Творческая деятельность педагогов – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Педагог — творческая профессия — педагогическая академия современного образования

автор: Павлова Ираида Николаевна

Учитель биологии и химии МБОУ “Лащ-Таябинская СОШ им. В.В. Андреева Яльчикского района Чувашской Республики”

Педагог — творческая профессия

Согласовано:                                                                                                    Утверждаю:

Председатель попечительского                                                                     Директор школы:

совета_____________                                                                                      ________________

(Князев Л.В.)(Чернова И.Н..)

Программа организации летнего отдыха,

оздоровления и занятости детей

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В.Андреева

Яльчикского района Чувашской Республики»

Автор программы: Павлова Ираида Николаевна

Место работы: МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева

Яльчикского района Чувашской Республики»

Должность: учитель биологии и химии

Адрес: 429394, Чувашская Республика, Яльчикский район, 

с. Лащ-Таяба, ул. Солдатская, д. 16

2022 г.

Пояснительная записка.

Организация детского отдыха, охрана жизни и здоровья детей – на сегодняшний день очень важные вопросы и требуют повышенного внимания.

Наши деревенские дети редко куда выезжают. Большинство из них остаются дома и не будут заняты во время летних каникул. Хотим мы этого или нет, но наши дети большую часть своего досуга проводят именно перед телевизором или за компьютером, вследствие чего испытывают недостаток в общении, культуре поведения, долгое времяпрепровождение за техникой неизбежно ведет к гиподинамии, а следовательно, к ухудшению состояния здоровья детей и обеднению внутреннего духовного мира. 

Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей  была вызвана:

  • Повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях сельского поселения;
  • Необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
  • Обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
  • Модернизацией старых форм работы и введением новых;
  • Необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.

Данная программа по своей направленности  является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. 

По продолжительности программа  является долгосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. В лагере объединены несколько отрядов, которые посещают дети  9 –17 лет.  Состав  лагеря – это учащиеся школы.

При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.

Программа разработана с учётом следующих законодательных  нормативно – правовых документов:

  • ФГОС общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы статьи (12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Конституцией РФ;
  • Законом РФ «Об образовании»
  • Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от  24.07.1998 №24 – Ф3;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации  от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;
  • Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.
  • Гигиенические  требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила от 25.12.2022 N 72, СанПиН 2.4.2.2821-10.

Лагерь создаётся на постоянной основе и функционирует в период школьных каникул, не является юридическим лицом. Лагерь организуется в целях создания условий для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных способностей, гигиенической и физической культуры; реализации медико-профилактических, спортивных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей.

Главная идея программымы хотим создать условия в МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики» во время летних каникул  для школьников, которые обеспечивают:

  • – развитие творческого потенциала личности;
  • – охрану и укрепление здоровья;
  • – освоение культурных, духовных традиций своего народа.
  • – профилактику заболеваний;
  • – закаливание организма;
  • – формирование навыков здорового образа жизни;
  • – профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • – занятия общественно-полезным трудом

Паспорт

программы  организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков   муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В.Андреева

Яльчикского района Чувашской Республики».

Наименование программыПрограмма организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева

Яльчикского района Чувашской Республики»  «Лето в Лащ-Таябе».

Разработчики программы1. Руководитель разработки программы: учитель биологии и химии Павлова Ираида Николаевна.

2. Педагогический коллектив  МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики».

3. Представители ученического самоуправления (Совет министров)

4. Социальные партнёры: ДК, сельская библиотека.

Исполнители программы1. Педагогический коллектив МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики».

2. Ученический коллектив  МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики».

3. Социальные партнёры: Дом культуры, сельская библиотека.

4. Администрация Лащ-Таябинского сельского поселения.

Научно- методические основы разработки программыСоставляя  программу летнего отдыха  учащихся, коллектив учителей школы  руководствовался следующими документами:
  1. ФГОС общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы статьи (12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);
  2. Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  3. Конституцией РФ;
  4. Законом РФ «Об образовании»;
  5. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  от  24.07.1998 №24 – Ф3;
  6. Трудовым кодексом Российской Федерации  от 30.12. 2001 г. №197 –Ф3;
  7. Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 № 2688.
  8. Гигиенические  требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно – эпидемиологические правила от 25.12.2022 N 72, СанПиН 2.4.2.2821-10.
  9. Устав МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики».
Цель программыСоздание условий  во время летних каникул  для развития образовательного и творческого потенциала, охраны и укрепления здоровья, профилактики безнадзорности и правонарушений школьников, для приобщения детей к самобытной национальной культуре и обычаям, традициям народа.
Задачи программы
  1. Содействовать  укреплению физического и психологического  здоровья учащихся;
  2. Помочь ребёнку адаптироваться  и организовать свой досуг не только во время летних каникул, но и в течение всего года;
  3. Обеспечить активный отдых, культурный досуг  учеников;
  4. Обеспечить в приоритетном порядке отдых, оздоровление и занятость детей-сирот,  опекаемых детей, детей из малообеспеченных семей;
  5. Патриотическое воспитание детей, воспитание любви к родному языку, народу;
  6. Содействовать практическому применению учащимися трудовых навыков, вовлечению их в общественно- полезную деятельность;
  1. 7. Создать временные трудовые бригады в период   каникул для учащихся в возрасте 14-17 лет.
Основные направления программы
  1. Здоровье «Здоров будешь – всё добудешь!»
  2. Творчество и традиции «В каком народе живешь, такого обычая и держишься».
  3. Мой родной край.
  4. Ремонтная бригада «Уют».
  5. Организация работы учащихся на пришкольном учебно-опытном участке.
Сроки реализации программыСентябрь 2022 г. –  август 2020 г.
Ресурсное обеспечение программы1. Ресурсно-методическое обеспечение:

– разработка и реализация вспомогательных  программ для реализации программы летнего отдыха детей;

– методическая литература по организации летнего отдыха детей;

– разработки, сценарии различных праздников;

2. Кадровое обеспечение:

– педагогический коллектив школы;

– начальник летнего оздоровительного пришкольного  лагеря;

– воспитатели  летнего оздоровительного пришкольного лагеря;

– обслуживающий персонал:  уборщики производственных помещений, повар, заведующий хозяйством;

– социальные партнёры; 

3. Информационно-методическое обеспечение:

–  использование ресурсов сети Интернет;

– расширение связей с СМИ, с телевидением;

– приобретение художественной литературы для школьной библиотеки;

4. Материально- техническое обеспечение:

-совершенствование  материально- технической базы в соответствии с  требованиями стандарта и санитарно- гигиенических норм.

Источники финансирования– бюджет;

– спонсорская помощь.

Порядок управления реализацией программыАдминистрация  МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики».

Итоги реализации программы ежегодно подводятся на августовском педагогическом совете.

Ожидаемые результаты программы
  1. Укрепление физического  здоровья детей, обеспечение развивающего отдыха и дальнейшее сохранение и развитие чувашского языка и культуры.
  2. Сокращение числа детей, состоящих на профилактическом  учёте.
  3. Уменьшение числа правонарушений среди подростков.
  4. Приобретение  детьми новых умений и навыков, проявление ими своих способностей и талантов.
  1. 5. Повышение качества организации летнего отдыха.
Контроль за исполнением программыКонтроль над выполнением программы  администрация МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики» оставляет за собой;

Педагогический совет:

– анализирует ход выполнения программы:

– корректирует выполнение программы;

– осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы;

Попечительский совет школы:

– вносит предложения  на педагогический совет по координации действий программы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление деятельностиЗадачиФормы работы

Здоровье

«Здоров будешь-

всё добудешь!»

  • Формирование потребности детей в здоровом образе жизни.
  • Развитие морально-волевых качеств, умения проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
  • Обучение конструктивным способам отказа от табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков.
  • закаливание;
  • чувашские народные игры и забавы, праздники;
  • мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ;
  • конкурсы плакатов и газет, посвящённых здоровому образу жизни.
Творчество и традиции

«В каком народе живешь, такого обычая и держишься»

  • Выявлять и развивать творческие способности и наклонности детей.
  • Развивать творческое мышление, художественные, музыкальные, литературные, хореографические и др. способности.
  • праздники;
  • концерты;
  • конкурсы;
  • театральные постановки;
  • конкурсы рисунков (в т.ч. на асфальте).

Мой родной край

  • Побудить интерес к прошлому своего народа, приобщить детей к духовно-нравственным ценностям своего народа.
  • Воспитывать гордость за национальную культуру, героическое прошлое Отечества.
  • Изучение быта чувашей, их традиций, обрядов.
  • линейка памяти «Нет войне»;
  • конкурс рисунков «Сохраним красавицу-березу»;
  • чувашские посиделки;
  • встреча с фольклорным коллективом села;
  • экскурсия «Чем богат наш край?»:
  • чувашские песни и танцы;
  • чувашская вышивка и орнамент;
  • чувашская кухня;
  • чувашская национальная одежда;
  • встреча с мастерами спорта с. Лащ-Таябы.
Ремонтная бригада «Уют»
  • Информирование (учащихся, их родителей)  о мире профес-сий в целом и  основах профес-сионального выбора.
  • Активизация процесса профес-сионального самоопределения молодёжи.
  • Приобретение умений, необхо-димых в выборе профессий; развитие умений принимать решения.
  • Формировать умение работать с различными инструментами
  • Оказать помощь учителям в оформлении школы и кабине-тов.
  • Оказать помощь в облагора-живании школьной территории и пришкольного участка.
  • Оказать помощь одиноким по-жилым людям и участникам ВОВ.
  • работа по оформ-лению школьных кабинетов и приш-кольной территории;
  • помощь участникам ВОВ и другим прес-тарелым людям;
  • работа по облагора-живанию территории с. Лащ-Таяба;
  • помощь другим учреждениям: д/с «Улыбка», дом культуры;
  • знакомство с профессиями.

Организация работы учащихся на пришкольном учебно- опытном участке.

  • Расширить и углубить биологические и сельскохозяйственные знания учащихся.
  • Выработать у учащихся умения по выращиванию сельскохозяйственных культур.
  • Научить бережному  отношению к природе, воспитывать качества рачительного хозяина на земле.
  • Развивать у учащихся творческое отношение к труду.
  • Расширять знания о сельскохозяйственных профессиях.
  • Инструктивное совещание «Органи-зация работы на приш-кольном участке»;
  • Выращивание рассады;
  • Посадка рассады на территории школьного цветника (к памят-нику, погибших в годы ВОВ);
  • Уход за школьным цветником (прополка, полив, рыхление);
  • Благоустройство школьной территории  (вырубка ивняка, уход за деревьями);
  • Уборка территории школы от мусора.
Читайте также:  Из истории армии | Творческие проекты и работы учащихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПРИШКОЛЬНОГО ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ПУЧАХ»

на базе МБОУ «Лащ-Таябинская средняя общеобразовательная школа им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики» (июнь 2022 г.)

№     дата               МероприятиеОтветственный 
1.1.06.2022Открытие лагеря.

День защиты детей (конкурс плакатов, рисунки на асфальте).

Презентация отрядов.

Инструктажи: правила по пожарной безопасности, правила дорожного движения, техника безопасности и правила поведения в лагере.

Начальник лагеря:

Салмина О.А.

Вожатые:

Воронина Т.Д.

Теренина А.Н.

2.2.06.2022Познавательная минутка «Человек творец».

Подвижные игры чувашского народа.

Вожатые: 

Васильева С.П.

Арефьева С.А.

3.3.06.2022Экскурсия в краеведческий музей с. Лащ-Таяба. Викторина «Мы знаем и любим природу.Вожатые:

Павлова И.Н. 

Николаева Е.Д.

4.4.06.2022Посещение сельской библиотеки «Как всё начиналось?», встреча со старожилами с. Лащ-Таябы.Вожатые:

Воронина Т.Д.

Павлова В.В.

5.6.06.2022Экскурсия на шерстебойку. Мастер-класс по обработке шерсти А. Тунгулова.Вожатые:

Павлова И.Н.

Теренина А.Н.

6.7.06.2022Беседа «Архитектура родного села». 

Акция «Спасти и сохранить». 

Вожатые:

Воронина Т.Д.

Теренина Г.П.

7.8.06.2022Экскурсия в Яльчикский участок заповедника «Присурский».Вожатые: 

Павлова И.Н.

Арефьева С.А.

89.06.2022Развлечения «Мы – жители Земли».

Изготовление плакатов на тему «Сохраним красавицу берёзу».

Вожатые:

 Васильева С.П.

Арефьева С.А.

910.06.2022Оформление фотоальбома «История моего села». «Чувашская вышивка и орнамент» – мастер-класс С. Арефьевой.Вожатые: 

Васильева С.П.

Арефьева С.А.

1011.06.2022День чувашских песен и танцев.

ДК: «Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим» – фольклорный театрализованный праздник.

Вожатые:

Воронина Т.Д.

Павлова В.В.

1113.06. 2022День чувашской кухни. Мастер-класс поваров по приготовлению шурпе, чакат.

Экскурсия на берег реки Лащи.

Вожатые:

Воронина Т.Д.

Павлова В.В.

1214.06.2022Конкурс «Чувашская краса».

«Чувашские посиделки» – театрализованное представление.

Вожатые:

Павлова И.Н. 

Теренина А.Н.

1315.06.2022Оформление пособия «Лекарственные растения нашего села». Сбор гербария.Вожатые: 

Васильева С.П.

Арефьева С.А.

1416.06.2022День здоровья. Встреча с мастерами спорта с. Лащ-Таябы. Мастер-классы, игры, конкурсы.Вожатые:

Воронина Т.Д.

Павлова В.В.

1517.06.2022Линейка памяти «Нет войне». Экскурсия к памятнику героям ВОВ «Звезда» с. Лащ-Таябы, встреча с героями ВОВ. Государственная символика, символика села, района, республики.Вожатые:

Павлова И.Н. 

Теренина А.Н.

1618.06.2022Социальный мир. Встреча с людьми искусства и культуры с. Лащ-Таябы. Мастер-класс для юных художников П. Теренина.Вожатые: 

Васильева С.П.

Арефьева С.А.

1720.06.2022«Чем богат наш край?». Экскурсия в Яманчуринский известковый карьер.Вожатые:

Воронина Т.Д.

Павлова В.В.

1821.06.2022Закрытие лагерной смены. 

Прощальная программа-композиция «Сыва пул. Тепре тел пуличчен!».

Вожатые:

Павлова И.Н. 

Николаева Е.Д.

Организация работы учащихся

на пришкольном учебно-опытном участке.

Цель: УОУМБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им. В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской Республики» – создание базы для проведения опытнической, исследовательской и фермерской работы учащихся.

Задачи:

  • Расширить и углубить биологические и сельскохозяйственные знания учащихся.
  • Выработать у учащихся умения по выращиванию сельскохозяйственных культур.
  • Научить бережному  отношению к природе, воспитывать качества рачительного хозяина на земле.
  • Развивать у учащихся творческое отношение к труду.
  • Расширять знания о сельскохозяйственных профессиях.

Паспорт УОУ.

Год организации. 

Учебно-опытный участок на базе нашей школы был организован в 1969 году.

Размер УОУ (га) – 1 га.

Количество учащихся, привлечённых к работе на УОУ – 90.

Календарный план работ

Примерные календарные срокиСодержание работы
ФевральЗакупка семян. Заготовка посевных ящиков, этикеток, ремонт с/х инвентаря. Посев и выращивание рассады сладкого перца.
10-15 мартаОпределение всхожести семян овощных культур. Подготовка земляной смеси для посевных ящиков и их наполнение. Посев и выращивание рассады сальвии, астры, анютиных глазок и др.
21-26 мартаПосев семян ранней белокочанной, краснокочанной и цветной капусты в ящики.
25-30 мартаПосев и выращивание рассады помидоров и капусты поздних сортов.
1-10 апреляОчистка котлована парника от снега.
10-15 апреляПобелка штамбов плодовых деревьев. Пересаживание перца, помидора. Обработка земли в парниках. Посев семян цветочно-декоративных растений. Отбор клубней картофеля и закладка их для проращивания на свету.
15-20 апреляНабивка парника навозом. Посев астр в парники.
20-25 апреляНаполнение парников почвой.
25 апреля-5 маяПикировка сеянцев овощных и цветочно-декоративных растений.
25 апреля-10 маяПредпосевная обработка почвы с внесением удобрений. Разбивка опытных и контрольных делянок по схемам опытов.
30 апреля- 10 маяОкучивание кустов крыжовника для получения горизонтальных и вертикальных отводков. Перекопка приствольных кругов. Деление кустов многолетних цветочно-декоративных растений. Боронование почвы на УОУ. Посев летников в грунт. Посев семян корнеплодов,

 лука, моркови.

10-20 маяПосадка лука-севка. Посев в грунт бархатцев, цинний, богатой невесты и др. Высадка семенников капусты, свеклы, моркови и др. Посадка полевых культур. Весенние работы по борьбе с вредителями с/х культур. Посадка картофеля. 
20-30 маяВысадка рассады капусты в грунт. Подкормка рассады помидоров в парнике.
1-4 июняУход за картофелем: прополка, рыхление почвы, окучивание. Наблюдение за ростом. Прополка и рыхление свеклы, моркови. Посадка цветов в грунт сальвий, петуньи, бархатцев и др.
25 мая-10 июняВысадка в грунт рассады помидоров, тыквы, кабачков. Окучивание поздних сортов капусты. Подкормка свеклы, моркови.
10-20 июняПервая подкормка помидоров. Борьба с вредителями и болезнями, уход за многолетниками. 
20-25 июняПасынкование томатов. Вторая подкормка репчатого лука.
25-30 июняУход за капустой: полив, прополка, мульчирование. Прореживание всходов и первая подкормка огурцов. Второе окучивание картофеля.
2-5 июляПасынкование томатов. Окучивание капусты.
5-15 июляПодкормка томатов. Сбор урожая огурцов. Уход за цветником. Борьба с сорняками и вредителями сада.
15-20 июляПасынкование помидоров. Подкормка огурцов.
20-30 июляНачало сбора урожая черной смородины, малины. Выкопать луковицы гиацинтов и тюльпанов.
1-5 августаСбор урожая огурцов, томатов, лука, чеснока и др.
6-10 августаПодкормка свеклы. Борьба с вредителями капусты. Уборка томатов и закладка их на дозревание.
10-20 августаСбор семян декоративных растений. Посадка земляники.
20-30 августаУборка репчатого лука, лука-севка и лука-чернушки, чеснока. Обработка почвы.
1-10 сентябряУборка картофеля.
10-20 сентябряПосадка луковичных растений.
20-30 сентябряУборка урожая моркови, свеклы, яблони.
1-10 октябряУборка урожая капусты.
10-20 октябряПерекопать грядки, посев под зиму.
20-30 октябряВнесение навоза при осенней перекопке почвы. Сушка и заготовка семян моркови, свеклы, лука, цветов.
НоябрьУкрыть деревья снегом

План работы в уголке живой природы.

№п/пНаименование работВид Сроки предполагаемые
1.Чистка Аквариум 1 раз в полгода
2.Смена водыАквариум 1 раз в месяц
3.Отслеживание температурного режимаВода, воздухЕжедневно, кроме выходных
4.Подключение подсветкиСнаружи Хмурые дни
5.Включение компрессораВ водуДневное время
6.ОбогревВода По необходимости
7.Уход за  комнатными растениямиПолив Осень, весна – через день. Зима – 1 раз в неделю
8.Пересадка комнатных растенийВегетативный способМай 

Организация работы ремонтной бригады «Уют»

Цель: активизация процесса профессионального самоопределения учащихся, формирование реалистического самовосприятия и уровня притязаний, воспитание трудовой мотивации и содействие занятости молодёжи.

Задачи:

    1. Информирование учащихся и их родителей  о мире профессий в целом и  основах профессионального выбора.
    2. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи.
    3. Приобретение умений, необходимых в выборе профессий; развитие умений принимать решения.
    4. Формировать умение работать с различными инструментами
    5. Оказать помощь учителям в оформлении школы и кабинетов.
    6. Оказать помощь в облагораживании школьной территории и пришкольного участка.
    7. Оказать помощь одиноким пожилым людям и участникам ВОВ.

Направления работы

  1. «Школа – мой второй дом» (работа по оформлению школьных кабинетов и пришкольной территории).
  2. «Ни кто не забыт, ни что не забыто» (помощь участникам ВОВ и другим престарелым людям).
  3. «Мой родной край» (работа по облагораживанию территории с. Лащ-Таяба.)
  4. Связь с социумом школы. (помощь другим учреждениям: д/с «Улыбка», дом культуры).
  5. «Мир профессий» (знакомство с профессиями).  

План мероприятий по направлениям:

Школа – мой второй дом

 — Реализация проекта «Школьный двор».

 — Сделать лавочку, урну, цветник, подстричь кусты.

 — Изготовление стендов, табличек с названием классов,

      ремонт поломанной мебели, ремонт забора на пришкольном участке, инвентаря, оформление музейной комнаты.

Никто не забыт, ничто не забыто.  

Отремонтировать изгородь вокруг памятника Войнам – освободителям.

— Оказывать адресную помощь участникам войны, вдовам,        одиноким пенсионерам

Моя малая Родина.

Озеленение территории населённого пункта.

Читайте также:  Исчезнувшие профессии прошлого | Пикабу

Очистка территории населенного пункта от мусора.

Озеленение территории памятника

Помощь другим учреждениям.

— Оказать помощь в оформлении детской игровой площадки в д/с «Улыбка».

— Помощь Дому культуры в оформлении выставок

Мир профессий.

— «Железных дел мастер». Знакомство с профессией кузнец. Знакомство с профессиями сельского хозяйства: животновод, механизатор. Экскурсия на ООО «Бикуловы».

— Знакомство с профессией швея. Экскурсия на швейный цех с. Лащ-Таяба.

— «Мир профессий». Знакомство с многообразием профессий и их особенностями. Круглый стол.

Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение эстетичного вида школьного двора и поселения в целом.
  2. Сохранение памятника как народного достояния.
  3. Дневная занятость молодёжи.
  4. Оказание постоянной помощи нуждающимся людям.
  5. Высокая информированность школьников о мире профессий, о трудовых вакансиях в Яльчикском районе.

Творческая деятельность педагогов

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

Е.В. ЛОМТЕВА

ДЕКАН ФДП НОУ «ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Известно, что развитие сознания и творческих параметров человека шло по пути от простого созерцания к глубокому познанию действительности и лишь затем к ее творческому преобразованию. В равной мере это относится и к эволюции сознания и деятельности педагога. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало тривиальным. Однако, не менее известно, что как в неквалифицированный, традиционно нетворческий труд работник может внести элемент творчеств, так и, наоборот, педагогическую деятельность можно строить по шаблону, лишив ее творческого начала.

Творчество — это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, навыков. Творчество может иметь несколько уровней. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения, на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. При этом нужно иметь в виду, что творчество как специфический вид человеческой деятельности наряду с «новизной» характеризуется и «прогрессивностью». Такой подход к сущности творчества согласуется с идеями гуманистической педагогики, с развитием личности, культуры общества.

В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

• наличие проблемой ситуации или творческой задачи;

• социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

• наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

• наличие субъективных предпосылок для творчества ( личностных качеств — знаний, умений, положительной мотивации, творческих особенностей личности);

• новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо не может быть названа творческой.

Педагогическая деятельность — процесс постоянного творчества. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог новатор, создает свою педагогическую систему, но она является лить средством для получения наилучшего в данных условиях результата.

Педагог-новатор осознает, что учебно-познавательная деятельность учащихся стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, уважения учащийся охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу. Учащийся, видя, как ценится его достоинство, самостоятельная мысль, творческий поиск, начинает стремиться к решению более сложных учебных задач.

Содержание обучения и воспитания, т. е. база для организации школьной жизни детей, определяется в основном вне зависимости от их личностных интересов и потребностей. Психолого-дидактическая задача заключается в том, чтобы учащиеся приняли это содержание, заинтересовались им, увлеклись учебно-познавательной деятельностью. В таком случае будет устранена возможность возникновения нежелательных конфликтов, которые могут проявиться (и обычно проявляются) в многообразных формах. Одновременно исчезнет необходимость в системах авторитарных педагогических мер, направленных на устранение этих мешающих нормальному функционированию учебно-воспитательного процесса конфликтов и противоречий, на принуждение учащихся выполнять свой долг, на восстановление порядка и т. д.

Возвысить ученика до педагогически организованной среды, которая потребует от него активности преднамеренно запланированного содержания, возможно, по мнению многих педагогов-новаторов (в том числе и Ш.А. Амонашвили*) путем максимального учета развивающихся потребностей и потенции

личности студента, стремящейся быть независимой и самостоятельной, путем специальных форм и способов управления учебно-воспитательным процессом, помогающих ученику осознать себя как личность и направляющих его на самостроительство своего внутреннего мира.

Необходимо постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого ученика. Педагог должен действительно верить в возможности каждого ребенка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь как результат недифференцированного подхода к нему. Воспринимать естественные неудачи учащегося как его неспособность, реагировать на это осуждающе, пусть даже с глубоким сочувствием, но без ориентировки на их обязательное преодоление в будущем, не гуманно по отношению к личности ученика.

Позитивное выражение педагогом своих огорчений из-за неудачи ученика опять-таки должно основываться на вере в его будущие успехи. Оно должно носить форму обнадеживающего сочувствия, в котором одновременно заложена мысль о том, что педагог переживает за учащегося и готов прийти к нему на помощь. Учащийся постоянно должен ощущать, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Одновременно содержание обучения, в связи с которым организуется такая воспитательная среда, должно создавать условия, для того чтобы обеспечить ученику возможность высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать, творить.

Академик В. А. Энгельгард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, «результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». Действительно, человек в любой, даже самый, качалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества.

Однако творчество творчеству рознь. Оно обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Нередко творческую природу труда педагога выводят из умозаключения: педагогический труд по преимуществу умственный,

а умственный — значит творческий. Но умственный труд нельзя прямо отождествлять с творческим. Без специальной подготовки, знаний, представляющих собой отражение обобщенного социального опыта, накопленного предшествующими поколениями, педагогическое творчество, кроме как на уровне проб и ошибок, невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом можно привести разные перечни таких признаков. Среди них можно выделить: способность личности замечать и формулировать альтернативы; подвергать сомнению на первый взгляд очевидное; избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

К признакам творческой личности можно отнести также легкость ассоциирования (способность к быстрому и свободному переключению мыслей, способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации); способность к оценочным суждениям и критичность мышления (умение выбрать одну из многих альтернатив до ее проверки, способность к переносу решений); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к свертыванию операции, обобщению и отбрасыванию несущественного.

Можно считать творческой ту личность, значимой характеристикой которой является креативность как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Е. С. Громов и В. А. Моляко* называют семь признаков креативности: оригинальность, эвристичность, фантазия, активность, концентрированность, четкость, чувствительность.

Представляет интерес типология творческой личности, предложенная В. И. Андреевым*, которая может быть распространена и на педагогов.

Теоретик-логик — это тип творческой личности, для которого характерна способность к логическим широким обобщениям, к классификации и систематике информации. Люди этого типа четко планируют свою творческую работу, широко используют уже

известные методы научных исследований. Для этого типа творческой личности характерна большая осведомленность и эрудиция. Опираясь на уже известные теоретические концепции, они развивают их дальше. Все, что они начинают, доводят до логического конца, подкрепляя свои обоснования ссылками на многочисленные первоисточники.

Теоретик-интуитивист характеризуется высокоразвитой способностью к генерированию новых, оригинальных идей, люди такого типа творческих способностей — это крупные изобретатели, создатели новых научных концепций, школ и направлений. Они не боятся противопоставить свои идеи общепринятым, обладают исключительной фантазией и воображением.

Практик-экспериментатор всегда стремится свои новые оригинальные гипотезы проверить экспериментально. Люди этого типа любят и умеют работать с аппаратурой, у них всегда большой интерес и способности к практическим делам.

Читайте также:  Документы / Стихи.ру

Организатор как тип творческой личности обладает высоким уровнем развития способностей к организации других, коллектива для разработки и выполнения новых идей. Под руководством таких людей создаются оригинальные научные школы и творческие коллективы. Людей этою типа отличает высокая энергия, коммуникабельность, способность подчинять своей воле других и направляв их на решение больших творческих задач.

Инициатор характеризуется инициативностью, энергичностью, особенно на начальных стадиях решения новых творческих задач. Но, как правило, они быстро остывают или переключаются на решение других творческих задач.

Творческая деятельность учителя, по мнению В. В. Краевского**, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На своей первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности — необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписании (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает педагогу простор для подлинно творческой работы.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее

стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н.В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

• временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;

• сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;

• отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;

• атмосфера публичного выступления;

• необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с алгоритмом эвристического поиска, подразумевающим анализ педагогической ситуации, проектирование результата в соответствии с исходными данными, анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата, оценка полученных данных, формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности -возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи -приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятельности будущих педагогов.

Однако творческий характер педагогической деятельности нельзя свести только к решению педагогических задач, ибо в творческой деятельности в единстве проявляются познавательный, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностный компоненты личности. Тем не менее, решение, специально подобранных задач, направленных на развитие тех или иных структурных компонентов творческого мышления (целеполагание; анализ, требующий преодоления барьеров, установок, стереотипов; перебор вариантов, классификация и оценка и т. п.), является важнейшим условием развития творческого потенциала личности педагога.

Классификация задач, адекватных формированию такого потенциала личности, целесообразно осуществить, выделив наиболее яркие черты творческой деятельности. Это могут быть задачи на перенос знаний и умений в новую ситуацию; на выявление новых проблем в знакомых (типичных) ситуациях; выделение новых

функций методов и приемов; на комбинирование новых способов деятельности из известных и др. Этому же будут способствовать и упражнения в анализе педагогических фактов и явлений, разложении их на составляющие, выявлении рациональных основ тех или иных решений и рекомендаций.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логикопедагогическим аспектом творческой деятельности педагога и субьективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся т.д.) В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Творчество в деятельности педагога характеризуется разными уровнями. В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров выделяют следующие уровни педагогического творчества:

• уровень элементарного взаимодействия с классом: Педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», по шаблону», по опыту других учителей;

• уровень оптимизации деятельности на уроке, начиная с его планирования, когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержании, методов и форм обучения;

• эвристический, когда педагог использует творческие возможности живого общения с учениками;

• высший уровень творчества педагога, который характеризуется его полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития класса.

Данные уровни условно можно назвать как уровни воспроизведения готовых рекомендаций, оптимизации, эвристический, личностно-самостоятельный.

Итак, педагогическое творчество само по себе — это процесс, начинающийся от усвоения того, что уже было накоплено (адаптация, репродукция, воспроизведение знаний и опыта), к

изменению, преобразованию существующего опыта. Путь от приспособления к педагогической ситуации до ее преобразования составляет суть динамики творчества учителя (А. К. Маркова*). В связи с уровневой характеристикой педагогического творчества возникает вопрос о творчестве молодых педагогов, не имеющих достаточного социального и профессионального опыта. Ответы начинающих и будущих учителей в отличие от учителей, имеющих некоторый стаж, в подавляющем большинстве однозначны: творить может только молодой учитель, не обремененный чужим опытом. Характерно, что педагогическое творчество в этом случае нередко отождествляется с путем проб и ошибок. Тем не менее, утверждение молодых учителей не лишено оснований, хотя в нем и отражается юношеский максимализм. Этот вопрос вызывает, в свою очередь, и другой: каково соотношение педагогического опыта и творчества, педагогического творчества и мастерства?

Педагогический опыт может быть массовым и передовым Массовый педагогический опыт — это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практики обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова «передовой педагогический опыт» употребляются в широком и узком смыслах (М.Н. Скаткин). В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой опыт, достойный распространения.

К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науке.

Между простым педагогическим мастерством и новаторам часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором. Педагогическое новаторство является условием развития образования, поскольку оно вносит в него различного рода новации. Последние выражаются в тенденциях накопления видоизменения разнообразных инициатив и нововведений в образовательном пространстве. Их следствием могут быть как частичные трансформации в содержании образования и педагогических технологиях, так и глобальные изменения в сфере образования.

М. М. Князева отмечает, что педагогические инновации — это такие актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразных инициатив и новшеств, которые становятся перфективными для эволюции образования и позитивно влияют на развитие. Развитие инновационного процесса в образовании предполагает:

• создание творческой атмосферы в образовательных учреждениях, культивирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;

• создание социокультурных и материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений;

• инициирование экспериментальных образовательных учреждений и механизмов их всесторонней поддержки;

• интеграция наиболее перспективных нововведений продуктивных проектов в реально действующие образовательные системы и перевод накопленных инновации в режим постоянно действующих экспериментальных образовательных учреждений.

Педагог всегда творит в соавторстве с учениками, что позволило В.А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с учащимися:

• педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью учащихся, творит для себя и от себя;

• педагог соотносит свое творчество с деятельностью класса, управляет общим творческим процессом;

• педагог учитывает нюансы деятельности отдельных учащихся;

• педагог создает общую концепцию урока, учитывает

особенности отдельных учеников, обеспечивает им

индивидуальный подход.

Итак, педагогическое мастерство — это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях. Мастерство педагога прямо не связано со стажем его работы. В отличие от мастерства педагогическое творчество, как отмечает А. К. Маркова, — это всегда поиск и нахождение нового: либо для себя (обнаружение педагогом вариативных нестандартных способов решения педагогических задач), либо себя и для других (создание новых оригинальных подходов отдельных приемов, перестраивающих известный педагогический опыт). Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, педагог-творец видит шире и значительно дальше. Каждый педагог, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только педагог-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером.

* Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы. -Высшее образование в России. — 1994, №4.

* Маркова А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.

* Андреев В.И. Саморазвитие менеджера. — М., 1995.

Марцинковская Т.Д. История психологии: учебное пособие для студ. высш. заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2001

* Амонашвили Ш.А. Культура педагогического общения. М., 1990.

учеб.

Оцените статью
Добавить комментарий