В мастерской художника…
Художник Жан Габриэль Домерг (Jean Gabriel Domergue)
в студии за работой
Рабочее место художника — это его студия или же уютный уголок в парке, где никто не мешает делать этюды и зарисовки. Работа над картиной может занять всего несколько часов, а у кого-то на это могут уйти и годы. Все зависит от замысла, масштаба и душевного состояния творца. Шедевры рождаются не так уж и просто, поэтому многие великие художники всю жизнь мечтали о стом, чтобы у них была своя рабочая мастерская, где бы они могли уединиться и творить.
Немногим из них это удавалось, т.к. постоянная нищета и неустроенность не давали возможности иметь даже съемную площадь для художественного творчества. Ну а тех, кто все же имел что-то подобное считали и считают до сих пор счастливцами. Мир мастерской художника особенный: у кого-то царит идеальный порядок, а кто-то предпочитает ему «свинство», но при этом четко знает где и что лежит, и находит нужное как по-волшебству. Как и в живописи — у каждого из них свой стиль оформления рабочего места и свои приемы мастерства. Что ж взглянем всего одним глазком на то, как же выглядели рабочие места некоторых художников прошлого и настоящего…
Илья Ефимович Репин перед незаконченной картиной
со Львом Толстым
Марк Шагал во время работы над картиной 1960
Пабло Пикассо в студии на Villa Californie, Канны 1957
Сэр Уинстон Черчилль на пленэре
Художник Вильфред Дюфеней (Wilfred Israel Duphiney)
во время работы над картиной
Художник Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent)
в студии 1900
Художник Джон Сингер Сарджент (John Singer Sargent)
в студии в Париже
Художник Эдвард Гай (Edward Gay) в студии 1907
Художник Эдвард Хоппер (Edward Hopper) за работой 1964
Василий Васильевич Верещагин у мольберта 1902
Джеймс Эббот Макнил Уистлер (James Abbot McNeill Whistler)
в своей художественной студии
Пьер Огюст Ренуар на пленэре
Художник Анри Матисс (Henri Matisse) 1950
Художник Джон Уайт Александер (John White Alexander)
Художник Луи Астон Кнайт (Louis Aston Knight) во время
работы над картиной в одном из парков 1890
Художник Пауль Клеменс (Paul Lewis Clemens) во время
работы над портретом жены Элеоноры Паркер 1956
Художник Ричард Миллер (Richard Miller) во время
работы над портретом 1940
Художница Ширли Френд (Artist Shirley Friend)
в студии 1956
Есть ли у вас своя творческая мастерская? —
Многие начинающие художники, обзаведясь всем необходимым, а именно, красками, кистями, холстами, накопив кипы завершённых произведений, так и не имеют своей творческой мастерской.
Стоит ли об этом думать, когда ты начинающий, и вообще, какая разница, где работать? На кухне, в спальне — было бы место, где установить мольберт. Можно и вовсе без мольберта — на коленях, на столе, например.
Всё это так, но до поры до времени. Если Ваше увлечение рисованием или живописью затянулось, то необходимость мастерской становится злободневной темой.
Когда Вы работаете с растворителями, квартира, где Вы живёте, не место для живописи. Даже если Вы проживаете в одиночку, соседи не станут терпеть постоянный запах. К тому же нужно место под стеллажи и стены под картины.
Тяжела жизнь художника — нужно решить не только жилищный вопрос, но и обеспечить себе место для работы. Конечно, не всё так страшно. Если живопись для Вас хобби, то и кухня может стать Вашей мастерской в то время, когда её не используют по назначению.
Для многих художников, в том числе профессиональных, наличие своей собственной мастерской — несбыточная мечта, и это реалии нашего времени. Каждый сам выкручивается, как может. Будучи реалистом, признаю тот факт, что отсутствие у художника рабочего места скорее норма, нежели исключение.
Джексон Поллок, например, работал в гараже, и он не один из известных нам художников, чьи произведения вышли из бытовых помещений, приспособленных под мастерские.
Любимый мной Артур Фонвизин всю жизнь работал на собственной кухне — именно это помещение стало для него творческой мастерской.
Мы тщательно подбираем художественные материалы, изучаем качество холста, кистей, бумаги, но помещение, где мы будем работать, не менее важно. Недаром психологи говорят, что спальня, например, не место для работы, и если Вы используете её не по назначению, то ухудшаете как сон, так и результат труда.
Наверное, они правы, потому как трудно поддерживать рабочий настрой там, где Вы обычно отдыхаете. Рабочая атмосфера очень важна, и осознание того, что помещение используется по назначению, развязывает руки.
В художественной мастерской Вы не думаете, что можете испачкать пол краской, пролить растворитель и заляпать покрывало на кровати. Всё это Вас не волнует, а значит, Вы на сто процентов отдаётесь работе.
Наличие мастерской даёт Вам главное, что точно не заменят ни кухня, ни спальня. Ваша мастерская — это мир, в котором существует только творчество, только идеи и их реализация.
В мастерской можно спрятаться от внешнего мира и жить только миром идей, воплощая их на своих холстах. Некоторые художники так и делают. Отказавшись от мирской суеты, они уходят жить в свои мастерские, которые становятся для них и монастырями, и храмами искусства.
Каждый сам решает, сколько в его жизни будет быта, а сколько творчества, и где он будет жить — в квартире или мастерской. Важно, если он художник, чтобы этот выбор у него был.
Если Вы начинаете творческий путь в стенах собственной кухни — это нормально. Помните, Вы не первый, постарайтесь организовать пространство так, чтобы ничто Вас не отвлекало.
Как правило, на наших кухнях хорошая вентиляция, а значит, умеренно, но есть возможность работать и с растворителями.
Я в своё время перепачкал не одну кухню и спальню, в том числе масляными красками, и нисколько не жалею об этом, благо те, с кем я живу, были на моей стороне.
Если вспомнить мастерские художников, виденные мной, то их недра бывают поинтересней некоторых музеев как по качеству находящихся в них произведений, так и по убранству самих помещений.
К сожалению, именно художники старой школы необычайно интересны своими мирами, если так можно назвать мастерские. То, что я вижу во вновь появившихся мастерских, сильно отличается от существующих ранее. Некоторые из них могут похвастаться мраморными полами и лепным потолком, но не содержанием, из них хочется бежать и никогда не возвращаться.
Возможно, я ошибаюсь, но что можно создать, купаясь в роскоши? Здесь мне ближе строки Анны Ахматовой.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.
Согласитесь, в этом есть правда, а главное, бесчисленное количество тому примеров великих художников, вышедших из жизненных неурядиц, неустроенности и прочего сора.
В одной из своих статей «Урок композиции» я рассказывал об одной такой мастерской и её хозяине. Прочтите, если пропустили. К сожалению, пропадают эти волшебные миры вместе с окончанием жизненного пути художников.
Вы знаете чешского фотохудожника Яна Саудека? Он мировая легенда. Да, его творчество порой шокирует своей откровенностью, но это настоящее искусство. Он не сделал ни одного случайного кадра, каждый снимок продуман до мелочей.
Я вспомнил о нём потому, что мастерская, в которой он работал, стала персонажем его произведений. Стена, на фоне которой снята большая часть его композиций, сама по себе уникальна и вносит в снимки элемент волшебства.
Используя стены, он создал бесчисленное количество уникальных фотографий, которые невозможно спутать с другими авторами.
Мастерская — Ваш союзник. В ней Вы организуете свой творческий процесс, она же может стать героем Ваших картин и убежищем от бытовых проблем.
Если Вы уже задумываетесь о собственной мастерской, испытывая неудобства в работе и хранении накопившихся картин и рисунков, то, возможно, Вам будет полезна информация, как можно стать счастливым её обладателем.
Конечно, если Вы являетесь членом Союза Художников России, то имеете полное право на то, чтобы за Вами закрепили одну из принадлежащих СХР мастерских.
Следует упомянуть, что фонд мастерских СХР есть не во всех городах, но в крупных, как правило, имеется.
Также будет правильно, если Вы договоритесь с кем-либо из начинающих художников и совместно снимите подходящее помещение. Вдвоем дешевле, зато это будет полноценная мастерская.
Вы можете получить мастерскую, устроившись на работу в какое-либо заведение, где требуется художник, предварительно узнав о том, будет ли она Вам предоставлена.
Список можно продолжать. Например, Вы как Поллок поселитесь в гараже.
Рано или поздно, все, кто серьёзно относится к делу, обзаводится своей мастерской. Хочу пожелать всем скитающимся найти пристанище для создания картин.
Расскажите, где работаете Вы над своими произведениями, есть ли у Вас творческая мастерская либо альтернативные варианты. Возможно, Ваши истории кому-то помогут найти решение данной проблемы.
Жду Ваших комментариев!
Символы музыки в живописи: часть 4. в мастерской художника и в кабинете учёного —
Символы музыки в живописи: Часть 1. Vanitas
Символы музыки в живописи: Часть 2. Пять чувств
Символы музыки в живописи: Часть 3. Музыканты-шуты
Музыкальные инструменты в мастерской художника и в кабинете ученого – часто встречающийся натюрморт картин голландских живописцев. Автопортреты Г. Доу «Художник в мастерской» насыщены символами vanitas: череп, книги, начищенная посуда и музыкальные инструменты (скрипка, лютня). Натюрморт на столе молодого художника особенно лаконичен и выразителен: глобус, лютня и несколько книг, череп. Резкий контраст глубоких теней и рефлексов при лаконичном коричневатом колорите создают впечатление таинственности и сосредоточенности. Философское сочетание: Звук, Знания и Земля – создают образ вселенной.
В картине И. де Яудервилле «Ученый в кабинете» луч света падает на груду инструментов, частично освещено изможденное лицо ученого, погрузившегося в меланхолические размышления. Разбросанные на полу инструменты говорят о том, что на них давно никто не играет. Отсутствие гармонии в комнате – это отражение душевного состояния ученого: тьма, тишина, остановка, отсутствие жизни.
Композиция картины Я. Вермеера Делфтского «Искусство живописи» построена таким образом, будто бы зритель только что откинул занавес и увидел сидящего за мольбертом художника и позирующую модель в костюме музы Клио. Присутствие Клио, музы славы, покровительствующей истории, может говорить зрителю, что творения настоящего мастера не могут кануть в Лету, что «жизнь коротка, искусство долговечно». Труба в данном случае может выступать и символом славы художника-творца.
Музыка в мастерской живописца и ученого – важный символ единения чувства и рациональной мысли, единения зрительного и звукового образа, осознания гармонии-жизни или тишины-смерти. Музыкант, музыкальные инструменты, нотные записи – эти визуальные знаки музыки часто используются при создании живописных композиций философского содержания: vanitas, образа праздной жизни и порока, аллегории познания мира человеком через пять чувств, стихии свободы и творчества, символа единения зрительного и звукового искусств.
Художники в своих мастерских
Интересно побывать в мастерских художников и увидеть их «кухню». Можно заметить, что мастерская творца связана не только со временем, в которое он творит, но и с направлением его творчества. Давайте заглянем в мастерские — место, где рождаются произведения искусства. Многие работы этих художников и скульпторов можно увидеть в музеях и альбомах, но не самих мастеров за работой. А ведь мастерские могут еще больше рассказать о своих знаменитых владельцах и современных художниках.
1. Леонардо да Винчи (1452-1519) — итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека». Новость из мира искусства, связанная с именем Леонардо да Винчи, в http://kabinetavtora.ru/82724.html, о картинах его учеников http://kabinetavtora.ru/49564.html
В мастерской Леонардо да Винчи, Флоренция, XVI век. 3D-анимации
2. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Рембрант. Художник в мастерской, 1628 . Музей изящных искусств, Бостон
3. Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) — русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.
А.А. Алексеев. Мастерская художника А.Г. Венецианова в Петербурге,1827. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
4. Эжен Делакруа (1798-1863) — французский живописец и график, предводитель романтического направления в европейской живописи.
Эжен Делакруа
5. Филипп Руссо (1816-1887) — французский художник. В начале творчества увлекался пейзажем, посвятив многие из своих работ природе Оверни и Нормандии.
Филипп Руссо
6. Гюстав Кларенс Родольф Буланже (1824-1888) — французский художник, представитель салонной живописи и ориенталист.
Гюстав Кларенс Родольф Буланже
7. Иван Иванович Шишкин (1832-1898) — русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы. Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
И.И. Шишкин. И.И.Шишкин и А.В.Гине в мастерской на острове Валааме, 1860.Санкт-Петербург. Русский музей
8. Поль Сезанн (1839-1906) — французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма.
Поль Сезанн
9. Оскар Клод Моне (1840-1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма. О серии картин «Стога» в http://kabinetavtora.ru/94129.html
Клод Моне
10. Огюст Роден (1840-1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. Роден в молодости зарабатывал на жизнь ремеслом декоратора, и большинство его авторских работ были созданы в зрелом возрасте.
Огюст Роден
11. Василий Дмитриевич Поленов (1844-1927) — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.
Художник Василий Поленов в мастерской
12. Илья Ефимович Репин (1844-1930) — русский художник-живописец, мастер портрета, исторических и бытовых сцен. Академик Императорской Академии художеств.
И.Е.Репин работает над портретом Фёдора Ивановича Шаляпина
13. Альфред Филипп Ролль (1847-1919 года) — французский живописец-академист.
Альфред Ролль
14. Джон Сингер Сарджент (1856-1925) — американский художник, один из наиболее успешных живописцев своего времени.
Джон Сингер Сарджент
15. Альфонс Мариа Муха (1860-1939) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».
Альфонс Муха
16. Аристид Майоль (1861-1944) — французский скульптор и живописец каталонского происхождения.
Аристид Майоль
17. Эдвард Мунк (1863-1944) — норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Один из первых представителей экспрессионизма. Его творчество повлияло на современное искусство.
Эдвард Мунк
18. Сюзанна Валадон (1865-1938) — французская художница; первая женщина, принятая во французский союз художников. Также известна как натурщица и мать художника Мориса Утрилло (1883-1955) — французского живописца-пейзажиста.
Морис Утрилло и Сюзанна Валадон
19. Сергей Тимофеевич Конёнков (1874-1971) — выдающийся русский и советский скульптор. Народный художник СССР. Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом». О скульпторе в http://kabinetavtora.ru/39970.html, http://kabinetavtora.ru/40589.html
С.Т. Конёнков в мастерской
20. Кеес ван Донген (1877-1968) — нидерландский художник, один из основоположников фовизма.
Кеес Ван Донген
21. Пауль Клее (1879-1940) — немецкий и швейцарский художник, график, теоретик искусства, одна из крупнейших фигур европейского авангарда. Гражданин Германии, Клее родился, провёл значительную часть жизни и умер в Швейцарии.
Пауль Клее
22. Пабло Пикассо (1881-1973) — испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. О судьбе наследия Пикассо в http://kabinetavtora.ru/75156.html, http://kabinetavtora.ru/94561.html
Пабло Пикассо
23. Диего Ривера (1886-1957) — мексиканский живописец, политический деятель левого толка.
Диего Ривера
24. Марк Шагал (1887-1985) — российский, белорусский и французский художник еврейского происхождения. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Марк Шагал
25. Тамара де Лемпицка (1898-1980) — польская и американская художница, первая художница, которая стала гламурной дивой.
Тамара Лемпицка
26. Генри Спенсер Мур (1898-1986) — британский художник и скульптор.
Генри Мур
27. Сальвадор Дали (1904-1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.
Сальвадор Дали
28. Виллем де Кунинг (1904-1997) — ведущий художник и скульптор второй половины XX века, один из лидеров абстрактного экспрессионизма.
Виллем де Кунинг
29. Фрида Кало (1907-1954)- мексиканская художница, наиболее известная автопортретами. Мексиканская культура и искусство народов доколумбовой Америки оказали заметное влияние на её творчество.
Фрида Кало
30. Джексон Поллок (1912-1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века. О подделке картин Поллока в http://kabinetavtora.ru/65310.html
Джексон Поллок
И ещё две мастерские художников — наших современников.
31. Владимир Иванович Бердников — заслуженный художник России. Родился в 1946 году в городе Кизлен, в Польше. Детство прошло в Брянской области. Участник многих отечественных и зарубежных выставок. Персональные выставки проходили в Смоленске, Брянске, Рославле, Санкт-Петербурге и Москве. Работы живописи и стекла хранятся в коллекциях как в нашей стране, так и за рубежом. Главный художник Первомайского стекольного завода. Рассказывала о художнике в http://kabinetavtora.ru/42352.html, http://kabinetavtora.ru/54251.html
В.И. Бердников в своей мастерской
32. Максимилиан Стернад Милч — известный словенский художник, родился в 1949 году в местечке Руша, живет и работает в Рогашке Слатина. Увлекается графикой и живописью. Он удивительным образом смешивает краски, стили, техники. Принимал участие в индивидуальных и коллективных выставках в Германии, Испании и Словении, его работы украшают кабинет Президента Словении, премьер-министра Словении, многих министерств. О нём в http://kabinetavtora.ru/6332.html
В мастерской Максимилиана Стернада Милча
В двух последних мастерских мы недавно побывали, поэтому рассказ о мастерских художников дополнен авторскими фотографиями. Остальные фото из интернета.
Эргономика для художников: советы как организовать рабочее место художника. — ghenadie sontu fine art
Кисти разнообразные, как по материалу, так и по форме
Краски разнообразные (разных фирм и цветов)
Растворители, масла, лаки
Палитры разнообразные, масленка
Столик под палитру с выдвижными ящиками
Степлер, скобы
Железная линейка 1м
Нож канцелярский
Бумажный скотч
Муштабель
Урна
Карандаши, ластик, пеналы коробки с карандашами и прочими материалами
Бумага
Ненужные газеты
Халат-рубашка
Ненужные тряпки
Мольберт, Этюдник, тринога
Щипцы для натягивания холста
Холст грунтованный или холст обычный, тогда грунт
Стусло и ножовка
Остальное можно подобрать индивидуально.