Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова

Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова Кабинет автора

Что должен знать и уметь

  • Очень часто, люди даже не понимают, что за профессия скульптор. Считают ее чем-то нарезным и оказываются совершенно не правы, так как воплотить в практически неподдающемся обработке материале источник своего вдохновения или заказ, бывает очень даже не просто. Особенно если речь идет о камне или металле. Да и более пластичные материалы так же требуют специального подхода и знаний.

Чтобы их получить мало одного таланта. Не помешает ему и пройти соответствующее обучение, которое начинается в художественных школах для детей, и заканчивающееся в училищах и даже в университетах. Стоит сказать, что настоящие мастера утверждают, что учатся всю свою жизнь.

Как и любой вид человеческой деятельности, профессия скульптор подразумевает, что тот, кто выбрал этот вид деятельности в качестве основного, должен быть готов к таким не всегда благоприятным факторам, как:

  • много и тяжело трудиться физически, так как многие исходные материалы бывают не только тяжелыми, но и плохо поддаются обработке;
  • часто работа является монотонной и кропотливой;
  • нужно постоянно быть целеустремленным, настроенным на положительный результат;
  • очень часто работе и творчеству отдается большое количество времени;
  • как и в любом другом виде деятельности, можно столкнуться с простоем и неудачами, когда ценный материал испорчен и нужно срочно искать новый;
  • быть готовым к самостоятельному поиску вдохновения и создавать отдельные проекты;
  • нужно быть готовым к тому, что придется закупать за свой счет отдельные инструменты и материалы, брать в арену помещения, что говорит о том, что для старта требуется довольно солидный капитал;
  • нужно уметь спокойно воспринимать любую, даже очень негативную критику.

Среди многочисленных направлений деятельности скульпторов, одним из наиболее востребованных и хорошо оплачиваемых является профессия, связанная с изготовлением надгробных памятников.

Как в россии стать скульптором и что ожидать от будущей профессии? отвечает студентка художественной академии

Лера Малышева в этом году переходит на шестой завершающий курс факультета скульптуры в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (РАЖВиЗ). Она рассказала «Мелу», почему девушкам тяжело работать скульпторами, чем студенты занимаются в вузе и есть ли перспективы у молодых ваятелей.

Я хочу стать скульптором: куда мне пойти учиться?

Вряд ли кто-то захочет пойти в скульптуру, никогда не занимаясь творческой деятельностью. Путь почти всегда один и тот же: художественная школа, училище, ВУЗ. Я, например, пропустила второй этап и сразу после 11 класса пошла в академию.

Обязательно ли мне образование?

В нашей сфере многим работодателям не важно, закончил ты что-то или нет. Но мы живем в мире, где образование имеет значение. Даже если ты такой же умный, как и человек, закончивший самую престижную академию, тебе будет не хватать статуса. В высших кругах с серьезными заказами и большими деньгами уважают образованных людей с титулами и всякими членствами в союзах художников.

Успешных ваятелей без образования в моем деле полно. Важно то, как высоко ты хочешь забраться. Когда нет особо завышенных амбиций на госзаказы, можно спокойно преподавать и работать без диплома. Многие российские студенты проводят мастер-классы и полноценные занятия в частных арт-студиях. Но вот в академию или даже школу тебя без корочки не возьмут.

Чему учат в универе?

Мы учимся шесть лет, сложность растет от курса к курсу. Утром — практические занятия, типа рисунка или скульптуры. Дают модель, которую нужно нарисовать или слепить, и ты сидишь, работаешь, а потом приходит преподаватель и указывает тебе на ошибки.

После обеда у нас теоретические пары, они каждый год меняются. Назову некоторые из них: история искусств, педагогика, анатомия, мифология, эстетика и даже информатика. Кроме того, наш вуз ориентирован на русские традиции, поэтому мы изучаем еще церковнославянские языки и историю России.

Кого больше: мальчиков или девочек?

Считается, что художник — это мужская профессия, не говоря уже о скульпторе. В 80-х, когда академия только открылась, поступили одни парни. Но с годами у нас появляется все больше девчонок. Ректор в шутку называет РАЖВиЗ «институтом благородных девиц». Даже на ваянии мальчиков мало, у нас на курсе всего один. Хотя чаще всего 50/50.

А почему скульптор — мужская профессия?

Нужна физическая сила. Девчонкам просто сложно. Они не могут перенести тяжелую скульптуру, какие-то материалы, гипс, доски, им приходится просить помощи. Сложно делать каркасы: ты пилишь, гнешь стальную катонку, пользуешься шуроповертом, прибиваешь гвозди. Но мы берем упорством.

Реально ли подрабатывать по специальности во время учебы?

Все зависит от твоего везения и способности разрываться. Мы загружены с 9 до 20, так что студенты в любом случае часто прогуливают. Поэтому в академии не приветствуются подработки. А делая личный заказ, ты, конечно, ничего не прогуливаешь, но точно упускаешь что-то из учебной программы.

Читайте также:  Леруа мерлен вход по номеру телефона

Многие ищут заказы самостоятельно, некоторым везет, и они попадают в подмастерье к успешным скульпторам. Где-то что-то полепил, где-то подформовал. Это самое приятное для студента-скульптора, который получает много опыт и знакомиться с тем, до чего бы сам очень долго не дошел. Скажем, до дорогой обработки бронзы. И во время работы на другого человека у тебя не болит голова. Ты не должен решать проблему с заказчиками или заниматься финансами.

Как проходит типичный день работающего скульптора?

Многие классные скульпторы и после окончания учебы работают на более профессиональных коллег. Проводят восемь часов у них в мастерской, а потом делают, что хотят — выполняют свои заказы или отдыхают.

Когда ты работаешь на себя, то имеешь возможность самостоятельно продумать график и решить, в какое время и сколько тебе комфортно проводить в мастерской.

Какие заказы в основном выполняют скульпторы

Многие ребята после вуза уходят в лепнину: декор на домах, оформление интерьеров, каминов и прочее. Это часть скульптуры, но не совсем скульптура. Многие занимаются реставрацией.

Совершенно разные заказы могут приходить. Чья-нибудь больная фантазия, портреты, просьбы «сделать вот такого ангелочка или льва». Престижно создавать награды для кинофестивалей, танцевальных конкурсов или музыкальных премий. Однажды я делала серию статуэток в виде британских бульдогов для продажи или подарка на одной выставке собак, было интересно. Но сложнее всего пробиться в изготовление памятников: для скульптора это самая прибыльная сфера.

Я буду много зарабатывать?

Бывают очень бедные представители нашей профессии, которые и работают, и живут в мастерской, иногда даже чужой. А бывают супер-успешные скульпторы со своими цехами и литейками. Надеюсь, что даже если я не стану успешной в плане личных проектов, всегда найдется работа у других скульпторов. И на эти деньги можно нормально жить.

Стране вообще нужны скульпторы?

Нужны хорошие скульпторы. Ставится много плохих памятников, которые никому не нравятся. Было бы круто, если бы заказы всегда выполняли настоящие профессионалы. Я не говорю об искусстве, взглядах, но на сегодняшний день качества действительно нет.

Назови недостатки профессии

Мне дико нравится моя работа. С каждым годом начинаю любить даже то, что когда-то бесило. Есть негативные моменты, связанные с физическим трудом: могут начаться проблемы со здоровьем. Хотя здесь проявляется элемент «очищающего труда». Человек устает в любом случае — сидит ли он в офисе или двигает тяжести в мастерской. Я выбираю последний вариант.

Второй спорный момент — вероятность того, что не все процессы пройдут так, как ты хотел. Мы не живописцы, у которых работа завершается после написания картины. Ты слепил, снял форму, потом отлил ее, довел до ума. Хочешь, чтобы все было идеально? Значит должен четыре раза фигуру переделать. И на выходе все равно может получится совершенно не то, что ты слепил изначально. Вроде это недостаток, но меня радует эффект неожиданности.

Это максимально не скучная работа, даже если ты выполняешь чужие проекты. Рутина присутствует, но зато ты не печатаешь текст, не отвечаешь на звонки, не сидишь часами на стуле.

Барочные скульпторы (1600–1700)

Барочная скульптура вырастала из общего стиля барокко, сформировавшегося в 17-м веке под влиянием реформации Лютера, католической контрреформации и некоторых других политических событий. Драматический и театральный стиль отлично подходил для создания статуй и рельефов, хоть и был несколько ограничен рамками религии.

  • Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649);
  • Франсуа Дюкесной (около 1597–1643);
  • Франсуа Жирардон (1628–1715);
  • Алессандро Альгарди (1598–1654);
  • Бернини (1598–1680);
  • Алонсо Кано (1601–1667);
  • Антуан Куазевокс (1640–1720).

Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Стефано Мадерно. Святая Цецилия.Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Стефано Мадерно. Святая Цецилия.Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова

Похищение Сабинянок. Джамболонья.Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Распятие. Монтаньес.Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Распятие. Монтаньес.Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова

Экстаз блаженной Людовики Альбертони. Бернини.

В образе

Мне помогли нанести серебристую краску.

И нарядили в венецианскую художницу. Персонаж, нужно сказать яркий. Пышное платье в пол цвета металлик с кучей воланов. Шляпа, украшенная цветами. В руки администратор театра дала палитру и кисточки со словами: «Фантазируй и придумывай на месте, что может показывать прохожим венецианская художница. Главное, оживай, когда кидают деньги или время от времени, чтобы привлечь людей».

Ну вот что делает оживающая статуя венецианской художницы, когда ей кидают гривну? Оживает и начинает что-то рисовать в воздухе кисточкой. Но не будешь же 4 часа только это и показывать толпе зевак.

В ТЕМУ «Оскар», роды Кайли Дженнер и даже выборы президента: этот маникюр тебя шокирует

Тогда я придумала оживать, когда кидали деньги, и щекотать детей по носу кисточкой. А мужчин, которые бродили с голым торсом, – по торсу до самой резинки их летних шорт. Они улыбались и платили. Один даже 10 гривен положил. Для небольшого курортного городка это щедрая плата. Видимо, защекотала его моя кисточка.

Но первые 15 минут после того, как статуи заняли свои места в городском парке, я работала в паре с серебряным лордом. Всех новичков сначала ставят в пару с опытной статуей. В обычной жизни мой серебряный лорд оказался вполне себе успешным стоматологом. Он хорошо зарабатывал. Но каждый вечер выходил в парк работать живой скульптурой, потому что нравится.

Читайте также:  МАРАФОН ПРОФЕССИЙ | Классный час на тему: | Образовательная социальная сеть

С ним было легко – он оживал, что-то показывал и я ему подыгрывала: руку ему подам, а он поцелует. В этой галантной позе так и замирали. Оживает статуя ненадолго — секунд на 30 или минуту.

Потом нас с лордом разлучили: его поставили в другом месте парка. Так что пришлось выкручиваться самой.

Все тесты

  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабье лето» Д. Аминадо5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Соловьи» А. Фатьянова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «У птицы есть гнездо» И. Бунина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Братские могилы» В. Высоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Уступи мне, скворец, уголок» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ты кончил жизни путь» Д. Байрона5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Родное» Д. Мережковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Забелелся туман за рекой» Ф. Сологуба5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Знайте» З. Гиппиус5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Честная бедность» Р. Бернса5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Песня о друге» В. Высоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я воспитан природой суровой» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не надо звуков» Д. Мережковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Привет, Россия» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Перемена» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Петербурге» А. Ахматовой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи к Блоку» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Клеветникам России» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Завещание» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Стихи о Москве» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» М. Цветаевой5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «И. И. Пущину!» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «День и ночь» Ф. Тютчева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Весна в лесу» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Журавли» Р. Гамзатова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Люблю» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Когда на меня навалилась беда» К. Кулиева5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Гамлет» Б. Пастернака5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Русь» А. Блока5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Ночь» В. Маяковского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Жуковского «Приход весны»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения Анны Ахматовой «Сероглазый король»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Июль – макушка лета…»5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Бабушкины сказки» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снежок» Н. Некрасова1 вопрос
  • Тест на темуАнализ стихотворения «По вечерам» Н. Рубцова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» Н. Некрасова5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Цветы последние милей…» А. Пушкина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины…» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Я не ищу гармонии в природе»Н. Заболоцкого5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» С. Есенина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Снега потемнеют синие» А. Твардовского5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Осень» Н. Карамзина5 вопросов
  • Тест на темуАнализ стихотворения «Молитва» А. Ахматовой5 вопросов

Вэйн, человек-статуя, удовольствие и работа – 3

Вэйн, человек-статуя, Удовольствие и работа – 3
(продолжение, читать начало)

Часть 3. Работа в театре и на улице. Общение с прохожими. «Доктор театр». Сколько часов и дней «статуи» работают и сколько получают? Стиль жизни Вэйна в Барселоне.

Будучи уличным актёром, Вэйн, на самом деле, ощущал себя зрителем. Работа статуей сильно отличается от работы театрального актёра. Роль статуи настолько проста, что не занимает голову, не требует напряжения, поэтому Вэйн мог спокойно и беззастенчиво наблюдать за зрителями с самого лучшего места «в зале».

Читайте также:  Организация методического кабинета в ДОУ. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Несколько раз ему удалось съездить с «Красным человеком» на фестивали и в другие страны (Китай, Голландия…). Не то чтобы он стал великолепным психологом, но читать эмоции людей стало проще. Он общался с людьми с помощью едва уловимых жестов и мимики.

Больше всего в уличном шоу Вэйну нравилось то, что само выступление его заряжало. Позднее он узнал, что у этого явления есть даже название — «доктор театр», что означало, как бы плохо ты себя ни чувствовал, игра в театре перезарядит и отбелит твои эмоции.

Работа статуей полностью решала его денежные вопросы. Первые два месяца после приезда в Барселону Вэйн вообще жил в хостеле — денег хватало. Потом вместе с братом они сняли квартиру на двоих. Брат тоже в то время выступал на Рамблас — порой ангелом, порой королевским шутом.

Вэйн работал всего 3-4 часа в день, 5 дней в неделю. Заработок статуи в те годы (как и сейчас) составлял около 70 евро за три часа (тогда в песетах). В этом была вся прелесть — Вэйн приходил на своё любимое место в городе, шутил, дурачился, развлекался себе в удовольствие, а деньги просто текли сами собой, вместе с людским потоком. Такую возможность подарила ему Барселона, в Брэдфорде он бы себе это не мог позволить.

Он по-прежнему был на той же волне открытости к людям, встречал множество новых людей в Барселоне, городе где люди приходили и уходили по самым неожиданным дорожкам жизни. И у него были деньги. И то там, то сям, устраивались фестивали и фиесты. И у него была очень расслабленная работа. Чрезвычайно расслабленная.

Однако, не все коллеги Вэйна воспринимали так работу на Рамблас. Не всем нравилось, что Вэйн воспринимал её так…

(продолжение следует)

англичане, люди-статуи

Где учиться на скульптора

Отличное начало трудового пути по этой профессии – окончание детско-юношеской художественной школы, где будущему скульптору будет прививаться понятие искусства. Последующее обучение можно продолжить в ВУЗах, выбрав для себя следующие специальности: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Художественная обработка камня», «Скульптура», «Монументально-декоративное искусство». Их можно получить в следующих учреждениях высшего образования:

  • ТГПУ (Томск);
  • ОмГУ (Омск);
  • МГХПА им. С.Г. Строганова (Москва);
  • ДГПУ (Махачкала);
  • КГИИ (Красноярск);
  • НГУАДИ (Новосибирск);
  • ЮУрГГПУ (Челябинск);
  • ЮФУ (Ростов-на-Дону);
  • АлтГУ (Барнаул);
  • ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (Чебоксары);
  • МГАХИ им. В.И. Сурикова (Москва);
  • СПбГАИЖСиА имени И.Е. Репина при Российской академии художеств (Санкт-Петербург);
  • НГПУ им. К. Минина (Нижний Новгород);
  • ДГПУ (Дагестан);
  • КГУ (Калуга);
  • БГПУ им. М. Акмуллы (Уфа);
  • БГУ (Брянск);
  • НГПУ (Новосибирск);
  • БГТУ им. В.Г. Шухова (Белгород);
  • СПГХПА им. А.Л.Штиглица (Санкт-Петербург);
  • УлГПУ им. И.Н. Ульянова (Ульяновск).

Знаменитые ваятели древнего мира

Как уже было сказано, искусство скульптуры зародилось много тысячелетий назад, о чем свидетельствуют многочисленные каменные и глиняные объемные изображения людей, животных и мифических существ, найденные при археологических раскопках. Разумеется, никто не знает, кем были их авторы, однако история сохранила имена некоторых великих ваятелей, творивших в период с 14-го века до н. э. и до 1-го века н. э.

Например, на вопрос о том, кто самые известные скульпторы древнего мира, в числе других обязательно упоминается великий древнеегипетский ваятель Тутмос Младший. Он работал при дворе фараона Эхнатона и создал одно из самых знаменитых произведений искусства Амарнского периода — бюст царицы Нефертити.

Значительно больше информации есть о том, кто самые известные скульпторы Греции и Рима античного периода. В частности, мастера Критий и Несиот создали в 5-м веке до н. э. великолепную композицию Гармодий и Аристогитон, которая впоследствии еще не раз вдохновляла ваятелей более позднего времени.

Еще больших высот в мастерстве ваяния добился великий Фидий, являющийся автором статуи Зевса из золота и слоновой кости, признанной одним из чудес древнего мира. Нельзя не отметить и тот огромный вклад в развитие античного искусства, который внесли такие известные скульпторы, как Скопас, Пракситель и Лисипп, создавший так называемую квадригу святого Марка.

Известные представители профессии

Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Антонио Канова

Итальянский скульптор

Представитель классицизма в европейской скульптуре, образец для подражания академистов XIX века. Самые крупные собрания его работ находятся в парижском Лувре и в петербургском Эрмитаже.

Подробнее

Профессия «Скульптор» – Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова
Степан Эрьзя

Мастер скульптуры из дерева

Российский и советский художник, ваятель, , представитель стиля модерн.

Подробнее

Как построить карьеру

Карьерный успех для скульптора может проявляться как в признании его работ талантливыми, так и в востребованности среди клиентов. Мест, где мастер может реализовать себя, достаточно много:

  • работа в своей мастерской под заказ для различных организаций и частных лиц и создание высокохудожественных изделий для участия в конкурсах и выставках;
  • трудоустройство в ювелирной мастерской для изготовления статуэток или элементов украшений из керамики, камня и ценных пород дерева;
  • выполнение реставрационных работ в музеях, выставочных залах, художественных галереях;
  • изготовление объемных масок, декораций, архитектурных конструкций в театрах, филармониях и опере.

Кроме того, можно заниматься преподавательской деятельностью в художественных училищах (школах) и изостудиях, а также работать культуроведом или искусствоведом. Есть вариант устроиться в гранитную мастерскую или ритуальное бюро и изготавливать бюсты и барельефы усопших. Может, это и не высокое искусство, но неплохой способ заработать.

Какие качества требуются специалисту

Чтобы успешно заниматься творчеством и создавать оригинальные скульптуры, от специалиста потребуется наличие у него таких важных качеств, как:

  • быть творческой личностью;
  • иметь художественный талант;
  • обладать отличным физическим здоровьем и выносливостью;
  • иметь большое терпение;
  • сосредоточиться на выполнении трудоемкой и кропотливой работы;
  • уметь ставить цели и воплощать их в жизнь;
  • обладать хорошей зрительной памятью и глазомером;
  • должна быть хорошо развита моторика рук, высокая подвижность суставов;
  • обладать аналитическим складом ума;
  • всегда быть готовым к самовыражению.

Это описание является далеко не полным, так как очень много будет зависеть от самого человека, его стремления творить и развиваться.

Теперь вы знаете, что за профессия скульптор кто это такой, к чему нужно быть готовым, при выборе данной специальности.

Возможно вам будет интересна статья: Скрипач кто это такой, особенности профессии и чем занимается, как стать

Кому подходит

Чтобы стать скульптором, необходимы:

  • высшее образование по соответствующей специализации;
  • знание основ рисования и главных техник создания объемной фигуры;
  • владение особенностями используемых скульптурных материалов;
  • познания в области истории российской и зарубежной культуры;
  • способность к созданию различных образов по своему видению или описанию заказчика;
  • мастерское владение необходимыми инструментами;
  • умение работать с разными материалами;
  • знание геометрии, анатомии и биологии.

К важным личным качествам творца можно отнести:

  • развитый глазомер (линейный, объемный, угловой);
  • чувство симметрии и гармонии;
  • пространственное воображение;
  • развитый художественный и эстетический вкус;
  • хорошую зрительную память;
  • способность видеть конечный результат перед началом работы;
  • аккуратность и терпеливость;
  • внимательность;
  • целеустремленность;
  • физическую выносливость;
  • отличную координацию движений рук;
  • склонность к импровизации.

К положительным сторонам профессии можно отнести возможность реализовать талант и оставить память о себе в виде своих работ, добиться признания в обществе и хорошо зарабатывать в случае достижения успеха. Минусы – риск остаться невостребованным, физические нагрузки и переутомление, необходимость постоянно искать заказы, нестабильность дохода.

Лучшие вузы для обучения

Стать профессиональным скульптором можно, только закончив высшее учебное заведение по соответствующей специализации. Наиболее известные вузы:

  • Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина при Российской академии художеств был основан еще в 1757 году. В этом заведении учились такие знаменитые ваятели, как Марк Антокольский, Петр Клодт, Иван Мартос. Сегодня здесь получают знания около 1 000 студентов на очном и 500 на заочном отделении. Факультет скульптуры выпускает ваятелей и реставраторов, есть также специализация «медальерное искусство».
  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова обучает творческих людей с 1987 года, позже был открыт филиал вуза в Перми. На факультете скульптуры глубоко изучают античные традиции и работы эпохи Возрождения. Студенты воспитываются на наследии российских и зарубежных мастеров прошлого, особое внимание уделяется рисунку, на основе которого создаются скульптурные формы.
  • Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица открылась в 1876 году. Здесь функционирует кафедра монументально-декоративной скульптуры, преподаватели которой дают студентам знания, необходимые для создания объемных произведений в различных жанрах и стилях. Также в академии можно освоить навыки художественной обработки металла, керамики и стекла на одноименных кафедрах.
  • Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова при Российской академии художеств – один из ведущих творческих вузов России, действующий с 1832 года. На факультет скульптуры принимают очень мало абитуриентов (здесь всего 8 бюджетных мест), большинство из них уже со специальной подготовкой. Мастерскими руководят выдающиеся ваятели Александр Рукавишников и Михаил Переяславец. Во время ежегодной летней практики студенты ищут свой стиль и новые композиционные решения, работая с разными материалами (камень, дерево) в Доме творчества в Переславле-Залесском.
  • Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова открыта в 1825 году. Здесь обучают скульпторов монументального, декоративного и других направлений. Теоретические знания применяются для создания произведений из различных материалов. Выпускники оформляют религиозные и общественные здания, парковые ансамбли, создают памятники, реставрируют объекты архитектуры. Они полностью подготовлены к условиям работы в современном городском пространстве.

Получить образование скульптора можно и в региональных вузах. В частности, есть соответствующие специальности в институтах, академиях и университетах Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Иркутска, Красноярска и других городов.

Наиболее талантливые мастера

Из истории искусства можно выделить несколько наиболее выдающихся личностей, которые посвятили свою жизнь скульптуре и прославились благодаря этому. Каждый из них оставил наследие, стал частью культуры прошлого:

  1. Франсуа Роден — известнейший французский скульптор, который долгое время зарабатывал на жизнь декорированием. Творил он в конце XIX века и в начале ХХ века. Множество работ талантливого человека не было идентифицировано, поскольку он на протяжении некоторого периода работал анонимно. Другие были утеряны. Наиболее известной скульптурой Родена считается «Мыслитель». Известность ему принесла также работа «Врата ада» и «Поцелуй». Сегодня в Париже находится музей, посвященный великому скульптору.
  2. Итальянский скульптор, художник и архитектор Микеланджело жил и творил в XV—XVI вв. Его наиболее известные работы: «Битва кентавров», «Мадонна у лестницы», «Мадонна с младенцем». Вторая считается наиболее ранним творением автора, выполнена в рельефном стиле. Последняя работа круглая, обозревается со всех сторон.
  3. Сальвадор Дали — испанский скульптор, живописец, писатель и режиссер. Прославился в области скульптуры после создания работы «Сидячий Дон Кихот». Жил и творил Дали в ХХ веке, отличался истинным талантом и необычными взглядами, позволяющими создавать эксклюзивные работы.

Каждый из профессионалов прошел длинный путь от обучения своему делу до создания работ, ставших памятниками культуры. Сегодня работа скульпторов несколько упростилась, но это не делает ее менее значимой. Любой молодой специалист должен выбрать свой стиль и творить, опираясь на собственное видение. Это позволит оставить свой след в мировом искусстве.

Обучение мастеров

На сегодняшний день в крупных городах России имеются учебные заведения, в которых подготавливают скульпторов. Они проходят несколько этапов обучения, сдают экзамены, показывают примеры своих ранних работ и тех, что изготовили после прохождения основного курса.

В Москве в университете Баумана имеется отделение для подготовки скульпторов. Помимо этого, в Санкт-Петербурге, Красноярске, Саранске и других крупных городах любой желающий сможет овладеть навыками скульптурирования, если обладает зачатками таланта и необходимыми качествами для выполнения сложной, кропотливой работы.

После окончания высшего учебного заведения молодой специалист может найти работу. Наибольшим спросом скульпторы пользуются сегодня в бюро ритуальных услуг. Деятельность несколько мрачная, но позволяет раскрыть потенциал и заниматься любимой работой. Помимо этого, можно занимать должность в скульптурной мастерской или какой-либо студии, что также считается хорошим опытом.

Наиболее смелые выпускники организуют свою фирму или класс. Сначала они занимаются частной практикой и нарабатывают клиентскую базу, после чего могут задуматься о расширении. Это направление дается далеко не каждому, ведь помимо творческого потенциала, необходимо иметь талант организатора и руководителя.

Перспективы трудоустройства по профессии

Начиная с Ассирии и Древнего Египта, на протяжении многих веков профессия скульптора оставалась социально значимой и востребованной.

На сегодняшний день специалисты профиля могут успешно реализовать себя в педагогической, научной, творческой деятельности, работая в реставрационных, скульптурных мастерских, студиях, выставочных залах, музеях, художественных галереях.

После завершения обучения специалисты могут успешно занимать должности:

  • архитектора;
  • скульптора;
  • декоратора;
  • реставратора скульптуры;
  • специалиста скульптуры малых форм;
  • каменщика;
  • скульптора-монументалиста;
  • культуроведа;
  • искусствоведа.

Современная скульптураИстинные ценители скульптурного искусства могут успешно осуществлять научную деятельность, совмещая ее с творческой.

Приобретаемые навыки

Скульптор за работой

  1. Свободно владеть выразительными средствами в области скульптуры и изобразительного искусства (графика, лепка, рисунок).
  2. Свободно владеть технологиями, техниками в области скульптуры (декоративной, монументальной, станковой, скульптуры, мелкой пластики), проявлять креативность в процессе творческого мышления.
  3. Создавать авторские произведения на высоком профессиональном уровне в сфере изобразительного искусства, скульптуры.
  4. Создавать достоверные копии объектов культурного наследия.
  5. Осуществлять экспертное оценивание скульптурных объектов.

Производственно-техническая и управленческая деятельность

  • объёмный дизайн, промышленный дизайн для производства товаров народного потребления (бытовые приборы и изделия домашнего обихода для отдыха и работы) в проектных организациях, дизайн-студиях,дизайн-бюро и рекламных агентствах;
  • дизайн и разработка эргономичных образцов в производственно-технической сфере, в автомобилестроении, создание инструментов и различных технических приспособлений;
  • реставрационная работа при музеях, художественных галереях, выставочных залах и т. д.;
  • гравировка, чеканка и другая работа в мастерских, занимающихся созданием памятников;
  • разработка и изготовление архитектурных конструкций, художественной отделки фасадов зданий и помещений (интерьеров), декораций, манекенов, кукол, масок, других элементов тематических костюмов для постановочных сюжетов, бутафории в театре и кино;

Разновидности скульптур

Скульптура представляет собой произведение искусства, выполненное из различного материала и воплощающее определенное событие, человека, историческую личность, животное или здание.


Великое множество материалов и вариантов декоративной отделки позволяет творческой личности воплотить свои замыслы и выполнить работу качественно. Современное искусство делит скульптуры на две разновидности:

  • Круглые или многогранные — их можно обозревать с разных сторон, наслаждаясь точностью каждой линии. Такие предметы пользуются популярностью, дополняют интерьер многих особняков и считаются интересными.
  • Рельефные скульптуры (иногда называются плоскими) — рассматриваются только с одной стороны. Однако такое наименование ошибочно, ведь даже в таком произведении искусства имеются разные линии, возвышения и другие детали, которые позволяют оценить все великолепие предмета.

Помимо этого, специалисты разделяют скульптуры на монументальные, монументально-декоративные, станковые. Первые представлены памятниками, вторые — фонтанами и уникальными урнами в парках, третьи изготавливаются для выставочных залов в музеях и галереях.

В зависимости от техники работы с материалом и определения собственного стиля, скульптуры могут быть изготовлены в разных жанрах. Некоторые берут за основу лица людей, другие работают исключительно с животными, третьи предпочитают изображать фрагменты исторических событий. Наиболее редким направлением считается создание натюрмортов и элементов ландшафта в технике скульптурирования.

Подобный стиль довольно трудно освоить, требуется много терпения и усидчивости, а также способность запоминать мельчайшие детали того или иного места для воплощения своего замысла. Отдельно стоит выделить скульпторов, которые создают исключительно мелкие предметы, берут за основу животных или людей.

Несмотря на многообразие техник, стилей и материалов, профессия считается важной и необходимой, поскольку для каждого специалиста найдется работа, приносящая не только материальное, но и моральное удовлетворение, признание в обществе.

Чтобы понять, что делает скульптор, необходимо ознакомиться с основными этапами создания скульптуры. Первым и наиболее важным шагом считается создание скульптуры в своем воображении. Специалист представляет себе конечный результат или изучает образец, предложенный заказчиком.

Дополнительно после мысленного представления скульптуры мастер сразу же определяет подготовительные мероприятия, необходимые для получения результата. Работа для художника-скульптора несколько усложняется, поскольку он сразу просчитывает не только количество материалов, но и решает вопрос с оформлением.

Следующим шагом в работе является выполнение эскиза будущей скульптуры из какого-либо пластичного вещества. Это может быть пластилин или другой подходящий материал. Миниатюрная копия будущей скульптуры постоянно находится перед глазами мастера, поэтому он может сосредоточиться, не отвлекаясь на мысленную доработку.

Время, необходимое для выполнения работы, отличается в зависимости от размера предмета, деталей и других нюансов. Конечный результат должен соответствовать тому, который ваятель мысленно представлял на первом этапе. Бывают случаи, когда скульптор дорабатывает свое творение, поскольку сразу не смог изготовить задуманное.

Суть работы современных скульпторов

В наши дни скульпторы в чистом виде практически не востребованы, хотя скульптура как вид искусства, разумеется, никуда не делась. Впрочем, многие из таких произведений носят скорее дизайнерский характер и приобретаются как стильное дополнение к различным интерьерам.

Современный скульптор, как бы это ни было парадоксально, не имеет возможности создавать исключительно уникальные произведения, а осваивать массовое производство. Тиражирование скульптур в настоящее время – это довольно распространенная тенденция. Большая часть скульпторов, увы, вынуждена заниматься ремесленной работой.

При этом материалы, используемые художниками, почти не изменились. К ним относятся:

  • глина;
  • камень;
  • металл;
  • дерево;
  • воск.

Кроме этого, скульптор знает большое количество различных техник создания фигур. Конечно, большая часть из них отдает предпочтение какой-то одной технике или материалу.

В самой скульптуре бывают свои разновидности:

  1. монументальная скульптура;
  2. монументально-декоративная;
  3. станковая;
  4. мелкая пластика.

Художник может работать как с несколькими видами, так и сосредоточить свое внимание лишь на одной категории произведений. При этом каких-либо жанровых ограничений не существует на сегодняшний день. Иными словами, скульптор может работать в следующих жанрах:

  • портреты;
  • исторические или бытовые сюжеты;
  • изображения животного мира;
  • ландшафтные элементы;
  • натюрморты.
Оцените статью
Добавить комментарий