Оценка модели вымышленного литературного произведения и экспертиза вымышленного литературного произведения во время среднего образования. Пособие для аспирантов по систематическому продвижению в области литературы (10 класс)

Анализ прозаического литературного произведения

Сохранить — » Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст  произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

• литературные направления эпохи;• место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;• творческая история произведения;• оценка произведения в критике;• своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;• оценка произведения в контексте современного прочтения;Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания – что хотел сказать автор и план выражения – как ему удалось это сделать).

План анализа стихотворения1. Элементы комментария к стихотворению:- Время (место) написания, история создания;- Жанровое своеобразие;- Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);- Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.3. Движение авторской мысли, чувства от начала к концу стихотворения.4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

— Композиционные решения;- Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;- Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

— Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;- Мотивированность и точность использования выразительных средств.4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные – любые).5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения(схема)

Поэтическая лексикаНеобходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики – синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;- определить своеобразие и активность использования троповЭПИТЕТ – художественное определение;СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;ИРОНИЯ – скрытая насмешка;ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;ЛИТОТА – художественное преуменьшение;ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать;МЕТАФОРА – скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)- риторические вопросы, обращения, восклицания – они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;- антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетикаИспользование звукоподражаний, звукозаписи – звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.- Аллитерация – повторение согласных звуков;- Ассонанс – повторение гласных звуков;- Анафора – единоначалия;

Композиция лирического произведенияНеобходимо:- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Сохранить — » Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.2. Сюжет, композиция:- основной конфликт, этапы его развития;- характер развязки /комический, трагический, драматический/3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:-внешность героя,- поведение,- речевая характеристика- содержание речи /о чем?/- манера /как?/- стиль, словарь- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического действия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

8. Способы выражения авторской позиции (ремарки, диалогичность, сценичность, поэтика имен, лирическая атмосфера и др.)

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.

Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.

Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.

Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.

Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

План анализа литературного произведения

Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.

Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.

История создания

Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

Читайте также:  Вход в личный кабинет superjob по номеру телефона

К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.

Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

Время и место действия

Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.

Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.

Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.

Тема и идея

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.

Проблематика

Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).

Композиция и ключевые моменты сюжета

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.

Пример композиции в романе «Отцы и дети»:

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).

Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.

Система образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.

Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.

Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.

Художественные средства и особенности языка произведения

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.

Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.

Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.

Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.

В тексте без труда можно найти:

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Значение произведения

В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.

Заключение и выводы

В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.

Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.

Особенности анализа разных типов художественных произведений

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях

Анализ поэзии

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.

Читайте также:  Как написать научную статью и опубликовать ее | КонсультантПлюс - студенту и преподавателю

Анализ драмы

Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.

Анализ фольклора

При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.

Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Общие советы по написанию анализа произведения

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.

Определите тему и цель автора.

При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.

Составьте план, сформулируйте тезис.

Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.

Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ

Напишите анализ.

Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.

Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.

Отредактируйте текст.

Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

краткий анализ произведения

— справедливость и милосердие;  — доброта и жестокость;  — общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести;   — долг и чувства.

— проблема чести и долга.   Сюжет «Капитанской дочки»

В произведении две сюжетные линии: Гринёв – Маша Миронова и Гринёв – Пугачёв.

Идейное содержание повести   Ключом к пониманию авторской позиции в произведении служит эпиграф: «Береги честь смолоду». Идея чести как высшей ценности реализуется в сюжете «Капитанской дочки»: все герои проходят испытание на верность долгу и чести. Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв. Для Пушкина Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России (вспомним притчу, рассказанную Пугачёвым).     Система образов произведения выстраивается на основе антитезы: герои — «люди чести» противопоставлены тем, для которых честь – пустой звук.

А.С. Пушкин «Выстрел»(1830 г.)

-Сильвио;  граф Б.;   — подполковник И.Л.П. (рассказчик).

— тема дуэлей.

— проблема отмщения;   — проблема милосердия, сострадания и благородства.

Сильвио на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он ищет первенства, но не в чем-либо серьёзном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании (пьянство, дуэли, дебоширство).   Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены.    Но что-то не позволило Сильвио убить графа? Может быть, он пожалел его жену, может быть, потому, что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нём естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.  Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды.

-станционный смотритель Самсон Вырин;  -Дуняша (дочь Вырина);   — гусар Минский.

— бесправность «маленького человека» в мире, где царит социальное неравноправие;   — призыв к милосердию к «униженным и оскорбленным».

Завязка действия — лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация — встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и её похитителем. Развязка — возвращение смотрителя домой. Эпилог — приезд дочери на его могилу.   В рассказ о станционном смотрителе включена его горестная история. Это повествование о «маленьком человеке», которого может легко обидеть каждый и который не в состоянии себя защитить. Образ «маленького человека» был первым образом подобного рода в русской литературе. «Станционный смотритель» — это и история о блудном сыне, вернее, о блудной дочери, перенесённая в другие, не евангельские, жизненные обстоятельства. Это и история о позднем раскаянии блудной дочери.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»(1839 г.)

-Мцыри (молодой послушник в монастыре);  — cтарый монах.

-свобода как желанный идеал;  — противопоставление естественной (природной) жизни и жизни общественной с её нормами, догмами и условной моралью.

Поведение Мцыри полностью определяется устремлениями к свободе. Главный мотив поэмы — противопоставление природы законам общества, которые стесняют свободу личности.    Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнёта и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя.   Проблематика поэмы сходна с толстовской: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней.

Читайте также:  Летуаль личный кабинет вход по номеру телефона

М.Ю.Лермонтов «Кавказский пленник»

— русский пленник;   — черкешенка.

-любовь к Родине;  — быт и нравы народов Кавказа.

В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём.   Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.    Поэма наполнена картинами природы как олицетворения красоты, свободы, она лишена человеческих предрассудков.  У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство и чистоту помыслов.    Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.  Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввёл этнографический (характерный для определенной местности) материал (в том числе вставную песню).

Н.В. Гоголь «Ревизор»

-Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;-Анна Андреевна, жена его;-Марья Антоновна, дочь его;-Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ; -Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья; -Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений; -Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер; -Пётр Иванович Добчинский, городской помещик;-Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик; — Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга;

-Осип, слуга его; -Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь;  — Фёдор Иванович Люлюков, отставной чиновник, почётное лицо в городе; — Иван Лазаревич Растаковский, отставной чиновник, почётное лицо в городе; — Степан Иванович Коробкин, отставной чиновник, почётное лицо в городе;-Степан Ильич Уховертов, частный пристав;-Свистунов,полицейский; -Пуговицын,полицейский;- Держиморда, полицейский.

-чинопочитание;  -взяточничество;   — морально-нравственная проблематика.

— чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.     — чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея «Ревизора» — мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Как основную мысль можно взять цитату: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».    В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь.  Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.   Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.   В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.   Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.

Н.В. Гоголь «Шинель»(1842 г.)

— Акакий Акакиевич Башмачкин;   — значительное лицо.

— маленький человек.

-унижение маленького человека;  — бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.

Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищетыДуховная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование. Именно поэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Акакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.   Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата, да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.   Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует

Л.Н. Толстой «После бала»(1903 г.)

— Иван Васильевич;   — полковник Пётр Владиславович Б. (отец Вареньки).

-идея социального неравенства;   — благополучие одних (богатых) основывается на угнетении других (бедных).

Толстой, являясь носителем , не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности.   Толстой ведёт нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.   Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.    Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?   Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.   Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой ещё и принес обществу пользу: «мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». То есть главный герой осознаёт свою личную моральную ответственность за всё происходящее.  Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящееПочему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?  Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и «дальних» своих. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»(1883 г.)

— 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.

— зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;   — отречение от собственного достоинства.

А.П. Чехов «Хамелеон»(1884 г.)

-полицейский надзиратель Очумелов;   — собачка брата генерала Жигалова.

— зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.

Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов – образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.  Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто её хозяин, весьма показательна и характерна для любого общества. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.   К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых., а именно её высмеивает Чехов в своём юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власть предержащим».

А.П. Чехов «Смерть чиновника»(1886 г.)

-Иван Дмитриевич Червяков; -жена Червякова;    — генерал Бризжалов.

– тема маленького человека.

— подавление человеческой личности;   — отречение от человеческого достоинства.

В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека». В своём творчестве Чехов пытается протестовать против подавления человеческой личности. В рассказе представлен мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.  Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий.  вызывает нелепая настойчивость Червякова, а  порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрёкся от своего человеческого достоинства.   В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе генерал не представляется законченным злодеем: он крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довёл его до агрессии.   Но умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы (чинопочитание, привычка к тому, что начальник обязан подавлять подчинённого) нарушил человек высокого чина.

Оцените статью
Добавить комментарий