- Введение
- В стихотворениях «на холмах грузии лежит ночная мгла…. мадонна пушину». «19 октября 1825 года», «я помню чудное мгновенье» а. с. пушкин раскрыл тему а) любви и дружбы б) позта и поэзии в) смысла жизни г) природы3. определите автора, название произведения, из которого взят этот отрывок: <a туркинь? иван петрович не постарел. нисколько не изменился и по-прежнему все острит рассказывает анекдоты: вера иосифовна читает гостям свои романы по прежнему охотно, с сердечной простотой. а котик играет на рояле каждый день. часа по четыре. она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в крым а) л.н. толстой война и мир» б) а.п. чехов «ионыч>> в) ф. м. достоевский преступление и наказание» г) м.е. салтыков-щедрин «история одного города>>4. какому из персонажей романа и.а. гончарова «обломов»дана следующая авторская характеристика:простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь-вот что было сго постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?a) алексееву б) обломову в) штольцу г) тарантьеву5. ниже приведено высказывание одного из героев драмы а.н. островского «гроза»: жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! в мещанстве. сударь вы ничего. кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. и никогда нам сударь, не выбиться из этой коры>>. кому принадлежат эти слова?а) кудряшу б) шапкину в) кулигину г) борису григорьевичу6. раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы из-за: a) желания обогатиться в) желания проверить теориюб) желания отомстить алене ивановне г) необходимости помочь близким 7. кто из персонажей пьесы <<на дне>> выражает авторскую позицию?а) бубнов б) сатин в) клещ г) лука8. к какому литературному течению начала хх века относил себя в. маяковский а) символизму б) акмеизму в) футуризму г) имажинизм9. кому посвящен поэтический цикл а.а.блока <<стихи о прекрасной даме а) н. н. волоховой б) л. д. менделеевой в) л. а. дельмас г) другой женщине10. кому из писателей 20 века, опасаясь самоубийства позвонил сам сталин и предложил поработать в художественном театре?a) м. булгакову б) а.твардовскому в) н.гумилеву г) с. есенину д) в.маяковскому11. жанр тихого дона» это: а) повесть б) роман-эпопея в) роман г) исторический роман12. назовите автора этих строк:мело, мело по всей землево все пределысвеча горела на столесвеча горелаа) а.а.блок б) б.л.пастернак в) с.а.есенин г) и.а.бунин13. кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» сталина, в которойупотребляется знаменитая фраза сталина: «сын за отца не отвечает в качестве заголовка ко второй части поэмы?а) а.и. солженицын г) б.ш. окуджаваб) в. шаламов д) в.в. маяковский b) а.т. твардовский14. кому первому из русских писателей была присуждена нобелевская премия политературе?а) м. шолохову г) и. а. бунинуб) а. и. солженицыну д) и. бродскомув) б. л. пастернаку15. чьи это строчки?умом россию не понятьаршином общим не измерить… а) ф.и. тютчев б) а. а. фет в) н.а.некрасов16. кто автор известных произведений 20 века: «а зори здесь тихие. в списках незначился>>. <<завтра была война и др.? а) в.быков б) ю.бондарев в) б.васильев г) в.распутин17. в романе булгакова «мастер и маргарита» воланд произносит слова: …..- самый тяжкий порок». какое человеческое качество он считал наиболее тяжким? a) воровство б) трусость в) убийство г) прелюбодеяние18. в каком университете а.ахматова получила почетную степень доктора наук? a) московский государственный университет в) университет в кембриджеб) ленинградский государственный университет г) университет в оксфорде19. в каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист? а) а.н. островский «гроза» б) ф.м. достоевский преступление и наказание» в) и.стургенев <<отцы и дети» г) и.а. гончаров <<обломов>>20. марина цветаева оказалась в эмиграции:a) по политическим соображениямб) в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда впоспереволюционную россию b) по другим причинам — Знания.org
- “василий теркин”
- “вишневый сад”
- “двенадцать стульев”
- “двенадцать”
- “доктор живаго”
- “мастер и маргарита”
- “на дне”
- “один день ивана денисовича”
- “темные аллеи”
- “тихий дон”
- Литература, контрольная работа | тест по литературе (9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Итоговый контрольный тест по литературе за курс 7 класса
- Заключение
Введение
Одна из главных особенностей гениальных литературных произведений – способность выражать дух эпохи. Исторические исследования перечисляют сухие факты, за которыми невозможно увидеть живых людей. Почувствовать и пережить чужие радости и страдания позволяет Книга.
XX столетие для России (да и всего мира) оказалось перенасыщенным грандиозными событиями. Многие из них до сих пор не получили однозначной оценки. Бурная отечественная история XX века увековечена в ряде выдающихся, имеющих общемировое значение произведений. Без знакомства с ними нельзя понять всю сложность исторического пути нашей страны.
В стихотворениях «на холмах грузии лежит ночная мгла…. мадонна пушину». «19 октября 1825 года», «я помню чудное мгновенье» а. с. пушкин раскрыл тему а) любви и дружбы б) позта и поэзии в) смысла жизни г) природы3. определите автора, название произведения, из которого взят этот отрывок: <a туркинь? иван петрович не постарел. нисколько не изменился и по-прежнему все острит рассказывает анекдоты: вера иосифовна читает гостям свои романы по прежнему охотно, с сердечной простотой. а котик играет на рояле каждый день. часа по четыре. она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в крым а) л.н. толстой война и мир» б) а.п. чехов «ионыч>> в) ф. м. достоевский преступление и наказание» г) м.е. салтыков-щедрин «история одного города>>4. какому из персонажей романа и.а. гончарова «обломов»дана следующая авторская характеристика:простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь-вот что было сго постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?a) алексееву б) обломову в) штольцу г) тарантьеву5. ниже приведено высказывание одного из героев драмы а.н. островского «гроза»: жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! в мещанстве. сударь вы ничего. кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. и никогда нам сударь, не выбиться из этой коры>>. кому принадлежат эти слова?а) кудряшу б) шапкину в) кулигину г) борису григорьевичу6. раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы из-за: a) желания обогатиться в) желания проверить теориюб) желания отомстить алене ивановне г) необходимости помочь близким 7. кто из персонажей пьесы <<на дне>> выражает авторскую позицию?а) бубнов б) сатин в) клещ г) лука8. к какому литературному течению начала хх века относил себя в. маяковский а) символизму б) акмеизму в) футуризму г) имажинизм9. кому посвящен поэтический цикл а.а.блока <<стихи о прекрасной даме а) н. н. волоховой б) л. д. менделеевой в) л. а. дельмас г) другой женщине10. кому из писателей 20 века, опасаясь самоубийства позвонил сам сталин и предложил поработать в художественном театре?a) м. булгакову б) а.твардовскому в) н.гумилеву г) с. есенину д) в.маяковскому11. жанр тихого дона» это: а) повесть б) роман-эпопея в) роман г) исторический роман12. назовите автора этих строк:мело, мело по всей землево все пределысвеча горела на столесвеча горелаа) а.а.блок б) б.л.пастернак в) с.а.есенин г) и.а.бунин13. кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» сталина, в которойупотребляется знаменитая фраза сталина: «сын за отца не отвечает в качестве заголовка ко второй части поэмы?а) а.и. солженицын г) б.ш. окуджаваб) в. шаламов д) в.в. маяковский b) а.т. твардовский14. кому первому из русских писателей была присуждена нобелевская премия политературе?а) м. шолохову г) и. а. бунинуб) а. и. солженицыну д) и. бродскомув) б. л. пастернаку15. чьи это строчки?умом россию не понятьаршином общим не измерить… а) ф.и. тютчев б) а. а. фет в) н.а.некрасов16. кто автор известных произведений 20 века: «а зори здесь тихие. в списках незначился>>. <<завтра была война и др.? а) в.быков б) ю.бондарев в) б.васильев г) в.распутин17. в романе булгакова «мастер и маргарита» воланд произносит слова: …..- самый тяжкий порок». какое человеческое качество он считал наиболее тяжким? a) воровство б) трусость в) убийство г) прелюбодеяние18. в каком университете а.ахматова получила почетную степень доктора наук? a) московский государственный университет в) университет в кембриджеб) ленинградский государственный университет г) университет в оксфорде19. в каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист? а) а.н. островский «гроза» б) ф.м. достоевский преступление и наказание» в) и.стургенев <<отцы и дети» г) и.а. гончаров <<обломов>>20. марина цветаева оказалась в эмиграции:a) по политическим соображениямб) в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда впоспереволюционную россию b) по другим причинам — Знания.org
3. Определите автора, название произведения, из которого взят этот отрывок: <A Туркинь? Иван Петрович не постарел. нисколько не изменился и по-прежнему все острит рассказывает анекдоты: Вера Иосифовна читает гостям свои романы по прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день. часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым А) Л.Н. Толстой Война и мир» Б) А.П. Чехов «Ионыч>> В) Ф. М. Достоевский Преступление и наказание» Г) М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города>>
4. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов»дана следующая авторская характеристика:Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь-вот что было сго постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?
A) Алексееву Б) Обломову в) Штольцу Г) Тарантьеву
5. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А.Н. Островского «Гроза»: Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве. сударь вы ничего. кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам сударь, не выбиться из этой коры>>. Кому принадлежат эти слова?
А) Кудряшу Б) Шапкину В) Кулигину Г) Борису Григорьевичу
6. Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы из-за: A) желания обогатиться в) желания проверить теорию
Б) желания отомстить Алене Ивановне Г) необходимости помочь близким 7. Кто из персонажей пьесы <<На дне>> выражает авторскую позицию?
А) Бубнов Б) Сатин В) Клещ Г) Лука
8. К какому литературному течению начала ХХ века относил себя В. Маяковский А) Символизму Б) Акмеизму В) Футуризму Г) Имажинизм
9. Кому посвящен поэтический цикл А.А.Блока <<Стихи о Прекрасной Даме А) Н. Н. Волоховой Б) Л. Д. Менделеевой В) Л. А. Дельмас Г) другой женщине
10. Кому из писателей 20 века, опасаясь самоубийства позвонил сам Сталин и предложил поработать в Художественном театре?
A) М. Булгакову Б) А.Твардовскому В) Н.Гумилеву Г) С. Есенину Д) В.Маяковскому
11. Жанр Тихого Дона» Это: А) повесть Б) роман-эпопея В) роман Г) исторический роман
12. Назовите автора этих строк:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе
Свеча горела
А) А.А.Блок Б) Б.Л.Пастернак В) С.А.Есенин Г) И.А.Бунин
13. Кто автор поэмы о репрессиях 30-х годов и «культе личности» Сталина, в которой
употребляется знаменитая фраза Сталина: «Сын за отца не отвечает в качестве заголовка ко второй части поэмы?
А) А.И. Солженицын Г) Б.Ш. Окуджава
Б) В. Шаламов Д) В.В. Маяковский B) А.Т. Твардовский
14. Кому первому из русских писателей была присуждена Нобелевская премия по
литературе?
А) М. Шолохову Г) И. А. Бунину
Б) А. И. Солженицыну Д) И. Бродскому
В) Б. Л. Пастернаку
15. Чьи это строчки?
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить… А) Ф.И. Тютчев Б) А. А. Фет В) Н.А.Некрасов
16. Кто автор известных произведений 20 века: «А зори здесь тихие. В списках не
значился>>. <<Завтра была война и др.? А) В.Быков Б) Ю.Бондарев В) Б.Васильев Г) В.Распутин
17. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд произносит слова: …..- самый тяжкий порок». Какое человеческое качество он считал наиболее тяжким? A) Воровство Б) Трусость В) Убийство Г) Прелюбодеяние
18. В каком университете А.Ахматова получила почетную степень доктора наук? A) Московский государственный университет в) университет в Кембридже
Б) Ленинградский государственный университет Г) университет в Оксфорде
19. В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист? А) А.Н. Островский «Гроза» Б) Ф.М. Достоевский Преступление и наказание» В) И.С
Тургенев <<Отцы и дети» Г) И.А. Гончаров <<Обломов>>
20. Марина Цветаева оказалась в эмиграции:
A) по политическим соображениям
Б) в связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в
поспереволюционную Россию B) по другим причинам
“василий теркин”
Поэму А. Т. Твардовского “Василий Теркин” (1942-1945 гг.) можно назвать народным произведением. Она не имеет ничего общего с прямолинейными агитационными призывами. Поэт сумел найти путь к сердцу каждого рядового советского бойца.
“вишневый сад”
Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” (1903 г.) стала новым этапом в развитии русской драматургии. Произведение представляет собой своеобразную “панихиду” старому миру, который обречен на уничтожение. Обанкротившаяся дворянская семья не может найти свое место в новой эпохе.
“двенадцать стульев”
Роман И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев” (1928 г.) – одно из самых популярных юмористических произведений в нашей стране. За похождениями великого комбинатора скрывается насмешка над многими негативными явлениями советской жизни 20-х гг. Образ Остапа Бендера, глубоко чуждый социалистическому обществу, вызывает огромную симпатию.
В годы Перестройки утвердилось мнение, что большевики превратили Россию в огромную тюрьму, погруженную в атмосферу всеобщего страха. Роман “Двенадцать стульев” опровергает эту точку зрения. Люди вели обычную жизнь, в которой было много радостных и смешных моментов. Образ великого комбинатора символизирует собой яркую личность, которую невозможно заключить в узкие идеологические рамки.
“двенадцать”
Поэта А. Блока “Двенадцать” (1918 г.) – одно из самых значительных произведений, в котором отразились непосредственные впечатления автора от Октябрьской революции и ее последствий. До сих пор поэме не была дана окончательная оценка. Ее расценивают и как гимн революции, и как язвительную сатиру на новую власть.
Блок символически изобразил революционную стихию, которой был охвачен Петроград зимой 1917-1918 гг. Центральный символ – отряд из двенадцати красноармейцев (“апостолов”), олицетворяющий собой несокрушимую силу, уничтожающую старый мир. Больше всего вопросов вызывает появляющийся в финале образ Иисуса Христа.
“доктор живаго”
Роман “Доктор Живаго” (1945-1955 гг.) – итоговое произведение Б. Пастернака. В нем выражены фундаментальные мысли, рассуждения и убеждения поэта. Роман считается одним из выдающихся произведений в русской литературе.
История с публикацией “Доктора Живаго” на Западе придала ему излишнюю идеологическую окраску. Широко известна фраза: “Не читал, но осуждаю!” (в точности нигде не подтвержденная).
В действительности роман представляет собой трагическую историю жизни русского интеллигента, который не может найти места при советской власти. Доктор Живаго – идеальный, с точки зрения автора, герой. Он олицетворяет собой независимую творческую личность, которую затягивает в жернова тоталитарной системы.
Живаго не сопротивляется этой чудовищной силе, он просто “плывет по течению” и мечтает о счастье. Главного героя можно назвать безвольным и бесхарактерным. Но его пассивность объясняется резким неприятием любого насилия и верой в конечную победу добра и справедливости.
“мастер и маргарита”
“Мастер и Маргарита” (1940 г.). По поводу произведения до сих пор ведутся критические споры, продолжается его тщательное изучение. Широкое разнообразие поднятых тем и проблем, огромное количество символов и неоднозначных образов позволяют каждому читателю увидеть в романе что-то свое, открыть какие-то новые грани произведения.
Юмористические похождения спутников Воланда по Москве тесно переплетаются с легендарной историей о жизни Понтия Пилата и Иешуа. Образ Мастера символизирует собой независимого от времени и пространства творца, а его роман с Маргаритой – вечную самоотверженную любовь.
В образе Воланда Булгаков развивает тему “Фауста” Гете: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Дьявол в романе относится если не к положительным, то к нейтральным героям. Он олицетворяет собой справедливость и наказывает лишь тех, кто этого действительно заслуживает.
Именно Воланд произносит одну из главных фраз в романе: “Рукописи не горят”. В обстановке удушающей цензуры, от которой страдал Булгаков, неудивительно, что защитником творческой свободы становятся силы зла.
“на дне”
“На дне” (1902 г.) – глубокая социально-философская драма о представителях самых низких слоев общества. Главные герои произведения живут в грязном и темном подвале, постоянно ругаются и очень много пьют. Их жизнь пуста и бесперспективна.
Опустившиеся внешне люди еще сохраняют в себе богатый внутренний мир. Они не могут до конца смириться со своим положением и мечтают когда-нибудь подняться со “дна”. Обитатели подвала ведут очень серьезные философские разговоры. Главная тема – выбор между ложью и правдой.
Центральным в пьесе является образ Сатина, который произносит знаменитый монолог о ценности Человека. В устах презираемого в обществе босяка фраза “Чело-век!.. Это звучит… гордо!” выглядит революционным призывом. С учетом последующих революционных событий произведение действительно можно считать грозным предостережением о неминуемом социальном взрыве.
“один день ивана денисовича”
Рассказ “Один день Ивана Денисовича” (1962 г.) – первое опубликованное произведение А. И. Солженицына, принесшее писателю мировую известность.
Достаточно слабый в художественном отношении рассказ имеет грандиозное идеологическое значение. В нем были впервые правдиво описаны страдания жертв сталинских репрессий.
Один день заключенного Шухова дает исчерпывающее представление об ужасах лагерной жизни. В исправительно-трудовом лагере складывается ненормальная система взаимоотношений между людьми, особая система ценностей. Главный герой может сохранить жизнь, только если примет лагерные законы и приспособится к новым условиям существования. Общепринятыми нормами становятся жестокость, равнодушие к чужим бедам, забота о собственном выживании.
Главный смысл рассказа заключается в том, что тоталитарный режим калечит человеческие души. Не так страшны физические страдания, как разрушение духовного мира заключенных.
“темные аллеи”
Сборник рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” (1937-1944 гг.) представляет собой уникальный цикл, в котором главной является тема любви. Это чувство рассматривается писателем в самых разных оттенках и вариациях. Практически все рассказы проникнуты тоской Бунина по утраченной Родине. С огромным мастерством писателем выведены различные женские образы.
“Темные аллеи” считаются вершиной творческого пути Бунина. В этом цикле писатель выступил достойным продолжателем великих традиций классической русской литературы.
“тихий дон”
“Тихий Дон” (1928-1940 гг.) – шедевр отечественной и мировой литературы, посвященный эпохе Первой мировой и Гражданской войн. В центре внимания писателя находятся обычные люди, вынужденные подчинится жестоким законам своего времени. Каждый из них должен сделать единственно правильный выбор. Сложность такого выбора, поиск настоящей правды ярко показаны в образе главного героя – Григория Мелехова.
В романе тесно переплетаются несколько тем: патриотическая, военная, любовная, тема человеческих взаимоотношений и страданий. Не менее глубока проблематика произведения. Автор не навязывает читателю собственную точку зрения, предлагая ему самому глубоко задуматься над судьбами главных героев.
Главный смысл произведения заключается в том, что любая война (тем более Гражданская) – огромное зло. В братоубийственной войне не может быть победителей, она в равной степени несет страдания всем участникам. Главная задача людей – добиться примирения и приступить к налаживанию мирной жизни. В этом нелегком деле могут помочь только милосердие и любовь.
Литература, контрольная работа | тест по литературе (9 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Контрольная работа
по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.
I вариант 1-й уровень
- За границей И. А. Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:
а) «Тёмные аллеи»;
б) «Грамматика любви»;
в) «Солнечный удар».
- Устами Надежды из новеллы «Тёмные аллеи» Бунин утверждает:
а) что вечная любовь невозможна;
б) что женщина способна на вечную любовь;
в) что любовь не умирает со смертью предмета любви.
- Профессор Преображенский (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце») проводит эксперимент, ставящий целью:
а) изучение анатомии и физиологии человека;
б) превращение собаки в человека;
в) улучшение человеческой породы.
- Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:
а) честный и принципиальный пролетариат, продолжающий революционные преобразования;
б) случайных во власти людей, не умеющих управлять страной;
в) репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата.
- «Родни — хоть шаром покати,— нигде, никого, ни одной души»,— говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?
а) Погибли в гражданскую войну;
б) были репрессированы;
в) погибли в голодные годы.
- Определите литературный персонаж (рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»): «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да ещё на “о” налегал, будто коренной волжанин».
а) Крыжнев;
б) немец Мюллер;
в) немецкий инженер в чине майора армии.
- Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?
«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука…».
- Какой изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведённых фрагментах рассказа «Матрёнин двор»?
«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрёна уже спала, а я занимался за столом,— редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далёкийшум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го “Г”, выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фи-кусами»; «И шли года, как плыла вода…».
2-й уровень
9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца XIX — начала XX в. повлияли на развитие литературы?
10.Сопоставьте повесть Н. В. Гоголя «Шинель» с произведением Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и покажите, что нового внёс Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.
11.На основе полученных знаний об особенностях художественного мироощущения А. П. Чехова с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя охарактеризуйте своеобразие его коротких рассказов.
12.Прочитайте отрывок и выполните задания.
Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было — его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глазатараща, говорили: «Царь Огонь!»
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещёне протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы.Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырёх ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания её о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а —сильный одновременный удар трёх ног: туп! — такой сильный удар, что я несразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечьчетвёртую.
♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»?
♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда “лампочки Ильича”, а мужички, глаза тараща, говорили: “Царь Огонь!”»?
♦ Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее.
♦ Напишите название любимого растения героини.
♦ Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны?
Творческое задание
Известный писатель и переводчик С. Я. Маршак утверждал, что «у каждойкниги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, и есть, которыепереходят от поколения к поколению».
Какие из прочитанных в курсе «Литература второй половины XIX, XX веков» произведений вы порекомендуете прочитать последующим поколениям? Обоснуйте свой выбор.
Контрольная работа
по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков.
II вариант 1-й уровень
1.В новелле И. А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются:
а) после 20 лет разлуки, вызванной её замужеством;
б) после многих лет, проведённых им на дипломатической службе;
в) более чем через 30 лет после того, как он её бросил.
2.Назовите основную тему цикла «Тёмные аллеи»:
а) тема свободы;
б) тема любви;
в) тема смысла жизни.
3.Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок:
а) чудовищная история;
б) фантастическая история;
в) необыкновенные приключения доктора.
4.С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»):
а) подтвердил гениальность и талант врача;
б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела;
в) не удался.
5.Композиция рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
6.Определите, какая фраза принадлежат Андрею Соколову:
а) «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом»;
б) «Два осиротевших человека, две песчинки»;
в) «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать».
7.Как в литературоведении называют тип описания, изображающий природу или какую-либо местность, например приведённые строки из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?
«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны».
8.Как называют средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведённых строках рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).
«Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-“голландке”. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность.Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол,— сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой».
2-й уровень
9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Как повлияла на мироощущение А. П. Чехова эпоха 80-х гг. XIX в.? Каковы существенные особенности чеховского реализма?
10. К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Л. Н. Толстой в повести «Детство » ? В чём видит писатель преимущество детского мировосприятия?
11. В чём состоит своеобразие процесса переоценки духовных ценностей в России рубежа XIX-XX вв.?
12. Прочитайте текст и выполните задания.
Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвёртях («Поточи зубки, Игнатич»,— угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была ещё где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
—А почему вы коровы не держите, Матрёна Васильевна?
—Э-эх, Игнатич,— разъясняла Матрёна, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу.— Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси — там свои хозява, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу — что за трава?…По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава — медовая…
Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрёны — труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.
♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»?
♦ Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов : «Кроме торфа…»).
♦ Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы.
♦ Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор со второго абзаца?
♦ В абзаце, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе…» найдите слово, которое определяет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы.
Творческое задание
Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса о том, что «книга — это диалог, завязанный с читателем… Этому диалогу нет конца…»?
На примере изученных произведений расскажите, в какой диалог с книгами вы вступили в этом учебном году
Контрольная работа
по изученным произведениям второй половины 19, 20 веков
Ответы
1 вариант
1 уровень
1 А
2 В
3 В
4 В
5 В
6 Б
7 Портрет
8 Сравнение.
2 уровень
12 эпитет
Цитирование
Интерьер
Фикусы
колченога
Творческое задание
2 вариант
1 уровень
1 В
2 Б
3 А
4 В
5 А
6 В
7 Пейзаж
8 Портрет
2 уровень
12. эпитет
Поступок
«А корову заведи…»
Диалог
Навильник
Творческое задание
Итоговый контрольный тест по литературе за курс 7 класса
1. Что такое предание?
А) переходящий из уст в уста, от поколения к поколению рассказ о былом, легенда;
Б) произведение, содержащее жизнеописания представителей и праведников христианства, мучеников и исповедников, аскетов, главным образом из среды монахов;
В) один из основных жанров древнерусской литературы; сообщение, описание событий; погодная запись исторических событий.
Ответ:
2.Как называется жанр литературы, к которому относится произведение А.К.Толстого «Василий Шибанов»?
А) поэма; Б) стихотворение в прозе; В) баллада.
Ответ:
3.О ком из писателей XIX в. Пишет литературовед Юрий Айхенвальд?
Он поведёт нас, например, под изодранные шатры цыган и научит нас, что и там живут мучительные сны, и там горят роковые страсти; он противопоставит грандиозной объективности государственного дела субъективное горе бесхитростной души и около памятника Петру Великому заметит, едва ли не первый в русской литературе, маленькую фигурку бедного чиновника, которого счастье, и скромный роман, и самую жизнь задавило тяжёло-звонкое скаканье Медного Всадника; и он отнесётся к этому чиновнику, как старший и умный брат.
А) об А.С.Пушкине; Б) о М.Ю.Лермонтове; В) о Н.В.Гоголе.
Ответ:
4. Кто является автором книги «Земля родная», написанной в публицистическом жанре?
А) Ф.А.Абрамов; Б) Е.И.Носов; В) Д.С.Лихачёв.
Ответ:
5. Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержатся приведённые ниже строки?
Велика ведь бывает польза от учения книжного… Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдёшь великую пользу душе своей…
А) «Похвала князю Ярославу и книгам» (отрывок из «Повести временных лет»);
Б) «Поучение» Владимира Мономаха;
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Ответ:
6. Как называется произведение, в котором герои «вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат»?
А) «Станционный смотритель» (А.С.Пушкин);
Б) «Князь Михайло Репнин» (А.К.Толстой);
В) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Ответ:
7.Произведение кого из писателей XIX в. Посвящено описанию исторической эпохи и личности Ивана Грозного?
А) поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»;
Б) поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова»;
В) стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Ответ:
8. Чьё жилище описывается в приведённом ниже отрывке писателя XIX в.?
Всё было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми, тусклыми стёклами…
А) Самсона Вырина из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;
Б) Тараса Бульбы из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»;
В) лесника Фомы из рассказа И.С.Тургенева «Бирюк».
Ответ:
9. Кто из литературных героев приходится друг другу отцом и сыном?
А) Вольга и Микула Селянинович («Вольга и Микула Селянинович»;
Б) Пётр и Павел («Повесть о Петре и Февронии Муромских»);
В) Тарас Бульба и Остап (Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».
Ответ:
10. В каком произведении русской литературы упоминаются новая шинель, узелок в руке, решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником?
А) в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»;
Б) в рассказе И.А.Бунина «Цифры»;
В) в рассказе Е.И.Носова «Кукла».
Ответ:
11. Кому из литературных героев принадлежат приведённые ниже слова?
Короткая у него [мака] жизнь.Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
А) Денису из рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник»;
Б) Косте из рассказа А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»;
В) тёте Оле из рассказа Е.И.Носова «Живое пламя».
Ответ:
12. Кто из литературных героев плакал «от радости, от пережитого страха, от того, что всё хорошо кончилось, что Мишка Каюнёнок врал и никаких осьминогов в этом бочаге нет…»?
А) Данко из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»;
Б) Егор Иваныч из рассказа М.М.Зощенко «Беда»;
В) Яшка из рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро».
Ответ:
13. О ком из героев русской литературы XX в. Идёт речь в отрывке?
У неё было имя, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада; она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья…?
А) о собачонке из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»;
Б) о Кусаке из одноимённого рассказа Л.Н.Андреева;
В) о Рыжухе из рассказа Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади».
Ответ:
14. Какие из приведённых ниже строк не принадлежат А.К.Толстому?
А) Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Б) И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
В) Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Ответ:
15. Кто из поэтов XX в. является автором приведённой ниже строфы из стихотворения «Первый снег»?
Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.
А) В.Я.Брюсов;
Б) Ф.Сологуб;
В) Н.А.Заболоцкий.
Ответ:
16. Как называется рифмовка, использованная в приведённой ниже строфе из стихотворения Б.Л.Пастернака «Никого не будет в доме…»?
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек. Один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин.
А) опоясывающая (кольцевая, охватная) рифмовка;
Б) парная (смежная) рифмовка;
В) перекрёстная рифмовка.
Ответ:
17. Каким трёхсложным размером написан отрывок из стихотворения Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина»?
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.
А) дактиль; Б) амфибрахий; В) анапест.
Ответ:
18. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует Н.А.Заболоцкий в приведённых ниже строках из стихотворения «Я воспитан природой суровой…»?
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
А) эпитет; Б) сравнение; В) метонимия.
Ответ:
19. Как называется синтаксический приём, использованный С.А.Есениным в приведённых ниже строках из стихотворения «Топи да болота…»?
Слухают ракиты
Посвист ветряной…
А) бессоюзие; Б) риторическое восклицание; В) инверсия.
Ответ:
20. В повести Л.Н.Толстого «Детство» есть предложение: «Я изучил его походку и всегда узнаю скрип его сапогов». Как называется подчёркнутая ошибка?
А) лексическая; Б) орфоэпическая; В) грамматическая.
Ответ:
21. Что такое фантастика?
Ответ:
22. О ком из героев былин идёт речь в приведённом ниже отрывке?
Он не богатырь, выезжающий на битву с врагом, и не обычный «гусельщик», а дивный музыкант, который изумил своей игрой даже владыку водной стихии – морского царя.
Ответ:
23. Кто из писателей XIX в. открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей?
Ответ:
24. Кто является автором рассказа «Дары волхвов»?
Ответ:
25. Соотнеси имя, отчество и фамилию писателя, название его произведения и приведённый фрагмент из этого произведения.
Имя, отчество и фамилия писателя | Название произведения | Фрагмент из произведения | ||
Гавриил Романович Державин | «Песнь о вещем Олеге» | А | О, видит Бог!.. Но долг другой, И выше и трудней, Меня зовёт… Прости, родной! Напрасных слёз не лей! Далёк мой путь, тяжёл мой путь, Страшна судьба моя, Но сталью я одела грудь… Гордись – я дочь твоя!.. | |
Александр Сергеевич Пушкин | «Детство» | Б | Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им: Ум и сердце человечье Были гением моим. | |
Иван Сергеевич Тургенев | «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая») | В | Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт всё-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растёт доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой. | |
Николай Алексеевич Некрасов | «Русский язык» | Г | Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. | |
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) | «Признание» | Д | Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! |
Ответ оформите в виде таблицы:
Имя, отчество и фамилия писателя | Г.Р.Державин | А.С.Пушкин | И.С.Тургенев | Н.А.Некрасов | М.Горький |
Название произведения | |||||
Фрагмент из произведения |
26.Что обозначает выражение «Светить всегда, светить везде… светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!», взятое из стихотворения В.В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»?
Ответ:
Заключение
Перечисленные выше произведения XX века являются самыми значимыми и широко известными не только в России, но и во всем мире. Говоря современным языком, их можно назвать “культовыми”. Это не значит, что остальная русская литература XX столетия бедна и бесцветна.
Достаточно привести лишь несколько примеров произведений, до сих пор пользующихся огромной популярностью: “Алые паруса” А. Грина, “Гранатовый браслет” А. Куприна, “Анна Снегина” С. Есенина, “Они сражались за Родину” М. А. Шолохова, “Прощание с Матерой” В .Распутина и мн. др.