Дипломная работа на тему «Пульсометрия как метод оценки восстановления легкоатлетов-бегунов в тренировочном периоде»

Легкая атлетика — один из древнейших
видов спорта. Она состоит из естественных
упражнений: ходьбы, бега, прыжков и метаний.
Систематические занятия этими видами
упражнений развивают силу, быстроту,
выносливость, ловкость и другие качества,
необходимые человеку в его повседневной
деятельности. Легкая атлетика — наиболее
массовый вид спорта и самый распространенный
в мире. Ни одна организация мира не объединяет
такое количество стран, как Международная
Любительская Легкоатлетическая Федерация
(ИААФ). В настоящее время членами ИААФ
являются национальные федерации легкой
атлетики более двухсот стран мира (209
стран — в 1997 г.). Более 40 видов легкой атлетики
включены в программы олимпийских игр
и чемпионатов мира. Легкая атлетика
имеет многовековую историю, берущую свое
начало в глубокой древности. Археологические
находки — вазы, медальоны, монеты, скульптуры
помогают представить сегодня, как у древних
греков, а позже римлян проходили состязания,
которые теперь называются легкоатлетическими.
Все физические упражнения древние греки
называли атлетикой и делили ее на «легкую»
и «тяжелую». К легкой они относили
бег, прыжки, метания, стрельбу из лука,
плавание и некоторые другие упражнения,
развивающие ловкость, быстроту, выносливость.
Борьба, кулачный бой и вообще все упражнения,
которые развивают силу, греки относили
к тяжелой атлетике. Ясно, что название
«легкая атлетика» сегодня достаточно
условное, ведь трудно назвать, например,
марафонский бег или метание молота «легкими»
физическими упражнениями. Как и всякая
другая педагогическая дисциплина, легкая
атлетика основывается на ряде смежных
наук — физиологии, анатомии, биомеханике,
медицине и др. Спорт высших достижений
предъявляет высокие требования ко всем
звеньям существующей системы подготовки
от новичка до спортсмена международного
уровня. На этом длинном и нелегком пути
неизбежны неоправданные потери. Но их
будет меньше, если все специалисты, работающие
в спортивной сфере, покажут высокий уровень
профессионализма и создадут условия
для роста спортивного мастерства талантливых
детей. Несмотря на естественность видов
легкой атлетики, достижение высоких спортивных
результатов возможно лишь при высоком
уровне физической подготовки атлетов
и совершенном владении ими рациональной
техникой. В нашей стране тысячи начинающих
легкоатлетов. Рост их спортивного мастерства
во многом зависит от того, насколько правильно
и успешно будут обучать их видам легкой
атлетики. Двигаться к спортивным вершинам
можно только при условии усвоения правильных
навыков в основах техники того или иного
движения на первом этапе обучения. В единой
системе подготовки следует определить
место учителя физической культуры общеобразовательной
школы, вооружив его современной методикой
обучения двигательным действиям, эффективно
используемой при массовом обучении. Учитывая
то, что за основу легкоатлетических упражнений
принимаются динамические характеристики
двигательного действия, учитель должен
сформулировать словесное описание ощущений
динамики в терминах, доступных пониманию
обучаемых. Внимание фиксируется на основе
двигательного действия, которое осваивается
максимально приближенно к требованиям
техники. В большинстве случаев осознанное
усвоение основы сопровождается подсознательным
формированием деталей, так что специальное
вмешательство преподавателя в формирование
деталей не требуется. Ошибки в любом выполнении
вполне естественны. Очень важно для поддержания
высокой эмоциональности занятия конкретным
указанием исправлять не «ошибку»
как таковую, а стремиться создать ситуационную
обстановку, в которой ошибка нейтрализуется
и исчезает. На факультетах физической
культуры педагогических университетов
курс легкой атлетики предусматривает
изучение теории и методики преподавания
этого вида спорта, овладение техникой
основных ее видов, приобретение необходимых
умений и навыков для самостоятельной
педагогической работы.
1.Историческая
справка
1.1
История развития легкой
атлетики в древние
времена

Трудно найти вид спорта, который имел
бы такую древнюю и богатую событиями
историю, как легкая атлетика. Бег, прыжки
и метания родились вместе с человеком,
были тесно связаны с его трудом и бытом.
Поэтому естественно, что основой первых
игр, развлечений, а затем и соревнований
у всех народов стали именно легкоатлетические
упражнения. Еще в глубокой древности
человеку необходимо было уметь быстро
бегать, ловко преодолевать различные
препятствия, метать разного рода снаряды.
От умения человека догнать и метко поразить
добычу, от способности быть стойким и
закаленным в борьбе с таинственными силами
природы зависела его охотничья удача,
а значит — и жизнь. Итак, уже первобытному
человеку были знакомы бег, прыжки и метания
— упражнения, составляющие фундамент
современного легкоатлетического спорта.
Археологи, раскапывая стоянки древнего
человека, находят много красноречивых
свидетельств тому, что уже на заре цивилизации
эти навыки играли огромную роль в повседневной
жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте
в современном его понимании и речи идти
не могло. Родился он гораздо позже. Родиной
спорта можно считать Древнюю Грецию.
Спортивные состязания в этой стране приобрели
популярность еще в самые отдаленные времена
— многочисленные войны требовали воспитания
сильных и ловких людей. Но эти состязания
носили в большинстве случаев местный
характер. Затем в местечке Олимпия, у
подножия холма Кроноса, где находился
знаменитый храм Зевса и где были построены
многочисленные гимнасии и палестры для
занятий физическими упражнениями, а также
стадион и ипподром, стали проводится
общенациональные, всенародные соревнования,
получившие название Олимпийских игр.
На Олимпийские игры стекалось множество
людей из различных городов Греции. О значении
и популярности этого спортивного праздника
говорит тот факт, что во время Олимпиад
по всей стране прекращались войны. Первые
сведения о соревнованиях по легкой атлетике
встречаются в исторических записях об
олимпийских играх в Древней Греции и
относятся к 776 году до н.э.

Древнейшим состязанием атлетов, несомненно,
является бег. В то время вся программа
состояла из забега «в длину стадиона».
В 724 году до н.э. в программу по легкой
атлетике был включен «диаулус» —
забег » две длины» стадиона (384, 54
м). Немного позже «доликос» — примерно
4,6 км. В 708 году до н.э. — пентатлон, включавший
в себя диаулус, прыжок в длину, метание
копья, диска и борьба. Интересно, что прыжки
в длину тогда осуществлялись под звуки
флейты. Женщины соревновались отдельно
от мужчин и на состязания выходили с распущенными
волосами в длинных рубашках. Немного
позже «доликос» — примерно 4,6 км. В
708 году до н.э. — пентатлон, включавший
в себя диаулус, прыжок в длину, метание
копья, диска и борьба. Интересно, что прыжки
в длину тогда осуществлялись под звуки
флейты. Женщины соревновались отдельно
от мужчин и на состязания выходили с распущенными
волосами в длинных рубашках.

Таким образом, в Древней Греции культивировали
почти все виды легкой атлетики. В подготовке
спортсменов к выступлениям, в технике
и условиях соревнований греки во многом
предвосхитили наше время. Так, они выполняли
различные подготовительные упражнения,
напоминающие наши беговые, практиковали
бег по воде и песку. Старт в беге давался
по сигналу, и совершивший фальстарт подвергался
наказанию. Бегуны пользовались на старте
для упора ног специальной плитой (балбис).
Каждый спортсмен бежал по отдельной дорожке,
и для определения победителя устраивались
предварительные и финальные забеги.

Соревновались древние и в метании диска.
Были диски из дерева, камня, железа, бронзы,
нередко украшались резьбой, изображениями
птиц, животных или сценами спортивных
соревнований. Вес диска был от 1,25 до 6,63кг.
(Сегодня диск весит 2 кг для мужчин и 1
кг для женщин.) Среди болельщиков иногда
очень ценились копьеметатели. Их охотно
изображали и скульпторы. Всенародная
популярность Олимпийских игр, высокие
достижения, которые показывали атлеты,
объяснялись всем строем жизни, системой
физического воспитания, существовавшей
в Древней Греции. В Спарте физическое
воспитание носило прикладной, военизированный
характер. Только воспитав сильных закаленных
воинов, спартанцы могли обеспечить свое
господство над превышавшими их по численности
рабами — илотами. Уже с 7-ми лет дети спартанцев
воспитывались в общественных школах,
где грамоте уделялось мало внимания,
а главной была физическая подготовка.
Иначе строилась воспитательная система
в Афинах, где наряду с физической культурой
широко развивались науки и искусство.
Мальчик мог посещать одновременно грамматическую,
музыкальную и гимнастическую школу. Именно
в последней школе он проводил особенно
много времени. Воспитание в общественных
гимнасиях начиналось с 16 лет. Здесь большая
часть дня отводилась физическим упражнениям.
Позднее начиналось военное обучение.
Таким образом, воспитательная система
в Афинах открывала большой простор для
разностороннего физического развития.
Вот почему греки были хорошо подготовлены
к участию в Олимпийских играх, умели и
любили состязаться. Увлечение греком
спортом, в частности, легкой атлетикой,
нашло свое отражение во многих архитектурных,
скульптурных и литературных памятниках.
В последние века до н.э. в Олимпийских
играх участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.
Это привело к учащению случаев обмана,
нечестным приемам. Игры стали походить
на жестокие состязания гладиаторов и
потеряли свое значение общегреческого
праздника. Олимпийские игры прекратили
свое существование в связи с утратой
Грецией самостоятельности и переходом
ее под власть Рима. В 393 г. н.э. под давлением
духовенства римский император Феодосий
I специальным декретом упразднил Олимпийские
игры.

Глава I. Обзор научной литературы

.1 Физиология частоты сердечных сокращений

.2 Общие сведения о физической нагрузке

.2.1 Способы определения физической нагрузки

.3 Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом

Нужна помощь в написании диплома?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Сдача работы по главам. Уникальность более 70%. Правки вносим бесплатно.

.4 Противопоказания к занятиям легкой атлетики

Читайте также:  Рабочее место художника-графика. Часть 1 - Чёрным по белому — LiveJournal

Глава II. Методы и материалы исследования

.1 Метод пульсометрии и его составляющие

.2 Анализ научно-методической литературы

.3 Метод пульсометрии

.4 Методика оценки функционального состояния сердечно -сосудистой системы при помощи функциональных проб

.5 Организация исследования

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

Список использованной литературы

Актуальность данной работы заключается в том, несмотря на огромное количество существующих методов исследования функционального состояния легкоатлетов — марафонцев нет единой, достоверной и простой методики обследования сердечно-сосудистой системы, поэтому нами предлагается для этой цели метод пульсометрии, который в режиме реального времени позволяет получить необходимую информацию о состоянии сердечно-сосудистой системы в любое время тренировки или соревнований с необходимым количеством повторений. Метод пульсометрии желательно сочетать с другими функциональными пробами оценки физического и функционального состояния.

По показаниям динамичности ЧСС точно определяет меняющуюся величину функционального напряжения организма в процессе восстановления в тренировочном периоде. Поэтому при контроле над величиной физической нагрузки применяется оперативная пульсометрия, то есть оперативное определение ЧСС по данным кратковременного единичного измерения.

Цель работы совершенствование и оптимизация тренировочного процесса с учетом индивидуального функционального состояния организма и его сердечно — сосудистой системы легкоатлетов — марафонцев в возрасте 20- 25 лет.

1.      Провести анализ научной литературы, посвященной пульсометрии как метод оценки восстановительного периода спортсменов марафонцев;

2.      Оценить уровень функционального состояния марафонцев во время тренировки по данным наблюдения;

3.      Сопоставить данные пульсометрии с функциональным состоянием марафонцев в восстановительном периоде.

4.      Спрогнозировать состояние утомления и переутомления, которые могут привести к срыву адаптации (перетренировке);

Объект изучения — процесс тренировки спортсменов марафонцев.

Предмет исследования — команда марафонцев на этапах тренировки в возрасте 20-25 лет.

Гипотеза состоит в том, что при использовании метода пульсометрии позволит оценить объективный уровень функционального состояния на тренировочном этапе и подобрать оптимальную нагрузку для каждого спортсмена.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

ЧСС в покое и при небольшом учащении удобно определять пальпаторным методом на лучевой артерии. Для этого накалываются 2-3 пальца разноименной кисти на область запястья (в месте, где отчетливо прослушивается биение пульса). Пульс рекомендуется считать в покое по 10- секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы иметь достоверные данные и определить нарушение сердечного ритма (аритмию). При недостаточном навыке пульс считают за 15 или 30 сек (Рисунок 1).

Рисунок 1. Пальпаторная пульсометрия. Подсчет пульсовых волн по (а) лучевой, (б) сонной, (в) височной артериям.

После нагрузки ЧСС лучше подсчитывать в области височной, сонной артерий или в месте проекции верхушки сердца (область 4-5 межреберья, под грудной мышцей), которые представлены на Рисунке 2.

Рисунок 2. Подсчет ЧСС в районе межреберья.

Интенсивность нагрузки — это напряженность и насыщенность усилий за определенный отрезок времен. Может изменяться за счет увеличения или уменьшения времени и правил выполнения упражнений: темпа, ритма движения, с использованием дополнительных скоростей и сил.

Если во время физической нагрузки частота пульса:

-130 уд/мин — это свидетельствует о небольшой ее интенсивности; 130-150 уд/мин — характеризует нагрузку средней интенсивности; 150-170 уд/мин — по интенсивности выше средней;

-200 уд/мин — свойственно для предельной нагрузки.

Физические упражнения, выполняемые спортсменом, как правило, сопровождаются нагрузкой на организм и оказывают влияние на его функциональное состояние. Степень напряженность определяется четырьмя зонами интенсивности нагрузок: умеренной, большой, субмаксимальной и максимальной.

1.3 Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом

Главная задача врачебного контроля — определить принадлежность здоровья спортсмена и распределить по группам: основной, подготовительной, специальной. Если спортсмен перенес травму, то его переводят в группу ЛФК (Лечебная физкультура). Обычный осмотр проходит визуальным методом, различными тестами — вопросниками. Если во время контроля у спортсмена выявлены отклонения, то его переводят на специальный осмотр.

Масса тела — обычно измеряется в килограммах. Один из показателей контроля изменения здоровья в процессе тренировки.

Цвет кожи: выделяют нормальный, загорелый и бледный цвета. Бледная кожа выражается синюшным оттенком на лице и руках, что может свидетельствовать о малокровии или сердечно-сосудистой недостаточности. У людей, занимающихся физическими упражнениями, цвет кожи загорелый или обычный, указывающий на активный образ жизни.

.5 Противопоказания к занятиям легкой атлетики

Для подготовки к данной работе нами было изучено немало специальной литературы посвященной пульсометрии, сердечно-сосудистой системы, частоты сердечных сокращений, противопоказания при занятиях бегом, врачебный контроль над марафонцами и физиологическим нагрузкам.

Одну из важнейших ролей играет сердечно-сосудистая система. На неё влияют факторы: внешние (условия окружающей среды) и внутренние (пол, возраст, индивидуальные физиологические особенности). У каждых спортсменов, занимающихся разными видами спорта, наблюдаются индивидуальные показатели ЧСС — это относится к внутренним факторам организма человека. Например, у спортсменов легкоатлетов ЧСС в покое составляет около 30 уд/мин. Все это потому, что, чем выше уровень спортивной подготовки у спортсмена, тем ниже его показатель ЧСС.

Исследования показывают, что нагрузка, сопровождающаяся пульсом в 120-130 уд/мин, вызывает существенное увеличение систолического выброса (т.е. объема крови, изгоняемого из сердца во время его сокращения), и величина его при этом составляет 90,5 % максимального возможного. Дальнейшее увеличение интенсивности мышечной работы и прироста частоты сердечных сокращений до 180 уд/мин вызывает незначительный прирост систолического объема крови. Это говорит о том, что нагрузки, способствующие тренировке выносливости сердца, должны проходить при ЧСС не ниже 120-130 уд/мин.

Заниматься легкой атлетикой, а, в частности, бегом разрешается не каждому. Людям с ухудшенным здоровьем труднее всего преодолевать физические нагрузки, т.к. у них возможна одышка и в спокойном состоянии. Однако стоит помнить, что для каждого случая существуют свои методы. Например, больным гипертонией 2 стадии дозволено бегать, но только в ряде случаев, которые вполне можно определить путем медицинского обследования. Даже при отсутствии недуга, запрещается заниматься бегов, предпочтительно начать с оздоровительной ходьбы. И только после длительного периода можно начать бегать. Есть множество недугов, при которых незадолго были противопоказаниями к занятиям легкой атлетикой и временим, стали разрешены для бега. Сейчас большинство врачей рекомендуют заниматься оздоровительным бегом и используют данную методику для реабилитации организма после перенесенных травм.

Для решения поставленных задач в данной научной работе применялись методы пульсометрии, которые подразделяются на:

1.      Тестирование физической подготовленности спортсменов- марафонцев;

2.      Функциональные пробы.

Дальнейшая характеристика разделов метода пульсометрии основана на работах Н.К. Ковалева, В.Л. Карпмана, С.П. Ермолена и других.

Для данной работы требовалось тщательное изучение текста научных статей и работ на заданную тему.

Изучение литературы поданной проблеме позволило установить актуальность исследуемой темы и обобщить полученные данные и сведения. Анализ материалов научно-методической литературы позволил определить основную направленность работы, сформулировать задачи работы и выбрать наиболее оптимальные способы их решения.

Пульсометрия, как метод измерения сердечно-сосудистой системы, позволяет установить зависимость реакции организма от величины совершенной физической нагрузки. Смысл данного метода заключается в том, чтобы контролировать и анализировать результаты ЧСС у спортсменов — бегунов. Метод пульсометрии позволят индивидуально скорректировать физические нагрузки и их эффективность для каждого спортсмена.

Чтобы не возникало никаких проблем с ОСР и прочими отклонениями необходимо привлекать непосредственно самих спортсменов к оперативному контролю и регистрации своих показателей «до», «во время» и «после» тренировочных занятий.

Существуют тренировочные зоны (представлены в табл. 1.), которые демонстрируют нагрузки на сердце, при занятиях легкой атлетикой.

Таблица 1. Тренировочные зоны нагрузки на сердце.

От 21 до 40% — хорошо, От 41 до 65% — удовлетворительно.

Время на восстановление ЧСС за 15 секунд после физической нагрузки уменьшается на 4-5%. В течение 40-80 секунд пульс уменьшается на 25-30%. Последний этап восстановления может проходить до нескольких часов.

Таблица 2. Протокол регистрации ЧСС за 20 приседаний.

2.4 Методика оценки функционального состояния сердечно -сосудистой системы при помощи функциональных проб

Функциональная проба — это неотъемлемая часть комплексного подсчета пульса спортсменов, в тренировочном периоде по бегу. Использование таких тестов необходимо для определения функционального состояния организма.

При занятиях физическими нагрузками спортсмены и врачи применяют функциональные пробы и обычные физические упражнения:

Данные упражнения демонстрируют полезность и функциональность подсчетов. Для получения точного подсчета ЧСС используют более функциональные пробы нагрузки, которые требуют больше времени:

Проба с 30 приседаниями; Бег на месте — 30 секунд; Степ — тесты.

Функциональная проба Руфье.

Перед проверкой нужно принять исходное положение (И.П.) — лежа. Необходимо лежать 5 минут. После провести подсчет ЧСС за 15 секунд (Р1). Спортсмен делает 30 приседаний за 45 секунд, затем принимает и.п. и сразу считает ЧСС за 15 секунд (Р2), далее проводится подсчет ЧСС за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3).

При увеличении индекса Руфье-Диксона:

до 2.9 — отличное функциональное состояние; от 3-6 — хорошее;

Функциональная проба по Квергу во время тренировок.

Позволяет провести наблюдение за ЧСС при разнообразных нагрузках:

—          30 приседаний за 30 секунд;

—          максимальный бег на месте — 30 секунд;

—          3-хминутный бег на месте с высоким подниманием бедра и интенсивностью 150 шагов в минуту;

—          прыжки со скакалкой — 1 минута.

После физических упражнений провести подсчет ЧСС за 30 секунд (Р1). Повторное измерение проводится через 2 минуты (Р2) и последний подсчет через 4 минуты (Р3).

Читайте также:  Чертежи в автокаде

Индекс рассчитывается по формуле:

Р     Р        Р

-98 — удовлетворительно;

Функциональная проба по Гарвардскому степ-тесту.

Для того, чтобы провести тест, необходимы платформа или ступеньки высотой 35-50 см. Спортсмен должен выполнить 5-минутное упражнение бэйсик-степ и на счет 4 принять и.п. (свести ноги вместе на полу). На раз — подъем на ступеньку с правой ноги, на два — приставить к правой ноге левую. На три — спустить правую ногу на пол, на четыре — принять и.п. Выполнять данное упражнение в темпе 30 спусков за одну минуту в течение 5 минут. После упражнения следует присесть и провести подсчет ЧСС в период восстановления по 30 секунд каждой минуты. Всего должно быть 3 показания за 2,3,4 минуту через каждые 30 секунд.

Индекс Гарвардского степ-теста рассчитывается по формуле:

ИГСТ= t×100 / (t1+t2+t3) ×2

физический нагрузка атлетика пульсометрия

t1, t2, t3 — ЧСС за вторую, треть и четвертую минуту.- Время потраченное на выполнение физического упражнения (5 минут — 300 секунд.)

Все показатели записываются в протокол и сравниваются со стандартами. Меньше 55 — плохая физическая подготовленность.

-64 — ниже среднего.

-79 — средний.

-89 — хорошая

-99 — отличный.

Еще один способ оценки физического состояния — тестирование как применение контрольных нормативов. Так, в практике физического воспитания во время тренировок по бегу используются тесты: бег на 100 м (показатель качества быстроты), бег на 2000 м для спортсменок и на 3000 м для спортсменов (показатель выносливости). В начале тренировочного года тесты проводятся как контрольные, в конце, так и фиксирующи

Техника
и тактика

Правила:
Отбор.. пистолетаАрчи Хан. м/с

4.2
Средние дистанции

Бег на средние дистанции — один из наиболее
популярных видов легкоатлетического
спорта. Принято считать, что к нему относится
бег на дистанции от800 до 2000 м. Однако классическими
видами этого бега, которые включаются
в соревнования для мужчин, юношей и женщин,
являются 800 и 1500 м. В странах, где принята
не метрическая, а ярдовая система измерений,
соревнования проводятся также и на 880
ярдов (804,67 м) и 1 милю (1609,3 м). Разницей во
времени при ярдовых и метрических дистанциях
принято считать: 800мм и 880 ярдов — 0,7 сек.,
1500 м и 1 миля — 18 сек. Старт в беге на 800 м
в настоящее время дается с отдельных
дорожек, и лишь после 100 м бега спортсмены
выходят к бровке. Бегуны на 1500 м стартуют
на прямой. Бег на средние дистанции относится
к группе циклических упражнений и по
характеру усилий требует от бегуна работы
субмаксимальной (околопредельной) мощности.
Средняя скорость сильнейших «средневиков&qu t;
мира в настоящее время достигла чрезвычайно
высоких показателей. В беге на 800 м она
составляет — 12,8 -13,0 сек. На каждые 100 м дистанции
и в беге на 1500 м — 14,2-14,5 сек. Известно, что
энергозатраты, в беге на средние дистанции
покрываются почти в равной степени за
счет аэробных процессов, связанных с
поглощением кислорода и анаэробных процессов,
протекающих без участия атмосферного
кислорода. Это в значительной степени
и определяет задачи тренировки средневика,
который должен обладать способностью
к использованию аэробных реакций и в
то же время отличаться значительной аэробной
производительностью
Бег
на 800 м. У спортсменов младших разрядов
первые 400 м пробегаются на 3 – 5 сек. Быстрее
вторых. Самые быстрые по времени – первые
200 м, самая медленная – 3-я или 4-я 200-метровки.
У спортсменов высших разрядов разница
между 1-м и 2-м кругами 2 – 3 сек., при этом
самыми медленными бывают 2-е или 3-е 200-метровки.
У ведущих бегунов разница между временем
пробегания первых и вторых 400 м равна
1 сек. Самые медленные, как правило, вторые
или третьи 200 м.
Бег
на 1500 м. У спортсменов младших разрядов
скорость бега на каждом 400-метровом круге
падает на 2 – 3 сек. Последние 300 м пробегаются
на уровне скорости 3-го круга. У спортсменов
старших разрядов первые 400 м пробегаются
на 1 – 3 сек. быстрее вторых и третьих,
скорость бега на последних 300 м на уровне
скорости 1-го круга или чуть быстрее. Ведущие
спортсмены первые три круга проходят
почти равномерно с ускорением на последних
300 м.

Бег на 800 метров дисциплина относящаяся
к средним
дистанциям беговой легкоатлетической
программы.
Требует от спортсменов выносливости
(в том числе скоростной), спринтерских
качеств, и тактического мышления. Является
олимпийской дисциплиной лёгкой атлетики
для мужчин с 1896 года, для женщин с 1928 года.

2
Лёгкая атлетика в России
до 1 Мировой войны

1.3
Развитие легкой атлетики
в наше время

Современная легкая атлетика раньше, чем
в других странах начала культивироваться
в Англии. Еще в 1837 г. здесь состоялись
первые соревнования по бегу на дистанцию
около 2 км. Участниками этого соревнования
были учащиеся колледжа г. Регби. Вскоре
и в колледжах Итона, Оксфорда, Кембриджа,
Лондона также организуются спортивные
соревнования. Чуть позже в программу
соревнований включается бег на короткие
дистанции, бег с препятствиями и метание
тяжести, с 1851 г. включены в программу прыжки
в длину и в высоту с разбега, а с 1864 г. —
метание молота и толкание ядра. Новый
этап начался с проведения ежегодных соревнований
между университетами Оксфорда и Кембриджа.
В 1865 г. был основан Лондонский атлетический
клуб, который проводит первые первенства
страны по легкой атлетике. В 1880 г. в Англии
была основана любительская легкоатлетическая
ассоциация, получившая права высшего
органа по легкой атлетике в пределах
Британской империи, а также в ее колониях.
В США первый атлетический клуб появился
в 1868 г. в Нью-Йорке. Но, пожалуй, центрами
развития легкой атлетики в Америке в
те годы становятся университеты. В восьмидесятые-девяно тые
годы прошлого века легкая атлетика, как
самостоятельный вид спорта начинает
культивироваться почти во всех странах
Европы. Возрождение в 1896г. Олимпийских
игр современности оказало большое влияние
на развитие легкой атлетики. В программу
Игр I Олимпиады в Афинах (1896 г.) были включены
12 видов легкоатлетических соревнований:

Официальной датой рождения легкой атлетики
в России принято считать 1888 год. В то лето
группа молодых людей, отдыхающих в дачном
местечке Тярлево под Петербургом, создала
кружок любителей бега, и 6 августа того
же года они провели первое соревнование
по бегу. Деньги на организацию соревнования,
на памятные призы собирали по подписке.
В следующем году кружок принял наименование
«Общество любителей бега», а с 1893
г. — «Петербургский кружок любителей
спорта». Занятия кружковцы начинали
ранней весной на Петровском острове,
а с наступлением лета — в Тярлево. Программа
соревнований дополняется в 1893 г. прыжками
в длину с разбега, с 1895 г. — толканием ядра,
прыжками в высоту, барьерным бегом и бегом
с препятствиями (стипль-чез). Чуть позже
появляются соревнования по кроссу и прыжкам
с шестом, метанию диска и метанию копья.
В программу большого спортивного праздника,
организованного кружком в 1895 г., на котором
благодаря бесплатному входу присутствовало
около 10 000 зрителей, помимо велосипедных
гонок вошли бег на разные дистанции, прыжки
в длину с разбега, бег с барьерами, метание
мяча и чугунного ядра. Кружок стал центром
развития легкой атлетики в России. Здесь
были выработаны первые правила соревнований,
которые получили общее признание. В
1908 г. кружок строит первую в России
гаревую дорожку. Как вспоминали члены
кружка, там выступали известнейшие легкоатлеты
разных стран — Х. Колехмайнен, А. Стенроос,
Ю. Сааристо, Э. Брендедж. Там же в 1908 г.
кружок проводит первый чемпионат России.
В 1911 г. был создан Всероссийский союз
любителей легкой атлетики. По настоянию
известного спортсмена и журналиста Г.
Дюперрона, побывавшего на Олимпийских
играх в Париже в 1900 г. все соревнования
начали проводиться по метрической системе.
В 1912 г. 47 легкоатлетов России впервые
приняли участие в олимпийских играх в
Стокгольме. К сожалению, это первое выступление
было неудачным, легкоатлеты нашей команды
не заняли ни одного призового места. После
этого Русский Олимпийский Комитет принял
решение о ежегодном проведении Всероссийских
олимпиад, которые должны были способствовать
развитию спортивного движения в стране
и лучшей подготовке русских спортсменов
к международным состязаниям и, прежде
всего, к олимпийским. В 1913
г. в Киеве состоялась I Всероссийская
олимпиада, на ней впервые разыгрывался
марафонский бег и женское первенство
по легкой атлетике. Вторая Всероссийская
олимпиада состоялась в 1914 г. в Риге. Героем
этой Олимпиады стал молодой бегун из
Москвы Василий Архипов. На покрытой песком
дорожке Рижского ипподрома он показал
выдающийся для того времени результат
в беге на 100 м — 10,8. Надо сказать, что с таким
же результатом в 1912 г. американский спринтер
Р. Крейг выиграл звание чемпиона V Олимпийских
игр. Начавшаяся первая мировая война,
затем революция на долгие годы отодвинули
спортивные соревнования. Первое первенство
страны по легкой атлетике было проведено
в Москве в 1922 г., участвовало 200 спортсменов
от 16 городов и районов страны. О состоянии
спорта в то время говорит такой факт:
на личном первенстве Москвы по легкой
атлетике 1921 г. один из участников сломал
копье, соревнование пришлось прекратить,
так как второго копья в Москве не нашлось.
В тридцатые годы результаты наших легкоатлетов
начинают приближаться к лучшим мировым
достижениям. Вторая мировая война лишила
мир спортивных состязаний уровня чемпионатов
Европы, Мира, Олимпийских игр. Впервые
советские легкоатлеты приняли участие
в первенстве Европы в 1946 г. в Норвегии,
а в 1948 г. Всесоюзная секция легкой атлетики
вступила в члены Международной федерации
легкой атлетики. Два года спустя атлеты
СССР на первенстве Европы в Брюсселе
завоевали наибольшее количество очков
за призовые места. В 1952 г. впервые после
революции 1917 г. сборная СССР приняла участие
в Олимпийских играх. Дебют оказался удачным:
2 золотые, 10 серебряных и 7 бронзовых олимпийских
медалей. А состоявшийся в 1958 г. в Лужниках
первый матч СССР — США по легкой атлетике
принес победу нашим спортсменам (счет
172:170 очков). Эти традиционные в последствии
матчи по накалу борьбы и результатам
заслуживают более подробного рассказа.
В последующих пяти матчах победу одерживала
советская команда. В 1959 г. на филадельфийском
стадионе состоялся второй матч США — СССР,
завершился он победой сборной СССР. Интерес
к следующему «матчу гигантов» в Москве
в 1961 г. был непередаваемым. Вновь победила
наша команда со счетом 179:163. На этой встрече
было установлено 6 мировых рекордов. В
1962 году в американском городе Пало-Альто
советские атлеты опередили хозяев вновь.
И снова «поединок гигантов» порадовал
великолепными результатами: мировые
рекорды установили В. Брумель, прыгнувший
на 2,26 и Г. Конноли, метнувший молот на
70 м 66см. Итог матча 1963 г. в Лужниках 189:147.
Это событие было центром внимания для
миллионов любителей спорта. Стало традицией,
что в каждом матче СССР — США обновляется
таблица мировых рекордов. И Валерий Брумель
установил новый рекорд, прыгнув на 2,28.
Лишь в шестом матче в 1964 г. на стадионе
«Колизеум» в Лос-Анджелесе — американцы
одержали первую в таких встречах победу
(счет 187:156). В матче в Киеве 1965 года мужской
состав сборной СССР впервые одержал победу
над американскими легкоатлетами (118:112),
а женский состав сборной СССР опередил
на 20 очков. Следующая страница — восьмая
— была лишь через четыре года, вновь в
Лос-Анджелесе, спортивное счастье в тот
раз было на стороне американских атлетов
— 195:174.ь Через год старые соперники встретились
в Ленинграде, наша сборная победила со
счетом 200:173. Первая ничья в поединке «гигантов»
была зафиксирована в десятом матче (186:186).
Одиннадцатый матч 1973 года в Минске принес
непредвиденный разрыв в очках — 216:163 в
пользу советской сборной. Матч 1974 г. проводился
в Дареме и комментатор телекомпаний Эй-Би-Си
сообщил: «Советские спортсмены победили
в традиционном матче — 192:184. Мировые рекорды
гостей явились украшением матча». Л.Брагина
пробежала 3000 м за 8:52,74. В эстафете 4х440
ярдов наши бегуньи установили новый рекорд
— 3:34,28 сек. В 1975 г. в Киеве были разыграны
призы тринадцатого матча СССР — США. Счет
225:138 в пользу сборной СССР.

Читайте также:  Тесты онлайн. Онлайн экзамен

Развитие легкой атлетики
в России

3.Классификация
и общая характеристика
легкоатлетических
упражнений

Легкая атлетика включает в себя 5 видов
физических упражнений: ходьбу, бег, прыжки,
метания и многоборья. В каждом из этих
видов имеются свои разновидности, варианты.
Правилами соревнований определены дистанции
и условия соревнований для мужчин, женщин,
спортсменов различных возрастных групп.
Основные легкоатлетические упражнения
включаются в программу Олимпийских игр,
чемпионатов мира и Европы, национальных
первенств, коммерческих стартов и других
соревнований.
Ходьба
— естественный способ передвижения человека.
Спортивная ходьба отличается от обычной
как большей скоростью, так и своеобразной
техникой, обеспечивающей значительную
быстроту и экономичность движений. При
систематических занятиях спортивной
ходьбой активизируется деятельность
сердечно-сосудистой дыхательной и других
систем организма, вырабатывается выносливость,
воспитываются такие ценные качества,
как настойчивость, воля, упорство, умение
переносить трудности, бороться с утомлением,
неизбежно возникающим в процессе длительных
соревнований. Состязания по ходьбе проводятся
как на дорожке стадиона, так и на обычных
дорогах на дистанции 3, 5, 10, 15, 20, 30 и 50 км
и на время — часовая и двухчасовая ходьба
на стадионе. Участники соревнований по
спортивной ходьбе обязаны придерживаться
определенных правил, главное из которых
— постоянный контакт спортсмена с дорожкой
(опора одной или обеими стопами). При появлении
безопорного положения, когда спортсмен
фактически переходит на бег, он снимается
с соревнований.
Бег-
является основой, главным видом легкой
атлетики. Обычно именно бег становится
центральной частью всех соревнований.
Кроме того, бег входит составной частью
во многие другие легкоатлетические упражнения,
такие, как прыжки в длину, высоту, с шестом
и тройным, метание копья и др. Бег в зависимости
от его характера различно влияет на организм
человека. Медленный, длительный бег в
парке или в лесу (бег трусцой) имеет преимущественно
гигиеническое, оздоровительное значение.
Быстрый, спринтерский бег способствует
совершенствованию скоростно-силовых
качеств, бег на средние и длинные дистанции
— выносливости, барьерный бег — ловкости,
высокой координации движений. Бег условно
подразделяется на гладкий (по дорожке
стадиона), с естественными препятствиями
(кросс), с барьерами и другими искусственными
препятствиями и эстафетный. В свою очередь
в гладком беге различают бег на короткие
дистанции — от 30 до 400 м, средние — от 500
до 2000 м, длинные — от 3000 до 1000м, сверхдлинные
дистанции — 20, 25, 30 км, часовой, двухчасовой,
марафонский бег (42 км 195 м), бег на 100 км.
Кросс проводится до 14 км, а также по дорогам
на самые разнообразные дистанции до 30
км. Барьерный бег проходит по дорожке
стадиона на дистанции от 50 до 400 м. Бег
с препятствиями (с прочно установленными
барьерами и ямой с водой) на 1500, 2000 и 3000
м. Эстафетный бег подразделяется в зависимости
от длины и количества этапов. Он может
проводиться на короткие — 4х60 м, 4х100 м,
4х200 м, 4х300 м, 4х400 м. средние — 3х800 м, 4х800
м, 10х1000, 4х1500 м и на смешанные дистанции
— 400+300+200+100 или 100+200+300+400 м или 800+400+200+100 и
др.
Прыжки
— в легкой атлетике подразделяются
по своему назначению на горизонтальные
(в длину и тройным) и вертикальные (в высоту,
с шестом). Они выполняются с места и с
разбега. В настоящее время прыжки с места
в программу официальных соревнований
не включаются, а используются преимущественно
как средство тренировки и в качестве
тестов для определения уровня физической
подготовленности. Прыжки выполняют различными
способами. Так, прыгать в длину можно
способом «согнув ноги», «прогнувшись&qu t;
или «ножницами» , а в высоту — «перешагиванием quot;,
«перекатом&quo ;, «волной», «перекидным&quo ;,
«фосбери-флоп& uot;. В некоторых способах
прыжков имеется несколько вариантов
выполнения. Например, прыжок способом
«перекат» может выполнятся с нырком
за планку или без него, переходя планку
боком ил спиной, приземляясь на толчковую
или маховую ногу и т.д. Тройной прыжок
состоит из последовательно выполняющихся
«скачка», «шага» и «прыжка».
Прыжок с шестом совершается с помощью
движущейся опоры — шеста. Прыжки способствуют
развитию прыгучести, скоростно-силовых
качеств, разностороннему физическому
развитию человека. Они воспитывают ловкость,
смелость, умение ориентироваться в пространстве
и владеть своим телом.
Метания
— это упражнения преимущественно скоростно-силового
характера, целью которых является перемещение
снарядов в пространстве на возможно большее
расстояние. Они характеризуются мощными,
кратковременными (взрывными) усилиями,
в которые вовлекаются различные группы
мышц и не только руки плечевого пояса,
но и туловища и ног. Таким образом, занятия
метаниями развивает, прежде всего, силу,
совершенствуют качества быстроты, ловкости,
координацию движений.
Многоборья
— состоят из нескольких видов легкой
атлетики (троеборье, пятиборье и т.д.).
Обычно в многоборья входят упражнения
на силу, быстроту, ловкость и выносливость
— бег, прыжки и метания. Этим определяется
то разностороннее влияние, которое оказывает
занятие многоборьями на спортсмена, требуя
от него равномерного развития различных
физических качеств. В настоящее время
наибольшее распространение получили:
семиборье у женщин, десятиборье у мужчин;
троеборье, четырехборье и пятиборье для
мальчиков, девочек, детей среднего школьного
возраста; от троеборья до десятиборья
для юношей старшего возраста; для старших
девушек — различные многоборья, начиная
с троеборья и кончая семиборьем. Результаты
в многоборьях определяются по специальным
таблицам очков

4.Характеристика
по видам

4.1. Спринт — совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены
соревнуются в беге на короткие дистанции
(«бег на скорость») по стадиону. Длина
дистанции в спринте составляет от 30 до
600 метров. В программу Олимпийских игр включен гладкий бег
на 100, 200 и 400 метров у мужчин и женщин, эстафетный
бег 4×100 и 4×400 метров у мужчин и женщин.

Физиология.
Характерной особенностью спринта является
функционирование организма в режиме
креатин-фосфатного алактатного и анаэробного лактатного режимов
энергопотребления.
Дистанции.
Соревнования в спринте проводятся на
официальных соревнованиях (чемпионаты
Мира, Европы) а также входят в программу
легкоатлетического многоборья.
60
м.

100
м. 200
метров.400
метров.длинный
спринт

Бег
на 1500 метров

Оцените статью
Добавить комментарий