План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб Кабинет автора

В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.

Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.

Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.

Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.

Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).

Содержание
  1. План анализа литературного произведения
  2. История создания
  3. Смысл названия
  4. Жанр
  5. Время и место действия
  6. Тема и идея
  7. Проблематика
  8. Композиция и ключевые моменты сюжета
  9. Конфликт
  10. Система образов
  11. Художественные средства и особенности языка произведения
  12. Позиция автора
  13. Значение произведения
  14. Заключение и выводы
  15. Особенности анализа разных типов художественных произведений
  16. Анализ прозы
  17. Анализ поэзии
  18. Анализ драмы
  19. Анализ фольклора
  20. Общие советы по написанию анализа произведения
  21. 1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.
  22. 2. Определите тему и цель автора.
  23. 2. Составьте план, сформулируйте тезис.
  24. 3. Напишите анализ.
  25. 4. Отредактируйте текст.
  26. Как делать анализ художественного произведения?
  27. История создания произведения
  28. Название произведения и его смысл
  29. Тема, идея и проблематика произведения
  30. Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
  31. Система образов произведения
  32. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?
  33. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
  34. Особенности языка произведения
  35. Записывайся на итоговые занятия!
  36. План анализа лирического произведения
  37. Понятие
  38. Структура
  39. Раскрытие пунктов
  40. Что мы узнали?
  41. Тест по теме
  42. Оценка статьи

План анализа литературного произведения

Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.

  1. История создания (название, автор, когда и где написано, с какими историческими событиями связано, кому посвящено).
  2. Смысл названия (как название раскрывает через себя основную мысль произведения).
  3. Жанр произведения (роман, повесть, поэма, комедия, ода и т.д.).
  4. Время и место действия (когда и где происходят описываемые в произведении события).
  5. Тема и идея (о чём идет речь в произведении, что хотел сказать автор этим произведением, чему научить).
  6. Проблематика (какие проблемы поднимает автор в произведении).
  7. Композиция и ключевые моменты сюжета (построение, взаимная соотнесенность и последовательность частей произведения).
  8. Конфликт (какой конфликт лежит в основе произведения, в чём заключается столкновение противоположных взглядов действующих лиц).
  9. Система образов (в чем особенность системы образов произведения, взаимодействие литературных героев между собой, а также их роль в сюжете и раскрытии авторского замысла).
  10. Художественные средства и особенности языка произведения (общее звучание, стиль речи, образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
  11. Позиция автора (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
  12. Значение произведения (место произведения в творчестве писателя, значение в истории русской и мировой литературы);
  13. Выводы (подведение итогов анализа произведения).

Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.

История создания

Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.

Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.

Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.

Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.

Смысл названия

В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.

Жанр

Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.

Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.

Время и место действия

Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.

Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года. 

Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.

Тема и идея

Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.

Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.

Проблематика

Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).

Композиция и ключевые моменты сюжета

В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.

  1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
  2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
  3. Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
  4. Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
  5. Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению
  6. Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.

Пример композиции в романе «Отцы и дети»:

  1. Экспозиция – повествование о жизни Николая Петровича и усадьбе Кирсановых.
  2. Завязка – приезд Аркадия и Базарова.
  3. Развитие действия – споры Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
  4. Кульминация – признание Базарова в любви Одинцовой, ее отказ.
  5. Развязка – смерть Базарова.
  6. Постпозиция – события, описанные после смерти Базарова. Повествование о дальнейшей судьбе Аркадия, Кати, Фенечки, Николая Петровича, Павла Петровича, Ольги Одинцовой, Кукшиной и Ситникова.

Конфликт

Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).

Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.

Система образов

В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.

Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.

Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.

Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.

Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.

Художественные средства и особенности языка произведения

Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.

Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.

Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.

Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.

В тексте без труда можно найти:

  1. Эпитеты: патрuархально-добродушная певучесть, зловещие пятна, ощuпанные дepeвцa, скудная зелень;
  2. Сравнения: говоря об избраннике Одинцовой, автор описывает его как человека молодого и доброго, но “холодного как лед”;
  3. Метафоры: вспоминая об Аркадии на смертном одре Базаров назовет его сперва птенцом, а потом – галкой (перенос значения по сходству).

Позиция автора

Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.

Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.

Значение произведения

В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.

Читайте также:  Pharmznanie ru личный кабинет

Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.

Заключение и выводы

В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.

Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.

Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.

Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.

Особенности анализа разных типов художественных произведений

Анализ прозы

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях

Анализ поэзии

Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.

Анализ драмы

Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.

Анализ фольклора

При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.

Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.

Общие советы по написанию анализа произведения

1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.

В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.

2. Определите тему и цель автора.

При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.

2. Составьте план, сформулируйте тезис.

Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.

Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ

3. Напишите анализ.

Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.

Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.

4. Отредактируйте текст.

Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.

Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.

сХЕМА АНАЛИЗА ПРОЗАИЧЕСКОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Выходные данные.

1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, прототипы, «протособытия» и т. д.

2. Место произведения в литературном контексте эпохи: направление, метод, как приняла произведение литературная общественность и
критика и т. д.

II. Идейно-тематическая основа произведения.

1. Структура содержания.

2. Тема, главная проблема и мысль.

3. Идея как авторское отношение к изображаемому.

III. Основные герои, их портреты и характеры.

IV. Специфика сюжета (количество сюжетных линий, степень напряженности, завязка, кульминация, развязка).

V. Особенности моделирования реального мира.

1. Время и пространство в произведении (временные периоды, скорость течения времени, пейзаж, интерьер).

2. Характер изображения истории и современности.

VI. Авторская позиция в произведении.

VII. Жанрово-родовая принадлежность, художественный метод и стиль.

VIII. Языковая структура произведения (лексика, синтаксис, внутренний ритм).

IX. Мое восприятие произведения.

сХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

I. Выходные данные:

1. Автор, название, время появления, краткая история создания, место в творчестве автора, кому посвящено и т. д.

2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, к кому был близок автор (литературные течения и направления), жанр
произведения.

II. Структура образов и развитие конфликтов:

1. Тема и идея произведения.

2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть). Композиция (возможное деление на
части, их связь).

3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опосредованная их соотнесенность с жизнью человека и его
чувствами.

III. Основные особенности поэтического языка:

1. Тропы и фигуры:

сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, повтор, инверсия, анафора, эпифора и т. д.

2. Языковой поуровневый анализ:

а) поэтическая фонетика – ассонанс, аллитерация, звукопись;

б) поэтическая лексика –

старославянские, церковнославянские диалектизмы;

в) использование явлений морфологии и синтаксиса –

преобладание одних частей речи;

обращение, восклицание, вопрос.

IV. Ритм. Стихотворный размер: ямб, хорей, амфибрахий, анапест, дактиль. Рифма: мужская, женская, дактилическая и парная,
перекрестная, кольцевая.

V. Жанровое своеобразие (ода, гимн, сонет, романс, элегия, послание).

VI. Черты лирического героя (настроение, состояние души).

VII. Мое восприятие произведения.

План-схема анализа эпизода
художественного текста (литературоведческий)

1. Определить автора и название произведения, место отрывка в произведении.

2. Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием.

3. Отразить авторскую позицию, образ автора.

4. Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля.

5. Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

I. Представление книги, библиографические данные:

1. Когда и где вышла книга, ее адресат, автор.

2. История создания произведения.

3. Немного об авторе, его судьбе в период создания произведения.

II. Название произведения, его смысл.

III. Краткий пересказ содержания (сюжет) от 3-го лица, события, поступки героев.

IV. Тема произведения, главная мысль – идея, как раскрывается это автором (обратить внимание на начало содержания и эпилог, какие
изменения происходят).

V. Анализ понравившегося эпизода книги. Почему на них обратил внимание?

VI. Кто действующие лица (герои), отношение к ним автора, ваше отношение к героям.

VII. Какова композиция произведения, как она помогает в раскрытии идеи, темы?

VIII. В чём художественное своеобразие книги, языка произведения, какими художественными средствами автор достигает
выразительности?

IX. Традиции и новаторство писателя в создании образов, стиль писателя (особенности).

X. Ваша субъективная оценка произведения:

1. Что написано хорошо?

2.Что недостаточно убедительно, не совсем удачно, недостаточно понятно и раскрыто?

ПЛАН ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА

лексические средства
выразительности;

стилистические фигуры
речи;

синтаксический строй (способ
связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.).

Средства выразительности различных функциональных стилей речи

1. Логико-понятийные (информационные) средства выразительности.

2. Чувственно-воздействующие средства (средства выражения личностного начала):

1) фонетико-интонационные средства,

2) графические средства,

3) лексические средства,

4) фразеологические средства,

5) словообразовательные средства,

6) морфологические средства,

7) стилистические фигуры.

. Логико-понятийные средства выразительности.

Выразительность речи — это живость, яркость, образность, убедительность отражения мысли, «такие
особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя» (Головин 1988: 184).

Читайте также:  Как заработать на скрапбукинге - статья от Леонардо

В разных ситуациях общения используются различные типы речевой выразительности:

1) информационная выразительность (предметно-логическая, логико-понятийная) (М. Н.
Кожина называет такую выразительность интеллектуальной экспрессивностью. См.: Кожина 1983: 172), заключающаяся в подборе фактов, умелом использовании понятий, в точности словоупотребления,
логичности, доказательности, ясности и доходчивости изложения и т. д.;

2) чувственно-воздействующая, создаваемая интонационными, звуковыми, графическими,
лексическими средствами, тропами, фразеологическими, графическими средствами, фигурами речи — стилистическими, речемыслительными, риторическими.

Так, выразительность, яркость разговорной речи создают интонационные,
лексические, грамматические средства, фигуры выражения эмоций (риторические фигуры).

Приёмами выразительности письменной официально-деловой речи являются
графические средства: абзацное членение, знаки препинания (красная строка, тире, нумерация и т. д.); выразительности устной официальной речи — лексические, фразеологические,
синтаксические, интонационные и другие средства.

Научный стиль речи выразителен благодаря логичности, доказательности выдвигаемых положений, тезисов, точности словоупотребления, умелому использованию
понятий, ясности, доходчивости изложения и т. д.

Выразительность публицистической речи достигается разнообразными средствами: отбором
фактов, их компоновкой, ракурсом подачи, размещением материала, сменой типов речи (описания, повествования, рассуждения) и её формы (прямая речь, косвенная и несобственно-прямая), лексическими,
синтаксическими, графическими.

Выразительность художественной речи связана с образностью, поскольку художественная речь воздействует не только на разум, но и в большой степени на чувства, эмоции адресата (читателя, слушателя),
создаётся разнообразными средствами (фонетическими, лексическими, фразеологическими, грамматическими), зависит от рода и вида художественного произведения, литературного направления, авторского
стиля, манеры. Наивысшим достоинством речевого произведения является не только внешняя выразительность, яркость, не только эмоциональное самовыражение, но и выразительность скрытая. Настоящий
мастер избегает в своей речи, с одной стороны, неоригинальных средств (поэтических штампов), с другой — искусственности, вычурности этих средств.

Логико-понятийными средствами выразительности — средствами, создающими информационную
(предметно-логическую выразительность, или «интеллектуальную») экспрессивность являются:

точность
словоупотребления,

умелое использование
понятий,

ясность, доходчивость
изложения.

2. Чувственно-воздействующие средства (средства выражения личностного
начала):

Чувственно-воздействующие средства выразительности русской речи представляют собой сложную
систему, включающую в себя:

1) интонационные средства,

2) фонетические средства,

3) графические средства,

4) лексические средства,

5) фразеологические средства,

6) словообразовательные средства,

7) морфологические средства,

8) стилистические фигуры — фигуры речи: речемыслительные, риторические,
синтаксические.

. Интонационными средствами выразительности речи,
воздействующими на чувства адресата, средствами, выражающими эмоциональное состояние говорящего, усиливающими смысловое и экспрессивное отношение к предмету речи, значение звучащей речи в целом,
являются:

а) мелодический (ритмический) контур речи,

б) интенсивность движения тона,

в) степень громкости,

д) логические ударения.

2. Фонетические средства — средства звуковой выразительности:

а)Аллитерация—повторение
согласных: Гром гремит, грохочет;

в) фонетическая анафора — повтор начальных
звуков: Славься! Сияй, солнечная наша коммуна! (В. Маяковский));

г) фонетическая эпифора — повтор конечных звуков:

Я вольный ветер, я вечно вею,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

3. Графические средства выразительности:

а) абзацное членение (красная строка),

б) знаки препинания,

г) шрифтовые средства,

д) сочетание кириллического и латинского шрифтов,

е) цветовые выделения,

ж) подчёркивание и т. д.

4. Лексические средства выразительности:

: а) семантические (исполин,
гигант, титан
), б) стилистические (пришёл, прибыл, притащился), в) стилевые (глаза, очи), г) семантико-стилистические (блуждать, бродить, шататься,
шляться
);

— архаизмы (вежды, брег, десница).

— языковые: льготник, силовик, компьютерщик, бессобытийность, совковый
(
от советский), псевдорынок, суперхитовый, телемания, беспредел (бывшее жаргонное), отсюда — беспредельщик, новостная (программа), подземка и
др.;

-окказионально-авторские — индивидуальные,

Г) Тропы — специальные художественно-изобразительные средства,
обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении на основе сопоставления с другим, близким в каком-то отношении, понятием в целях достижения большей художественной
выразительности.

 — употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений:

— по форме
(головка лука, зубчик чеснока, кольцо садов);

— по качеству
(шёлковые ресницы, тонкий слух, чёрные мысли);

— по расположению (Наш вагон в хвосте поезда);

— по схожести выполняемой функции — функциональный перенос (дворники автомобиля,
ручка с золотым пером).

Разновидностями метафоры являются олицетворение и эпитет.

 — отнесение признака или действия живого существа (лица) к предметам, явлениям природы, абстрактным понятиям:
Ветер злится; Моресмеялось и плакало. Метафора является источником многозначности слов.

 — художественное, образное определение, созданное на основе переноса значения по сходству, возникающее в сочетании с определяемым
словом:зеркальная гладь воды; ядовитый взгляд. Часть эпитетов в русской речи являются постоянными, переходящими из одного высказывания, произведения в
другое:солнце красное, тучи чёрные.

 — употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан (Хрусталь уже на
столе);

б) между содержимым и содержащим (Ну, съешь тарелочку ещё!);

в) между действием и его результатом, местом или предметом (За диктант она
получила «пять»; Утреннюю почту уже принесли);

г) между действием и орудием этого действия (Труба звала в поход);

е) между автором и его произведением (Всего Чехова перечитал);

ж) между местом и людьми, находящимися на этом месте (Аудитория шумела;
Весь дом высыпал на улицу);

з) между эмоциональным состоянием и его причиной (Радость моя ещё в
школе).

Разновидностью метонимии является синекдоха — перенос значения с целого на
часть и наоборот (Ноги моей здесь не будет!; Слива у нас уже отцвела).

 — «троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. Отколе, умная,
бредёшь ты, голова? (Крылов) (в обращении к ослу)»; Он в шестьдесят ещё шустрый мальчик.

преувеличение размера, силы, значения,
усиление признака, свойства до таких размеров, которые обычно не свойственны предмету, явлению: Сто раз уже тебе говорил; Редкая птица долетит до середины Днепра
(Н. Гоголь).

Разновидностью мейозиса является литота — образное выражение, содержащее
преуменьшение, ослабление свойства, качества, явления до немыслимых в реальности размеров (мальчик с пальчик, мужичок с ноготок; В двух шагах живу от школы).

В одной и той же единице языка может совмещаться несколько видов тропов: «весенний
ливень бурных слёз»
 (метафора + литота).

5. Фразеологические средства.

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – устойчивые, воспроизводимые сочетания слов,
целостные по своему значению и устойчивые по структуре – в большинстве своем очень образны и делают речь более яркой, образной, выразительной: капля в море, сломя
голову
.

Яркой образностью обладают фразеологизмы-идиомы — неразложимые сочетания с переносным,
метафорическим значением, равные по смыслу одному слову. Среди них:

а) сращения, обладающие абсолютной неделимостью и немотивированностью значения в результате
утраты первоначального прямого значения составляющих их компонентов: собаку съел, как пить дать (= обязательно), попасть впросак, не в своей тарелке; часто
содержат в своем составе устаревшие слова и формы слов: ничтоже сумняшеся, притча во языцех. Такие ФЕ глубоко национальны и с трудом переводятся или не переводятся вовсе на другие
языки, поскольку при переводе теряют образность и выразительность;

б) фразеологические единства, образовавшиеся из свободных словосочетаний с мотивированным
значением, при этом отдельные слова в их составе еще сохраняют следы первоначального прямого значения, но вместе с др. словом во ФЕ они выражают общее переносное значение: держать камень
за пазухой, пускать пыль в глаза, с гулькин нос, кот наплакал
;

Неидиоматические фразеологические единицы — фразеологические выражения, равные целым
предложениям, их общее значение, смысл составляет сумма значений (смыслов) их компонентов: зеленый горошек, гашеная известь, скорая помощь, расквасить нос. Среди них:

а) пословицы — краткие, назидательные, ритмически организованные изречения в форме законченного
предложения, выражающие и прямой, и переносный смысл: Лес рубят – щепки летят; цыплят по осени считают; любишь кататься, люби и саночки возить;

б) поговорки — краткие изречения назидательного характера, имеющие только буквальный
смысл: в тесноте, да не в обиде; нет худа без добра; соловья баснями не кормят; как в воду глядел; хоть шаром покати;

в) крылатые выражения: из И.А. Крылова: а воз и ныне там; а Васька слушает да ест;
мартышка и очки
; из Грибоедова: служить бы рад – прислуживаться тошно; свежо предание, а верится с трудом; счастливые часов не наблюдают; из Чехова: как бы чего не вышло;
из Маяковского: И жизнь хороша, и жить хорошо!

6. Словообразовательные средства – морфемы, выражающие оценку (положительную или отрицательную), используемые при образовании слов с экспрессивным, оценочным,
значением:

а) суффиксы с уменьшительно-ласкательным или увеличительным значением: -ок, -очек, -еньк,
-оньк, -охонек, -ошенек; -ищ и др.;

б) суффиксы с почтительным или уничижительно-пренебрежительным значением: -ишк, -ышк и
др.

7. Морфологические средства выразительности – категориальные грамматические средства (в частности, частеречные), средства формообразования слов различных частей
речи.

8. Стилистические фигуры (фигуры речи) — обороты речи, которые представляют собой словесные конструкции, образуемые соединением слов, словосочетаний, предложений, строф и
оформляющие ход мыслей говорящего в особой форме, способствующей большей выразительности речи, эмоционально-стилистическому звучанию речи.

Для достижения наибольшей выразительности используются фигуры речемыслительные (семантические),
риторические и синтаксические.

1. Речемыслительные (семантические) фигуры речи выражают близкие и сходные
понятия (сравнения, аллегории, символа, перифразы, эвфемизма, аллюзии) или противоположные (градация, антитеза, оксюморон, каламбур), употребляются ходом мысли говорящего, пишущего.

 — открытое развёрнутое сопоставление одного факта действительности с другим (обозначаемого и обозначающего) по одному или нескольким
названным или неназванным признакам, несущее дополнительную информацию и помогающее наиболее полному раскрытию мысли автора, созданию нового взгляда на старое, известное. Части сравнения
связываются с помощью

— сравнительных союзов (как, точно, словно, будто, чем и
др.): Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев);

— специализированных слов (похожий, подобный, напоминающий и т. п.): Прошла
девочка-цыганка, похожая на веник
 (Ю. Олеша);

— формы творительного падежа обозначающего слова: Дым вился кольцами над
ним
;

— форм степеней сравнения прилагательных и наречий: Кто на свете всех милее, всех
румяней и белее?
 (А. Пушкин).

 — выражение отвлечённого понятия или идеи при помощи конкретного образа, концептуально связанного с данным понятием и помещённого в
определённый сюжет, ситуацию, чтобы показать сложное через простое (образы животных в сказках, в баснях, где они являются носителями определённых качеств, понятий: лиса —
хитрости, осёл — глупости и упрямства, змея — коварства и мудрости и т. д.).

 (нарастание) «фигура, состоящая из двух или более значимых единиц, размещённых по возрастающей интенсивности: Я вас прошу, я
вас очень прошу, я вас умоляю
 (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

 — фигура речи, заключающаяся в резком противопоставлении сравниваемых понятий, мыслей, образов, построенная на антонимии и
синтаксическом параллелизме, служащая для усиления выразительности речи: Ученье — свет,
а неученье — тьмаУмный научитдурак наскучит
; лежит в основе многих пословиц, поговорок,
афоризмов.

 — фигура, построенная на несовместимости понятий, обозначенных тождественно звучащими словами, или на «намеренном соединении в одном
контексте двух значений одного и того же слова» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 107): А кругом как захохочут./ — Верно, — говорит народ./— Раз трамвай везти не хочет,/ тут уж ясно, не
везёт
 (Б. Заходер). Строится каламбур на разрыве связи между словами: на столкновении омонимов, паронимов, разных значений многозначного слова.

 — «многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы воспроизводимой действительности на основе их существенной
общности, родственности» (А. Квятковский. Поэтический словарь). Символ связан с духовными ценностями, создаётся на основе других метафор, сравнения, эпитетов и наполняется содержанием не в
словосочетании, а в тексте, например, описание сада Плюшкина как символа потерянного рая.

Читайте также:  Где опубликоваться автору, чтобы собрать крутое портфолио: 30 крупных изданий

Перифраза (перифраз, парафраз, парафраза) — «выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова; Пишущий эти строки (вместо «я»
в речи автора) (Розенталь Д.Э., Теленкова М. А., 1976: 271); замена однословного наименования лица, предмета, явления описанием его существенных признаков, указанием характерных
черт: царь зверей (вместо «лев»), творец Макбета (Шекспир). Перифраза, будучи многогранной, подвижной, эмоциональной, является средством,
противоположным аллегории, для которой характерны определённость значения, жёсткость, логичность. Особой разновидностью перифразы является эвфемизм, который предполагает
уклонение от прямого наименования в силу запрета или сложившихся традиций: Она сильно поправилась (пополнела); заинтересованные лица; из достоверных
источников
.

 — отсылка к какому-либо мифологическому, культурному, историческому, литературному факту без прямого указания на источник, своего
рода скрытое цитирование, в основе которого культурно-исторический опыт говорящего и адресата: слава Герострата.

2. Риторические фигуры (фигуры выражения эмоций) — синтаксические конструкции,
усиливающие не только выразительность, но и логический смысл речи. К ним относят: обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое ответствование, умолчание и т.
д.

 — фигура речи, содержащая утверждение или отрицание в вопросительном по форме высказывании, на которое не предполагается (не
ожидается) прямого ответа (На кого не действует красота?).

 — выражение попутно возникающего эмоционального состояния автора с помощью интонации, активно воздействующей на адресата даже без
особых лексических, синтаксических средств и придающей живость, непринуждённость высказыванию, например, при повествовании:Сегодня (Ура!) собираюсь пойти на пленэр.

 — стилистическая фигура, состоящая в том, что автор задаёт себе вопросы и сам же отвечает на них: Итак, что мы сейчас будем
делать? Решим вот эту простенькую задачку? Нет, сначала мы поедим, отдохнём, а потом — за работу
.

 — бессоюзная связь однородных членов предложения или предикативных частей сложного предложения: Лес рубят — щепки
летят 
(пословица).

Север в облачные спины

Тычет розовым багром,

Вышли к берегу рядком.

Шевеля зубцами сосен,

Говорят, гнилая осень!

Рыбы высохшая связка,

Сети, скрученные в жгут,

 — перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста («перекрещивание»): Поэзия грамматики и грамматика
поэзии
(Р. Якобсон) (См.: Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369).

 — «фигура речи, состоящая в повторении начальных частей (слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков
речи» (Русский язык. Энциклопедия, 1979: 369). Помимо фонетической анафоры (о которой говорилось ранее), используется

в) синтаксическая анафора: Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм, / Сижу ль меж юношей безумных, / Я предаюсь своим мечтам
 (А. Пушкин)) (См.: Розенталь Д.Э., Теленкова М.А., 1976:
24-25).

В речи возможно и совмещение различных типов анафоры:

Такие грустные дела.

В стакане грязная вода,

В сенях вагончика — пурга,

И друг ушёл, как от врага. 

Слова горчат, как никогда.

Слепит снежинок мелюзга,

В тексте возможно сочетание анафоры и эпифоры — одинаковые начальные и конечные элементы
смежных отрезков текста — симплока: Этот день живёт во мне как первый день моей студенческой весны, этот день не забудется никогда как первый день нашей
любви
.

 — расчленение, дробление высказывания, подача информации частями, что свидетельствует об эмоциональности, большой
взволнованности: Он тоже пошёл. За ней. Потому что не мыслил себя без неё и др.



Войдите с помощью своего профиля

Войдите с помощью своего профиля


Как делать анализ художественного произведения?

На примере романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева


План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Ученики 5−11 классов учатся делать анализ художественного произведения. В средних классах он имеет упрощённую форму, в старших — более сложную. Чтобы ты не путался и знал, как готовиться к уроку по литературе, мы решили подготовить универсальный план анализа произведения. Смотри на примере романа «Отцы и дети», как это нужно делать.

Перед чтением художественного произведения советуем просмотреть все пункты, по которым необходимо его анализировать. Так ты сможешь по ходу отыскивать ответы на необходимые пункты: описания героев, их реплики, цитаты и тому подобное. Тебе будет проще ориентироваться на уроке, если оформишь данные в таблицу-подсказку. Для удобства также пометь в тетради страницы с важными мыслями или сделай стикеры-закладки в самой книге. Также заглядывай в статьи с критикой по произведению. В них ты найдёшь много подсказок по всем пунктам анализа художественного произведения. Бери критику за основу, а затем найди подтверждения фактов в тексте. Но не стоит полностью полагаться на чужое мнение. Если ты добавишь собственные рассуждения, хорошая отметка тебе обеспечена.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб
Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭНужно готовиться к ЕГЭ по русскому языку, а самомотивации не хватает? Преподаватели онлайн-курсов Адукар помогут тебе справиться со всеми сложностями и сдать ЕГЭ на крутой балл!Узнать подробности и записаться

Смотри пример краткого анализа романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», построенный на основе критики в учебнике 10 класса, материалов на сайтах literaguru.ru и obrazovaka.ru.

История создания произведения

Начиная анализировать роман, изучи факты из биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой и обязательно узнай о значении книги в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Найди таблицу с признаками разных литературных жанров и по ней определи, к какому из них относится наше произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Название произведения и его смысл

В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Тема, идея и проблематика произведения

Тема — это то, о чём говорится в произведении, идея — суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика — совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя. Разберём на примере.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения

Сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, иногда — пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения). Поэтому, когда читаешь текст, отметь себе эту схему.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Система образов произведения

В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Примерно по такому принципу стоит проанализировать каждого персонажа.

Композиция — это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора. В этом пункте необходимо обратить внимание на прологи, эпилоги, посвящения и их смысл. Отметить, есть ли вставные эпизоды и лирические отступления, эпиграф. Здесь полагайся на свою внимательность.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения

Для ответа на этот пункт загляни в литературный словарь в конце учебника. Там наверняка есть определения многих художественных средств и приёмов: эпитеты, сравнения, метафоры и другие. Не ленись заглянуть и вспомнить самые распространённые из них, чтобы найти потом в тексте.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Особенности языка произведения

Если в предыдущем пункте анализируются художественные приёмы, то в этом — языковые средства (лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Анализ художественного произведения — непростое дело. В школе ты работаешь вместе с одноклассниками, поэтому важно иметь хоть какое-либо представление и мнение, чтобы участвовать в обсуждении произведения. Особенно ценятся высказывания твоей точки зрения. Начни свой ответ со слов: «мне кажется», «я думаю», «по моему мнению» и так далее. Так ты развиваешь умение выстраивать логические цепочки, красиво говорить и писать, что не раз пригодится в жизни.

Работай активно на уроках, и соберёшь достаточно материала для сочинения. Успехов!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Как выбрать предметы ЕГЭ: 3 проверенные методики

Курсы подготовки к ЕГЭ 2022

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Текст: Светлана АПАНАСЕВИЧ

15 сентября 2021 в 13:02


Записывайся на итоговые занятия!

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб

Прорешаем прогнозируемый тест накануне ЦТ 2023 онлайн в прямом эфире! Твой последний шанс получить высокие баллы!
Регистрируйся прямо сейчас и получи скидку 80% и крутые бонусы для подготовки!


итоговые занятия перед ЦТ

Регистрируйся

Рассмотрим, как проводится анализ на примере рассказа А. Чехова «Ионыч».

  • Литературное направление.
  • Жанр произведения.
  • Тема и идея (основная мысль).
  • Сюжет и композиция, время и место действия.
  • Центральные персонажи.
  • Оценка произведения, его значение в литературе.
  • Рассказ «Ионыч» написан в соответствии с нормами литературного направления реализм. В своем произведении автор затронул такую важную тему как бездуховность общества. Главная мысль заключается в деградации личности, постепенном умерщвлении всех лучших душевных качеств и порывов.

    В рассказе описывается, как подающий большие надежды земской врач Дмитрий Старцев превращается из пылкого, страстного юноши в ворчливого, жадного Ионыча. Виной тому стала пагубная обывательская среда, заложником которой он оказался.

    Композиция рассказа состоит из пяти частей, каждая из которых является очередной вехой деградации главного героя.

    Рассказ А. П. Чехова является своего рода предостережением. Он наглядно показывает, какое влияние оказывает на человека общество, в котором он находится. Бездуховный, погрязший в мелких дрязгах и жажде наживы социум способен превратить любого человека в Ионыча.

Опубликовано 8 октября, 2018

План анализа лирического произведения

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб
План анализа лирического произведения

Всего получено оценок: 209.

Всего получено оценок: 209.

В школьной практике стихотворения часто подвергаются анализу. В данной статье, предназначенной для подготовки к урокам литературы, рассмотрим план анализа лирического произведения и его особенности.

Понятие

Анализ лирического произведения – это разбор стихотворения, при котором анализируемый рассматривает лирическое произведение с разных сторон для того, что понять авторский замысел.

Структура

План разбора лирического произведения включает в себя несколько пунктов:

  • Название, автор.
  • Дата написания, историческая или биографическая справка.
  • Жанровые особенности.
  • Тема.
  • Основная мысль.
  • Образы.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма и рифмовка.
  • Впечатления от прочитанного стихотворения.

План анализа стихотворения может отличаться от предложенного. Важно, чтобы при разборе мысли переходили плавно, а не дробились между собой, затрудняя понимание основной идеи произведения.

План зависит от хода мыслей анализируемого, от композиции стихотворения или от авторского замысла всего лирического произведения.

Раскрытие пунктов

Необходимость второго пункта плана заключается в том, что чаще всего лирические произведения пишутся автором в определенный период его личной жизни либо в период, который важен в историческом аспекте. Та обстановка, в которой писалось лирическое произведение, многое говорит об идейном содержании стихотворения, об авторском замысле.

Принадлежность лирического произведения к определенному жанру указывает на цель, которую преследовал автор.

Необходимо указывать конкретную тему произведения, основная мысль выражается более пространно.

План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб
Рис. 1. Отличие темы и основной мысли стихотворения

Анализируя образы стихотворения, нужно помнить о том, что образ автора и образ лирического героя, который стоит в центре лирического произведения, не совпадают.

Указывая художественные средства, нужно отмечать не только тропы, но и другие средства, которые позволяют передать авторский замысел. Это средства всех уровней: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Указание размера, рифмы и рифмовки важно для понимания ритма лирического произведения, его мелодики и настроения.


Заключение

Что мы узнали?

При анализе лирического произведения рассматриваются разные стороны стихотворения, которые в совокупности помогают понять авторский замысел. План разбора, который не отличается строгостью, может состоять из несколько пунктов: название и автор; дата написания, историческая или биографическая справка (обстановка, влияющая на написание автором стихотворения); жанровые особенности (указывают на цель написания); тема; основная мысль; образы (в центре стихотворения – лирический герой, которого следует отличать от образа автора); художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические); размер, рифма и рифмовка (передают ритм, мелодику, настроение); впечатление от стихотворения.

Тест по теме


Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • План подготовки к ОГЭ по литературе (9 класс) на странице Вводный материал для экзамена, гиб


Оценка статьи

Всего получено оценок: 209.


А какая ваша оценка?

Оцените статью
Добавить комментарий