлексы на руках и лице.
Губы женщины сомкнуты в полуулыбке, прекрасно передан мягкий взгляд темных глаз, во всем облике читаются некоторое смущение и растерянность. Этот портрет художник взял с собой в Северную столицу, благодаря чему работа сохранилась, а не погибла во время пожара 1812 в Москве.
Весной 1802 Алексей Гаврилович прибыл в Петербург. Он пытался зарабатывать на жизнь созданием картин в технике пастели, о чем и подал объявления в местные газеты. Однако удача не улыбалась наивному москвичу. В столице проживало много русских и иностранных живописцев, а также студентов Петербургской Академии художеств — и все стремились получить заказы с помощью рекомендаций и связей. В конце концов Венецианов был вынужден снова устроиться чертежником, но на сей раз в почтовую канцелярию.
В свободное время молодой человек продолжал совершенствоваться в области живописи, и спустя один-два года у него стали появляться заказы. Одной из первых столичных работ является «Портрет молодого человека в испанском костюме» (1804, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), выполненный пастелью.
Черноволосый обаятельный мужчина, прищурившись, взирает на зрителей. Сияющие детали синего шелкового маскарадного костюма и рефлексы отороченного тонким прозрачным кружевом белого воротника делают картину нарядной и праздничной. Гармоничный колорит и продуманное решение освещения — условный нейтральный серый фон за спиной мужчины и глубокие темные тени, подчеркивающие мягкий боковой свет, — создают впечатление некоторой объемности фигуры. В портрете присутствует все та же легкая таинственная дымка, отчего юноша кажется романтичным театральным героем.
Успех и поражение
«Закончив «Гумно», Венецианов почувствовал себя опустошенным и вскоре заболел. Постепенно его физическое здоровье восстановилось, но нервозность с каждым днем усиливалась. Художник решил отправить свои последние работы в Петербург на академическую выставку.
Реализация этой задумки отнимала у него все эмоциональные силы — мастер переживал, как его произведения будут восприняты. Дело в том, что в Академии художеств «.. .было в действии строгое предписание 1763 года о том, что ученикам, дабы не «испортить» глаз, не дозволялось даже видеть, не то что писать простых мужиков» .
Одной из них являлась работа «Вот те и батькин обед» (1824, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Ее главный герой — трогательный босоногий мальчуган, расстроено вздыхающий над разлитым обедом, который он, очевидно, нес своему отцу. В этом камерном сюжете столько нежности, тепла и доброго юмора, что его успех неудивителен. Так же положительно были приняты и остальные представленные на академической выставке полотна Венецианова.
Очень многие, в том числе титулованные, господа теперь изъявили свое желание покровительствовать малоизвестному, но явно одаренному художнику. Он услышал также немало лестных отзывов профессионалов о своих работах. Вскоре закончилась академическая выставка, но Алексей Гаврилович не спешил возвращаться в имение.
Почувствовав успех и осознав масштаб своего художественного мастерства, он вознамерился добиться следующего академического звания — профессора перспективной живописи. Венецианов вызвал к себе на съемную квартиру супругу с дочерьми и слугами. Однако, несмотря на многочисленные обещания о помощи и покровительстве, жить семье было практически не на что.
Вскоре Венецианов получил от Академии программу, которую должен был выполнить на соискание звания профессора, и принялся за работу. Всю холодную осень 1824, зиму и начало весны 1825 мастер пытался доказать академическим чиновникам свою профессиональную состоятельность, но все четыре предложенных им эскиза перспективного вида
Невского монастыря были отклонены. Измученный неудачами и продолжительными болезнями жены и дочерей, Алексей Гаврилович принял решение вернуться в свое тверское имение.