Курсовые работы по русской литературе конца х1х века (50 60 -е годы) Примерные темы курсовых работ середины х2Х

Все представленные работы не являются научным трудом, не являются выпускными квалификационными работами и представляют собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Творчеству
писателей 20 века посвящены многочисленные литературоведческие исследования,
накоплен значительный методический опыт, разнообразный по трактовкам и способам
осмысления материала.

Эстетическая,
поэтическая сложность художественного мира писателя XX века создает при чтении
содержательные и стилистические барьеры, без преодоления которых невозможно
постичь «парадоксы» творчества многих писателей, полный противоречий
и очарования внутренний мир. Стилистическая неуравновешенность, метафоричность
литературы ХХ в первую очередь настораживают учащихся, забавляют, а иногда
вызывают протест и чувство неприятия.

Весь методический
опыт был направлен на разработку системы изучения отдельных произведений
писателей в условиях конкретного классного коллектива. Такой ситуативный
подход, безусловно, обогатил школьный анализ новыми формам», приемами
работы с литературным материалом, но не прояснил эволюцию читателя-школьника в
его движении к литературе ХХ века: не выявлены закономерности развития
читательских качеств современного подростка, свойства читательского сознания на
каждой ступени общения с писателем.

Многие учебные
программы по литературе, ставя своей целью, развитие творческой личности,
декларируют принцип вариативного изучения произведений в рамках определенной
темы или проблемы. Для реального осуществления этого принципа (перевода текстов
из общего курса изучения литературы в курс внеклассного чтения и наоборот)
должна быть создана определенная система, обеспечивающая эффект эволюции
читателя-школьника в его движении к художественному миру писателя.

Творчество
классиков отечественной литературы, как особая художественная система, требует
разработки новых методических форм общения, ведущих к установлению
«диалога согласия» между двумя субъектами эстетической деятельности
(читателем и писателем), развивающих способность юных читателей воспринимать
тексты «как вещи, то есть не как знаки, передающие прямую информацию, а
как симптомы смысла».

Функциональный
подход дает научное обоснование выбора литературного материала, путей и приемов
анализа художественного текста и помогает обеспечить эволюцию читателя —
школьника в его движении к этико-эстетической системе литературы ХХ века.

Целью работы
является изучить вопрос преподавания на уроках литературы 5-7 классов
произведений литературы ХХ века.

Объектом
исследования является методика преподавания литературы ХХ века в 5-7 классах.

Предметом
исследования являются произведения литературы ХХ века.

1.
Рассмотреть
методику преподавания литературы ХХ века в 5-7 классах

2.
Составить
методический план преподавания литературы ХХ века на примере конкретных
произведений.

МПГУ.
Кафедра русской литературы и журналистики
ХХ-ХХ1 веков.

Составитель:
Серафимова В.Д. – к. филол. н, , доцент.

СИЗЕФ,
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОМУ КУРСУ
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ХХ ВЕК»

Методические
рекомендации для написания творческих
работ, анализа художественного
произведения
.

Рецензия
– развернутое критическое суждение,
в основе которого лежит анализ
художественного произведения в единстве
его содержания и формы.

Цель
рецензента
– поделиться впечатлением о прочитанном
привлечь внимание к прочитанному
произведению, поучаствовать в обсуждении,
дать аргументированную оценку прочитанного
произведения.

А) анализ названия;

Б) способ организации
произведения (повествование ведется
от лица автора, героя; рассказ в рассказе
и т.д.); другие композиционные особенности,
их эффект;

В) характеристика
художественного конфликта и его движение
в развитии сюжета;

Г) авторский подбор
системы персонажей как средство
выражения авторской идеи; мастерство
создания характеров, их эволюция в свете
проблем произведения; авторские приемы
создания образов;

Д) другие средства
выражения авторской позиции (авторская
характеристика; лирическое отступление;
пейзаж и т.д.);

Е) другие особенности
авторского метода и стиля; анализ
изобразительно-выразительных средств
языка.

3.Заключение.
Вывод о
художественных достоинствах исследуемого
текста, его значимость для литературного
процесса. Место произведения в контексте
творчества писателя, в историко-литературном
процессе.

Схема анализа
эпического произведения.

1. Творческая
история произведения, соотношение
жизненного материала и художественного
текста. Замысел и его воплощение.

2. Рама произведения.
Смысл заглавия, эпиграфа, посвящения.

3. Особенности
субъектно-объектной организации
повествования (повествование от лица
безымянного автора или от лица героя;
хроника, воспоминание, дневник или
сновидение; объективизация фигуры
рассказчика и др.

4.Особенности
пространственно-временной организации
сюжета (хронотоп).

5.Система персонажей,
их взаимоотношения на сюжетном и
функциональном уровне.

6. Способы создания
образов персонажей (имя, портрет, речевая
характеристика, внутренний монолог,
восприятие другими персонажами и др.).

6 Своеобразие
композиционного построения произведения.

7. Жанр произведения.

Авторская позиция,
способы ее раскрытия.

Схема анализа
лирического произведения

Схема анализа
драматического произведения

1.Жанровая природа
пьесы (комедия, трагедия, драма и т.д.);
Общая характеристика драматического
действия (план, вектор движения, темп,
ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «
«подводные» течения.

2. Тип конфликта,
его содержание.

3. Роль ремарок в
пьесе в выражении авторской позиции.

4. Роль диалогов в
пьесе.

5. Система действующих
лиц, их место и роль в развитии
драматического действия и разрешении
конфликта. Главные и второстепенные
герои. Внесюжетные и внесценические
персонажи.

6. Система мотивов
и мотивное развитие сюжета и микросюжетов
пьесы. Текст и потекст

7. Композиционно-структурный
уровень. Основные этапы в развитии
действия – экспозиция, завязка,
кульминация, развязка.

8.Особенности
поэтики (смысл заглавия, символика,
проблема финала и т.д.). Элементы
театральности: костюм, маска. Ролевые
ситуации.

9. Способы выражения
авторской позиции (ремарки, поэтика
имен, лирическая атмосфера и др.).

10. Контексты
произведения (историко-культурный,
творческий, собственно-драматический).

11.
Пьеса в интерпретации критиков,
сценическая история

метки: Английский, Литература, Роман, Электронный, Оказаться, Предисловие, Колкер, Ресурс

Увидевший свет в 1997 сборник статей Фаулза под названием «Кротовые норы» представляет эволюцию взглядов писателя на литературное творчество, на то, как литература соотносится с жизнью и нравственностью. Писатель размышляет о проблеме эволюции, об утрате человеком своих изначальных «корней», о состоянии утраты как всеобщем состоянии человечества, о своем неприятии постиндустриального общества виртуальной реальности и информационных технологий, о хаотичности и роли случая в истории, наконец, о своих политических убеждениях и поддержке движения «зеленых».

Умер 5 ноября 2005 в Дорсете (Англия).

Рецензия на роман Дж. Фаулза «Коллекционер»

Прежде чем написать свою рецензию на роман «Коллекционер», мне довелось прочесть и сам роман ни один раз, и огромное количество рецензий и предисловий к книге, спектаклю режиссера Сергея Виноградова «Коллекционер», художественному фильму «Коллекционер» (Англия, 1965, реж. Уильям Уайлер, в гл. ролях — Теренс Стамп, Саманта Эггар).

Главная тема, красной нитью пронизывающая написанные рецензии — борьба добра со злом, ума с невежественностью и т. д. Я попробую посмотреть на эту историю под другим углом. Девушке Миранде просто не повезло. Она оказалась «в лапах» обыкновенного сексуального маньяка.

То, что он маньяк и именно сексуальный — есть возражения? Надеюсь, нет. ЕЕ путь -это судьба, стечение обстоятельств. И конечно она не будет последней жертвой, будет еще много девушек, к одной такой и присматривается Клегг после гибели пленницы № 1.

К их заточению он подготовиться с гораздо большей тщательностью и у них не будет ни единого шанса на побег. Детективную канву романа повторяет и произведение Ирвина Уоллеса «Фан-клуб»: страстный поклонник известной молодой актрисы вместе со случайными знакомыми похищает ее и удерживает в загородном доме, надеясь добиться ее расположения. Девушке приходиться собрать все свое мужество, чтобы несмотря на побои, физическое и моральное насилие найти возможность сообщить о своем местонахождении полиции. Автор романа, смакуя сексуальные сцены насилия на женщиной, приходит к неожиданному финалу: актриса не называет имени своего главного похитителя полиции (двое других погибают), т.к. именно в его объятиях она ощущала себя той единственной женщиной, ради которой поклонники способны на безумства!

13 стр., 6401 слов

По роману “История Тома Джонса, найденыша” , 1749 г. Английская литература

Воспринимать книгу можно с точки зрения детективной (если так можно сказать) составляющей сюжета, которая удовлетворяет читательское любопытство извращенными мыслями и действиями главного героя, а можно с точки зрения противостояния абстрактных идей. Что в книге сильней — ужасающая детальность и ход мыслей сумасшедшего, его причины, и последствия его действий, или пресловутое противостояние прекрасного уродливому?

Миранда оказалась для Клегга ключом в непознанный мир свежей живости, который он сознательно положил в карман с дыркой. Она обрела статус цели его жизни, в итоге не оправдавшей средства, и показавшейся слишком возвышенной. Тогда как Миранда считала Клегга мещанским ничтожеством, кондовой серостью. Даже жалость стала возобладать над неприязнью. Про себя она называет его Калибаном, по имени злого дикаря из шекспировской «Бури». Кстати, дочь волшебника Просперо, воплощавшего доброе начало в пьесе, звали как раз Миранда. Из её внутреннего монолога мы узнаём про то, как она видит себя Марианной из «Разума и чувствительности» Джейн Остин. Страшится своей подневольной слабости в сложившихся условиях одинаково сильно, как водородную бомбу, шум по поводу которой в начале 1960;х был жутко пронзительным. Так что нашлось место и манифесту на тему власти и человека.

Роман «Коллекционер» относится к той категории книг, в которой каждый читатель найдет что-то свое: один — детективную историю, второй — психологический роман, третий — love-story. Важно главное — перед нами одно из самых ярких литературных произведений английской литературы ХХ века. Заключение

Читайте также:  Spas dom ru личный кабинет новосибирск

Великобритании ХХ

В данной работе дан краткий обзор наиболее знаменитых произведений классиков английской литературы ХХ века. Более подробно мы остановились на романах А. Мердок и Дж. Фаулза, постарались раскрыть то общее, что объединяло этих ярких представителей постмодернистского течения в искусстве — тему параллелей с шекспировскими персонажами и сюжетами.

31 стр., 15089 слов

В завершении работы предпринята попытка написать авторскую рецензию на роман Дж. Фаулза «Коллекционер».

Список использованных источников , Н. Философия, Струковой Г. , Саруханяна А. , Н. История

Аникст А. История английской литературы. — М., 1956.-340 с.

Головин А. Ивлин Во против раскаленного хаоса: похвальное слово сатирику//Книжное обозрение.-1998.-27 января.

Джон Голсуорси. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Т. 1.//Предисловие Д.Жантиевой.

М.:Прада, 1962.-С. 5.

Уильям

Колкер Ю. Диссидент по-британски//

Литература , Шаховой К.

Модернизм в зарубежной литературе — М., 1998.-300 с.

Поэтика

Уфа, 2007.-18 с.

Обезьяна, поедающая апельсин, или философия английской действительности//

Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. — 1999 — № 12. — С. 212−218.

Пелевин В. Джон Фаулз и трагедия русского либерализма//

Путеводитель по английской литературе. / Под. ред. М. Дрэббл, Д. Стрингер. — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2003.-250 с (https:// , 28).

Кортес Л. , С. Художественный

М., 1999.-12 с.

Уэллс С., Шоу Д. Шекспировская энциклопедия — М.: ОАО Издательство «Радуга», 2002.-550 с.

Фаулз Дж. Волхв.

М., 2004.-650 с.

Фаулз Дж. Коллекционер.

СПб.:Азбука, 1998.-300 с.

Фаулз Дж. Кротовые норы. — М., 2004.-650 с.

Шеина С. Джймс Джойс: слова и музыка//Сетевая словесность//

М., 1999.-С. 2.

Толкачев С.П. там же.С.

14 стр., 6882 слов

Философия Фрэнсиса Бэкона

Парамонов Б. По поводу Фаулза // Звезда. — 1999 — № 12. — С. 217.

СПб.:Азбука, 198.-С. 56.

Фаулз Дж. Кротовые норы. — М., 2004.-С. 522.

Фаулз Дж. Волхв. М., 2004.-С. 81

Джон Фаулз. Биография //

Оглавление

Методика преподавания русской литературы ХХ века в 5-7
классах средней  школы   4

Методика преподавания русской литературы ХХ века на
примере произведения Набокова «Обида 8

Список литературы_ 18

Тематика дипломных и курсовых работ. (по выбору студента)

33.Образ
Дона в сюжете и композиции романа-эпопеи
Тихий Дон.

34. Традиции
Л.Толстого в романе-эпопее «Тихий дон».
Жанровые признаки романа-эпопеи. В
произведении.

Приемы создания
героев в повести.

41.
«Мне хочется, чтобы мой дом и деревня
моя не исчезли совсем».Тема родного
дома на материале прозы В.Белова
(«Привычное дело», «За тремя
волоками», «Кануны», Холмы» –
по выбору).

42. «Жив, значит,
родничок, не умер». Человек и природа
в повести «Привычное дело» В.Белова и
в романе В.Астафьева «Царь-рыба» (на
материале отдельных рассказов – по
выбору).

43.
Рассказ
В.Астафьева «Пролетный гусь» в контексте
прозы о судьбе солдата-фронтовика в
послевоенной литературе («Памятная
медаль», «Яблочный Спас Е.Носова» др

44Творчество
В.П.Астафьева в контексте русской
деревенской прозы.

44. Повесть «Пастух
и пастушка» В.Астафьева и «Альпийская
баллада» В.Быкова. Типологические связи
произведений в исследовании темы войны
и любви.

45. Тема человека
и природы в повестях В.Г. Распутина.
Традиции и новаторство в разработке
этой темы (на материале произведений
«Джан», «Чевенгур» А. Платонова, «Кладовая
солнца» Пришвина, «Прощание с Матерой»
Распутина.).

46.
Изобразительно-выразительные средства
языка в выявлении доминантных мыслей
повести «Живи и помни» В.Г.Распутина.
Повесть на театральных сценах и
кинофильмах.

47. Жанр рассказа
в творчестве В.Г.Распутина. Приемы
создания образа учителя в рассказе
«Уроки французского».

47. Морально-этическая
проблематика повести В.Распутина «Дочь
Ивана, мать Ивана». Приемы создания
образов главных героев. Библейская
символика в романе в выявлении главных
мыслей.

48. Библейская
символика в романе А.И.Солженицына «В
круге первом». Главный конфликт романа
и функция библейской символики в
выявлении доминантных идей.

49. «Остался один
– посреди России». Тема любви и войны
в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка».
Роль эпиграфов в романе.

50.
В. Солоухин о ценностях русской культуры,
христианской нравственности в «Письмах
из русского музея».

51. «Нужно постоянно
делать выбор». Проблема нравственного
выбора и ее художественное разрешение
в повестях Ю.Трифонова («Обмен», «Долгое
прощание», «Другая жизнь», «Дом на
набережной» — по выбору).

52. Своеобразие
композиции, сюжет и система образов в
повести Ю.Трифонова «Обмен» («Долгое
прощание» — по выбору).

53. Фольклорные
основы создания образа главного героя
в рассказах и в повестях В.М. Шукшина
(«Калина красная», «Крепкий мужик»,
«до третьих петухов» и др.).

54. Своеобразие
конфликта, сочетание комических и
драматических элементов в повестях и
рассказах В.М.Шукшина.

55. Отличительные
особенности повествования в рассказе
Ю.Нагибина «Зимний дуб». Динамика образа
учительницы в рассказе.

56. Проблемы русской
деревни в романе Б.Можаева «Мужики и
бабы». Поэтика повести.

59.
«Художник
первородный — всегда трибун». Образ
творца
в поэзии А.Вознесенского ( «Мастера»,
«Гойя» и др.).

60. «Поэта вне народа
нет!». Гуманизм поэзии Е.Евтушенко.

62. Нравственная
позиция В.Высоцкого в контексте его
творчества.

«Досадно
мне, что слово «честь» забыто, – / И что
в чести наветы за глаза».

63. «Россия, Русь!
Храни себя, храни».Тема России в поэзии
Н.Рубцова.

64. «Одной земной
красе В нас поклоненье свято прозвучало».

Характерные
особенности поэтики. Н.Рубцова.(
«Жар-птица», «Русский огонек», «Философские
стихи» и др.).

65. Народно-поэтические
традиции в создании речевой характеристики
героя в поэме А.Твардовского «Василий
Теркин».

69. Пушкинские
мотивы в творчестве Д.Самойлова. «Пока
в России Пушкин длится, / Метелям не
задуть свечу»?

70. «Стал я гранитным,
а был я живым».Тема войны в поэзии
Б.Слуцкого.

71.
Изображение
характера человека на войне в экстремальных
условиях в повестях В.Быкова («Сотников»,
«Дожить до рассвета», «Альпийская
баллада»).

72.
«Держат
свой фронт, свою Россию. Держат!».
Своеобразие композиции, поэтика повестей
Б.Васильева «А зори здесь тихие», «В
списках не значился».

73.
Лирическое
и драматическое в повести Э.Казакевича
«Звезда».

74.
Тема войны
и любви в повести В.Богомолова «Зося».
Приемы создания образов героев.

75.
Духовный
портрет фронтового поколения в повести
Г.Бакланова «Пядь земли».

76.
«Люди мы,
а не фашисты». Проблема нравственного
выбора в повести В.Кондратьева «Сашка».
Проблематика, поэтика повести.

77
Своеобразие повествования в отображении
русского
национального характера в повести «В
окопах Сталинграда» и в военных рассказах
В.П. Некрасова.

79. «Время, столкнувшись
с памятью, узнает о своем бесправии».
Тема памяти в поэзии И.Бродского.

80. «И дети лишь
оправданье нашей наготе». Тема любви в
поэзии И.Бродского.

81. «Эвтерпа, ты?
Куда зашел я, а?» Литературные,
мифологические, исторические образы в
поэзии И.Бродского.

82. Проблемы духовно
одаренной личности, свободы и насилия
в романе «Защита Лужина» В.Набокова.

84.
Авторские
приемы создания образов героев в романе
«Пора, мой друг, пора», в «Звездном
билете», в других произведениях писателя.

85. Смысл метафоры
– «неуловимая частица Дабль-фью» в
повести «Золотая наша Железка»
В.Аксенова.

86 Художественное
осмысление исторического пути России
в повести Л. Бородина «Третья правда».
Система образов в повести.

87.
Сборник рассказов Л.Бородина «Киднепинг
по-советски» в контексте прозы писателя.
88. Тема нравственного выбора в прозе
В.Маканина («Человек свиты», «Лаз»,
«Ключарев и Алимушкин», «»Отдушина»,
— по выбору).

89.
Надо любить
людей высокой любовью». Нравственная
проблематика в современной прозе (На
материале рассказа В.Маканина «Кавказкий
пленный».).

90. Интертекстуальность
повести В.Маканина «Две сестры и
Кандинский»..

91. Мотив «бега» в
сюжете повести Ю.Полякова «Замыслил я
побег». Язык повести в выявлении главных
мыслей.

92. Проблематика,
поэтика прозы Ю.Полякова («Козленок в
молоке», «Грибной царь» — по выбору).

93.Поэтика, характерные
черты стиля А.Битова в книге «Вычитание
зайца».

94. Концепция
человека в романе А.Кабакова «Все
поправимо: Хроники частной жизни».

95. Своеобразие
повествовательного дискурса в романе
А.Кабакова «Последний герой».

96. «Фантазии на
классические темы» в новеллах книги
«Московские сказки» А.Кабакова

100. «Невозможно же
быть никому не нужной» Концепция
гармонической личности в рассказе
В.Токаревой «Я есть. Ты есть. Он есть».

102.
Роман Виктора Олеговича Пелевина «Чапаев
и Пустота» (1996) и Дмитрия Андреевича
Фурманова «Чапаев»(1923): рассказы Пелевина
«Бубен верхнего мира» (2002), «Проблема
верволка в средней полосе»(1998) и контактные
связи рассказов с классической
литературой.

Итоговый
контроль. .Литература
как часть культуры. Эстетический,
познавательный, мировоззренческий
аспекты искусства вообще и литературы
в частности.

2. Принципы анализа
литературного произведения.

3. Анализ и
интерпретация одного из произведений,
вошедших в учебный материал современных
учебников для студентов высших учебных
заведений.

4.Специфика
художественной речи. Изобразительно-выразительные
средства языка.

5. Дискуссия на
страницах «Литературной газеты»:
«Классика и постмодернизм». Март 2012
г.- ноябрь 2012 г.

6. Роман Виктора
Олеговича Пелевина «Чапаев и Пустота»
(1996) и Дмитрия Андреевича Фурманова
«Чапаев»(1923): рассказы Пелевина «Бубен
верхнего мира» (2002), «Проблема верволка
в средней полосе»(1998) и контактные связи
рассказов с классической литературой.

7. Приемы
постмодернистской эстетики в рассказах
В.Сорокина «Хиросима»(2002) «Настя»(2000).
Философская основа рассказов (Ф.Ницше,
В. Соловьев и др.).

8, Приемы
постмодернистской эстетики в романе в
романе «Жизнь насекомых»(1997). Связь
романа с реалистическими традициями.

Вопросы
к зачету, экзамену:
История русской литературы ХХ века.

1.
Пьеса М.Горького «На дне» как философская
драма. Система образов, авторские

Читайте также:  Написание бизнес плана на заказ, стоимость разработки и преимущества

приемы
в создании образов.

2.
Целостный анализ одного из рассказов
А.М. Горького из цикла «По Руси» ( по
выбору студента). Рецензия на рассказ.

2.
Тема и идея рассказов И.А.Бунина из цикла
«Чистый понедельник». Художественное
своеобразие, язык рассказов. Рецензия
на рассказ.

3.Тема
России в цикле стихотворений
А.Блока «Родина». Лейтмотив цикла.
Целостный анализ одного из стихотворений
и чтение наизусть (по выбору студента).

4.
Композиция, сюжет поэмы А.Блока
«Двенадцать», поэмы «Соловьиный сад!»
(по выбору студента). Художественная
символика в поэме.

5.Творческая
судьба поэмы А.А.Ахматовой «Реквием».
Своеобразие композиции. Тема памятника.
Библейская символика в поэме.

6.
Цикл стихотворений М.Цветаевой «Стихи
о Москве». Характерные особенности
поэтического языка. Чтение одного из
стихотворений наизусть.

7.
Идейный смысл поэмы В.Маяковского
«Облако в штанах». Композиция, стилевые
особенности поэмы.

8.Поэма
С.Есенина «Анна Снегина». Проблематика,
художественное своеобразие поэмы.

9.
Концепция человека в романтических
произведениях М.Горького(рассказ
«Старуха Изергиль», поэма «Человек»)..
Изобразительно-выразительные средства
языка.

10.Творческая
судьба романа М.Булгакова «Мастер и
Маргарита». Проблематика, своеобразие
композиции, сюжетные линии, система
образов.

11.Тема
и идея «Повести непогашенной луны»
Б.Пильняка. Функция реминисценций в
повести. Символические образы. Творческая
судьба произведения.

12.Тема
преемственности поколений в творчестве
А.П.Платонова. Целостный анализ одного
-двух рассказов. Рекомендуются «Третий
сын», «Возвращение», «Еще мама»

13.Тема
любви в творчестве А.Платонова. Рассказы
«Фро», «Афродита», «Возвращение», «Река
Потудань» (По выбору студента).
Проблематика, поэтика.

14.
Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон». Философская
концепция романа. Система образов.
Авторские приемы создания образа
Григория Мелехова.

15.
Рассказ М.Шолохова «Судьба человека».
«Кольцевая» композиция, ее функция.
Проблематика, поэтика рассказа.
Философско-этический смысл произведения.

16.Проблематика,
поэтика рассказов А.И.Солженицына «Один
день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
Категория пространства и времени в
рассказе. Система образов. Роль и значение
художественной детали.

17.Художественное
своеобразие повести В.Распутина «Живи
и помни». Проблематика. Система образов.
Приемы создания образов Андрея и Настены.

18.
Художественное исследование проблем
воспитания, взаимоотношений взрослых
детей, подростков в рассказах В.Г.Распутина
«Уроки французского», «В ту же землю»,
«Нежданно-негаданно», «Василий и
Василиса», в повести «Мать Ивана, дочь
Ивана» (по выбору студента).

18.Проблемы
экологии и нравственности в романе
В.Астафьева «Царь-рыба». Анализ одного
из рассказов («Бойе», «Рыбак Грохотало»,
«Царь-рыба» — по выбору студента)

19.Поэма
А.Твардовского «Василий Теркин».
Идейно-тематическое содержание. Приемы
создания образа главного героя. Поэтика
фольклора в поэме.

20.Повесть
Б.Васильева «А зори здесь тихие». Система
литературных портретов пяти
девушек-зенитчиц. Язык повести.

21.
Повесть В.Быкова «Альпийская баллада»
в контексте повестей о Великой
Отечественной войне. Своеобразие
композиции повести. Образы Ивана Терешки
и итальянки Джулии. Функция пейзажа.

22.Проблематика,
поэтика рассказов и повести В.М.Шукшина
«Калина красная». Конфликт произведений,
их нравственный смысл («Алеша Бесконвойный»,
«Жена мужа в Париж провожала», «Мастер»,
«Чудик», «Калина красная»).

23.Пьеса
А.Вампилова «Старший сын». Проблематика,
система образов, идейный смысл. Язык
пьесы

24.«Громкая»
и «тихая» поэзия. Преемственность
традиций и новаторство поэзии Н.Рубцова.
Тематика, язык.

25.«Женская»
проза. Проблематика, поэтика прозы и
драматургии Л.Петрушевской. «Три девушки
в голубом», «Новые Робинзоны (Хроника
конца ХХ века)».

26.Жанр
рассказа в творчестве В.Маканина.
Проблематика, поэтика, идейный смысл
рассказов «Ключарев и Алимушкин»,
«Человек свиты», «Красное и голубое».
Метафорический язык прозы.

27.Проблематика,
поэтика рассказов Б.Екимова «Продажа»,
Фетисыч», «Пиночет». Приемы создания
образов.

28.
Проблемы нравственности и гуманизма в
прозе В.Токаревой («Вместо меня», «Сказать
– не сказать», «Я есть. Ты есть. Он есть»)

Перечень
основной учебно-методической литературы:

Учебники,
хрестоматии, справочники,
учебные пособия.

Агеносов
В.В. История русской литературы ХХ века:
В 2 ч. Учебник для бакалавров / В.В.Агеносов
и др. Под общей ред. В.В.Агеносова 2-е изд.
перер. и дополн. М.: Издательсво Юрайт,
2013. – 687. с.

Агеносов
В.В. История русской литературы ХХ век.
В 2 ч. Ч.2: учебник для студентов вузов /
В.В.Агеносов и др. ; под ред. В.В.Агеносова.

Трубина
Л.А. Русская литература ХХ века. Учебное
пособие для абитуриентов. Учебник
Репетитор. Издательство Инфомедиа
Паблишерз- 2010. Серия Иллюстрированный
учебник – 456 с.

Николина
Н.А. Филологический анализ художественного
текста. Учебное пособие. – М.: Флинта
Наука, 2003.

Диарова
А.А., Иванова Е.В., Серафимова В.Д.
/ Под ред. В.Д. Серафимовой. Литература
с основами литературоведения. Русская
литература ХХ века. Бакалавриат.– М.:
Академия, , 2011.

Володина
Н.В.
Концепты, универсалии, стереотипы в
сфере литературоведения. Монография.
– М.: Флинта: Наука, 2010.

Громова
М.И., Русская драматургия конца XX — начала
XXI века. М.: Наука, Флинта, 2006 г., — 368 стр.,

Русские писатели.
ХХ век: биографический словарь: А – Я /
сост. И.О. Шайтанов. – М.Просвещение,
2009. – 623 с.

Методика
преподавания русской литературы ХХ века на примере произведения Набокова «Обида

Форма работы: система малых групп
+ мастер.

Подход к ребенку: свободное образование и
воспитание.

Преобладающий метод: проблемно —
поисковый, диалогический

Категория обучающихся: учащиеся,
владеющие навыками работы в ма­лой группе.

Существующая
система образования в значительной степени построена на передаче знаний от
учителя к ученику, на пассивной позиции обучающегося. Ученик — пассивный
субъект обучения. Задача ученика на традиционном уроке — усвоить и
воспроизвести знания. Учитель организует преиму­щественно репродуктивную
деятельность, пооперационно, прямо руководит действиями ученика. Учитель в
такой системе — непререкаемый авторитет, истина в последней инстанции.
Используются в основном фронтальные фор­мы обучения. Традиционный характер
образования не раскрывает до конца творческий потенциал человека, воспитывает
пассивную, послушную лич­ность. Современная жизнь востребует только личность
активную, критически мыслящую, самостоятельную, инициативную. Эти задачи
целенаправленно помогает решать технология мастерских.

1. Вызов
традиционной педагогике. Образование должно стать иным:

·
личность
в мастерской не получает, а сама «выстраивает» свое знание, чтобы активно и
творчески пользоваться им в жизни, как своим приобретением;

·
процесс
познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

·
культурные
формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязы­ваться;

·
сотрудничество,
сотворчество, совместный поиск.

2. Личность с
новым менталитетом.

Ученик понимается
как личность самостоятельная, творческая, соци­ально ответственная,
конструктивно вооруженная, способная оказывать по­зитивное воздействие на свою
жизнь и окружающий мир. Современному обществу нужны люди с новым менталитетом,
лишенным рабского исполни­тельского начала и основанным на глубокой вере в
себя, в свои способности, на умение эти способности реализовывать.

3. Все способны:

·
на
мастерской предоставляется возможность каждому продвинуться к истине своим
путем;

·
каждый
человек (ребенок) обладает способностями практически ко всем видам человеческой
деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным
искусством, музыкой и т.д. Дело только в том, какие методы будут применяться в
процессе его образования и развития;

·
ученик
имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса
познания; точные знания следуют за ошибками.

4. Новый тип
педагога — мастер.

·
это не
авторитарный наставник, не тот, кто подавляет природу ребенка, а тот, кто
следует ей на правах талантливого скульптора;

·
мастер —
для ученика, а не ученик для мастера;

·
мастер
создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков.

Предоставить
учащимся психологические средства, позволяющие им саморазвиваться, осознавать
самих себя и свое место в мире, по­нимать других людей, а также закономерности
мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Проделать путь от
культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

Мастерская как
локальная технология охватывает часть содержания учебной дисциплины. Она
состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но
внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены
осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор
темпа работы и т.д. Мастерская начинается с актуализации знаний каждого по
данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На
следующем этапе зрения корректируются в разговоре с другой группой, и только
после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще
раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других
групп.

В технологии
мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков
деятельности:

1. Индуктор.
Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация (индуктор).
Индуктор надо соотнести с чувствами, мыслями, эмоциями, создать эмоциональный
настрой, личное отношение к предмету обсуждения.

2. Работа с
материалом:

a.
Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста,
рисунка, проекта.

b.
Социоконструкция — построение этих элементов группой.

c. Социализация —
все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано,
обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

d. Разрыв —
внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего
старого знания новому, внутренний эмоциональ­ный конфликт, подвигающий к
углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным
источником.

3. Рефлексия —
самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения, знаний.

Чтобы овладеть
этой техникой педагогической деятельности, учителю — мастеру нужно многое в
себе изменить. Нужны широкие знания, учитель предварительно работает с большим
объемом информации, чтобы в мастер­ской остаться в тени. Нужно освободиться от
стереотипов, уметь придумы­вать увлекательные ситуации, стимулирующие
познавательный поиск. Учи­тель должен чувствовать себя не «над», а рядом с
учениками.

VII. Влияние на
здоровье школьников

Здоровье — это
состояние полного благополучия. Среди факторов, влияющих на него, основную роль
играет образ жизни (на 50-55%). Важ­ной составляющей здорового образа жизни
является психологический ком­понент, который включает уверенность в себе,
основанную на умении уп­равлять своими мыслями и чувствами, хорошее
эмоционально — чувствен­ное состояние. На мастерских создается наиболее
благоприятная обста­новка для психологического комфорта, исчезает зажатость,
страх ошибки, элемент соперничества и соревнования не нужны для процесса
познания, появляется ощущение радости, свободы, уверенности в своих силах и спо­собностях.

Читайте также:  Научные конференции в 2021 году

Тема: Смысл
названия рассказа В. Набокова «Обида».

Цель: Найти,
перечитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие смысл
названия; определить смысл названия, проанализировать процесс рождения,
развития и вызревания чувства обиды, ее глубинные причины.

Цель урока —
найти, прочитать и проанализировать ключевые эпизоды рассказа, раскрывающие
смысл названия рассказа; определить этот смысл.

Вы прочли
рассказ. Как можно было назвать его по-другому. Предложите короткое, но емкое
название. Запишите в тетрадь.

Обсудите в
группе, выделите наиболее удачные. Остальные запишите то, что понравилось.

Владимир
Владимирович дал название «Обида». Образуйте однокоренные слова.

Заготовки на
доску: обиженный, обидчивый, обижаться, обидеть, оби­деться,  обидчик, обижающий,
обидно.

Распределите эти
слова в 2 колонки. Объясните принцип классификации,

Поставьте в
колонку обиженных или обидчиков свое «я» (можно посредине). Поднимите руку, кто
чаще всего бывает обидчиком? обиженным? Чаще и тем, и тем (посредине).

Сегодня на уроке
все поставим себя на место обиженного. Вспомните своих обидчиков. Соедините
всех своих обидчиков одним местоимением:

В каких
отношениях находятся я и они? (конфликта). В рассказе Набокова тоже звучит это
местоимение «они». Кто и когда произносит это роковые «они»?

Цитируем текст:
ч. 6

— Они там, —
сказала она (Анна Федоровна Козлова), — ты пойди к ним.

— Они и я. Кто
этот я? (Путя) Они? (Дети)

Кто наиболее ярко
выделен из детских образов? Кто запоминается? (Вася Тучков и Таня).

Дочитаем этот
эпизод до конца (ч. 7).

Что значит
«входить в поле зрения многих глаз»? (Быть замеченным, быть на виду).

«Надо было
проделать этот путь одному». Что это за путь? К сближению или к обиде?

с. 166 № 8
Метание копья в мишень (невнимание)

Найдите, как об
этом пишет Набоков.

Была ли Путе
нанесена обида? (в группах обсудите).

Обида есть. Путя
неинтересен детям, его успеха не заметили. А Васин отметили громким «Браво».

А были ли
обидчики?

Явных нет. Но они
все-таки обидчики, т.к. игра кончилась. Почему? В чем главная его вина?

Каким был 2-ой
шаг к сближению?

№ 8: Ягоды для
Тани (чтение) (неблагодарность)

Этот шаг к
сближению с Таней. Произошло ли сближение? (группы об­думывают).

Обиды не было!
Но!

Что это значит?
Кто проявляет милость? (Тот, кто выше по положению: тот, кому ты не ровня).
Сделала одолжение.

б) когда тебя
угощают, какое чувство должно возникать? (благодарности. А Таня убежала не
поблагодарив).

Обидела ли Таня
Путю?

Можно ли считать
ее обидчицей?

Обида есть. Явных
обидчиков нет. Путя вновь не попал в поле зрения, вновь не замечен.

А несколькими
минутами раньше что происходило?

Достоин ли
восхищения этот поступок? А Путина горсть ягод?

Благородный
поступок не вызвал даже чувства простой благодарности, а пустой — восхищение.
Это обидно

3 шаг на пути к
детям, сближению. Какой?

№ 11: Хотите еще
черники? — предложил Путя (несправедливость)

— Кто такой
ломака?

Словарь: ломака-
человек, который ломается, кривляется, держать себя неестественно, делать
гримасы = намеренное искажение лица.

Это справедливо с
точки зрения детей? Почему все дети думали, что он ломается?

Как Путя выражает
свою обиду?

а) Он ее прячет:
«Путя притворился, что поглощен рассматриванием курчаво — черной кротовинки с
краю аллеи».

б) Задает себе
вопрос: За что?   № 14. Что я такое сделал?

№ 12: Считалочка
(чтение) (несправедливость)

Была л и обида?

Путя неинтересен.
Гораздо интереснее Яков Семенович.

Найдите самую
главную обиду?

№ 20: Главное
состояло в другом.

Дети отказали в
дружбе, забыли его, уехали без него.

Как Путя ведет
себя?

Но Набоков дает
еще одну надежду. Дети не уехали. Что произошло?

До этого Путя
глубоко, до слез обиженный хотел незаметно отправиться домой, но теперь что он
делает?

Вася Тучков
оглянулся и, обратившись к Тане, сказал со смешком:

— А вот идет
ломака.

Что несет в себе
эта фраза? (на обсуждение)

Это прозвище
осталось за Путей.

Итог: Путь к
сближению стал путем обиды. За что обидели Путю?

Не такой как все.
Не знают и не хотят знать.

Чем обидели Путю?
Что делали его обидчики?

Набоков добавляет
к вашему списку.

Правомерно ли
название «Обида»?

Д/з: Что значит
«не такой как все»? Какой Путя?

Методика
преподавания русской литературы ХХ века в 5-7 классах средней школы

Методикой
преподавания литературы накоплен значительный опыт в изучении творчества
писателей ХХ века в школе, разнообразный по трактовкам и способам осмысления
материала. Объясняется это, прежде всего неисчерпаемостью и богатством
внутреннего содержания художественных произведений, постоянной изменяемостью
исторической обстановки, с которой творчество вступает в эстетические
отношения, интертекстуальной соотнесенностью с предшествующей и современной
писателям литературой и культурой.

В том, как
исторически изменялась оценка произведений ХХ века, просматривается вполне
естественная логика. На первом этапе функционирования произведений предметом
обсуждения, дискуссий и даже борьбы (демократическая и эстетическая критика)
становится то, что выделяет текст на фоне общепринятых литературных норм, и
вместе с тем — вопрос о праве творчества на признание, на определенную нишу в
литературном пространстве. На следующем этапе внимание читателей перемещается в
другую плоскость: выявляются аспекты соотношения творчества с реальной жизнью
(галерея воссозданных типов, позиции героев, смысл конфликтов). Одновременно
вызвали интерес художественная форма, особенности языка, стиля. Выяснялась
сложность, целостность художественного строя произведения: жанровая,
стилистическая специфика.

В середине XX
века на новой основе определяются общественная и культурная значимость, место
творчества в русском и общеевропейском литературном процессе, отношение к
различным жанровым традициям.

Современные
школьники в высказываниях о произведениях литературы ХХ не стеснены
идеологическими установками и потому менее категоричны и более последовательны
в своих рассуждениях Тем не менее опасность однозначной трактовки произведений
авторов на разных этапах литературного образования все же сохраняется. Задача
методики — приблизить художественное произведение к современному читателю, не
нарушая его эстетической целостности.

Таким образом,
функционального подхода к изучению произведений литературы ХХ века в 5-7
классах не наблюдается: какие препятствия должен преодолеть ученик при
осмыслении текстовпроизведений, какими критериями определяется содержание
литературного образования, как это согласуется с общей концепцией развития
личности — все это остается за пределами методических исканий 30-40-х годов.
Усилия методистов и педагогов-практиков направлены на разработку методов и
приемов изучения отдельных произведений писателей в рамках школьного курса.

Несмотря на
многообразие исследовательских и читательских оценок произведений литературы ХХ
века и стремление лучших методистов целенаправленно и умело руководить чтением
учащихся, преодолевая стихийность первоначальных реакций, дистанция между
школьником и писателем по-прежнему сохраняется. Это объясняется отсутствием в
методике системного подходя к анализу художественного мастерства писателей ХХ
века. Не определены пути и приемы формирования необходимых читательских умений
и навыков при работе с текстами на каждом этапе литературного образования.

Нам
представляется продуктивным восстановление авторского замысла, постижение
Логоса произведений литературы ХХ века, с учетом возраста учеников, их читательской
культуры, художественных особенностей изучаемых произведений. Школьникам
необходимо, прежде всего, научиться слышать в текстах писателей живое дыхание,
постигать природу лиризма, трагизма и комизма. Важно подготовить учеников к
восприятию, втянув их в «уникальную смысловую атмосферу вещи, которая
дается через стиль» (Ю.Н. Тынянов).

Список
литературы

1.
Белов Н.
Урок — мастерская: приглашение к поиску // Частная школа. 1997№1

2.
Изучение
литературы в 7 классе. Методическое пособие. М.: 2000 г.

3.
Литературный
энциклопедический словарь. М., 1987.

4.
Методика
преподавания литературы: Методические указания и планы практических работ для
студентов IV курса филологического факультета. — Омск, 1998.

5.
Окунев А.
Как учить не уча. С-Пб, Питер — Пресс. 1996.

6.
Педагогика
наших дней. Сост.В.П. Бедерханова. Краснодар. 1989.

7.
Педагогические
мастерские: интеграция отечественного и зарубежно­го опыта. С-Пб, 1995.

8.
Учебник
«Литература». 5 класс. Авторы-составители: М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова,
Т.Г.Тренина. — М., Дрофа, 1998.

9.
Учебник
«Литература». 6 класс. Авторы-составители: М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова,
Т.Г.Тренина. — М., Дрофа, 1998.

10.  
Учебник
«Литература». 7 класс. Авторы-составители: М.Б.Ладыгин, Н.А.Нефедова,
Т.Г.Тренина. — М., Дрофа, 1998.

Заключение

В заключении 
хотелось бы подвести итог всему сказанному выше.

Историей методики
преподавания литературы накоплен большой опыт преподавания произведения
литературы ХХ века. Первоначально, в первое десятилетие ХХ века основной упор в
методике преподавания был сделан на развитие самостоятельности школьников в
изучении произведений писателей ХХ века.  В начале 20 века школа предприняла
попытку вмешаться в процесс самостоятельного изучения, и постаралась навязать
свои методы и способы изучения литературы ХХ века. В современной же практике
литература, к сожалению, отошла от основных предметов преподавания, и ей
перестали уделять должное внимание.

В целом же можно
сказать, что наследие литературы ХХ века очень красочно и разнообразно, как в
историческом аспекте, так и в жанровом.

Курсовые работы по литературе

Нужна помощь в написании уникальной работы на отлично?! Узнайте цену!

Оцените статью
Добавить комментарий