Почему при описания кабинета автор неоднократно использует определение огромный в…
Почему при описания кабинета автор неоднократно использует определение огромный в произведении И.С Шмелева «Как я стал писателем»
1 вариант
Помню, прямо с уроков, с ранцем, в тяжелом ватном пальто, сильно повыгоревшем и пузырившемся к полам, — я его все донашивал, поджидая студенческого, чудесного! — приоткрыл огромную, под орех, дверь и сунул голову в щель, что-то проговорил кому-то. Там скучно крякнуло.
Сердце во мне упало: крякнуло будто строго?.. Швейцар медленно шел ко мне.— Пожалуйте… желают вас сами видеть. Чудесный был швейцар, с усами, бравый! Я сорвался с диванчика и, как был, — в грязных, тяжелых ботинках, с тяжелым ранцем, ремни которого волоклись со звоном, — все вдруг отяжелело! — вступил в святилище.
Огромный, очень высокий кабинет, огромные шкафы с книгами, огромный письменный стол, исполинская над ним пальма, груды бумаг и книг, а за столом широкий, красивый, грузный и строгий — так показалось мне, — господин, профессор, с седеющими по плечам кудрями.
Это был сам редактор, приват-доцент Московского университета Анатолий Александров. Он встретил меня мягко, но с усмешкой, хотя и ласково:— Ага, принесли рассказ?.. А в каком вы классе? Кончаете… Ну, что же… поглядим. Многонько написали… — взвесил он на руке тетрадку.
— Ну, зайдите месяца через два…Я зашел в самый разгар экзаменов. Оказалось, что надо «заглянуть месяца через два». Я не заглянул. Я уже стал студентом. Другое пришло и захватило — не писанье. О рассказе я позабыл, не верил. Пойти? Опять: «Месяца через два зайдите».
Уже в новом марте я получил неожиданно конверт — «Русское обозрение» — тем же полуцерковным шрифтом. Анатолий Александров просил меня «зайти переговорить». Уже юным студентом вошел я в чудесный кабинет. Редактор учтиво встал и через стол протянул мне руку, улыбаясь.
1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное произведение.
2. Как назывался рассказ, написанный героем?
3. Как называется изображение в художественном произведении внутренней обстановки помещения: «Огромный, очень высокий кабинет, огромные шкафы с книгами, огромный письменный стол, исполинская над ним пальма, груды бумаг и книг»?
4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Широкий, красивый, грузный и строгий… господин, профессор, с седеющими по плечам кудрями»?
5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «сердце во мне упало».
6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!»
7. Как называется прием: в тексте трижды встречается слово «чудесный»?
8. Почему при описании кабинета автор неоднократно использует определение «огромный»?
9. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?
10. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… — готовиться. Я — другой, другой»?
2 вариант
Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. Вспомнится вдруг игрушка, кубик с ободранной картинкой, складная азбучка с буквой, похожей на топорик или жука, солнечный луч на стенке, дрожащий зайчиком… Ветка живой березки, выросшей вдруг в кроватке, у образка, — зеленой такой, чудесной.
Краска на дудочке из жести, расписанной ярко розами, запах и вкус ее, смешанный с вкусом крови от расцарапанной острым краем губки, черные тараканы на полу, собравшиеся залезть ко мне, запах кастрюльки с кашкой… Боженька в уголке, с лампадкой, лепет непонимаемой молитвы, в которой светится «деворадуйся»…Я говорил с игрушками — живыми, с чурбачками и стружками, которые пахли «лесом», — чем-то чудесно-страшным, в котором «волки»…Но и «волки» и «лес» — чудесные.
Они у меня — мои.Я говорил с белыми, звонкими досками, — горы их были на дворе, — с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в треске топорами, которые грызли бревна. На дворе были плотники и доски. Живые, большие плотники, с лохматыми головами, и тоже живые доски.
Все казалось живым, моим. Живая была метла, — бегала по двору за пылью, мерзла в снегу, и даже плакала. И половая щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу — «наказана». Я утешал ее, гладил ее волосики.Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, — о, какие чудесные!
Должно быть, за постоянную болтовню прозвали меня в первом классе гимназии — «римский оратор», — и кличка эта держалась долго. В балльниках то и дело отмечалось: «оставлен на полчаса за посторонние разговоры на уроках».Это был, так сказать, «дописьменный» век истории моего писательства. За ним вскоре пришел и «письменный».
1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2. С произведения какого жанра начался «письменный» период «писательства» героя?
3. Как называется изобразительное средство: «с зубастыми, как страшные «звери», пилами»?
4. Как называется изображение внешности героя в литературном произведении: «Живые, большие плотники с лохматыми головами»?
5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала за пылью».
6. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «зубастые пилы», «лохматые головы».
7. Как называется прием: в приведенном фрагменте несколько раз встречается слово «живой»?
8. Каким предстает герой рассказа в детстве?
9. Какую роль впечатления детства сыграли в дальнейшей судьбе героя и в каких произведениях русской и зарубежной литературы ведущее место занимает рассказ о детстве главного героя?
10. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать, вглядываться и думать… — готовиться. Я — другой, другой»?
Ответы на тест по литературе Как я стал писателем (И.С. Шмелев)1 вариант1. эпос2. У мельницы3. интерьер4. портрет5. метафора6. эпитет7. повтор2 вариант1. рассказ2. поэма3. сравнение4. портрет5. олицетворение6. эпитет7. повтор