1. Обучение чтению по Азбукам в традиционных и альтернативных системах обучения русскому языку.
2. Применение средств наглядности на уроках обучения грамоте.
3. Роль игры в период обучения грамоте.
4. Традиционные и нетрадиционные приемы формирования первоначальных навыков чтения.
5. Формирование каллиграфических навыков в период обучения грамоте.
6. Формирование орфографически правильного письма в букварный период.
7. Использование иллюстративного материала Азбуки на уроках обучения грамоте.
8. Развитие связной речи в период обучения грамоте.
9. Подготовка детей к школе в семье и в дошкольных образовательных учреждениях.
10. Методика формирования у младших школьников навыков полноценного чтения (класс по выбору).
11. Обучение выразительному чтению во 2-4 классах (по выбору).
12. Методика работы над пониманием текста на уроках чтения.
13. Формирование умений самостоятельной работы над текстом.
14. Анализ художественного произведения на уроке чтения.
15. Работа с иллюстрациями на уроках чтения.
16. Словесное рисование на уроках чтения.
17. Элементы интегрирования на уроках чтения.
18. Методика работы над крупнообъемными произведениями в начальной школе.
19. Методика работы над лирическим произведением.
20. Методика работы над сказкой.
21. Уроки внеклассного чтения во 2-4 классах (по выбору).
22. Использование произведений С. Михалкова, К. Чуковского, С. Маршака, Н. Носова, Б Житкова, В. Драгунского и других писателей на уроках чтения и во внеурочной работе (по выбору).
23. Изучение русского фольклора на уроках чтения.
24. Формирование навыков диалогической речи (класс по выбору).
25. Обучение составлению рассказов-описаний.
26. Обучение составлению повествовательных рассказов.
27. Обучение составлению рассказов на основе наблюдений.
28. Обучение сочинениям по картинкам.
29. Обучение изложениям в начальной школе.
30. Словарная работа на уроках русского языка и чтения.
32. Обучение русскому этикету на уроках и во внеурочное время.
33. Речевые ситуации в устном курсе русского языка.
34. Обучение пересказу текстов на уроках чтения.
35. Развитие русской речи ребенка в семье.
36. Творческие работы на уроках чтения.
37. Использование «Рассказов в картинках» для развития речи.
38. Формирование грамматических понятий в чувашской начальной школе.
39. Особенности изучения русских имен существительных.
40. Особенности изучения русских местоимений в начальной школе.
41. Особенности изучения русских глаголов.
42. Особенности изучения русских имен прилагательных.
43. Грамматический разбор на уроках русского языка в начальной школе.
44. Особенности работы над составом слова и словообразования.
45. Работа над типовыми конструкциями в начальной школе.
46. Обучение русскому произношению в чувашской школе.
47. Применение наглядности в обучении грамматике.
48. Работа с учебными словарями на уроках русского языка.
49. Особенности орфографической работы в 1 классе.
50. Приемы обучения непроверяемым написаниям в начальной школе.
52. Диктанты в системе обучения русскому правописанию.
53. Использование учебных словарей при формировании орфографических навыков.
54. Использование наглядности в обучении орфографии.
55. Списывание в системе обучения русскому правописанию.
56. Работа по предупреждению и преодолению орфографических ошибок.
57. Взаимосвязь обучения произношению и правописанию на уроках русского языка.
58. Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
59. Пути и средства повышения интереса к изучению русского языка.
60. Роль внеклассной работы в формировании навыков речи на русском языке.
61. Уголок русского языка в обогащении словаря и формировании русской речи учащихся.
62. Формы внеклассной работы по русскому языку во 2-4 классах.
63. Использование русского фольклора во внеклассной работе.
64. Организация самостоятельной работы на уроках русского языка.
65. Организация самостоятельной работы на уроках чтения.
66. Однотемные уроки русского языка в малокомплектной школе.
Методика
преподавания русского языка: Учебник
для студентов высш. учебн. заведений.
Под ред. М.Т. Баранова М., 2001
Львов М.Р
Словарь-справочник по методике
преподавания русского языка. М., 1997
Литневская
Е.И., Багрянцева В.А. Методика
преподавания русского языка в средней
школе. – М., Академический проект,
2006. – 590 с.
Обучение русскому
языку в школе. Под ред. Быстровой Е.А
М.: Дрофа, 2004 – 240 с.
Программы для
общеобразоват. школ, гимназий, лицеев:
Русский язык. 5-9 кл. / Сост. Л. М.
Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2002. – 160 с.
Новые
государственные стандарты школьного
образования. – М.: ООО «изд-во Астрель»:
ООО «Изд-во АСТ» , 2004. – 446с.
Волина В.В.
Русский язык в рассказах, сказках,
стихах – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
Естественная
письменная русская речь: исследовательский
и образовательный аспекты. Ч. 3:
Письменная речь в психолингвистическом,
лингводидактическом и орфографическом
аспектах: Материалы конференции/ Под
ред. Н. Д. Голева. – Барнаул: Изд-во
Алт. ун-та, 2004. -278 с.
Естественная
письменная русская речь: исследовательский
и образовательный аспекты. Ч. 2:Теория
и практика современной письменной
речи:: Материалы конференции/ Под
ред. Н. Д. Голева. – Барнаул: Изд-во
Алт. ун-та, 2003. -280 с.
Русский язык:
учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.
Под ред. М. М. Разумовской П. А. Леканта.
— М.: Дрофа, 2003. – 304 с.
Русский язык:
учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.
Под ред. М. М. Разумовской П. А. Леканта.
— М.: Дрофа, 2003. – 368 с.
Русский язык:
учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.
Под ред. М. М. Разумовской П. А. Леканта.
— М.: Дрофа, 2005. – 318 с.
Русский язык:
учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.
Под ред. М. М. Разумовской П. А. Леканта.
— М.: Дрофа, 2005. – 267 с.
Русский язык:
учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.
Под ред. М. М. Разумовской П. А. Леканта.
— М.: Дрофа, 2005. – 269 с.
Русский язык:
Практика: Сб. задач и упражнений;
Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват.
учреждений. Под. Ред. В.В. Бабайцевой.
– М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
Русский язык:
Практика: Сб. задач и упражнений;
Учебное пособие для 5 кл. общеобразоват.
учреждений. Под. Ред. В.В. Бабайцевой.
– М.: Просвещение, 1997. — 256 с.
В.В. Бабайцева,
Л.Д. Чеснокова Русский язык: Теория:
Учебник для 5-9 кл. общеобразоват.
учреждений. – М.: Просвещение, 1998 —
287 с.
Методика
преподавания русского языка в школе
VIII
вида
Методика
преподавания ИЗО в школе VIII
вида
Методика
преподавания математики в школе VIII
вида
Изодеятельность,
ручной труд, внеклассная работа в
школе VIII
вида
Трудовая
деятельность в школе VIII
вида
Темы курсовых работ
1.
Методическая система Ф.И. Буслаева как
первооснова лингводидактики.
2.
Методические идеи А.М. Пешковского и их
использование в обучении pycскомy
языку.
3.
Школьные учебники и учебные пособия по
русскому языку нового поколения (анализ
учебников для 5-9 классов под ред. М.В.
Панова /для 5 класса под ред. П.А. Леканта/
для 5 класса под ред. А.А. Леонтьева).
4.
Анализ нового учебно-методического
комплекса по русскому языку для средних
общеобразовательных учебных заведений
под ред. М.М. Разумовской и. П.А. Леканта.
5.
Современные программы и учебные пособия
по русскому языку для 10-11 классов средней
школы.
6.
Типология современных программ по
русскому языку для средних учебных
общеобразовательных учебных заведений
и их сравнительный анализ.
7.
Анализ новых программ и
учебных
пособий по стилистике / по культуре
речи/ по риторике /по русской словесности
для средних общеобразовательных учебных
заведений.
8.
Работа по культуре речи в школе как
система.
9.
Место риторики в дополнительном школьном
лингвистическом образовании: анализ
программ и учебных пособий.
10.
Место лингвостилистического/комплексного
анализа текста в современной школьной
языковой подготовке.
11.
Деловой стиль и деловая речь в школьном
лингвистическом образовании: формирование
языковой и коммуникативной компетенции
учащихся.
12.
ПЭВМ на уроках русского языка.
13.
Формирование коммуникативной компетенции
как основное направление современной
лингводидактики.
14.
Описание лингводидактической
терминосистемьг /по разделам: средства
обучения, формы обучения; методы и приемы
обучения; обучению языку и речи /на
материале «Словаря-справочника по
методике русского языка» М.Р. Львова
и словаря «Термины методики преподавания
русского языка как иностранного»
Б.А. Глухова и А.И Щукина.
15.
Факультативные /элективные курсы в
системе дополнительной лингвистической
подготовки по русскому языку в средней
школе.
16.
Лингвистическая составляющая в
общеобразовательной области «Филология»
в современной школе.
17.
Лингвистические школьные словари как
средство обучения русскому языку в
средней школе.
18.
Типология диктантов /изложений/сочинений
и методика их проведения в современной
школе.
19.
Критерии и нормы оценки знаний, умений
и навыков учащихся по русскому языку
(действующие нормы и проект новых норм)
.
20.
Методика обучения орфографии в школе:
история и современное состояние.
21.
Обучение речевому этикету на уроках
русского языка.
22.
Русский язык /Лингвистическая подготовка
в профильной школе.
Планирование
работы по изучению курса и формы
отчетности
Тематический
план практических, лабораторных и
семинарских
1е
Контрольная работа для студентов ОЗО
и указания к ее
3е
– Темы и рекомендации к перспективному
тематическому
*
В 2000 г. издательским домом “Дрофа”
подготовлено и полностью выпущено в
свет существенно обновленное, доработанное
и дополненное издание данного комплекса
(научный редактор В.В.Бабайцева), в
который входит теперь 11 книг: пособия
“Русский язык. Практика” (5 книг) и
“Русская речь” (5 книг) изданы отдельно
для 5,6,7,8,9 классов.
Издательским
домом “Дрофа” опубликован новый
учебный комплекс для школ и классов с
углубленным изучением языка, включающий
данный учебник, сборники заданий и
рабочие тетради для всех классов (всего
в комплекс входит 10 книг). Характеристику
учебного комплекса см. в статье
В.В.Бабайцевой “Об углубленном изучении
русского языка в школах Российской
Федерации”//РС. – 1995. — №5.
1
В 10 и 11 семестрах для студентов заочной
формы обучения проводится также с/к
«История методики русского языка и ее
современные проблемы» в объеме 20 часов,
завершающийся зачетом.
1
Для
посещения уроков в школе необходимо
на летней сессии получить в деканате
ОЗО специальное направление-ходатайство,
которое предъявляется администрации
школы. Посещение уроков должно быть
заверено в контрольной работе (после
их письменного анализа) подписью
директора (завуча) и печатью.