В поисках подтекста — произведение на литературный конкурс «я мысленно вхожу в ваш кабинет…»
Приятель мой очень любит слушать песни В.Высоцкого и при этом никогда особо не вникает в их смысл.
Как-то мы поспорили. Я сказала, что в песне «Смотрины» очень хорошо показано извечное на Руси чувство зависти одного соседа, лентяя и неудачника к другому, более везучему. На что приятель мой, усмехнувшись, сказал, что во всём-то вы, филологи, пытаетесь найти какой-то подтекст. А надо, мол, просто слушать (песни, стихи) и наслаждаться, особо не заморачиваясь. А то, если порыться, можно и политический подтекст отыскать, что вообще нынче очень модно.
Я и решила «порыться» . Разумеется, для того, чтобы опровергнуть его слова, и, разумеется, в интернете. И сразу же наткнулась на интересующую меня статью «Ещё раз о подтексте песни В.С.Высоцкого «Смотрины»
Авторы статьи – Намакштанская И.Е ( кандидат филологических наук) и Е.В.Романова ( доцент и руководитель кафедры почему-то генетики и растениеводства) на основе «лексико-семантического анализа» доказывают, что в вышеупомянутой песне Владимира Семёновича «Смотрины» речь идёт о событиях, развернувшихся вокруг Бориса Пастернака после присуждения тому в 1958 Нобелевской премии. Не больше и не меньше.
А приметами того события авторы считают некие «намёки» из текста песни.
Так, слово «передряги» — созвучно со словом Переделкино, где жил Пастернак в то время; «хруст в хрящах» напрямую указывает на фамилию Хрущёва, а «паскуда» — вообще произошло из сочетания слов «Пастернак – иуда».
Дальше – больше:
«Печка в синих изразцах» — это, оказывается, символ Швеции («страны синих озёр»), в которой происходило вручение премии;
«огород» — прямое указание на фамилию поэта, ведь пастернак – огородное растение, да и сам нобелевский лауреат любил в те годы возиться в огороде;
«цепные псы взбесились» — информация о начале «нобелевских неприятностей»;
вполне допустимая инверсия «гусей некормленых косяк» — это предчувствие грядущих неприятностей, что подтверждается последующей строкой «да дело, в общем, не в гусях»;
«постены появились» — это, оказывается нежелательные контакты с иностранными журналистами, которые осаждали поэта после вручения ему премии;
«потом у них была уха» — намёк на Крыловскую «Демьянову уху», ведь потом было расширенное заседание секретариата Союза писателей, на котором «дело Пастернака» было навязано к рассмотрению;
«заливные потроха» — это уже, разумеется, констатация того факта, что поэта «съели с потрохами»;
«пошли плясать в избе» — все заседавшие «плясали под чужую дудку»;
«набычась, а потом и подбочась» — намёк на обиду поэта («набычась»), который потом ополчился на оппонентов («подбочась»);
«и думал я, а с кем я завтра выпью из тех, с которыми я пью сейчас» — это, конечно, о том, что среди обвинителей Пастернака было много его добрых знакомых и приятелей.
Ну, а главным подтверждением своей теории авторы считают следующие строки:
» Сосед орет, что он — народ,
Что основной закон блюдет:
Что — кто не ест, тот и не пьет,-
И выпил, кстати.
Все сразу повскакали с мест,
Но тут малец с поправкой влез:
Кто не работает — не ест,-
Ты спутал, батя!»
Ведь в хрущёвские времена пословица «Кто не работает – тот не ест» была почти девизом, а сам Генеральный секретарь(«батя») был замечен в неточном её цитировании.
И в заключение авторы статьи проводят параллель между стихотворением самого Пастернака «Свадьба» (из его романа «Доктор Живаго») и песней Высоцкого, которая в первой редакции называлась так же.
Прочитав всё это и немало подивившись изобретательному уму некоторых докторов филологических наук, я пришла к выводу, что, действительно, приятель мой оказался прав, а русский язык по-прежнему велик и могуч.
Теперь я читаю стихи и слушаю песни, не особо пытаясь вникнуть в то, что же пытался сказать автор теми или иными строками.
← Вернуться назад
Проголосовало:
0
Вернуться к списку конкурсов
Литературные дневники / проза.ру
из цикла «Облики»
Я мысленно вхожу в ваш кабинет…
Здесь те, кто был, и те, кого уж нет,
Но чья для нас не умерла химера,
И бьётся сердце, взятое в их плен…
Бодлера лик, нормандский ус Флобера,
Скептичный Франс, святой Сатир — Верлен,
Кузнец — Бальзак, чеканщики — Гонкуры…
Их лица терпкие и чёткие фигуры
Глядят со стен, и спит в сафьянах книг
Их дух, их мысль, их ритм, их бунт, их крик…
Я верен им… но более глубоко
Волнует эхо здесь звучавших слов…
К вам приходил Владимир Соловьёв,
И голова библейского пророка —
К ней шёл бы крест, верблюжий мех у чресл —
Склонялась на обшивку этих кресл.
Творец людей, глашатай книг и вкусов,
Принесший вам Флобера, как Коран,
Сюда входил, садился на диван
И расточал огонь и блеск Урусов.
Как закрепить умолкнувшую речь?
Как дать словам движенье, тембр, оттенки?
Мне памятна больного Стороженки
Седая голова меж низких плеч.
Всё, что теперь забыто иль в загоне —
Весь тайный цвет Европы иль Москвы —
Вокруг себя объединили вы —
Брандес и Банг, Танеев, Минцлов, Кони…
Раскройте вновь дневник… гляжу на ваш
Чеканный профиль с бронзовой медали…
Рука невольно ищет карандаш,
И мысль плывёт в померкнувшие дали.
И в шелесте листаемых страниц,
В напеве фраз, в изгибе интонаций
Мерцают отсветы событий, встреч и лиц…
Угасшие огни былых иллюминаций.
1913
- 30.04.2022. Константин Фофанов Вдали, как чуткий страж, почиет
- 29.04.2022. Антония Гутова Мелькают дни, как гончих стая
- 28.04.2022. Мадина Серебрякова Дыхание
- 27.04.2022. Максимилиан Волошин Р. М. Хин
- 26.04.2022. Владимир Мазин Города исчезают и страны
- 25.04.2022. Дарья Александер Жизнь как линейка от нуля до ста
- 24.04.2022. Лариса Миллер Давайте отменим унынье, упадок, урон
- 23.04.2022. Владимир Фирсов Стихи о красоте
- 22.04.2022. Римма Запесоцкая Рождаются стихи в ночной тиши
- 21.04.2022. Виктор Генрихович Гофман Вот начнется весна — и пр
- 20.04.2022. Омар Хайям Миром правят наслие, злоба и месть
- 19.04.2022. Максимилиан Волошин Выйди на кровлю. Склинись на ч
- 18.04.2022. Владимир Мазин Зари вечерней коромысло
- 17.04.2022. Симон Осиашвили Освобождалось небо от грозы
- 16.04.2022. Кирилл Ковальджи Любовь не умирает
- 15.04.2022. Лариса Миллер Зарыться бы лицом в горячую подушку
- 14.04.2022. Константин Фофанов Заря вечерняя, заря прощальная
- 13.04.2022. Галина Нерпина Ничего… Просто в горле саднит.
- 12.04.2022. Татьяна Ратгауз От нежности тяжелой не уснуть
- 11.04.2022. Николай Якушев Ветрам пока ещё не время
- 10.04.2022. Илья Рейдерман О, море, шуми напоследок, шуми!
- 09.04.2022. Анатолий Поперечный Пора раздумий
- 08.04.2022. Андрей Вознесенский Тишины!
- 07.04.2022. Анатолий Гоморев Задул весенний ветер над землёй
- 06.04.2022. Сергей Фокин Бессонница
- 05.04.2022. Николай Якушев Стихи умирают, как люди
- 04.04.2022. Валерий Брюсов Под утро
- 03.04.2022. Лариса Миллер Ничего из того, что зовётся бронёй
- 02.04.2022. Анна Ахматова Широк и желт вечерний свет
- 01.04.2022. Евгений Солнович И снова снег, на этот раз в апрел
Я мысленно вхожу в ваш кабинет (песня) — википедия переиздание
Музыка Давида Тухманова
Слова Максимилиана Волошина
Я мысленно вхожу в ваш кабинет,
Здесь те, кто был, и те, кого уж нет,
Но чья для нас не умерла химера.
И бьётся сердце, взятое в их плен.
Бодлера лик, нормандский ус Флобера,
Скептичный Франс, святой сатир Верлен,
Кузнец Бальзак, чеканщики Гонкуры…
Их лица терпкие и четкие фигуры
Глядят со стен и спят в сафьянах книг,
Глядят со стен и спят в сафьянах книг.
Их дух, их мысль, их ритм, их крик…
Я верен им, я верен им.
Их дух, их мысль, их ритм, их крик…
Я верен им, я верен им.
Я мысленно вхожу в ваш кабинет … — произведение на литературный конкурс «я мысленно вхожу в ваш кабинет…»
(С благодарностью,в память о Л. Филатове!)
Я мысленно вхожу в Ваш кабинет,
Там тихо, слышен голос ветра,
Там все чем жил актер, поэт
Широкой мыслью измеряя километры!
Рукой дрожащей тронуты тетради,
В которых первые несмелые стихи,
И пьесы, что забавы ради,
Талантом юноши напоены.
Там зарисовки песен кинофильмов,
Карандашом Задорнов и Качан,
И пару лент домашних диафильмов,
И Шацкой Нине посвященный океан.
В нем трепетно со строгаю любовью
Два чувства к ней и также навсегда,
Еще к Таганке той, с которой кровью
Свела навеки торопливая судьба.
Дышать едва ли смея… Осторожно,
ступая по стопам фанатов,
Так радостно и так тревожно,
Быть там где некогда творил Филатов!
Я мысленно вхожу в Ваш кабинет,
Черпая вдохновенье снова,
Наполовину я, скажу Вам так — поэт
Той рифме Вашего заманчивого слова!
__________________________________
Нина Шацкая — супруга Л. Филатова
Таганка — историческое название местности в Москве, между реками Яуза и москвой рекой. Там расположен известный театр возглавляемый в свое время Любимовым где играл Высоцкий, Смехов, Филатов и др. знаменитости.
Задорнов — писатель сатирик, друг Филатова
Качан — актер, музыкант , писатель, друг Филатова.
← Вернуться назад
Проголосовало:
0
Вернуться к списку конкурсов




