Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

1. Когда произошли эти события? Соедини стрелками.

Медный всадник. А. С. Пушкин

При Петре Великом:Русские корабли вышли в Балтийское море.Открытие в России первого музея.

При Екатерине Великой:
Открытие народных училищ и Воспитательного дома.
На Чёрном море появился русский флот.
В Санкт-Петербурге воздвигнут Медный всадник.

1) Какое историческое событие отразилось в песне? Чем оно закончилось?
Заточение народного героя Емельяна Пугачёва.

2) Как в песне выражено отношение народа к Емельяну Пугачёву?
В песне Пугачёв назван «добрым молодцем». Простой народ любит Пугачёва и горюет, что их защитника схватили и посадили в тюрьму.

3. Отметь знаком «+» современников Екатерины Второй.
Емельян Иванович Пугачёв
Михаил Федорович Романов
Дмитрий Михайлович Пожарский
Александр Васильевич Суворов
Фёдор Фёдорович Ушаков

Медный всадник. А. С. Пушкин

5. Узнай, кто изображён на этих портретах. Подпиши.

Запиши, чем прославились эти люди в русской истории.
А.В. Суворов — великий русский полководец, не проиграл ни одного сражения. Взял крепость Измаил.
Ф.Ф. Ушаков — морской стратег, разгромил турецкий флот.

6. Рассмотрите рисунки и определите, где изображены жилища и предметы быта дворян, а где — крепостных крестьян. Соедините стрелками.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

В центре площади Декабристов стоит знаменитый памятник Петру I. Это герой пушкинской поэмы — Медный всадник:

И прямо в темной вышине Над огражденною скалою Кумир с простертою рукою Сидит на бронзовом коне.

Двенадцать лет трудился над созданием памятника скульптор Фальконе, специально для этого приглашенный из Франции. Долго и внимательно изучал он движения коня и всадника: только на изготовление гипсовой модели понадобилось около трех лет.

Огромного труда потребовала доставка в Петербург гранитного монолита для подножия памятника. Его нашли около деревни Лахты; весил он сто тысяч пудов. На перевозку пришлось потратить больше четырех месяцев.

Фальконе уехал на родину, не дождавшись торжественного открытия памятника, которое состоялось 7 августа 1782 года. Все работы по установке монумента заканчивал скульптор Гордеев. Он же сделал змею под ногами коня.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Памятник Екатерине Великой

Памятник Екатерине II появился на площади Островского в 1873 году (по проекту художника Микешина его выполнили скульпторы Чижов и Опекушин). В горностаевой мантии, со скипетром в руке, точно во время придворной церемонии, выступает Екатерина II. У ног ее — выдающиеся государственные деятели и полководцы. Всех их легко узнать, сходство передано очень точно. Вот, опираясь на шпагу, стоит Суворов, рядом Потемкин и Румянцев, дальше — Дашкова, Державин, Орлов, Чичагов, Бецкой, Безбородко.

Статуя Екатерины II установлена на высоком постаменте из серого сердобольского полированного гранита. Несмотря на условность композиции — почти вдвое большую высоту статуи Екатерины по сравнению с другими фигурами, театральность позы императрицы и т. д. — характерной особенностью памятника является реалистическая трактовка фигур, выполненных с большим портретным сходством.

Вступление

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.

Медный всадник. А. С. Пушкин

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхой невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова,
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Читайте также:  Экотелеком личный кабинет войти в личный кабинет люберцы

Медный всадник. А. С. Пушкин

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Последняя поэма А. С. Пушкина

Последняя поэма Александра Пушкина “Медный Всадник” была написана осенью 1833 года в Болдине после поездки на Урал по пугачевским местам. По мнению исследователей, работа над поэмой продолжалась меньше месяца – с 6 по 31 октября. Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: “31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 “.   Работа над поэмой стоила Пушкину огромного труда. По данным исследователей, поэт переписывал каждый стих по нескольку раз (иногда — до 10 раз), прежде чем добиться идеальной формы для каждого из них

В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.

История об «ожившем памятнике» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться». (По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».)

В короткой поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом. Совершенство поэтических форм и новаторские принципы художественного воплощения исторического и современного материала сделали «Медный всадник» уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому» периоду русской истории. Так в поэме «встретились» две темы: тема Петра, «строителя чудотворного», и тема «простого» («маленького») человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг. Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища — Петербурга.

В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к «Медному всаднику» – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Тогда им были выполнены 32 рисунка, однако разногласия с издателями не позволили осуществиться задуманному предприятию. Особенностью творческого замысла Бенуа было построфное иллюстрирование, строгое следование Пушкинскому тексту. Так описывает Бенуа решение своего замысла: «Задумал я эти иллюстрации в виде сопровождающих каждую страницу текста композиций. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи».

Медный всадник. А. С. Пушкин

Иллюстрация 1916 г.

«Медный всадник», так страстно изуродованный цензурой, является, безусловно, одним из сильнейших пушкинских произведений —  в художественном отношении и в смысле психологической картины, создаваемой автором. Не даром Александра Бенуа вновь и вновь притягивала эта мистическая вещь. Он проиллюстрировал чуть ли не каждую строфу — а то и каждый стих поэмы. Александр Бенуа обращался к теме «Медного всадника» несколько раз.

В общей сложности его работа над иллюстрациями к последней поэме Пушкина длилась 19 лет — с 1903 по 1922 год.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

В 1916, 1921–1922 годах цикл был в третий раз переработан и дополнен новыми рисунками.

И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к “Медному всаднику” до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение).

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Большая часть тиража была отпечатана на желтоватой бумаге, остальная — на белой бумаге с водяным знаком, изображающим двуглавого орла, с надписью вокруг него: «Печать Ими. Акад. живописи, скульптуры и архитектуры». Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики.

Читайте также:  Неожиданность (Наталия Никулкина) / Стихи.ру

БЕНУА Александр Николаевич. Набор открыток с иллюстрациями художника к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (Издание «Советский художник». Москва. 1966)

Медный всадник. А. С. Пушкин

Иллюстрация 1903 г.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную, На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду погружен. Осада! Приступ! Злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревна, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам!

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

И с той поры, когда случалось Идти той площадью ему В его лице изображалось Смятенье. К сердцу своему Он прижимал поспешно руку Как бы его смиряя муку Картуз изношенный сымал, Смущенных глаз не подымал И шел сторонкой.

В процессе работы над иллюстрациями к поэме «Медный всадник», длившейся без малого 20 лет, А. Бенуа были созданы три редакции иллюстраций — 1903, 1905, 1916 годов. Предметом анализа в данной работе являются иллюстрации третьей редакции, увидевшие свет в книжном издании 1923 года. Оригинальные графические листы выполнены Бенуа тушью, графитным карандашом, акварелью . Иллюстрации напечатаны в технике литографии.

Экземпляр издания 1923 года находится в РГБ, также в Государственном музее (ГМП). Оригинальные листы разных редакций разобщены по разным музеям: ГМИИ им. Пушкина, ГМП, Русский музей, а также находятся в частных собраниях.

Медный всадник. А. С. Пушкин

При жизни Пушкина поэма “Медный всадник” не была напечатана.

В печать вышел только отрывок из “Медного Всадника” – “Вступление”. Отрывок был напечатан в 1834 году в журнале “Библиотека для Чтения”. Вскоре после смерти Пушкина “Медный всадник” был впервые напечатан полностью в журнале “Современник” в 1837 г.

«Медный всадник» — одно из самых совершенных поэтических произведений Пушкина. Поэма написана, как и «Евгений Онегин», четырехстопным ямбом.  «По звуковой изобразительности стих «Медного всадника» знает мало соперников», — заметил поэт В.Я. Брюсов, тонкий исследователь пушкинской поэзии.

Сюжет неоригинален, но раскрыт абсолютно по-новому. Мелкий чиновник Евгений из-за своих частных, по большому счету никому не интересных проблем вдруг решает взбунтоваться и пойти против власти, олицетворенной здесь в образе Петра I, а точнее его бронзовой статуи – Медного Всадника. И конечно, Евгений побежден, раздавлен неограниченной силой власти монарха. Он опускается на самый низ социальной лестницы, и в итоге умирает, забытый всеми. Такая концовка весьма закономерна, ведь никто не может идти против власти.

Но ценность этого произведения не только в его социальном аспекте. «Медный всадник» — это еще и гимн Петербургу. Здесь воспевается все величие и красота одного из самых чудесных городов России. Пушкинский Петербург прекрасен, полон веселья и жизни, а главное, велик, как и его основатель.

А.С.Пушкин. «Медный всадник» в прочтении И.М.Смоктуновского (1980)

Серия сообщений «О ПУШКИНЕ»:

Часть вторая

Но вот, насытясь разрушеньем
И наглым буйством утомясь,
Нева обратно повлеклась,
Своим любуясь возмущеньем
И покидая с небреженьем
Свою добычу. Так злодей,
С свирепой шайкою своей
В село ворвавшись, ломит, режет,
Крушит и грабит; вопли, скрежет,
Насилье, брань, тревога, вой!..
И, грабежом отягощенны,
Боясь погони, утомленны,
Спешат разбойники домой,
Добычу на пути роняя.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске
К едва смирившейся реке.
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит как на находку;
Он перевозчика зовет —
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везет.

Читайте также:  Введите свой электронный адрес или нажмите на ссылку Личный кабинет Энергосбыт Курган

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы ни обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Медный всадник. А. С. Пушкин

И с той поры, когда случалось
Идти той площадью ему,
В его лице изображалось
Смятенье. К сердцу своему
Он прижимал поспешно руку,
Как бы его смиряя муку,
Картуз изношенный сымал,
Смущенных глаз не подымал
И шел сторонкой.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Остров малый
На взморье виден. Иногда
Причалит с неводом туда
Рыбак на ловле запоздалый
И бедный ужин свой варит,
Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров. Не взросло
Там ни былинки. Наводненье
Туда, играя, занесло
Домишко ветхой. Над водою
Остался он как черный куст.
Его прошедшею весною
Свезли на барке. Был он пуст
И весь разрушен. У порога
Нашли безумца моего,
И тут же хладный труп его
Похоронили ради бога.

А. С. Пушкин, осень 1833

Медный всадник. А. С. Пушкин

Предисловие

Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.

Медный всадник. Пушкин

Медный всадник. А. С. Пушкин

Поэма А. Пушкина «Медный всадник» с иллюстрациями П. Соколова, А. Бенуа

Медный всадник. А. С. Пушкин

Итак, домой пришед, Евгений
Стряхнул шинель, разделся, лег.
Но долго он заснуть не мог
В волненье разных размышлений.
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег. Что ведь есть
Такие праздные счастливцы,
Ума недальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Что служит он всего два года;
Он также думал, что погода
Не унималась; что река
Всё прибывала; что едва ли
С Невы мостов уже не сняли
И что с Парашей будет он
Дни на два, на три разлучен.
Евгений тут вздохнул сердечно
И размечтался, как поэт:

Медный всадник. А. С. Пушкин

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.

Медный всадник. А. С. Пушкин

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.
Увы! всё гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладеть». Он сел
И в думе скорбными очами
На злое бедствие глядел.
Стояли стогны озерами,
И в них широкими реками
Вливались улицы. Дворец
Казался островом печальным.
Царь молвил — из конца в конец,
По ближним улицам и дальным
В опасный путь средь бурных вод
Его пустились генералы
Спасать и страхом обуялый
И дома тонущий народ.

Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный,
Не за себя. Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.

Медный всадник. А. С. Пушкин

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И, обращен к нему спиною,
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Оцените статью
Добавить комментарий