- Что такое гештальт-терапия
- 3. Профессионально важные качества психолога
- 7.Куда пойти учиться на психолога?
- Вопросы
- Да
- Нет
- Трудно сказать
- Где можно работать психологом
- График и формат работы психолога
- Известные зарубежные и отечественные психологи
- Помощь в поступлении за границу с unipage
- Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психолога:
- Особенности профессионального обучения
- Примечания:
- Профессиональные требования
- Соцсети — не критерий профессионализма
Что такое гештальт-терапия
В гештальт-терапии применяется феноменологический метод: терапевт наблюдает за внешними проявлениями, в частности за мимикой.
Но это не просто язык тела, а синхронизация нескольких параметров. Например, разница слов и мимики заставляет задуматься: человек говорит «Да, да, в отношениях у нас всё прекрасно», а при этом опускает уголки губ и хмурится.
Тогда психолог задает вопросы, описывает человеку то, что заметил. То есть в гештальт-терапии можно прийти к точке сложности через эмоциональное состояние, которое видно во время сессии.
Но феноменология — лишь одна из основ гештальт-терапии. Ещё одна важная составляющая — экзистенциальный подход. Его цель — помочь человеку понять, что для него важное, ценное и почему. И на основе этого решать и действовать.
Одно из ключевых понятий гештальт-терапии — контакт. Несколько упрощая, можно сказать, что психологи смотрят, как человек взаимодействует с другими людьми, с самим собой и окружающим миром. Замечают, где происходит сбой и возникает сложность.
Во время сессии терапевты делают анализ: классифицируют проблему, думают, как помочь человеку её увидеть и найти способ скорректировать или устранить. Возможно, раньше эта проблема была защитным или адаптационным механизмом, но теперь создаёт трудности — контекст ведь изменился.
Например, детей учили не мешать взрослым. Сейчас это уже 30–40-летние люди, и они боятся прийти к начальнику, поговорить о карьере, боятся помешать кому-то и сделать что-то. Раньше это ребёнка оберегало, он не приставал к старшим, и ему меньше прилетало. А во взрослой жизни такая привычка мешает в работе, отношениях и в коммуникации в целом.
Гештальт — холический метод, от слова «целостный». То есть мы рассматриваем человека в контексте. Самый понятный пример — тяжёлые 2020–2021 годы: эпидемия, нагнетание негативной информации и ограничения. Это нарушило привычный ритм жизни. И этот контекст нельзя не учитывать, если человек приходит с выгоранием. Сейчас я много работаю именно с этой проблемой.
3. Профессионально важные качества психолога
Состояния человека при взаимодействии с окружающим миром проявляются как человеческие качества. Основными человеческими состояниями и качествами являются адекватность ситуации, активность, целесообразность, духовность, восприимчивость.
Для профессиональной деятельности определяющие значения имеют профессионально важные качества. Именно эти качества позволяют успешно реализовывать необходимую деятельность. В процессе своей деятельности психолог неизбежно проецирует свои переживания, свой внутренний мир на возникающие ситуации.
Также на его работу оказывает влияние отношение как к миру, так и социально-экономическим и политическим проблемам.Как наиболее важные профессиональные качества психолога (помимо качеств, которые необходимы в любой другой профессии: ответственность, добросовестность, терпимость и т.п.) можно выделить следующие.
Эмпатия —это способность к сопереживанию, ставить себя на место другого. Эмпатия — способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.
Открытость —постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.
Самообладание —умение контролировать свои настроение и чувства, сохранение спокойствия и невозмутимости в любой ситуации. Особенно это сложно, когда заказчик или клиент ведет себя агрессивно, навязчиво, капризно и т.п.
Конгруэнтность(лат. — соразмерный, соответствующий) — это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей.
Интерес к людям —эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними, узнавать их.
Умение признавать ошибки —это одно из важных качеств, которые позволяют исправлять ошибки и самосовершенствоваться.
Стрессоустойчивостъ—способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные нагрузками профессиональной деятельности.
Рефлексия —способность человека к критическому самоанализу, способность к размышлению о смысле человеческого существования.
Понятийность мышления —способность адекватно воспринимать реальную ситуацию, т.е. умение выделять суть объекта или явления, умение видеть причину и прогнозировать последствия, систематизировать информацию и строить целостную картину мира.
Коммуникативность —способность быстро и легко находить общий язык с людьми. Для психолога необходимо разговаривать понятным для заказчика или клиента языком.
Важно помнить, что личность человека не является механической суммой психологических качеств. Эти психологические качества интегрированы в единой личности.
Таким образом, практическая этика является неотъемлемой частью любой профессиональной деятельности, предполагающей непосредственное воздействие на психическую реальность человека. Современная жизнь человека в обществе протекает так, что, по существу, любая сфера общественной жизни оказывает в той или иной мере на него такое воздействие.
2.4.Умения и навыки, которыми должен обладать психолог
На мой взгляд-это следующие умения и навыки ,в которых специалист должен быть внимательным,чутким ,наблюдательным,обладать более чем успешными навыками коммуникативной компетенции,быть гибким,уметь слушатья,слышать правильно,т.е ясно и четко выражать свою мысль ,уметь применять свои гипотезы/версии, выстраивать коммуникацию с клиентами в рамках сессии и общей работы,обсуждать условия и то,что происходит на консультациях . Многие навыки приобретаются в опыте,некоторым,обучают на курсах,в институтах, специальных обучающих группах .
2.5.Средняя заработная плата психолога
Самым важным аспектом, влияющим на то, сколько зарабатывают психологи в России, является стаж. Опытные специалисты в среднем получают на 8 000 – 13 000 руб. больше новичков, только что окончивших ВУЗ. Например, на одном и том же предприятии два работающих рядом психолого могут получать разную зарплату.
Сотрудники, имеющие опыт работы более 5 лет, могут рассчитывать на самую высокую ставку – от 40 000 руб. и выше, со стажем более 3 лет – от 30 000 руб., без стажа – до 20 000 руб. Но существует небольшой нюанс. Для молодых специалистов государство предусмотрело некоторые льготы.
Зарплата психолога во многом зависит от места его работы. По статистике в России больше всех получают психологи криминалисты, средняя заработная плата которых превышает 50 000 руб. А зарплата психолога в школе и в детском саду является самой низкой среди специалистов этой сферы.
Новички, устраивающиеся на работу в дошкольные и учебные учреждения, могут рассчитывать на 7 000 – 10 000 руб. в месяц. Оклад опытных специалистов достигает 25 000 руб. Мифом можно считать и разговоры о высоких доходах психологов, работающих в частных заведениях. Они получают в месяц около 30 000 руб.
Психологи, проживающие в мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург, могут рассчитывать на более высокую ставку, чем провинциальные специалисты. Чтобы узнать, сколько зарабатывает психолог в Москве, достаточно просмотреть список столичных вакансий.
Исходя из него психологам, работающим в государственных образовательных учреждениях, платят от 35 000 до 90 000 руб. в месяц. Показатель зависит от количества воспитанников или учеников в конкретном заведении, квалификации и стажа специалиста, отношения руководства к сотрудникам (премии, доплаты, надбавки). А вот по республике Бурятия зарплата психологов составляет 15.000 руб. в месяц.
7.Куда пойти учиться на психолога?
Этой профессии обучают высшие учебные заведения, в основном с гуманитарной специализацией.Это и Московский психолого-социальный институт, и институт психологии и психотерапии, и психолого-педагогический университет, и институт практической психологии, институт психологии и педагогики, институт клинической психологии и психотерапии и многие другие ВУЗы.
При поступлении на факультет психологии, следует учесть перечень специальностей государственного стандарта, которые дадут возможность заниматься той или иной отраслью психологии. Такие специальности как: «Психология спорта», «Психология и педагогика девиантного поведения», «Психология служебной деятельности» дают более узкое направление работы. А вот, например, «Клиническая психология» — это относительно новая специализация, а значит конкурентноспособная.
Стоимость образования, в среднем, составляет 8 тыс. долларов в год. Трудоустройство высокое. Но, как и в каждой профессии зависит от личных качеств человека.
После окончания школы и получения полного среднего образования я планирую поступить в Кемеровский Государственный Университет на факультет «психология» направление «прикладная психология.
III Результаты диагностического исследования.
Для самодиагностики профессиональных интересов я использовала следующие методики:
1.Социальный интеллект Н. Холл в модификации Г.В.Резапкиной.
2.Методика «Профиль» Г.В. Резапкиной.
3.Тест«Определение профессионального типа личности» Дж. Холланд.
4.Методика «Матрица выбора профессии» Г.В.Резапкина
5.Комплекс методик «Профессиональные интересы и склонности» онлайн-тестирование компании «Профконтур», «За собой».
По результат методики «Социальный интеллект», я обладаю отличной способностью осознания своих эмоций, мотивов и потребностей, дающую возможность прогнозировать успешность в профессиях, связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием, обучением.
Высокий уровень самоконтроля позволяет мне контролировать свое эмоциональное состояние, что является профессионально важным качеством в профессиях связанных с управлением, общением, обслуживанием, воспитанием и обучением.
У меня отлично развиты навыки взаимодействия, доброжелательный интерес к людям, готовность к сотрудничеству.
С целью уточнения мотивов выбора профессии, профессиональной информированности и самодиагностики профессиональных интересов мной была пройдена методика «Матрица выбора профессии» и анкета самоопределения.
Данная методика помогла, как можно точнее определить сферу профессиональных интересов.
Т.к. меня привлекает работа с людьми и исследование (научное исследование чего-либо или кого-либо), то мой круг профессий по данной методике представлен следующим образом: психолог, физиолог, социолог, эксперт-криминалист, следователь, лаборант.
Для того, что бы изучить свой профессиональный тип личности я прошла тест «Определение профессионального типа личности» Дж. Холланда. Он считал, что успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом зависит в первую очередь от соответствия типа личности и профессии.
Результат показал, что у меня ярко выражен социальный и предпринимательский тип личности. Люди, относящиеся к социальному типу, предпочитают профессиональную деятельность связанную с частыми контактами с другими людьми: обучением, воспитанием, лечением, консультированием. Для них характерно хорошее речевое развитие, живая мимика, интерес к людям, готовность прийти на помощь.
Определить свои профессиональные интересы мне, помогла методика «Профиль»
Г.В. Резапкиной. Из 10 направлений профессиональных видов деятельности у меня ярко выражен интерес к медицине и педагогике, а так же предпринимательству и домоводству.
Вывод: Изучив свои профессиональные интересы, склонности, тип личности, а так же развитие социального интеллекта я поняла, что профессия психолога мне подходит. Мне интересно общаться с людьми, исследовать «себя» и других людей, изучать профессию психолога.
Я обладаю отличным самоконтролем, могу хорошо контролировать свои эмоции и состояния, отличной способностью осознания своих эмоций, мотивов и потребностей. Люблю общаться с людьми, анализировать их действия и поступки. Что является важным качеством для психолога.
Для того, что бы попробовать себя в роли практического психолога я прошла профессиональную пробу в качестве диагноста. Исследовав межличностные взаимоотношения учащихся, их удовлетворенность образовательным процессом я осознала, что работа психолога трудоемкая, но в то же время очень интересная! (результаты исследования в приложении)
Заключение
Проводя исследовательскую работу я поняла, что психология — очень интересная наука, изучать которую мне не надоест никогда. Но это утверждение справедливо только для неслучайных людей в этой профессии, для тех, кто выбрал её по велению сердца, а не потому, что психологом быть модно.
Только человек, влюблённый в свою профессию, сможет оценить всю прелесть психологии, а также юмор матушки — природы, сделавшей всех нас такими похожими и, одновременно, абсолютно разными. Так что, предмет изучения психологии — человеческая душа — поистине, неисчерпаем.
Я поняла, что карьеру психолога достаточно сложно выстраивать поэтому, получив высшее психологическое образование я должна быть готова к тому, что с самого начала своей карьеры возможно буду работать в школе, детском саду, или государственном учреждении.
Думая над тем, куда пойти учиться на психолога, не надо забывать и про психологические тренинги, семинары. Но они идут лишь в нагрузку к профессиональному психологическому образованию. Проходя их, человек совершенствует и расширяет свои знания в той или иной области психологии.
Профессия психолога многогранна и интересна! Стоит лишь правильно распорядиться полученными знаниями.
Литература
1. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика.— М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000.
2. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
5. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
6. Климов Е. А., Лескова О. Г. История психологии труда в России. — М.: Изд-во МГУ, 1992.
7. Миллс Р. Властвующая элита. — М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.
8. Резапкина Г.В. Самоопределение учащихся 8-9 классов. — М.:АСОУ, 2022.
9. Современная психология. — М.: Инфра-М, 1999.
10. Фельдштейн Д. И. Введение в психологию. — М.: МПСИ, 1999.
11. Фромм Э. Человек для себя. — Мн.: Коллегиум, 1992.
Приложение
Результаты диагностики учащихся 5 класса
Для прохождения профессиональной пробы мне была предложена диагностическая работа с учащимися 5 класса. Под руководством психолога я провела ряд методик: НВ. Калинина. М.И. Лукьянова. «Методика удовлетворённости образовательным процессом.» «Социометрия» автор Дж. Морено.
Результаты анкетирования учащихся по удовлетворенности деятельностью образовательным учреждением.
Дата проведения: январь 2022 г ( 3 четверть)
Возраст: 5 класс
Методика: НВ. Калинина., МИ. Лукьянова. «Методика удовлетворённости образовательным процессом.»
Цель исследования: определить уровень удовлетворенности учащимися и родителями
образовательным процессом отдельно и в целом.
Для этого анкета делится на 4 части: деятельностная сторона образовательного процесса, организационная, социально-психологическая, административная (управленческая).
Каждая часть, т.е. блок, содержит ряд вопросов, на которые ученикам и их родителям (отдельно)необходимо было ответить либо положительно « », либо отрицательно «-».
В анкетировании приняли участие 24 ученика.
Степень удовлетворенности образовательным процессом .
По результатам диагностики индекс удовлетворенности учащихся 5 «б» класса составляет 77 %. В целом исследование показывает, что уровень удовлетворенности образовательным процессом учениками данного класса достаточно высокий, т.е. выше 70 %.
Самый высокий уровень удовлетворенности деятельностной стороной обучения 92 % т.е. учащимся нравится учится в данной школе, им интересно на уроках, понятны объяснения учителя, у них хорошие взаимоотношения с учителями.
67 % учащихся удовлетворены деятельностью администрации они считают, что в школе заботятся о них, в школе происходят хорошие изменения, учащиеся имеют возможность общаться с администрацией школы.
Лишь 44 % учащихся отмечают, что имеют возможность выбрать для себя интересующие их секцию, кружок. А также интересно проводить свое свободное внеурочное время. Родители со своей стороны полностью согласны со своими детьми.
Результаты анкетирования родителей по удовлетворенности деятельностью образовательным учреждением.
Дата проведения: январь 2022 г ( 3четверть)
В анкетировании приняли участие 26 родителей 5 класса. По результатам анкетирования удовлетворены деятельностью учебного заведения 67% родителей.
9 % — не удовлетворены деятельностью образовательного учреждения, особенно питанием в школе, дополнительным образованием (выбором кружков и секций), отношением школьников в классе, возможностью участвовать в делах школы.
24%- родителей сомневались и не могли ответить на тот или иной вопрос. Поэтому можно предположить, что данный контингент родителей плохо осведомлён о деятельности школы, учебном и воспитательном процессе школы т.к. данные родители редко посещают собрания, не присутствуют на школьных и классных мероприятиях.
В целом большинство родителей удовлетворены уровнем преподавания (78%), отношениями с педагогами (85%), отношением ребенка к школе (79%) , организацией школьного быта, состоянием школьных кабинетов.
Только 44 % родителей считают, что любой ученик может выбрать для себя подходящий кружок или секцию. Поэтому можно сделать вывод, что 56% родителей не удовлетворены дополнительным образованием.
43% опрошенных не удовлетворены питанием в школе, считают его скудным и не разнообразным.
Вопросы | Да | Нет | Трудно сказать |
Оцените, пожалуйста, удовлетворены ли вы: Уровнем преподавания; | 78% | 8% | 14% |
Организацией школьного быта; | 70% | 8% | 22% |
Питанием в школе; | 57% | 14 % | 29% |
Состоянием школьных помещений; | 73% | 4% | 23% |
Оформлением классов; | 77% | 4% | 19% |
Материально-техническим обеспечением школы; | 63% | 8% | 29% |
Отношениями между школьниками в классе; | 62% | 14% | 24% |
Вашими отношениями с педагогами; | 85% | 2% | 13% |
Вашими отношениями с администрацией; | 72% | 3% | 25% |
Отношениями вашего ребенка с педагогами; | 76% | 7% | 17% |
Отношением вашего ребенка к школе в целом | 79% | 1% | 20% |
2. В школе любой ученик может найти подходящий для себя кружок, секцию, клуб, выбрать интересную экскурсию, лекцию, участвовать в проведении праздников, соревнований, культпоходов. | 44% | 17% | 39% |
3. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в школе? | 77% | 8% | 15% |
4.Узнаете ли вы что-нибудь важное о личности вашего ребенка из бесед с педагогами ? | 72% | 10% | 18% |
5.Может ли ваш ребенок сказать: «Моя школа лучше других школ в районе»? | 50% | 7% | 43% |
6.Имеете ли вы возможность участвовать в делах школы? | 46% | 25% | 30% |
Итого: | 67% | 9% | 24% |
7.Что, по вашему мнению, школа делает хорошо? | Участвует в различных конкурсах, смотрах, олимпиадах, проектах и.тд. |
8. А что, по вашему мнению, ей следовало бы делать лучше?
Предложения родителей :
-Больше кружков и спортивных секций, причем бесплатных;
— Обращать внимание на всех учеников без исключения;
-Разнообразить питание в школьной столовой.
По результатам исследования рекомендовано:
1.Проводить диагностику удовлетворенности образовательным процессом в школе каждый год, для отслеживания динамики удовлетворенности деятельностью школы школьниками и их родителями.
2.Результаты анкетирования использовать для корректировки деятельности школы и успешной ее деятельности в дальнейшем.
3.Информировать родителей о деятельности школы через интернет, средства массовой информации итд.
«Социометрия»
Дата проведения: январь 2022 г
Цель: изучение межличностного взаимоотношения в коллективе, выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, принятые, отвергнутые)
По результатам социометрического исследования 5 класса выявлено 3 лидера в классе, все учащиеся девочки. 8 из 24 детей являются предпочитаемыми. 11 детей принятые. Два ученика являются отверженными.
Выявлены группы детей, которые общаются между собой по интересам и месту жительства. С результатами нашей работы ознакомлен классный руководитель, в данное время запланированы мероприятия для того, чтобы отвергнутых детей ввести в круг принятых, а также тренинги по сплочению коллектива.
Где можно работать психологом
Детские образовательные учреждения. Изменения в сфере образования привели к тому, что количество психологов в государственных школах и детских садах существенно сократилось. Несмотря на это потребность в специалистах в области образования постоянно растет.
Центры психологической помощи. Для работы необходимо получить высшее образование по направлению «клиническая психология» и пройти дополнительной обучение психологическому консультированию. Основная задача, которые стоят перед психологом в МЧС, службе «телефона доверия» или центрах реабилитации – оказать экстренную психологическую помощь человеку, оказавшемуся в сложной или критической ситуации.
Органы власти и правопорядка. Еще во время обучения большинство студентов получают практику в одном из таких госучреждений как полиция, суд, прокуратура, исправительные учреждения. «Психологи в погонах» занимаются консультациями и диагностикой кадрового состава, составлением экспертных заключений, содействуют решению оперативных задач сотрудников.
Отделы по управлению персоналом. Одно из самых распространенных мест для трудоустройства выпускников. В крупных компаниях отдел состоит из нескольких человек: специалиста по кадрам, менеджера по подбору персонала, менеджера по обучению и руководителя службы персоналом.
Если для должности кадровика требуются специальные юридические знания, то остальные должности hr-службы, как правило, занимают психологи. Работа в отделе ведется по нескольким направлениям: психодиагностика и проведение собеседований с кандидатами, оценка (ассессмент) персонала компании для формирования кадрового резерва, проведение психологических тренингов, разработка системы нематериальной мотивации, поддержание психологического климата в компании.
Кадровые агентства. Уже на последних курсах вуза, психологи могут подрабатывать рекрутерами в агентствах по подбору персонала. Помощь в составлении профиля идеального кандидата на должность, размещение вакансий, первичный отбор резюме и проведение телефонного собеседования – задачи, которые, как правило, доверяют начинающему психологу-рекрутеру.
В дальнейшем основная работа «охотника за головами» заключается в поиске идеального соискателя на вакансии, проведении очных собеседований и составлении портрета кандидата. Опытные хедхантеры с профессиональными связями высоко ценятся как в России, так и за рубежом. Заработная плата, как правило, включает комиссионные за успешное закрытие позиции.
Частная психологическая практика. «Голубая» мечта многих психологов – частная практика. На старте открыть свой кабинет довольно непросто: нет достаточного опыта и репутации, поэтому многие специалисты приходят к этому спустя время. Психологи нередко совмещают проведение частных приемов с другими направлениями деятельности (преподавание, проведение тренингов, работой в психологических службах).
Научно-исследовательская деятельность. После окончания вуза можно продолжить карьеру в одном из исследовательских центров или лаборатории. Работа психолога может заключаться в разработке психодиагностическихтестов и методик (например, в Санкт-Петербургском институте Иматон), исследовании тех или иных психологических феноменов, доказательстве гипотез и т.п.
В последнее время в России набирают популярность исследования в области профориентации. На базе крупных научных центров действуют специализированные институты. Один из крупнейших – Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ[1].
График и формат работы психолога
Психолог в течение дня общается с клиентами в офисе или по видеосвязи. Также он проводит тренинги, если видит необходимость — размещает контент на психологическую тематику в соцсетях, заполняет документы по клиентам и готовится к консультациям. Психолог — это специалист, которому важно восстанавливать эмоциональный фон в течение дня, поэтому между рабочими задачами в его графике обязательно присутствуют пятиминутки для отдыха и релаксации.
В целом психолог может работать в двух форматах: в штате компании или на фрилансе. Рассмотрим каждый подробней.
Работа в компании. Вы можете устроиться в государственное учреждение: школу, вуз, военкомат, поликлинику и др. Зарплата в таких организациях небольшая — от 20 до 30 000 руб, но платят её вовремя и регулярно индексируют. Такой вариант оптимален для старта, когда у вас нет практического опыта.
Также можно пойти в частную компанию — психологический или образовательный центр, клинику и даже крупное промышленное предприятие. Заработок стартует с 25–35 000 руб, но также во многом зависит от опыта и компетенций соискателя.
В компании у вас гарантированно будут рабочий график, фиксированный заработок, размер которого указывается в трудовом договоре, и оборудованное рабочее место. Если трудоустройство официальное, вам оплатят больничный и отпуск, также работодатель обязан делать взносы в ПФР.
Плюс работы в компании — стабильность. Вы получите зарплату, независимо от того, скольким клиентам помогли в течение месяца. Это отличный вариант в начале карьеры, когда о вас как о психологе никто не знает и вы не успели собрать клиентскую базу.
Минусы работы в компании тоже присутствуют. У вас есть потолок по зарплате и по карьерной лестнице, который ограничен возможностями организации. Кроме того, вы не можете сами выстраивать рабочий график и планировать отпуск — за вас это делают отдел кадров и руководство компании. А ещё практически не останется времени на подработку, так что о дополнительном заработке можно забыть.
Фриланс. Вариант, когда психолог работает сам на себя: он оформляет самозанятость или ИП и самостоятельно выстраивает свою работу с клиентами. В этом случае вы не числитесь в штате какой-либо компании, у вас нет начальников, составленных кадровиком расписаний и утверждённой ответственным лицом должностной инструкции.
На фрилансе вы можете снимать офис или вести онлайн-приёмы из дома. Вы самостоятельно ищете клиентов — для этого многие психологи ведут страницы в соцсетях. Также вы сами решаете, когда вам отдыхать, а когда работать.
Пожалуй, главное преимущество фриланса — свобода. Вы сами распоряжаетесь не только своей жизнью, но и своей работой. Кроме того, на фрилансе ваш заработок не ограничивается ничем — вы можете самостоятельно устанавливать стоимость своих услуг. Ещё один очевидный плюс — возможность пробовать разные форматы и запускать собственные продукты: психологические курсы, тренинги и др.
Минус фриланса — отсутствие стабильности, особенно в первые месяцы работы. На фрилансе не бывает так, чтобы «всё и сразу»: вы постепенно развиваетесь, наращиваете клиентскую базу и растёте в заработке. Ещё на фрилансе нет оплачиваемых больничных и отпусков.
Известные зарубежные и отечественные психологи
- Зигмунд Фрейд – известный австрийский психолог, невролог и психиатр, основоположник теории психоанализа, которая оказала огромное влияние на другие науки – антропологию, медицину, литературу и социологию. Теория вызвала огромный резонанс среди коллег Фрейда и до сих пор подвергается критике в научном сообществе. За всю свою жизнь он написал множество научных трудов (всего 24 тома, собрание сочинений). Фрейд получил звание профессора, доктора медицины, а также стал обладателем премии Гёте.
- Абрахам Маслоу – американский психолог, основоположник гуманистической психологии. Получил широкую известность благодаря созданию модели иерархии потребностей – «Пирамиды Маслоу», которая нашла применение в экономической теории. Также Маслоу, в отличие от того же Фрейда, первым начал изучать положительные качества человека и работал со здоровыми и реализовавшимися людьми, благодаря чему сформулировал гуманистический взгляд на человеческую природу.
- Виктор Франкл – австрийский психолог, невролог и психиатр, создавший метод психоанализа под названием «логотерапия». Его суть заключается в нахождении смысла жизни во всех ее проявлениях, в том числе и самых негативных. Франклу удалось описать этот метод на своем примере, практикуя его будучи узником концентрационного лагеря и помогая таким же заключенным в годы Второй мировой войны.
- Михаил Лабковский – российский психолог, юрист и радиоведущий. В 2022 году выпустил свою первую книгу под названием «Хочу и буду» о том, как полюбить и принять себя, а также окружающий мир. На протяжении многих лет Лабковский совмещает частную практику с работой радиоведущего, проводя еженедельные интерактивы в программе «Взрослым о взрослых» на радио «Эхо Москвы».
Помощь в поступлении за границу с unipage
Специалисты UniPage помогут определиться с направлением обучения. Мы учитываем ваши интересы, личные качества, востребованность профессии и подберем вузы, которые предлагают качественное образование именно по вашей специальности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности психолога:
Способности | Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Особенности профессионального обучения
На полках книжных магазинов встречается много популярной психологической литературы, которая написана для обывателей, и у абитуриентов может сложиться обманчивое впечатление, что освоить профессию также просто и увлекательно, как прочитать книги Михаила Лабковского.
Основные блоки дисциплин, которые преподают на факультетах психологии:
- Гуманитарный, социальный и экономический блок (основной упор идет на изучение социологии, педагогики, философии и культурологии);
- Естественнонаучный блок (студенты 1-х и 2-х курсов уделяют много времени изучению математики, статистики, анатомии и физиологии ЦНС и ВНД, антропологии);
- Профессиональный блок (теоретические дисциплины, среди которых общая психология, психодиагностика, нейропсихология, психология личности и цикл практикумов по индивидуальному консультированию, психологии группы, семейному консультированию, арт-терапии и т.д.).
Многие студенты выбирают для себя психологию по причине имеющихся внутренних конфликтов и проблем, которые они надеются разрешить в ходе обучения. Само по себе желание разбираться в природе человека не помешает, но нужно понимать, что для оказания квалифицированной психологической помощи придется много и упорно работать над собой, особенно над своими личными качествами.
Психолог-консультант после окончания вуза (или на последних курсах) должен пройти определенное количество часов личной терапии и супервизии (консультирования с более опытным коллегой). Эти дополнительные условия в России часто не воспринимаются как обязательные из-за того, что психологическая служба практически не регламентирована. Пренебрежение требованиями ведет к непрофессиональному и небезопасному для клиента консультированию.
Примечания:
Фромм Эрих(1900—1980) — немецко–американский психолог и философ, создатель концепции «гуманистического психоанализа», где в качестве одной из центральных проблем современного человека видится проблема его отчуждения от природы, общества, самого себя.
Гиппенрейтер Юлия Борисовна — доктор психологических наук, профессор психологического факультета МГУ. Автор более 75 работ. В последнее время ее внимание в значительной мере обращено к практической психологии в различных ее аспектах.
Маркова Аэлита Капитоновна — доктор психологических наук, профессор, специалист в области психологии профессионализма, психологии учителя, мотивации учебной деятельности.
Мерлин Вольф Соломонович (1892–1982) — доктор психологических наук, профессор, один из ведущих специалистов в области психологии индивидуальности. Создатель Пермской школы психологов.
Зинченко Владимир Петрович — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, автор более 300 научных трудов. Один из ведущих специалистов в области теории и методологии, психологии развития, психологии познавательных процессов, инженерной психологии.
Чудновский Вилен Эммануилович— доктор психологических наук, профессор, специалист в сфере психологии духовно–нравственного развития личности.
Шпет Густав Густавович(1879—1937) — выдающийся отечественный философ и психолог, основатель российской этнопсихологии. Ближайший ученик и сподвижник Г. И. Челпанова. Незаконно репрессирован и уничтожен. Посмертно реабилитирован.
Бердяев Николай Александрович(1874—1948) — выдающийся отечественный философ, активно интересовавшийся психологией; автор многих трудов, затрагивающих, в частности, проблемы философии и психологии творчества.
Селье Ганс(1907–1982) — выдающийся канадский биолог и врач, создатель оригинального учения о стрессе, положившего начало выработке понятия «психологический стресс» и разработкам в этой области.
Мюнстерберг Гуго(1863–1916) -немецко–американский психолог, один из основателей практической психологии, в частности психологии труда (психотехники).
Асмолов Александр Григорьевич — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ, член–корреспондент Российской академии образования, специалист в области психологии личности, исторической психологии, этнопсихологии. Автор около 150 научных трудов.
Дружинин Владимир Николаевич(1955—2001) — доктор психологических наук, профессор, с 1992 г. был заместителем директора Института психологии РАН. Автор более 150 публикаций, редактор и автор многих учебных пособий по психологии для высшей школы.
Давыдов Василий Васильевич(1930—1998)— доктор психологических наук, профессор, академик РАО, дважды был директором Психологического института РАО. Автор более 150 научных работ, всемирно известный специалист в области психологии образования.
Умрихин Владимир Владимирович— кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ, специалист в области истории психологии.
Ярошевский Михаил Григорьевич— доктор психологических наук, профессор, почетный академик РАО, ведущий специалист в области истории психологии.
Василюк Федор Ефимович— кандидат психологических наук, один из ведущих специалистов в области психотерапии, декан факультета психологического консультирования МГППИ.
Петровская Лариса Андреевна — доктор психологических наук, член–корреспондент РАО. Специалист в области психологии общения и групповых методов развития коммуникативной компетентности.
Главная |
В избранное |
Наш E-MAIL |
Добавить материал |
Нашёл ошибку |
Наверх
Профессиональные требования
Психология — одна из тех сфер, где очень важны личные качества. Прослушать курс психологии может каждый, но далеко не всякий способен стать хорошим практикующим психологом. Для того чтобы успешно работать и помогать людям, необходимы особые черты характера:
- Эмоциональный интеллект. Этот термин обозначает способность понимать чувства других людей и правильно интерпретировать их действия, подбирать «ключ» к любому человеку и умение располагать к себе. Общительность. Психолог обязан быть открытым и коммуникабельным человеком. Вам придется очень много общаться с людьми вне зависимости от настроения. Если вы испытываете неловкость, беседуя с незнакомцами, не любите долгих разговоров и новых знакомств, лучше поискать себя в другой сфере.
- Тактичность и умение хранить секреты. Несмотря на то, что психология не относится к медицинским наукам, правило «врачебной тайны» действует и здесь: психолог ни при каких обстоятельствах не должен выносить на публику подробности своей работы с конкретными людьми. Он также не должен осуждать своих клиентов, сравнивать их с другими, или каким-либо другим образом проявлять бестактность. Помните, что вам придется часто иметь дело с людьми в кризисных ситуациях, а в подобные моменты мы все очень уязвимы.
- Стрессоустойчивость. Несмотря на то, что психолог должен быть внимателен к переживаниям других, он должен уметь одновременно абстрагироваться от чужих бед.
- Непредвзятость. Наверняка за годы работы вы встретите множество людей, чьи взгляды не совпадают с вашими. Профессиональный психолог не должен позволять личным убеждениям влиять на работу и на отношение к клиентам. Ведь ваша задача — не перетянуть человека на свою точку зрения, а помочь ему разобраться с его проблемой.
- Творческое начало и гибкость. Все люди разные, и то, что помогло одному, может быть совершенно бесполезным для другого. Психолог никогда не работает по шаблону, и потому он должен уметь сочетать различные методики и адаптировать их под каждого клиента.
- Стремление и готовность к обучению. Обучение психологии не заканчивается с получением диплома. Психологи учатся всю жизнь — посещают семинары, осваивают новые методики и техники.
Только при наличии этих качеств, пусть они даже будут в зачаточном состоянии, имеет смысл думать о получении профессии психолога.
Соцсети — не критерий профессионализма
«Хороший психолог всегда светится в соцсетях» — это одна крайность, о которой я слышу. Вторая: хорошие специалисты много работают и им некогда писать в интернете.
Надо понимать, что работа психолога многогранная: мы работаем над собой, учимся, проходим терапию, читаем литературу и общаемся с коллегами.
Соцсеть — дополнительная нагрузка. Если психолог активно в ней работает, значит, он смог найти время. А есть отличные специалисты, которых вообще нет в соцсетях, или они присутствуют там номинально. Просто человек по какой-то причине решил не вкладывать в это свои силы. При этом у такого специалиста может быть очередь из клиентов.
Единственное, когда человек есть в соцсетях, про него можно что-то посмотреть, увидеть его подход, понять, попадают ли в вас его темы, взгляды.
В своих профилях в соцсетях я почти не веду профессиональный блог, весь контент по психологии я публикую в тематических группах или на профессиональных ресурсах.
#профессии#психология