Решение задач по аналитической химии онлайн

Решение задач по аналитической химии онлайн Кабинет автора

Министерство
образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский
государственный университет им.
С.Торайгырова

Задача
1.

Рассчитайте объем 20%-ного раствора
хлороводо-родной кислоты (р = 1,10 г/мл),
необходимый для приготовления 2 л 0,1 н.
раствора.

Решение.
Рассчитываем
массу навески хлороводородной кислоты
по формуле для растворов:

М(HCl)
= 36,46 г/моль;

Мэ′
(HCl)
= М(HCl)
· fэ(HCl)
:
1000 = 0,03646.

Зная
плотность раствора, найдем объем
исходного раствора:

Задача
2.

На титрование 20,00 мл 0,09218 н. раствора
тетрабората
натрия расходуется 19,42 мл раствора
хлороводородной кислоты. Рассчитайте
титр и молярную концентрацию эквивалента
раствора HCl.

Решение.
Согласно закону эквивалентности:

откуда
молярная
концентрация эквивалента раствора HCl
равна:

Рассчитываем титр
раствора HCl по формуле:

Т
= СМэ(HCl)
· Мэ′(HCl);

М(HCl)
= 36,46 г/моль;

Мэ′
(HCl)
= М(HCl)
· fэ(HCl)
:
1000 = 0,03646.

Т
= 0,09493
· 0,03646 = 0,003461.

Ответ: 0,003461 г/мл;
0,09493 моль/л.

Приготовление стандартных растворов метода кислотно-основного титрования.

2.1.
Приготовление 250 мл 0,1 М раствора
NaOH.

Способ приготовления
– установленного титра.

Методика
работы.
Мерным
цилиндром отмеривают 25 мл 1 М раствора
NaOH и помещают в мерный
цилиндр на 250 мл, доводят дистиллированной
водой до метки, перемешивают, переливают
в склянку, закрывают пробкой, наклеивают
этикетку с указанием концентрации и
объема приготовленного раствора, даты
приготовления, фамилии и номера группы.
Приготовленный раствор оставляют для
работы на следующих занятиях.

2.2.
Приготовление 250 мл 0,1 М раствора
HCl.

Способ приготовления
– установленного титра.

М(HCl)
= 36,46 г/моль;

Мэ(HCl)
= 36,46 г/моль.

а – навеска, мл;

Мэ

молярная масса эквивалента хлороводородной
кислоты;

V
– заданный объем;

С% – процентная
концентрация раствора хлороводородной
кислоты, из которой готовят раствор
заданной концентрации.

Методика
работы.
В
мерный цилиндр наливают имеющийся в
лаборатории раствор хлороводородной
кислоты, измеряют плотность с помощью
ареометра. По таблице находят концентрацию,
соответствующую найденной плотности
хлороводородной кислоты. Рассчитанный
объем хлороводородной кислоты отмеряют
мерным цилиндром небольшой вместимости,
переносят в мерный цилиндр вместимостью
250 мл и доводят дистиллированной водой
до метки. Приготовленный раствор
переливают в склянку, закрывают пробкой,
наклеивают этикетку с указанием
концентрации и объема приготовленного
раствора, даты приготовления, фамилии
и номера группы. Приготовленный раствор
оставляют для работы на следующих
занятиях.

7.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ТС обучения
и контроля

7.1.
Табличный
фонд по теме занятия.

7.2. Учебные пособия:

– справочник
по аналитической химии.

7.3. ТС обучения и
контроля:

– карточки
для выявления исходного уровня
знаний-умений;

Введение

Целью
химического анализа является получение
знания о содержании определяемого
вещества. Поэтому важно не только
методически правильно выполнить анализ,
но и научиться рассчитывать количество
определяемого вещества в граммах и
процентах. Число задач, с которыми можно
встретиться в количественном анализе,
очень велико, но для того, чтобы научиться
решать эти задачи, необходимо овладеть
сравнительно небольшим числом общих
приемов, применяемых в химических
расчетах. При решении каждой задачи
надо ясно представлять себе сущность
того метода анализа или определения, к
которому относится данная задача, уметь
написать уравнение и понимать значение
каждой величины. Поэтому, прежде чем
приступить к решению задач, следует
ознакомиться с соответствующими
разделами количественного анализа,
получить теоретическую подготовку,
ознакомиться со способами вычислений
в титриметрических и гравиметрических
методах анализа. При решении можно
ограничиться решением задачи только в
общем виде, т.е. довести решение до общего
выражения в виде конечной формулы, не
подставляя при этом числовые значения.
Однако при решении задач не следует
механически применять готовые формулы,
не уяснив их смысл.

Читайте также:  Заказать курсовую работу по логопедии

Сборник задач
по аналитической химии предназначен
для практических занятий и самостоятельной
работы студентов химических и нехимических
специальностей. Он составлен в соответствии
с программой курсов по аналитической
химии и химическому анализу. В начале
сборника даются краткие теоретические
сведения по каждой изучаемой теме, а
также основные расчетные формулы, с
помощью которых студенты могут в
дальнейшем решать задачи, рассматриваются
образцы решения задач, которые могут
быть полезны при самостоятельной работе
студентов. В конце каждой темы предлагаются
задачи для самостоятельного решения.

В сборнике
представлены задачи по следующим темам:
вычисление эквивалента, фактора
эквивалентности, закон эквивалентов,
титриметрическим методам анализа,
гравиметрическим методам анализа,
задачи на вычисление рН в растворах,
др.

Соседние файлы в предмете Аналитическая химия

Физико-химические методы анализа

Методические рекомендации по решению задач по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов заочной формы обучения химико-технологических специальностей

доцент кафедры аналитической химии БГУ, кандидат педагогических наук;

доцент кафедры , кандидат химических наук

С Физико-химические методы анализа: методические рекомендации по решению задач по дисциплине «Аналитическая химия и физико-химические методы анализа» для студентов заочной формы обучения химико-технологических специальностей / А. Е. Соколовский, Н. Ф. Шакуро, Т. Н. Кийко– Мн.: БГТУ, 2008. – с.

В рекомендациях представлены решения основных типов задач по оптическим, электрохимическим методам анализа, методам концентрирования и разделения, имеющих наибольшее значение в химической технологии.

Предназначается для студентов заочной формы обучения химикотехнологических специальностей.

УДК 543.4:543.5 (075.8)

В нем даны примеры решения задач из всех разделов контрольной работы. При их выборе мы руководствовались опытом проверки заданий. Особое внимание уделяется типовым задачам, в решении которых наиболее часто встречаются ошибки, и задачам, примеры решения которых редко встречаются в рекомендуемой литературе. Напротив, в случае однотипных задач мы приводим не решение, а только его алгоритм.

При разборе типовых задач даются краткие пояснения теоретического характера, основные формулы, общие алгоритмы и ход решения. Дать решения задач всех типов, встречающихся в контрольных работах, невозможно. Однако в приведенных примерах содержатся основные элементы решения практически любой задачи.

1. ПОТЕНЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА

1.1 Прямая потенциометрия

поможет Вам при решении .

Для определения фторид-ионов методом калибровочного графика приготовили серию стандартных растворов и измерили потенциалы фторид-селективного электрода относительно хлорсеребряного электрода сравнения. Используя полученные данные, построить калибровочный график:

Решение задач по аналитической химии онлайн

По калибровочному графику определить концентрацию фторидионов (г/л) в исследуемом образце, если 15 мл исследуемого раствора поместили в колбу вместимостью 100 мл и довели объем до метки фоновым раствором. Потенциал фторид-селективного электрода в полученном растворе составил 195 мВ.

Согласно уравнению Нернста, потенциал электрода является функцией –lg, поэтому преобразуем исходные данные:

По графику находим концентрацию фторид-ионов в растворе, соответствующую значению потенциала 195 мВ:

–lg = 2,43

= 10 = 3,72∙10 (моль/л).

Так как исходный анализируемый раствор перед измерением был разбавлен, то с учетом разбавления:

11 22

∙ 15 = 3,72∙10 ∙ 100 = 0,0248 (моль/л).

Для перевода молярной концентрации в массовую используем значение относительной молярной массы фторид-иона –

(F) = 0,0248 ∙ 18,9984 = 0,4712 (г/л). (F) = 0,4712 г/л.

Читайте также:  Славянский Фёдор Михайлович: портретист и | Сообщество любителей литературы

1.2 Потенциометрическое титрование

поможет Вам при решении .

Навеску железосодержащей руды массой 0,3241 г растворили в кислоте без доступа воздуха, перенесли в мерную колбу вместимостью 200 мл и довели объем до метки. Отобрали аликвоту полученного раствора 10 мл, поместили в стакан для титрования и оттитровали железо (II) потенциометрически 0,0500 н раствором KMnO. По полученным результатам

построить интегральную и дифференциальную кривые титрования и рассчитать массовую долю железа в руде.

Для того, чтобы найти массу железа в анализируемом растворе по данным титрования, используется закон эквивалентов:

СVCV,

где и – нормальные концентрации анализируемого вещества и титранта (моль-экв/л), объем аликвоты анализируемого раствора, – объем титранта в точке эквивалентности.

Решение задач по аналитической химии онлайн

В протекающей при титровании реакции

MnO+ Fe+ H= Mn+ Fe+ HO

фактор эквивалентности Fe (II) 1/z = 1.

Для нахождения построим интегральную кривую титрования в координатах – , которая имеет s-образный вид (Рис.2).

Точка эквивалентности определяется по точке перегиба кривой титрования. Экстраполируем линейные участки и в точке перегиба найдем точку эквивалентности: 2,86 мл.

Построим дифференциальную кривую титрования в координатах /Δ– , для этого преобразуем исходные данные:

Точку эквивалентности находим по максимуму на дифференциальной кривой (Рис.3): 2,9 мл.

Решение задач по аналитической химии онлайн

2,6 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 3,2 , мл

Рис.3. Дифференциальная кривая потенциометрического титрования

Рассчитаем концентрацию железа в титруемом растворе согласно закону эквивалентов:

11 22

(1 Fe)∙ 10 = 0,0500 ∙ 2,9,

(1 Fe)= 0,0145 (моль-экв/л).

Масса железа в исследуемом растворе: (Fe)= (1 Fe)∙ ∙ (1 Fe).

С учетом исходного объема раствора и относительной атомной массы железа (55,845 г/моль) находим массу железа в растворе, и, соответственно, в навеске руды:

(Fe) = 0,0145 ∙ 0,2 ∙ 55,845 = 0,1620 (г).

Содержание железа в руде: ω(Fe) = ((Fe) / ) ∙ 100%

ω(Fe) = (0,1620 / 0,3241) ∙ 100% = 49,98%. ω(Fe) = 49,98%.

поможет Вам при решении .

Для определения уксусной и соляной кислот в их смеси 5 мл анализируемого раствора поместили в стакан для титрования и

Решение задач по аналитической химии онлайн

оттитровали потенциометрически 0,0500 н раствором КОН. Используя полученные данные:

построить кривые титрования и определить концентрации кислот (моль/л) в исследуемом растворе.

Для нахождения концентраций кислот в анализируемом растворе по данным титрования используем закон эквивалентов (см. пример 2).

В протекающих при титровании реакциях

HCl + KOH = KCl + HO,

CHCOOH + KOH = CH3COOK + HO,

факторы эквивалентности кислот и KOH равны 1.

Для нахождения объема титранта в точке эквивалентности построим интегральную кривую титрования в координатах рН –

0,0 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 3,0 3,5

Рис.4. Интегральная кривая потенциометрического титрования смеси кислот.

Решение задач по аналитической химии онлайн

Так как в анализируемом растворе присутствуют две кислоты, на кривой титрования наблюдаются два скачка: первый соответствует сильной кислоте HCl, второй – слабой кислоте CHCOOH. Точки эквивалентности можно определять по точкам перегиба интегральной кривой титрования, но в данном случае при наличии двух близких

Рис.5. Дифференциальная кривая потенциометрического титрования смеси кислот.

Найдем объемы титранта в точках эквивалентности:

= 1,39 мл, = (2,2 – 1,39) = 0,81 мл.

Рассчитаем концентрации кислот в титруемом растворе согласно закону эквивалентов:

11 22

(HCl)∙ 5 = 0,0500 ∙ 1,39,

(HCl)= 0,0500 ∙ 1,39 / 5 = 0,0139 (моль/л).

(CHCOOH)∙ 5 = 0,0500 ∙ 0,81,

(CHCOOH)= 0,0500 ∙ 0,81 / 5 = 0,0081 (моль/л).

(HCl)= 0,0139 (моль/л), (CHCOOH)= (моль/л).

2. КОНДУКТОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД АНАЛИЗА

При решении задачи № 46 необходимо провести вычисления в следующей последовательности:

Читайте также:  Творческие специальности, на которые можно поступить после 9 класса

написать уравнения реакций взаимодействия веществ;

построить кривую высокочастотного титрования;

определить по кривой титрования, какой объем HCl затрачивается на титрование фенолята натрия (т. к. в задаче применяется обратное титрование, то вначале титруется NaOH, который остался после взаимодействия NaOH с фенолом, а потом титруется образовавшийся фенолят натрия);

по закону эквивалентов найти концентрацию фенола (количество моль эквивалента фенолята натрия равно количеству моль эквивалент фенола);

рассчитать массу фенола;

рассчитать массовую долю фенола.

Принцип решения см. в примере 4.

При решении необходимо:

написать уравнение реакции взаимодействия веществ;

построить кривую титрования;

SO) в точке эквивалентности;

определить массу хлорида бария.

Принцип решения см. в примере 4.

поможет Вам при решении .

По аналитической химии

Титриметрические
и гравиметрические методы анализа.

химических и
нехимических специальностей.

УДК 543 (076.1)

ББК 24.4 я 73

Рекомендовано
Ученым советом ПГУ им. С. Торайгырова

кандидат химических
наук, доцент Мальков И.В.

Составители:
Н.В. Убаськина, С.Р. Масакбаева

З-15 Сборник задач
по аналитической химии. Титриметрические
и

гравиметрические
методы анализа. Для студентов химико-

технологических,
химических и нехимических специальностей
/

составители
Н.В. Убаськина,
С.Р. Масакбаева – Павлодар. –

2007.– 49 с.

Сборник задач
составлен для студентов химико-
технологических, химических и нехимических
специальностей в соответствии с
программами курсов по аналитической
химии и химическому анализу. Содержит
решение типовых задач по основным
разделам аналитической химии
(титриметрическим и гравиметрическим
методам). Каждой теме предшествует
небольшое теоретическое введение,
облегчающее понимание решения задач,
приводятся основные расчетные формулы,
в конце каждой темы предлагаются задачи
для самостоятельного решения.

Сборник задач
разработан в соответствии с ГОСО
РК–3.08.095–2004, утвержденным Министерством
образования и науки РК от
07.08.2004г №671, ГОСО РК-3.08.096-2004,
утвержденным Министерством
образования и науки РК от
07.08.2004г №671.

УДК 543 (076.1)

ББК
24.4 я 73

Проверка вместимости мерных пипеток.

Методика
работы.
На
аналитических весах взвешивают стеклянный
бюкс. В мерную пипетку набирают
дистиллированную воду до метки (отсчет
уровня воды по нижнему краю мениска),
выливают воду во взвешенный бюкс и
взвешивают его с водой. Вновь в мерную
пипетку набирают дистиллированную воду
до метки и выливают в тот же бюкс,
взвешивают. Опыт повторяют еще раз
(расхождения в результатах взвешивания
не должны отличаться более чем на 0,005
г). Записывают результаты взвешивания.

Рассчитывают
погрешность ΔV, сравнивают
ее с допустимой и определяют класс
точности калибровки пипетки.

Допустимые
отклонения в объеме для пипеток на 5,00
мл:

1 класс –
0,01 мл, 2 класс – 0,02 мл.

Литература

1.
Алексеев В.Н. Количественный анализ. –
М.: Химия, 1972. – С. 9-41, 58-61, 193-228.

2.
Васильев В.П. Аналитическая химия. В 2
кн. Кн. 1. Титриметрические и гравиметрические
методы анализа. – М.: Дрофа, 2002. – С.
68-74.

3.
Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической
химии. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:
Химия, 1979. – 480 с.

4.
Основы аналитической химии. Под ред.
Ю.А. Золотова.
В 2 кн. Кн. 2. Методы химического анализа.

М.: Высшая школа, 1999. – С. 29-34.

5.
Пономарев В.Д. Аналитическая химия. В 2
кн. Кн. 2. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 5-10,
18-27.

6.
Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия
(аналитика). В 2 кн. Кн. 2. Количественный
анализ. Физико-химические (инструментальные)
методы анализа. – М.: Высшая школа, 2001.
– С. 5-7, 68-77.

Оцените статью
Добавить комментарий