Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование Кабинет автора

Зав. Кафедрой
_________________

(ученое звание, ученая степень)

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ
И ПРОГРАММИРОВАНИЕ

к курсовой
работе

Автор работы                                                       
_______М.А.Семаев____

Руководитель 
Работы              
____________А.Н. Ракова__________________

(подпись, дата, инициалы, фамилия)

Работа защищена
«_____»_______2011г. Оценка_________________________

Члены комиссии:                                                    
_________________________

Пояснительная
записка содержит 20 листов, 6 рисунков,
структуру ЭВМ, схему алгоритма, программу,
результаты расчетов.

В
данной курсовой работе приведено задание,
требующее для решения использования 
современных средств вычислительной
техники. Дана структура и описано 
функциональное назначение блоков ЭВМ.
Изложены математические подходы к решению
задачи, поставленной в работе. Разработана
схема алгоритма реализации ее решения.
Предложен текст программы на алгоритмическом
языке Turbo Pascal 7, представлены результаты
расчетов и проведен их анализ.

1.2 Описание процедур и функций в языке
программирования Borland

Составление
программ для ЭВМ и их эксплуатация
– весьма сложное и трудоемкое
занятие. Оно требует больших затрат умственного
труда и времени. Поэтому разработчики
новых алгоритмических языков стремятся
к тому, чтобы программирование было как
можно более простым и доступным широкому
кругу людей, работающих в различных отраслях
промышленности.

Язык 
Паскаль, утвержденный в качестве стандартного
в 1979 г., является наиболее совершенным 
по сравнению с такими универсальными
языками программирования, как Алгол,
Фортрант, Бейсик и др.

Благодаря
своей эффективности, простоте и 
логичности, он быстро получил широкое
распространение во всем мире. В настоящее
время почти все вычислительные машины
и особенно микроЭВМ, могут работать на
этом языке. Тексты программ легко проверяются
на правильность, так как смысл их прост
и очевиден.

1.1 Понятие алгоритма.
Свойства алгоритма .
Представление алгоритмов.
Базовые управляющие
конструкции алгоритмов(структура
«следование», «ветвление»,
«цикл»)

Алгоритмом
называется точное и понятное предписаниe
исполнителю совершить последовательность
действий, направленных на решение поставленной
задачи. Слово «алгоритм» происходит от
имени математика Аль Хорезми, который
сформулировал правила выполнения арифметических
действий. Первоначально под алгоритмом
понимали только правила выполнения четырех
арифметических действий над числами.
В дальнейшем это понятие стали использовать
вообще для обозначения последовательности
действий, приводящих к решению любой
поставленной задачи. Говоря об алгоритме
вычислительного процесса, необходимо
понимать, что объектами, к которым применялся
алгоритм, являются данные. Алгоритм решения
вычислительной задачи представляет собой
совокупность правил преобразования исходных
данных в результатные.

Алгоритм
– описание последовательности действий
(план), строгое исполнение которых приводит
к решению поставленной задачи за конечное
число шагов.

Основными
свойствами алгоритма 
являются:

1)Детерминированность
(определенность). Предполагает получение
однозначного результата вычислительного
процecca при заданных исходных данных.
Благодаря этому свойству процесс выполнения
алгоритма носит механический характер;

2)Результативность.
Указывает на наличие таких исходных данных,
для которых реализуемый по заданному
алгоритму вычислительный процесс должен
через конечное число шагов остановиться
и выдать искомый результат;

3)Массовость.
Это свойство предполагает, что алгоритм
должен быть пригоден для решения всех
задач данного типа;

4)Дискретность.
Означает расчлененность определяемого
алгоритмом вычислительного процесса
на отдельные этапы, возможность выполнения
которых исполнителем (компьютером) не
вызывает сомнений;

Универсальность.
Алгоритм должен быть составлен так, чтобы
им мог воспользоваться любой исполнитель
для решения аналогичной задачи;

Дискретность. Алгоритм должен состоять
из конкретных действий, следующих в определенном
порядке.

Алгоритмы можно записывать разными способами,
называемыми формой
представления алгоритма. На практике
наиболее распространены следующие формы
представления алгоритмов:

1)словесная
(записи на естественном языке);

2)графическая
(изображения из графических символов);

3)псевдокоды
(полуформализованные описания алгоритмов
на условном алгоритмическом языке, включающие
в себя как элементы языка программирования,
так и фразы естественного языка, общепринятые
математические обозначения и др.);

4)программная
(тексты на языках программирования).

Словесная форма представления
алгоритмов

Словесная
форма записи не так широко распространена
в литературе из-за ее многословности
и отсутствия наглядности.

Рассмотрим 
запись алгоритма в словесной 
форме на примере алгоритма нахождения
максимального из двух значений:

Определим
форматы переменных X, Y, M, где X и Y – 
значения для сравнения, M – переменная
для хранения максимального значения.

Как
видно из данного примера словесный способ
описания обладает следующими недостатками:

Именно 
эти три причины не позволили
получить широкое распространение словесной
форме записи.

Графический
способ представления 
алгоритмов

Графический
способ оказался очень удобным средством 
изображения алгоритмов и получил 
широкое распространение в научной 
и учебной литературе.

Структурная
(блок-) схема алгоритма – графическое
изображение алгоритма в виде схемы связанных
между собой с помощью стрелок (линий перехода)
блоков – графических символов, каждый
из которых соответствует одному шагу
алгоритма. Внутри каждого блока дается
описание соответствующего действия.

Графическое
изображение алгоритма широко используется
перед программированием задачи
вследствие его наглядности, т.к. зрительное
восприятие обычно облегчает процесс 
написания программы, ее корректировки 
при возможных ошибках, осмысливание
процесса обработки информации.

В
таблице 1 приведены наиболее часто употребляемые
символы

Линейный 
алгоритм(следование) – описание действий,
которые выполняются однократно в заданном
порядке. Исполнитель выполняет действия
последовательно, одно за другим в том
порядке в котором они следуют.

Пример линейного
алгоритма изображен на рисунке 1:

Циклический
алгоритм – описание действий, которые
должны повторяться указанное число раз
или пока не выполнено заданное условие.

Перечень 
повторяющихся действий называют телом 
цикла.

Циклические
алгоритмы бывают двух типов:

1)циклы
со счетчиком, в которых какие-то действия
выполняются определенное число раз;

2)циклы
с условием, в которых тело цикла выполняется,
в зависимости от какого-либо условия.
Различают циклы с предусловием и постусловием.

Циклы
со счетчиком используют когда заранее 
известно какое число повторений тела
цикла необходимо выполнить.

Пример
циклического алгоритма со счетчиком
изображен на рисунке 2.

Часто
бывает так, что необходимо повторить 
тело цикла, но заранее не известно,
какое количество раз это надо
сделать. В таких случаях количество
повторений зависит от некоторого условия.
Такие циклы называются циклы с условием.
Циклы в которых сначала проверяется условие,
а затем, возможно, выполняется тело цикла
называют циклы с предусловием. Если условие
проверяется после первого выполнения
тела цикла, то циклы называются циклы
с постусловием.

Пример 
циклического алгоритма с условием изображен
на рисунке 3

Разветвляющийся
алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости
от условия выполняется либо одна, либо
другая последовательность действий.

Компьютер тоже
в зависимости от какого-либо условия
может выполнять или не выполнять те или
иные действия. Алгоритм, в котором используется
условие, получил название разветвляющегося,
так как в зависимости от значения условия
выбираются те или иные действия.

В общем случае
схема разветвляющегося алгоритма
будет выглядеть так: «если условие, то
действие 1, иначе действие 2»

разветвляющегося алгоритма
изображен на рисунке 3

Процедура и 
функция – это именованная последовательность
описаний и операторов. При использовании
процедур или функций Паскаль-программа
должна содержать текст процедуры или
функции и обращение к процедуре или функции.
Тексты процедур и функций помещаются
в раздел описаний процедур и функций.

Структура описания
процедур и функций до некоторой 
степени похожа на структуру Паскаль-программы:
у них также имеются заголовок,
раздел описаний и исполняемая часть.
Раздел описаний содержит те же подразделы,
что и раздел описаний программы:
описания констант, типов, меток, процедур,
функций, переменных. Исполняемая часть
содержит собственно операторы процедур.

Как известно, синтаксически 
Turbo Pascal программа состоит из необязательного
заголовка и блока. Блоки могут быть: глобальные
и локальные.

Глобальный 
блок — это основная программа, он должен
быть в любом случае. Локальные
блоки — это процедуры и функции, их присутствии
необязательно. Соответственно объекты
программы (типы, константы, переменные
и т.д.) глобального блока называются глобальными,
а локального блока локальными.

Читайте также:  Как создать личный кабинет на сайте Инсис

Часто при разработке
программ возникает необходимость 
в реализации одного и того же алгоритма
в разных точках программы и с разными
исходными данными. Чтобы избежать повторения,
алгоритм составляется пользователем
один раз и оформляется в виде процедур
или функций. Затем этот алгоритм вызывается
в соответствующих (нужных) местах программы.
Использование процедур и функций позволяет:

—  уменьшить 
вероятность ошибок и облегчить
процесс отладки программы;

На языке Turbo
Pascal процедуры и функции записываются
зарезервированными словами Procedure и Function
соответственно. Описание процедур и функций
осуществляется в разделе описаний данных.

Допускается описание
процедур без параметров.

В разделе операторов
должен находиться оператор присваивания:

Описание процедуры 
или функции само по себе никакого
действия не вызывает. Чтобы использовать
процедуру или функцию, необходимо в нужной
точке программы поместить обращение
к ней. Записать специальный оператор
вызова процедуры в следующем виде:

Вызов функции 
осуществляется по имени функции аналогично
обращению, например к математической
функции sin X:

Вызов sin X осуществляется
оператором присваивания.

Между фактическими
и формальными параметрами должно
быть соответствие: по типу, количеству,
порядку следования. В качестве фактических
параметров могут выступать константы,
выражения, переменные, структурированные
данные. Константы и выражения не могут
быть формальными параметрами.

Формальные параметры 
могут быть заданы как:

— параметры-значения
(передача параметров по значению);

— параметры-переменные
(передача параметров по ссылке);

Передача параметров
по значению обеспечивает сохранность 
величины передаваемого параметра. Изменение
их в процедуре никак не отразится на фактических
параметрах.

Передача параметров
по ссылке при изменении формального 
параметра обеспечивает изменение фактического
параметра. Параметры переменные записываются
в списке формальных параметров после
зарезервированного слова Var.

2
Определение двух параметров
геометрической фигуры

Усечённый цилиндр-геометрическое
тело, отсекаемое от плоскостью, непараллельной
основанию. Площадь полной поверхности
усеченного цилиндра равна: S=2ПRh1+ПR^2+Пa1R+ПR(h2-h1)

Прямоугольный
параллелепипед —
это объемная фигура, у которой шесть граней,
и каждая из них является прямоугольником.  
Площадь полной поверхности прямоугольного
параллелепипеда
равна:

где
a,b,c — измерения прямоугольного параллелепипеда.

В
изображенном алгоритме блоки имеют 
описанное ниже значение:

4. Присваивание переменной а1 значения
выражения :

5. Вычисление площади усеченного цилиндра.

6.
Вычисление площади параллелограмма.

7.
Прибавление к радиусу и стороне соответствующих
значений шагов.

8.
Вычитание из радиуса шага.

9.
Вывод радиуса.

Расчеты,
произведенные в программе, позволили 
получить результаты, приведенные в таблице
2:

Таблица
2 – Результаты работы программы

Тезисы

Курсовая работа анализпо балансу.docxКонтрольная работа по МАРКЕТИНГУ-1.docxконтрольная работа возрастная психология.docxПрактическая работа №2(2)_ (2).docxВыпускная работа на тему _Психолого-педагогические аспекты исполИтоговая контрольная работа за 1 четверть 10 кл.docxЛабораторная работа 1 (2).docИтоговая контрольная работа КУРСОВАЯ РАБОТА.docxкурсовая работа 51^J Позныхов.docx

Выполнил: Студент 2 курса ИСИП-20-1

Программирование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ. Программированием также называют настройку электронных устройств и программно-аппаратных комплексов (например, программирование цифровых АТС, программирование бытовых приборов конечным пользователем, запись информации в ПЗУ). Разработку логической схемы для ПЛИС тоже называют программированием. В общем понимании, программирование — это процесс описания функционирования устройства, который может быть выражен либо в структуре самого устройства, либо в виде набора инструкций. Программирование сочетает в себе элементы науки (логика, математика, информатика, кибернетика), инженерной дисциплины, и искусства (авторской творческой деятельности).

В узком смысле под программированием понимается написание инструкций на конкретном языке программирования, часто по уже имеющемуся алгоритму (плану, методу решения задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр активностей, связанных с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ (программного обеспечения ЭВМ). Более точный и современный термин — программная инженерия, или инженерия программного обеспечения. Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программ (испытания программ), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. Для того, чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент — транслятор. Основными разновидностями трансляторов являются компилятор и интерпретатор. В настоящее время активно используются так называемые интегрированные среды разработки программ, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчик для поиска и устранения ошибок в программах, компоновщик для сборки программы из нескольких модулей, и другие служебные модули.

Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор программы в виде текста, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода, семантика языка программирования может расширяться текстом программы, дополнительными библиотеками и программно-аппаратным окружением, в котором исполняется программа. Компилятор преобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор либо явно не преобразует текст программы в машинный код, либо делает такое преобразование в процессе выполнения программы.

Программирование в широком смысле можно разбить на несколько стадий:

Раздел I — Теоретическая часть

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Н. Вирта, язык должен способствовать дисциплинированию программирования, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис интуитивно понятен даже при первом знакомстве с языком.

Тем не менее, первоначально язык обладал множеством недостатков: это невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. д.

Необходимо заметить, что многие перечисленные недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами при обучении программированию. Кроме того, основным языком программирования в академической среде 70-х был Фортран, обладающий гораздо более существенными недостатками, и Паскаль представлял собой значительный шаг вперед.

Автор языка понимал недостатки созданного им языка, перестал его развивать и разработал языки программирования «Модуля-2» и «Оберон».

Тем не менее, достоинства языка заставляли многие коммерческие и некоммерческие организации разрабатывать системы программирования на основе языка «Паскаль».

Из числа последних выделяется фирма Borland, Turbo Pascal (затем Borland Pascal) которой был значительно расширен, были устранены многие недостатки языка, добавлены новые возможности. Язык стал богаче, но одновременно, потерял переносимость и общность.

Читайте также:  Публикации срочно

Важным шагом в развитии языка, является появление свободного языка Паскаль GNU Pascal, который не только вобрал в себя черты других Паскалей, не только позволил наконец полностью отказаться от «грязных» приемов программирования, присущих особенно, скажем Turbo Pascal, но и обеспечил чрезвычайно широкую портабельность написанных на нем программ (более 20 различных платформ, под более чем 10 различными операционными системами).

В настоящий момент пользуются популярностью такие версии языка как TMT Pascal, Free Pascal и GNU Pascal. Продолжает использоваться и Borland Pascal. Развитием языка Borland Pascal является Object Pascal — версия языка Паскаль расширенная средствами объектно-ориентированного программирования. Последние версии Borland Pascal лежат в основе среды программирования Delphi.

В России разработан язык программирования Глагол, который имеет близкую к Паскалю идеологию, но в отличие от него изначально спроектирован на использование только русских служебных слов.

Наибольшую популярность в странах СНГ получила среда разработки под названием Delphi. Изначально язык был предназначен исключительно для разработки приложений Microsoft Windows, затем был реализован также для платформ Linux (как Kylix), однако после выпуска в 2002 году Kylix 3 его разработка была прекращена, и, вскоре после этого, было объявлено о поддержке Microsoft .NET. При этом высказывались предположения, что эти два факта взиамосязаны. Аналогичная ситуация имела место и ранее — в Турбо Паскаль.

Реализация языка Delphi проектом Free Pascal (полное название Free Pascal Compiler) позволяет использовать его для создания приложений не только в Windows, но и для таких платформ, как Mac OS X, Windows CE и Linux.

Важной особенностью компилятора FreePascal, в отличие, например, от GNU Pascal, является ориентация на распространённые коммерческие диалекты языка: Object Pascal и Delphi. Компилятор распространяется на условиях GNU General Public License, а значительная часть библиотек, в том числе ядро RTL — на условиях более мягкой GNU Lesser General Public License.

В настоящее время в рамках проекта также разрабатывается Lazarus — свободный аналог среды программирования Delphi и Lazarus Components Library (LCL) — свободная библиотека виджетов, аналогичная Delphi VCL.

FreePascal основан на библиотеке визуальных компонентов Lazarus Component Library (LCL). В настоящее время практически полностью поддерживает виджеты Win32,GTK1,GTK2,Carbon. В разработке находятся виджетыQT и WinCE.

— Поддерживает преобразование проектов Delphi;

— Реализован основной набор элементов управления;

— Редактор форм и инспектор объектов максимально приближены к Delphi;

— Встроенный отладчик;

— Простой переход для Delphi программистов благодаря близости LCL к VCL;

— Полностью юникодный (UTF-8) интерфейс и редактор, и поэтому отсутствие проблем с портированием кода, содержащего национальные символы;

— Мощный редактор кода, включающий систему подсказок, гипертекстовую навигацию по исходным текстам, автозавершение кода и рефакторинг;

— Форматирование кода «из коробки», используя механизмы Jedi Code Format;

— Поддержка двух стилей ассемблера: Intel и AT&T (поддерживаются со стороны компилятора);

— Поддержка множества типов синтаксиса Pascal: Object Pascal, Turbo Pascal, Mac Pascal, Delphi (поддерживаются со стороны компилятора);

— Имеет собственный формат управления пакетами;

— Авто сборка самого себя (под новую библиотеку виджетов) нажатием одной кнопки;

— Поддерживаемые для компиляции Операционные системы: Linux, Microsoft Windows (Win32, Win64),Mac OS X,FreeBSD,WinCE,OS/2.

Недостатки среды Lazarus:

— Нет полной совместимости с Delphi(хотя в отличие от Delphi предоставляет возможность создавать кроссплатформенные приложения);

— Отсутствие полной документации, хотя она доступна в виде Wiki — учебников, которые могут редактировать сами пользователи.

Раздел II — Практическая часть

Создание программы «Простейший калькулятор»

В среде Lazarus на языке программирования Pascal, я в своей курсовой работе сделаю программу «Калькулятор».

Калькулятор (лат. calculātor «счётчик») — электронное вычислительное устройство для выполнения операций над числами или алгебраическими формулами.

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 1 – Программа калькулятор до запуска. Изначальный вид.

Для начала я создаю примерную форму, как будет выглядеть в дальнейшем мой калькулятор. Добавляю в форму 8 кнопки (Button1,2,3,4,56,7,8). Они будут выполнять функции (сложения, вычитания, умножения, деления, нахождения синуса, косинуса квадрата и корня квадратного). Так же в форме есть две кнопки (Label1,2). Они предназначены для вывода готовых данных на экран. Кнопки Edit1,2 отвечают за ввод числовых данных, которые необходимо рассчитать.

Для того, чтобы заставить кнопку «+» складывать данные, кнопку «sin» находить угол альфа, необходимо знать коды программирования.

Для операции «сложение» программный код будет выглядеть так:

Procedure TForm1.Button1.Click(Sender: TObject);

var a, b, c: Single;

a:= StrToFloat (Edit1.Text);

b:= StrToFloat (Edit2.Text);

c:= a + b;

Label2. Caption:= FloatToStr (c);

Для операции «вычитание» программный код будет выглядеть так:

Для операции «произведение» программный код будет выглядеть так:

Для нахождения «sin» угла код будет выглядеть так:

var a, c: Single;

Для нахождения «cos» угла код будет выглядеть так:

Для нахождения «квадрата» код будет выглядеть так:

Для нахождения «квадратного корня» код будет выглядеть так:

На деле в самом Lazarus-e исходный программы будет выглядеть следующим образом:

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис.2 – Исходный код программы «Калькулятор».

Необходимо обратить внимание на команду «Single». Она считает целые числа. А команда «Real» помимо целых, считает еще и дробные числа. Так же следует заметить, что после каждой команды не стоит забывать ставить знак «;», иначе при компиляции будет выходить синтаксическая ошибка.

В Lazarus-e также можно менять свойства объектов:

Если же компиляция по какой-то причине завершается некорректно, программа сама выделит в диалоговом окне предположительное место, где скорее всего допущена ошибка. Поэтому следует быть внимательным при составлении программы. Любая синтаксическая ошибка (отсутствие точки, точки с запятой, лишний знак, либо цифра в исходном коде) ведет к неправильной компиляции

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 3 – Программа «Калькулятор» после запуска.

Программа составлена правильно, компилирование объекта прошло успешно. Сейчас, для того, чтобы вычислить сумму, разность, произведение или деление чисел, необходимо задать свои значения, и, созданная программа «Калькулятор» быстро и правильно рассчитает ответ.

Вычисление значения выражений

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Все, что нам необходимо сделать, это правильно составить формулу, чтобы Lazarus смог скомпилировать ее, а затем и решить

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 4 – Программа «вычисление значения выражений» до запуска

Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls, Math;

Вот так выглядит код программы «вычисление значения выражений» в Lazarus-е:

procedure TForm1.SpeedButton1Click(Sender: TObject);

var x,y: Single;

x:= StrToFloat (Edit1.Text);

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 5 – Программа «Вычисление выражений» после запуска.

Программа составлена правильно, интерпретация прошла успешно. Сейчас, для того, чтобы рассчитать функцию «y», необходимо задать в формулу свои значения.

Читайте также:  Курсовая работа по языкам ( перевода ) и переводоведению. Тематика курсовой работы на языке, в переводе

Вычисление сумм ряда чисел.

— разложить функцию в степенной ряд;

— выполнить приближенные вычисления значений функции;

— выполнить вычисления пределов;

— выполнить вычисление определенных интегралов;

— выполнить вычисление логарифмов;

— выполнить интегрирование дифференциальных уравнений; — решить уравнение первого порядка итерационным методом.

Итерация – это повторяемое выполнение некоторого действия до тех пор, пока не будет удовлетворено некоторое условие. Ряд считается заданным, если дан закон, по которому можно вычислить любой член ряда, и известен порядковый номер этого числа. Среди рядов есть сходящиеся ряды и расходящиеся. Если значение частичных сумм Sn при неограниченном возрастании n стремится к некоторому числу А, ряд называется сходящимся, а число А при этом называют суммой. Таким образом, при неограниченном возрастании n значение Sn сколь угодно мало отличается от А, т.е. число А предел последовательности Sn.

В данном задании необходимо рассчитать сумму чисел и вычислить арифметическое выражение по формуле:

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 6 – Программа «Вычисление сумм ряда чисел» до запуска

Код программы «Вычисление сумм ряда чисел» будет выглядеть следующим образом:

TForm1 = class (TForm)

procedure Button1Click(Sender: TObject);

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var n, factorial: integer; x, y, s: real;

for n:=1 to 25 do

s:=s + power(x,(n-1))/factorial;

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 7 – Программа «Вычисление сумм ряда чисел» после запуска

Программа составлена правильно, компилирование объекта прошло успешно. Сейчас, для того, чтобы вычислить сумму ряда чисел, необходимо задать в формулу свои значения, и, созданная программа, аналогично калькулятору, рассчитает ответ

Вычисление системы функций «Логическая развилка»

Если логическое выражение, выступающее в качестве условия, принимает значение False, то выполняются операторы, расположенные после else (серия2), если True, — операторы, следующие за then. При записи логического выражения следует избегать знака = (равно) для действительных переменных, так как они представляются неточно, а поэтому может не произойти совпадений значений выражений, стоящих слева и справа от знака равно. Для устранения указанного недостатка следует требовать выполнения условия с заданной точностью, т.е. вместо отношения X = Y рекомендуется, например: Abs(X — Y) < 1E-8.

Поскольку развилка может быть неполной, то возможна и неполная форма записи условного оператора:

Условный оператор реализует разветвление вычислительного процесса по двум направлениям, одно из которых осуществляется при выполнении условия, другое — в противном случае. Для реализации разветвлений более чем по двум направлениям необходимо использовать несколько условных операторов.

В данном задании нужно вычислить значение функции y(x), где:

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Ser ( ) = a2

+Power (3,5) = 35 (степень)

Sqrt ( ) =

:= sin(a) = sin (синус)

:= cos(x) = cos (косинус)

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 8 – Программа «Логическая развилка» до запуска

Аналогично предыдущим заданиям составляем программу. Код программы «Логическая развилка» на языке Pascal будет выглядеть следующим образом:

Classes, SysUtils, FileUtil, LResources, Forms, Controls, Graphics, Dialogs, ExtCtrls, StdCtrls;

TForm1 = class(TForm)

var x, y: real;

if x<-5 then

Компилятор – (англ. – compiler – составитель, собиратель) читает всю программу целиком, делает ее перевод и создает законченный вариант программы на машинном языке, который затем и выполняется.

Интерпретатор – (англ. – interpreter – истолковыватель, устный переводчик) переводит и выполняет команду строку за строкой.

После того, как программа откомпилирована, ни сама исходная программа, ни компилятор более не нужны. В то же время, программа, обрабатываемая интерпретатором, должна заново переводится на машинный язык при каждом очередном запуске программы. Откомпилированные программы работают быстрее, но интерпретируемые проще исправлять и изменять

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Курсовой проект по АиП. Курсовой проект по дисциплине Алгоритмизация и программирование

Рис. 9 – Программа ««Логическая развилка» после запуска.

Заключение

вектор этого движения к относительно завершенному

В теории и практике программирования выработана и апробирована определенная последовательность реализации различных моделей управления в виде продвижения замысла из стадии целеполагания в этапы диагностики объекта, разработки собственно программы и ее внедрения. Замысел программы представляет собой научно обоснованную идею построения новой по структуре и содержанию или видоизменения существующей социокультурной модели, программируемых процессов, объектов и субъектов. Формирование замысла всегда обусловлено актуальностью и проблемностью ситуации; выявлением внутренних противоречий социокультурной системы, ее историко-культурной обусловленности; нормируемыми и реальными прогнозами; проработкой исходных идей и последствий; переводом идеи в плоскость расчетов ресурсов и средств реализации. В процессуальной природе замысла социокультурного программирования заложены идейно — побудительные мотивы необходимости, целесообразности и полезности программирования (кому и зачем и какая нужна программа); ситуационные прогнозы реализации (кто и как будет разрабатывать и реализовывать программу). И, наконец, на стадии замысла определяются содержательные и организующие компоненты программного обеспечения: проблема, заставляющая разрабатывать программу, идеи и пути расширения проблемы, цель и предполагаемый результат, последовательность задач, ресурсное обеспечение.

Другими словами, программирование и сама наука информатика необходима человеку и обществу для технического прогресса и совершенствования во всех абсолютно во всех научных областях.

В последние годы наблюдается быстрое развитие компьютерных технологий. Компьютер внедряется практически во все сферы нашей жизни, а во многих из них становится просто незаменимым. Развитие достигло такого уровня, что в недавнем матче с компьютером Deep-blue лучший шахматист мира Г. Каспаров потерпел поражение, что ранее считалось практически невозможным.

В связи с этим возникает вопрос, насколько обдуманным, необходимым является столь сильное развитие вычислительной техники. Таким образом, тема представляется весьма актуальной, так как имеет принципиальное значение для эволюции социальных отношений во всем мире (хотя, возможно, и не в столь скором времени), ведь компьютер сможет заменить человека во многих областях его деятельности.

Противоречие заключается в том, что, несмотря на то, что компьютер – вещь, несомненно, полезная в деятельности человека, однако в то же время он может оказывать пагубное воздействие на здоровье и психику людей, а дальнейшее развитие компьютерных технологий может коренным образом изменить социальные отношения в обществе.

выраженная в суммарном рабочем времени

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Всеобщая компьютеризация и информатизация достигли столь высокого уровня, влияние компьютера на человека настолько сильно, что может привести к тяжёлым социальным последствиям. Уже сейчас наблюдаются первые симптомы этой болезни. Однако, необходимо признать также и то огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объёмам информации. Наше общество становится всё более и более образованным.

Какое влияние на общество оказывает всеобщее засилье компьютеров? Похоже, что в ближайшее время этот вопрос останется без ответа.

Оцените статью
Добавить комментарий