Может, я не прав, подправьте, коллеги.
Нет, не правыКлассы сложности устанавливают для определения уровней сложности работ при проектировании и строительстве, определения стадийности строительства, необходимости проведения экспертизы, процедур Сертификации, аттестации и аккредитации.Уровни ответственности зданий и сооружений устанавливают для принятия коэффициента надежности по ответственности при расчете несущих конструкций, требований к долговечности зданий и сооружений, номенклатуры и объемов инженерных изысканий для строительства, установлении правил приемки, испытаний, эксплуатации и технической диагностики строительных объектов.К примеру, одноэтажный жилой дом выс.до 7 м — К-5, но II уров.ответственности
О классе и уровне ответственности для зданий и сооружений особо опасного объекта
4 мая 2022 в 10:00
Правомерно ли для зданий и сооружений особо опасного объекта назначать класс КС-2 и нормальный уровень ответственности в соответствии с приложением А ГОСТ 27751-2014?
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 384-ФЗ к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
В соответствии со ст. 48.1 ГК РФ ч. 1, п. 11, а) объект химического производства относится к особо опасным объектам.
Таким образом, в соответствии со ст. 16 Федерального закона № 384-ФЗ п. 6 при проектировании устанавливается необходимость учета аварийной расчетной ситуации.
Но в соответствии с ГОСТ 27751-2014 прил. А прим. 2 для отдельных зданий и сооружений опасных производственных объектов допускается устанавливать класс КС-2 в том случае, если:
Если эти условия выполняются, тогда всем зданиям и сооружениям особо опасного объекта допускается назначить класс сооружения КС-2 и, соответственно, нормальный уровень ответственности.
В этом случае, в соответствии с Федеральным законом № 384-ФЗ, на эти здания и сооружения требование об учете аварийной расчетной ситуации распространяться не будет.
Правомерно ли рассматривать ГОСТ как дополняющий и разъясняющий документ для вышестоящих по иерархии таких документов, как Градостроительный кодекс и Федеральный закон?
И правомерно ли использовать прямую связь класса сооружения и уровня ответственности в соответствии с ГОСТ при ситуации, когда такого понятия как класс сооружения ни в Градостроительном кодексе, ни в Федеральном законе не существует?
По теме этого документа
УтвержденыприказомРУП «БелгосэкспертизаМинстройархитектуры»14.03.2005 № 01-03/7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проверке отнесения к уровням ответственности зданий и сооружений различного назначения1. I — Повышенный уровень ответственности.1.1. Здания и сооружения с массовым пребыванием людей.1.2. Здания высотой 40 м и более.1.3. Здания гостиниц высотой 6 этажей и более.1.4. Большепролетные здания и сооружения с пролетами 40 м и более.1.5. Мачты, башни, трубы и т.п. высотой 100 м и более.1.6. Монументальные сооружения (памятники, обелиски и т.п.).1.7. Объекты, включенные в установленном порядке в перечни памятников архитектуры, культуры и истории, охраняемые государством.1.8. Опасные производственные объекты, на которых используются, хранятся и транспортируются:- взрывчатые вещества;- высокотоксичные и сильнодействующие ядовитые вещества (Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 10.01.2000 № 363-З).1.9. Основные постоянные гидротехнические сооружения I, II и III классов по СНиП 2.06.01-86 и их комплексы (за исключением мелиоративных гидротехнических сооружений).1.10. Здания и сооружения атомной промышленности.1.11. Здания и сооружения тепловой энергетики мощностью 5 МВт и выше.1.12. Резервуары нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа вместимостью 10 000 куб.м и более.1.13. Подземные хранилища нефти, нефтепродуктов и газа.1.14. Магистральные трубопроводы газа и нефтепродуктов.1.15. Трубопроводы высокого давления.1.16. Метрополитены.1.17. Большие и средние мосты.1.18. Тоннели.1.19. Линии электропередач напряжением 110 кВ и выше.1.20. Аэродромы и основные здания и сооружения аэропортов.1.21. Автомобильные дороги I категории и сооружения на них.1.22. Предприятия агропромышленного комплекса: крупные животноводческие комплексы (по производству молока на 800 и более коров, говядины — на 6 тыс. и более скотомест), свиноводческие — на 54 тыс. и более свиней в год, птицеводческие (по содержанию кур-несушек — 50 тыс. и более голов; по производству мяса — 412,5 тонн и более), тепличные комбинаты — 12 га и более; крупные предприятия по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.1.23. Производственные здания и сооружения и их комплексы (заводы, фабрики, комбинаты).1.24. Железные дороги и предприятия железнодорожного транспорта (вокзалы, пассажирские павильоны, станционные сооружения).2. II — Нормальный уровень ответственности.2.1. Здания и сооружения массового жилищно-гражданского назначения, не относящиеся к I и III уровням ответственности.2.2. Предприятия агропромышленного комплекса (животноводческие комплексы: по производству молока — до 800 коров, говядины — до 6 тыс. скотомест; свиноводческие — до 54 тыс. свиней в год; птицеводческие: по содержанию кур-несушек — до 50 тыс. голов, по производству мяса — до 412,5 тонн. Тепличные комбинаты и теплицы площадью до 12 га).Отдельно стоящие здания и сооружения агропромышленного комплекса основного назначения.3. III — Пониженный уровень ответственности.3.1. Жилые дома высотой 1-2 этажа.3.2. Временные здания и сооружения сезонного и вспомогательного назначения (парники, павильоны, небольшие склады, опоры связи, освещения, ограждения и подобные сооружения).3.3. Объекты агропромышленного комплекса — отдельно стоящие объекты подсобного и вспомогательного назначения, а также объекты подсобного и вспомогательного назначения, входящие в состав предприятий II уровня ответственности.Примечания:1. Приведенные в настоящих рекомендациях перечни не являются исчерпывающими и должны использоваться в порядке, установленном пп.5.2, 5.3 и 5.4 Изменения № 1 ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Государственного комитета по архитектуре и строительству от 01.04.1994 № 6.2. По поступлении предложений от министерств, ведомств, предприятий и организаций-заказчиков, проектных организаций, органов госнадзора и других заинтересованных юридических и физических лиц, а также по результатам работы в текущем году Методические рекомендации по структуре и содержанию будут уточнены на 01.01.2006.
В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства. Обязанности по разъяснению законодательства Российской Федерации и толкованию понятий, терминов и норм на Минстрой России не возложены.
Одновременно с этим сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Федеральный закон № 384-ФЗ) для целей Федерального закона № 384-ФЗ используются основные понятия, установленные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
С учётом изложенного понятие объекта капитального строительства, приведенное в пунктах 10, 10.1 Кодекса, используется в Федеральном законе № 384-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ здания и сооружения идентифицируются по следующим признакам:
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ в результате идентификации здания или сооружения по признаку, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ, здание или сооружение должно быть отнесено к одному из следующих уровней ответственности:
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона № 384-ФЗ к зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Кодексом к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
Статья 48.1 Кодекса содержит перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства.
С учётом изложенного статья 4 Федерального закона № 384-ФЗ определяет правила идентификации зданий и сооружений по соответствующим критериям, а статья 48.1 Кодекса определяет перечень объектов, относящихся к опасным, технически сложным и уникальным.
Критерии учета уровня ответственности для зданий и сооружений приведены в ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» (далее — ГОСТ 27751-2014).
Данный стандарт устанавливает общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций и оснований. ГОСТ 27751-2014 следует применять при проектировании, расчете, возведении, реконструкции, изготовлении и эксплуатации строительных объектов, а также при разработке нормативных документов и стандартов.
В соответствии с пунктом 10.2 ГОСТ 27751-2014 для разных конструктивных элементов сооружений допускается устанавливать различные уровни ответственности и соответственно назначать различные значения коэффициента надежности по ответственности.
С учётом изложенного если надземные части указанных вами зданий конструктивно не связаны между собой, то, учитывая, что их подземные части разделены деформационным швом, в соответствии с пунктом 10.2 ГОСТ 27751- 2014 допускается устанавливать различные уровни ответственности для указанных зданий.
Письмо Минстроя от 20.09.2017 №41267-ОГ/08
Уровень ответственности — это один из идентификационных признаков объекта строительства строительства согласно Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 № 384-ФЗ.
Существует три уровня ответственности:
Согласно статьи 4 Идентификация зданий и сооружений (384-ФЗ):
8. К зданиям и сооружениям повышенного уровня ответственности относятся здания и сооружения, отнесенные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.
9. К зданиям и сооружениям нормального уровня ответственности относятся все здания и сооружения, за исключением зданий и сооружений повышенного и пониженного уровней ответственности.
10. К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019), статьи 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты:
1. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов);(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений;
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи;(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 314-ФЗ)
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более;
5) объекты космической инфраструктуры;
6) объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации;(п. 6 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
7) объекты капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
8) объекты инфраструктуры внеуличного транспорта;(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ)
9) портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов;(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 312-ФЗ)
10) утратил силу. — Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ;
10.1) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;(п. 10.1 введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 324-ФЗ)
10.2) подвесные канатные дороги;(п. 10.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)
11) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.(п. 11 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
2. К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства (за исключением указанных в части 1 настоящей статьи), в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
1) высота более чем 100 метров, для ветроэнергетических установок — более чем 250 метров;(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 283-ФЗ)
2) пролеты более чем 100 метров;
3) наличие консоли более чем 20 метров;
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров;(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)
5) утратил силу. — Федеральный закон от 28.11.2011 N 337-ФЗ.
Уровень ответственности указывается в задании на проектирование для технических систем безопасности согласно ГОСТ Р 57839-2017 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Задание на проектирование. Общие требования, раздел «Общие сведения», подраздел «Сведения о защищаемом объекте«, пункт «Идентификационные признаки объекта«:
7.1.2.2 В пункте «Идентификационные признаки объекта» указывают следующие данные:
а) уровень ответственности объекта согласно Федеральному закону № 384-ФЗ и принадлежность объекта к перечню согласно статьи 48.1 ГрК РФ;
Примечание — Декларация промышленной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
б) наличие на объекте опасных производственных процессов и присвоенный класс опасности согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 № 116-ФЗ;
в) перечень зданий, сооружений, помещений, наружных установок и электрооборудования, подлежащих защите проектируемой технической системой безопасности, с указанием категорий по пожарной и взрывопожарной опасности согласно Федеральному закону № 123-ФЗ;
Примечание — Декларация пожарной безопасности объекта, при ее наличии, должна быть приложена к заданию на проектирование.
г) наличие на объекте помещений с постоянным пребыванием людей и помещений с массовым пребыванием людей;
д) класс объекта по СП 132.13330.2011 в зависимости от возможного ущерба в случае реализации террористических угроз.
В действующем градостроительном законодательстве официально не закреплено такое понятие как «объект вспомогательного использования». На практике это вызывает сложности с доказыванием не только у сторон в судах, но и у самих судей. Ведь нередко в делах о признании постройки самовольной определение ее статуса как объекта вспомогательного использования играет важнейшую роль. Что же такое «объект вспомогательного использования»? Давайте разбираться.
Что нам стоит склад построить.
В августе 2019 фирма, занимавшаяся в г. Острогожске (Воронежская обл.) торговлей строительными материалами, получила от местных властей предписание о приостановке строительства склада. Позиция чиновников была следующей – раз собственники не получили разрешения на строительство, значит, строение незаконное и стройку необходимо «заморозить». Бизнесменов такое положение вещей не устроило и они обратились к нам. Кстати, мы писали ранее о той истории.
На самом деле подобные ситуации не редкость. Их невольным участником может стать каждый – от крупного бизнесмена, решившего расширить промышленное строение на принадлежащем ему участке и до дачника, строящего, к примеру, капитальный сарай. И в большинстве случаев истец (а это может быть как местная администрация, так и просто недовольный сосед) обосновывает свое требование о признании постройки самовольной тем, что у застройщика нет разрешения на строительство (а ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). обязывает застройщика получить разрешение на строительство).
Важность наличия или отсутствия у спорного объекта статуса объекта вспомогательного использования обусловлена нормой п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Она указывает на то, что в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешения на строительство не требуется. Она является одним из немногих исключений из общего правила. Суть ее абсолютно ясна и недвусмысленна, но из-за того, что само понятие «объект вспомогательного использования» нигде не регламентировано, каждый понимает его так, как хочет, что в корне неверно и влечет существенные риски.
Что же такое на самом деле «объект вспомогательного использования»? По каким критериям тот или иной объект можно отнести к этой категории и является ли сам по себе такой объект недвижимостью в обязательном порядке? Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем Определении от 03.12.2012 № ВАС-15260/12, основными критериями определения объекта как вспомогательного является наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому спорный объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен, а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. Иными словами, это может быть, например, сарай по отношению к жилому дому или склад по отношению к магазину. Этой же позиции последовательно придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (см. Определение от 11.03.2015 № 308-ЭС15-1282, от 10.12.2018 № 306-ЭС18-20002 по делу № А49-9917/2016).
Следовательно, одним из основных признаков объекта вспомогательного использования является его принадлежность к основному объекту недвижимости и невозможность его самостоятельной эксплуатации в отсутствие такового (признак подчинения основному объекту).
Повышенное внимание к пониженной ответственности.
Еще один важный критерий для отнесения объекта к числу вспомогательных это наличие у него пониженного уровня ответственности. Это понятие установлено в п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Согласно ему, к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные со строительством или реконструкцией, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Уровень ответственности является характеристикой здания или сооружения, которая определяет, насколько потенциально сильным будет урон гражданам, социальной сфере, экономике и экологии в случае разрушения такого объекта.
Как правило, к объектам с пониженным уровнем ответственности относятся гаражи, теплицы, склады и павильоны. Вопрос о наличии у них такого уровня ответственности, равно как и статуса объекта вспомогательного использования в целом, может быть решен судом путем проведения соответствующей судебной строительно-технической экспертизы. О ее проведении построившему здание следует заявить самостоятельно, так как именно на него возлагается необходимость доказывания законности стройки.
Так, показательным является дело № А41-11828/2019 о признании незаконным решения Росреестра об отказе в постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта недвижимости. Заявителю было отказано, поскольку он не представил доказательства того, что заявленный к регистрации прав объект является вспомогательным и не требует получения разрешения на строительство (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.01.2020 № Ф05-23419/2019 по делу № А41-11828/2019).
Следовательно, пассивная процессуальная позиция, ограниченная только лишь утверждениями о том, что спорный объект является вспомогательным без проведения каких-либо исследований и экспертиз обычно обречена на провал, как в административных, так и в гражданских делах.
Отсюда вывод: основными критериями определения строений как объектов вспомогательного использования являются:
1) их принадлежность к виду сооружений пониженного уровня ответственности,
2) отсутствие обязанности по получению разрешительной документации на их строительство,
3) наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому они являются вспомогательным и для обслуживания которого они построен,
4) а также невозможность самостоятельного использования для иной деятельности. (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.12.2019 № Ф06-55801/2019 по делу № А55-31502/2018, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 21.10.2019 № Ф09-6076/19 по делу № А60-53089/2018 и др.). Кроме того, аналогичная точка зрения нашла отражение в письме Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства».
В отсутствие закрепленного законодателем понятия «объект вспомогательного использования» считаем, что вышеуказанные выводы сложившейся судебной практики и сопутствующие разъяснения уполномоченных органов компенсируют такой правовой пробел.
Здание или вещь?
Но как соотносятся объекты вспомогательного использования и недвижимое имущество? А именно — входят ли объекты вспомогательного использования в перечень недвижимого имущества?
Относительно недавно к разрешению данного вопроса с собственным видением ситуации подключился Росреестр (см. письмо Росреестра от 13.04.2020 № 3215-АБ/20 «Об объектах вспомогательного использования»). В частности, в п. 2 этого письма указано, что строения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям ст. 130 Гражданского кодекса РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.
Росреестр привел определение таких понятий, как некапитальное строение, сооружение (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ) и недвижимая вещь (п. 1 ст. 130 ГК РФ), которые, исходя из буквального их толкования, являются прямо противоположными друг другу. Таким образом, некапитальные строения и сооружения являются объектами строительства, но не обязательно являются при этом объектами недвижимости.
Хотя это письмо и не является нормативным правовым актом и носит разъяснительный характер, не стоит преуменьшать его значение. В своем письме регистрирующий орган высказал свою принципиальную позицию, которой следует руководствоваться, тем более — в отсутствие другого нормативного регулирования.
Важно отметить, что принадлежность объекта вспомогательного использования к недвижимости играет ключевую роль для целей постановки его на кадастровый учет и регистрации прав на него. Ведь в силу п. 19 ч. 1 ст. 26, ст. 27 Закона о государственной регистрации недвижимости, Росреестр не занимается учетно-регистрационными действиями в отношении объектов, не являющихся недвижимостью.
Вывод: объектом вспомогательного использования является недвижимый или недвижимый объект строительства, имеющий пониженный уровень ответственности, обслуживающий основной объект недвижимости, и который нельзя использовать для самостоятельных целей.