- 1 этап — информационная часть
- 2 этап — аналитическая часть
- 3 этап — проектная часть
- Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:
- Проект «моя профессия — моё будущее» | образовательная социальная сеть
- Проектирование
- Профессии будущего — презентация, доклад, проект
- Разрабатываем индивидуальный проект
- 4 этап — контроль и итоги
1 этап — информационная часть
- Краткая личная характеристика (познавательные интересы и хобби, личные достижения, семейные традиции)
- Выбор сферы деятельности, привлекающей тебя:
– виды деятельности (профессиональная деятельность, индивидуальный предприниматель, самозанятые);
– перечень профессий и профессиональные качества личности;
– аргументы выбора профессии (личностные, финансовые, общественные, семейные). - Основное содержание профессии (характеристика профессии; предприятия и организации, имеющие такие профессии, характер труда).
- Требования к работнику (состояние здоровья, образовательный уровень, трудовые умения, качества личности).
- Уровень профессионального образования для профессии (уровни образования, какие учебные заведения готовят специалистов по профессии, профессиональная квалификация по окончании образовательного учреждения, сроки обучения, вступительные испытания).
2 этап — аналитическая часть
Определение индивидуального уровня подготовленности к профессии осуществляется по следующим критериям:
- информационная подготовленность — наличие достаточного объема информации о профессии, знание профессиональных требований;
- образовательная подготовленность — наличие достаточного уровня предметных знаний, полученных за время обучения в школе (учебные предметы, которые особенно необходимы для профессии и оценки по предметам; перечень учебных предметов, которые являются вступительными испытаниями);
- физиологическая готовность — состояние функционального здоровья и его соответствие медицинским требованиям к профессии;
- психологическая готовность — состояние психофизиологических процессов, нервной системы, черты характера (определяется по конкретным показателям, указанным в таблице);
- практическая готовность — наличие общетрудовых и практических предпрофессиональных умений и навыков; выполнение профессиональных проб (возможно наличие начального профессионального опыта);
- нравственная готовность — сознательная отношение к профессии, понимание содержания профессиональной деятельности, знание и принятие специфики и трудностей в профессии, понимание значимости профессии и соответствие личным нравственным ценностям.
3 этап — проектная часть
Разработка плана реализации проекта по коррекции профессионально важных качеств и преодолению личного уровня несоответствия профессиональной подготовленности за время обучения в старшей школе:
- перечень проблем, которые необходимо решить за период обучения в старшей школе (по рейтингу);
- способы, средства и сроки решения указанных проблем (в таблице);
- предполагаемые результаты проектной деятельности (в таблице).
Образовательные программы и проекты, которые могут оказать помощь в диагностике, дадут информацию из достоверных источников и смогут помочь в наработке портфолио:
А вот Агентство стратегических инициатив (АСИ) в рамках реализации Национальной стратегической Инициативы (НТИ) в 2022 г. разработало «Атлас новых профессий».
«Атлас новых профессий» — это альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет, который поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут создаваться новые технологии и продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.
Проект «моя профессия — моё будущее» | образовательная социальная сеть
Всероссийский Интернет-конкурс учебных проектов
в образовательной области «Технология»
Проект
Моя профессия –
моё будущее
Выполнила: Суслова Ирина,
ученица 11 «А» класса
МОУ «Акбулакская средняя
общеобразовательная школа №1
Акбулакского района
Оренбургской области»
Руководитель: Антипина В.М.,
учитель технологии
МОУ «Акбулакская средняя
общеобразовательная школа №1
Акбулакского района
Оренбургской области»
Акбулак, 2022
Содержание
- Краткая справка — аннотация к проекту………………………………………….3
- Описание проекта…………………………………………………………………4
- Выявление интересов, склонностей, способностей……………………………..4
- Карта способностей…………………………………………………………….6
- Профессиограмма профессии Дизайнер…………………………………………7
- Психограмма профессии Дизайнер………………………………………………9
- Выбор учебного заведения……………………………………………………….10
- Заключение………………………………………………………………………….12
- Литература………………………….……………………………………………….13
- Приложение…………………………………………………………………….14
1. Краткая справка — аннотация к проекту.
Смотреть по телевизору, как креативят другие, приятно.
Заниматься творчеством самому в тысячи раз приятней!
В нашем мире существуют самые разнообразные профессии. Все они приносят определенную пользу обществу. Я хочу выбрать профессию, не только полезную, но и делающую мир вокруг меня красивее и интереснее! Для этого надо быть профессионалом в своей области знаний. И нам, выпускникам, важно понять, в какой области знаний мы сможем принести наибольшую пользу? К чему у нас есть склонности? Будет ли востребована наша профессия? На какую работу можно будет устроиться?
Сейчас передо мной, как и перед многими выпускниками стоит вопрос «Куда пойти учиться?» На него не так просто ответить, ведь это решает всю мою дальнейшую жизнь! Поэтому надо смотреть какие у человека склонности, интересы, пристрастия. Далее выпускники рассматривают различные профессии и учебные заведения и выбирают те, которые нравятся им. Ведь выбранная профессия должна приносить радость и удовлетворенность человеку. Конечно, думая о своей будущей профессии, нельзя не задуматься о ее востребованности в нашем мире.
Самое важное, что у нас есть право выбора. Это значит, что перед нами могут открыться все двери, если мы этого захотим и покажем достаточный уровень знаний и умений в выбранной области. Самое главное учиться, познавать много нового и неизведанного. Очень важно, чтобы у человека был широкий кругозор знаний. Если человек захочет и приложит усилия, то он всегда найдет себе дело по душе.
Как же выпускнику выбрать профессию? Это должен быть обдуманный шаг. Не следует исходить из принципа «лишь бы поступить». Потом человек поймет, что это не то чего он хочет, но время уже будет упущено. Выбор профессии – это личное право человека, которое он принимает он сам, без давления окружающих. Делая такой сложный выбор, надо думать о том, как в последствии мы сможем преобразить и изменить этот мир, какую пользу мы принесем стране и людям?
Проблема, на решение которой направлен проект: как правильно выбрать профессию выпускнику общеобразовательной школы.
Цель проекта: помочь выпускнику школы в профессиональном самоопределении.
Ожидаемые результаты: повышение готовности выпускника школы к профессиональному самоопределению.
Объект исследования: профессиональная карьера выпускника.
Предмет исследования: процесс выбора профессии выпускником школы.
Гипотеза исследования: процесс выбора профессии выпускником школы будет успешным, если использовать различные формы и методы работы: учебные занятия, тесты, экскурсии, консультации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой ставим перед собой следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- определить интересы, склонности и способности;
- ознакомиться с требованиями и особенностями выбранной профессии.
Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» поможет мне определиться с выбором профессии.
2. Описание проекта.
2.1. Выявление интересов, склонностей, способностей.
«Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить.»
Н.В. Гоголь
В детстве я очень любила рисовать, заметив это, родители записали меня в Детскую школу искусств. Там я проучилась 8 лет и в восьмом классе окончила художественную школу. На уроках я больше любила уроки композиции, где надо было мыслить необычно, уметь стилизовать и придумывать что-то новое. Мой интерес по окончании школы ни чуть не уменьшился, а наоборот. Я продолжала совершенствовать свои навыки. В школе мне нравятся уроки технологии, потому что именно на них я могу проявить свой талант, а так же могу принять участие в различных районных и областных конкурсах. Именно поэтому я хочу, чтобы моя будущая профессия была связанна с творчеством.
Выбор профессии – один из главных жизненных выборов. «Делай своё дело и познай самого себя» _ именно так ещё в Древней Греции определялся основной путь самопознания. Каждый, кому предстоит заниматься какой-либо деятельностью, должен понять, что он из себя представляет, и на что способен. В этом поможет самотестирование. Чтобы сделать правильный выбор, надо выявить свои интересы, склонности и способности, для этого используются различные формы и методы работы.
Креативность – это твой ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования твоих творческих навыков.
Интерес — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интерес имеет важное значение в жизни человека: он подвигает нас узнавать новое, преодолевать какие-либо барьеры, распутывать сложные задачи и многое другое.
При помощи различных методик, тестирований, анкетирований можно выявить интересы. На основе интересов формируется профессиональный интерес
Карта интересов Рисунок 1.
Склонность – это активное сознательное отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных на усвоение знаний или на создание чего-либо. С возрастом они только усиливаются и подтверждаются различными тестированиями, опросами, анкетированиями.
Рисунок 2
Кроме изучения интересов и склонностей, необходимо выявление способностей, что позволит сузить круг выбираемых профессий.
Способности – индивидуальные особенности личности, которые могут обеспечить успех в профессиональной деятельности.
Задатки – физиологические основы способностей.
Способности включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Способности могут быть квалифицированы, как научные математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
2.2 Карта способностей.
Рисунок 3.
Склонность ребенка к творчеству складывается из таких его качеств, как разнообразие интересов, независимость и гибкость ума, любознательность, настойчивость.
Вывод: выполнив диагностику интересов, склонностей и способностей мы
можем сказать, что интерес проявляется к искусству, склонность к такому типу профессий как «человек – художественный образ» и выявляют способности человека.
Учитывая то, что с раннего детства я увлекаюсь рисованием и мои склонности подтверждаются различными тестированиями, опросами и анкетированиями, я решила выбрать профессию Дизайнер. В этой профессии я смогу реализовать все свои творческие идеи. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 4. Я буду стараться делать мир вокруг себя лучше и красивее! Я хочу помочь своей стране и своему любимому Акбулаку измениться в лучшую сторону. Приложение 3,Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7.
2.3 Профессиограмма профессии.
Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы, в которых описаны особенности профессии или специальности.
Профессиограмма позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.
Я решила познакомиться поближе с профессией дизайнер. Для этого мне необходимо изучить профессиограмму этой профессии.
Профессиограмма профессии Дизайнер
Общая характеристика профессии.
Современный мир – это мир высоких технологий, потока информации и новых материалов. В последние годы двадцатого века в перечне модных профессий появилась профессия «дизайнер». Понятие «дизайн» применимо к любому виду человеческой деятельности, так как диза́йн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Приведу высказывание Матиса Хоффмана, одного из основателей мировой школы дизайна:
«Мироощущение нового века дает человеку право свободно выражать себя и жить полной жизнью во всех ее сферах. Задача дизайнеров, создающих предметное окружение — пробудить фантазию, заставить задуматься даже над самыми простыми вещами».
Матиас Хоффман (Mathias Hoffmann) Германия
Дизайн развивается по нескольким направлениям и областям. Именно поэтому данная профессия существует в таком разнообразии видов:
Дизайнер – это широкое определение, характеризующее человека, который
проектирует разнообразные вещи. Дизайн подразумевает под собой творение, а быть дизайнером – это означает быть творческой личностью в выбранной области искусства.
По окончанию университета выпускнику присваивается официальная квалификация – «Дизайнер» по двум специализациям: Графический дизайн и Дизайн костюма. Студенты в процессе обучения изучают множество дисциплин, которые в будущем помогут выбрать направление, в котором будет работать Дизайнер. Приведем лишь некоторые из них: 1. рекламная индустрия; 2. работа на предприятии – разработка корпоративного дизайна; 3. дизайн плакатов; 4. создание упаковочной продукции; 5. типография. На разных курсах, в зависимости от сложности, студенты изучают каждое из этих направлений. Рекламная индустрия – это создание рекламы на телевидении, баннеры и др. Оформление корпоративного стиля – это создание от логотипа до развернутой рекламной акции для предприятия. Дизайн плакатов – создание плакатов на определенную тему в различных техниках. Создание упаковочной продукции – создание упаковки для продуктов. Типография – печатание книг и периодических изданий с применением всех композиционных правил оформления и многое другое. За время учебы студенты ищут свой стиль изображения и выражения мысли, пробуют новые техники исполнения графических работ. При прохождении летних практик студенты ездят в разные города России и Европы, чтобы изучать культуру и архитектуру, посещают музеи. Они выполняют много интересных работ в стенах ВУЗа Приложение8, Приложение 9.
Содержание труда.
В общих чертах профессиональная деятельность Дизайнера состоит в следующем: Дизайнер должен быть целеустремленным и ответственным человеком с креативным мышлением и идеями. Главное в этой работе – иметь индивидуальный подход к клиенту, понимать его желания и уметь их воплотить быстро качественно. Ведь как говорит Хорте Арафи: «Главное для дизайнера — создавать такие вещи, которые радуют его самого, чтобы работа приносила удовлетворение, а сотрудничество с заказчиком — удовольствие. Нужно понять, что хочет заказчик, и соединить это со своими желаниями и возможностями. Чтобы создать что-то выдающееся, нужен энтузиазм обоих».
Условия труда.
Дизайнеры работают с большим количеством техники и печатными аппаратами, следовательно, необходимо следить за гигиеной зрения, делать перерывы в работе. Рабочая поверхность должна хорошо освещаться.
Заказчик Дизайнер Креативное мышление Итог работы
Личные качества:
Профессия Дизайнер для тех, кому нравится создавать что-то новое, кто обладает творческим мышлением и может выполнять работу аккуратно и качественно. Дизайнер помогает людям увидеть красоту в обычных, казалось бы, вещах, делает их жизнь более яркой, комфортной, радостной. В то же время и сам он, реализуя свои способности и таланты, получает от этого удовольствие. Он способен влиять на желания и настроение людей (например, дизайнер рекламы, упаковки, фуд-дизайнер, дизайнер глянцевых журналов) и даже формировать их мнение в тех или иных вопросах. Возможность общаться с творческими людьми придает дополнительные силы и помогает расширить свой профессиональный диапазон. Чем большей целеустремленностью, работоспособностью и терпеливостью обладает дизайнер, тем больше у него возможности стать известным и популярным (особенно в мире рекламы, дизайна одежды, мебели).
Требования профессии к человеку.
Профессия Дизайнера требует от человека ответственности, точности, аккуратности, хорошо развитого воображения. Успеха в этой профессии могут добиться лишь лица, обладающие креативным мышлением, развитой памятью, способностью создавать новые идеи. Дизайнер может работать не только в офисе, но и дома, на собственном компьютере, на котором будут установлены необходимые программы. Любая ошибка в дизайне не фатальна – ее всегда можно исправить. У дизайнера есть возможность видеть результат своей работы, получать
эстетическое удовольствие от процесса.
2.4 Психограмма профессии Дизайнер.
Психограмма включает описание требований, которые предъявляет профессия к психологическим качествам человека (мышлению, вниманию).
Необходимые психологические качества:
Креативность — это умение подходить к любой задаче творчески, генерировать идеи.
Усидчивость — важное качество дизайнера, ведь иногда приходится по нескольку раз переделывать одно и то же.
Трудолюбие — необходимо в работе дизайнера, постоянная практика, только так может оттачиваться мастерство.
Терпение — даже в случае неудачи не стоит опускать руки, нужно идти вперед, несмотря ни на что, преодолевая все препятствия на своем пути.
Дизайнер видит в проблемах не проблемы, а он ищет в проблемах новые возможности.
Дизайнер должен знать основы рисунка, живописи, композиции и историю дизайна, должен работать с графическими программами.
Выбирая профессию дизайнера, нужно быть готовым к тому, что дизайн – сложная, кропотливая, будничная работа. В ней никто не застрахован от творческих кризисов, идейного истощения. Иногда приходится делать работу в авральном режиме. Нужно также учитывать, что область дизайна достаточно субъективна: то, что предпочитает один, не обязательно понравится другому. Поэтому критерии оценки работы сильно затруднены.
Учебные заведения, где можно получить профессию Дизайнер:
Детский Дизайн-центр, Педагогический колледж (либо Оренбургское художественное училище) и Оренбургский государственный университет (очное обучение) или Магнитогорский институт (заочное обучение).
2.5 Выбор учебного заведения.
Чтобы стать дизайнером следует пройти определенный творческий путь развития:
Художественная школа (либо Детский Дизайн-центр)
Педагогический колледж (либо Оренбургское художественное училище)
Оренбургский государственный университет (либо Магнитогорский институт)
Самыми близкими к моему месту проживания относятся учебные заведения находящиеся в г.Оренбурге.
Обучение в Детском Дизайн-центре проходит с 9 лет до 16 лет. В Художественном училище можно получить профессию Дизайнер, срок обучения 4 года. В Оренбургском государственном университете срок обучения 5,5 года, после завершения обучения выпускник получает квалификацию «Дизайнер».
3. Заключение.
Для того, что бы правильно выбрать профессию, выпускнику необходимо прочитать литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности. Об учебных заведениях можно просчитать в Интернете, в буклетах или сходить на день открытых дверей.
Выполнение данного проекта помогло мне точно определиться, кем я хочу быть. Я уверенна в своих силах и точно поставила перед собой цель – поступить в ОГУ. Уже сейчас я думаю о своей дальнейшей судьбе, поэтому я стараюсь учиться и хочу успешно сдать вступительные экзамены, ведь именно в это время я покажу всё своё умение!
4. Литература
- Климов Е.А. Как выбрать профессию.- М.: Просвещение, 1990. – 158 с.
- Немов Р.С. Психология.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.З. -640с.
- Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. Пособие для 8-11
классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 191 с. - Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учеб. Для 11 кл.
общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2000. – 192 с. - Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-11 классов
общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.:
Просвещение, 1997. – 191 с. - 7.Гапоненко АВ Кропинявская СО Кузина ОВ технология.профессиональный успех 10-11классы общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.:
Просвещение, 2008 - Петрушин ВИ Психологические аспекты деятельности классного руководителя. Под ред. Ермакова Москва 1996год
- Зуева Ф.А. Предпрофильная подготовка. Основы профессионального самоопределения. Уч. пособие для учащихся 9класса-2-е изд.,испр. И доп. – Челябинск:Взгляд,2004-47с.
Интернет ресурсы:
- http://tolkslovar.ru/s11012.html – толковый словарь.
- www.uсhеЬа..ru
- http://www.psihologu.info/content/view/122/16/ — энциклопедия школьного психолога.
- http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00073/94600.htm – Яндекс. Словари
Креативность
Усидчивость
Умение слушать и слышать запрос клиента
Идея
Умение видеть готовый продукт целиком
Трудолюбие
Коммуникабельность
Дизайнер
Оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуации, предметы
Терпение
Наличие образного мышления
дизайнер интерьеров (благоустройство квартир и офисов, повышение функциональности и качественного уровня интерьеров)
веб-дизайнер (создание сайтов, банеров)
фитодизайнер (озеленение домов и офисов, создание зимних садов)
дизайнер полиграфии (создание макетов, верстка)
Дизайнер
ландшафтный дизайнер (благоустройство территорий)
дизайнер одежды (воплощение актуальных тенденций моды)
фуд-дизайнер (создание красивых изображений блюд для различных меню и кулинарных книг)
У меня есть образное мышление
У меня есть оригинальный, нетрадиционный взгляд на ситуации, предметы
У меня есть креативное мышление
Почему я хочу стать дизайнером?
У меня есть трудолюбие
У меня есть усидчивость
Проектирование
Проектная деятельность — это деятельность, направленная на создание чего-то нового. Также это процесс создания какого-либо нового «продукта», имеющего личную или социальную значимость.
Проектная деятельность — это особенная интерактивная технология, которая имеет определенные специфические характеристики.
Проект — этот тот вид деятельности, который многие будут осуществлять первый раз в своей жизни. А поскольку это будет происходить впервые, могут возникать ошибки. Не стоит этого бояться, необходимо проявить максимум внимательности и сосредоточенности и верить в свои силы.
Проектная деятельность строится поэтапно, на каждом из которых есть свои алгоритмы, которых стоит придерживаться. Алгоритмы характерны и для проектирования стратегии профессиональной карьеры:
- Поисковый этап. Выявляются имеющиеся проблемы, производится поиск нужной информации. Сбор и систематизация информации о сферах профессиональной деятельности и прогнозах развития рынка труда.
- Конструкторский этап — это разработка жизненного плана.
- Технологический этап. Проводится индивидуальная психодиагностика, выполнение профессиональных проб, знакомство с учебными заведениями.
- Аналитический этап. Здесь мы определяем уровень подготовленности в выбранной профессии. Далее следует подготовка плана реализации проекта, оценка и анализ результатов проектной деятельности.
Начать следует с обдумывания проблемы выбора профессии. Необходимо ответить на вопросы, связанные с вашими жизненными интересами, способностями и талантами, а также прогнозировать потребности рынка труда на ближайшие 5 лет. После обдумывания приступаем к составлению личного плана.
«Скоро ты закончишь школу и вступишь во взрослую жизнь. Тебе предстоит самостоятельно решать все жизненные проблемы. Сегодня мы предлагаем тебе немного помечтать и пофантазировать. Представь себе, что ты уже взрослый человек, который окончил школу 20 лет назад (т.е. тебе 35-38 лет).
Твои бывшие одноклассники решили организовать вечер встречи выпускников, но по объективным причинам ты не можешь на нем присутствовать. Ты решаешь написать письмо своим одноклассникам, в котором подробно планируешь описать свою жизнь за эти 20 лет.
Будем условно считать, что всем твоим одноклассникам предложено ответить на определенные вопросы в письменной форме, а все письма с ответами будут оформлены в летопись вашего класса. Таким образом, каждый твой одноклассник сможет узнать о твоих жизненных достижениях и планах на будущее. Предлагаем тебе определенный перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Собственно, это и будет твой личный жизненный план».
Профессии будущего — презентация, доклад, проект
3
Многие навыки и компетенции, в том числе и soft skills, стали обязательными
Их необходимо развивать независимо от того, какую профессию вы решили приобрести в ВУЗе. к ним относятся: компьютерные навыки; знание языков; коммуникационные навыки; глобальное мышление; умение самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и находить пути их рационального решения; умения и навыки, позволяющие ориентироваться с огромными информационными массивами; умение убеждать, делать презентации, выступать публично, находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации и др.
Разрабатываем индивидуальный проект
Предложенный формат индивидуального проекта — это научно-педагогический формат, который был апробирован на практике. Вы можете взять его полностью или адаптировать под себя.
4 этап — контроль и итоги
- Реализация плана проектной деятельности
- Промежуточный контроль и корректировка плана
- Подведение итогов проектной деятельности:
- Соответствие результатов реализации проекта запланированным действиям;
- Достижение глобальной цели: получение профессионального образования;
- Удовлетворенность результатами проектной деятельности;
- Потребность в продолжении социального проекта по проектированию стратегии профессионального саморазвития.