Рао личный кабинет автора новый

Специальная комиссия Правительства РФ одобрила новый законопроект, в котором ужесточились правила работы для организаций по управлению авторскими и смежными правами.

Теперь отчеты об использовании прав авторов, об их вознаграждениях и об удержании из этих сумм должны будут отражаться в личном кабинете автора на специальном ресурсе.

Также, предполагается, что аккредитованным организациям по управлению правами необходимо будет предоставлять информацию в более детальном формате (например, способ сбора и распределения вознаграждений). И возможно, в организациях будет сформирован специальный наблюдательный совет, в компетенции которых будет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе расходованием средств. Все это будет подкреплено статьей в ГК РФ.

Еще одно усиление контроля над организациями по управлению правами – ежегодный обязательный аудит бухгалтерской отчетности и дальнейшее обнародование данного отчета в интернете. За не раскрытие данной информации организация-нарушитель будет нести административную ответственность. Полномочиями по привлечению к административной ответственности планируется наделить Министерство Культуры.

Все изменения планируется внести в ГК РФ и КоАП РФ, которые будут рассмотрены на заседании Правительства РФ.

Проблема контроля распределения авторских вознаграждений уже давно стоит на повестке дня и возможно, в скором времени этот вопрос будет решен лучшим образом.

Российское авторское общество (РАО) запустило интернет-сервис «Личный кабинет», который позволит всем категориям правообладателей в режиме реального времени получать доступ к информации о начисленном авторском вознаграждении.

Новый сервис разработан для удобства получения сведений о произведениях, зарегистрированных в базе РАО, и вознаграждении, начисленном за использование этих произведений.

С помощью «Личного кабинета» у правообладателей появилась возможность получать достоверную отчетность об использовании произведений, детализированную информацию о начисленном вознаграждении по каждому произведению, а также управлять каталогом своих произведений, сообщила пресс-служба РАО.

«Внедрение «Личного кабинета» – важное решение, которое позволит повысить прозрачность и эффективность деятельности РАО, сделать организацию более открытой и подконтрольной авторам, ведь они самостоятельно теперь могут следить за процессом распределения вознаграждения, – отметил генеральный директор РАО Максим Дмитриев. – Это лишь часть общего контура программных продуктов, которые мы планируем внедрить в ближайшее время, чтобы обеспечить максимальную автоматизацию деятельности РАО».

Процедура регистрации в «Личном кабинете» включает в себя онлайн-верификацию правообладателя, чтобы исключить доступ третьих лиц к персональным данным и сведениям финансового характера.

В РАО запущен личный кабинет правообладателя

Российское Авторское Общество (РАО) объявило о запуске интернет-сервиса «Личный кабинет», который позволит всем категориям правообладателей в режиме реального времени получать доступ к информации о начисленном авторском вознаграждении. Как рассказали CNews в обществе, новый сервис разработан для удобства получения сведений о произведениях, зарегистрированных в базе РАО, и вознаграждении, начисленном за использование этих произведений.

С помощью «Личного кабинета» у правообладателей появилась возможность получать достоверную отчетность об использовании произведений, детализированную информацию о начисленном вознаграждении по каждому произведению, а также управлять каталогом своих произведений.

«Внедрение «Личного кабинета» – важное решение, которое позволит повысить прозрачность и эффективность деятельности РАО, сделать организацию более открытой и подконтрольной авторам, ведь они самостоятельно теперь могут следить за процессом распределения вознаграждения, – отметил Максим Дмитриев, генеральный директор РАО. – Это лишь часть общего контура программных продуктов, которые мы планируем внедрить в ближайшее время, чтобы обеспечить максимальную автоматизацию деятельности РАО».

Чтобы начать работу в «Личном кабинете», необходимо заполнить регистрационную форму, размещенную по адресу www.lk.rao.ru. Процедура регистрации включает в себя онлайн-верификацию правообладателя, чтобы исключить доступ третьих лиц к персональным данным и сведениям финансового характера.

Андрей Балякин, HubEx: Автоматизация в 2 раза повышает эффективность и сокращает затраты сервисной компании

«Сервис удобный, информативный и функциональный. Наконец появилась возможность в любое время проверить актуальность моего каталога, зарегистрированного в РАО, и самое главное – узнать сколько мне начислено авторского вознаграждения. Приятно, что у нового руководства РАО обещания и планы не расходятся с делом», – отметил композитор и поэт Денис Майданов.

О намерении РАО в середине января 2017 г. запустить сервис «Личный кабинет» стало известно на заседании Авторского Совета 29 декабря 2016 г. Тогда генеральный директор Общества Максим Дмитриев заявил, что одной из основных задач, которые стоят перед новоизбранным руководством организации, является именно перевод процессов сбора, распределения и выплаты авторского вознаграждения на новые автоматизированные стандарты.

Несмотря на заверения государства о господдержке телекабельной отрасли и приостановке любых проверок пострадавших от пандемии бизнесов, мы раз за разом фиксируем нарушения этих заверений. Так, мы уже рассказывали о «своевременных» и совершенно незаслуженных штрафах Роскомнадзора для операторов. А в последнее время участились жалобы на действия Российского авторского общества (РАО), запросы от которого в массовом порядке получают вещатели, несмотря на вышеупомянутые обещания государства и здравый смысл. Ведомство проводит мониторинг практически всего вещательного рынка и, как обычно, двигает им отнюдь не праздное любопытство.

Мы обратились к экспертам крупнейшей международной юридической компании Morgan Lewis*, консультирующей целый ряд крупнейших телеканалов, с просьбой рассказать о полномочиях, правах и обязанностях РАО, а также о законности их притязаний в спорах с вещателями. На вопросы «Кабельщика» ответили партнер Анастасия ДергачёваАнастасия КиселёваАлена Нескоромюк

Анастасия Дергачева       Анастасия Киселева        Алена Нескоромюк

Что защищает авторское право, а что – смежное право?

Читайте также:  СПАРК — регистрация в личном кабинете

Как авторское, так и смежное право — это неотъемлемые составляющие права интеллектуальной собственности. Авторское право защищает права авторов на произведения, которые соответствуют двум критериям: были созданы творческим путем и выражены в объективной (осязаемой) форме. Произведениями и, соответственно, объектами авторского права являются, например, лекции, романы, картины, музыкальные произведения.

Смежное право возникло как производное от авторского. По функциональной направленности смежное право защищает право на доведение произведений (объектов авторского права) до сведения аудитории, например, посредством исполнения, создания фонограммы или сообщения в эфир.

Таким образом, например, музыкальный трек как объект интеллектуальной собственности содержит в себе как объекты, которые защищает авторское право: музыку и текст песни, так и объекты смежного права: исполнение певца и музыканта, фонограмму, созданную студией звукозаписи.

Какие существуют основные отличия, а возможно и противоречия в области очистки авторских прав на телевидении в РФ и других странах?

Система «очистки» прав как на территории РФ и, например, в Европе, в целом, схожа. «Очистка» осуществляется путем заключения лицензионного договора напрямую с правообладателями или с обществами, которые управляют авторскими и смежными правами на коллективной основе. В России коллективное управление авторскими правами осуществляет Российское авторское общество (РАО), а смежными правами (права исполнителей и изготовителей фонограмм) – Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Если взять в качестве примера Великобританию, то там также существуют общества, управляющие авторскими и смежными правами: Performing Right Society for Music Limited (PRS for Music) и Phonographic Performance Limited (PPL).

РАО и ВОИС осуществляют взаимодействие и предлагают заключение договоров по принципу «одного окна». В Великобритании для упрощения получения лицензий в 2018 году было создано PPL PRS Ltd – совместное предприятие PRS for Music и PPL, которое уполномочено выдавать единую лицензию, так называемую «TheMusicLicence», покрывающую одновременно право на использование объектов авторских и смежных прав, для таких пользователей как, например, кафе, рестораны, музеи, фитнес-клубы. Однако лицензирование для целей теле- и радиовещания по-прежнему осуществляются PRS for Music и PPL по отдельности, а не их совместным предприятием.

Но, например, в США очистка прав усложняется наличием нескольких организаций, осуществляющих коллективное управление правами, число которых ежегодно продолжает расти. Наиболее крупными из них являются ASCAP (Американское общество композиторов, авторов и издателей), Broadcast Music, Inc. и SESAC (Общество по защите авторских прав европейских музыкальных авторов и композиторов), каждая из которых имеет свой реестр произведений. Поскольку авторами одного музыкального трека могут быть несколько авторов текста или композиторов, которые передали свои права разным организациям, то в таких ситуациях пользователям приходится заключать лицензионный договор с каждой из организаций (ASCAP, Broadcast Music, Inc. и SESAC).

Есть ли в России различие между правами и обязанностями по авторским правам между каналами мультиплекса и платными каналами?

Нет, положения Гражданского кодекса Российской Федерации об авторском праве не содержат исключений или различий в отношении прав и обязанностей для каналов мультиплекса и платных каналов. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса авторы музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении (например, телепрограмме или телефильме) имеют право на вознаграждение при любом публичном исполнении, сообщении в эфир или по кабелю.

РАО уже много лет приходит и к каналам, и к операторам с требованием заключить с ним (РАО) контракт и платить им деньги. Насколько законно это требование? Если да, каким образом должно определяться вознаграждение авторскому обществу со стороны телеканалов и операторов? Интересно также, каким образом этот вопрос регулируется в других странах.

По правилам Гражданского Кодекса РАО, действительно, вправе требовать заключения лицензионных договоров от лиц, которые используют в своей деятельности музыкальные произведения,  (в случае, когда такие лица не заключили лицензионные договоры напрямую с правообладателями) или договоров о выплате вознаграждения. Но авторы не обязаны уведомлять РАО о заключении договоров напрямую с пользователями. Поэтому на практике соответствующим пользователям приходится информировать РАО о договорных отношениях напрямую с автором в том случае, если РАО обращается к пользователю с требованием о выплате вознаграждения.

Кто именно должен заключать договор с РАО – телеканал или оператор – прямо не урегулировано в Гражданском кодексе.  На практике, ответ на него во многом зависит от того, какой тип договора заключен между телеканалом и оператором, и как стороны согласовали обязанности по очистке прав в соответствующем договоре.

Вознаграждение, которое должно уплачиваться авторскому обществу, рассчитывается пользователем самостоятельно, исходя из ставок, критериев и минимальных сумм вознаграждения, которые установлены РАО и доступны публично. В частности, ставки авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир, по кабелю и через спутник определяется исходя из процентного соотношения хронометража используемых произведений с общим хронометражем и рассчитывается от суммы доходов за квартал. При этом РАО установлены размеры минимальных квартальных платежей в зависимости от численности населения на территории вещания. Например, если хронометраж используемых произведений составляет более 60% от общего объема вещания, то ставка за сообщение произведений в эфир или по кабелю составляется 3% от квартальных доходов, но не менее 150 тысяч рублей в квартал, если численность населения территории вещания составляет свыше 4 миллионов человек.

В Великобритании, к примеру, порядок определения авторского вознаграждения различается в зависимости от того, проведен ли анализ телеканала Британским исследовательским советом по вещанию (BARB) или нет. Для телеканалов, в отношении которых анализ проведен, ставки устанавливаются на индивидуальной основе («on a case-by-case basis») с учетом процентного соотношения музыкальных произведений от общего объема вещания, процентного соотношения объема созданного самостоятельно или приобретенного контента от общего объема вещания, показателей просмотра канала, а также количества стран (не считая Великобританию), которым будет доступен канал. Для тех каналов, вещание которых по большей части состоит из музыкальных клипов или музыкальных программ, платеж составит 6% от годового валового доход, при этом минимальный платеж составляет 17 737 фунтов стерлингов в год.

Читайте также:  Мир творческих профессий - презентация онлайн

На данный момент у большинства каналов в лицензионных контрактах написано, что все права на территорию Российской Федерации очищены, однако за авторские права должен платить оператор. Как так? Почему канал сам не очищает авторские права?

Законодательство РФ устанавливает, что право на авторов музыкальных произведений возникает в связи с публичным исполнением, сообщением в эфир и по кабелю.  Соответственно, очищать авторские права обязано лицо, которое использует соответствующий объект интеллектуальной собственности. В отношении музыкальных произведений на телеканалах, такое использование путем сообщения в эфир или по кабелю, а также путем ретрансляции осуществляют не сами каналы, а операторы связи, которые обладают соответствующими лицензиями на оказание услуг связи и заключили лицензионные договоры с телеканалами. Эта позиция была поддержана в ряде судебных решений  (см., например, Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2017 N С01-236/2017 по делу N А65-11742/2016).

Операторы часто настаивают на том, чтобы в контракте было написано, что все права, включая авторские, были очищены каналом. Может ли это реально сделать канал?

В первую очередь, надо отметить, что «очистить» права раз и навсегда, заключив договор с автором музыкального произведения, невозможно. Право на получение вознаграждения при публичном исполнении, передаче в эфир и по кабелю, сохраняется у автора музыкальной композиции даже в том случае, если такая композиция была специально написана для этой телепрограммы. Но действительно технически возможен вариант, при котором договор с РАО будет заключать телеканал. Например, в случае, когда между телеканалом и оператором связи заключается не лицензионный договор, а договор об оказании услуг связи, телеканал как раз и будет являться лицом, которое использует объекты интеллектуальной собственности, и которое, соответственно, обязано очистить авторские права. Оператор связи, при этом, будет выступать в более технической роли, и оказывать, например, услуги по доставке сигнала. На сайте РАО размещены ставки авторского вознаграждения, подлежащего уплате телеканалом. Ставки зависят от способа доведения произведений до конечного потребителя, то есть будет ли это сообщение в эфир, по кабелю или через спутник, и рассчитываются как процент от квартального дохода в зависимости от процентного соотношения хронометража используемых произведений от общего объема вещания.

Кроме того, вне зависимости от того, кто будет являться ответственным за очистку прав, следует избегать ситуации, при которой за один и тот же факт использования будет производиться двойная оплата, то есть и оператором связи, и телеканалом.

Если на канале вообще не используются произведения российских авторов, может к нему предъявить претензии РАО (или к оператору по поводу такого канала)?

РАО ведет достаточно активную деятельность по заключению партнерских договоров с иностранными организациями, управляющими правами на коллективной основе, и вправе защищать права иностранных авторов. В настоящий момент РАО заключило 194 договора о взаимном представительстве интересов со 122 иностранными авторско-правовыми организациями в 70 странах мира. В связи с этим РАО вправе представлять интересы более 2 миллионов зарубежных правообладателей. Реестр произведений зарубежных правообладателей доступен публично на сайте РАО.

Если канал использует музыку только собственного автора (сотрудника) или так называемую музыку с открытой лицензией (бесплатную), он может не платить РАО?

В случае создания музыки сотрудником телеканала в рамках трудовых отношений и должностных обязанностей, исключительное право на такое служебное произведение будет принадлежать каналу как работодателю, при этом право сотрудника на получение вознаграждения сохраняется.

Если сотрудник создал музыкальное произведение вне рабочего времени или вне рамок своих должностных обязанностей, каналу необходимо будет обеспечить соответствующее правовое основание для использования такого произведения, а также выплатить вознаграждение.

Решение вопроса о том, обязан ли работодатель платить РАО, будет зависеть от того, как сформулированы положения об интеллектуальной собственности в трудовом договоре и должностной инструкции сотрудника (в том числе о выплате вознаграждения).

При наличии недостатков в регламентации взаимоотношений между сотрудником и работодателем, а также при отсутствии выплат со стороны работодателя, автор праве обратиться к РАО для реализации и защиты своих прав на получение вознаграждения.

В отношении произведений, созданных автором и используемых на основании открытой лицензии (с полным соблюдением предоставленных прав и ограничений), РАО не вправе требовать заключения лицензионного договора и выплаты вознаграждения.

Если на канале идет музыка Чайковского или другого классика, должен ли канал ли платить РАО и кто в итоге получит эти деньги? Наследники? Или исполнители? Или деньги просто остаются у РАО? Если просто у РАО, то по какому праву?

Исключительное право автора на произведение сохраняется в течение всей его жизни и семидесяти лет с 1 января года, следующего за годом его смерти. После прекращения действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться без согласия и без выплаты вознаграждения. РАО не осуществляет управление правами на произведения, перешедшие в общественное достояние. Но важно учитывать, что авторские права (к примеру, права композитора) и смежные права (права исполнителя, права звукозаписывающей компании) не являются в этом смысле взаимозависимыми, и при отсутствии/прекращении авторских прав смежные права могут продолжать действовать.

Читайте также:  Автор 24 (Автор24) - официальный сайт.

Если на канале идет музыка живущего ныне композитора, РАО передает деньги ему? Существует ли какая-то отчётность? Как композитор узнает, сколько собрали с операторов или каналов именно за его произведение?

РАО вправе осуществлять управление правами, полученными как на договорной, так и бездоговорной основе. По общему правилу, автор заключает с РАО договор о передаче полномочий по управлению правами на коллективной основе, а также регистрирует произведение для распределения и выплаты авторского вознаграждения.

Информацию о ставках авторского вознаграждения, о суммах собранного вознаграждения, порядке его распределения и произведенных удержаниях автор может проверить в личном кабинете на сайте РАО. Ставки авторского вознаграждения варьируются в зависимости от способа использования произведений. Выплата авторского вознаграждения за использование произведений осуществляется регулярно, но не реже 4 раз в год после удержания налогов, комиссий РАО и отчислений в специальные фонды; порядок и размер удержаний устанавливается РАО в одностороннем порядке.

Размер удержаний РАО зависит от того, является ли автор индивидуальным предпринимателем, самозанятым или просто физическим лицом. С октября 2019 года комиссии с авторского вознаграждения были повышены в связи с необходимостью выплаты страховых взносов в Пенсионный фонд согласно официальной позиции РАО. Так, размер комиссий в отношении автора – физического лица вне зависимости способа использования произведения с октября 2019 года составляет 45%. В отношении индивидуальных предпринимателей (а также юридических лиц) и самозанятых размер комиссии зависит от способа использования произведений. Например, при использовании произведений на телевидении РАО удерживает 30% вознаграждения.

Как вообще автор узнает, что его представляет РАО? Насколько мы понимаем, есть авторы, с которыми у РАО заключены договоры, а есть те, которые «не выразили несогласия» по сотрудничеству с РАО, и РАО их представляет может быть даже без их ведома.

Несмотря на то, что основным принципом для получения прав авторов и управления ими является заключение договора с автором, РАО как аккредитованная организация согласно п. 3 ст. 1244 ГК РФ вправе осуществлять бездоговорное коллективное управление правами. По факту, РАО осуществляет свою деятельность в интересах неограниченного круга лиц, включающего всех авторов (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.12.2012 N 11277/12 по делу N А40-74258/11-51-639).

Поскольку государственная аккредитация на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения и осуществление прав авторов может быть получена только одной организацией, и такой организацией является РАО, то невозможна ситуация, при которой права автора осуществляют несколько организаций (как это было ранее). Автор, который не заключал договор с РАО и не хочет, чтобы РАО управляла его правами, вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления РАО его правами путем направления письменного уведомления.

* По версии рейтинга Media Law International, Морган Льюис признана одной из лучших международных юридических фирм по всему миру (Tier 1) в праве телекоммуникаций и медиа. Юристы Морган Льюис представляют интересы издательств, киностудий и различных компаний в индустрии развлечений. Фирма имеет значительный опыт сопровождения проектов в области телевещания и предоставления телевизионных сервисов и услуг. Команда Морган Льюис также регулярно консультирует клиентов по вопросам, связанным с новыми технологиями распространения телевизионных программ.

Порядок регистрации

Услуга совершенно бесплатна (вы платите только членский взнос в РАО)

Нет необходимости личного присутствия в ОКУП для подачи заявления и предоставления документов

Возможность регистрации произведения сразу в нескольких обществах

Доступность из любой точки мира в режиме 24/7

Предоставление Личного кабинета для автора или правообладателя с возможностью загрузки и хранения каталога зарегистрированных произведений.

Получайте вознаграждение за использование результатов вашего творчества

Зарегистрировать произведение в РАО

Регистрация в Российском Авторском Обществе (РАО)

Регистрация произведения в РАО

Регистрируйте произведения и получайте вознаграждение за их использование

Цель РАО — стимулировать творческую деятельность, искусство и культуру, обеспечивать авторов возможностью получать вознаграждение за использование результатов их интеллектуальной деятельности. Процедура регистрации произведений не может подтвердить авторство, она нужна исключительно для распределения роялти.

Российское Авторское Общество объединяет авторов и правообладателей разных стран и Помогает им осуществлять управление их правами на интеллектуальную собственность. Государственная аккредитация и договоренности с аналогичными иностранными организациями о взаимном представлении интересов позволяют РАО взаимодействовать с миллионами авторов более чем в 70 странах.

Кому нужна регистрация в РАО?

Чаще всего за регистрацией произведений в РАО обращаются:

Так, регистрация в РАО музыкального произведения, например песни, происходит на основании заявления автора или правообладателя. Если правообладатель подал такое заявление, значит он объявляет себя автором произведения (оно должно быть обнародовано) и будет вправе получать за использование музыки вознаграждение. Однако, в случае возникновения спорных ситуаций правообладателю предстоит доказать свое авторство в суде самостоятельно.

Регистрация в “Российском Авторском Обществе” осуществляется в рамках единой регистрации. Это система “одного окна” для регистрации в обществах (РАО, ВОИС и РСП, далее ОКУП), осуществляющих сбор и распределение вознаграждений авторам, исполнителям и другим правообладателям. Единая регистрация доступна только в сервисе n’RIS.

Оцените статью
Добавить комментарий