Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

  • Главные приоритеты государственной политики, выделенные в законе об образовании. Принципы инклюзивного образования, подразумевающего доступность для всех, в плане приспособления к нуждам всех детей. Система инклюзивного образования в Ростовской области.презентация, добавлен 07.08.2015
  • Понятие и отличительные особенности инклюзивного образования, нормативное обоснование и документы, используемые в данной области. Анализ деятельности и проблемы в учреждениях дополнительного образования детей по реализации инклюзивного образования.контрольная работа, добавлен 02.06.2014

Дети-инвалиды такие же, как и остальные дети, со своими особенностями, способностями, взглядами на жизнь, мечтами. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». Каждый ребенок может и имеет право учиться, не смотря на наличие у него особенностей развития или ограниченные возможности. Ст. 28 Конвенции о правах ребенка закрепляет право ребенка на образование. «Концепция федеральной целевой про­граммы развития образования на 2016-2020 годы» обращает внимание на обеспечение доступа детей с ограниченными возможностями здоровья к получению общего, профес­сионального и дополнительного образо­вания, в том числе в образовательных ор­ганизациях. В качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. нклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». 1

моей работы является исследование актуальной проблемы — введение инклюзивного образования в современной России.

изучить специализированные источники, литературу по проблеме инклюзивного образования; законодательные акты Российской Федерации, государственные программы по данному вопросу; обозначить проблемы инклюзивного образования; выявить мнение учащихся и родителей об обучении детей с ОВЗ в традиционном классе; выявить готовность учителей школы обучать детей с ОВЗ; провести социологический опрос среди учителей и учеников. исследования: готовность участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования.

При написании работы использовались следующие методы исследования: анализ литературы и Интернет-источников, анкетирование, собеседование.

темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.

Историография инклюзивного образования в России.

Идея инклюзивного обучения принадлежит Льву Семеновичу Выготскому, который еще в 30-ые годы, одним из первых обосновал необходимость такого подхода для успешной практики социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта (Выготский Л.С. 1983, с. 39-49). Л. С. Выготский указывал на то, что ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он считал, что при всех достоинствах наша школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не водит его в настоящую жизнь.2 Н.М. Назарова высказывает серьезные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии. Приоритетность инклюзивного образования не должна уничтожать другие варианты образования детей с ОВЗ. Только их сосуществование и взаимное обогащение может обеспечить необходимую каждому ребенку вариативность в получении образования, и, как следствие ‒ адекватность выбора образовательного маршрутаб 3. Лошакова И.И., Ярская-Смирнова Е.Р.  Идея состоит в том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе, детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми. Но не менее важно такое общение и тем детям, которые не имеют никаких ограничений в своём развитии или в здоровье. 4 Бадил Валентина Александровна и Любимов Михаил Львович — преимущества пути развития инклюзивного образования через классы, а также важность подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к включению в общеобразовательную школу. олученные результаты эксперимента привели к пониманию необходимости внедрения инклюзии через классы и в количестве, по возможности, не превышающем одного ребенка с ОВЗ в классе. Алехина С.В., Директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, считает, что ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, и обнаружить свои дарования, развить их. Приносить пользу обществу ему поможет доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.5«Инклюзивное образование в эпоху информационного общества, — указывает Э. Н. Фаттахов, — это реальный путь будущее, где могут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавая на основе знаний новое качество жизни людей планеты» 6.

Читайте также:  Все русские классики литературы

Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования.

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (1994). На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Нормативно-правовая база инклюзивного (интегрированного) образования представлена в Приложении №1. Министерство образования Кировской области участвует в реализации государственной программы «Доступная среда» и программы Кировской области «Социальная защита и социальное обслуживание граждан Кировской области», обеспечивающей доступ в общеобразовательные организации детям с инвалидностью, приобретение компьютерного и реабилитационного оборудования, подготовку педагогических кадров. Развитие системы специального образования для детей с ОВЗ в соответствии с нормативными документами: Стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы в Кировской области, утвержденная постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/738; Закон Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области»; Областная целевая программа Кировской области от 03.08.2011 №114/349 «Доступная среда» на 2012–2015 годы; Программа Кировской области «Развитие образования Кировской области» на 2014–2020 годы, от 10.09.2013 №226/595.7

Термин «особые образовательные потребности» ( ) впервые был использован в 1978 году в Лондоне, в докладе Комитета по проблемам образования   Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. На сегодняшний день в РФ применяются следующие подходы в образовании детей с ОВЗ. Дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов. Коррекционные классы общеобразовательных школ. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. При домашнем обучении очень не хватает общения со сверстниками.   комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Теперь появился дополнительно четвёртый способ — в классе обычной массовой школы вместе с детьми без особенностей здоровья. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, — в таких, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Базовым принципом инклюзивного образования, является прием в обычные учреждения «всех детей, несмотря на их особенности и создание соответствующих условий их обучения на основе педагогических методов, ориентированных, в первую очередь, на потребность детей». Задача инклюзивного образования состоит  в том, чтобы включить всех детей  в школьную систему и обеспечить их равноправие. Наглядно и понятно объясняет понятие инклюзивного образования схема, опубликованная на сайте (Приложение № 2). Предполагается специальная работа с использованием ресурсов дополнительного образования по организации взаимодействия здоровых детей̆ и детей̆ с ОВЗ, направленного на гармонизацию детских взаимоотношений; создание атмосферы эмоционального комфорта и взаимопринятия. Сам факт наличия ребенка с ОВЗ в школе не делает её инклюзивной, ровно как и инклюзия не сразу станет культурой практикой в школе, даже если в ней есть лифт или пандус. Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ. Ожидаемые результаты: выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями и получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; реализация себя в обществе; повышение качества жизни; улучшение социально-экономического положения семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Читайте также:  Как опубликовать статью в тематическом журнале — Молодой ученый

Противоречия, ограничения, риски инклюзивного образования.

В настоящее время инклюзивный подход к образованию лиц с ОВЗ в системе образования является одним из самых острых и дискуссионных вопросов образования. Большинство массовых школ не готовы к включению детей-инвалидов в процесс обучения в классах. Очень жаль детей с ОВЗ. Но должно пройти время, чтобы одноклассники не просто жалели детей-инвалидов, а воспринимали их как равных, только с тем условием, что в каких-то вещах им нужна реальная помощь – прочесть вслух слабовидящему, помочь в передвижении по ступенькам колясочнику. Часто здоровые дети с детской непосредственностью и жестокостью оценивают внешние дефекты детей-инвалидов в их присутствии. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание “в четырех стенах”, маскированная (скрытая) депрессия. По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с “обычными” детьми снижен. Согласование интересов участников инклюзивного образования с позиции учеников, педагогов, администрации общеобразовательного учреждения является по своей сути внутренне противоречивым процессом. Это противоречия: между ориентацией учителя на работу с классным коллективом и индивидуальным подходом к учащимся; между объективной оценкой результатов освоения учебной программы и индивидуальным оцениванием достижений учащегося по отношению к его возможностям; между стандартизацией, регламентацией образования и его оптимизацией в конкретных условиях; между стремлением участников процесса к успеху и достижениям – с одной стороны — и заботой о сохранении и укреплении здоровья – с другой; между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями делать это, как другие; между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам; между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза и др. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Родители высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка, опасаются переключения внимания педагогов на детей с ОВЗ в ущерб их детям. Для особых детей необходимо большее время на освоение материала, они могут нарушать учебный процесс своим неконтролируемым поведением, кто-то из них быстро устает и теряет внимание к теме или начинает требовать внимания к себе. Лишь 5% родителей детей с ОВЗ предполагает, что у ребёнка не возникнет сложностей в процессе обучения в инклюзивной школеДля того чтобы новая система работала надежно и эффективно, недостаточно просто принять решение, нужны специально обученные педагогические кадры, большой актив психологов, дефектологов и других специалистов, нужна практика такой работы. Следует сохранить в системе образования существующую на протяжении десятилетий сеть коррекционных образовательных организаций, а также максимально улучшить их материально-техническую базу. Можно согласиться с тем, что форма инклюзивного образования действительно подходит для детей с «нетяжелыми» нарушениями.

Читайте также:  Проект по профориентации воспитанников "Путёвка в жизнь" | Проект на тему: | Образовательная социальная сеть

Результаты социологического опроса среди учителей и учеников.

1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

2. Конституция Российской Федерации.

3. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 29 декабря 2012 г.

4. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

Назарова Н.М Инклюзивное и специальное образование: препятствия, риски развития / Сб. научных статей 4 международного теоретико-методологического семинара. — М.: Логомаг, 2012 6. Носова Т. М., Шведов В. Г., Колыванова Л. А. Инклюзивное образование

7. Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

8. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2013. С. 71 — 95.

Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая на­ука и образование. 2015. № 1.

Педагогика, психология и технология инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции (Казань, 20–21 марта 2014 года). — Казань: Изд-во «Познание», ИЭ УП. — 2014.

4. Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002.С. 15-21.

5. Алехина С.ВИнклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая на­ука и образование. 2015. № 1.

6. Педагогика, психология и технология инклюзивного образования: материалы Второй международной научно-практической конференции (Казань, 20–21 марта 2014 года). — Казань: Изд-во «Познание», ИЭ УП. — 2014.

Автор материала: С. Куимова (10 класс)

Оцените статью
Добавить комментарий