2022. 03. 004-005. творческие профессии как объект социологического исследования. (сводный реферат)
2022.03.004-005. ТВОРЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. (Сводный реферат).
2022.03.004. MANSKE A. Kreative als aktivierte Wirtschaftsbürger: Zur wohlfahrtsstaatlichen Rahmung von künstlerisch-kreativer Arbeit // Österreichische Ztng für Soziologie. — Wiesbaden, 2022. — Jg. 38, H. 3. -S. 259-276.
2022.03.005. SCHIEK D., APITZSCH B. Doing Work: Atypische Arbeit in der Film- und der Automobilbranche im Vergleich // Berliner J. für Soziologie. — B., 2022. — Jg. 23, H. 2. — S. 181-204.
Ключевые слова: творческие профессии; креативная индустрия; культурная политика; квалифицированный и неквалифицированный труд.
Реферируемые статьи проблематизируют творческие профессии, оценивая их развитие и современное состояние. Александра Манске (Гамбургский университет, Германия) прослеживает эволюцию социального статуса представителей творческих профессий в Германии, прежде всего тех из них, что связаны с художественным творчеством. По утверждению автора, для немецких социологов эти профессии стали экспериментальным полем в исследовании того, как нетипичная, нерегулярная занятость подвергалась своего рода социальной нормализации, становясь частью государственной экономической политики.
В 2002 г. увидела свет книга Р. Флориды «Креативный класс: Люди, которые меняют будущее»1, ознаменовавшая собой новое отношение к людям творческих профессий. В документах правительства и парламента Германии во второй половине 2000-х годов культура определяется как «важный экономический фактор» и «отрасль с высоким потенциалом развития», а работники культуры —
» 2
как «носители инноваций» .
Эмпирической базой статьи А. Манске послужили исследования, которые автор проводит с 2007 г., а именно: анализ документов, интервью с политическими акторами, задействованными в текущих процессах в данной области (например, с сотрудниками
1 Florida R. The rise of the creative class and how it’s transforming work, leisure, community and everyday life. — N.Y.: Basic books, 2002.
См., например: Kultur in Deutschland: Enquete-Bericht. — B.: Deutscher Bundestag, 2007. — (Bundestagsdrucksachen; N 16/7000).
министерства экономики), а также экспертные интервью с представителями государственных и общественных организаций в сфере культуры. По результатам данного исследования А. Манске выстраивает картину происходящих изменений.
В течение длительного времени творческая деятельность находилась за пределами системы социального страхования: ее не воспринимали как работу в том смысле, в каком работа понималась в обществе модерна. Статус искусства изменился в государстве всеобщего благосостояния. В 1960-е годы, с развитием рынка труда в области культуры, в социальной политике начала образовываться соответствующая ниша. В 1970-е годы окончательно закрепилось представление об искусстве как о работе. Творческие профессии вошли в тарифную сетку, а в 1981 г. было утверждено законодательство в области социального страхования для занятых в данной сфере. Оно включает в себя пенсионное страхование и страхование на случай временной утраты трудоспособности.
В современном государстве с его неолиберальными тенденциями и ставкой на самопродвижение в искусстве акцентируют его рыночную стоимость [с. 266]. В 1990-е годы Германия заимствовала из британской политики дискурс «культурной и креативной индустрии» (cultural & creative industries). Под «креативной индустрией», которая виделась частью экономики знаний, понималась «деятельность, которая основывается на индивидуальном творчестве, навыках и таланте, обладает коммерческим потенциалом и может способствовать созданию новых рабочих мест посредством порождения и использования интеллектуальной собственности»1. С 1980-х годов осуществляется приватизация государственных предприятий культуры. В настоящее время все большее развитие получает дизайн — деятельность с наибольшей среди творческих областей предпринимательской установкой и рыночным потенциалом. Постепенно культура и искусство превращаются в частно-коммерческий сектор. В соответствии с существующими тенденциями, вероятно, в скором будущем представители творческих профессий в системе социального страхования будут приравнены к индивидуальным предпринимателям. Автор формулирует новый
1 Creative industries mapping documents, 2001: Foreword. — L.: Dept. for culture, media & sport. — 9 Apr. 2001. — P. 5. — Mode of access: https://www.gov.uk/govern ment/uploads/system/uploads/attachment_data/file/183544/2001part1-foreword2001.pdf
девиз немецкой экономической политики: рыночная активность вместо социального страхования. В 2022 г. под эгидой правительства был проведен конкурс инновационных творческих проектов (753 участника). 96 призерам была предоставлена возможность пройти курс обучения, направленный на развитие предпринимательских навыков и маркетизацию продуктов творчества. Представители правительства при этом заявляли, что таким образом повысится независимость творческих работников.
Даниэла Шик и Биргит Апитцш (Университет Дуйсбурга-Эссена, Германия) в своей статье сопоставляют занятость в творческой индустрии (на примере киноиндустрии) и в традиционной промышленности (в данном случае, в автомобильной отрасли) в Германии. Они отмечают, что не требующие высокой квалификации рабочие специальности (такие как разнорабочий, уборщик цеха и т.п.) обычно ценятся ниже каких бы то ни было творческих профессий. Тем не менее авторы демонстрируют, что как в плане структурных аспектов профессии, так и с точки зрения того, каким образом характеризуют свою деятельность сами представители данных профессиональных сфер, сходств между ними больше, чем принято считать.
Основное различие между низкоквалифицированной занятостью в автомобильной промышленности и работой в киноиндустрии большинству исследователей видится в типичной для последней большей свободе и мобильности [с. 182]. Считается, что киноиндустрия как вид творческой занятости, наряду с телевидением, рекламой, дизайном и другими подобными сферами, позволяет работникам самим планировать свое профессиональное развитие; их работа носит нерегулярный, проектный характер, они часто имеют гибкий график и могут проявлять значительную самостоятельность в определении направления своей деятельности.
Как указывают Шик и Апитцш, немалая доля современных немецких исследований профессий посвящена гендерным различиям в профессиональной занятости Значительно меньше работ при-
1 Robak B. Auf der Suche nach der weiblichen Facharbeit. — Kassel: IAG Frauenforschung der Gesamthochschule Kassel, 1998; Gildemeister R., Wetterer A. Wie Geschlechter gemacht werden: Die soziale Konstruktion der Zweigeschlechtlichkeit und ihre Reifizierung in der Frauenforschung // Traditionen — Brüche: Entwicklungen feministischer Theorie / Hrsg. von G.-A. Knapp, A. Wetterer. — Freiburg: Kore, 1992. —
S. 201-254.
надлежит этнометодологической традиции. В этих исследованиях изучаются конкретные повседневные практики, реализующиеся в процессе работы1. Именно данного подхода придерживаются авторы настоящей статьи. Из всех проведенных интервью было отобрано по шесть с представителями каждой из двух обозначенных групп работников. Исследование показало, что респонденты интерпретируют свою работу и связанную с ней жизнь в сходном ключе. В результате авторы обозначили несколько характеристик, общих для обеих профессиональных сфер.
Во-первых, и те и другие работники отграничивают себя от тех, кто, как им представляется, в социальном отношении стоит ниже них. Рабочие в своих рассказах ставят себя выше безработных, алкоголиков и наркоманов. Кроме того, работа в автомобильной промышленности, неважно, в какой должности, видится им престижной; они трудятся бок о бок со специалистами с гораздо более высокой квалификацией, чем их собственная, и в целом у них сложилось представление о собственном труде как о важном и нужном деле. Со своей стороны, представители киноиндустрии считают, что превосходят служащих — чья работа не связана с творчеством и предоставляет меньше возможностей для самосовершенствования. Они уверены, что в их сфере имеет место высокий процент высокообразованных людей, способных поддержать разговор на самые разные, в том числе непростые, темы.
Во-вторых, все респонденты дают определение «плохой» и «хорошей» работе в зависимости от контекста деятельности. Так, «грязная» работа будет «нормальной» и даже «хорошей», если осуществляется в «правильных» условиях, в «хорошей» отрасли. Значение имеет восприятие, угол зрения, при том, что сам характер работы подчас бывает достаточно схожим. Занятые в автомобильной промышленности могут считать себя «рабочей аристократией»2, в то время как операторы, звукооператоры, бутафоры, реквизиторы будут чувствовать себя сродни разнорабочим, учитывая ту
1 Garfinkel H. Studies in ethnomethodology. — Cambridge: Polity, 1967; Bergmann J.R. Studies of work // Handbuch Berufsbildungsforschung / Hrsg. von F. Rauner. -Bielefeld: Bertelsmann, 2006. — S. 640-646.
2 Marx K. Das Kapital // Marx K., Engels F. Werke. — B.: Dietz, 1963. — Bd. 23. —
S. 697.
физическую нагрузку, которую они испытывают из-за своего реквизита и аппаратуры.
В-третьих, представители обеих профессиональных сфер оценивают свою работу с точки зрения той роли, которую она играет в общем производственном процессе. Обслуживающий персонал (от уборщиков до водителей и работников кухни) осознает свою востребованность, поскольку без них производственный процесс остановится. А специалисты с высокой квалификацией, в частности занятые постпродакшн, будучи оторванными от процесса съемок как такового, нередко ощущают, что лишь обслуживают чужие интересы и что данная работа не способствует их личностному и профессиональному росту.
Наконец, респонденты придерживаются мнения, что ценность работы повышают различные неспецифические занятия. В такой неординарной индустрии, как кинематограф, выполняемая работа подчас выходит за пределы непосредственных обязанностей работников. С ненормированным графиком сталкиваются в том числе и те, кто в другой отрасли трудился бы в обычном режиме. Подчас работники совмещают несколько функций, осваивают новые для себя (например, организаторско-административные) квалификации — которые впоследствии могут быть использованы на другой работе.
В заключение Шик и Апитцш утверждают, что в немецкой социологии большее развитие должны получить именно этнографические исследования работы и профессий.
Я.В. Евсеева
2022.03.006. ТИММОНС С. ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ НЕДОСТАТКИ.
TIMMONS S. Professionalization and its discontents // Health. — L., 2022. — Vol. 15, N 4. — P. 337-352.
Ключевые слова: хирургические техники; медицинские профессии; профессионализация; государственное регулирование в профессиональной сфере.
Статья Стивена Тиммонса (Ноттингемский университет, Великобритания) проливает свет на потенциальные негативные последствия профессионализации, которая, по словам автора, пред-
Навыки
О дизайнерской базе знаний мы уже писали: о том, где можно обучиться типографике и вёрстке, узнать о правилах построения композиции и сетки, значении текста и редактуры в дизайне и о том, что поможет дизайнеру вовремя справляться с работой. Здесь расскажем о более общих навыках, которые полезны любому творческому человеку. Эти навыки помогут развить дизайн-мышление, понимать аудиторию и долго оставаться в профессии.
Дэвид Шмидт, бизнес-дизайнер и диджитал-консультант, много пишет о скиллах бизнес-дизайнера. Бизнес-дизайн помогает творчески осмыслить бизнес-модель любого проекта. Понимание его принципов пригодится всем, кто планирует когда-нибудь начать работать в компании или над своим проектом.
Вот четыре навыка, которые рекомендует прокачивать Дэвид:
- Умение исследовать клиентов и пользователей . Дизайнер должен уметь «докапываться» до сути работы компании, рынка и отрасли. Методы могут быть любые — встречи с заказчиком, информация с их сайта, внутренние документы компании, Гугл, в конце концов. Это поможет определить ценность дизайн-решений. Дэвид пишет, что однажды задержал одного банковского эксперта прямо в холле гостиницы, чтобы поговорить о влиянии сервисов на банковскую индустрию.
- Понимание рынка и бизнеса. Дизайнер должен понимать, как устроен рынок: какие основные игроки, особенности отрасли, что обычно предлагают пользователям. Настоящий дизайнер понимает область, в которой работает, видит связи с другими отраслями и замечает новые тенденции на раннем этапе.
- Умение понимать и строить сложные системы. Дизайнер анализирует бизнес-модели и создаёт собственную. Он понимает, как и для кого заказчик создаёт ценность, какие у него потенциальные новые сферы, как можно использовать уникальные особенности его бизнеса в дизайне.
- Умение тестировать дизайнерские концепции. Дизайнер знает, как проверить свой дизайн, прежде чем заказчик начнёт его внедрять. Следовательно, бизнес-дизайнер обладает аналитическим мышлением и глубоким пониманием того, как анализировать ошибки. Он знает, как оценить дизайн и какие уроки извлечь из тестов.
Мы добавим к этому списку ещё тройку скиллов:
- Основы графического дизайна. Если планируете стать графическим дизайном, для начала хорошо бы научиться базовым навыкам рисования. Карен Ченг рекомендует книгу You Can Draw in 30 days, в которой научат рисовать за месяц через ежедневную практику, если уделять этому полчаса в день. Ещё есть книга Picture This — она основана на сказке и в лёгкой форме учит основам рисунка и графдизайна. А вот подборка из 50 бесплатных уроков на английском, с которых можно начать новичкам.
- Основы UX. Не нужно глубоких знаний об индустрии и знакомства с «Ководством» Артемия Лебедева, чтобы понимать, что дизайн — про пользу, а не красивые картинки. Вот книги про суть дизайна и его полезное действие для пользователя, с которых рекомендует начать Карен — The Design of Everyday Things и Don’t Make Me Think.
- Умение учиться. В любой творческой профессии это главный навык. Без умения учиться не получится достичь необходимого уровня насмотренности: чтобы дизайнер был в курсе трендов и понимал, как решить проблему разными способами, нужно изучить сотни работ и вещей вокруг. Здесь помогут дизайнерские ресурсы вроде Behance, Dribbble, Awwards, Pinterest, блоги дизайн-студий.
Если вы хотите стать графдизайнером, придётся интересоваться и другими областями знаний.
1 стр., 495 слов
… них. Следовательно, надо учиться понимать не только других, но и самого себя. Глоссарий: общение это открытие других для себя и себя для других эссе сочинение на тему я и … управлять собой – очень важная сторона культуры общения. Излишняя “непосредственность” взрослого человека не так мила, как ребенка, и зачастую выглядит просто невоспитанностью. Вполне естественно, что …
К примеру, в статье «Шесть успешных бизнес-моделей» мы разбирали кейсы реальных компаний, дизайнерам которых благодаря пониманию того, как устроен бизнес, удалось найти удачные решения.
А в тексте «Инклюзивный дизайн: кому и зачем это нужно» рассказали, как решения дизайнеров влияют на возможности людей и почему важно уметь делать дизайн, доступный всем.