Исследовательская работа по теме «Лёгкая атлетика и её влияние на физическую подготовку и успеваемость учащихся.»

Лёгкая атлетика

  • Понятие легкой атлетики, история ее развития. Виды бега. Экспериментальная оценка влияния занятий легкой атлетикой на физическое и психическое здоровье, самооценку учащихся. Основные правила тренировок. Значение комплекса специальных беговых упражнений.реферат, добавлен 01.08.2021
  • Соревнования в спринте, где спортсмены соревнуются в беге на короткие дистанции по стадиону. Техника бега с барьерами. Характерные особенности бега трусцой (джоггинга). Влияние на здоровье кроссового бега. Длина дистанции для марафонских соревнований.реферат, добавлен 08.12.2015
  • Возникновение и развитие легкой атлетики в мире и России. Особенности бега на различные дистанции. Виды и разновидности прыжков. Основы техники метаний. Организация и проведение соревнований. Физические качества, их определение и характеристика.курс лекций, добавлен 02.09.2012
  • Характеристика одного из древнейших видов спорта, включающего спортивную ходьбу, бег, прыжки, метания, а также легкоатлетические многоборья. История возникновения легкой атлетики. Виды легкой атлетики и их характеристика. Форма проведения соревнований.реферат, добавлен 11.02.2015
  • История возникновения легкой атлетики. Требования к размерам, конфигурации и разметке легкоатлетических мест для бега, прыжков и метаний в залах (манежах). Вспомогательные сооружения и сооружения для зрителей, их размещение, оснащение и требования к ним.реферат, добавлен 12.10.2014

История легкой атлетики. Становление легкой атлетики как вид спорта. История спринтерского бега. Особенности спринтерского бега. Бег на короткие дистанции. Подготовка спринтеров. Тактическая борьба на дистанции. Восстановление в спринтерском беге.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1.1 Становление легкой атлетики как вид спорта

1.2 История спринтерского бега

Глава 2. Особенности спринтерского бега.

1.1 Техника бега на короткие дистанции

1.2 Виды подготовки спринтеров

1.3 Тактическая борьба на дистанции

1.4 Восстановление в спринтерском беге

Список используемой литературы

Легкоатлетический спорт объединяют такие широкие распространенные и естественные для человека виды физических упражнений, как ходьба, бег, прыжки и метание. Кроме того, отдельным видом легкой атлетики является многоборье, которые состоят из ряда легкоатлетических упражнений в различном их сочетании. В зависимости от дистанции и скорости бег по-разному влияет на человека. Бег на короткие дистанции способствует воспитанию быстроты, на средние и длинные дистанции — преимущественно выносливость, барьерный бег — ловкость и быстроту.

К занятиям легкой атлетике подходят уже в раннем возрасте именно тогда надо вложить технические основы выбранного вида. Спортивная техника, способ выполнения изучаемого упражнения, которая должна совершенствоваться из тренировки к тренировки, урока к уроку.

Технический уровень большинство легкоатлетов (бегунов) не соответствует тем правилам и нормам, которые с точки зрения физиологии и аэродинамики позволяют бежать правильно и равномерно для достижения поставленных результатов.

Так как на каждую вид лёгкой атлетики имеется свая техника, я в своей работе рассмотрел бег. Конкретнее о беге и подготовке на 400 м.

На протяжении всей подготовке, занимающиеся изучают технику, тактику бега во время соревнований, физическая, эмоциональная подготовка, восстановление после тренировок и соревнований.

Цель работы — рассмотреть техническую подготовку легкоатлетов.

Задача работы — раскрыть особенности подготовки легкоатлетов, технику бега на короткие дистанции, восстановления в спринтерском беге, история легкой атлетики.

Глава 1. Истории легкой атлетики

Еще в глубокой древности человеку было необходимо уметь быстро бегать, ловко преодолевать различные препятствия, метать разного рода снаряды. От умения человека догнать и метко поразить добычу, от способности быть стойким и закаленным в борьбе с таинственными силами природы зависела его охотничья удача, а значит и жизнь.

Итак, уже первобытному человеку были знакомы бег, прыжки и метания упражнения, составляющие фундамент современного легкоатлетического спорта. Археологи, раскапывая стоянки древнего человека, находят много красноречивых свидетельств тому, что уже на заре цивилизации эти навыки играли огромную роль в повседневной жизни человека. Конечно, в ту пору о спорте в современном его понимании и речи идти не могло. Родился он гораздо позже. Родиной спорта можно считать Древнюю Грецию.

Программа этих соревнований была в основном легкоатлетической. Поначалу их участники состязались лишь в беге на дистанции, равной длине стадиона (192 м 27 см), которая называлась «стадий». Отсюда, собственно, и возникло слово «стадион». Более полувека этот вид бега стадиодром оставался единственным видом соревнований на эллинских олимпийских праздниках. На Играх 14-й Олимпиады (724 г. до н. э.) впервые были разыграны призы в беге на дистанции, равной двум стадиям. На Играх 15-й Олимпиады появился бег на выносливость от 7 до 25 стадиев.

Уже в ту пору участники игр специализировались в отдельных видах программы состязаний. Например, бегуны на длинные дистанции, как правило, очень редко стартовали в беге на короткие дистанции. Зато очень часто один и тот же атлет выступал на двух коротких дистанциях и нередко оказывался сильнейшим на обеих сразу.

На олимпийских праздниках проводились также соревнования бегунов, выступавших в полном боевом снаряжении. Атлет, побеждавший на коротких дистанциях, а также в этом виде состязаний, получал почетное звание «триаст», то есть трех­кратный победитель. Дважды такой чести удостаивался Лео Нидас с острова Родос.

Развитие современной легкой атлетики началось в 30-40-е гг. 19 в. (первые соревнования в колледже г. Регби в Англии в 1837); в 80-90-е гг. во многом странах были организованы любительские клубы, лиги и др.,

Развитие современной легкой атлетики тесно связано с олимпийским движением.

Достаточно сказать, что розыгрыш олимпийских наград в Афинах в 1896 г. стал первым официальным международным соревнованием по легкой атлетике. С тех пор она прочно заняла ведущее место в программе всех Олимпийских игр.

И именно легкоатлет стал первым олимпийским чемпионом. Это был американец Джеймс Конноли, 5 апреля 1896 г. завоевавший победу в тройном прыжке с результатом 13 м 71 см. Однако не Конноли стал подлинным героем I Олимпиады современности.

Несколькими днями позже в борьбу вступили марафонцы. Они бежали 40 км по той самой каменистой дороге, по которой около 2500 лет назад пробежал из селения Марафон в Афины эллинский воин-гонец с вестью о победе греков над персами. По преданию, гонец прибежал в город, не останавливаясь в пути, и с возгласом «Мы победили!» упал замертво. В честь подвига этого солдата в программу Олимпийских игр и был включен пробег от Марафона до Афин. Впоследствии марафонский бег стал одним из обязательных видов легкой атлетики.

В целом же олимпийский дебют «королевы спорта» прошел в Афинах весьма скромно. Легкоатлеты соревновались лишь по 12 видам (сравните: сейчас программа легкой атлетики насчитывает 43 вида). Всего на старт вышло менее ста спортсменов. Например, в высоту прыгали лишь пятеро. Гораздо больше участников собрали соревнования по гимнастике и стрельбе.

Заслуживает внимания такой эпизод олимпийских состязаний. На старт дистанции 100 м большинство бегунов вышли в коротких белых брюках и сапогах с короткими голенищами. И только один спортсмен американец Томас Бэрк был в трусах и в обуви полегче, напоминавшей современные шиповки. Если его соперники принимали старт стоя, то Бэрк опустился на одно колено и уперся в землю руками. Зрители даже посмеивались над этим оригиналом. Но каково же было их изумление, когда именно Бэрк финишировал первым. С тех пор низкий старт стал общепринятым в соревнованиях спринтеров.

Техника бега в те времена мало чем напоминала отточенные движения современных бегунов. Спортсмены бежали скованно, напряженно. И лишь со временем стало ясно, что быстрота несовместима с напряженными мышцами, что, чем свободнее бег, тем выше скорость. Уже на II Олимпиаде в Париже (1900 г.) американец Фрэнсис Джервис намного улучшил олимпийский рекорд, преодолев 100 м за 10,8 с.

Достижения сильнейших атлетов в ту пору росли довольно быстро, не то что сейчас. Так Эллери Кларк из США прыгнул в Афинах в длину всего на 6 м 35 см, а его соотечественник Алвин Кренцлейн стал лучшим на II Олимпиаде в Париже с результатом 7 м 18 см. Тот же разыграны награды в беге на 5000 и 10000 м, в эстафетах 4Х100 и 4Х400 м, а также в десятиборье.

На 8 Олимпиадах современности борьбу вели только мужчины. Но вот в Амстердаме в 1928 г. на легкоатлетические арены впервые вышли женщины.

Их олимпийский дебют превзошел все ожидания.

Во всех пяти видах программы женщины установили мировые рекорды. Бег является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

За последнее двадцатилетие наука о спорте, в том числе и теория, и методика бега, начала развиваться быстрыми темпами. Если раньше она в основном занимала объяснительную функцию и мало помогала практике, то в настоящее время ее роль существенно изменилась. Спортивные соревнования — это уже не просто индивидуальные поединки и не только соревнование команд, это, прежде всего демонстрация силы и умения спортсмена, высокого тактического мышления преподавателя-тренера.

Каждый, кто начинает заниматься бегом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой — просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью ходьбы на лыжах похудеть, четвертый — укрепить волю. И все это возможно. Нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться.

Бег включает в себя несколько самостоятельных видов спорта: спринт, стайер, легкая атлетика, пятиборье, а также и другие. По этим видам спорта есть правила проведения соревнований и предусмотрено присвоение разрядов и званий в соответствии с требованиями единой спортивной классификации. Это стимулирует систематические занятия и рост спортивных достижений бегунов. Названные виды бега включены в программы чемпионатов и Кубков мира на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование.

Быстрый бег был еще известен еще в древности. В наше время спринтерский бег стал непременным видом программы любых легкоатлетических соревнований, в том числе и Олимпийских игр. В течение длительного времени сильнейшими в спринте были американские спортсмены. В историю современной лёгкой атлетики вошли имена таких выдающихся спринтеров СССР и Америки В. Борзов, А. Братич, Ч. Паддок, Д, Оуэнс,

М. Джонсон. Большинство лучших американских спринтеров — негры.

Преимущественно в женском спринте имели в большинстве случае спортсменки европейских стран.

Рост достижений в спринте неразрывно связан с улучшением техники бега и методики тренировки. Важный этап это применение низкого старта впервые его применил Бэрк.

И появление стартовых колодок, предложенных американским тренером Мэрфи в 30-х годах.

Тренеры США не только разработали технику низкого старта, но и одними из первых отказались от напряженного силового бега, обратив внимание на умение после стартового разгона переходить к свободному бегу. Также и тренеры СССР и ряда европейских стран внесли свой вклад в разработку проблемы подготовки спринтеров.

Глава 2. Особенности бега на короткие дистанции

1.1. Техника бега на короткие дистанции

Бег на короткие дистанции характеризуются относительной непродолжительностью работы (6,5 — 50сек) при максимальной её интенсивности (10-12 м/сек), что предъявляет высокие требования организму спортсмена. Общее время пробегание дистанции зависит прежде всего от скорости, которую в состоянии развить спортсмен на дистанции стартового разбега (как быстро достигается максимальная скорость бега), скоростной выносливости (возможность поддерживать достигнутую скорость до конца дистанции) и умения быстро реагировать на выстрел стартера. Следует полагать, что на победу в соревнованиях может рассчитывать тот спортсмен, который лучше своих противников выполнит большинство или все из перечисленных элементов.

У хорошо тренированных спортсменов латентный и моторный периоды реакции на выстрел стартера колеблются в пределах от 0,3 до 0,4 сек. (латентный 0,06—0,1 сек., моторный 0,24—0,3 сек.). За счет совершенствования элементов бега возможно улучшение общего результата на 0,05— 0,08 сек. Для достижения результата международного класса в беге на 100 м спринтер должен уметь развивать скорость не ниже 11,6—12 м/сек. Следовательно, одной из важнейших задач спринтера является повышение абсолютной скорости бега. Общий результат существенно зависит от умения быстро набирать скорость. При хорошем стартовом разбеге скорость на второй секунде бега приближается к 76% от максимальной, на третьей — к 91%, на четвертой — к 95%, на пятой, шестой — к 100%. Успех спортсмена определяется первыми движениями со старта. Обычно от 50-го до 85-го метра скорость волнообразно изменяется, достигая своего пика. Общий результат зависит и от уровня скоростной выносливости спортсмена, о которой можно судить по величине унижения скорости бега на последних метрах дистанции.

Читайте также:  Теоретическая механика — решение задач с примерами

При оценке скоростной выносливости по сопоставлению результатов в беге на 100 и 200 м можно считать, что она достаточная. Если результат на 200 м равняется удвоенному результату на 100 м + 0,4 се при этом нужно учитывать, что отдельные спортсмены в силу своих индивидуальных особенностей имеют преимущественную склонность к бегу на 100 или 200 м. Некоторые спортсмены способны показывать высокие результаты на двух дистанциях.

Спринтерский бег — это целостное упражнение, но условно можно разделить его на 4 фазы: Старт, Стартовый разбег, Бег по дистанции, Финиширование.

В спринте применяется низкий старт, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке.

Для быстрого выхода со старта применяются стартовый станок и колодки.

Они обеспечивают твердую опору для отталкивания, стабильность расстановки ног и углов наклона опорных площадок. В расположении стартовых колодок можно выделить три основных варианта:

1. При «обычном» старте передняя колодка устанавливается на расстоянии 1—1,5 стопы спортсмена от стартовой линии, а задняя колодка — на расстоянии длины голени (около 2 стоп) от передней колодки;

2. При «растянутом» старте бегуны сокращают расстояние между колодками до 1 стопы и менее, расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет около 2 стоп спортсмена.

3. При «сближенном» старте расстояние между колодками также сокращается до 1 стопы и менее, но расстояние от стартовой линии до передней колодки составляет 1—1,5 длины стопы спортсмена.

Стартовые колодки, расположенные близко друг к другу, обеспечивают одновременное усилие обеих ног для начала бега и создают большее ускорение бегуну на первом шаге. Однако сближенное положение ступней и почти одновременное отталкивание обеими ногами затрудняют переход к попеременному отталкиванию ногами на последующих шагах.

Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45—50°, задняя 60—80°. Расстояние (по ширине) между осями колодок обычно равно 18—20см. В зависимости от расположения колодок изменяется и угол наклона опорных площадок: с приближением колодок к стартовой линии он уменьшается, с удалением их увеличивается. Расстояние между колодками и удаление их от стартовой линии зависят от особенностей телосложения бегуна, уровня развития его быстроты, силы и других качеств.

По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой — в заднюю колодку. Носки туфель касаются рантом дорожки или первые два шипа упираются в дорожку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы рук образуют упругий свод между большим пальцем и остальными, сомкнутыми между собой. Прямые ненапряженные руки расставлены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть тела равномерно распределена между руками, стопой ноги, стоящей впереди, и коленом другой ноги.

По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10—20 см выше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести чрезмерно тяжесть тела на руки, так как это отрицательно отражается на времени выполнения низкого старта.

В позе готовности важное значение имеет угол сгибания ног в коленных суставах. Увеличение этого угла (в известных пределах) способствует более быстрому отталкиванию. В позе стартовой готовности оптимальные углы между бедром и голенью ноги, опирающейся о переднюю колодку, равны 92—105°; ноги, опирающейся о заднюю колодку,— 115—138°, угол между туловищем и бедром впереди стоящей ноги составляет 19—23°. Указанные значения углов можно использовать для построения оптимальной стартовой позы; вначале с помощью транспортира расположить тело спортсмена в соответствии с оптимальными углами сгибания ведущих звеньев тела, а затем «подставить» ему стартовые колодки.

Положение бегуна, принятое по команде «Внимание!», не должно быть излишне напряженным и скованным. Важно только сконцентрировать внимание на ожидаемом стартовом сигнале. Промежуток времени между командой «Внимание!» и сигналом для начала бега правилами не регламентирован. Интервал может быть изменен стартером в связи с различными причинами. Это обязывает бегунов сосредоточиться для восприятия сигнала.

Услышав выстрел (или другой стартовый сигнал), бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу.

Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется во всех суставах.

Угол отталкивания при первом шаге с колодки составляет у квалифицированных спринтеров 42—50°, бедро маховой ноги приближается к туловищу на угол около 30°. Указанное положение удобно для выполнения мощного отталкивания от колодок и сохранения общего наклона тела на первых шагах бега.

Чтобы добиться лучшего результата в спринте, очень важно после старта быстрее достичь в фазе стартового разбега скорости, близкой к максимальной.

Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Первый шаг заканчивается полным выпрямлением ноги, отталкивающейся от передней колодки, и одновременным подъемом бедра другой ноги. Бедро поднимается выше (больше) прямого угла по отношению к выпрямленной опорной ноге. Чрезмерно высокое поднимание бедра невыгодно, так как увеличивается подъем тела вверх и затрудняется продвижение вперед.

Особенно это заметно при беге с малым наклоном тела. При правильном наклоне тела бедро не доходит до горизонтали и в силу инерции создает усилие, направленное значительно больше вперед, чем вверх.

Первый шаг следует выполнять возможно быстрее. При большом наклоне туловища длина первого шага составляет 100— 130 см. Преднамеренно сокращать длину шага не следует, так как при равной частоте шагов большая их длина обеспечивает более высокую скорость, но и преднамеренно удлинять его нет смысла.

Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25—30 метру (13—15-й беговой шаг), когда достигается 90—95% от максимальной скорости бега, однако четкой границы между стартовым разгоном и бегом по дистанции нет. Следует учитывать, что спринтеры высокого класса выходят на рубеж максимальной скорости к 50—60-му метру дистанции, а дети 10—12 лет к 25—30-му метру. Бегуны любой квалификации и возраста на 1-й секунде бега достигают 55% от максимума своей скорости, на 2-й—76%, на 3-й — 91%, на 4-й — 95%, на 5-й — 99%.

Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается главным образом за счет удлинения шагов и незначительно — за счет увеличения темпа. Наиболее существенное увеличение длины шагов наблюдается до 8—10-го шага (на 10—15 см), далее прирост меньше (4—8 см). Резкие, скачкообразные изменения длины шагов свидетельствуют о нарушении ритма беговых движений. Важное значение для увеличения скорости бега имеет быстрое опускание ноги вниз — назад (по отношению к туловищу). При движении тела в каждом шаге с увеличивающейся скоростью происходит увеличение времени полета и уменьшение времени контакта с опорой. Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. В стартовом разбеге они в основном такие же, как и в беге по дистанции, но с большой амплитудой в связи с широким размахом бедер в первых шагах со старта. На первых шагах со старта стопы ставятся несколько шире, чем в беге по дистанции. С увеличением скорости ноги ставятся все ближе к средней линии. По существу бег со старта — это бег по двум линиям, сходящимся в одну к 12—15-му метру дистанции.

Если сравнить результаты в беге на 30 м со старта и с ходу, показанные одним и тем же бегуном, то легко определить время, затрачиваемое на старт и наращивание скорости. У хороших бегунов оно должно быть в пределах 0,8—1,0с.

Если сравнить беговые движения, которые совершает стайер (бегун на длинные дистанции) и спринтер, то станет ясно, что разница в технике заключается лишь в том, что у спринтера энергичнее движения при выходе со старта и выше темп бега.

В основе техники бега на любую дистанцию лежит так называемый задний толчок, от силы и направления которого в основном и зависит скорость бега. Важен также и передний толчок, так как при неправильной постановке ноги на землю могут возникнуть силы, тормозящие бег. Происходит это в том случае, когда ступня ставится на дорожку не вертикально, а под острым углом к ее поверхности. Спортсмен как бы натыкается на беговую дорожку и, естественно, снижает скорость. Избежать этого можно, если ставить ногу на дорожку как бы загребающим движением, стараясь продвинуть стопу назад, под себя.

Нога ставится на дорожку упруго, с передней части стопы, на расстоянии 33—43 см от проекции точки тазобедренного сустава до дистальной точки стопы. Далее происходит сгибание в коленном и разгибание (подошвенное) в голеностопном суставах. В момент наибольшего амортизационного сгибания опорной ноги угол в коленном суставе составляет 140—148°. У квалифицированных спринтеров полного опускания на всю стопу не происходит. Выпрямление опорной ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко и снижается скорость его подъема. Отталкивание завершается разгибанием опорной ноги в коленном и голеностопном суставах (подошвенное сгибание). В момент отрыва опорной ноги от дорожки угол в коленном суставе составляет 162—173°. В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер. Нога после окончания отталкивания по инерции движется несколько назад — вверх. Затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз — вперед, что позволяет снизить тормозящее воздействие при постановке ноги на опору. Приземление происходит на переднюю часть стопы.

Длина шага в беге на короткие дистанции больше, чем в беге на длинные. У сильнейших бегунов-мужчин она составляет примерно 200-240 см, у женщин 180-220 см. У начинающих бегунов длина шага гораздо меньше (на 40-50 см). И это естественно. Ведь с развитием силы длина шага будет расти. Поэтому не стремитесь искусственно растягивать шаг. Это приведет к тому, что ваш бег утратит естественность, а скорость уменьшится. При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. На участке дистанции 30—60 м спринтеры высокой квалификации, как правило, показывают наиболее высокую частоту шагов (4,7—5,5 ш/с), длина шагов при этом изменяется незначительно и составляет 1,25±0,04 относительно длины тела спортсмена. На участке дистанции 60—80 спринтеры обычно показывают наиболее высокую скорость, при этом на последних 30—40 м дистанции существенно изменяется соотношение компонентов скорости: средняя длина шагов составляет 1,35 ±0,03 относительно длины тела, а частота шагов уменьшается. Такое изменение структуры бега способствует достижению более высоких значений скорости бега.

Читайте также:  Проза кабинет автора - Войти и опубликовать свое произведение

Надо особо обратить внимание на движение рук в беге. Заблуждаются те, кто полагает, что спортсмены бегут только ногами. Не менее важна для развития скорости и правильная работа рук. Это помогает сохранять равновесие и управлять темпом бегом.

Угол сгибания рук в локтевом суставе во время бега несколько изменяется: движение руки вперёд он уменьшается, назад увеличивается. Движение рук должно быть свободным.

И не сопровождаться подниманием плеч. Фронтальная ось, проходящая через плечевые суставы, должна двигаться вместе с руками вокруг позвоночного столба, что обеспечивает лучшее проталкивание и расслабление. Вынесение вперёд руки должно сопровождаться выведение вперёд одноимённого плеча и отведением назад другого.

К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно (72—80°) наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. Во время отталкивания наклон туловища уменьшается, а в полетной фазе он увеличивается.

Бег по виражу

Техника бега на виражах несколько отличается от бега по прямой. При входе в вираж спортсмен несколько наклоняет туловище влево, чтобы сохранить равновесие. Чем большую скорость развивает бегун, тем сложнее ему сохранять равновесие, а значит, тем больше ему приходится наклоняться внутрь дорожки.

Финишную линию следует пробегать с полной скоростью без специальных бросков или прыжков на ленточку. На последнем шаге можно наклонять туловище вперед, но это имеет значение только тогда, когда силы участвующих спортсменов в забеге равны. Правильное выполнение этого движения может обеспечить победу над равными по силе соперниками.

При тренировке финиша лучше ориентировать спортсмена на то чтобы он финишировал не на ленточку непосредственно, а на 0,5 м нее. У многих спортсменов установка финишировать непосредственно на ленточку приводит к снижению скорости на последних шагах.

Наиболее распространенной ошибкой является увеличение наклона туловища на последних 5-7 м спринтерской дистанции. Такой способ финиширования не только не увеличивает скорость бега, но даже снижает её. Само финиширование выражается в стремлении более энергично работать руками и в резком наклоне (броске) грудью вперёд на ленточку на последнем шаге дистанции. Иногда резкий наклон вперёд осуществляется вначале грудью, а затем боком. Если спринтер пробегает линию финиша так, будто до неё еще 5-10 м, то в этом случае техника его близка к оптимальной.

Бег 400 м относится к наиболее трудным упражнениям спринтерского характера и предъявляет исключительно высокие требования к организму спортсмена. Для достижения высоких спортивных результатов на этой дистанции необходимо иметь отличную технику бега и высокий уровень развития скоростных качеств, скоростной и специальной выносливости.

Многочисленные научные исследования, изучение спортивных биографий сильнейших бегунов мира на 400 м показывают, что в первые 3—4 года тренировки необходимо заложить базу разносторонней подготовленности спортсмена. При этом целесообразно строить тренировочный процесс с учетом будущей специализации спортсмена. Так же как и при тренировке бегунов на 100 и 200 м, весь многолетний процесс подготовки целесообразно разделить на четыре этапа.

В годичном и многолетнем тренировочных циклах можно выделить три вида спортивно-технической подготовки: общую, специальную техническую и совершенствование техники.

Общая подготовка — улучшение координации движений, овладение широким кругом двигательных навыков. Чем богаче набор двигательных навыков, тем легче усваиваются навыки сложных движений. Этот этап совпадает с общефизической подготовкой в подготовительном периоде. Средством являются разнообразные упражнения: гимнастика, акробатика, прыжки, игры, метания. Специальная техническая подготовка — процесс владения рациональной формой старта, стартового разбега и бега по дистанции. Средства — упражнения, представляющие элементы и целые упражнения, выполняемые в различных условиях и режимах. Совершенствование техники — подбор индивидуальных вариантов техники в соответствии с функциональными возможностями организма спортсмена, повышение устойчивости выполнения упражнения под воздействием различных сбивающих факторов (ветра, противники, зрители, незнакомая дорожка и т. п.).

Критерием эффективности вариантов техники является результат. Для правильного выполнения движения необходимо понимание его спортсменом, соответствующая установка к действию, хорошая общая и специальная физическая подготовленность. Под влиянием различных внешних воздействий и роста уровня подготовленности она может изменяться в ту или другую сторону. Необходимо уметь не только обнаруживать ошибки, но и устанавливать причину их возникновения. Можно выделить следующие основные причины неправильного выполнения упражнений.

1. Ошибочное представление (модель) о выполняемом упражнении, возникшее в результате неточных его описаний, неправильной установки к его выполнению, или ошибочное восприятие модели упражнения. Для устранения этой причины необходимо уточнение модели посредством словесной корректировки, показа кинограмм, фотографий.

2. Недостаточная физическая подготовленность (слабое развитие силы, быстроты, выносливости, неумение расслаблять мышцы и т. п.). Этот недостаток устраняется применением соответствующих специальных упражнений.

3. Неправильно выполняемые отдельные элементы движения, которые можно исправить с помощью соответствующих специальных упражнений.

В процессе обучения и совершенствования спортивной техники целесообразно тренировать и совершенствовать управляющие способности организма. Чем более постоянны условия, в которых выполняется изучаемое упражнение, тем прочнее стереотип (неизменность, точность повторения) образуемого навыка. Однако на практике любое упражнение не может повторяться совершенно точно, так как меняются внешние условия его выполнения: направление и сила ветра, качество дорожки и т. п. Поэтому образование «слишком стереотипного» двигательного навыка может привести к тому, что в изменившихся условиях внешней среды эффективность выполнения упражнения будет снижаться в результате пониженной внутренней (внутри организма) управляемости движением. Так называемый скоростной барьер также часто является результатом образования слишком жесткого стереотипа на определенную скорость. Повышенная управляемость достигается путем выполнения тренируемого упражнения в изменяющихся условиях (например, бег со старта и по прямой с разной скоростью, в разных условиях, по прямой, повороту, в гору, из разных положений сидя, лежа и т. д.).

Каждое упражнение складывается из множества взаимосвязанных элементов. Неправильное выполнение хотя бы одного из них приводит к ошибке выполнения упражнения в целом. Поэтому целесообразно совершенствовать и тренировать выполнение каждого отдельного элемента и упражнения в целом. При выполнении упражнений но только совершенствуются навыки, но и повышаются двигательные качества, обеспечивающие выполнение тренируемого упражнения.

Бег должен быть естественным для спортсмена, поэтому не нужно подгонять технику под какой-нибудь эталон. Техника бега всегда индивидуальна, но должна быть правильной.

Уметь избрать правильную тактику, предопределить ход борьбы с соперниками значит наполовину обеспечить себе успех.

Тактика предстоящего бега должна вырабатываться спортсменом задолго до старта. До этого необходимо хорошо знать возможности соперников. Если же вы с ними не знакомы, то, прежде чем выбрать тот или иной вариант тактики, уясните себе цели и задачи на данный старт. Если нужно показать хороший результат, это одно, а занять соответствующее место это другое.

У каждого бегуна есть один — два излюбленных тактических хода. Это понятно. Ведь тактика бега зависит от уровня подготовленности каждого спортсмена. Бегуны, обладающие хорошей скоростью, предпочитают тактику преследования. При этом спор за призовое место решается на последних метрах дистанции. Другие выбирают так называемый «равный» бег со сменой темпа. Третьи способны на протяжении всей дистанции лидировать на высокой скорости.

Тактические навыки приобретаются в основном на специальных тренировках, во время контрольных прикидок и непосредственно в соревнованиях. Овладев определенными тактическими знаниями, вы сможете управлять своими действиями на состязаниях, быстро ориентироваться в трудных ситуациях. А их на дорожке может возникнуть немало.

Во время бега необходимо в первую очередь следить за основными соперниками, чувствовать смену скоростей, вовремя реагировать на финишное ускорение. Это так называемая позиционная борьба, когда ваши соперники бегут впереди и вам виден каждый их шаг.

Есть и более активная тактика, когда спортсмен берет лидерство на себя. Но и здесь нужно быть начеку, поскольку соперники присматривают за вами и ждут удобного момента для решающей атаки.

Выбирая тактику бега, надейтесь не только на свою подготовку. Не забывайте учесть и то, какая стоит погода, каково состояние дорожки. Когда стоишь на старте, всегда кажется, что можешь бежать очень быстро и легко. Не поддавайтесь этому обманчивому ему чувству легкости. Каждый шаг по дистанции должен контролироваться.

Есть несколько приемов, с помощью которых можно навязывать свою тактику соперникам. К примеру, нескольким легким ускорениям в начале бега можно вынудить других спортсменов к лидированию в невыгодный для них быстром темпе».

Среди средств профилактики и восстановления важнейшими являются педагогические. Перед началом тренировки, оценив состояние мышц спортсмена, необходимо провести разминку, включающую медленный бег, упражнения на растягивание и релаксацию мышц задней поверхности. Полезен также легкий массаж и встряхивание мышц. В прохладную погоду после проведенной накануне интенсивной тренировки или при ощущении “потягивания” мышц задней поверхности время разминки следует увеличить.

В основной тренировке необходимо придерживаться принципа гибкой индивидуализации в дозировании нагрузок при объективном и субъективном контроле. Опасно предлагать спортсмену превозмогать неприятные тянущие и болевые ощущения в мышцах, если они не исчезли в процессе разминки. В зависимости от выраженности утомления следует изменять интервалы отдыха, варьировать число повторений, вводить дополнительные упражнения на релаксацию. Важным элементом, обеспечивающим восстановление, как в процессе тренировки, так и по ее окончании, является рациональный подбор и чередование упражнений, позволяющих, не снижая объема работы, переключать нагрузку на различные мышечные группы. Заканчивать тренировку рекомендуется легким бегом и упражнениями на расслабление.

Для спринтеров, имеющих функциональную слабость мышц задней поверхности, необходимо увеличить количество упражнений на укрепление силы этих мышц, используя, в частности, работу на специальных тренажерах для их “закачивания”, а также проводить электростимуляцию.

Из медико-биологических средств восстановления после первой тренировки рекомендуется прием жидкости, содержащей минеральные соли и глюкозу (200—300 мл) и теплый душ (3—5 мин. с температурой воды 37—39). После второй тренировки — также прием жидкости и теплый душ (5—7 мин.) или ванна (лучше хвойная, нарзанная, сероводородная и т. п.)

После “пиковых” нагрузок в недельном микроцикле, а также при выраженных признаках утомления хорошее восстанавливающее действие оказывает сауна (3 захода по 5—7 мин. при температуре 100—110 ) с последующим массажем. Положительный эффект дает также использование теплой ванны с гидромассажем и барокамеры Кравченко (трехкратный подъем на 1200—1500 м с экспозицией 2—3 мин. и компрессией между подъемами 0,5—0,7 атм. по 30—40 сек.).

Из фармакологических средств восстановления можно рекомендовать обширный комплекс препаратов, хорошо зарекомендовавших себя при выраженных признаках мышечного утомления (гипертонус, “забитость” мышц и т. д.), однако применять их можно только по совету и под наблюдением врача. При повышенном мышечном тонусе положительный эффект дает использование препарата скутамил- Ц (0,5—1 таблетка вечером), вызывающего мышечную релаксацию. Витамин Е (2—3 драже в день в течение 3—5 дней) повышает эластичность мышц и снижает вероятность травматизации. При “забитости” мышц, обусловленной накоплением шлаков и молочной кислоты, особенно выраженной после длительных и интенсивных тренировок у бегунов на 400 м, показано применение никотинатов (трентал, нигексин, ксавин — 2—4 таблетки вечером), улучшающих внутримышечный кровоток и удаление шлаков. Для быстрейшего окисления избытка молочной кислоты, отрицательно влияющей как на мышцы, так и на сухожилия, рекомендуется использовать инозин (или рибоксин) по 6—8 таблеток в сутки.

Частой причиной снижения работоспособности спринтеров является возникновение болевых ощущений в области ахиллова сухожилия. Это связано с микротравматизацией и последующим воспалением волокон ахиллова сухожилия и прилегающих тканей (паратенониты), как следствием неадекватных нагрузок. Продолжение тренировок в этой ситуации в прежнем объеме и с высокой интенсивностью (превозмогая боль) может привести к стойким рубцовым изменениям и даже к надрыву сухожилия.

Читайте также:  Исследовательская работа "Мой путь к профессии" | Образовательная социальная сеть

При возникновении болевых ощущений рекомендуется снизить, прежде всего, интенсивность нагрузок. Регулярно применять массаж с мазями, улучшающими кровоток и снимающими отек и воспаление (опино-гель, репарил, фенилбутазон), Из физиотерапевтических процедур в “остром” периоде можно использовать УВЧ и электрофорез, а затем ультразвук с лазонилом или капсолином. В восстановительном микроцикле широко применять водные процедуры (теплые ванны, плавание).

В питание этих спортсменов следует добавлять продукты, способствующие быстрейшему заживлению хрящевой ткани (студни, желе), а также увеличить витаминизацию (аскорбиновая кислота, каротин). Из фармакологических препаратов рекомендуется использовать метилурацил (4—6 таблеток в сутки в течение 5—7 дней).

Нередко у спортсменов особенно у барьеристов, возникают боли в паховой области, По нашим наблюдениям, в значительном проценте случаев это связано не только с микро-травматизацией и растяжением мышечно-связочного аппарата этой области, но и с локальной травматизацией сосудов. В связи с указанными причинами спортсменам, у которых периодически возникают боли, рекомендуется в качестве профилактической меры ввести специальные упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата паховой области. Средства и методы восстановления можно использовать те же, что применяются при нарушениях в области ахиллова сухожилия. Кроме того, учитывая сосудистую травматизацию, в качестве дополнительного средства восстановления можно рекомендовать применение аскорутина (3—4 таблетки в день) в сочетании с препаратами кальция (глюконат, глицерофосфат, хлорид), укрепляющих стенки кровеносных сосудов.

Многие спортсмены жалуются на боли в стопах, обусловленные плоскостопием. В качестве профилактики можно рекомендовать ношение удобной обуви с супинаторами. Среди мер восстановления на первом месте должны быть специальные упражнения, направленные на укрепление мышечно-связочного аппарата свода стопы. К ним относятся перемещение тела в положении стоя за счет подтягивания пальцами стоп, бег по песку, катание стопами круглого бруска и т. п. Полезно тренироваться на травяном газоне босиком, делать тонизирующий массаж стопы. Хороший эффект дает электростимуляция стоп, которую можно проводить 2—3 раза в год по 10 сеансов.

Важнейшим элементом высокой работоспособности бегунов является энергетика мышечного сокращения. Для дистанций 100 и 200 м она определяется в основном запасами креатинфосфата в мышцах, в то время как для бегунов на 400 м — запасами гликогена в мышцах и способностью сохранять скорость и координацию движений при высоких концентрациях лактата в крови. В процессе работы происходит истощение запасов креатинфосфата и гликогена в мышцах, а во время отдыха они восстанавливаются. Однако рост спортивных результатов определяется не простым восстановлением запасов энергогенных веществ, а их увеличением по отношению к исходному уровню (суперкомпенсацией).

Таким образом, при рационально построенной тренировке запасы в мышцах креатинфосфата и гликогена должны увеличиваться. Многократные повторные старты (40— 80 м с интенсивностью 90— 95%) с малыми интервалами отдыха не только не приводят к суперкомпенсации, но и вызывают снижение запасов креатинфосфата по отношению к исходному уровню, что, естественно, может отразиться на спортивных результатах. Аналогично происходит с истощением запасов гликогена в мышцах при многократных повторных стартах бегунов на 400 м (300—600 м с интенсивностью 80—90%) при недостаточных интервалах отдыха.

В настоящее время легкоатлеты не располагают фармакологическими препаратами, способствующими повышению запасов креатинфосфата, и можем добиваться этого только педагогическими средствами. По современным представлениям наиболее рациональным средством для достижения суперкомпенсации запасов креатинфосфата в мышцах является построение тренировочного процесса, при котором между сериями в 4—6 стартов с высокой интенсивностью (40—80 м) следует пауза с медленным бегом в течение 10—12 мин.

Для суперкомпенсации запасов гликогена используются сериями по 2—3 старта на 300—600 м с высокой интенсивностью следуют паузы медленного бега продолжительностью до 15—20 мин. (по самочувствию). В течение этих пауз спортсмен выпивает до 200—300 мл напитка, содержащего глюкозу (до 50—60 г). Непосредственно по окончании интенсивных тренировок, содержащих серии отрезков 300—600 м, рекомендуется прием углеводов (глюкоза, мед, сахар) в количестве 100— 150 г с достаточным количеством жидкости, витаминов (особенно аскорбиновой кислоты) и минеральных солей. Для быстрейшего удаления избытка лактата используется прием инозина, теплая ванна, барокамера на конечности.

При напряженных тренировках, особенно связанных с резким увеличением, как объема, так и интенсивности выполняемой работы, а также в преддверии и непосредственно в условиях ответственных соревнований, огромная нагрузка ложится на нервную систему спортсменов. Перегрузка нервной системы может проявляться в снижении работоспособности, разлаживании техники и неспособности спортсмена реализовать свой спортивный потенциал. В связи с этим в современной системе подготовки спортсменов особую актуальность приобретает использование средств восстановления состояния нервной системы.

Среди педагогических средств к ним относятся: строго индивидуальный подход к каждому спортсмену, рациональное планирование чередования работы и отдыха, создание комфортных бытовых условий, хорошая организация досуга, создание доброжелательной, товарищеской атмосферы в команде.

Использование психологических средств восстановления, особенно психорегулирующей тренировки (ПРТ), способствует лучшей адаптации спортсмена к окружающим условиям, вырабатывает у него своеобразный защитный механизм, помогающий нервной системе противостоять различным факторам, которые могут являться причинами психоэмоциональных срывов.

Большое значение имеют медико-биологические средства восстановления, Использование электросна, франклинизации, углекислых и хвойную ванну способствует нормализации деятельности центральной нервной системы. Применение гаммалона (аминаглона) и ноотропила, восстанавливающих обмен веществ и улучшающих трофику клеток головного мозга, способствует ускоренному усвоению и лучшему закреплению двигательных навыков.

Периодически у спортсменов в состоянии утомления или в стрессовых ситуациях может наблюдаться перевозбуждение (плохой сон, словоохотливость, вспыльчивость) или угнетение (подавленность, вялость, замкнутость) нервной системы, существенно влияющие как на работоспособность, так и на спортивный результат и также требующие применения средств восстановления. В состоянии перевозбуждения наряду с физиотерапевтическими мероприятиями хороший эффект дает применение успокаивающих средств (настой корня валерианы или травы пустырника с бромистым натрием), которые следует принимать в течение 3 — 5 дней. В более серьезных случаях можно использовать легкие транквилизаторы (рудотель, терален), но не более чем по 1—2 таблетки в сутки в течение 2—3 дней! На ночь можно рекомендовать по 1—2 таблетки радедорма, но не более 2 дней подряд.

При состоянии угнетения, особенно связанного с рабочим утомлением, можно рекомендовать прием в первой половине дня (2 раза в день) тонизирующих препаратов растительного или животного происхождения (настойка лимонника или женьшеня, экстракт левзеи, пантокрин) в сочетании с контрастным душем после тренировок.

Следует также серьезно относиться к такому восстановительному фактору, как питание. Прежде всего, оно должно быть сбалансировано по калорийности, о чем можно судить по динамике веса: прибавка в весе указывает на избыток калорий, похудение — на их недостаток. Кроме того, спринтерам и барьеристам, как и представителям других скоростно-силовых видов спорта, необходимо, особенно в периоды работы над скоростью и силой, стремиться к относительному преобладанию в пищевом рационе белков, которые содержатся в таких продуктах, как мясо, рыба, творог, сыр. В то же время следует несколько ограничивать себя в потреблении продуктов, содержащих жиры (сливочное и растительное масло, сметана, жирный творог, мясо и т. п.) и углеводы (конфеты, сахар, мучные изделия, пирожные и т. п.), кроме случаев потребления углеводов после тренировок, о которых было сказано выше.

Не следует также забывать о максимальном разнообразии пищевого рациона с включением продуктов животного и растительного происхождения и о витаминизации пищи за счет свежих овощей и фруктов в течение всего года, особенно в зимне-весенний период. В случаях отсутствия свежих овощей и фруктов необходимо регулярно принимать поливитаминные препараты из расчета 1 драже в сутки, а в зимне-весенний период или при больших нагрузках — до двух драже.

Итак, мы вкратце, на мой взгляд, указал основные задачи, средства и методы обучения технике бега на короткие дистанции. Также мы подробно проанализировали технику спринтерского бега, без знания которой невозможна подготовка спортсмена. Бегун должен уметь быстро выбегать со старта, развить высокую скорость в стартовом разбеге, достичь максимальной скорости во время бега на дистанции и по возможности еще увеличить ее на финише или сохранить скорость до финишной черты.

В своей работе мы указал комплекс упражнений для улучшения техники бега на короткие дистанции, ознакомился с комплексом упражнений для совершенствования низкого старта, стартового разбега, бега по дистанции и финиширования.

Описанные комплексы тренировок, в общую программу остается прерогативой тренера. Определяя объемы нагрузок, он должен учитывать индивидуальные особенности своих подопечных, их генетический потенциал, физические и психические возможности. В любом случае применение тренировочных средств должно сопровождаться постоянным контролем и дозироваться в соответствии с самочувствием спортсмена. Не забывайте также, что все эти типы тренировок носят интенсивный характер и что нагрузки обязательно должны компенсироваться днями отдыха, восстановление после тренировок и соревнований. Также правильное питание даёт должное восстановление после соревнований, тренировок.

Я наблюдал, когда спортсмен слаб эмоционально, но хорошо подготовлен физически мог перестроиться и собраться и выиграть соревнования. Очень важно вовремя тренировок делать препятствия, которые преодолеваться могут только волей, “через не могу”. Это в дальнейшем поможет справится со сложной ситуацией на дистанции.

1. Анатомия человека. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. В.И.Козлова. 1978

2. Анищенко В.С. Физическая культура. 1999

3. Иванов Г.Д. Физическое воспитание. 1995.

4. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. 1995

5. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. 1978

6. Кун Л. Всемирная история физической культуры и спорта. Пер. с

венгр. Под общ. ред.В.В.Столбова.-М.:Радуга,1982

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. 1999

8. Приказ Минобразования России «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального обучения». 1997

9. Батунвр Л.С. «Физиологический журнал СССР». 1979.

10. Верхошанский Ю.В. Теория и практика физ. культкультуры 1970.

11. Волков Н.И. Физиологические основы современных методов развития выносливости. 1962.

12. Зациорский В.М., Аруин А.С., Селуянов В.Н. Биомеханика двигательного аппарата человека. 1981.

13. Зациорский В.М., Алешинский С.Ю., Якунин Н.А. Биомеханические основы выносливости. 1982.

14. Нурмекиви А., Лемберг X. Легкая атлетика. 1990.

15. Озолин Н.Г., Чхаидзе Л.В. Теория и практика физ. культуры 1951.

16. Попов Г., Чапайкин В. Легкая атлетика. 1991.

17. Розенблат В.В. Теория и практика физ. культуры 1958.

18. Тюпа В., Чистяков В., Алешинский С. Легкая атлетика. 1981.

19. Тюпа В.В., Травин Ю.Г., Гусейнов Ф.А. Теория и практика физ. культуры 1982.

20. Тюпа В.В., Гусейнов Ф.А., Мироненко И.Н. Теория и практика физ. культуры 1989.

21. Чхаидзе Л.В. Теория и практика физ. культуры 1948.

22. Яковлев Н.Н., Александрова Г.В, Батунер Л.С. Физиологический журнал СССР. 1978.

23. Теннов В.П., Сирис П.З., Легкая атлетика 1977.

  • Виды легкой атлетики и их краткая характеристика. Значение бега и его положительное воздействие на организм человека. Роль и значение специальных беговых упражнений, особенности выполнения и характерные ошибки при их освоении. Фазы спринтерского бега.контрольная работа, добавлен 04.02.2018
  • История развития легкой атлетики. Дисциплины легкой атлетики: спортивная ходьба, гладкий, барьерный спринт, бег на средние дистанции. Основные методы подготовки в легкой атлетике. Общепедагогические принципы обучения и воспитания. Самостоятельные занятия.реферат, добавлен 07.12.2016
  • Определение понятия легкой атлетики («королевского спорта»), характеристика ее основных видов: бега, спортивной ходьбы, прыжков, метаний, многоборья, их правила, участники, судейство и нарушения. Сравнение легкой атлетики с другими видами спорта.реферат, добавлен 06.11.2014
  • История возникновения легкой атлетики, виды и их характеристика. Соревнования. Форма проведения соревнований и календарь. Мировые и олимпийские рекорды в легкой атлетике. Выдающиеся спортсмены. Развитие легкой атлетики в России. Проблемы легкой атлетики.реферат, добавлен 09.10.2014
Оцените статью
Добавить комментарий