Исследование привело к неожиданным выводам, какие профессии дают больше шансов долго жить | СТОЛИЦА на Онего

Исследование привело к неожиданным выводам, какие профессии дают больше шансов долго жить | СТОЛИЦА на Онего Кабинет автора

Основная

Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1997.

Анцыферова Л. И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психологический журнал. 1994. № 3.

Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. № 6.

Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. № 1.

Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. Калуга, 1994.

Массен и др. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М., 1980.

Толстых А. В. Возрасты жизни. М., 1988.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

Словарь основных понятий

АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio – ускорение) – естественное ускорение созревания и увеличение размеров тела у детей и подростков; в педагогике и психологии – искусственная стимуляция отдельных сторон психического развития путем сверхраннего обучения, что приводит к сокращению детства.

АМПЛИФИКАЦИЯ (от лат. amplificatio – распространение, увеличение) – понятие, обозначающее направленность педагогических усилий взрослых на максимальное обогащение специфичных для детей определенного возраста форм жизни и деятельности, на создание условий, обеспечивающих их полноценное и гармоничное развитие.

АНТРОПОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – психологическое видение человеческой реальности во всей ее полноте; учение о природе, условиях развития и становления субъективности, внутреннего мира человека в образовании.

ВОЗРАСТ – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, стадии, фазы). Понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципа его периодизации.

Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность – возрастные интервалы и их содержание зависят от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ. Для практики образования категория возраста имеет регулятивный статус.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль научной психологии, изучающая закономерности и динамику психического развития человека в пределах его индивидуальной жизни.

ВОЗРАСТНОЙ НОРМАТИВ – понятие психологии и педагогики развития, обозначающее оптимальный образ жизнедеятельности, при котором могут реализоваться высшие возможности человека на данном возрастном интервале. Возрастной норматив – это не то среднее, что есть при сложившемся образе жизни людей, а то лучшее, что возможно при организации соответствующих условий их жизнедеятельности.

ГЕНЕТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ МЕТОД – метод возрастной психологии, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий; «выращивание» определенных человеческих способностей в условиях формирующего эксперимента. Обоснован Л. С. Выготским.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (логика развития) – метод изучения и воспроизведения закономерных преобразований объекта развития при соответствующих предпосылках и условиях.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологии, изучающее происхождение и развитие психических функций человека (мышления, эмоций, восприятия и др.) в онтогенезе. Наиболее видные представители генетической психологии П. П. Блонский, А. Валлон, Р. Заззо, Ж. Пиаже.

ДЕТСТВО – понятие культурантропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого являются освобождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития. Детство – период жизни человека от рождения до вступления в самостоятельную жизнь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЕДУЩАЯ – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРОВАЯ – ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВАЯ – основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНАЯ – ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное).

ДУХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – принцип предельной интеграции человеческой реальности; представляет собой следование высшим образцам человеческой культуры, переживание нравственных максим как внутреннего «категорического императива», принятие ценностей родового бытия человека как своих собственных.

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.

ЗНАК (в психологии) – психологическое орудие познания и преобразования человеком окружающего мира и самого себя. В основе знака лежит связь между означивающим и означаемым; универсальной знаковой системой является естественный язык. Означивание поведения делает его опосредствованным, осознанным и произвольным.

ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком только в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л. С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития. В психологии и педагогике развития пока не приобрело категориального статуса.

ИДЕАЛЬНАЯ ФОРМА – понятие возрастной психологии, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения. Освоение индивидом идеальных форм приводит к становлению высших психических функций. Понятие введено Л. С. Выготским.

ИНДИВИД – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.

ИСТОРИЗМ – объяснительный принцип в психологии развития, определяющий необходимость рассмотрения субъективной реальности человека в контексте возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания его фундаментальных способностей быть человеком.

КРИЗИС (от греч. krisis – поворотный пункт, исход, суд, решение) – резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

КРИЗИС ВОЗРАСТНОЙ – относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад ставшей системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. В понятийный строй возрастной психологии введено П. П. Блонским.

КРИЗИС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ – остановка и кардинальное переосмысление текущей жизнедеятельности; переоценка ценностей и переопределение целей, ориентиров и способов бытия в сложившемся образе жизни; всегда имеет экстраординарный – личный характер.

КРИЗИС РАЗВИТИЯ – возрастно-нормативный перелом в развитии, связанный с «вырастанием» индивида из существующей формы со-бытийности с другими людьми и с освоением новых – собственных способностей. Кризисы новорожденности (одного года), раннего детства (трех лет), отрочества (подростковый кризис), молодости, зрелости – виды кризисов развития.

КРИЗИС РОЖДЕНИЯ – принципиальная смена типа развития в период становления новой формы со-бытийной общности, знаменующая собой вступление человека на новую ступень развития субъектности. Кризисы рождения строятся (культивируются) обществом, а с определенного момента – самим человеком, решающим задачи саморазвития (прямохождение и речь, поступление в школу, вступление в самостоятельную жизнь и т. д.) Родовой кризис, кризисы младенчества, детства, юности, взрослости, старости – виды кризисов рождения в новую жизнь.

Читайте также:  Озеро Ханка сточное или бессточное

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ – теория психического развития человека, разработанная Л. С. Выготским; ее основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация.

ЛИЧНОСТЬ – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.

ЛОНГИТЮД (от англ. longitude – долгий) – метод исследования в возрастной психологии, состоящий в длительном и систематическом изучении одних и тех же испытуемых; достоинство метода связано с изучением процесса развития на значительном отрезке жизни человека, в контексте его целостной жизнедеятельности.

ОБЩНОСТЬ – устойчивая и всегда определенная система связей и отношений между людьми, имеющая единые ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры.

ОБЩНОСТЬ ДЕТСКО-ВЗРОСЛАЯ – понятие в психологии развития, обозначающее источник развития субъективности человека на начальных этапах онтогенеза. Преобразование и смена форм общности детей и взрослых, их совместной жизнедеятельности определяют путь, ступени и содержание развития субъектности каждого из входящих в данную общность.

ОБЩНОСТЬ СИМБИОТИЧЕСКАЯ – тип человеческого объединения, в котором доминируют прямые и ценностно определенные связи между людьми; в психологии и педагогике – предельная форма психологической взаимозависимости.

ОБЩНОСТЬ СО-БЫТИЙНАЯ – фундаментальная категория психологии и педагогики, обозначающая объект и источник развития субъективной реальности в онтогенезе, фиксирующая онтологические основания жизни и деятельности человеческих объединений; со-бытие – исторически меняющаяся форма непосредственного родового бытия человека; живая общность людей в своем бытийном единстве и различенной само-бытности каждого, входящего в эту общность.

ОБЩНОСТЬ ФОРМАЛЬНАЯ – тип человеческого объединения, в котором доминируют нормативно определенные отношения между людьми; общности такого рода имеют, как правило, целевую детерминацию.

ПАРАДИГМА НАУЧНАЯ – совокупность образцов и ценностных установок, норм и правил, определяющих основные направления научных исследований в конкретном историческом периоде.

ПРИСВОЕНИЕ – категория марксистской возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человечества. Механизм присвоения уже существующего опыта не объясняет процессов порождения беспрецедентного опыта, элиминирует момент творчества в развитии человеческой субъективности.

РАЗВИТИЕ – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.

Развитие АНОМАЛЬНОЕ – отклонение хода и результатов развития от существующих в данной культуре типологических (среднестатистических) и социокультурных норм.

Развитие ВОЗРАСТНОЕ – необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств (см. Возрастной норматив).

Развитие ДУХОВНОЕ – родовое определение человеческого способа жизни, связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования; с христианской точки зрения духовное развитие – это сопряжение человека в своих высших стремлениях либо с Богом, либо с демоническими силами.

Развитие ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, как универсального существа; проявляется в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.

Развитие НОРМАЛЬНОЕ – закономерное становление человека в соответствии с типологическими, социокультурными и индивидуально-личностными нормами развития, адекватными для данного возрастного интервала.

Развитие и ОБУЧЕНИЕ – центральная проблема возрастной и педагогической психологии, фиксирующая реальность взаимозависимости целенаправленных внешних («искусственных») воздействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека.

Развитие социальное – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.

Развитие ФИЗИЧЕСКОЕ – закономерное изменение во времени телесных свойств и качеств человека, связанное с созреванием и преобразованием структур и систем его организма.

РАЗВИТИЯ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определение его источников, противоречий и механизмов.

Развития ЗАДАЧИ – нормативные ожидания общества определенных достижений человека в конкретном возрастном периоде.

Развития ИСТОЧНИК – понятие, обозначающее исходное начало становления человеческой субъективности; в психологии развития человека в качестве источника полагается со-бытийная общность.

Развития КРИТЕРИЙ (от греч. kriterion – средство для суждения) – признак или показатель, на основании которого производится оценка (определение) сдвига, преобразования или шага развития какой-либо психологической структуры. Критерии задаются в соответствии с задачами и нормами развития в конкретном возрастном интервале.

Развития МЕХАНИЗМЫ – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологической антропологии основными механизмами развития субъективности являются подражание как следование формам поведения другого (ее «удвоение») и рефлексия как механизм «раздвоения» – осознания и фиксации данной формы поведения в качестве своей собственной.

Развития НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, отвечающее на вопрос о телеологичности, векторе развития. В психологической антропологии главным вектором является движение в сторону универсализации развития: в направлении становления самодеятельного, самосознающего, самоустремленного существа, способного с некоторого момента к саморазвитию.

Развития НОВООБРАЗОВАНИЯ – понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Введено Л. С. Выготским в качестве критерия разделения онтогенеза на отдельные стадии и периоды.

Развития ОБЪЕКТ – центральная категория психологии развития, отвечающая на вопрос: что развивается? Здесь в качестве объекта полагается со-бытие – как внутренне противоречивая живая общность людей, структура которой задается системой связей и отношений между ними.

Развития ПЕРИОДИЗАЦИЯ – закономерная смена форм со-бытийной общности людей, нормативно определяющая содержание и границы отдельных ступеней, периодов и стадий развития субъективной реальности и саморазвития человека в онтогенезе.

Развития ПРЕДПОСЫЛКИ – понятие, отвечающее на вопрос: из чего (на какой основе?) осуществляется развитие. В психологической антропологии в качестве такой основы (предпосылок) выступают природные (органические) и общественные (социальные) особенности человека.

Развития ПРОТИВОРЕЧИЯ – главная движущая сила развития. В психологической антропологии основное противоречие развития составляют противоположно направленные процессы обособления человека в общности и отождествления его с другими; в ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что является фундаментальным условием становления индивидуальности; в процессе отождествления – восстановление и порождение новых связей, что лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.

Развития ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности становления субъективной реальности в онтогенезе.

Развития РЕЗУЛЬТАТЫ – уровни, способы и масштаб субъектных действий человека в конкретной сфере жизнедеятельности на основных ступенях, периодах и стадиях развития.

Развития СИТУАЦИЯ – конкретное соотношение предпосылок и условий развития, преобразуемых в систему реальных связей и отношений между со-участниками в со-бытийной общности.

Развития УСЛОВИЯ – то, отчего зависит характер, содержание и направление развития субъективности человека; в психологической антропологии в качестве условий полагаются доминирующие культурные и духовные факторы.

Развития ФОРМА – конкретная целостность субъектного бытия человека на разных ступенях онтогенеза; в психологии развития человека такими формами являются: оживление, одушевление, персонализация, индивидуализация и универсализация.

РЕФЛЕКСИЯ – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и трансцендирующую рефлексию.

Читайте также:  Сколько стоит работа в автокаде

СОЗНАНИЕ – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, само-сознания и рефлексивного сознания разного уровня.

СУБЪЕКТ – человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.

СУБЪЕКТИВНОСТЬ – базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.

СУБЪЕКТНОСТЬ – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ – категория, фиксирующая высшую ступень духовного развития человека; проявляется в полном осознании смысла своей жизни, в знании своей причастности Миру, в ощущении духовного единства с Универсумом.

Влияние образа жизни

Ученые также отметили, что «прижизненное признание увеличивает продолжительность жизни и долю долгожителей среди людей творческих профессий», особенно среди женщин.

«Мы поставили задачу выяснить причины, связавшие музыкальные специальности и долгожительство, привлечем к продолжению исследования музыковедов.

Особенность дирижерской работы, по его словам, заключается в более интенсивной интеллектуальной и физической нагрузке, чем у других музыкантов, что способствует увеличению продолжительности жизни.

Полное отсутствие долгожителей среди рок-музыкантов, по мнению исследователя, связано с их нездоровым образом жизни, а также с дисгармоничностью этого стиля. Все мы знаем, что продолжительность жизни зависит от питания, генетики, уровня физической активности. Но определенное влияние оказывает и род деятельности, которым занимается человек на протяжении своей жизни. Многочисленные исследования доказали прямую связь между работой нервной системы и продолжительностью жизни. А ведь именно нервная система и индивидуальные особенности ее устройства отвечают за занятие, которому человек сможет или не сможет посвятить свою жизнь. Таким образом, речь идет не об абстрактном «складе ума», а о том, что заложено в нас природой на уровне механизма. Люди, которые имеют склонность к занятию творчеством, априори имеют большие шансы прожить долгую жизнь. Но здесь крайне важно осветить такой вопрос. Что можно считать творчеством? Несмотря на множественные бытовые споры, ученые дают вполне однозначный ответ. Творчество – это все то, что направлено на созидание и сопровождается увлеченностью индивида. То есть если вы самозабвенно выводите в садовой теплице новую породу огурцов, то вы – творческий человек. Если можете днями и ночами просиживать, колдуя над микросхемами, то вы также можете считать себя творческим человеком. Творчество – это некая сверхзадача, под влиянием которой мозг начинает запускать восстановительные процессы и функционирует эффективнее. Причем выполнение сверхзадачи возможно в любом возрасте. Если вы считаете, что вам поздно учиться рисовать или даже учить иностранный язык, то наука считает иначе. Вне зависимости от возраста мозг начнет активное обновление, когда вы обретете что-то, что будете считать важным и даже необходимым. Как видите, мы не ведем речи о художниках, писателях, музыкантах и прочих людях, которых принято называть творческими. Если у вас нет никакого желания пачкаться в краске или мучить бумагу, выжимая по капле драму, то постарайтесь найти любое занятие, которое вселит в вас истинный энтузиазм и надолго увлечет вас. Это могут быть занятия танцами или хоровым пением, кулинарный кружок или клуб садоводов. Главное – это найти что-то, чему стоит посвятить свое время и силы. Увлеченность, интенсивная занятость, интерес к какому-либо занятию – все это поддерживает функции нашего организма, как бы сообщая ему: «умирать пока рано, еще так много дел».Рекордсменами по продолжительности жизни считаются люди, которые не только увлечены своим делом, но и создают красоту. Парикмахеры, мастера маникюра, визажисты, резчики по дереву, дизайнеры одежды, конструкторы мебели и другие профессии, подразумевающие создание чего-то красивого и полезного, являются самыми благодатными в отношении влияния на продолжительность жизни. 
Разведчики
А вот этот пункт может удивить многих. Казалось, как представители такой опасной профессии могут быть долгожителями? Тем не менее статистика говорит о том, что шпионы с легкостью могут перешагнуть рубеж в сто лет. Возможно, дело в том, что представители этой профессии проходят жесткий отбор, прежде, чем стать разведчиком.
Судьба резидента
Обращали ли вы когда-нибудь внимание на то, как много долгожителей среди разведчиков? Прообразу майора Вихря Алексею Ботяну сейчас 101 год. Или вот знаменитые разведчики-нелегалы Михаил и Елизавета Мукасей — он скончался в возрасте 101 год, она — в 97 лет, год спустя.Другая пара великих разведчиков-нелегалов — супруги Вартанян. Геворк Андре­евич умер на 88-м году жизни, а Гоар Левоновне сейчас 92 года. Но рекордсмен — Борис Гудзь, скончавшийся в 104 года и сохранявший бодрость до последних лет.
Список можно продолжать: в 95 умер один из руководителей «Красной капеллы» Гуревич, месяца до этого возраста не хватило ГромушкинуФеклисов скончался в 93, военная разведчица Троян дожила почти до 90. Казалось бы, работа у шпионов тяжёлая, живут они в постоянном состоянии стресса. А ведь мы знаем, что все болезни — от нервов. Как объяснить этот феномен? 
Творческий подход
Конечно, какую-то роль в этих «рекордных годах» играет строгий профессиональный отбор, ведь в разведчики берут далеко не всех. Но, похоже, главная причина в том, что в этой профессии надо много работать головой.  О том, что профессии, связанные с интеллектом и творчеством, помогают жить дольше, прекрасно знает известный геронтолог, профессор, член-корреспондент РАН, руководитель отдела канцерогенеза и онкогеронтологии НМИЦ онкологии им. Петрова в Санкт-Петербурге Владимир Анисимов: «Мы давно сотрудничаем с профессором Российского научного центра радиологии и хирургических технологий доктором меднаук Геннадием Жариновым, он собрал сведения о продолжительности жизни более 400 тыс. учёных, музыкантов, художников, литераторов, живших с начала I века н. э. до конца ХХ в. На протяжении столетий их жизнь неуклонно увеличивалась, достигнув максимума к нашему времени, — говорит он. — Сегодня можно с уверенностью говорить, что средняя продолжительность жизни у таких людей существенно дольше, чем в обществе в целом, и среди них гораздо выше доля тех, кто прожил больше 90 или 100 лет». Учёные выявили интересные закономерности. Например, общественное признание играет важную роль, поэтому дольше других живут нобелевские лауреаты (старше 90 лет из них каждый 6-й) и академики (каждому 13-му из них за 90 лет). Среди учёных меньше остальных живут математики, а дольше всех — экономисты.Есть и совсем неожиданные находки — с разведчиками могут соревноваться арфистки: среди них максимальное число долгожителей старше 90 лет (этот рубеж перешагнули 14 артисток из 32; и ещё две из них прожили более 100 лет). Больше 90 лет живёт и каждая третья женщина-дирижёр, и каждая пятая скрипачка и виолончелистка.«Полученные нами данные говорят о том, что высокий интеллект и образование способствуют увеличению продолжительности жизни, — говорит Владимир Анисимов. — Люди с высоким IQ ведут более здоровый образ жизни. Например, среди них гораздо больше бросающих курить.Смертность людей с высоким уровнем образования в 4 раза ниже, чем у малообразованных. Их биологический возраст (показатель реального «износа» организма) тоже меньше, чем у сверстников, не получивших такого же образования. Мозг у них работает лучше, ведь без нагрузки он стареет быстрее».
Ученые, нобелевские лауреаты и академики
Depositphotos / pressmasterВ случае с этими профессиями большую роль играет не столько род деятельности, сколько народное призвание. Каждый шестой удостоенный Нобелевской премии проживет дольше 90 лет. Из представителей академической среды каждый 13 разменивает девятый десяток.
Хочешь прожить долгую, интересную жизнь — твори! Творческие личности — долгожители. — Психология счастливой жизни
Французский демограф Альфред Сови заметил интересную закономерность относительно влияния профессии на продолжительность жизни. Результаты его исследования были приведены еще в 1955 г. Наиболее короткая продолжительность жизни зарегистрирована у разнорабочих низкой квалификации — 53 года, у рабочих продолжительность жизни — 61–63 года, у конторских служащих — 67–68 лет, у преподавателей учебных заведений — 73 года. Имеются данные, что некоторые группы творческих работников имеют продолжительность жизни почти на 10 лет большую, чем среднестатистическая.Действительно, Сенека прожил 70 лет,  Пастер – 74, Пифагор – 76, Фарадей – 77,  Гарвей – 80, Сен-Симон – 80, Шеллинг – 80, Платон – 81, Кант – 81, Эдисон – 82,  Гёте – 82, Ньютон – 84, Спенсер – 85, Смайлс – 90 лет. Бытует даже мнение, что творческий интеллектуальный труд способствует долголетию.Выходит, творческие личности доживают до глубокой старости?.. При этом творческие люди не просто долго живут, многие из них долго творят, создавая шедевры.Бернард Ливехуд, известный голландский психотерапевт, приводит примеры людей, которые уже в старости осознали, что «жизнь только начинается».По преданию, известный японский художник Кацусика Хокусаи сказал, что все, созданное им до 73 лет, ничего не стоит и что его художественная карьера началась только после этого.Художники Верди, Сибелиус и другие работали до 80 лет.Итальянский живописец Тициан написал свои самые захватывающие картины в возрасте почти 100 лет.Он создал свои лучшие произведения после 80 лет, а «Битву при Леранто» написал, когда ему было 98 лет.Итальянский скульптор Микеланджело завершал свою скульптурную композицию в храме Святого Петра в Риме на девятом десятке жизни.Великий естествоиспытатель Гумбольт до 90 лет работал над своим трудом «Космос».Немецкий писатель Гете создал вторую часть бессмертного «Фауста» в 80 лет. В этом же возрасте итальянский композитор Верди написал «Фальстафа».В 71 год итальянский астроном Галилео Галилей открыл вращение Земли вокруг Солнца.Книга «Происхождение человека и половой отбор» была написана ученым и путешественником Чарльзом Дарвиным, когда ему было за 60 лет.После 70 лет успешно работали художники К. Моне (до 86 лет), О. Ренуар (до 78 лет), Эль Греко (до 73 лет); ученые П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, И. Кант, И. П. Павлов; писатели С. Вольтер, В. Гюго, Б. Шоу.Известный русский писатель Л. Н. Толстой написал в 71 год «Воскресение», в 72 — «Живой труп», в 76 — «Хаджи Мурат».Это доказывает, что и люди старческого возраста способны создавать великие творения. Однако это не дает основание делать вывод, что чем талантливее человек, тем дольше он живет. Это утверждение весьма спорно. Достаточно обратиться к списку творческих гениев, рано ушедших из жизни (в районе 40-45 лет).Да и связь длительности жизни с занятиями творческой деятельностью может быть лишь кажущейся. Дело в том, что имеется ряд исследований, в которых показано, что спад IQ наблюдается за несколько лет до смерти безотносительно к хронологическому возрасту. А это наводит на мысль, что творческое долголетие запрограммировано генетически и, равно как продолжительность жизни творческого человека, — сторона общего фактора. Следовательно, человек долго живет не потому, что он занимается творчеством, а его творческая активность и продуктивность долго сохраняются, потому что он запрограммирован на долгую жизнь.Правда, американский геронтолог Б. Берковиц отмечает, что у лиц с высоким уровнем интеллекта спад IQ в годы, предшествующие смерти, не наблюдается. Как бы то ни было, бесспорных доказательств, что творческая деятельность продлевает жизнь, нет. Можно говорить лишь о том, что она замедляет старение некоторых психических функций.Одним из любопытных феноменов старости являются неожиданные вспышки творческих способностей.  Проанализировав творческую продуктивность ученых и деятелей искусства, проживших до 80 лет, американский психолог Уильям Деннис пришел к выводу, что количество публикаций за последнее десятилетие гораздо выше, чем за десятилетие от 20 до 30 лет, что свидетельствует о сохранении творческой продуктивности и в старости.Продолжительность жизни известных творческих личностей с древних времен до наших дней.Горгий (ок. 483–375 г… до нашей эры), древнегреческий ритор, софист — 108 лет.Мишель Эжен  Шевроль (1786–1889), французский химик — 102 года.Чарльз Грили  Аббот (1871–1973), американский астрофизик — 101 год.Мануэль Патрисио Гарсия (1805–1906), испанский певец и педагог — 101 год.Станислав Филиппович Людкевич  (1879–1979), украинский композитор — 100 лет.Николай Михайлович Дружинин (1886–1986), советский историк — 100 лет.БернарЛе Бовьеде Фонтенель (1657–1757), французский философ — 99 лет.Пидаль Рамон Менендес (1869–1968), испанский филолог и историк — 99 лет.Иоганн Готфрид Галле (1812–1910), немецкий астроном — 98 лет.Марк Шагал (1887–1985), французский живописец — 97 лет.Александра Александровна Яблочкина (1866–1964), советская актриса — 97 лет.Сергей Тимофеевич Коненков (1874–1971), советский скульптор — 97 лет.Бертран Рассел (1872–1970), английский философ — 97 лет.Артур Рубинштейн (1886–1982), польско-американский пианист — 96 лет.Джон Амброз Флеминг (1849–1945), английский физик — 95 лет.Георгий Нестерович Сперанский (1673–1969), советский педиатр — 95 лет.Антонио Страдивари (1643–1737), итальянский скрипичный мастер — 94 года.Джордж Бернард Шоу (1856–1950), английский писатель — 94 года.Мариус Петипа (1818–1910), французский балетмейстер и педагог — 92 года.Пабло Пикассо (1881–1973), испанский художник — 92 года.Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), русский живописец — 90 лет.Английский ученый К. Дорланд изучил биографии 400 великих людей, которых разделил на две группы – «мыслителей» и «артистов». В первую вошли философы, писатели, математики и представители других точных наук; во вторую – актеры, художники, ученые-эмпирики, изобретатели, композиторы, врачи, военные лидеры. У большинства обследованных «мыслителей» и у многих «артистов» период оптимальной продуктивности – «opera maxima» продолжался и после 60 лет. Следовательно эти великие люди не просто долго жили, но  продолжали и творить.Американский психолог Роберт Батлер пишет, что бесчисленные примеры сохранения творческих способностей в позднем возрасте противоречат широко распространенному мнению, что творить можно только в молодости. И этому есть подтверждение.Многочисленными исследованиями доказано, что долгожители — люди деятельные. «Ни один лентяй не достиг глубокой старости: все достигшие ее вели очень деятельный образ жизни» точно подметил еще 400 лет назад немецкий геронтолог Xристоф Гуфеланд.Хочешь прожить долгую, интересную жизнь — твори! Творческие личности — долгожители.

Читайте также:  Изба-Читальня - литературно-художественный портал
Оцените статью
Добавить комментарий