Развитие творческого потенциала как важное условие формирования профессиональной компетентности будущего юриста
УДК 372.834
Т. В. Палиева1, О. В. Кононенко2
1 Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики, МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь 2Кандидат юридических наук, кафедра конституционного и международного права, старший преподаватель, УО «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь», г. Минск, Республика Беларусь
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
В статье раскрывается значение творческих способностей, их роль в формировании профессиональной компетентности будущего юриста. Анализируется сущность понятий «творчество», «творческие способности», «творческий потенциал». Выделяются обязательные педагогические условия развития творческого потенциала обучающихся, в том числе перечисляются и те качества, которыми должен обладать современный преподаватель высшей школы, чтобы способствовать развитию креативности обучающихся. Обобщаются методы и формы развития творческих способностей, обеспечивающие успешность формирования профессиональной компетентности будущего юриста. Предлагаются конкретные методы преподавания профессиональных дисциплин юристам, направленные на развитие творческих способностей обучающихся.
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности, аналитическая деятельность, креативное мышление, исследовательская деятельность, практико-ориентированные методы обучения, методика преподавания юридических дисциплин.
Введение
Наиболее актуальной потребностью современной системы образования является необходимость изучения, обобщения и использования на практике опыта формирования творческой личности. Белорусской экономике, торговле и производству требуется качественно новая система образования. Сегодняшний специалист в любой отрасли профессиональной деятельности должен соответствовать возрастающим требованиям общественной практики, обладать профессиональным мастерством, широким мировоззрением, креативными способностями. Сегодня данный вопрос вполне обоснованно можно рассматривать как важную педагогическую проблему, решение которой направлено, в первую очередь, на совершенствование качества профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования.
В современных условиях востребованный специалист, в том числе и юрист, должен уметь решать нетрадиционные, специфические, творческие задачи, принимать нестандартные, своеобразные, креативные решения, а для этого иметь развитое абстрактное мышление. В связи с этим необходимо выделить новые подходы и решения для определения оптимальной стратегии формирования творческих способностей будущего юриста, которые в данной статье будут рассмотрены на примере учебной дисциплины «Конституционное право».
Результаты исследования и их обсуждение
В педагогической науке и практике уже на протяжении длительного времени занимаются изучением проблемы развития творческого потенциала человека. Среди наиболее существенных исследований можно выделить работы таких ученых, как В. И. Андреев, В. С. Библер, О. Г. Богданова, Д. Б. Богоявленская, В. М. Вергасов, Дж. Гилфорд, А. В. Жуганов, Г. Е. Журавлёв, В. И. Загвязинский, В. П. Зелеева, И. Я. Лернер, А. Н. Лук, Н. П. Миловзорова, Г. Нойнер, Н. П. Обухова, К. К. Платонов, Э. Л. Пономарёв, Ф. Л. Ратнер, Б. М. Теплов и др. Однако данная тема настолько сложна, что до сих пор многие вопросы остаются нерешенными. Современная цивилизация ставит перед человеком все более сложные задачи, решение которых невозможно без применения творческого подхода.
© Палиева Т. В., Кононенко О. В., 2022
В психо лого-педагогической литературе рассмотрены различные подходы к характеристике творчества, творческих способностей и творческого потенциала.
Творчество — это общечеловеческий феномен, основываясь на уже имеющихся знаниях, он позволяет находить в знакомом и близком новые аспекты, создавать то, что ранее не существовало. Творческие способности — это совокупность психических свойств, характерных для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением, обладающей воображением, гибкостью ума, дивергентным мышлением с высоким уровнем мотивации творчества.
Творческий потенциал — это сложная интегральная личностно-деятельностная характеристика, присущая человеку, включающая в себя мотивационный, интеллектуальный, саморазвивающийся компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления личностью творческой деятельности и достижения высокого уровня развития, благодаря актуализации своих творческих сил и возможностей в реальной практике [1].
Подготовленность педагога к работе по развитию творческого потенциала молодежи — это не только наличие специальных знаний, практических умений и навыков, но и постоянное стремление к осуществлению данного направления в педагогической деятельности и собственная реализация в творчестве. Научить «творить» может только креативная личность. Но даже при наличии у педагога соответствующих личностных качеств и стремления к творческому подходу очень часто у преподавателей спецдисциплин не хватает методических знаний. Анализ практического опыта преподавания юридических дисциплин в учреждениях образования показывает, что многие преподаватели испытывают затруднения именно при организации творческой деятельности обучающихся.
Для эффективной реализации задачи развития творческих способностей обучающихся на основе обобщения исследований (Л. С. Выготский, Д. В. Колесов, А. Х. Маслоу, А. Матейко, Э. П. Торренс) выделим обязательные педагогические условия:
1. Стремление к развитию собственных творческих способностей и педагогического мастерства у преподавателя.
2. Доминирование демократического стиля общения с обучающимися и создание на учебных занятиях атмосферы, располагающей к творческой деятельности.
3. Организация совместного с обучающимися поиска условий, средств и способов развития творческих способностей и других качеств личности обучающихся, основанного на реализации принципа сотрудничества.
4. Реализация специальных методов и технологий, способствующих развитию творческих способностей будущих юристов.
5. Направленность на активизацию самостоятельности мышления обучающихся, их самосовершенствование и саморазвитие.
Систематизация и обобщение психолого-педагогической и методической литературы (здесь хотелось бы отметить, что исследований развития творческих способностей будущих юристов практически нет), анализ собственного педагогического опыта развития творческих способностей обучающихся в процессе преподавания юридических дисциплин позволил выделить несколько основополагающих идей:
1. Для того, чтобы раскрыть у обучающихся творческое начало, необходима реализация индивидуального подхода. Его назначение заключается не только в том, чтобы все обучающиеся успешно овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и в том, чтобы у них раскрывались и реализовывались индивидуальные творческие возможности, выработался рациональный индивидуальный стиль деятельности.
2. Мотивация обучения — важнейший фактор результативности развития творческих способностей будущих юристов. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к действиям, какие мотивы лежат в основе его поведения, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления развитием личности. С другой стороны, преподаватель может пытаться и сам выстраивать систему мотивов деятельности, способствующую эффективности процесса обучения в целом и развитию творческого потенциала в частности. Стержнем управления развитием личности на основе мотивации будет воздействие на интересы обучающихся. Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
3. Опора на чувство удивления и новизны, готовность принять нестандартную ситуацию, чему способствуют задания-разминки, задания-загадки, проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.
4. Создание творческой обстановки в ходе обучения. Развитие у обучающихся веры в себя, в свои возможности. Обучающиеся должны стремиться к сравнениям, аналогиям, проявлению фантазии, воображения, что является основой творческого мышления. Даже при неудачах обучающиеся должны получать позитивную оценку, чтобы негативное восприятие не способствовало приостановке творческого поиска.
Каждая учебная дисциплина имеет свои цели и задачи, свою специфику и место в подготовке квалифицированного специалиста.
Согласно типовой учебной программе и образовательному стандарту первой ступени высшего образования [2]-[4], «Конституционное право» — учебная дисциплина, в рамках которой изучаются нормы, определяющие форму правления и государственного устройства, основы конституционного строя, порядок формирования и функционирования органов государственной власти, основные формы власти народа и способы ее реализации, правовой статус человека и гражданина, взаимоотношения человека, общества и государства, результаты научных исследований в указанных областях.
Образовательная цель преподавания и изучения дисциплины «Конституционное право» состоит в получении обучающимися специальной теоретической подготовки по правовым основам белорусской государственности, позволяющей эффективно выполнять должностные обязанности в соответствии с присваиваемой квалификацией. Воспитательная цель направлена на формирование у обучающихся гуманистического подхода к правам и свободам человека и гражданина, обязательности соблюдения норм Конституции и актов законодательства в ситуациях профессионального вмешательства в эти права и свободы.
Задачи преподавания и изучения «Конституционного права» состоят в формировании у обучающихся способностей к применению знаний в области конституционного права в правотворческой и правоприменительной практике и к анализу конституционно-правовых норм и отношений, событий и действий, имеющих юридическое значение и выступающих в качестве объектов их профессиональной деятельности. Кроме того, в ходе изучения «Конституционного права» обучающиеся должны приобрести навыки по защите конституционных прав и свобод личности, важнейших общественных и государственных интересов.
Учебная дисциплина «Конституционное право» направлена на формирование целого комплекса компетенций. Можно выделить ключевые из них, успешность освоения которых зависит от уровня развития творческих способностей обучающихся:
— владеть системным и сравнительным анализом;
— владеть исследовательскими навыками;
— быть способным вырабатывать новые идеи (обладать креативностью);
— быть способным к социальному взаимодействию;
— быть способным к критике и самокритике;
— уметь работать в команде;
— консультировать по правовым вопросам, возникающим в деятельности государственного органа, предприятия, организации, учреждения;
— анализировать и оценивать собранные данные;
— готовить доклады, материалы к презентации;
— реализовывать инновации в профессиональной деятельности.
В процессе преподавания учебной дисциплины «Конституционное право» нами были отобраны наиболее эффективные и соответствующие содержанию и образовательным задачам методы и формы организации лекционных, практических и семинарских занятий, позволяющие развивать творческие способности обучающихся.
Обратимся, прежде всего, к такой форме обучения, как лекция. Лекция в настоящее время остается одной из ведущих форм организации образовательного процесса в высшей школе. Оставаясь традиционной по сути и структуре, современная лекция все же существенно преобразовывается. Для решения задачи подготовки компетентных специалистов, способных к креативному мышлению, лекция также обязана ориентироваться на развитие творческого потенциала обучающихся. Для этого в ходе лекции необходимо использовать презентации-визуализации, интерактивные учебные видеоматериалы, дискуссионные методы обучения, проблемные вопросы и задания и др.
Хороший результат дает и введение на лекциях «Интеллект-карт», которые могут в начале применения методики составляться на глазах у обучающихся самим преподавателем, затем -совместно, а после — самостоятельно обучающимися. Картирование структурирует и объединяет информацию всей лекции, отображает ее визуально, показывает смысловые, причинно-следственные и ассоциативные связи. Все важные аспекты лекции записываются одним словом или короткой фразой, выделяется главное и устанавливается их взаимосвязь в виде схемы. Интеллект-карту следует создавать с центра листа, что позволяет работать во всех направлениях. Для подтем определяются суб-центры. Можно применять условные обозначения, небольшие рисунки (например, эмоционально окрашенные «смайлики»), использовать различные цвета, видоизменять толщину линий и шрифтов, применять стрелки, замкнутые линии, геометрические фигуры и др. В отличие от структурно-логических схем интеллект-карты не линейно-словесные, а образно-ассоциативные, что позволяет более эффективно запоминать и воспроизводить учебный материал.
Применение интеллект-карт также способствует развитию творческого мышления, повышает эффективность интеллектуальных процессов, способствует активизации мышления при решении нестандартных задач и др. [5].
В ходе семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Конституционное право» эффективно решают задачи развития творческого потенциала такие формы и методы, как:
• нетрадиционные занятия (занятия-аукционы, занятия-турниры, занятия-конкурсы, занятия-пресс-конференции, занятия-викторины, занятия взаимообучения, занятия-«суды», занятия «Следствие ведут знатоки», театрализованные занятия и др.);
• экскурсии и выездные занятия;
• интегрированные занятия с иными юридическими дисциплинами;
• интерактивные методы обучения, проблемные ситуации, игровые и практико-ориентированные задания;
• методики развития критического мышления «Шесть шляп мышления», «Дерево целей», «Тонкие и толстые вопросы» и др.;
• проектные методики с включением исследовательских задач;
• компьютерные обучающие технологии;
• разноуровневые задания.
Остановимся более подробно на реализации некоторых практико-ориентированных методов обучения, реализуемых при усвоении дисциплины «Конституционное право», способствующих развитию творческих способностей обучающихся:
1. Анализ проблемных ситуаций, в основе которых лежат реальные ситуации. Проблемные ситуации, применяемые при изучении учебной дисциплины «Конституционное право», должны тщательно отбираться преподавателем. Одни ситуации часто встречаются в юридической практике (штатные), позволяют не только самостоятельно найти решение, но и выстроить алгоритмы работы в подобных обстоятельствах. Алгоритм, как строгая система последовательных действий, будет способствовать овладению необходимыми компетенциями. Такие темы учебной дисциплины «Конституционное право», как «Конституционные основы правового статуса человека и гражданина», «Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Система защиты прав человека» и др., в наибольшей степени содержат богатый практический материал по штатным проблемным ситуациям, которые возможно применять на практических занятиях.
Другие ситуации редко встречаются в практической деятельности (нештатные), требуют креативного подхода при их разрешении.
Анализ проблемных ситуаций можно организовать с помощью различных методик, таких, как «Жужжащие группы», «Дискуссионные группы», метод «Аналитико-креативного проекта» и др.
Методика «Жужжащие группы» предполагает разделение учебной группы на небольшие подгруппы по 3-5 человек, которые работают над одной проблемной ситуацией в течение 5-10 минут, вырабатывая коллективное решение. Затем представитель каждой группы «презентатор» докладывает о принятом решении. Методика «Дискуссионные группы», в отличие от предыдущей, предполагает большее количество участников в подгруппе, которые работают над более масштабными проблемными ситуациями, предлагая развернутые и детальные пути и способы решения проблемы. При данной методике для повышения мотивации необходимо ввести элемент соревнования.
Метод «Аналитико-креативного проекта» лучше применять при нештатных проблемных ситуациях. При использовании данного метода в процессе изучения юридических дисциплин необходимо сделать акцент на развитие креативной аналитической деятельности, причем необходимо обращать внимание на формирование умений и навыков всех разновидностей аналитической деятельности:
— проблемный анализ предполагает выделение проблемного поля и умение формулировать
задачу;
— системный анализ позволяет рассмотреть объекты с позиции системно-структурного и функционального подходов;
— праксеологический анализ нацеливает на рассмотрение процессов с позиции их оптимизации;
— прогностический анализ позволяет строить прогнозы дальнейшего развития;
— причинно-следственный анализ устанавливает причины сложившейся ситуации;
— аксиологический анализ позволяет оценить ситуацию с позиции ценностных подходов;
— ситуационный анализ направлен на моделирование ситуации с позиции действующих лиц и исходных условий.
Работа над проблемной ситуацией методом «Аналитико-креативного проекта» складывается из ряда взаимосвязанных действий, обеспечивающих включение всех перечисленных выше разновидностей аналитической деятельности:
— проанализировать ситуацию, выделить проблему, сформулировать задачу для решения;
— рассмотреть задачу с позиции взаимодействия всех включённых объектов (субъектов) и их функций;
— сделать оценку сложившейся ситуации для каждого конкретного участника с позиции ценностного подхода;
— определить причину возникшей ситуации;
— найти варианты решений и сделать прогнозы относительно положительного и отрицательного дальнейшего развития;
— разработать оптимальный проект решения данной ситуации.
На наш взгляд, богатый практический материал для использования метода «Аналитико-креативного проекта» возможно подобрать по темам «Законодательный процесс», «Избирательная система и избирательное право», «Референдум», «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина» и т. п.
2. Создание учебных видеофильмов самими обучающимися по отдельным темам учебной дисциплины позволяет не только систематизировать, обобщить и углубить знания по теме, но и реализовать индивидуальные творческие способности при составлении сценария, организации съемок, монтажа, оформления, озвучки и др.
Такие учебные видеофильмы могут содержать и элементы метода «инсценировки», т. е. разыгрывание проблемной ситуации по ролям. Игра по заданному сценарию требует от обучающихся знания предмета игровой ситуации, видения проблемы, умения войти в «положение другого» и заданный образ, перевоплощения и актерского мастерства. Записанный на видео материал позволяет отсмотреть ситуацию несколько раз, критически проанализировать действия «героев» и оценить их. Через такие видеофильмы приобретаются умения объективно анализировать и оценивать как собственное поведение, так и поведение других, развиваются эмпатия и социально-коммуникативная компетенция. Такие видеофильмы лучше всего предлагать по таким темам программы учебной дисциплины «Конституционное право», как «Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Административно-территориальное устройство Республики Беларусь», «Судебная власть в Республике Беларусь» и др.
3. Метод «Портфолио». Эта широко используемая технология имеет большой потенциал для применения в процессе становления профессиональных компетенций будущих юристов. «Портфолио» трактуется как досье, собрание достижений. «Портфолио», как правило, используется для оценки прогресса и успехов по различным учебным дисциплинам и сферам интереса, а также для демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на работу, учебу и др.
В процессе преподавания дисциплины «Конституционное право» для решения как образовательных задач, так и задач развития творческого потенциала обучающихся считаем результативными применение следующих типов «Портфолио»:
— «Портфолио документов», содержащее нормативно-правовые документы, которые изучаются учебной дисциплиной «Конституционное право» и используются при решении проблемных ситуаций. Данный вид портфолио может постепенно заполняться и на других учебных дисциплинах и обеспечивать формирование профессиональных компетенций будущего юриста;
— «Исследовательское портфолио», создаваемое обучающимся по одной из интересующих его проблем различных разделов конституционного права и включающее материалы различного характера и содержания, в том числе методологического. Так как учебная дисциплина «Конституционное право» изучается на первом курсе, данное портфолио в будущем может стать основой для развития исследовательских интересов, умений и навыков, перерасти в курсовой проект и дипломную работу.
Выводы
Задачи развития творческих способностей обучающихся могут и должны успешно решаться в процессе изучения любых учебных дисциплин. При подготовке будущих юристов важное место занимает такая учебная дисциплша, как «Конституционное право». Эффективная реализация задачи развития творческих способностей обучающихся зависит от системы реализуемых форм и методов обучения, индивидуализации процесса обучения, креативности и профессионализма самого преподавателя, умения создать творческую доверительную рабочую атмосферу. Применение комплекса предлагаемых нами методов анализа проблемных ситуаций «Жужжащие группы», «Дискуссионные группы», метод «Аналитико-креативного проекта», создание учебных видеофильмов, «Портфолио документов» и «Исследовательских портфолио», «Интеллект-карт» обеспечит развитие самостоятельной учебно-исследовательской, творческой и научной деятельности обучающихся и в конечном итоге — подготовку высококвалифицированных юристов.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ.
1. Дорофеева, Е. В. Дидактические условия и критерии развития творческого потенциала студентов на факультативных занятиях по предметам гуманитарного цикла : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 — Общая педагогика, история педагогики и образования / Е. В. Дорофеева. — Казань, 2006. — 312 л.
2. Типовая учебная программа по учебной дисциплине «Конституционное право» для специальностей: 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», утвержденная Министерством образования Республики Беларусь 11. 12.2008, регистрационный № ТД — Е.071/тип.
3. Высшее образование. Первая ступень. Специальность: 1-24 01 03 «Экономическое право». Квалификация: Юрист со знанием экономики. Образовательный стандарт ОСРБ 1-24 01 03-2008.
4. Высшее образование. Первая ступень. Специальность: 1-24 01 02 «Правоведение». Квалификация: Юрист. Образовательный стандарт ОСВО 1-24 01 02-2022.
5. Педагогические технологии : вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Вишневская ; под ред. И. А. Стеценко. — Ростов н/Д : Феникс, 2022. — 253 с.
Поступила в редакцию 03.03.16 E-mail: 0605tanya1980@rambler.ru, 0605alex@rambler.ru
T. V. Palieva, O. V. Kononenko
CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT AS AN ESSENTIAL CONDITION OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE FUTURE LAWYERS
The article reveals the importance of creativity and its role in the formation of professional competence of the future lawyer. Such notions as «creativity», «creative skills», «creativity potencial» are analized. Compulsory pedagogical development conditions of creative potential of students are emphasized. Furthermore the qualities that must be obtained by a modern higher school teacher in order to promote creative potential of students are mentioned. The development methods and forms of creative abilities are summarized, ensuring the success of the formation of professional competence of the future lawyer. The distinct teaching methods of professional disciplines for lawyers are suggested, aimed at development of creative abilities of students.
Keywords: creativity, creativity potencial, creative skills, analytical work, creative thinking, research, practice-oriented teaching methods, teaching methods of legal disciplines.