Профессии для людей с ограниченными возможностями. ПрофГид

Профессии для людей с ограниченными возможностями. ПрофГид Кабинет автора

Почему выбрана модель ремесленной мастерской?

Веками и в Европе, и в России существовала традиционно сложившаяся, отработанная схема устройства художественных и прикладных мастерских, ремесленных цехов. Во главе мастерской стоит мастер – художник, разработчик художественного стиля. Подмастерья – начинающие профессионалы, перенимающие опыт у мастера, овладевающие технологиями ремесла.

По такому принципу строится и работа наших мастерских. Мастер разрабатывает простые, легковыполнимые технологические процессы, подбирает их в соответствии с наклонностями и возможностями каждого ученика. Другая задача мастера – художественный отбор и эстетическое представление того, что делают ученики.

Например, художник отбирает рисунки учеников и располагает их на ткани так, что получается красивый платок. Часто в мастерской не один, а два или три художника, объединенные общим стилистическим направлением. Художник, который меньше вовлечен в процесс обучения, создает собственные работы и разрабатывает для мастерской новые идеи.

Многим нашим ученикам нужны помощники. Эту роль выполняют педагоги, которые параллельно получают основные технологические знания. Их можно считать подмастерьями, у которых есть дополнительные педагогические и психологические задачи. Педагоги помогают каждому найти свое место в мастерской, стараются создать такую среду, где каждый ответственно относится к своей работе и помогает другим[3]3
В России существует сейчас форма обучения, в чем-то аналогичная нашей.

Это так называемая адресная профессиональная подготовка в учебном заведении или обучение профессии рядом с мастером. Она используется для детей из детских домов и в программах профориентации в коррекционных школах. Например, ученик может осваивать профессию вахтера, проходя обучение на рабочем месте рядом с работающим вахтером.

[Закрыть].

Мастерская – это своеобразное творческое содружество. В нем, как и в средневековых ремесленных мастерских, нет четкого разделения труда, разделены только зоны ответственности. Никто не может заниматься только творчеством или только технической работой.

Художнику приходится иногда пересчитывать изделия и разрешать конфликты, а педагог умеет делать блокноты или загружать печку. Ученики не только учатся техническим операциям, но под руководством мастеров постепенно вырабатывают свой индивидуальный художественный стиль.

Основы композиции

Курс «Основы композиции» – это занятие, развивающее творческое видение. Мы стремимся, чтобы способ выражения своей идеи у каждого закрепился как индивидуальный почерк. Мы проводим такие занятия уже третий год по одному разу в неделю. Чтобы художник мог уделить достаточно внимания каждому, на занятии должно быть не больше четырех учеников.

Почему аппликации?

Все наши ученики плохо владели кистью, не все могли выбрать цвет. Работа красками была самой трудной для воплощения своего замысла. Когда все силы уходят на то, чтобы провести ровную линию, нет возможности обдумать свою работу. Мы пробовали рисовать карандашами или фломастерами.

У многих возникала та же проблема, что и в росписи: размер изображения не соотносился с размером листа. Мы остановились на технике аппликации, при этом детали можно разложить на листе и двигать, меняя их расположение и размер. Только тогда, когда найден окончательный вариант, детали приклеиваются клеем.

Натюрморты

Почти ни у кого из наших учеников не было представления о соотношении размеров и о том, как изобразить взаимное расположение предметов.

Мы начали с натюрмортов. Это было стандартное решение, которое обычно используют в художественной школе. Я ставила натюрморт из двух или трех предметов, стараясь использовать однотонные предметы и драпировки. Мы вместе рассматривали натюрморт и выбирали цвета бумаги.

У многих была тенденция поставить все предметы в ряд, чтобы они не загораживали друг друга. Они открыли для себя, что если какой-то предмет стоит впереди, он заслоняет то, что за ним. Непростой задачей было соотношение размеров, особенно если в натюрморте участвовали близкие по размеру предметы.

В композиции очень важно расположение цветовых пятен в листе. Плоскость, на которой стоял натюрморт, обозначалась условно, без перспективы. Это было пятно, на котором стояли предметы. За ними было другое цветовое пятно, изображавшее фон. Я ничего не объясняла про горизонтальную и вертикальную поверхности, просто ввела такой способ схематичного изображения.

Мы занимались натюрмортами довольно долго. Рассматривая предметы, мы стали соотносить их с простыми геометрическими формами (круг, треугольник, квадрат и т. п.). Это стандартный прием – упрощение в сторону геометрии. Впоследствии Маша стала этим пользоваться как «геометрическими подпорками» при лепке и росписи (туловище гуся напоминает треугольник).

Постепенно у всех строилось представление о соразмерности пространства и предметов. Иногда приходилось по несколько раз переделывать работу, чтобы предметы были пропорциональны друг другу и соответствовали общим правилам декоративной композиции. Чтобы предметы не прилипали к краю листа, мы ввели поля – границу, за которую нельзя заходить.

Понемногу удавалось вводить общепринятые правила композиции. В начале работы определяется линия соединения плоскости и фона. После этого можно искать место для изображений предметов, двигая их по листу. Другое правило, которое мы ввели, – нехорошо, когда предметы на листе соприкасаются.

Я попыталась ввести в натюрмортах дополнительные детали (листики, цветочки, узоры). Это оказалось лишним – потерялась целостность. Мелкие детали требовали больше сил и внимания. Володя может совсем недолго заниматься творческой деятельностью. Он создает простое лаконичное изображение, а на детали уже не остается сил.

Возможно, в его работах они и не нужны. У него есть свое чувство заполнения пространства, и он на нем настаивает. На спаде интереса нужно помочь ему быстро завершить работу, не испортив ее. С Ирой, наоборот, трудно добиться цельности, она не принимает во внимание пропорции листа. Но когда композиция в целом уже составлена, она может долго доделывать детали.

После этого в натюрмортах мы занялись изучением структуры предмета. Я ставила натюрморт из двух предметов, но один из них был сложный по форме – чайник или кофемолка. Мы обсуждали, из каких деталей он состоит, какой они формы.

Сейчас я вижу, что натюрморты были слишком перегружены заданиями. Если я буду вести этот курс с другой группой, я постараюсь уменьшить количество предметов, упростить задания.

После натюрмортов мы перешли к другим аппликациям. Вот некоторые темы:

1. Фигура человека.

2. Портрет.

3. Мужчина и женщина. В этой теме было два сюжета: «двое» и «вместе». В первом случае можно было изобразить двух человек, никак не связанных между собой, а во втором задании требовалось отразить их общение. Второе задание оказалось значительно труднее.

4. Задание на вписывание в пространство листа. Нужно было вырезать 5–7 квадратов разного размера и красиво расположить их на листе бумаги. У некоторых все квадраты слипались, мы долго двигали их перед тем, как наклеить. Затем нужно было нарисовать и вырезать птичек, чтобы они красиво расположились в квадратах.

У Иры было такое задание: на листе наклеено два квадрата, в каждом нужно нарисовать птичку. Она нарисовала одну птичку, летящую на фоне двух квадратов.

5. Аппликация со шрифтовыми элементами. Шрифтовые фрагменты из журналов использовались не как текст, несущий смысл, а как пятно, элемент композиции. Многие не соглашались с этим и все же хотели читать, что написано, поэтому я взяла фрагменты текста на иностранном языке. В целом такие задания дали нашим ученикам больше смелости и легкости.

6. Плакат – композиция с текстом, в которой текст несет смысловую нагрузку и связан с изображением.

7. Сюжетные аппликации.

8. Коллаж из журнальных вырезок.

9. Аппликации по стихам.

Мы ввели три основные правила, которые повторяем на каждом занятии:

1. Работа строится от большего к меньшему, от общего к деталям.

2. «Помни о краях листа!»

3. «Думай о зрителе!»

Елена сирота. общеобразовательное обучение

На общеобразовательных занятиях молодые люди получают информацию о возможных опасных ситуациях и о правилах поведения в этих ситуациях, обсуждаются вопросы взаимодействия в обществе, правила пользования общественным транспортом и др. В задачи обучения входит моделирование ситуаций взаимодействия с окружающими в общественных местах, обучение оказанию первой медицинской помощи, знакомство со справочной литературой и умение ею пользоваться.

Кроме того, на этом материале закрепляются и поддерживаются полученные ранее познавательные навыки чтения, счета, письма, пересказа, а также некоторые моторные навыки. Перед занятиями ставятся также развивающие задачи – развитие и/или поддержание операций анализа и синтеза, обобщения, развитие внимания, воображения.

Особенности наших учеников обусловливают следующие принципы проведения занятий.

1. Явная практическая направленность материала; учащиеся должны понимать, в какой конкретной ситуации они смогут применить полученные знания и умения; это связано с тем, что перенос абстрактных знаний в новые условия значительно затруднен.

2. Наглядность используемого материала; это связано с интеллектуальными трудностями учащихся.

3. Использование разных форм работы на занятии; это связано с особенностями развития внимания, быстрой утомляемостью; кроме того, это важно для создания оптимальной мотивации на занятии (мотивационные нарушения наиболее часто встречаются у молодых людей с тяжелыми нарушениями развития).

4. Организационные особенности: занятия должны проходить в небольших группах (в зависимости от уровня подготовленности учащихся), должна быть учтена, насколько это возможно, психологическая совместимость учащихся, группы должны быть по возможности интеграционными.

В качестве примера расскажем об изучении правил пользования транспортом. Это важно для социальной адаптации учащихся. Кроме того, усвоение моделей действия в ситуациях пользования общественным транспортом позволяет снизить риск, связанный с передвижением в большом городе.

При пользовании общественным транспортом молодые люди сталкиваются с необходимостью решения ряда задач:

– разработка маршрута поездки, выбор вида транспорта;

– оплата проезда;

– правила поведения в общественном транспорте;

– умение пользоваться справочными материалами.

Кроме содержательных задач, на занятиях решаются также задачи развития познавательных навыков (поддержание и развитие навыков чтения, письма, пересказа на материале чтения справочной литературы, чтения карт).

Конкретное содержание занятий зависит от особенностей группы учащихся. Некоторые молодые люди не смогут самостоятельно передвигаться по городу и пользоваться общественным транспортом. Тогда на занятиях важно определить степень необходимой им в этом помощи.

Для тех учащихся, которые уже пользуются транспортом, важно разрабатывать новые маршруты поездок, корректировать правила поведения в транспорте, в общественном месте. Таким образом, перед каждым учащимся ставятся индивидуальные задачи освоения того или иного предмета, а результатом обучения будет решение этих задач.

Как сделать… (рассказ в картинках)

Рельеф

1. Раскатайте на станке пласт для основы толщиной 8-ю мм и пласт для деталей толщиной 4–6 мм.

2. Вырежьте основу для рельефа.

3. Сделайте на обратной стороне ребра прочности. Загладьте края и обратную сторону при помощи воды и губки.

4. Вырежьте детали изображения из тонкого пласта.

5. Наклейте детали на основу при помощи шликера, предварительно разметив. Если нужно, нанесите фактуру.

Читайте также:  Творческие профессии: какие профессии, связанные с творчеством востребованы? Специальности для творческих людей после 11 класса

6. Сделайте дырочки для подвешивания.

Птички на гнездах (лепка)

1. Слепите кубики двух размеров.

2. Сделайте конусы для клювов и хвостов. Из пласта с нанесенной фактурой вырежьте прямоугольные крылья.

3. Голова соединяется с туловищем – маленький кубик прикрепите к большому при помощи шликера.

4. Все детали соединяются при помощи шликера. С помощью инструментов или фактуры наметьте глаза.

5. Чтобы сделать гнездо, из кубика петлей выньте середину.

6. Изделие готово.

Роспись (основные приемы)

Роспись пигментами

Вариант 1

Предварительно на изделие наносится рисунок карандашом.

Пигмент наносится большой беличьей или плоской колонковой кистью тонким полупрозрачным слоем так, чтобы карандашный рисунок был виден. Потом более плотным слоем меньшей кистью перекрывается в некоторых местах; там, где нужно, закрашивается по контуру. Совсем тонкой колонковой кистью прописываются нужные мелкие детали или подчеркивается контур.

Вариант 2

На изделие наносится рисунок карандашом и обводится тонкой колонковой кистью.

Вариант з

На изделие наносится рисунок карандашом и обводится тонкой колонковой кистью. Не выходя за края контура, делается орнамент или произвольная роспись без предварительной разметки.

Вариант 4

На изделие наносится рисунок карандашом, потом обводится специальной керамической пастелью.

Вариант 5

На изделие наносится рисунок карандашом и обводится тонкой колонковой кистью. Потом закрашивается внутри контура ровным тонким слоем. Сверху можно нанести орнамент или произвольную роспись колонковой кистью или процарапать шилом.

Роспись ангобами

Вариант 1

На раскатанном пласте глины наносится рисунок шилом или петлей. На части (фрагменты) рисунка толстым слоем наносится ангоб разных цветов.

Вариант 2

На сырой пласт глины кладутся вырезанные из плотной бумаги выкройки, прокатываются скалкой до полного прижатия, потом плоской широкой кистью наносится ангоб ровным слоем. После снятия выкройки возможны различные виды прорисовки, декорирования и росписи ангобом другого цвета.

Нанесение деколей

i. Разрежьте лист и разложите картинки. Каждому ученику дается столько картинок, сколько он может наклеить за одно занятие. На одном занятии легче наклеивать одинаковые изображения.

2. Положите картинку в воду, через пару минут вытащите ее и отделите пленку.

3. Положите пленку на чашку и пригладьте мягкой тканью.

4. На донышко нанесите логотип. 5. Желтый (в нашей книге – светло-серый) цвет пленки исчезнет после обжига.

Обратите внимание:

– пленка часто ложится неровно, остаются пузыри воздуха (#6);

– пленку следует разглаживать от середины к краям (#7).

Объединение разных направлений и разных подходов

В нашей мастерской есть несколько направлений, которые ведут разные художники, и у каждого – свой способ обучения. Основные направления:

– ткачество;

– роспись по ткани;

– декоративные швейные технологии;

– валяние.

Почему в нашей мастерской несколько направлений? Раньше некоторые из наших учеников занимались в швейной мастерской Центра лечебной педагогики. Там делали швейные изделия, ткали на рамах. Создавая текстильную мастерскую в колледже, я решила попробовать развить эти знакомые ребятам направления, тем более, что сама я занималась батиком, дизайнерским костюмом и ткачеством.

Когда мы начали пробовать заниматься ткачеством, батиком и декоративным шитьем, оказалось, что есть ребята, которые могут заниматься всеми этими видами работы, кто-то может только ткать и не садится за швейную машинку, другой, наоборот, явно предпочитает шить.

В результате мы стали развивать одновременно разные направления, сильно отличающиеся по технологии. Для того чтобы работать профессионально, мы пригласили специалистов по батику и ткачеству. Теперь каждый из них ведет свое направление. Когда мы начали заниматься валянием из шерсти, у нас не было своего мастера, но мы приглашали художника, который проводил для нас мастер-класс по изготовлению валяных изделий.

Разные направления работы существуют не отдельно, но взаимодействуют, дружат между собой. Одно изделие может сочетать в себе несколько технологий. Например, мы делаем сумки, которые частично ткутся, а частично шьются из кожи или ткани.

При таком разнообразии предложений в мастерской может найтись маленькая ниша для любого человека, даже если он пока мало может делать. Например, Марина Д. не могла шить и ткать. Мы увидели, что она любит разбирать ткань на волокна, и решили использовать этот интерес.

Мы специально разработали очень простое изделие – елочку из разноцветных квадратиков, где у каждого квадратика нужно сделать бахрому. Марина освоила эту часть работы. Мы стараемся перейти к следующему этапу – собиранию елочки. Это пока не получается, но Марина видит, что ее работа является частью изготовления изделия.

Такое разнообразие работ очень расширило возможности профессионального обучения. Постепенно для каждого ученика нам удалось подобрать интересную работу, в которой он может получить профессиональные навыки. Это важный принцип устройства нашей мастерской, который должен остаться, даже если преподаватели и виды деятельности будут меняться.

Каждый художник приносит с собой не только свои профессиональные навыки, но и свой художественный стиль. Это тоже расширяет возможности учеников и влияет на их выбор. Мы заметили, что те, кто любит яркие сочетания цветов, тянутся к художникам, которые работают в ярком колорите, другие выбирают учителей, работающих в сдержанном колорите. Когда художник и ученик находят общий язык в области сочетаний цветов и композиции, им легче работать вместе.

Особенности профессионального обучения в наших мастерских

Наша программа обучения возникала опытным путем, в результате проб и ошибок. Мы пытались следовать академическому пути обучения, но увидели, что он не подходит нашим ученикам. Вот принципы обучения, к которым мы пришли:

1. Все обучение, в том числе общее и художественное образование, подчинено овладению конкретной профессией. Всем людям полезно развиваться, получать новые знания, но у наших учеников столько учебных трудностей, что мы не можем охватить все и решили сосредоточить свои усилия на главном.

Поэтому из программы исключены многие общепринятые предметы, а те, что остались, приспособлены именно к нашим нуждам. Например, в керамической мастерской нет обучения живописи, а есть курс «основы композиции», ориентированный именно на изготовление керамических панно и роспись подглазурными красками.

2. Индивидуальный подход. Программа обучения конкретизируется в процессе работы. Художник пробует, смотрит, что получается, и помогает ученику найти его собственный путь. Мы работаем на отсроченный результат, не пытаемся обучить изначально поставленной задаче (например, нарисовать натюрморт).

3. Многие изделия делаются совместно мастером и учениками. Например, кто-то рисует эскизы для росписи, но не может аккуратно обвести свой рисунок кистью. Это делает другой ученик или помощник. Или: ученик научился шить и сшил сумку, а его однокурсница освоила ткачество и соткала к ней декоративную вставку.

4– Мы учим каждого тому, что он сможет делать максимально самостоятельно, и тому, что можно применить в работе. Для этого художники подбирают специальные технологии. Тот, кто не может рисовать кистью, процарапывает рисунок. Не могущий резать ножницами рвет бумагу и делает аппликации в особой технике.

Если ученик не в состоянии ровно обрезать и подшить край ткани, мы оставляем бахрому. Неровно сотканный гобелен вшиваем в окошко из грубой льняной ткани. Если волнистую строчку повторить несколько раз, получается декоративная деталь, а не просто кривая линия.

5. Наша задача – профессиональное образование, а не арт-терапия, поэтому мы занимаемся творчеством в сочетании с техническими навыками. Арт-терапия – это спонтанное творчество, в котором задействованы чувства, а не разум. Этот метод полезен как средство терапевтического воздействия, но не обучает и не приводит к созданию изделия, выполненного в правильной технике и интересного зрителям и покупателям.

Наш способ обучения основан на осознании своих действий. Перед учениками ставится определенная задача, которую они должны выполнить. Хотя это творческое художественное занятие, мы акцентируем внимание не на получении удовольствия от процесса работы, а на воплощении своего замысла и соблюдении технологии.

6. Для нас важно, чтобы психическое состояние наших учеников не ухудшалось, а улучшалосъ. Многие из наших учеников настолько импульсивны, что однообразная монотонная работа требует от них гораздо большего напряжения, чем решение сложных творческих задач.

Есть и такие, которые легко обучаются механическому повторению операций (например, ткачеству на станке) и могут долго делать одно и то же, но это однообразное занятие является для них средством ухода в себя, делает похожим на робота. Один из учеников полиграфической мастерской всегда выбирает одну и ту же работу – нажимать на кнопку измельчителя бумаги.

При этом он уходит от всяких контактов с окружающими. Мы стараемся расширять его возможности, предлагать ему другую работу, хотя в ней он будет менее самостоятелен и понадобится больше помощи. Некоторым, наоборот, однообразное выполнение простых технических операций (например, сделать разметку для орнамента) помогает собраться и начать работать, когда по каким-то внутренним причинам трудно делать творческую работу – рисовать или расписывать.

Свободное творчество без руководства мастера может быть вредно для психического состояния ученика. Оно становится не средством выражения личности, а лишь новым способом проявления навязчивых состояний. Наконец, есть ученики, которые из-за ментальных проблем не могут заниматься самостоятельным творчеством.

Они осваивают простые технические навыки, а творчество для них – это участие в изготовлении художественных изделий. Мы убедились, что даже чисто технические операции, например, наклеивание деколей на чашки, наполняется творческим содержанием, если деколи изготовлены по авторским работам наших учеников, и превращается в очень скучную работу, если нужно наклеивать неинтересные картинки.

Педагогические принципы

1. Уважение к личности каждого человека независимо от его способностей. Жан Ванье так пишет о людях с психическими и ментальными проблемами: «Их интеллект слаб, но доверие и открытость другим огромны… Они живут ближе к самым существенным вещам.

В нашем обществе соревнования, которое придает такое большое значение власти и силе, им очень трудно занять свое место, они проигрывают в любом состязании… Однако сильный человек должен быть готов услышать слабого. В нашем обществе, разделенном на группы, которые часто отягощены внутренними конфликтами, в наших городах, построенных из стекла, бетона и одиночества, мы можем понять и принять друг друга именно благодаря слабым людям.

У них есть особая миссия исцелять сердце и разрушать барьеры, которые разделяют людей и мешают им жить счастливо и человечно».[5]5
Ж. Ванье. Каждый человек – священная история. – М., 2008. С. 16–17.

[Закрыть]

2. Социализация. Самая большая проблема наших учеников в том, что они социально обесценены, не востребованы в обществе. Они не чувствуют себя полноценными его членами. Из-за этого многие люди с психическими проблемами не развиваются и даже во взрослом возрасте остаются инфантильными.

В мастерских эти люди могут реализовать себя как личностно, так и профессионально. К нам в гости часто приходят художники. Работы наших мастерских участвуют в выставках, изделия наших учеников оцениваются со стороны, они оказываются востребованы, и это очень важно.

Читайте также:  Стихи о работе

3. Интеграция в обществе всегда лучше изоляции. Особым людям нужно научиться вести себя так, чтобы не вызывать отрицательного отношения окружающих. Например, в обществе не принято очень громко разговаривать, петь песни или подпрыгивать. Это может мешать другим, вызывать раздражение. Наши ученики не всегда анализируют свое поведение, и нужно помогать им в этом.

4– Важность отношений. Отношения в мастерской далеко выходят за рамки обычных взаимоотношений преподавателей и учеников, они гораздо глубже и полнее. Важны и отношения в группе учеников, и отношения между художниками, педагогами и учениками.

Мастерская не смогла бы нормально существовать, если бы нас связывали только формальные рабочие отношения. Как говорит древняя китайская мудрость, там, где кончается любовь, начинаются справедливость и гуманизм. Нам важно избежать обеих крайностей – как равнодушной справедливости, так и всеприемлющего гуманизма.

5. В каждой мастерской есть иерархия, у каждого есть свои обязанности и своя область ответственности. Есть общие правила, которые все должны выполнять. У одних больше обязанностей, у других – меньше, это зависит от возможностей каждого. Педагог может потребовать, чтобы ученик изменил свое поведение и соблюдал правила.

Он обладает такой властью не потому, что находится с учениками по разные стороны барьера, разделяющего психически больных и психически здоровых людей, а потому, что занимает в мастерской позицию старшего, ответственного за группу учеников. Несомненно, в других местах и в других ситуациях мы занимаем позицию учеников, а кто-то другой является педагогом по отношению к нам.

Примеры проводимых занятий

Знакомство с картой Москвы и Московской области

Задачи занятия:

– научиться пользоваться картой города Москвы, находить на ней интересующие объекты;

– воспитывать правила поведения на занятии, правила ведения диалога (умения выражать свои мысли, быть внимательным к собеседнику и т. п.);

– развитие речи, мышления, поддержание навыков чтения.

1. На столе разложена карта города Москвы. Обсуждение назначения карты города. (Что это? Зачем нужна карта? Что изображено на карте? Какие объекты?)

2. Задание – найти на карте колледж. Это задание выполняется совместно (вспомнить адрес, найти нужную улицу (возможно, ориентируясь по ближайшим станциям метро). Каждый учащийся должен найти колледж

на карте.

3. Задание для самостоятельной работы на занятии – найти свой дом (улицу) на карте, рассказать, какая рядом станция метро, какие улицы.

4. Рассматриваем карту Московской области (зачем она нужна? Какие на ней можно отыскать объекты?). Ищем знакомые объекты на карте Московской области.

Занятие по той же тематике может быть проведено иначе, в зависимости от особенностей учащихся. Занятие в группе молодых людей с более серьезными проблемами психического развития и социальной адаптации может решать задачу запомнить адрес колледжа, научиться отвечать на вопросы о его местонахождении.

1. Выучить адрес колледжа, записать (переписать) его на листе бумаги.

2. Учиться отвечать на вопросы:

3. На какой улице находится колледж? 4– Какой адрес колледжа?

5. Какая рядом станция метро?

6. Рассмотреть фрагмент карты Москвы, где изображен колледж, научиться показывать на ней колледж.

Виды проездных билетов и правила их использования

Задачи занятия:

– научиться пользоваться проездными билетами;

– воспитывать правила поведения на занятии, правила ведения диалога (умение выражать свои мысли, быть внимательным к собеседнику и т. п.);

– развитие речи, мышления, поддержание навыков чтения.

1. В ходе общей беседы выясняется, каким образом учащиеся оплачивают проезд в транспорте (о необходимости оплачивать проезд). Социальная карта москвича. Кому выдается социальная карта москвича, зачем она нужна, как и в каких случаях ею пользоваться.

2. Другие способы оплаты проезда. Проездные билеты. В каких случаях обладателям социальной карты может пригодиться проездной билет.

3. На столе выкладываются различные проездные билеты городского транспорта. Возможные вопросы, на которые учащиеся отвечают самостоятельно или учатся находить ответ:

– Какой транспорт можно оплатить этим проездным билетом?

– Действителен ли билет?

– Сколько осталось поездок?

– Сколько стоит билет?

– Где продаются проездные билеты (на наземный транспорт, на метро)? И др.

4– Билеты на электричку, на междугородный поезд. Возможные вопросы:

– Чей это билет?

– Какой вагон?

– Какое место?

– Куда прибывает поезд? Во сколько?

– Откуда отправляется поезд? Во сколько?

– Где продаются билеты на поезд? И др.

В задачи занятия по этой тематике для учащихся с более серьезными проблемами психического развития и социальной адаптации может входить, например, только изучение правил использования социальной карты москвича.

1. Узнавание и называние разных видов транспорта.

2. Рассматриваем социальную карту москвича. Возможные вопросы:

– Что это?

– Чья это социальная карта?

– Где ей можно пользоваться?

– Как оплатить социальной картой москвича проезд в общественном транспорте?

Обучение пользованию общественным транспортом может включать также занятия по следующим темам:

– знакомые маршруты. Дорога домой и в колледж;

– стороны света. Округа Москвы;

– виды транспорта;

– правила дорожного движения. Правила перехода проезжей части.

Наглядные материалы, используемые на занятиях

1. Кольцевая линия метро со станциями пересадок.

2. Выход из метро к автобусам указанных номеров.

3. Указатель выхода в город и станций пересадок.

4. Надпись на двери вагона метро.

5. Надписи на дверях в метро.

6. Вход в метро.

7. Трамвайная остановка у станции метро «Улица Подбельского». Трамвай.

Примеры практических работ

1. Страница из тетради Дмитрия А. Схема изображения сторон света, с помощью которой можно ориентироваться при работе с картой города. Работа выполнена на занятии «Стороны света. Округа Москвы».

2. Светофор, нарисованный Мариной Д. на занятии «Правила дорожного движения».

3. Аппликация «Пешеходный переход», выполнена Дмитрием Р. на занятии «Правила дорожного движения».

4. Задание – записать свой домашний адрес на занятии «Знакомые маршруты. Дорога домой и в колледж».

Принципы обучения

Каждая работа рождается в диалоге. В нем могут участвовать все – ученики, педагоги, волонтеры. Так постепенно вырабатывается общий стиль – производная возможностей учеников и художественных предпочтений преподавателей. Если руководить мастерской будет художник другого плана, художественный стиль будет иным.

Главное для нас – выявить у каждого свой авторский стиль. Мы ценим взгляд на мир наших учеников и сами имеем уникальную возможность понять, как они видят и что думают про окружающую действительность. Это очень интересно.

Обучение художников обычно строится по сложившимся канонам, а сам ученик – продукт своей эпохи, он впитывает в себя все правила этой системы, изучает историю искусств, учится профессионально работать с цветом и формой. Но как бы ни были они талантливы и смелы, в смысле свободы творчества им, конечно, до наших учеников далеко.

Мы не придерживаемся заранее выбранных форм обучения. Обычно мы пробуем общепринятые техники

и способы обучения, а если что-то не получается, ищем причину трудностей. Часто приходится подбирать более простые технические приемы или разбивать работу на более мелкие шаги. Это метод проб и ошибок. С годами у нас накапливается опыт преодоления трудностей, связанных с особенностями наших учеников.

Наше преподавание во многом строится на ограничении. Мы сужаем круг изучаемого, выбирая лишь то, что нужно непосредственно для занятия керамикой. Это не значит, что мы ничем, кроме керамики, не занимаемся. Но всё «заточено» под нее. Мы не делаем упор на изучении цветовой гармонии: краски меняют цвет при обжиге, и заранее представить результат – задача непосильная.

На уроках декоративной композиции мы учим только самым основам, знание которых поможет придать, например, вазам декоративный вид, даже если рисунок или орнамент будет сделан небрежно. Хотим привить им чувство композиции, чтобы она работала на уровне музыкального слуха.

Это очень сложно, но мы, решая простейшие задачи, постепенно движемся в этом направлении. Мы строго следуем лишь нескольким очень простым правилам. Главное из них состоит в том, что любая работа должна начинаться с общего решения, а мелкие детали делаются в последнюю очередь.

Моя задача не в только в том, чтобы чему-то научить, а в том, чтобы понять замысел, подключиться к идее, помочь ее реализовать. То есть на основе интересов, предпочтений и даже стереотипов довести работу до художественного уровня.

Есть ученики более творчески активные, есть более склонные к технической работе. Некоторые любят делать то, что уже умеют, другие хотят учиться новому. Я не уверена, что каждого нужно «раскачивать», чтобы пробудить творческий импульс. Очень полезно, если в мастерской есть люди, хорошо овладевшие техническими навыками.

В мастерской каждый выполняет часть общей работы, и процесс обучения не выходит на первый план. Но мы видим, что ребята приобретают всё новые навыки, учатся анализировать свои и чужие работы, замечать ошибки, формировать свое мнение. Мастерская работает и развивается как единый организм, где все учатся друг у друга, в том числе и преподаватели, а рабочее время – это просто кусочек жизни, прожитый вместе.

Выбор стиля

Когда стало понятно, что надо уходить от традиционных подходов в преподавании, я не знала, в какую сторону двигаться. Склонности учеников постепенно вывели нас к работе в стиле современного концептуального искусства, когда текст органично включен в рисунок.

[Закрыть]. Мы долго сомневались, нужно ли сохранять эту работу, но все-таки обожгли ее. Это было слишком непривычно и не соответствовало общепринятому мнению специалистов о том, чем полезно заниматься с такими подростками. Но поддержка и интерес других художников помогли нам двигаться дальше в этом направлении.

Мы стали использовать в работах литературные тексты. Нам очень помогли стихи известного современного поэта Германа Лукомникова. Эти стихи поражают своей образностью и лаконичностью и при этом очень просты для понимания. Мы пригласили автора в гости, устроили его поэтический вечер, который доставил всем большое удовольствие. На многих наших вазах и чашках использованы стихи Лукомникова.

Работа над формированием и воплощением замысла

Главная задача при обучении – дать возможность ученикам воплотить их замысел. Для этого сначала нужно, чтобы замысел сформировался. Это происходит у всех по-разному. У некоторых изначально нет проблем с замыслом, а другие испытывают в этом большие трудности.

Кому-то достаточно подбросить несколько идей, другим нужно долго листать иллюстрации, вспоминать случаи из жизни. Не всегда удается найти собственный замысел, тогда можно взять в качестве образца готовое изделие, или его фотографию, или репродукцию картины.

Часто бывает, что образ задуман, но воплотить его не удается – при отсутствии опыта и профессионализма трудно достичь желаемого результата. Первоначальный образ как бы стирается в воображении, но остается импульс, идея, зацепившись за которую можно работать и с тем, что получается.

Сложности и затруднения возникают у учеников на разных этапах воплощения замысла. Иногда чувство неуверенности мешает начать работать. Некоторые, наоборот, стремятся как можно быстрее воплотить замысел. Их работы часто небрежны, композиция не продумана, много случайных, ненужных деталей.

Часто они технически просто не умеют выполнить то, что задумали. Тогда нужно помочь спланировать, разбить работу на этапы, помочь справиться с техникой. Другие увязают в деталях и теряют общее направление работы, далеки от реализации задуманного. Есть ученики, которые быстро утомляются, не могут долго концентрировать внимание и из-за этого теряют интерес к начатой работе.

Читайте также:  Заказать курсовую работу по информационным технологиям

Мешают разные внешние обстоятельства – шум, разговоры и т. п. При подборе задания нужно учитывать время, сложность выполнения и способности ученика, чтобы работа могла быть доведена до конца. В начале обучения часто бывает, что замысел невозможно реализовать технически и приходится искать обходные пути. Но какими бы ни были трудности, моя помощь все же вторична, я оказываю поддержку, и мое участие не является ведущим.

Очень важно понять, в какой момент нужно перестать помогать. Это должно происходить плавно, почти незаметно, чтобы ученик не почувствовал свою беспомощность, не утратил интереса к работе.

Володя Ш. появился в нашей мастерской, когда ему было 29 лет. Основная проблема заключалась в том, что его совсем не удавалось хоть чем-то заинтересовать. Мы попробовали позаниматься с ним индивидуально рисунком. Это оказалось довольно интересным делом.

Рисунок карандашом или фломастером был для Володи уже привычным делом, не вызывающим такого неприятия, как работа с глиной. Как оказалось, Володин свободный рисунок своеобразен: он изображал людей, животных, деревья очень схематично, стремясь как бы вписать каждое изображение в квадрат.

Линия уверенная, не прерывающаяся, нет мелких деталей, скорость выполнения высокая. Я показала его изображения фигуры человека (квадрат во весь лист с маленькими овалами по краям, символизирующими голову, ноги и руки) дефектологу, чтобы посоветоваться.

Но я понимала, что если он будет изображать талию, то индивидуальность и удивительная монументальность его работ потеряется. Я так и не смогла понять, нравятся ли Володе его рисунки, моя реакция на них ему была безразлична. Одно стало ясно: нужно найти способ, при котором работа делается быстро, в основе должен быть рисунок, а руки при этом не должны пачкаться.

Такой способ есть: раскатывается пласт глины, закрашивается ровным слоем ангоба или шликера и палочкой процарапывается рисунок. Казалось, способ найден и кое-какие результаты достигнуты, но нельзя сказать, что дело сильно изменилось в лучшую сторону. Володя все равно тяжело переносил присутствие людей, быстро уставал, практически совсем не участвовал в происходящем.

Примерно через год, когда Володя привык к обстановке и чувствовал себя более спокойно, он начал проявлять интерес к работе, настаивать на своих, на первый взгляд нелепых, но при этом художественно интересных идеях. В аппликациях он вдруг настаивал, что яйцо в натюрморте должно лежать на горлышке графина, а не рядом с ним. При его тенденции к обобщению и упрощению формы кленовый лист изображался в виде квадрата…

Роспись керамическими красками была при этом однообразна, скучна, в основном любые изделия закрашивались вертикальными полосами двух цветов. Однажды я дала Володе колокольчик и спросила, что бы он хотел на нем нарисовать. Он не отвечал, а продолжал повторять одни и те же фразы.

Я предложила ему написать одну из них на колокольчике. Он удивился и написал карандашом: «да, конечно, да, Жорж, Вова». Я обвела это подглазурной краской. Появилась серия колокольчиков с надписями: «Невозможно прожить без печали», «Я старичок, у меня всё болит», «С кем ты был на курорте?

У Володи очень долго не было собственных замыслов. По-видимому, он вообще не имел опыта воплощения в действиях каких-то своих мыслей и представлений. С ним много лет занимались обучением полезным

навыкам, и он в результате умеет сам делать всё что нужно: одеваться, завязывать шнурки, определять время по часам, звонить по телефону… Однако почти всегда он выполняет это не по своему желанию, а по указанию кого-то другого. Совершенно отдельно от практических действий существует у Володи мир его мыслей и представлений.

Маша С. долго считала, что не умеет рисовать и лепить, соглашалась только обводить и копировать образец. Поэтому мы не могли представить, какие образы живут в ее сознании. Мы долго учили Машу техническим навыкам. Накопив достаточно возможностей, Маша начала лепить, рисовать и расписывать, и мы увидели, какие у нее интересные представления о мире.

Здесь трудность была не в формировании образа, а в его воплощении, потому что у Маши есть свои собственные критерии правильности и похожести, совсем не всегда совпадающие с нашими. В результате на наших вазах и чашках появились Машины рисунки. По технике исполнения они похожи на рисунки 5-6-летних детей, но по замыслу – совсем другие.

У Коли Ф. есть собственные замыслы, многие из них интересны зрителям. У него есть заложенное от природы чувство листа, своя интересная графика. Если мы видим, что работа удается, в нее не надо внедряться. Если пытаться внести изменение в Колин замысел, он перестает воспринимать его как свой и начинает механически выполнять чужие указания.

Во время работы Коля полностью поглощен своим замыслом и старается реализовать его как можно скорее. При этом он может забыть важные технические правила (например, не сделать на рельефе ребра прочности, и тогда он может погнуться при сушке) или нарушить последовательность операций (сначала обвести тонкие контуры, а потом пытаться закрашивать фон).

В работах наших учеников отражаются их собственные образы, их видение мира, но они проходят большую обработку нашим обучением. Когда на уровне замысла и его воплощения хоть что-то продвинулось, можно начинать учить всему остальному.

Общее и индивидуальное

Как реально во время работы удается давать индивидуальные задания на общих занятиях? Когда мы наклеиваем деколи, мы даем каждому ту картинку, с которой он уже может справиться. Когда лепим объемные фигуры, распределяем подготовительную работу между всеми с учетом возможностей каждого.

Например, делать заготовки конической или цилиндрической формы сложнее, чем катать шарики или тонкие колбаски. Самая простая работа – наносить фактуру на плоские детали. Когда все заготовки сделаны, каждый собирает одну или несколько фигурок. По такому же принципу организовано и все остальное.

Наиболее индивидуализированы занятия росписью. Часто бывает, что кто-то продолжает свою работу, начатую в прошлый раз, кто-то делает новую. Каждый использует ту технику, которую он уже освоил или сейчас осваивает. Художник должен успеть подойти к каждому, обсудить с ним его работу, помочь выбрать краски и технику исполнения.

Помощь

Наша задача – сделать так, чтобы каждый этап работы был интересен и доведен до конца. Кому-то помогают редкие инструкции, другому требуется постоянная помощь. Некоторым ученикам достаточно показать принцип, другим нужно каждый раз объяснять заново. Тем, кто с трудом запоминает простые действия, нужно разбить работу на этапы. В таком случае лучше давать задания с часто повторяющимися элементами и учить работать по подражанию.

Например, когда мы делаем ребра прочности, для многих недостаточно просто показать, как делать. Нужно объяснить, какой глубины должна быть ямка, потом дать попробовать самому, фиксировать силу нажима, фиксировать внимание на расстоянии между углублениями, на расстоянии от краев.

Даже при постоянной помощи в задачу педагога входит найти те моменты, когда ученик что-то может

делать сам. Концентрировать на этом его внимание и стараться увеличить их во времени. Некоторым для выполнения самостоятельных действий потребуется гораздо больше времени. Например, чтобы закрасить одним цветом небольшое изделие, Диме С. нужно более 4о минут.

Степень помощи может определяться задачей, которую ученик в данный момент решает. Если в аппликации главное – не потерять общий замысел и довести сложную работу до конца, я прошу помощника намазывать клеем детали и приклеивать их на места, отмеченные автором.

Что мы делаем со стереотипами

Часто бывает, что усвоенный навык или прием сводит работу к однообразному повторению затверженных штампов. Причем этот процесс доставляет ученикам удовольствие, а потому от него трудно уйти. Но наша цель – не просто получение удовольствия от процесса работы, а конечный результат.

В наивном искусстве можно использовать и готовые штампы, но только для того, чтобы сказать о чем-то большем. Иногда стоит вовремя подсунуть нужную краску, иногда помочь вовремя остановиться и закончить работу. Есть приемы, помогающие создать художественное произведение даже с использованием штампов и стереотипов.

Устройство центра профессиональной подготовки для особых молодых людей

Центр профессиональной подготовки входит в состав Технологического колледжа № 21. Как и все студенты колледжа, наши ученики изучают общеобразовательные предметы и учатся работать в мастерских, но программы и форма обучения сильно отличаются от обычных. Нагрузка увеличивается постепенно: в первый год два дня в неделю по 4 часа, потом – три дня по 6 часов.

У нас четыре мастерские: художественно-полиграфическая, текстильная, керамическая и столярная. После знакомства с разными мастерскими каждый ученик выбирает ту, в которой он будет учиться и работать. Если ему трудно сделать выбор, на помощь приходят родители и педагоги.

Общеобразовательное обучение должно по возможности восполнить те пробелы в элементарных знаниях, которые мешают нашим ученикам в работе и в повседневной жизни. Например, работающие в текстильной мастерской изучают четные и нечетные числа. Это полезно для ткачества, где нужно считать ряды.

Ученикам из столярной мастерской важнее умение пользоваться линейкой. Те, кто ездит по городу сам, учатся пользоваться картой и осваивают новые маршруты. Тем, кто не ездит один, важно запомнить свой адрес, чтобы при необходимости назвать его и обратиться за помощью.

Кто и как работает в мастерской

Мастер – руководитель мастерской, другие художники (2–3 человека)

– определяют направление работы мастерской, организуют производство изделий;

– обучают учеников ремеслу;

– подбирают и разрабатывают технологические процессы, подходящие для учеников;

– помогают формированию творческого стиля каждого ученика;

– вместе с педагогами определяют индивидуальную программу каждого ученика.

Педагог (1–2 человека)

– отвечает за учеников, находит каждому место, соответствующее его интересам и возможностям;

– составляет расписание занятий;

– вместе с художниками составляет индивидуальную программу каждого ученика, обсуждает его успехи, проблемы и способы их решения;

– организует индивидуальное сопровождение для некоторых учеников;

– проводит родительские собрания и обсуждает с родителями возникающие вопросы.

Технолог и другие технические работники (1–2 человека в зависимости от особенностей ремесла)

– отвечает за работу оборудования;

– отвечает за налаживание сложных технологических процессов.

Менеджер (1 человек)

– организует покупку оборудования и материалов;

– находит заказы для мастерской;

– реализует изделия мастерских.

Ученики (6-12 человек)

– учатся ремеслу, причем каждый ученик должен научиться самостоятельно выполнять хотя бы некоторые виды работы.

Волонтеры (1–2 человека)

– помогают мастеру (тогда мастер определяет им задание) или помогают педагогу (тогда педагог определяет им задание).

Оцените статью
Добавить комментарий