Как сделать анализ текста в литературе и Как сделать анализ текста

Как сделать анализ текста в литературе и Как сделать анализ текста Кабинет автора

Некоторые могут утверждать, что значение литературного анализа в том, чтобы научиться правильно писать, но на самом деле умение анализировать литературные произведения помогает отточить навыки критического мышления и обучает мыслить более объективно. Писать анализ произведения по литературе от лица его автора неправильно. Важно осмотреть произведение с разных сторон, глубоко и отдаленно.

Анализ текста — это всестороннее исследование связного смыслового отрезка речи, выяснение его темы и идеи, стиля и типа речи, композиции, средств связи между предложениями, указание художественных тропов.

Узнаем, что такое текст в русском языке, в какой последовательности следует выполнить анализ текста. Приведем примеры.

Прежде чем анализировать текст, необходимо выявить его характерные признаки, на которые в первую очередь следует обратить внимание.

Что такое текст?

Наша речь складывается из звуков, которые, сочетаясь между собой в определённой последовательности, фонетически оформляют слова. Слова принимают соответствующую грамматическую форму и по смыслу высказывания объединяются в предложение. Предложение — это минимальная единица текста. Чтобы отдельные предложения можно было назвать термином «текст»,  они должны быть посвящены общей теме и выражать главный замысел автора — идею.

С этой точки зрения дадим следующее определение:

Текст — это содержательный отрезок речи, в котором предложения связаны между собой темой и основной мыслью — идеей.

Как сделать анализ текста в литературе и Как сделать анализ текста

Как делать анализ произведения по литературе

Как делать анализ произведения по литературе учат в школе начиная с 5 класса. Свои навыки художественного анализа ученик должен продемонстрировать на экзамене в старших классах. Сочинение является допуском к государственному экзамену, поэтому важно хорошо подготовиться к его написанию.

Композиция сочинения

Анализ эпизода текста должен состоять из нескольких частей.

Как правило, сочинение делится на 3 части:

В школе объясняют, как правильно писать анализ произведения. Но у таких работ нет четкого плана, кроме композиции сочинения.

Примерный план

Чтобы правильно написать работу, нужно придерживаться примерного плана, как сделать анализ рассказа.

Что должно присутствовать в сочинении:

В конце можно выразить свою точку зрения. Составлять заключение можно с помощью таких фраз как «мне кажется», «по моему мнению», «я считаю» и т. д.

Рекомендации к работе

Чтобы написать удачное сочинение, нужно придерживаться рекомендаций к написанию, которые предлагает учитель.

Некоторые из них:

Также не рекомендуется упускать повторяющиеся детали, хотя их порой бывает сложно заметить. Они могут нести большой смысл, который влияет на понимание текста.

Пример, как сделать целостный анализ текста по литературе по образцу

Как сделать целостный анализ текста по литературе учат в школе с начальных классов. Этот навык укрепляется и оттачивается с годами. В выпускном классе школьник должен показать свое мастерство на экзамене. Качественный и полный разбор текста требуется и раньше: анализ проводят в работах олимпиадного характера, в контрольных заданиях по литературе, поэтому навык необходим современному школьнику.

Последовательность выполнения

Провести полный анализ прозаического текста — значит, исследовать всю структуру произведения. Начиная с фонетического уровня и заканчивая синтаксическим. Но это возможно сделать не с любым текстом. Например, в прозе интереснее разбирать детали, которые использует автор, что хочет ими сказать. Иногда это намного важнее, чем звукопись, которая чаще используется в лирических произведениях, или синтаксические конструкции. Не существует единого плана, по которому следует выполнить анализ стихотворения или рассказа. Рекомендации, которые можно использовать при подготовке к олимпиаде:

Единого плана анализа прозаического произведения, как и стихотворений, не существует. Каждый учитель в классе вправе предложить свой образец разбора произведения.

Нужно понимать — что важно для одного отрывка, может оказаться незначительным для другого. Например, в одном эпизоде в основе лежит оппозиция героев, тогда, делая анализ, нужно отталкиваться от этого утверждения. В другом — может не быть противопоставлений, или быть, но антитеза настолько незначительная, что о ней можно даже не упоминать.

Шаблоны для анализа произведения

Образец, как проанализировать текст по литературе, должен предоставить учитель. Он должен полностью отражать правильный разбор художественного произведения. Для упрощения задачи можно использовать шаблоны:

Кроме таких заготовок, важно использовать и свои размышления, мысли, которые навеяны прочтением произведения.

План для разбора стихотворного текста

Стихотворения анализировать сложнее, потому что нужно тонко чувствовать, что хочет донести автор. Целостный анализ стихотворения включает в себя следующие элементы:

В заключение нужно написать 1−2 предложения, подвести итог всему сказанному.

Стоит помнить, что анализ должен быть связным текстом, как сочинение. Нельзя использовать нумерацию предложений, абзацев и проч.

Анализ любого произведения начинается с восприятия — читателя, слушателя, зрителя. Если рассматривается литературное сочинение, то оно противопоставляется, скорее, другим идеологиям, чем другим искусствам. Слово как таковое является средством не только литературы, но и человеческого языка вообще. Таким образом, основная аналитическая нагрузка падает на обозначение критериев художественности. Анализ произведения — это прежде всего проведение границ между художественным творением и продуктом человеческой деятельности вообще, будь то литература или любое другое искусство.

Составление плана

Анализ художественного произведения требует разграничения его формы и идейного содержания. Идейное содержание — это прежде всего тематика и проблематика. Затем — пафос, то есть эмоциональное отношение художника к изображаемому: трагизм, героика, драматизм, юмор и сатира, сентиментальность или романтика.

Читайте также:  Министерство обороны личный кабинет гражданского персонала. Как научиться использовать личный кабинет ЕРЦ РФ

Художественность заключается в деталях предметной изобразительности, в последовательности и взаимодействии внутренней и внешней деятельности изображаемого во времени и пространстве. А также анализ художественного произведения требует точности в освещении композиционного развития. Это и наблюдение за развитием в порядке, способах, мотивировках повествования или описания изображаемого, в стилистических деталях.

Схемы для анализа

Прежде всего, рассматривается история создания данной работы, обозначается её тематика и проблематика, идейное направление и эмоциональный пафос. Затем исследуется жанр в его традиционности и своеобразии, а также данные художественные образы во всех их внутренних связях. Анализ произведения выводит на передний план обсуждения и характеризует всех центральных персонажей, одновременно проясняя сюжетные линии в особенностях построения конфликтов.

Далее характеризуются пейзажи и портреты, монологи и диалоги, интерьер и обстановка действия. При этом обязательно нужно обращать внимание на словесный строй: анализ литературного произведения требует рассмотрения авторских описаний, повествований, отступлений, рассуждений. То есть предметом изучения становится речь.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

Детали

При анализе обязательно распознаются как композиция произведения и характеристика отдельных образов, так и общая архитектоника. Напоследок обозначается место данного сочинения в творчестве художника и его значимость в отечественной и мировой сокровищнице искусств. Особенно это важно, если производится анализ произведений Лермонтова, Пушкина и других классиков.

Необходимо донести информацию об основных проблемах эпохи и прояснить отношение к ним творца. По пунктам обозначить традиционные и новаторские элементы в работе автора: каковы идеи, тематика и проблематика, каков творческий метод, стиль, жанр. Очень полезно изучить отношение к данному творению ведущих критиков. Так, у Белинского получился практически исчерпывающий анализ произведений Пушкина.

План характеристики персонажа

Во вступлении необходимо определить место персонажа в общей системе образов данного произведения. Главная часть включает в себя прежде всего его характеристику и указание социального типа, материального и общественного положения. Подробно рассматривается внешний облик и не менее обстоятельно — его мировосприятие, мировоззрение, круг интересов, привычки, склонности.

Обязательное исследование характера деятельности и основных устремлений персонажа весьма способствует полному раскрытию образа. Также рассматривается его влияние на окружающий мир — все виды воздействия.

Следующий этап — анализ героя произведения в области чувств. То есть как он относится к окружающим, его внутренние переживания. Анализируется и отношение автора к данному персонажу. Каким образом личность выявляется в произведении. Дана ли характеристика самим автором напрямую, или он сделал это с помощью портрета, предыстории, посредством других персонажей, через поступки исследуемого или его речевую характеристику, с использованием окружающей обстановки или соседей. Заканчивается же анализ произведения обозначением проблемы в обществе, которая привела художника к созданию именно такого образа. Знакомство с персонажем получится достаточно близким и познавательным, если путешествие по тексту провести интересно.

Анализ лирического произведения

Чувства и их эмоциональная окраска, выраженные в стихотворении, динамика в нем господствует или статика — всё это составляет важнейшую часть, которую должен содержать анализ литературного произведения.

Важно при этом обратить внимание на впечатление от стихотворения и проанализировать внутреннюю реакцию. Отметить преобладание общественных либо личных интонаций в произведении.

Род и жанр

В литературе присутствует всего три основных направления:

Всего существует три видовые разновидности литературы:

Основными жанрами произведений являются:

Профессиональные детали

Далее анализ лирического произведения входит в сферу профессиональных деталей: конкретно рассматривается структура словесных образов, их сопоставление, а затем — развитие. Какой путь избрал автор для сопоставления и развития — по контрасту или по сходству, по ассоциации, по смежности или по умозаключению.

Подробно рассматриваются изобразительные средства: метонимия, метафора, аллегория, сравнение, гипербола, символ, сарказм, перифраза и так далее. Особенно необходимо выявить наличие интонационно-синтаксических фигур, таких как анафоры, антитезы, эпитеты, инверсии, риторические вопросы, обращения и восклицания.

Схема анализа произведения живописи

Сначала указывается автор и название картины, место и время её создания, история и воплощение замысла. Рассматриваются причины выбора модели. Обозначаются стиль и направление данного произведения. Определяется вид живописи: станковая она или монументальная, фреска, темпера или мозаика.

Объясняется выбор материала: масло, акварель, тушь, гуашь, пастель — и характерен ли он для художника. Анализ художественного произведения предполагает и определение жанра: портрет, пейзаж, историческая живопись, натюрморт, панорама или диорама, марина, иконопись, бытовой жанр или мифологический. Также следует заметить его характерность для художника. Донести живописный сюжет или символическое содержание, если таковые наблюдаются.

Далее следуют главные характеристики, которых требует анализ художественного произведения. Живописные: цвет и свет, объём и плоскостность, колорит, линия и художественное пространство. Необходимо обратить внимание на детали и напоследок поделиться впечатлениями личного свойства, полученными при просмотре.

Так же как и предусматривает анализ произведения живописи, для скульптуры сначала указывается автор и название, время создания, место, история замысла и воплощение его в жизнь. Обозначаются стиль и направление.

Читайте также:  Публикация в журнале Scopus (Скопус), опубликовать статью

Теперь необходимо определить вид скульптуры: круглая, монументальная или мелкая пластика, рельеф или его разновидности (барельеф или горельеф), герма или скульптурный портрет и так далее.

Описывается выбор модели — это существующий в реальности человек, животное или его аллегорический образ. А может быть произведение является полностью фантазией скульптора.

Обсуждается пластика как язык телодвижений, моделировка света и тени, взаимодействие скульптуры с окружающей средой, цвет или раскраска и цветовой фон, световые эффекты, использование подсветки и прочие средства художественной выразительности.

Для полного анализа нужно определить, является ли скульптура элементом архитектуры, или она отдельно стоящая. Затем рассмотреть авторский выбор материала и то, чем он обусловлен. Мрамор это, гранит, бронза, дерево или глина. Выявить национальные особенности работы и, наконец, передать личное отношение и восприятие. Анализ произведения скульптора окончен. Схожим образом рассматриваются и объекты архитектуры.

Анализ музыкального произведения

Музыкальное искусство для раскрытия жизненных явлений располагает специфическими средствами. Здесь определяются связи между образным смыслом музыки и ее структурой, а также средствами, которые использованы композитором. Эти особенные черты выразительности и призван обозначить анализ музыкального произведения. Более того, он должен сам стать средством для развития эстетических и этических качеств личности.

Для начала необходимо выяснение музыкального содержания, идеи и концепции произведения. А также его роли в воспитании чувственного познания полной картины мира. Затем нужно определить, какие выразительные средства музыкального языка сформировали смысловое содержание произведения, какие интонационные находки применил композитор.

Тема

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивают читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать ее замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым ее дочь не обретет счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наемный труд. Героиня сделала девушек, работавших у нее, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка влюбилась в друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаем, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Как сделать качественный анализ

Вот неполный перечень вопросов, на которые должен ответить качественный анализ музыкального произведения:

История создания

Над анализированным произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывалось как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определенное сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приемам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввел в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

Признаки текста

Чтобы содержательный отрезок речи назвать текстом, выявим в нем следующие характерные признаки:

Выявление этих признаков — это важный шаг для всестороннего анализа текста. Тематическое единство предполагает общую тему, которую раскрывает все предложения. Разные по смыслу предложения, в которых не прослеживается общая тема, не составят текст, а являются простым набором.

В тексте ряд предложений расположены в определенной последовательности. Каждое следующее предложение опирается на уже известное читателю и сообщает что-то новое. Предложения связаны друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств (лексические повторы, местоимения, союзы, предлоги, синонимы, синтаксические конструкции и др.).

Каждый текст можно разделить на смысловые отрезки, абзацы, главы.

Законченность текста выражается в соблюдении композиционной структуры (завязка, середина, концовка).

Важным признаком текста является его стилистическое единство, которое подразумевает использование языковых средств одного и того же стиля речи (научного, публицистического, художественного и др.).

Видео «Текст. Анализ текста»

Анализ текста заключается в определении его главных параметров. Его можно выполнить с помощью следующего алгоритма:

Алгоритм анализа текста

Как-то нас застала летняя ночь в тайге. Ночь  укутала бархатным покрывалом все вокруг. Не колышется ни один лист, не слышно птиц. Только неугомонный ручей нарушает тишину ночи. Мы расположились на берегу ручья и развели костёр. Скоро на ночном небе показались любопытные звезды. Они смотрели на нас сверху и как бы спрашивали, кто вы такие.

Читайте также:  Творческие работники - особенности труда в ночное время и в праздничные дни - Все о кадрах

Федор стал рассказывать о своем походе на Урал. Неожиданно вдалеке послышался громкий хруст сучьев. Мы насторожились. Явно кто-то шел к нам, привлеченный запахом каши, кипящей в котелке. Тут бывалый путешественник Фёдор скомандовал Андрею: «Подкинь дров в костёр!» Скоро на поляне заполыхал яркий костёр. А затем Федор подбросил в него свежих сосновых веток, и от костра повалил густой удушливый дым. Треск сучьев стал удаляться в противоположную сторону.

«Ушёл!» — обрадовался Фёдор. «Кто?»- «Хозяин тайги — медведь!»

Что такое ментальная арифметика?

— Это особая программа развития интеллекта при помощи арифметических вычислений, — рассказывает «АиФ» руководитель школы ментальной арифметики Яна Чеканова. — Главная цель — гармоничное развитие умственных способностей для максимальной скорости восприятия и обработки большого объёма информации без особых усилий. То есть благодаря ментальной арифметике ребенку легче будет изучать любые школьные предметы.

Особенность ментальной арифметики в том, что ребята учатся считать на специальных японских счётах, а затем представляют косточки этих счётов в своем воображении. Дети не решают примеры в столбик, как на уроке математики, а выполняют арифметические вычисления при помощи образов и своего воображения. Благодаря такому подходу увеличивается скорость устного счёта, а также происходит интеллектуальное развитие.

План изучения произведения

Литературное или критическое исследование следует тому же плану анализа произведения, что и большинство других эссе. Он должен писаться по пунктам: введение, утверждение тезиса, основная часть и заключение. Для начала следует составить план анализа книги или отрывка из нее.

Введение начинается с формирования контекста критики:

Основная часть анализа должна раскрывать все аргументы по теме произведения. В ней должно быть минимум два абзаца. Инструкция по написанию основной части:

Вывод подкрепляет все использованные аргументы и напоминает о тезисе критического исследования. Для составления хорошего вывода нужно обратить внимание на следующее:

Определение понятия

Литературное исследование, по сути, является эссе, которое углубляется в произведение. Оно подразумевает изучение и оценку различных поворотов сюжета, черт характера героев, событий и обстановки в надежде получить лучшее понимание сообщения, которое автор намеревался передать.

Метод, используемый для создания текстового анализа, будет незначительно отличаться в зависимости от типа анализируемой работы. Часто литературное произведение разбивается на различные компоненты для того, чтобы лучше понять работу в целом.

Например, аналитическая статья, основанная на стихотворении, может потребовать изучения различных типов образов, используемых в нем, или даже взаимосвязи между содержанием и формой произведения. В пьесе может быть необходимо проанализировать и объяснить связь между главными героями и основным сюжетом, углубиться в конкретные черты характера героев и то, как могут быть выявлены их недостатки.

Таким образом, литературный анализ — это процесс, подразумевающий тщательное изучение разделов литературного произведения для полного раскрытия темы, сюжета, обстановки, персонажей и некоторых других литературных приемов, используемых автором для передачи истинного смысла своей работы. Анализ должен производиться только после прочтения материала.

Тема и идея текста

У каждого текста существует тема, которой он посвящается.

Тема — это предмет речи, о котором ведется повествование или рассуждение автора в тексте.

Тема может быть самой разной: приход зимы в город, путешествие в горы, дружба котенка с собакой, поход в лес и пр. Часто тема выражается в виде заголовка: «Ночное происшествие», «Весна в лесу», «Неизведанные миры космоса».

Чтобы раскрыть тему, автор воплощает идею — главный вопрос, который ставит перед читателями или слушателями. Автор стремится доказать свою точку зрения на поставленную проблему, то, ради чего написан текст. Рассмотрим тему и идею следующего небольшого текста.

Грачи прилетели сегодня рано утром. Мы сначала их не заметили. Черные птицы беспорядочно расселись на поле. На темной пахоте их нелегко было заметить. А затем грачи взлетели на белоствольные березы, и началась шумная птичья конференция об устройстве гнезд. И тут все увидели, что прилетели грачи — гонцы наступившей весны.

Это связный текст. Он посвящен прилету грачей. Это его тема. Дадим тексту заголовок  «Грачи прилетели». Автор выражает основную мысль, идею, которую сформулируем в виде высказывания, — «грачи — гонцы весны».

Правильные вопросы

Независимо от того, что нужно написать: аналитический параграф или целое эссе критического исследования, важно попытаться увидеть то, что подразумевал автор при создании своей работы. Общая цель литературного анализа — раскрыть любую символику и четко объяснить читателям, как функционировали персонажи, почему они делали что-то, каково могло быть истинное послание или значение текста.

Когда требуется прочитать любую литературу и написать критический анализ, нужно изучить следующие вопросы:

Истинный анализ — это гораздо больше, чем типичное резюме. Это описательный и следственный отчет о том, как и по какой причине что-то произошло.

Типы художественного анализа

Существует несколько различных типов литературного анализа. Они не сильно отличаются в сравнении, однако используемый тип будет в значительной степени зависеть от исходных требований задания:

Если подобрать правильный способ написания, то анализ произведения будет ярким и глубоким. Анализ романа или короткого рассказа более интересен, поскольку там есть над чем работать. Можно идентифицировать и исследовать конкретную тему (например, неспособность персонажа сформировать дружеские узы после трагического детства) и обрисовать в общих чертах, как автор изображает эту тему, основываясь на точке зрения или направлении, в котором идет история.

Оцените статью
Добавить комментарий