- «неконституционная норма»
- Деньги для актера
- Как установить особенности оплаты труда творческих работников, если сотрудники уже работают в организации?
- Онлайн инспекция — регулирование труда творческих работников
- Система оплаты труда творческих работников
- Ст. 351 тк рф. регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений
- Установление размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают
«неконституционная норма»
Постановлением Конституционного суда РФ (от 6.10.2021 г. №43-П) часть 5 статьи 157 ТК РФ признана частично «неконституционной», и предложено внести в кратчайшие сроки изменения в части определения минимального размера оплаты времени, когда творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений либо не выступают.
В настоящее время сотрудники, не задействованные в театрально-постановочном процессе, получают даже меньше, чем предусмотрено при простое не по вине работника. Однако такие сотрудники продолжают исполнять ряд обязанностей, в частности поддерживают и совершенствуют профессиональное мастерство.
Использованы материалы справочной правовой системы Консультант плюс.
Деньги для актера
О применении такой практики “Солидарности” рассказал заслуженный артист России и председатель первичной профорганизации Театра на Таганке Иван Рыжиков. Он говорит, что неприятные нововведения в театре начались после назначения худруком Ирины Апексимовой, когда актеров стали переводить с бессрочных на срочные контракты.
Вслед за отстранением от участия в спектаклях, путем ввода вторых составов, примерно год назад Рыжикову стали платить лишь 2/3 от оклада. Тут же были введены обязательные вечерние тренинги по пластике и речи. По словам актера, это было сделано для того, чтобы у работодателя на случай суда были доказательства, что сотрудник обеспечен работой (в соответствии со ст. 22 ТК РФ). И в то же время при его отказе посещать тренинги театр имел бы возможность уволить артиста за неисполнение обязанностей.
— Это такая политика — взять измором, чтобы человек уволился, — рассказывает он. — Благо у меня бессрочный контракт, а так Ирина Викторовна уже всех остальных перевела на срочный договор. И работников присоединяемого театра “Содружество актеров Таганки” тоже всех сейчас переводит на срочный контракт, чтобы легче было избавиться от людей. Вот таким образом вытесняют. А наш профсоюз просто хотел отстоять театр.
По словам актера, 1 декабря ему было вручено письмо с уведомлением о возвращении 1/3 оклада. Но вместе с переходом на выплату оклада в полном размере актеру вменили в обязанность все рабочие дни находиться в театре с 11 до 19 часов — в гримерке, а не сцене. При том, что в его трудовом договоре написано, что артист вызывается для участия в репетициях или спектаклях.
— В театре должны работать люди всех возрастов, и не может быть такого, чтобы они все вместе были заняты: бывают разные постановки, — поясняет зампред первичной профорганизации МХАТ им. Горького Андрей Зайков. Он прошел через аналогичную ситуацию с приходом нового худрука, Эдуарда Боякова.
Отметим, что законопроект “О внесении изменений в статью 157 Трудового кодекса РФ” затрагивает не только театральных актеров. По постановлению правительства РФ от 28.04.2007 № 252, утверждающему перечень профессий и должностей творческих работников, к этой категории относится 189 профессий, от модельера до звукорежиссера и от скульптора до бутафора.
Кстати, упомянутый проект закона находится на рассмотрении в ФНПР, куда Минтруд России прислал его на согласование.
Как установить особенности оплаты труда творческих работников, если сотрудники уже работают в организации?
Внесение в трудовые договоры специальных норм, регулирующих вопросы оплаты труда творческих работников в периоды незанятости в выступлениях, создании или исполнении произведений, применительно к уже работающим в организации сотрудникам производится в порядке предусмотренном ст.
72 Трудового кодекса. В таком случае с согласия работника заключается допсоглашение к трудовому договору. Если же введение особенностей регулирования труда творческих работников в организации происходит в рамках изменения организационных или технологических условий труда, скажем в компании производится структурная реорганизация или совершенствования рабочих мест на основе их аттестации, и старые условия трудового договора не могут быть сохранены, то изменение условий трудового договора может быть произведено в порядке, предусмотренном ст.
Принятие или изменение локального акта в организации регулируется ст. 8, частями 7 и 8 ст. 12 Трудового кодекса. Поскольку при установлении систем оплаты труда локальным актом организации предусмотрен учет представительного органа работников (ч. 4 ст. 135, ст.
372 Трудового кодекса), то в тех организациях, где созданы профсоюные органы или иные представительные органы работников, при принятии локальных актов по вопросам оплаты труда должно быть учтено их мнение. Если представительные органы в организации отсутствуют, то работодатель утверждает локальные акты самостоятельно.
Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ст. 12 Трудового кодекса).
Коллективный договор заключается в соответствии с нормами главы 7 Трудового кодекса. Измения уже заключенного трудового договора вносятся в порядке, предусмотренном ст. 44 Трудового кодекса. В силу ст. 43 Трудового кодекса РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
В заключение следует подчеркнуть, что простоем согласно ст. 157 Трудового кодекса не является только время, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Временная приостановка работы этих же сотрудников по иным причинам экономического, технологического, технического или организационного характера будет считаться простоем, который оплачивается на общих условиях в соответствии с частями 1-3 ст. 157 Трудового кодекса РФ.
Онлайн инспекция — регулирование труда творческих работников
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
— фотоматериалы.
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
Спасибо за внимание и понимание!
Система оплаты труда творческих работников
Согласно пункту 1.3 Рекомендаций № 963, систему оплаты труда работников учреждения надо устанавливать с учетом:
- единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
- единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
- профессиональных стандартов;
- государственных гарантий по оплате труда;
- Единых рекомендаций;
- мнения представительного органа работников;
- Рекомендаций № 963.
При введении в учреждении систем оплаты, отличных от системы, основанной на Единой тарифной сетке по оплате труда работников госучреждений города Москвы, необходимо:
- разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда сотрудников с учетом специфики деятельности учреждения;
- разработать и утвердить новое штатное расписание;
- письменно уведомить персонал о предстоящих изменениях условий трудового договора в связи с введением новой системы оплаты труда (в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ);
- заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с сотрудниками.
А вот проводить аттестацию работников, которые обладают достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, нужно только при необходимости.
Аттестация целесообразна, если в учреждении имеет место внутридолжностное категорирование квалификационной характеристики, установленное квалификационными справочниками, в отношении лиц, которые не имеют спецподготовки или стажа работы, указанных в разделе «Требования к квалификации» квалификационной характеристики.
Ст. 351 тк рф. регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений
Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.
См. все связанные документы >>>
1. Действие законодательства о труде Российской Федерации распространяется на указанные в комментируемой статье категории работников только в том случае, если они осуществляют свою трудовую деятельность на условиях трудового договора.
2. Возможность заключения с творческими работниками средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иными лицами, участвующими в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, по соглашению сторон срочных трудовых договоров предусмотрена в ст. 59 ТК.
3. Отдельным категориям работников культуры предусмотрено предоставление удлиненных основных оплачиваемых отпусков, а также дополнительных отпусков с целью компенсации дополнительной нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. Так, в соответствии с Приказом Минкультуры России от 22.10.2008 N 156 «О продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков в Министерстве культуры Российской Федерации» федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы в аппарате Министерства культуры РФ, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней. Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим в аппарате Министерства культуры РФ должности федеральной государственной гражданской службы иных групп, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Министерства культуры РФ, предоставляется, помимо ежегодного основного оплачиваемого отпуска, дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы, но не более 10 календарных дней.
Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день:
— высшей группе должностей — в количестве 12 календарных дней;
— главной группе должностей — в количестве 10 календарных дней;
— ведущей группе должностей — в количестве 8 календарных дней;
— старшей группе должностей — в количестве 6 календарных дней.
Работникам аппарата Министерства культуры РФ, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день в количестве семи календарных дней.
Согласно Приказу Минкультуры России от 15.11.2004 N 88 «О предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный рабочий день работникам центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» за дополнительную нагрузку и периодическое выполнение служебных заданий во внеурочное время указанным работникам установлены дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день следующей продолжительности:
— заместителям министра — до 16 календарных дней;
— директорам департаментов и их заместителям — до 14 календарных дней;
— начальникам отделов в департаментах, их заместителям, советникам, помощникам министра, консультантам, главным специалистам — до 12 календарных дней;
— ведущим специалистам, специалистам I и II категорий — до 10 календарных дней;
— другим работникам центрального аппарата Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, не включенным в перечень государственных должностей федеральной государственной службы, — до 8 календарных дней дополнительного отпуска.
Дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день работникам учреждений культуры, работающим в неблагоприятных условиях труда, предоставляются согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (разделы: XXXVI «Предприятия, организации и учреждения культуры», XLIII «Общие профессии всех отраслей народного хозяйства»).
В информационном письме Минтруда России от 13.02.2022 «О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870» разъясняется, что с учетом решения ВС РФ от 14.01.2022 N АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. совместным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утв. совместным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утв. совместным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей ТК.
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней должен предоставляться всем работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены данным Списком, но работа которых в условиях воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса подтверждается результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, что подчеркивается в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2022 N 135-О.
4. Оплата труда творческих работников, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, осуществляется на основе Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583. Так, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ. Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 570.
Профессиональные квалификационные группы профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2008 N 121н.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников телевидения (радиовещания) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 341н.
Профессиональные квалификационные группы должностей работников печатных средств массовой информации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 18.07.2008 N 342н.
5. Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 22.02.1993 N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».
В п. 1 указанного Постановления установлено, что при исчислении среднего заработка творческих работников редакций газет, журналов, издательств, радио, телевидения и других средств массовой информации, а также предприятий, учреждений и организаций, в оплату труда которых включается авторский гонорар или оплата труда которых осуществляется по ставкам (расценкам) авторского (постановочного) вознаграждения, для оплаты отпуска, командировок и в других случаях авторское (постановочное) вознаграждение учитывается полностью вместе со всеми видами заработной платы, которые в установленном порядке включаются в сумму среднего заработка.
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам указанным работникам исчисляются из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения. При этом исчисление пособия по временной нетрудоспособности, кроме случаев трудового увечья или профессионального заболевания, производится из фактического заработка с учетом авторского (постановочного) вознаграждения в сумме, не превышающей двойного должностного (месячного) оклада работника. В сумму среднего заработка включается авторское (постановочное) вознаграждение, выплачиваемое на данном предприятии, в организации или учреждении, с начислением взносов на социальное страхование, подлежащее налогообложению в установленном порядке.
6. Ставки вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки) установлены в Постановлении Правительства РФ от 17.05.1996 N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
7. Для выдающихся деятелей культуры и искусства России Указом Президента РФ от 12.11.1993 N 1904 учреждены государственные стипендии. В соответствии с Положением о порядке присуждения государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 483, указанные стипендии присуждаются на конкурсной основе не чаще одного раза в год решением Минкультуры России и выплачиваются ежемесячно вне зависимости от получаемых стипендиатом должностных окладов, доплат, надбавок, пенсий, стипендий и других выплат. Указом Президента РФ от 01.07.1996 N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» установлены количество и размер государственных стипендий, учрежденных Указом Президента РФ от 12.11.1993 N 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»:
в 2022 г. — 500 государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и 500 государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений в размере 6000 руб. в месяц каждая;
в 2022 г. — 1000 государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и 1000 государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений в размере 6000 руб. в месяц каждая;
с 2022 г. — 2000 государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и 2000 государственных стипендий для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений в размере 6000 руб. в месяц каждая.
Кроме того, данным Указом учреждены 100 ежегодно выделяемых грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства и установлено, что общий размер средств на выплату грантов составил в 2022 г. 60,4 млн. руб., в 2022 г. — 80 млн. руб., с 2022 г. — 100 млн. руб. в год.
8. Начиная с 2000 г. возобновлена стажировка творческих работников театров и концертных организаций, которая проводится в целях повышения профессионального мастерства и уровня квалификации творческих работников театров и концертных организаций.
Условия и порядок проведения стажировки регламентированы в Положении о стажировке творческих работников театров и концертных организаций Российской Федерации, утв. Приказом Минкультуры России от 13.03.2000 N 163.
9. Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие общественные организации в целях социальной поддержки творческих работников могут создавать службы содействия трудоустройству и специальные фонды для оказания социальной поддержки указанной категории граждан (ст. 55 Основ законодательства о культуре).
10. В соответствии со ст. 157 ТК время, когда творческие работники средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, не является простоем и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
11. О продолжительности ежедневной работы (смены) и порядке работы в ночное время творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, см. ст. ст. 94, 96 и коммент. к ним.
12. О порядке привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, см. ст. 113 и коммент. к ней.
13. Об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, см. ст. 153 и коммент. к ней.
14. О возможности заключения трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках см. ст. 63 и коммент. к ней.
15. О возможности направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни несовершеннолетних творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, моложе 18 лет см. ст. 268 и коммент. к ней.
16. Особенности работы по совместительству работников культуры определены в Постановлении Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», изданном во исполнение соответствующего поручения Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры»).
Установление размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают
Ч. 5 ст. 157 Трудового кодекса допускает возможность установления работодателем размера и порядка оплаты времени, в течение которого творческие работники не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают.
Размер и порядок оплаты периодов временной незанятости творческих работников могут быть закреплены как в коллективном договоре, так в локальном акте организации или непосредственно в трудовом договоре. Помимо размера и порядка оплаты, работодатель может также указать перечень должностей в организации (в соответствии с Перечнем профессий и должностей творческих работников, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252), на которые распространяются эти особенности оплаты, утановить периоды в работе, которые будут считаться временем, незанятым в выступлениях, создании или исполнении (экспонировании) произведений, порядок фиксирования таких ситуаций во внутренних документах организации.
Имеются ли законодательно установленные ограничения относительно размера оплаты рабочего времени творческих работников, незанятых в выступлениях, создании или исполнении произведений?
Трудовым кодексом не установлены какие-либо гарантии и императивные нормы относительно оплаты труда в периоды незанятости творческих работников, следовательно работодатель ничем не ограничен в определении размера оплаты труда творческих работников за время, в течение которого творческие они не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают.
Понятно, что в тех случаях, когда в организации установлены особые размеры оплаты труда в периоды незанятости творческих работников, оплата производится соответственно с положениями коллективного договора, локального акта или трудового контракта. Но как оплачивать время творческого «застоя», когда особенности оплаты в таких случаях ни локальными актами ни трудовыми договорами не предусмотрены?
Из буквального толкования ч. 5 ст. 157 Трудового кодекса следует, что нормы об оплате простоя в таких случаях неприменимы, так как временная незанятость творческих работников в выступлениях, создании или исполнении произведений простоем не является.