Человек-техника

Человек-техника Кабинет автора

Карта мира профессий

Услов­ное назва­ние типа профессийХарак­те­ри­стика пред­мета трудаПро­фес­си­о­нально-тех­ни­че­ское образованиеСред­нее спе­ци­аль­ное образованиеВыс­шее образование
«Чело­век-При­рода»Живые орга­низмы, био­ло­ги­че­ские, мик­ро­био­ло­ги­че­ские процессыПло­до­ово­ще­вод, животноводТехник-лесовод,зоотехник, фло­ристЗоо­ин­же­нер, агро­ном, вете­ри­нар­ный врач
«Чело­век-Тех­ника»Тех­ни­че­ские системы, энер­гия, искус­ствен­ные и нежи­вые при­род­ные материалыСле­сарь, маши­нист авто­крана, аппаратчикТех­ник-тех­но­лог, техник-строительИнже­нер
«Чело­век-Чело­век»Люди, кол­лек­тивы, группы, соци­аль­ные процессыПро­да­вец, парикмахерМед­сестра, вос­пи­та­тель дошколь­ного учрежденияУчи­тель, инже­нер, менеджер
«Чело­век-Знак»Услов­ные знаки, цифры, коды, есте­ствен­ные и искус­ствен­ные языки (фор­мулы)Набор­щик, чер­теж­ник, опе­ра­тор ПКИнспек­тор-финан­сист, экономистИнже­нер-эко­но­мист, редак­тор, уче­ный- теоретик
«Чело­век-Худо­же­ствен­ный образ»Худо­же­ствен­ные образы, их свой­ства, элементыГра­вер, леп­щик архи­тек­тур­ных деталейДеко­ра­тор-офор­ми­тель, скульптор-исполнительХудож­ник-кон­струк­тор, дизай­нер инте­рьера, моде­льер, актер

Классификация профессий. человек – техника

Урок знакомит с профессиями типа «человек – техника»: лётчик, шахтёр. Рассматриваются основные навыки и личностные качества, присущие специалистам в области работы с техникой. Описывается важность пространственного мышления в данных профессиях. Чтобы определить наличие пространственного мышления, предлагается выполнить несколько простых заданий.

В
магазинах, где продают наборы LEGO, всегда нужен тот, кто оформит место
продажи. Ежедневная смена «пейзажа» привлекает клиентов. В понедельник
необходимо собрать замок Ниндзя, во вторник – уже необходимо собрать конструктор
со «Звездой Смерти». Что же потребуется в среду? Неужели собрать целый город?

Из
бонусов профессии можно отметить то, что сборщику конструкторов можно входить
на работу через окно и кататься по перилам. Все для того, чтобы он всегда
оставался в душе мечтателем.

Человек-техника

Сегодня
вы познакомитесь с профессиями типа «человек – техника», рассмотрите основные
навыки и личностные качества, присущие специалистам в области работы с
техникой.

Предметом
труда
для представителей большинства профессий типа
«человек – техника» являются: технические объекты (машины, механизмы);
материалы, виды энергии. Специалистам в этой области приходится выполнять
следующие виды деятельности:

создание,
монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют
технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из
отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и
налаживают их); 

эксплуатация
технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом,
автоматическими системами);

ремонт
технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности
технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают
их). 

Основными
психологическими требованиями
к представителям этого
типа профессий являются: 

хорошая
координация движений; 

точное
зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; 

развитое
техническое и творческое мышление, воображение; 

умение
переключать и концентрировать внимание;

наблюдательность.

Профессии
«человек – техника», ориентированы на создание, применение и обслуживание разных
технических механизмов и конструкций. Человек применяет технику для ускорения и
облегчения своей трудовой деятельности.

Среди
техники лидирует транспорт. Сюда относится вся техника, предназначенная для
перевозки людей и транспортировки грузов (автомобили и метро, железная дорога,
самолёты), военная техника (танки, подводные лодки). Главные представители этой
сферы – водители, лётчики и машинисты, а также специалисты по ремонту
транспортных средств.

Человек-техника

Познакомимся
с профессией лётчика. Это специалист, который обладает всеми
необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками для управления
летательными аппаратами. Слова «лётчик» и «пилот» практически синонимичны,
однако употребляются в немного разных контекстах: пилотами обычно называют тех,
кто управляет гражданскими воздушными судами, а лётчиками – тех, кто работает в
военной отрасли. Также существует специализация лётчика-испытателя, который
тестирует новые воздушные транспортные средства.

Профессия
эта более чем ответственная: часто возникают ситуации, в которых лётчик не
имеет права на ошибку, ведь от его действий зависит слишком многое –
целостность груза, самого авиатранспортного средства, жизнь пассажиров и членов
экипажа. Она также считается одной из наиболее технически сложных, поскольку
пилот должен держать под контролем показания огромного множества приборов и,
ориентируясь на них, принимать решения. При этом ему необходимо координировать
свои действия со вторым пилотом, диспетчером аэропорта и пилотами других
летательных аппаратов, находящихся поблизости.

Человек-техника

Может
показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой лётчик, можно одной простой
фразой: тот, кто ответственен за перелёт воздушного судна из точки А в точку Б.
Однако, на практике лётчику необходимо располагать глубокими знаниями.
Например, ориентироваться в следующем:

эксплуатация
авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности;

использование
автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными
аппаратами;

взаимодействие
со службами, обеспечивающими полёты воздушных судов;

принятие
и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических
ситуациях;

оценка
уровня безопасности полёта, принятие решения о возможности/невозможности его
совершения;

выполнение
наладки и испытаний авиационных комплексов;

заполнение
сопроводительных документов;

организация
работы авиационного персонала.

Профессия
пилота подойдёт не любому человеку, а лишь обладающему железной выдержкой и
умением держать себя в руках; холодным, ясным рассудком, склонностью к
аналитическому мышлению; высоким интеллектом и хорошей памятью; безупречным
здоровьем, стопроцентным зрением и цветоразличением; внимательностью,
педантичностью, рационализмом.

Для
лётчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких
хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и
другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно.
Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут
быть не допущены к полётам.

Одна
из самых опасных профессий типа «человек – техника» – это шахтёр. Он
работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры.

Шахтёр
– специалист, добывающий подземные полезные ископаемые. Среди них уголь, нефть,
железо, медь, серебро, золото, алмазы, – всё это стало незаменимым материалом в
производстве различных вещей и устройств, без которых сложно представить жизнь
современного человека. Работники горной промышленности трудятся в специальных
сооружениях, расположенных под землёй.

Читайте также:  Неорганическая химия

Самые
глубокие шахты мира находятся в Южно-Африканской Республике, в них добывается
золото. Это «Тау-Тона», глубина которой более четырёх с половиной тысяч метров
и «Западная шахта глубокого залегания», глубиной три тысячи девятьсот метров.
Самая глубокая шахта России – «Комсомольская» в Воркуте, глубиной тысяча двести
метров.

На
такой глубине жара доходит до шестидесяти градусов по Цельсию, существует
постоянная угроза взрывов, прорыва воды.

В
зависимости от возложенных обязанностей специализации шахтёров могут быть
разными:

Горнорабочий
(добытчик). Трудится непосредственно в лаве (угольном пласте), он ломает
угольный пласт, проделывает скважины, устанавливает распорки, укрепляет своды.
Эта специальность наиболее тяжёлая и высокооплачиваемая.

Проходчик.
Готовит место для изъятия полезных ископаемых, производя предварительные
работы. Такой рабочий востребован в карьерах, шахтах, рудниках, в строительстве
тоннелей и метро.

Подземный
горнорабочий. Выполняет все подсобные работы. Профессия шахтёра начинается с
этой должности, на которой нужно трудиться не менее года, после чего уже
получать специализацию.

Машинист
горных выемочных машин. Обслуживает комбайны, которые разрушают уголь или
породу, дробят их и грузят на конвейеры или вагонетки.

Машинист
подземных установок. Обеспечивает функционирование всевозможного оборудования.

Взрывник.
Занимается раскалыванием породы направленными взрывами. В этой профессии
необходима высокая квалификация мастера. Если расчёты будут произведены неверно
или закладка выполнена неправильно, то возможны трагические последствия.

Профессия
шахтёра по плечу физически сильным и здоровым мужчинам. Для выполнения своих
обязанностей необходимо обладать определёнными навыками, которые даются в
учебных заведениях и оттачиваются на практике.

Что
касается личных качеств, то основными среди них являются: физическая
выносливость; хорошее здоровье; ответственность и дисциплинированность;
смелость; способность не терять самообладания в экстремальной ситуации;
терпеливость; умение мгновенно принимать решения.

Условия
работы в забое очень неблагоприятные для человеческого организма. Жара, пыль,
замкнутое пространство, шум, постоянное психологическое напряжение – всё это
плохо сказывается на состоянии здоровья.

Кстати,
раньше шахтёры брали с собой в забой канареек. Такой обычай в наши дни может
показаться странным, но это было не суеверие, а отличный способ проверить
уровень метана в шахте. Эти птицы очень чувствительны к метану, и если канарейка надолго замолкала, необходимо было срочно
эвакуироваться.

Человек-техника

Главным
плюсом работы шахтёра является заработная плата, которую они получают вполне
заслуженно. Кроме того, сотрудники добывающих предприятий могут рассчитывать на
длительный (до двух месяцев) отпуск, бесплатное медицинское обслуживание,
проезд к месту работы и спецодежду, дополнительные выплаты, льготную пенсию.

Людям
инженерно-технических профессий необходимо иметь пространственное мышление.
Способность человека оперировать трёхмерными образами помогает решать
практические задачи:

хорошо
ориентироваться на местности: выбирать кратчайший или наиболее удобный маршрут
к малознакомому месту, запоминать маршрут с первого визита, легко обходиться
без навигатора при передвижениях по городу на автомобиле;

разумно
организовывать жилое пространство – без труда поддерживать порядок в шкафах,
гардеробных, на рабочем столе и точно знать, где что находится;

чаще
побеждать в пространственно-стратегических играх (шашках, шахматах, нардах).

Поэтому
предлагаем вам пройти тест и определить, насколько у вас развито
пространственное мышление
. Необходимо найти решение логической задачи и
выбрать один из четырёх вариантов ответа. Чем больше у вас будет правильных
ответов, тем лучшим пространственным мышлением вы обладаете. Начнём!

Александре
нужно вырезать четыре лоскутка из остатков ткани. Какой лоскуток вырезать не
получится?

Человек-техника

Какое
расположение фишек можно получить, если переставить одну фишку на любую свободную
клетку?

Человек-техника

Перед
вами фигура из кубиков. Укажите, как увидит эту фигуру Юля, если посмотрит на
неё сверху.

Человек-техника

Мальчики
построили три замка из конструктора. Если Костя поставит свой замок на
постройку Егора, станет ли новый замок самым высоким?

Человек-техника

Все
кубики скреплены между собой по граням или рёбрам. С какой стороны можно
увидеть конструкцию так, как показано на рисунке справа?

Человек-техника

Женя
смастерил скворечник. Какой набор деталей он использовал?

Человек-техника

На
столе лежат кубики. Хватит ли их, чтобы сделать постройку, которую представляет
Вероника?

Человек-техника

Лена
собирает кубик-головоломку. Пять деталей она уже соединила, выберите шестой элемент.

Человек-техника

Итак,
вы познакомились с профессиями типа «человек — техника». Ответьте на вопросы:

Какими
основными качествами должны обладать представители этих профессий?

Какие
профессии относятся к типу «человек – техника»?

Профессии типа «человек — знак» («человек — знаковая система»)

Люди с этими про­фес­сиям зани­ма­ются обра­бот­кой инфор­ма­ции (све­де­ний), пред­став­лен­ной в виде услов­ных зна­ков, цифр, фор­мул, текстов.

Совре­мен­ный чело­век погру­жен в мир зна­ков и зна­ко­вых систем. Чер­тежи, схемы, топо­гра­фи­че­ские и гео­гра­фи­че­ские карты, чис­ло­вые дан­ные, таб­лицы, фор­мулы, под­писи, над­писи, тек­сты, дорож­ные знаки, раз­ного рода услов­ные сиг­налы — все это неотъ­ем­ле­мые черты про­яв­ле­ния совре­мен­ной цивилизации.

В усло­виях совре­мен­ной куль­туры боль­шую роль играют знаки, не име­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ного сход­ства с обо­зна­ча­е­мым объ­ек­том (слова не похожи на пред­меты, о кото­рых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, мате­ма­ти­че­ские фор­мулы, опи­сы­ва­ю­щие и поз­во­ля­ю­щие опре­де­лить курс само­лета, не похожи ни на само­лет, ни на тра­ек­то­рию его полета и т.д.).

Поэтому, чтобы успешно рабо­тать в какой-либо из про­фес­сий дан­ного типа, нужны осо­бые склон­но­сти для мыс­лен­ного погру­же­ния в мир сухих обо­зна­че­ний, для отвле­че­ния от соб­ственно пред­мет­ных свойств окру­жа­ю­щего мира и сосре­до­то­че­ния на тех све­де­ниях, кото­рые несут с собой те или иные знаки.

Читайте также:  Roweb.online.ru личный кабинет — дистанционное обучение в Современной гуманитарной академии

При работе со зна­ками как и при работе с любыми объ­ек­тами, воз­ни­кают задачи кон­троля, про­верки, учета, обра­ботки све­де­ний, а также задачи при­ду­мы­ва­ния новых зна­ков, зна­ко­вых систем. Иначе говоря, в дан­ной обла­сти труда, как и во вся­кой дру­гой, име­ются свое­об­раз­ные воз­мож­но­сти для творчества.

Профессии типа «человек — природа»

Это про­фес­сии, где труд работ­ни­ков направ­лен на объ­екты живой при­роды. Ори­ен­ти­ро­ваться в этой обла­сти помо­гают учеб­ные пред­меты: бота­ника, зоо­ло­гия, ана­то­мия, физио­ло­гия, общая биология.

Осо­бен­ность био­ло­ги­че­ских объ­ек­тов труда состоит в том, что они сложны, измен­чивы, нестан­дартны. Они транс­фор­ми­ру­ются по своим внут­рен­ним зако­нам. И рас­те­ния, и живот­ные, и мик­ро­ор­га­низмы живут, рас­тут, раз­ви­ва­ются (а также болеют, гиб­нут). Работ­нику нужно не про­сто очень мно­гое знать, но и мыс­ленно пред­ви­деть изме­не­ния в объ­ек­тах труда.

От работ­ника тре­бу­ются ини­ци­а­тива и само­сто­я­тель­ность в реше­нии кон­крет­ных тру­до­вых задач. Важны забот­ли­вость и даль­но­вид­ность, ведь мно­гие изме­не­ния в живот­ных и рас­ти­тель­ных орга­низ­мах могут ока­заться необ­ра­ти­мыми (рас­те­ния могут завя­нуть, погиб­нуть от вре­ди­те­лей, могут начаться поваль­ные болезни скота и т.д.). Измен­чи­вые усло­вия труда тре­буют от работ­ника твор­че­ского реше­ния воз­ни­ка­ю­щих задач.

Труд чело­века в обла­сти про­фес­сий «чело­век — при­рода» направ­лен не только на упо­мя­ну­тые выше объ­екты. Так, напри­мер, рас­те­ние­воды исполь­зуют в своей прак­тике раз­но­об­раз­ную и слож­ную тех­нику. Рабо­тая в кол­лек­тиве, они, в част­но­сти, заняты и нала­жи­ва­нием меж­лич­ност­ных отно­ше­ний.

Им при­хо­дится вни­кать и в вопросы учета, эко­но­ми­че­ской оценки сво­его труда. Есть даже такие про­фес­сии дан­ного типа, кото­рые обя­за­тельно тре­буют худо­же­ствен­ных склон­но­стей (наряду со склон­но­стями к био­ло­гии, бота­нике), напри­мер, цве­то­воды-деко­ра­торы (фло­ри­сты), тех­ники зеле­ного стро­и­тель­ства (спе­ци­а­ли­сты по озе­ле­не­нию горо­дов, насе­лен­ных мест). Но все же глав­ный пред­мет вни­ма­ния и забот работ­ни­ков в дан­ном слу­чае — рас­те­ния и среда их существования.

Сход­ным обра­зом дело обстоит и с живот­но­вод­че­скими про­фес­си­ями. Живот­но­вод­ство все более пере­во­дится на инду­стри­аль­ную основу, осна­ща­ется тех­ни­кой. Живот­но­вод — это и меха­ни­за­тор. Но если у него нет осо­бого отно­ше­ния, осо­бых склон­но­стей к работе именно с живот­ными (а есть только инте­рес к тех­нике), то это отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на работе.

Мик­ро­био­лог со всех сто­рон окру­жен лабо­ра­тор­ной тех­ни­кой, а сам био­ло­ги­че­ский пред­мет иссле­до­ва­ния даже не виден нево­ору­жен­ным гла­зом. Но и здесь глав­ное — инте­рес к явле­ниям живой при­роды. А тех­ника — сред­ство, но не основ­ной пред­мет труда.

При выборе про­фес­сии типа «чело­век — при­рода» очень важно при­нять во вни­ма­ние сле­ду­ю­щее. Для мно­гих людей при­рода высту­пает как при­вле­ка­тель­ная среда, свя­зан­ная с отды­хом. Жители города стре­мятся после работы или во время отпуска в лес или горы.

Но все это не та любовь к при­роде, кото­рая ожи­да­ется от про­фес­си­о­нала в обла­сти «чело­век — при­рода». Поэтому очень важно разо­браться, как именно чело­век любит при­роду: как мастер­скую, в кото­рой он соби­ра­ется отда­вать все силы про­из­вод­ству той или иной про­дук­ции, или ему про­сто нра­вится погу­лять в лесу, поды­шать све­жим воз­ду­хом, пова­ляться на лужайке. Про­ве­рять свою любовь к при­роде на проч­ность нужно в прак­ти­че­ском труде.

Профессии типа «человек — техника»

Это про­фес­сии, где труд работ­ни­ков направ­лен на тех­ни­че­ские объ­екты (машины, меха­низмы, мате­ри­алы, виды энер­гии). В про­фес­сиях этого типа помо­гают ори­ен­ти­ро­ваться такие учеб­ные пред­меты, как физика, химия, мате­ма­тика, чер­че­ние.

Осо­бен­ность тех­ни­че­ских (и нежи­вых при­род­ных) объ­ек­тов состоит в том, что они, как пра­вило, могут быть точно изме­рены, опре­де­лены по мно­гим при­зна­кам И при их обра­ботке, пре­об­ра­зо­ва­нии, пере­ме­ще­нии или оценке от работ­ника тре­бу­ется точ­ность опре­де­лен­ность действий.

Нельзя при­ду­мы­вать такие машины, кото­рые бы очень изма­ты­вали, изна­ши­вали чело­века, были бы для него очень неудобны и опасны.

Кон­струк­торы сов­местно с пси­хо­ло­гами и худож­ни­ками-кон­струк­то­рами стре­мятся чтобы тех­ника была как можно удоб­нее, без­опас­нее, комфортнее.

В мире тех­ники име­ется очень много воз­мож­но­стей для нова­тор­ства, изоб­ре­та­тель­ства. В связи с этим тех­ни­че­ская фан­та­зия, спо­соб­ность мыс­ленно соеди­нять и разъ­еди­нять тех­ни­че­ские объ­екты и их части — важ­ные усло­вия успеха в дан­ной обла­сти.

Нова­торы при­ду­мы­вают новые типы инстру­мен­тов, при­спо­соб­ле­ний, улуч­шают тех­но­ло­гию обра­ботки изде­лий. Поэтому непра­вильно деле­ние про­фес­сий на твор­че­ские и нетвор­че­ские. Твор­че­скими и нетвор­че­скими бывают люди. Одному работ­нику пору­чили колоть орехи.

Никто бы не назвал это твор­че­ским заня­тием. А этот чело­век при­ду­мал сле­ду­ю­щее: изго­то­вил плотно закры­ва­ю­щу­юся метал­ли­че­скую емкость (боль­шой бал­лон), туда засы­пал орехи, закрыл емкость, нака­чал в нее воз­дух, а потом его резко выпу­стил. И все орехи в один момент акку­ратно рас­ко­ло­лись. Оста­ва­лось только отобрать ядра и выбро­сить шелуху.

Наряду с твор­че­ским под­хо­дом к делу в обла­сти тех­ники от чело­века тре­бу­ется высо­кая испол­ни­тель­ская дис­ци­плина. Дис­ци­плина нужна везде, но тех­ника с ее точ­но­стью осо­бенно чув­стви­тельна к этому каче­ству работников.

Это самый боль­шой (по коли­че­ству про­фес­сий и спе­ци­аль­но­стей) тип про­фес­сий. Труд про­фес­си­о­на­лов здесь направ­лен, конечно, не только на тех­нику. Так, мон­таж­ник радио­ап­па­ра­туры забо­тится, в част­но­сти, и о кра­соте мон­тажа, води­тель трол­лей­буса в ходе работы обща­ется с людьми, опе­ра­тор или сле­сарь может что-то под­счи­ты­вать, рас­счи­ты­вать, а маши­нист крана может быть занят погруз­кой кле­ток, напри­мер, с оби­та­те­лями зоо­парка, отправ­ля­е­мыми на гастроли.

Но все же глав­ный пред­мет про­фес­си­о­наль­ного вни­ма­ния и забот работ­ни­ков в дан­ном слу­чае — тех­ни­че­ские объ­екты и их свой­ства. Все-таки маши­нист крана (кра­нов­щик) — спе­ци­а­лист по управ­ле­нию подъ­ем­ным кра­ном, сле­сарь — спе­ци­а­лист по обра­ботке металла.

При этом важно иметь в виду сле­ду­ю­щее. Неко­то­рые назва­ния ука­зы­вают на пре­иму­ще­ственно жен­ский харак­тер труда (вязаль­щица тек­стильно-галан­те­рей­ных изде­лий и др.). Но боль­шин­ство назва­ний про­фес­сий при­нято упо­треб­лять тра­ди­ци­онно в муж­ском роде, хотя рабо­тать здесь могут и муж­чины и жен­щины (повар, кино­ме­ха­ник, аппа­рат­чик, токарь и др.).

Читайте также:  Диссертация по физической культуре и спорту скачать бесплатно и дипломная работа по физической культуре и спорту

Профессии типа «человек – художественный образ»

Это про­фес­сии, труд в кото­рых направ­лен на худо­же­ствен­ные объ­екты или усло­вия их созда­ния. Все про­фес­сии типа «чело­век — худо­же­ствен­ный образ» можно раз­де­лить на под­типы в соот­вет­ствии с исто­ри­че­ски обосо­бив­ши­мися видами худо­же­ствен­ного отоб­ра­же­ния действительности.

  • Про­фес­сии, свя­зан­ные с изоб­ра­зи­тель­ной деятельностью.
  • Про­фес­сии, свя­зан­ные с музы­каль­ной деятельностью.
  • Про­фес­сии, свя­зан­ные с лите­ра­турно-худо­же­ствен­ной деятельностью.
  • Про­фес­сии, свя­зан­ные с актер­ско-сце­ни­че­ской деятельностью.

Пере­чис­лен­ные под­типы не строго огра­ни­чены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Пер­вые в исто­рии чело­ве­че­ства про­яв­ле­ния и формы искус­ства (изоб­ра­же­ние, песня, танец) все­гда были отнюдь не празд­ным, а важ­ней­шим обще­ствен­ным делом — делом кол­лек­тива. Песня зада­вала ритм сов­мест­ного труда или созда­вала необ­хо­ди­мое настро­е­ние (скорб­ное, радост­ное или бое­вое).

В про­цессе раз­ви­тия чело­ве­че­ства про­изо­шло отде­ле­ние и обособ­ле­ние про­из­вод­ства худо­же­ствен­ных цен­но­стей от про­из­вод­ства цен­но­стей мате­ри­аль­ных. Появи­лись спе­ци­а­ли­сты худо­же­ствен­ного про­филя. Они удо­вле­тво­ряют свои мате­ри­аль­ные потреб­но­сти за счет тех, кто тру­дится в обла­сти сель­ского хозяй­ства, про­мыш­лен­но­сти, а вза­мен этого вно­сят в общее дело эсте­ти­че­ские ценности.

Идет зако­но­мер­ный обмен про­дук­тами труда. Конечно, время от вре­мени появ­ля­ется «взбе­сив­ше­еся фор­те­пи­ано”, кото­рому начи­нает казаться, что «оно само для себя играет», иначе говоря, появ­ля­ются идеи, что искус­ство — это нечто исклю­чи­тель­ное («искус­ство для искус­ства» и т.п.)

Это не более ост­ро­ум­ная пози­ция, чем если бы кто-то про­воз­гла­сил: «про­мыш­лен­ность для про­мыш­лен­но­сти», «пче­ло­вод­ство для пче­ло­вод­ства» и т.п. В любой обла­сти труда мастер­ство может быть недо­ся­га­емо высо­ким; правда, не в любой обла­сти оно выра­жа­ется в зре­лищ­ных эффек­тах. Поэтому не во всех обла­стях труда оди­на­ковы усло­вия для того, чтобы «гор­дыня» овла­дела человеком.

Одна из осо­бен­но­стей про­фес­сий дан­ного типа состоит в том, что зна­чи­тель­ная доля тру­до­вых затрат работ­ника оста­ется скры­той от сто­рон­него наблю­да­теля. Более того, нередко при­ла­га­ются спе­ци­аль­ные уси­лия для созда­ния эффекта лег­ко­сти, непри­нуж­ден­но­сти конеч­ного про­дукта труда.

Так, выступ­ле­ние арти­ста может про­дол­жаться на пуб­лике несколько минут. Но, чтобы оно состо­я­лось, артист еже­дневно и помногу часов рабо­тает над совер­шен­ство­ва­нием и под­дер­жа­нием на необ­хо­ди­мом уровне сво­его мастер­ства, строго соблю­дает спе­ци­аль­ный режим и т. д.

Выби­рая соот­вет­ству­ю­щий про­фес­си­о­наль­ный путь, важно поду­мать об этой неяв­ной сто­роне труда, кото­рая может ока­заться и непо­силь­ной пла­той за успех Чтобы труд при­но­сил удо­вле­тво­ре­ние, важно вос­пи­тать в себе реа­ли­сти­че­ский уро­вень при­тя­за­ний на обще­ствен­ное при­зна­ние (не пре­тен­до­вать на боль­шее при­зна­ние, чем то, кото­рого ты заслу­жи­ва­ешь по реаль­ным резуль­та­там своей дея­тель­но­сти).

Впро­чем, этого нелегко достичь, если чело­века уже успел кто-то захва­лить. Чело­век с нере­а­ли­сти­че­ским уров­нем при­тя­за­ний гонит от себя мысль о том, истин­ная при­чина отсут­ствия гром­кого успеха — в нем самом. Он скло­нен объ­яс­нять неудачи дей­стви­ями дру­гих людей (“поме­шали”, “не дают про­ходу”, “завидуют”,“тормозят” и т.п.)

По мате­ри­а­лам книги Т.Л. Пав­ло­вой «Профори­ен­та­ция старшеклассников. Диа­гно­стика и раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­ной зрелости»

Профессии типа «человек — человек»

Это про­фес­сии, объ­ек­том вни­ма­ния кото­рых явля­ется чело­век. Они свя­заны с обу­че­нием, вос­пи­та­нием, обслу­жи­ва­нием, руко­вод­ством. В этой обла­сти помо­гают ори­ен­ти­ро­ваться такие учеб­ные пред­меты, как исто­рия, лите­ра­тура и дру­гие, свя­зан­ные с изу­че­нием людей, общества.

Пер­вая осо­бен­ность про­фес­сий типа «чело­век — чело­век» состоит в том, что глав­ное содер­жа­ние труда здесь сво­дится к вза­и­мо­дей­ствию между людьми.

Вто­рая осо­бен­ность про­фес­сий этого типа заклю­ча­ется в том, что каж­дая из них тре­бует от чело­века как бы двой­ной подготовки:

1) нужно уметь уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать кон­такты с людьми, пони­мать их, раз­би­раться в их особенностях;

2) необ­хо­димо быть под­го­тов­лен­ным в той или иной обла­сти про­из­вод­ства, науки, тех­ники, искус­ства и т.д.

Психологическая классификация профессий (специальностей)

Спе­ци­аль­ность — это необ­хо­ди­мая для обще­ства огра­ни­чен­ная (вслед­ствие раз­де­ле­ния труда) область при­ло­же­ния физи­че­ских и духов­ных сил чело­века, даю­щая ему воз­мож­ность полу­чить вза­мен при­ло­жен­ного (затра­чен­ного) им труда необ­хо­ди­мые сред­ства суще­ство­ва­ния и раз­ви­тия.

Про­фес­сия (от латин. professio — офи­ци­ально ука­зан­ное заня­тие, profiteor — объ­яв­ляю своим делом) — это группа род­ствен­ных спе­ци­аль­но­стей. Напри­мер, нет токаря вообще, есть токарь-кару­сель­щик, токарь-рас­точ­ник, токарь-револь­вер­щик, токарь-уни­вер­сал и т.д. Все эти спе­ци­аль­но­сти тео­ре­ти­че­ски объ­еди­ня­ются в группу, обо­зна­ча­е­мую как «токар­ная профессия».

Спе­ци­аль­но­стей — тысячи, и для удоб­ства ори­ен­та­ции в них нужна их клас­си­фи­ка­ция. Воз­можны раз­лич­ные клас­си­фи­ка­ции: по отрас­лям народ­ного хозяй­ства, по уровню тре­бу­е­мой ква­ли­фи­ка­ции, по сход­ству пси­хо­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний и по мно­гим дру­гим основаниям.

Для гру­бого раз­ли­че­ния и «при­ме­ри­ва­ния» каж­дым чело­ве­ком к себе раз­ных про­фес­сий при­годна четы­рехъ­ярус­ная обзор­ная их клас­си­фи­ка­ция по при­зна­кам пред­мета, целей, средств и усло­вий труда, раз­ра­бо­тан­ная уче­ным Е.А. Кли­мо­вым и его сотрудниками.

В соот­вет­ствии с раз­ли­чи­мыми раз­но­вид­но­стями объ­ект­ных систем выде­ля­ются пять типов про­фес­сий: «чело­век — при­рода» (П), «чело­век — тех­ника» (Т), «чело­век — чело­век» (Ч), «чело­век — знак» (3), «чело­век — худо­же­ствен­ный образ» (X).

Человек-техника

Ориентация на все технические профессии.
Труд людей этой группы профессий связан с: преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).

Оцените статью
Добавить комментарий