- Карта мира профессий
- Классификация профессий. человек – техника
- Профессии типа «человек — знак» («человек — знаковая система»)
- Профессии типа «человек — природа»
- Профессии типа «человек — техника»
- Профессии типа «человек – художественный образ»
- Профессии типа «человек — человек»
- Психологическая классификация профессий (специальностей)
- Человек-техника
Карта мира профессий
| Условное название типа профессий | Характеристика предмета труда | Профессионально-техническое образование | Среднее специальное образование | Высшее образование |
| «Человек-Природа» | Живые организмы, биологические, микробиологические процессы | Плодоовощевод, животновод | Техник-лесовод,зоотехник, флорист | Зооинженер, агроном, ветеринарный врач |
| «Человек-Техника» | Технические системы, энергия, искусственные и неживые природные материалы | Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик | Техник-технолог, техник-строитель | Инженер |
| «Человек-Человек» | Люди, коллективы, группы, социальные процессы | Продавец, парикмахер | Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения | Учитель, инженер, менеджер |
| «Человек-Знак» | Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы) | Наборщик, чертежник, оператор ПК | Инспектор-финансист, экономист | Инженер-экономист, редактор, ученый- теоретик |
| «Человек-Художественный образ» | Художественные образы, их свойства, элементы | Гравер, лепщик архитектурных деталей | Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель | Художник-конструктор, дизайнер интерьера, модельер, актер |
Классификация профессий. человек – техника
Урок знакомит с профессиями типа «человек – техника»: лётчик, шахтёр. Рассматриваются основные навыки и личностные качества, присущие специалистам в области работы с техникой. Описывается важность пространственного мышления в данных профессиях. Чтобы определить наличие пространственного мышления, предлагается выполнить несколько простых заданий.
В
магазинах, где продают наборы LEGO, всегда нужен тот, кто оформит место
продажи. Ежедневная смена «пейзажа» привлекает клиентов. В понедельник
необходимо собрать замок Ниндзя, во вторник – уже необходимо собрать конструктор
со «Звездой Смерти». Что же потребуется в среду? Неужели собрать целый город?
Из
бонусов профессии можно отметить то, что сборщику конструкторов можно входить
на работу через окно и кататься по перилам. Все для того, чтобы он всегда
оставался в душе мечтателем.

Сегодня
вы познакомитесь с профессиями типа «человек – техника», рассмотрите основные
навыки и личностные качества, присущие специалистам в области работы с
техникой.
Предметом
труда для представителей большинства профессий типа
«человек – техника» являются: технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять
следующие виды деятельности:
создание,
монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют
технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из
отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и
налаживают их);
эксплуатация
технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом,
автоматическими системами);
ремонт
технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности
технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают
их).
Основными
психологическими требованиями к представителям этого
типа профессий являются:
хорошая
координация движений;
точное
зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
развитое
техническое и творческое мышление, воображение;
умение
переключать и концентрировать внимание;
наблюдательность.
Профессии
«человек – техника», ориентированы на создание, применение и обслуживание разных
технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и
облегчения своей трудовой деятельности.
Среди
техники лидирует транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для
перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога,
самолёты), военная техника (танки, подводные лодки). Главные представители этой
сферы – водители, лётчики и машинисты, а также специалисты по ремонту
транспортных средств.

Познакомимся
с профессией лётчика. Это специалист, который обладает всеми
необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления
летательными аппаратами. Слова «лётчик» и «пилот» практически синонимичны,
однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех,
кто управляет гражданскими воздушными судами, а лётчиками – тех, кто работает в
военной отрасли. Также существует специализация лётчика-испытателя, который
тестирует новые воздушные транспортные средства.
Профессия
эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых лётчик не
имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое –
целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов
экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку
пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и,
ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать
свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других
летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Может
показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой лётчик, можно одной простой
фразой: тот, кто ответственен за перелёт воздушного судна из точки А в точку Б.
Однако, на практике лётчику необходимо располагать глубокими знаниями.
Например, ориентироваться в следующем:
эксплуатация
авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности;
использование
автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными
аппаратами;
взаимодействие
со службами, обеспечивающими полёты воздушных судов;
принятие
и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических
ситуациях;
оценка
уровня безопасности полёта, принятие решения о возможности/невозможности его
совершения;
выполнение
наладки и испытаний авиационных комплексов;
заполнение
сопроводительных документов;
организация
работы авиационного персонала.
Профессия
пилота подойдёт не любому человеку, а лишь обладающему железной выдержкой и
умением держать себя в руках; холодным, ясным рассудком, склонностью к
аналитическому мышлению; высоким интеллектом и хорошей памятью; безупречным
здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением; внимательностью,
педантичностью, рационализмом.
Для
лётчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких
хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и
другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно.
Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут
быть не допущены к полётам.
Одна
из самых опасных профессий типа «человек – техника» – это шахтёр. Он
работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры.
Шахтёр
– специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть,
железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в
производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь
современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных
сооружениях, расположенных под землёй.
Самые
глубокие шахты мира находятся в Южно-Африканской Республике, в них добывается
золото. Это «Тау-Тона», глубина которой более четырёх с половиной тысяч метров
и «Западная шахта глубокого залегания», глубиной три тысячи девятьсот метров.
Самая глубокая шахта России – «Комсомольская» в Воркуте, глубиной тысяча двести
метров.
На
такой глубине жара доходит до шестидесяти градусов по Цельсию, существует
постоянная угроза взрывов, прорыва воды.
В
зависимости от возложенных обязанностей специализации шахтёров могут быть
разными:
Горнорабочий
(добытчик). Трудится непосредственно в лаве (угольном пласте), он ломает
угольный пласт, проделывает скважины, устанавливает распорки, укрепляет своды.
Эта специальность наиболее тяжёлая и высокооплачиваемая.
Проходчик.
Готовит место для изъятия полезных ископаемых, производя предварительные
работы. Такой рабочий востребован в карьерах, шахтах, рудниках, в строительстве
тоннелей и метро.
Подземный
горнорабочий. Выполняет все подсобные работы. Профессия шахтёра начинается с
этой должности, на которой нужно трудиться не менее года, после чего уже
получать специализацию.
Машинист
горных выемочных машин. Обслуживает комбайны, которые разрушают уголь или
породу, дробят их и грузят на конвейеры или вагонетки.
Машинист
подземных установок. Обеспечивает функционирование всевозможного оборудования.
Взрывник.
Занимается раскалыванием породы направленными взрывами. В этой профессии
необходима высокая квалификация мастера. Если расчёты будут произведены неверно
или закладка выполнена неправильно, то возможны трагические последствия.
Профессия
шахтёра по плечу физически сильным и здоровым мужчинам. Для выполнения своих
обязанностей необходимо обладать определёнными навыками, которые даются в
учебных заведениях и оттачиваются на практике.
Что
касается личных качеств, то основными среди них являются: физическая
выносливость; хорошее здоровье; ответственность и дисциплинированность;
смелость; способность не терять самообладания в экстремальной ситуации;
терпеливость; умение мгновенно принимать решения.
Условия
работы в забое очень неблагоприятные для человеческого организма. Жара, пыль,
замкнутое пространство, шум, постоянное психологическое напряжение – всё это
плохо сказывается на состоянии здоровья.
Кстати,
раньше шахтёры брали с собой в забой канареек. Такой обычай в наши дни может
показаться странным, но это было не суеверие, а отличный способ проверить
уровень метана в шахте. Эти птицы очень чувствительны к метану, и если канарейка надолго замолкала, необходимо было срочно
эвакуироваться.

Главным
плюсом работы шахтёра является заработная плата, которую они получают вполне
заслуженно. Кроме того, сотрудники добывающих предприятий могут рассчитывать на
длительный (до двух месяцев) отпуск, бесплатное медицинское обслуживание,
проезд к месту работы и спецодежду, дополнительные выплаты, льготную пенсию.
Людям
инженерно-технических профессий необходимо иметь пространственное мышление.
Способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать
практические задачи:
хорошо
ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут
к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться
без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;
разумно
организовывать жилое пространство – без труда поддерживать порядок в шкафах,
гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;
чаще
побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах).
Поэтому
предлагаем вам пройти тест и определить, насколько у вас развито
пространственное мышление. Необходимо найти решение логической задачи и
выбрать один из четырёх вариантов ответа. Чем больше у вас будет правильных
ответов, тем лучшим пространственным мышлением вы обладаете. Начнём!
Александре
нужно вырезать четыре лоскутка из остатков ткани. Какой лоскуток вырезать не
получится?

Какое
расположение фишек можно получить, если переставить одну фишку на любую свободную
клетку?

Перед
вами фигура из кубиков. Укажите, как увидит эту фигуру Юля, если посмотрит на
неё сверху.

Мальчики
построили три замка из конструктора. Если Костя поставит свой замок на
постройку Егора, станет ли новый замок самым высоким?

Все
кубики скреплены между собой по граням или рёбрам. С какой стороны можно
увидеть конструкцию так, как показано на рисунке справа?

Женя
смастерил скворечник. Какой набор деталей он использовал?

На
столе лежат кубики. Хватит ли их, чтобы сделать постройку, которую представляет
Вероника?

Лена
собирает кубик-головоломку. Пять деталей она уже соединила, выберите шестой элемент.

Итак,
вы познакомились с профессиями типа «человек — техника». Ответьте на вопросы:
Какими
основными качествами должны обладать представители этих профессий?
Какие
профессии относятся к типу «человек – техника»?
Профессии типа «человек — знак» («человек — знаковая система»)
Люди с этими профессиям занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.
Современный человек погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы — все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.
В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определить курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.).
Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки.
При работе со знаками как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.
Профессии типа «человек — природа»
Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.
Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень многое знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.
От работника требуются инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.
Труд человека в области профессий «человек — природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений.
Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике), например, цветоводы-декораторы (флористы), техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае — растения и среда их существования.
Сходным образом дело обстоит и с животноводческими профессиями. Животноводство все более переводится на индустриальную основу, оснащается техникой. Животновод — это и механизатор. Но если у него нет особого отношения, особых склонностей к работе именно с животными (а есть только интерес к технике), то это отрицательно сказывается на работе.
Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное — интерес к явлениям живой природы. А техника — средство, но не основной предмет труда.
При выборе профессии типа «человек — природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы.
Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала в области «человек — природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.
Профессии типа «человек — техника»
Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, материалы, виды энергии). В профессиях этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение.
Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность определенность действий.
Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны и опасны.
Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.
В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части — важные условия успеха в данной области.
Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи.
Никто бы не назвал это творческим занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.
Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому качеству работников.
Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми, оператор или слесарь может что-то подсчитывать, рассчитывать, а машинист крана может быть занят погрузкой клеток, например, с обитателями зоопарка, отправляемыми на гастроли.
Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае — технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) — специалист по управлению подъемным краном, слесарь — специалист по обработке металла.
При этом важно иметь в виду следующее. Некоторые названия указывают на преимущественно женский характер труда (вязальщица текстильно-галантерейных изделий и др.). Но большинство названий профессий принято употреблять традиционно в мужском роде, хотя работать здесь могут и мужчины и женщины (повар, киномеханик, аппаратчик, токарь и др.).
Профессии типа «человек – художественный образ»
Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек — художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.
- Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
- Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
- Профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью.
- Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.
Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом — делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда или создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое).
В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства художественных ценностей от производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности.
Идет закономерный обмен продуктами труда. Конечно, время от времени появляется «взбесившееся фортепиано”, которому начинает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появляются идеи, что искусство — это нечто исключительное («искусство для искусства» и т.п.)
Это не более остроумная позиция, чем если бы кто-то провозгласил: «промышленность для промышленности», «пчеловодство для пчеловодства» и т.п. В любой области труда мастерство может быть недосягаемо высоким; правда, не в любой области оно выражается в зрелищных эффектах. Поэтому не во всех областях труда одинаковы условия для того, чтобы «гордыня» овладела человеком.
Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда.
Так, выступление артиста может продолжаться на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.
Выбирая соответствующий профессиональный путь, важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех Чтобы труд приносил удовлетворение, важно воспитать в себе реалистический уровень притязаний на общественное признание (не претендовать на большее признание, чем то, которого ты заслуживаешь по реальным результатам своей деятельности).
Впрочем, этого нелегко достичь, если человека уже успел кто-то захвалить. Человек с нереалистическим уровнем притязаний гонит от себя мысль о том, истинная причина отсутствия громкого успеха — в нем самом. Он склонен объяснять неудачи действиями других людей (“помешали”, “не дают проходу”, “завидуют”,“тормозят” и т.п.)
По материалам книги Т.Л. Павловой «Профориентация старшеклассников. Диагностика и развитие профессиональной зрелости»
Профессии типа «человек — человек»
Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества.
Первая особенность профессий типа «человек — человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.
Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки:
1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их, разбираться в их особенностях;
2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.
Психологическая классификация профессий (специальностей)
Специальность — это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.
Профессия (от латин. professio — официально указанное занятие, profiteor — объявляю своим делом) — это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».
Специальностей — тысячи, и для удобства ориентации в них нужна их классификация. Возможны различные классификации: по отраслям народного хозяйства, по уровню требуемой квалификации, по сходству психологических требований и по многим другим основаниям.
Для грубого различения и «примеривания» каждым человеком к себе разных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по признакам предмета, целей, средств и условий труда, разработанная ученым Е.А. Климовым и его сотрудниками.
В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек — природа» (П), «человек — техника» (Т), «человек — человек» (Ч), «человек — знак» (3), «человек — художественный образ» (X).
Человек-техника
Ориентация на все технические профессии.
Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).




