Как стать автором журнала cosmopolitan.
Этот глянцевый журнал уже болле 15 лет в России.
Постать на его страницы, я хотела еще учась на биологическом факультете
ой как важном факультете.
Но биолог из меня не получился , а мечта попасть в Cosmo осталась. В 2008 году я ее осуществила, но это была скорее случайность. Но я БЕСКОНЕЧННО БЛАГОДАРНА этой случайности.
Сейчас я хочу случайность превратить в закономерность.
В конце прошлого года, я прошла курс у Наташи Жиляковой
nzhil
«Глянцевая журналистика», он мне очень помог.
Но для того чтобы действительно добиться цели нужно трудиться, совершенствоваться, расти и учиться. И у меня был страх чистого листа и после консультации и работы с ней, я уверена в себе и уже отправила свою порцию тем в редакцию
Наташа профессионал и великолепно объясняет и прекрасно разбирается в глянце.
Меньше слов, больше дела.
Если ты хочешь стать автором глянцевого издания , я уверена, она обязательно поможет!
§
§
§
Давно хотела написать этот пост, надеюсь что он вам приготиться.
Как вы уже понимаете я люблю готовить. С фотографиями блюд, уменя пока выходить фиговато, но я эту ситуацию буду исправлять. Муж за мои кулинарные шедевры подарил мне супер пупер телефон, с отличной камерой,
хотя лучше бы подарил клевый духовой шкаф.
Он у меня душка 🙂 Люблю
И так если вы не умеете готовить или не знаете с чего начать.
1. Телеканал «Еда» — там все есть и азы кулинарии и простые блюда и не только (слава слава Лазерсону, его я тоже люблю,
он черт возьми секси).
даже ресторанные изыски, на них мои руки еще не замахивались.
http://vk.com/feed#/telekanaleda
2. Мой любимый форум журнала Cosmopolitan, ветка Приятного аппетита
http://forum.cosmo.ru/index.php?showforum=17
в этой теме можно найти ссылки форумнчанок на их ЖЖ. у них такие замечательные фото 🙂 Мне есть с кого брать пример
3. Отличный сайт с пошаговыми фото от Насти Скрипкиной
http://www.say7.info
4. Еще один вкусный блог
http://www.vkusnyblog.ru/
его ведет Татьяна Назарук т формучанка Cosmo ник mild
5. Форум Хлебопечка
http://hlebopechka.ru/
6. Сайт программы Едим дома
http://www.edimdoma.ru/
у них есть кулинарная соц сеть 🙂
7. Один зарубежный сайт с рецептами и интернет магазином.
http://www.wilton.com/
8. Клинарные сообщества в ЖЖ
http://www.livejournal.ru/communities/127
, по блогам в ЖЖ у меня будет отделный обзор 🙂
Всем приятной недели 🙂 Хорошего настроения и конечно же приятного аппетита!
§
Воспитатели, младшие воспитатели, музыкальные руководители, логопеды, психологи, все люди которые работают в детских дошкольных учреждениях отмечают завтра свой профессиональный праздник! У 90% из них нет ЖЖ и им часто не до интернетов и соц сетей, у них задачи важнее. Они отвечают за жизнь и здоровье наших детей. Их труд многим не заметен, но его отсутствие можно почувствовать быстро. У них одна из самых светлых профессий, но тем не менее она одна из самых сложных.
Я хочу пожелать всем дошкольным работникам — во-первых, здоровья (милые девочки, мужчин в этой области практически нет. берегите себя и свои нервные клетки!!!), во-вторых, чтобы детки которым вы отдаете часть себя (в это профессии по другому никак) были самыми лучшими.
В — третьих, пусть ваша заработная плата будет достойной. Мне стыдно за наше государство, потому что нельзя платить такую мизерную зарплату за такой труд!
СПАСИБО ВАМ!!!
P.S. Поздравьте дошкольных работников своих детей.
§
§
На прошлой неделе в четверг решила провести эксперимент. Пригласила в гости Настю
a_muha
и Аню, моих подруг и просто хороших девушек. Анюта немного припозднилась, поэтому ей досталась роль дегустатора.Увы, без фотографий, обещаем исправиться:) Мы приготовили вот такой замечательно-вкусный ужин:
Меню:
1) Рулетики из свинины с черносливом — делала я одна, чтобы сэкномить время
2) Мусака , я заранее приготовила все что нужно и мы с Настей оформили блюдо и запекли.
3) Десерт Милфей с бананами я испекла пласт слоенного теста, остальное делала Настя 🙂
4) Греческий салат Настя
5) Бутербродики с творожным сыром.
Для первого блина, получилось я думаю не плохо.
В середине октября хотим устроить заванный обед человек на 6.
В пердполагаемом меню:
1) Лазанья
2) Какие нить закуски
3)Десерт Тирамиссу
Принимаем заявки на участие 🙂 You are welcome
P.S. А еще скоро хеллоуин, можно будет собраться на ужин, а потом махнуть в клуб 🙂 Как вам такое предложение, милые друзья?
§
§
§
Previous Entry | Next Entry
§
Календарь аспиранта
1. Разработка индивидуального плана
После зачисления в аспирантуру:
Индивидуальный план составляется на весь срок обучения, включает в себя все стадии обучения в аспирантуре:
Индивидуальный план составляется в двух экземплярах, один из которых хранится на выпускающей кафедре (научный руководитель, преподаватели и администрация СИУ имеют возможность доступа к индивидуальному плану аспиранта). Индивидуальный план составляется на все время обучения и является главным документом, координирующим действия аспиранта в процессе обучения и научной работы.
Индивидуальный план обучения аспиранта включает в себя:
2. Учебная сессия
С 1 ноября по 20 декабря
Начало занятий аспирантов 1 курса проводится в соответствии с расписанием (в разделе расписание занятий, согласно номеру группы)
3. Портфолио аспиранта
До 30 ноября 1 курса обучения
Необходимо предоставить в отдел аспирантуры (бланк портфолио):
4. Научный руководитель и тема научного исследования
До 25 декабря 1 курса обучения необходимо предоставить в отдел аспирантуры выписку из заседания кафедры с информацией о назначении научного руководителя и теме научного исследования. Для каждого аспиранта сформировать Дневник научно-исследовательской деятельности (бланк НИД).
5. Промежуточная аттестация
19 февраля – аттестация аспирантов
Аспирант первого курса допускается к аттестации, если:
При публикации всех научно-исследовательских работ во время обучения в СИУ РАНХиГС аспирант должен указывать свои статьи как аффилированное лицо РАНХиГС с размещением информации в портфолио аспиранта.
6. Оформление аттестационного листа аспиранта
До 19 февраля предоставить лист аттестации (бланк аттестации)
Лист аттестации аспиранта за подписью научного руководителя с указанием выполненных аттестационных требований и этапов выполнения диссертационной работы вкладывается в Индивидуальный план в 2 экземплярах, один из которых хранится на выпускающей кафедре (представляется ежегодно, дважды в год — до 10 марта и до 20 сентября);
7. Допуск к кандидатским экзаменам
До 14 мая 1 курса
Необходимо предоставить на кафедры экзаменационный перевод по дисциплине «Иностранный язык» и реферат по дисциплине «История и философия науки» для допуска к кандидатским экзаменам.
8. Кандидатский экзамен
14-26 июня сдача кандидатских экзаменов, согласно расписанию
Кандидатский минимум – экзамены, подтверждающие наличие у потенциального аспиранта необходимых знаний для самостоятельной научной работы (НР). В кандидатский минимум входят следующие экзамены:
На первом курсе аспирантуры сдают иностранный язык, а также историю и философию науки.
9. Годовая аттестация 1 курс
25 сентября – собрание аспирантов по подведению итогов обучения и по вопросам аттестации за 1 год обучения.
Также на первом курсе аспирант должен подготовить научную статью, принять участие в работе нескольких (обычно 2-3) научных конференциях, при этом обязательно опубликовать тезисы докладов, утвердить тему диссертации и подготовить ее первую главу, включая цели и задачи исследования, а также обзор литературы. Бланк аттестационного листа
1. Научно-исследовательская деятельность
На втором году обучения аспирант должен подготовить одну или две статьи в рецензируемых журналах из списка ВАК (ссылка http://vak.ed.gov.ru/87), связанные с темой диссертации и опирающиеся на результаты исследований, проведенных в ходе подготовки диссертации. Принять участие в нескольких (2-3) научных конференциях (с обязательным опубликованием тезисов). Подготовить второй и третий разделы своей диссертации.
Второй год обучения посвящен самостоятельной теоретической и практической научной работе в свете темы диссертации. Однако, согласно разработанному на первом году обучения индивидуальному плану, аспирант должен принимать участие в научной работе кафедры, к которой он прикреплен.
2. Учебная сессия
С 1 ноября по 20 декабря
Начало занятий аспирантов 2 курса проводится в соответствии с расписанием (в разделе расписание занятий, согласно номеру группы).
3. Промежуточная аттестация
19 февраля – аттестация аспирантов
Информация отражается в портфолио аспиранта
4. Педагогическая практика
Период прохождения: 17 января – 12 февраля.
Отчет о прохождении педагогической практики сдается в течении 10 дней после практики.
Бланк прохождения педагогической практики.
5. Кандидатский экзамен
До 28 июня 2 курса обучения
Кандидатские экзамены для аспирантов 2 курса очного обучения:
6. Годовая аттестация 2 курс
До 25 сентября проводится собрание аспирантов по подведению итогов обучения и по вопросам аттестации за второй курс обучения. Для аспирантов 2 курса очной формы обучения обязательно:
До 25 сентября аспирант заполняет и сдает лист аттестации аспиранта за подписью научного руководителя с указанием выполненных аттестационных требований и этапов выполнения диссертационной работы вкладывается в Индивидуальный план в 2 экземплярах, один из которых хранится на выпускающей кафедре. Бланк аттестационного листа 2 курс.
1. Отчет о проделанной за предыдущий год учебной работе
До 20 октября 3 курса обучения
На третьем году обучения аспирант обязан подготовить, предоставить отчет о проделанной за предыдущий год учебной работе, и бланк аттестации, заполненный научным руководителем.
2. Научно-исследовательская практика
Период прохождения научно-исследовательской практики: 29 ноября – 26 декабря
Научно-исследовательскую практику аспиранты проходят в Сибирском институте управления – филиала РАНХиГС.
Программа научно-исследовательской практики является индивидуальной для каждого аспиранта и составляется совместно с выпускающей кафедры и аспирантом, с учетом профиля подготовки и выбранной индивидуальной траектории проведения практики на время текущего семестра. Руководство научно-исследовательской практикой аспиранта осуществляет научный руководитель.
3. Отчет о прохождении научно-исследовательской практики
Необходимо предоставить отчет о прохождении научно-исследовательской практики (Бланк НИП), также дневник о прохождении педагогической практики на выпускающие кафедры или в отдел аспирантуры
4. Промежуточная аттестация
9 апреля 3 года обучения (бланк аттестационного листа)
Аспирант третьего курса очной формы обучения допускается к аттестации, если:
5. Подготовка к государственной итоговой аттестации
До 10 июня 3 года обучения Аспирант очной формы обучения допускается к ГИА, если:
6. Годовая аттестация
7. Государственная итоговая аттестация
14-26 июня – сдача государственного экзамена по профилю подготовки
6-12 сентября – защита научного доклада по итогам научно-квалификационной работы (диссертации)
Читать
А.Н.Островского, СПБ., 1860 г.)
Незадолго до появления на сцене «Грозы» мы разбирали очень подробно все произведения Островского. Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга. Если читатели не забыли, — мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. «Гроза» вскоре послужила новым доказательством справедливости нашего заключения. Мы хотели тогда же говорить о ней, но почувствовали, что нам необходимо пришлось бы при этом повторить многие из прежних наших соображении, и потому решились молчать о «Грозе», предоставив читателям, которые поинтересовались нашим мнением, поверить на ней те общие замечания, какие мы высказали об Островском еще за несколько месяцев до появления этой пьесы. Наше решение утвердилось в вас еще более, когда мы увидели, что по поводу «Грозы» появляется во всех журналах и газетах целый ряд больших и маленьких рецензий, трактовавших дело с самых разнообразных точек зрения. Мы думали, что в этой массе статеек скажется наконец об Островском и о значении его пьес что-нибудь побольше того, нежели что мы видели в критиках, о которых упоминали в начале первой статьи нашей о «Темном царстве»*. В этой надежде и в сознании того, что наше собственное мнение о смысле и характере произведений Островского высказано уже довольно определенно, мы и сочли за лучшее оставить разбор «Грозы».
____________________
* См. «Современник», 1959 г., Э VII. (Примеч. Н.А.Добролюбова.)
Но теперь, снова встречая пьесу Островского в отдельном издании и припоминая все, что было о ней писано, мы находим, что сказать о ней несколько слов с нашей стороны будет совсем не лишнее. Она дает нам повод дополнить кое-что в наших заметках о «Темном царстве», провести далее некоторые из мыслей, высказанных нами тогда, и — кстати — объясниться в коротких словах с некоторыми из критиков, удостоивших нас прямою или косвенною бранью.
Надо отдать справедливость некоторым из критиков: они умели понять различие, которое разделяет нас с ними. Они упрекают нас в том, что мы приняли дурную методу — рассматривать произведение автора и затем, как результат этого рассмотрения, говорить, что в нем содержится и каково это содержимое. У них совсем другая метода: они прежде говорят себе — что должно содержаться в произведении (по их понятиям, разумеется) и в какой мере все должное действительно в нем находится (опять сообразно их понятиям). Понятно, что при таком различии воззрений они с негодованием смотрят на наши разборы, уподобляемые одним из них «приисканию морали к басне». Но мы очень рады тому, что наконец разница открыта, и готовы выдержать какие угодно сравнения. Да, если угодно, наш способ критики походит и на приискание нравственного вывода в басне: разница, например, в приложении к критике комедии Островского, и будет лишь настолько велика, насколько комедия отличается от басни и насколько человеческая жизнь, изображаемая в комедиях, важнее и ближе для нас, нежели жизнь ослов, лисиц, тростинок и прочих персонажей, изображаемых в баснях. Во всяком случае, гораздо лучше, по нашему мнению, разобрать басню и сказать: «вот какая мораль в ней содержится, и эта мораль кажется нам хороша или дурна, и вот почему», — нежели решить с самого начала: в этой басне должна быть такая-то мораль (например, почтение к родителям) и вот как должна она быть выражена (например, в виде, птенца, ослушавшегося матери и выпавшего из гнезда); но эти условия не соблюдены, мораль не та (например, небрежность родителей о детях) или высказана не так (например, в примере кукушки, оставляющей свои яйца в чужих гнездах), — значит, басня не годится. Этот способ критики мы видели не раз в приложении к Островскому, хотя никто, разумеется, и не захочет в том признаться, а еще на нас же, с больной головы на здоровую, свалят обвинение, что мы приступаем к разбору литературных произведений с заранее принятыми идеями и требованиями. А между тем, чего же яснее, — разве не говорили славянофилы: следует изображать русского человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра — жизнь по старине; в первых пьесах своих Островский этого не соблюл, и потому «Семейная картина» и «Свои люди» недостойны его и объясняются только тем, что он еще подражал тогда Гоголю. А западники разве не кричали: следует научать в комедии, что суеверие вредно, а Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит в образованности, а Островский в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» — плохие пьесы. А приверженцы художественности разве не провозглашали: искусство должно служить вечным и всеобщим требованиям эстетики, а Островский в «Доходном месте» низвел искусство до служения жалким интересам минуты; потому «Доходное место» недостойно искусства и должно быть причислено к обличительной литературе!.. А г.Некрасов из Москвы[*]* разве не утверждал: Большов не должен в нас возбуждать сочувствия, а между тем 4-й акт «Своих людей» написан для того, чтобы возбудить в нас сочувствие к Большову; стало быть, четвертый акт лишний!.. А г.Павлов (Н.Ф.)[*] разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных** представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из нее состроить что-нибудь сообразное «вечным» требованиям искусства; очевидно поэтому, что Островский, берущий сюжет из простонародной жизни, есть не более как балаганный сочинитель… А еще один московский критик разве не строил таких заключений: драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями; героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом***, следовательно, не годится для драмы, ибо не может возбуждать нашего сочувствия; следовательно, «Гроза» имеет только значение сатиры, да и то неважной, и пр, и пр…
____________________
* Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.
** Балаган — ярмарочное народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; балаганный — здесь: примитивный, простонародный.
*** Мистицизм (с греч.) — склонность к вере в сверхъестественный мир.
Кто следил за тем, что писалось у нас по поводу «Грозы», тот легко припомнит и еще несколько подобных критик. Нельзя сказать, чтоб все они были написаны людьми совершенно убогими в умственном отношении; чем же объяснить то отсутствие прямого взгляда на вещи, которое во всех них поражает беспристрастного читателя? Без всякого сомнения, его надо приписать старой критической рутине, которая осталась во многих головах от изучения художественной схоластики в курсах Кошанского, Ивана Давыдова, Чистякова и Зеленецкого[*]. Известно, что по мнению сих почтенных теоретиков критика есть приложение к известному произведению общих законов, излагаемых в курсах тех же теоретиков: подходит под законы — отлично; не подходит — плохо. Как видите, придумано недурно для отживающих стариков; покамест такое начало живет в критике, они могут быть уверены, что не будут считаться совсем отсталыми, что бы ни происходило в литературном мире. Ведь законы прекрасно установлены ими в их учебниках, на основании тех произведений, в красоту которых они веруют; пока все новое будут судить на основании утвержденных ими законов, до тех пор изящным и будет признаваться только то, что с ними сообразно, ничто новое не посмеет предъявить своих прав; старички будут правы, веруя в Карамзина[*] и не признавая Гоголя, как думали быть правыми почтенные люди, восхищавшиеся подражателями Расина[*] и ругавшие Шекспира пьяным дикарем, вслед за Вольтером[*], или преклонявшиеся пред «Мессиадой» и на этом основании отвергавшие «Фауста»[*], Рутинерам, даже самым бездарным, нечего бояться критики, служащей пассивною поверкою неподвижных правил тупых школяров, и в то же время — нечего надеяться от нее самым даровитым писателям, если они вносят в искусство нечто новое и оригинальное. Они должны идти наперекор всем нареканиям «правильной» критики, назло ей составить себе имя, назло ей основать школу и добиться того, чтобы с ними стал соображаться какой-нибудь новый теоретик при составлении нового кодекса искусства. Тогда и критика смиренно признает их достоинства; а до тех пор она должна находиться в положении несчастных неаполитанцев, в начале нынешнего сентября, которые хоть и знают, что не нынче так завтра к ним Гарибальди[*] придет, а все-таки должны признавать Франциска своим королем, пока его королевскому величеству не угодно будет оставить свою столицу.
§
Мы удивляемся, как почтенные люди решаются признавать за критикою такую ничтожную, такую унизительную роль. Ведь, ограничивая ее приложением «вечных и общих» законов искусства к частным и временным явлениям, через это самое осуждают искусство на неподвижность, а критике дают совершенно приказное и полицейское значение. И это делают многие от чистого сердца! Один из авторов, о котором мы высказали свое мнение несколько непочтительно, напомнил нам, что неуважительное обращение судьи с подсудимым есть преступление. О наивный автор! Как он преисполнен теориями Кошанского и Давыдова! Он совершенно серьезно принимает пошлую метафору, что критика есть трибунал, пред которым авторы являются в качестве подсудимых? Вероятно, он принимает также за чистую монету и мнение, что плохие стихи составляют грех пред Аполлоном[*] и что плохих писателей в наказание топят в реке Лете!..[*] Иначе — как же не видеть разницы между критиком и судьею? В суд тянут людей по подозрению в проступке или преступлении, и дело судьи решить, прав или виноват обвиненный; а писатель разве обвиняется в чем-нибудь, когда подвергается критике? Кажется, те времена, когда занятие книжным делом считалось ересью и преступлением, давно уже прошли. Критик говорит свое мнение, нравится или не нравится ему вещь; и так как предполагается, что он не пустозвон, а человек рассудительный, то он и старается представить резоны, почему он считает одно хорошим, а другое дурным. Он не считает своего мнения решительным приговором, обязательным для всех; если уж брать сравнение из юридической сферы, то он скорее адвокат, нежели судья. Ставши на известную точку зрения, которая ему кажется наиболее справедливою, он излагает читателям подробности дела, как он его понимает, и старается им внушить свое убеждение в пользу или против разбираемого автора. Само собою разумеется, что он при этом может пользоваться всеми средствами, какие найдет пригодными, лишь бы они не искажали сущности дела: он может вас приводить в ужас или в умиление, в смех или слезы, заставлять автора делать невыгодные для него признания или доводить его до невозможности отвечать. Из критики, исполненной таким образом, может произойти вот какой результат: теоретики, справясь с своими учебниками, могут все-таки увидеть, согласуется ли разобранное произведение с их неподвижными законами, и, исполняя роль судей, порешат, прав или виноват автор. Но известно, что в гласном производстве нередки случаи, когда присутствующие в суде далеко не сочувствуют тому решению, какое произносится судьею сообразно с такими-то статьями кодекса: общественная совесть обнаруживает в этих случаях полный разлад со статьями закона. То же самое еще чаще может случиться и при обсуждении литературных произведений: и когда критик-адвокат надлежащим образом поставит вопрос, сгруппирует факты и бросит на них свет известного убеждения, — общественное мнение, не обращая внимания на кодексы пиитики, будет уже знать, чего ему держаться.
Если внимательно присмотреться к определению критики «судом» над авторами, то мы найдем, что оно очень напоминает то понятие, какое соединяют с словом «критика» наши провинциальные барыни и барышни и над которым так остроумно подсмеивались, бывало, наши романисты. Еще и ныне не редкость встретить такие семейства, которые с некоторым страхом смотрят на писателя, потому что он «на них критику напишет». Несчастные провинциалы, которым раз забрела в голову такая мысль, действительно представляют из себя жалкое зрелище подсудимых, которых участь зависит от почерка пера литератора. Они смотрят ему в глаза, конфузятся, извиняются, оговариваются, как будто в самом деле виноватые, ожидающие казни или милости. Но надо сказать, что такие наивные люди начинают выводиться теперь и в самых далеких захолустьях. Вместе с тем как право «сметь свое суждение иметь» перестает быть достоянием только известного ранга или положения, а делается доступно всем и каждому, вместе с тем и в частной жизни появляется более солидности и самостоятельности, менее трепета пред всяким посторонним судом. Теперь уже высказывают свое мнение просто затем, что лучше его объявить, нежели скрывать, высказывают потому, что считают полезным обмен мыслей, признают за каждым право заявлять свой взгляд и свои требования, наконец считают даже обязанностью каждого участвовать в общем движении, сообщая свои наблюдения и соображения, какие кому по силам. Отсюда далеко до роли судьи. Если я вам скажу, что вы по дороге платок потеряли или что вы идете не в ту сторону, куда вам нужно, и т.п., — это еще не значит, что вы мой подсудимый. Точно так же не буду я вашим подсудимым и в том случае, когда вы начнете описывать меня, желая дать обо мне понятие вашим знакомым. Входя в первый раз в новое общество, я очень хорошо знаю, что надо мною делают наблюдения и сопоставляют мнения обо мне; но неужели мне поэтому следует воображать себя перед каким-то ареопагом* и заранее трепетать, ожидая приговора? Без всякого сомнения, замечания обо мне будут сделаны: один найдет, что у меня нос велик, другой — что борода рыжая, третий — что галстук дурно повязан, четвертый — что я угрюм, и т.д. Ну, и пусть их замечают, мне-то что за дело до этого? Ведь моя рыжая борода — не преступление, и никто не может спросить у меня отчета, как я смею иметь такой большой нос. Значит, тут мне и думать не о чем: нравится или нет моя фигура, это дело вкуса, и высказывать мнение о ней я никому запретить не могу; а с другой стороны, меня и не убудет от того, что заметят мою неразговорчивость, ежели я действительно молчалив. Таким образом, первая критическая работа (в нашем смысле) — подмечание и указание фактов — совершается совершенно свободно и безобидно. Затем другая работа — суждение на основании фактов — продолжает точно так же держать того, кто судит, совершенно в равных шансах с тем, о ком он судит. Это потому, что, высказывая свой вывод из известных данных, человек всегда и самого себя подвергает суду и поверке других относительно справедливости и основательности его мнения. Если, например, кто-нибудь на основании того, что мой галстук повязан не совсем изящно, решит, что я дурно воспитан, то такой судья рискует дать окружающим не совсем высокое понятие о его логике. Точно так, если какой-нибудь критик упрекает Островского за то, что лицо Катерины в «Грозе» отвратительно и безнравственно, то он не внушает особого доверия к чистоте собственного нравственного чувства. Таким образом, пока критик указывает факты, разбирает их и делает свои выводы, автор безопасен и самое дело безопасно. Тут можно претендовать только на то, когда критик искажает факты, лжет. А если он представляет дело верно, то каким бы тоном он ни говорил, к каким бы выводам он ни приходил, от его критики, как от всякого свободного и фактами подтверждаемого рассуждения, всегда будет более пользы, нежели вреда — для самого автора, если он хорош, и во всяком случае для литературы — даже если автор окажется и дурен. Критика — не судейская, а обыкновенная, как мы ее понимаем, — хороша уже и тем, что людям, не привыкшим сосредоточивать своих мыслей на литературе, дает, так сказать, экстракт* писателя и тем облегчает возможность понимать характер и значение его произведений. А как скоро писатель понят надлежащим образом, мнение о нем не замедлит составиться, и справедливость будет ему отдана, без всяких разрешений со стороны почтенных составителей кодексов.
____________________
* Ареопаг (с греч.) — верховный суд в древних Афинах.
** Экстракт (с лат.) — здесь: краткое изложение сути какого-нибудь явления, сочинения, документа.
Правда, объясняя характер известного автора или произведения, критик сам может найти в произведении то, чего в нем вовсе нет. Но в этих случаях критик всегда сам выдает себя. Если он вздумает придать разбираемому творению мысль более живую и широкую, нежели какая действительно положена в основание его автором, — то, очевидно, он не в состоянии будет достаточно подтвердить свою мысль указаниями на самое сочинение, и таким образом критика, показавши, чем бы могло быть разбираемое произведение, чрез то самое только яснее выкажет бедность его замысла и недостаточность исполнения. В пример подобной критике можно указать, например, на разбор Белинским «Тарантаса»[*], написанный с самой злой и тонкой иронией; разбор этот многими принимаем был за чистую монету, но и эти многие находили, что смысл, приданный «Тарантасу» Белинским, очень хорошо проводится в его критике, но с самым сочинением графа Соллогуба ладится плохо. Впрочем, такого рода критические утрировки встречаются очень редко. Гораздо чаще другой случай — что критик действительно не поймет разбираемого автора и выведет из его сочинения то, чего совсем и не следует. Так и тут беда не велика: способ рассуждений критика сейчас покажет читателю, с кем он имеет дело, и будь только факты налицо в критике, — фальшивые умствования не надуют читателя. Например, один г.П-ий[*], разбирая «Грозу», решился последовать той же методе, какой мы следовали в статьях о «Темном царстве», и, изложивши сущность содержания пьесы, принялся за выводы. Оказалось, по его соображениям, что Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в ее лице опозорить русский мистицизм. Ну, разумеется, прочитавши такой вывод, сейчас и видишь, к какому разряду умов принадлежит г.П-ий и можно ли полагаться на его соображения. Никого такая критика не собьет с толку, никому она не опасна…
§
А.Н.Островского, СПБ., 1860 г.)
Незадолго до появления на сцене «Грозы» мы разбирали очень подробно все произведения Островского. Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их общий характер и допытаться, таков ли смысл этих явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга. Если читатели не забыли, — мы пришли тогда к тому результату, что Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны. «Гроза» вскоре послужила новым доказательством справедливости нашего заключения. Мы хотели тогда же говорить о ней, но почувствовали, что нам необходимо пришлось бы при этом повторить многие из прежних наших соображении, и потому решились молчать о «Грозе», предоставив читателям, которые поинтересовались нашим мнением, поверить на ней те общие замечания, какие мы высказали об Островском еще за несколько месяцев до появления этой пьесы. Наше решение утвердилось в вас еще более, когда мы увидели, что по поводу «Грозы» появляется во всех журналах и газетах целый ряд больших и маленьких рецензий, трактовавших дело с самых разнообразных точек зрения. Мы думали, что в этой массе статеек скажется наконец об Островском и о значении его пьес что-нибудь побольше того, нежели что мы видели в критиках, о которых упоминали в начале первой статьи нашей о «Темном царстве»*. В этой надежде и в сознании того, что наше собственное мнение о смысле и характере произведений Островского высказано уже довольно определенно, мы и сочли за лучшее оставить разбор «Грозы».
____________________
* См. «Современник», 1959 г., Э VII. (Примеч. Н.А.Добролюбова.)
Но теперь, снова встречая пьесу Островского в отдельном издании и припоминая все, что было о ней писано, мы находим, что сказать о ней несколько слов с нашей стороны будет совсем не лишнее. Она дает нам повод дополнить кое-что в наших заметках о «Темном царстве», провести далее некоторые из мыслей, высказанных нами тогда, и — кстати — объясниться в коротких словах с некоторыми из критиков, удостоивших нас прямою или косвенною бранью.
Надо отдать справедливость некоторым из критиков: они умели понять различие, которое разделяет нас с ними. Они упрекают нас в том, что мы приняли дурную методу — рассматривать произведение автора и затем, как результат этого рассмотрения, говорить, что в нем содержится и каково это содержимое. У них совсем другая метода: они прежде говорят себе — что должно содержаться в произведении (по их понятиям, разумеется) и в какой мере все должное действительно в нем находится (опять сообразно их понятиям). Понятно, что при таком различии воззрений они с негодованием смотрят на наши разборы, уподобляемые одним из них «приисканию морали к басне». Но мы очень рады тому, что наконец разница открыта, и готовы выдержать какие угодно сравнения. Да, если угодно, наш способ критики походит и на приискание нравственного вывода в басне: разница, например, в приложении к критике комедии Островского, и будет лишь настолько велика, насколько комедия отличается от басни и насколько человеческая жизнь, изображаемая в комедиях, важнее и ближе для нас, нежели жизнь ослов, лисиц, тростинок и прочих персонажей, изображаемых в баснях. Во всяком случае, гораздо лучше, по нашему мнению, разобрать басню и сказать: «вот какая мораль в ней содержится, и эта мораль кажется нам хороша или дурна, и вот почему», — нежели решить с самого начала: в этой басне должна быть такая-то мораль (например, почтение к родителям) и вот как должна она быть выражена (например, в виде, птенца, ослушавшегося матери и выпавшего из гнезда); но эти условия не соблюдены, мораль не та (например, небрежность родителей о детях) или высказана не так (например, в примере кукушки, оставляющей свои яйца в чужих гнездах), — значит, басня не годится. Этот способ критики мы видели не раз в приложении к Островскому, хотя никто, разумеется, и не захочет в том признаться, а еще на нас же, с больной головы на здоровую, свалят обвинение, что мы приступаем к разбору литературных произведений с заранее принятыми идеями и требованиями. А между тем, чего же яснее, — разве не говорили славянофилы: следует изображать русского человека добродетельным и доказывать, что корень всякого добра — жизнь по старине; в первых пьесах своих Островский этого не соблюл, и потому «Семейная картина» и «Свои люди» недостойны его и объясняются только тем, что он еще подражал тогда Гоголю. А западники разве не кричали: следует научать в комедии, что суеверие вредно, а Островский колокольным звоном спасает от погибели одного из своих героев; следует вразумлять всех, что истинное благо состоит в образованности, а Островский в своей комедии позорит образованного Вихорева перед неучем Бородкиным; ясно, что «Не в свои сани не садись» и «Не так живи, как хочется» — плохие пьесы. А приверженцы художественности разве не провозглашали: искусство должно служить вечным и всеобщим требованиям эстетики, а Островский в «Доходном месте» низвел искусство до служения жалким интересам минуты; потому «Доходное место» недостойно искусства и должно быть причислено к обличительной литературе!.. А г.Некрасов из Москвы[*]* разве не утверждал: Большов не должен в нас возбуждать сочувствия, а между тем 4-й акт «Своих людей» написан для того, чтобы возбудить в нас сочувствие к Большову; стало быть, четвертый акт лишний!.. А г.Павлов (Н.Ф.)[*] разве не извивался, давая разуметь такие положения: русская народная жизнь может дать материал только для балаганных** представлений; в ней нет элементов для того, чтобы из нее состроить что-нибудь сообразное «вечным» требованиям искусства; очевидно поэтому, что Островский, берущий сюжет из простонародной жизни, есть не более как балаганный сочинитель… А еще один московский критик разве не строил таких заключений: драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями; героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом***, следовательно, не годится для драмы, ибо не может возбуждать нашего сочувствия; следовательно, «Гроза» имеет только значение сатиры, да и то неважной, и пр, и пр…
____________________
* Примечания к словам, отмеченным [*], см. в конце текста.
** Балаган — ярмарочное народное театральное зрелище с примитивной сценической техникой; балаганный — здесь: примитивный, простонародный.
*** Мистицизм (с греч.) — склонность к вере в сверхъестественный мир.
Кто следил за тем, что писалось у нас по поводу «Грозы», тот легко припомнит и еще несколько подобных критик. Нельзя сказать, чтоб все они были написаны людьми совершенно убогими в умственном отношении; чем же объяснить то отсутствие прямого взгляда на вещи, которое во всех них поражает беспристрастного читателя? Без всякого сомнения, его надо приписать старой критической рутине, которая осталась во многих головах от изучения художественной схоластики в курсах Кошанского, Ивана Давыдова, Чистякова и Зеленецкого[*]. Известно, что по мнению сих почтенных теоретиков критика есть приложение к известному произведению общих законов, излагаемых в курсах тех же теоретиков: подходит под законы — отлично; не подходит — плохо. Как видите, придумано недурно для отживающих стариков; покамест такое начало живет в критике, они могут быть уверены, что не будут считаться совсем отсталыми, что бы ни происходило в литературном мире. Ведь законы прекрасно установлены ими в их учебниках, на основании тех произведений, в красоту которых они веруют; пока все новое будут судить на основании утвержденных ими законов, до тех пор изящным и будет признаваться только то, что с ними сообразно, ничто новое не посмеет предъявить своих прав; старички будут правы, веруя в Карамзина[*] и не признавая Гоголя, как думали быть правыми почтенные люди, восхищавшиеся подражателями Расина[*] и ругавшие Шекспира пьяным дикарем, вслед за Вольтером[*], или преклонявшиеся пред «Мессиадой» и на этом основании отвергавшие «Фауста»[*], Рутинерам, даже самым бездарным, нечего бояться критики, служащей пассивною поверкою неподвижных правил тупых школяров, и в то же время — нечего надеяться от нее самым даровитым писателям, если они вносят в искусство нечто новое и оригинальное. Они должны идти наперекор всем нареканиям «правильной» критики, назло ей составить себе имя, назло ей основать школу и добиться того, чтобы с ними стал соображаться какой-нибудь новый теоретик при составлении нового кодекса искусства. Тогда и критика смиренно признает их достоинства; а до тех пор она должна находиться в положении несчастных неаполитанцев, в начале нынешнего сентября, которые хоть и знают, что не нынче так завтра к ним Гарибальди[*] придет, а все-таки должны признавать Франциска своим королем, пока его королевскому величеству не угодно будет оставить свою столицу.




