Классификация федеративных государств и классификация федеративных государств

Классификация федеративных государств и классификация федеративных государств Кабинет автора

Классификация федеративных государств и классификация федеративных государств

­Федеративное государство — это страна, состоящая из
субъектов государств, являющихся государственными образованиями, обладающими
юридически определённой политической самостоятельностью.
Федеративные
государства можно классифицировать по различным признакам: географическим,
юридическим, правовым, политическим и иным. Федеративные страны по
географическим признакам делятся на следующие виды:

Федеративные страны
находятся на всех материках, кроме Антарктиды, так как на территории данного
материка, согласно Договору об Антарктике от первого декабря 1959 года,
государств нет. Но среди федеративных стран имеются государства, которые
претендуют на часть Антарктиды. К этим федеративным странам относятся:

В Европе только пять
федеративных государств: Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия и
Швейцария.
Хочу отметить, что Россия находится в Европе и Азии. На
территории Азии семь федеративных стран: Индия, Ирак, Малайзия, Мьянма (в
прошлом данная страна называлась Бирма), Непал, Объединённые Арабские Эмираты
(это единственное федеративное государство, являющееся абсолютной монархией) и
Пакистан.
К Америке относятся
семь федеративных государств: Аргентина, Бразилия (это самое крупное по площади
государство в Южной Америке), Венесуэла, Канада (занимает второе место в мире
по площади, уступает только России), Мексика, Сент-Китс и Невис (это
единственное федеративное государство в Вест-Индии) и Соединённые Штаты Америки
(имеет полуэксклав штат Аляска, который по отношению к Канаде является
полуанклавом).
На территории
Австралии и Океании только два федеративных государства: Австралия и
Микронезия. Австралия – это единственная федеративная страна, занимающая весь
материк.
В Африке и на
близлежащих островах расположены шесть федеративных стран: Коморские Острова,
Нигерия, Сомали, Судан, Эфиопия и Южный Судан. Хочу отметить, что с учётом
непризнанного государства Сомалиленд в Африке и на близлежащих островах
федеративных стран семь.
По площади шесть
федеративных стран являются государствами-гигантами. Это Австралия, Бразилия,
Индия, Канада, Россия и Соединённые Штаты Америки. Получается, среди
государств-гигантов только Китай не является федеративной страной, так как
государств-гигантов семь.
Федеративные страны
необходимо классифицировать не только по географическим признакам, но и по
правовым. По форме государственного правления есть федеративные страны,
являющиеся монархиями, и федеративные страны, являющиеся республиками.
Большинство федеративных стран является республиками, но имеются и монархии.
Среди федеративных стран монархиями являются следующие государства:

Федеративные страны,
как и любое государство, имеют своё административно-территориальное деление.
Федеративные страны делятся на штаты, провинции, мухафазы (Ирак), области
(Россия), края (Россия), республики (Россия), автономные округа (Россия),
округа, кантоны (Швейцария), эмираты (Объединённые Арабские Эмираты),
федеральные земли (Австрия), земли (Германия), регионы, зоны, административные
области и другие.
В мире много
федеративных государств, которые делятся на штаты. Это:

Среди федеративных
стран достаточно государств, которые делятся на провинции:

В правовом
направлении федеративные страны следует также классифицировать по статусу
федеративного государства. В мире есть федеративные страны, являющиеся
непризнанным государством, и федеративные страны, являющиеся общепризнанным
государством. Все федеративные страны, кроме Сомалиленда, являются
общепризнанными государствами. Сомалиленд, находящийся на территории Африки,
относится к категории непризнанных стран.
В правовом отношении
следует выделить федеративные страны, имеющие эксклавы, и федеративные страны,
у которых нет эксклавов. Например, Германия имеет эксклав Бюзинген-ам-Хохрайн,
окружённый со всех сторон территорией Швейцарии.
В правовом отношении
следует выделить федеративные страны, имеющие полуэксклавы, и федеративные
страны, у которых нет полуэксклавов. Например, Россия имеет полуэксклав –
Калининградская область. А у таких федеративных стран, как Австрия, Непал и
Швейцария, полуэксклавов нет.
Среди федеративных
стран имеются государства, на чьей территории имеются анклавы, и государства,
на чьей территории анклавы отсутствуют. Например, на территории Швейцарии
имеется итальянский эксклав Кампионе д Италия.
По отношению к
понятию «Полуанклав» можно выделить федеративные страны, являющиеся
полуанклавами, и федеративные государства, которые не являются полуанклавами.
Большинство федеративных стран полуанклавами не является. Но есть исключение –
Канада, которая на суше граничит только с Соединёнными Штатами Америки.
В правовом отношении
федеративные государства также можно разделить по количеству палат в парламенте
страны. В данном случае существуют однопалатные федеративные страны и
двухпалатные федеративные страны. Большинство федеративных стран является
двухпалатными. Но есть и однопалатные федеративные страны. Например, парламент
Коморских Островов, называемый Ассамблеей, является однопалатным.
Федеративные страны
делятся на виды по отношению к статусу субъекта государства. В этом направлении
выделяют симметричные федеративные государства и асимметричные федеративные
государства. Например, симметричными федеративными государствами являются Австрия,
Германия и Соединённые Штаты Америки, а асимметричными федеративными
государствами являются Канада, Бразилия, Индия и Россия.
В правовом отношении
федеративные государства также необходимо классифицировать по характеру
формирования данной страны. В этом направлении выделяют территориальные
федеративные государства, национальные федеративные государства и смешанные
федеративные государства. Например, Россия относится к категории смешанных
федеративных государств, а Германия относится к территориальным федеративным
государствам.
По способу
образования федеративного государства выделяют два вида стран:

Например, государство
Непал в недавнем прошлом было унитарной страной.
А по отношению к
сецессии в мире существуют федеративные страны, где предусмотрено право
сецессии, и федеративные страны, где право сецессии отсутствует. Например,
право сецессии предусмотрено в Канаде.
Федеративные страны
следует также классифицировать и в историческом направлении, так как имеются
современные федеративные страны, бывшие федеративные страны, вымышленные
федеративные страны и федеративные страны, которые в будущем могут исчезнуть.
В прошлом
существовали следующие федеративные страны:

Современные
федеративные государства в историческом отношении можно классифицировать по
времени их возникновения. Например, Непал можно отнести к категории молодых
федеративных стран, так как данное государство стало федеративным в 21 веке. А
Швейцарию и Соединённые Штаты Америки можно отнести к категории федеративных
стран, возникших давно.
В политическом
отношении следует выделить четыре вида федеративных государств:

Объектом
территориального спора между странами, где одной из сторон спора является
федеративное государство, являются следующие территории:

Объектом
территориального спора между федеративными странами являются следующие
территории:

Федеративные страны
можно разделить на виды и по религиозному признаку, так как в любом государстве
есть верующие. По отношению к религии можно выделить федеративные страны, где
среди верующих преобладает какой-либо вид религии, и федеративные страны, где среди
верующих ни один из видов религии не преобладает. Например, большую часть
верующих в Пакистане составляют мусульмане.
Отмечу, что я
продолжу изучение федеративных государств. В следующей работе я попытаюсь чётко
установить различие между национальными, территориальными и
национально-территориальными федеративными государствами, так как до сих пор
данная тематика освещена на низком уровне.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ТИПОЛОГИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ГОСУДАРСТВ

Ключевые слова: федеративное государство, федерализм, виды федеративных государств, симметричные и асимметричные федерации, централизованные и децентрализованные федерации, территориальные, национальные и смешанные федерации.

Федеративная форма государственного устройства в тот или иной период времени может стать вынужденной мерой, к которой прибегает высшее руководство того или иного государства, дабы не допустить его распад или, напротив, излишнюю централизацию, о чем свидетельствует тот факт, что значительная часть государств, играющих первостепенные роли на мировой политической арене, являются федеративными. Однако у каждого из подобных государств был свой уникальный путь становления и развития, что нашло отображение в его особых чертах, проявляющихся в таких сферах, как: механизм разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; механизм регулирования правового статуса субъектов федерации; механизм регулирования отношений между федеральным и региональным уровнями государственной власти. Однако несмотря на все существующее многообразие федеративных государств, их объединяет одна главная особенность, а именно тот факт, что в основе каждого их них лежит некий компромисс между регионами и центральной федеральной властью, призванный сглаживать противоречия и разрешать конфликты.

MAIN EVIDENCES AND TYPOLOGY OF THE FEDERATIVE STATES

Keywords: the federative state, federalism, views of federative states, symmetric and asymmetric federations, centralized and the decentralized federations, the territorial, national and mixed federations.

Federal form of state structure during this or that period of time can become a compulsory measure to which the top management of this or that state resorts not to allow his disintegration or, on the contrary, excessive centralization what the fact that a considerable part of the states playing paramount roles in world political arena are federal demonstrates to. However, each of the such states had the unique way of formation and development that has found display in his special lines which are shown in such spheres as: the mechanism of differentiation of powers between federal and regional levels of the power; mechanism of regulation of legal status of territorial subjects of the federation; mechanism of regulation of the relations between federal and regional levels of the government. However, despite all existing variety of federal states, them united by one main feature, namely fact that in the base of everyone of them lies certain compromise between regions and the central federal authority designed to smooth contradictions and to resolve the conflicts.

Читайте также:  Творческие профессии: 8 курсов для творческих людей - Лайфхакер

Федерация представляет собой форму государственного устройства, для которой характерно наличие государственно-территориальных образований, так называемых «субъектов федерации», которые не обладают государственным суверенитетом, но имеют достаточно широкие полномочия в сфере внутренней политики.

В настоящее время значительное количество государств, играющих значительную роль на современной мировой арене, имеют именно федеративную форму государственного устройства. Среди них Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Республика Индия и другие. Многие федеративные государства прекратили свое существование. При этом часть из них просуществовала совершенно недолго, например, Федеративная Республика Испания, провозглашенная федерацией в 1873 году и подвергшаяся реставрации в 1874 году. Другие же федеративные государства просуществовали в течение более длительного периода времени, например, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, период функционирования которой составил практически полвека, с 1945 по 1992 гг.

Исторические, политические, социально-экономические, культурные, национальные и иные факторы обуславливают возникновение похожих черт федеративных государств, в частности: в системе построения органов государственной власти разных уровней, в

механизме разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями государственной власти, в элементном составе правового статуса субъектов федерации и так далее. В этой связи можно выделить основные признаки федеративных государств:

— во-первых, подразделение территории на составные части — субъекты федерации, имеющие одинаковые или даже различные наименования: штаты, земли, республики и так далее;

— во-вторых, отсутствие у субъектов федерации государственного суверенитета, несмотря на наличие некоторых его признаков;

— в-третьих, наличие двухуровневой системы органов государственной власти: на уровне федерации и на уровне ее субъектов;

— в-четвертых, наличие федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации;

— в-пятых, принадлежность верховной власти федеральным государственным органам;

— в-шестых, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями власти на основании положений федеральной конституции;

— в-седьмых, исключительное право на осуществление общегосударственной внешнеполитической деятельности федеральными органами государственной власти, представляющими всю федерацию в международных отношениях;

— в-восьмых, принадлежность главенствующей роли в реализации государственной федеративной политики вопросу разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами;

— в-девятых, наличие у субъектов федерации права иметь собственные конституции, систему органы власти и управления, систему судебных органов;

— в-десятых, двухпалатная структура федерального парламента, одна из палат (как правило, верхняя) которого должна представлять интересы субъектов федерации;

— в-одиннадцатых, наличие финансовой зависимости от федеральной власти субъектов федерации, лишенных реальных финансовых правомочий.

Вместе с тем, несмотря на перечисленные характерные черты федераций, ни в прошлом, ни в настоящем не существует двух абсолютно похожих друг на друга федеративных государств. В этой связи, ныне существующие и прекратившие свое существование федеративные государства, чей опыт федеративного строительства, несомненно, будет полезен для современных государств, можно классифицировать по ряду оснований. Так, по особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства, можно выделить симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федерациях (с некоторой долей условности к ним можно отнести Федеративную Демократическую Республику Эфиопия) субъекты наделены одинаковым конституционно-правовым статусом и, соответственно, равны, как в отношениях между собой, так и в отношениях с федерацией. По своему характеру симметричное федеративное государство представляется наиболее стабильным.

Главный недостаток асимметричной модели федеративного государства состоит в нарушении равноправия при управлении государством, так как каждому гражданину, проживающему на территории того или иного субъекта федерации, должны быть обеспечены равные права на пусть и опосредованный доступ к управлению государством. Совокупность подобных прав не должна отличаться в разных субъектах федерации. В

По особенностям формирования федерации можно подразделить на территориальные, национальные и смешанные (комбинированные, национально-территориальные). В основе формирования территориальных федераций (например, Соединенных Штатов Америки, Федеративной Республики Германия) находится территориальный географический признак, в национальных (например, в существовавших ранее е, Чешско-Словацкой Федеративной Республики и Чешской и Словацкой Федеративной Республике) — национальный признак. В смешанных федеративных государствах (например, в Российской Федерации) формирование идет по обоим признакам.

Схожей с данной моделью федерации является договорно-конституционная федерация, основанная на заключении федеративного договора и последующем принятии Конституции, положения которой закрепляют федеративную форму государственного устройства. По подобному пути шло федеративное строительство в России, так как нормы Федеративного договора от 31 марта 1992 г. были включены в действовавшую на тот момент Конституцию РСФСР 1978 г. При этом статус конституционно-договорной федерации Россия сохраняла до принятия Конституции 1993 года.

По степени централизации федеративного государства, выражающейся в характере и содержании взаимоотношений между федерацией в целом и ее частями — субъектами, все федерации можно подразделить на централизованные (например, Федеративная Республика Германия, Российская Федерация) и децентрализованные (Швейцарская Конфедерация). В централизованных федерациях роль субъектов незначительна, а их полномочия не широки и сосредоточены на решении региональных и местных проблем в рамках, установленных федеральным центром, и под его строгим контролем. При этом большая часть государственной власти сосредоточивается в центре. В свою очередь, в децентрализованных федерациях субъекты имеют значительный объем полномочий в экономической, социальной и политической сферах, а также обладают высокой самостоятельностью и не подвергаются широкому и жесткому контролю со стороны федеральных органов. Предметы ведения и компетенция (совокупность полномочий) федеральных органов сравнительно ограничена. Характерной чертой любого федеративного государств является возможность постепенной трансформации в более централизованное, либо, напротив, — в более децентрализованное.

Например, в Российской Федерации процессы централизации и децентрализации государственной власти сменяют друг друга, начиная с момента конституционного оформления федеративного государства, т.е. с 1993 года и до настоящего времени.

Несмотря на все существующее многообразие федеративных государств, всех их объединяет одна главная особенность, а именно тот факт, что в основе каждого их них, будь то симметричное, асимметричное, централизованное, либо децентрализованное государство, лежит некий компромисс между регионами и центральной федеральной властью, призванный сглаживать противоречия и разрешать конфликты. Главное предназначение федерализма состоит именно в объединении интересов федерации и ее отдельных субъектов в целях достижения общих целей и благ, в частности, обеспечения прав и свобод гражданина вне зависимости от того, на территории какого субъекта федерации он проживает.

Развитие федеративных отношений на территории разных государств порождает все новые модели федерализма и, соответственно, типы федеративных государств. Любое федеративное государство достаточно динамично в своем развитии, так как ему приходится искать новые способы и методы для объединения интересов разных уровней власти, чтобы не допустить крайние и при этом тупиковые пути развития, либо превращения в унитарное государство, либо напротив — распада на суверенные и независимые друг от друга государства.

Литература и источники

1. Хакимов Р.С. Многообразие форм федеративных государств // Известия АлтГУ. 2009. №4.

2. Борискова И.В. Некоторые проблемы формы современного российского государства // Территория науки. 2014. №4.

СИНЦОВ ГЛЕБ ВЛАДИМИРОВИЧ — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Частное и публичное право» Пензенского государственного университета.

КАГЕРМАНОВ А-С.С. РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ, ЕГО РОЛИ И ФУНКЦИЯХ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ

Ключевые слова: государство, гражданин, право, государственное управление, общество, гражданское общество, местное самоуправление.

В статье рассмотрена эволюция научных представлений о гражданском обществе, его отношениях с государством и роли в развитии местного самоуправления. Показано, что гражданское общество имеет свои интересы и функции, которые существенно отличаются от государственных. Обоснован вывод о том, что местное самоуправление является одним из важнейших институтов гражданского общества.

DEVELOPMENT OF THE SCIENTIFIC UNDERSTANDINGS ABOUT THE CIVIL SOCIETY, ITS ROLE

AND FUNCTIONS IN PUBLIC MANAGEMENT

Keywords: state, citizen, law, state management, society, civil society, local self-government

In the article viewed the evolutlion of scientific understandings about the civil society, its relations with state and the roles in development of local self-government. It is shown that civil society has its own interests and functions, which differ significantly from state. It is substantiated the conclusion that local self-government is one of the most important civil society’s institutions.

Читайте также:  Приказ Минфина РФ от 21 июля 2011 N 86Н

В современном мире, в котором декларируются ценности демократии и свободы личности, на наш взгляд, особенно актуальными являются вопросы, касающиеся развития гражданского общества, его активного правового сознания. В этом смысле нельзя недооценивать значение указанных процессов для современного российского общества,

каждый может ее сохранять без вреда тому же праву, если при этом он не берет на себя никакой смелости ввести что-нибудь в государстве как право или сделать что-нибудь против принятых законов.

3. Эту самую свободу каждый может иметь, сохраняя мир в государстве, и от нее не возникает никаких неудобств, которые нельзя было бы легко устранить.

4. Каждый может иметь свободу также без вреда благочестию.

5. Законы, издаваемые относительно спекулятивных предметов, совершенно бесполезны.

6. Эта свобода не только может быть допущена без нарушения в государстве мира, благочестия и права верховных властей, но ее должно допустить, чтобы все это сохранить.

Демократия в наибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности их опасаться, так как устройство государства обеспечивает разумность законов, а тем самым свободу как подчинение осознанной необходимости. Таким образом, можно сказать, что концепция Спинозы о «народной форме верховной власти» — первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что суждения Спинозы о законе и праве основываются на свойственном рационализму представлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.

Политико-правовое учение Спинозы о естественном праве явилось немалым шагом к постижению сущности государства и права. Его стремление освободить теорию политики от морализирования предопределило отождествление права, «мощи» и законов природы. Философские воззрения Спинозы были восприняты Руссо и другими мыслителями демократического направления. По нашему мнению, его имя можно смело ставить в один ряд с такими величайшими мыслителями — философами права и теоретиками доктрины «естественного права», как Г. Гроций, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, А.Н. Радищев, Ж-Ж. Руссо, Дж. Локк.

В.Н. Снетков, Н.А. Фомина

КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ ФЕДЕРАЦИИ

Многообразие подходов к изучению такого сложного феномена, как федеративное устройство государств, вызывает среди исследователей острые дискуссии по вопросам, касающимся выделения видов и методов данного

объекта, а также по вопросу классификации федераций.

По мнению В.Г. Вишнякова, «будучи целостным и единым государственным образованием, федерация не может строиться

В юридической литературе часто критикуется подобный подход, но это происходит по простой причине: некоторые исследователи не

различают понятия «федерализм» и «федерация», что и приводит к путанице.

Таким образом, выделение моделей федераций необходимо для изучения их особенностей в разных странах. Виды федераций позволяют подразделить все существующие государства с федеративным государственным устройством на определенные группы, выявить их общие черты и уникальность каждого из них.

При исследовании федеративной формы государственного устройства само понятие «федерация» выступает в качестве общей категории, как единство всех ее разновидностей, а особенным являются различные модели федераций. На основе выделяемых моделей как раз и можно сравнивать отдельные неповторимые разновидности федераций, находить их тождественные

признаки в конкретной действительности.

Классифицировать модели федераций можно по разным критериям. Наиболее распространенна типология в зависимости от вида нормативного правового акта, учредившего федеративное государство. В соответствии с данным критерием принято выделять договорные и конституционные федерации.

Договорные федерации создаются путем подписания договора, как правило, между ранее независимыми государствами. Так возникли одни из первых федеративных государств -США и Швейцария, аналогичным образом шло образование федераций в Канаде, Австралии и Югославии.

Данный способ учреждения федераций «снизу вверх» нередко считается классическим и наиболее отвечающим федеративной природе государства, основанной на согласии объединяемых субъектов федерации.

Образование конституционных федераций начинается с принятия конституции путем частичной централизации конфедерации или децентрализации унитарного государства. Таким методом «сверху вниз» создавались Германия, Бельгия, Нигерия и Эфиопия.

Несмотря на существующую специфику, в конституционных федерациях также необходимо достижение согласия между составляющими ее субъектами по поводу единства и разделения государственной власти. В противном случае возникает возможность нарушения несогласной стороной формально-юридической модели федерации, закрепленной конституцией. Подобный политический конфликт может привести к серьезным последствиям, так как при этом разрушаются федеративные основы государственного устройства страны.

Разделение государственной власти между федеративным государством и составляющими его субъектами, являясь сутью федеративной формы, также выступает объектом научного

моделирования. В зависимости от принципа разделения государственной власти, способа определения самого объема власти для разных ее уровней можно выделить централизованные и нецентрализованные федерации.

В централизованных федерациях государственная власть максимально сосредоточена на федеральном уровне. Как правило, в конституциях подобных государств закрепляется открытый перечень предметов ведения федерации и делается оговорка о возможности принятия к рассмотрению любых вопросов общефедерального значения.

Основой для вертикального разделения государственной власти в нецентрализованных федерациях является принцип субсидиарно-сти: вопросы, которые можно решить на уровне субъекта, нет необходимости передавать наверх. Компетенция делится таким образом, чтобы проблемы могли быть урегулированы на том уровне, на котором они возникли, а федеральная власть вмешивалась только в том случае, если ситуация выходит за рамки полномочий субъектов федерации.

Интересной представляется классификация федеративных государств, основанная на

В первую группу включены страны с высоким уровнем децентрализации. Основные критерии: наличие у субъектов федерации собственных конституций (уставов), законодательных и судебных систем; фактическое невмешательство государства в выполнение региональных полномочий; сохранение за субъектами прав на региональные природные ресурсы; значительный объем региональных полномочий в социальной сфере. В эту группу входят такие страны, как Канада, Германия, Австрия, Бельгия и Австралия. С рядом оговорок авторы относят к ней и Россию, учитывая значительную степень правовой изоляции отдельных субъектов от центра.

Наконец, третью группу представляют государства с относительно низким уровнем децентрализации. Это большинство так называемых «молодых» федераций, в их числе Индия, Пакистан, Малайзия. В этих странах федеральная власть наделена значительно большими полномочиями, чем в государствах первых двух групп, а входящие в их состав субъекты во многих случаях фактически лишены всех атрибутов государственной власти.

Предложенная классификация представляет несомненный теоретический и эмпирический интерес. Она помогает произвести некоторую систематизацию на основе степени децентрализации, позволяя тем самым выделить общие

черты у различных по другим государственно-правовым параметрам федераций. Однако, как и многие другие типологии, она весьма условна.

В зависимости от типа взаимодействия между центральной и региональной властью выделяют дуалистическую и кооперативную модели федераций.

Сущность теории дуалистической федерации заключается в разделении власти в федеративном государстве таким образом, чтобы оба уровня управления были независимыми друг от друга и обладали самостоятельным статусом, установленным в конституции. Отсюда концепция дуалистического федерализма строится на двойственности суверенитета в федерации: суверенитет федеративного образования и его членов.

Думается, что в действительности суверенитет все же принадлежит исключительно центральной власти, а субъект федерации на правах государственного образования получает государственную самостоятельность в решении внутренних вопросов, но не независимость от центральной власти, и соответственно не может выйти из состава федерации.

В США федерация зародилась именно как дуалистическая, ее основой было строго фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центральной властью и властями штатов.

Двух способов разделения власти, когда права поделены между федерацией и ее субъектами в виде фиксированного перечня либо в виде закрепления определенного круга вопросов за одной из сторон и предоставления другой всех остаточных полномочий, оказалось недостаточно. Обнаружилось, что имеются сферы, в которых требуются кооперация, т. е. сотрудничество, и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определенных социально значимых государственных функций. Модель федерации,

основанная на использовании системы таких отношений, получила наименование кооперативной федерации.

В настоящее время практически все государства с федеративной формой государственного устройства являются кооперативными по своей природе.

Несмотря на позитивные тенденции развития государственности, вызванные развитием кооперативной федерации, следует отметить, что как в мировой, так и в отечественной науке до сих пор ведутся споры о том, какой тип федерации (дуалистический или кооперативный) в большей мере отвечает задачам обеспечения стабильности государства.

Противники системы кооперативных отношений отмечают нарушение схемы двучленной структуры федеративного государства и возникновение опасности преобразования федерации в конфедерацию.

Читайте также:  Поступить в БГАИ. Все об университете

Представляется, что подобные опасения напрасны, так как федеративная структура, построенная на кооперативных началах, придает федерации гибкость, помогает удерживать равновесие власти и, следовательно, более эффективно обеспечивает стабильность государства.

Многие ученые считают, что в настоящее время именно теория кооперативной федерации наиболее широко распространена и в зарубежных федерациях, и в России. Модели кооперативных федераций интенсивно развиваются в США, Германии, Австрии, Швейцарии и в каждой стране имеют свои особенности. Высокая степень разработанности такого типа федерации свидетельствует о его актуальности и адекватности политическим и правовым процессам, протекающим в государствах. Кооперативные федерации имеют особое значение в современную эпоху, так как позволяют в цивилизованных формах предупреждать и разрешать политические и национальные конфликты.

Однородность субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы и статуса — это еще одно основание типологиза-ции федераций. По данному критерию можно выделить три типа федеративных государств: симметричный, симметричный с элементами асимметрии и асимметричный.

По мнению И.А. Умновой, идеальной федерацией является именно симметричное

Думается, что при наличии в составе федерации такого элемента, как свободно присоединившееся государство, она фактически теряет статус симметричного объединения и представляет собой образование с элементами асимметрии. Если же изменяется статус субъекта или создаются территории с прямым федеральным управлением, то федерация становится асимметричной.

В данном случае все субъекты федерации признаются однородными по природе и статусу (Германия, Австрия, Швейцария, Бразилия), но конституция может допускать исключения из общего правила, не касающиеся различий государственно-правовой природы субъектов федерации и затрагивающие лишь отдельные элементы их положения. Это именно исключение, а не правило, порождающее иную систему отношений, меняющую тип федерации как таковой.

Наименее удачной моделью федерации является асимметричная федерация, ведь в конституции изначально закрепляется разнородность субъектов федерации по их природе и статусу. В таких государствах, как правило, неизбежны конфликты, так как различия между субъектами федерации становятся источником недовольства тех, кто ущемлен в правах. Поэтому почти во всех странах с асимметричной моделью федерации либо со значительными элементами асимметрии наблюдается движение за реформирование федерации, связанное с повышением статуса ущемленных территорий до уровня субъектов федерации, за достижение равноправия субъектов федерации.

Именно путем преобразования территорий в субъекты федерации шло образование Австралии, Канады и, особенно, США, где осваиваемые колонистами территории приобретали статус субъектов федерации.

Ограниченная асимметрия выражается различиями в правосубъектности однородных по природе субъектов федерации. Такой тип федерации характерен для Индии, где существует градация между штатами по их правам и обязанностям.

Абсолютная асимметрия — это наличие разных по природе территориальных образований с разными правами и обязанностями. Так, Танзания характеризуется полной асимметрией в соответствии с Конституцией 1977 года. К странам с абсолютной асимметрией можно отнести и США, ведь в их состав входят не только 50 штатов, которые обладают разным объемом прав, но и федеральный округ Колумбия, отличающийся

еще и статусом по сравнению с другими субъектами США.

В настоящее время в юридической литературе ведутся споры о том, может ли быть признана федерация асимметричной и допустимо ли признание асимметрии федеративного устройства как объективно заданной модели.

Кроме того, Карапетян считает, что на симметричность федерации не влияют и разные нормы представительства субъектов федерации в общефедеральных органах власти (например, в бундесрате — верхней палате парламента ФРГ — различные земли имеют от трех до шести представителей), так как данный фактор зависит от численности населения субъектов федерации.

Однако при таком подходе неясным становится, что собственно имеется в виду под конституционно-правовым равноправием субъектов федерации.

Считается, что асимметричность федерации может быть объективной и оправданной на конкретном историческом этапе, а может

быть искусственной, создающей почву для постоянной конфликтности субъектов федерации, требующих уравнять их в правах. Естественно, что в отношении второго варианта асимметричности необходим поиск путей для преодоления отрицательных последствий и перехода к симметричной федерации.

Одной из причин асимметрии могут стать имеющиеся различия в статусе в зависимости от того, какой фактор положен в основу образования субъекта федерации — национальный или территориальный.

До сих пор ведется теоретический спор, допустимы ли федерации, построенные на национальной основе, или федерации, сочетающие территориальный и национальный факторы. Несмотря на то что большинство федеративных государств построено на территориальной основе, в мире имеет место сочетание территориального и национального факторов при построении федерации. Положительным примером государства, сочетающего в себе эти факторы, сегодня выступает Российская Федерация.

В практике также встречаются случаи, когда государство с ярко выраженными этническими особенностями выбирает наднациональный подход при построении федерации. Таким государством является Нигерия, пытавшаяся первоначально создать федерацию по национальному признаку, но в итоге, с целью предотвращения этнических конфликтов, перекроившая всю свою территорию на части по принципу: ни одна этническая группа, ни одно племя не образуют самостоятельного субъекта федерации.

Территориальный принцип, видимо, следует считать более предпочтительным для образования либо реструктурирования федерации, так как при таком варианте федеративного устройства национальный фактор как источник возможных конфликтов между территориями отсутствует. Именно по этой причине национально-этнические различия в составе

населения не получили отражения в государственной структуре США.

Однако это не означает полный отказ от использования национального фактора при построении федеративного государства. Необходимость учета такого фактора может быть вызвана также объективными обстоятельствами.

Наличие удачных примеров государств, построенных по национальному принципу, свидетельствует о том, что само по себе сочетание территориального и национального факторов при структурировании федерации допустимо. Важно, однако, чтобы применение национального принципа не разрушало государственность, не нарушало права и свободы человека, не стимулировало развитие национализма. Одним из условий, защищающих государственность от таких последствий, является формирование федерации на основе принципа равноправия субъектов федерации, их однородности по государственно-правовой природе и равенства по статусу независимо от того, по какому принципу они построены — национальному или территориальному.

Резюмируя, хотелось бы отметить многообразие современных моделей федераций. Их изучение по разным параметрам, характеризующим степень демократичности и эффективности, свидетельствует о важности ориентации на развитие моделей федераций более высокого уровня. В этом смысле предпочтение, видимо, должно отдаваться моделям кооперативной, децентрализованной, симметричной федерации, допускающей лишь объективно заданные элементы асимметрии.

Следует подчеркнуть, что федеративная форма государственного устройства должна быть объективно необходима в данном государстве, помогать в решении национальных конфликтов, предоставлять самостоятельность посредством передачи государственных полномочий. Если же федерация не соответствует политическим и правовым реалиям в государстве, это приведет к его развалу.

1. Вишняков, В.Г. Конституционное регулирова- 2. Тадевосян, Э.В. О моделировании в теории фе-

A.В. Киселева, А.В. Нестеренко. — М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.А. Черепанов. — М., 2003.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В НОРМОТВОРЧЕСТВЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В любом современном демократическом и правовом государстве наиболее продуктивен такой характер развития гражданского общества и местных сообществ, при котором вся вертикаль государственных и муниципальных органов власти и управления позволяет максимально развиваться инициативе и самодеятельности граждан, непосредственной и представительной демократии, при котором максимально стимулируется самоорганизация экономических и политических сил.

Ключевой вопрос состоит в осознании того, что обновление жизни возможно лишь на основе свободы, самодеятельности и участия самого народа в правотворческой деятельности как непосредственно, так и через законодательные и представительные органы власти, в контроле над властью исполнительной, особенно в сфере местного самоуправления. Только тогда можно пробудить у людей сопричастность к необходимым в обществе преобразованиям, возродить нравственные стандарты, обеспечить разумный баланс между индивидуальными и коллективными интересами, включить граждан в противодействие коррупции, правовому нигилизму, терроризму, экстремизму, организованной преступности. Нужна реальная поддержка

людей. Только вместе власть и общество могут добиться успеха.

В Конституции Российской Федерации местное самоуправление закреплено как одна из основ конституционного строя, ориентированная на человека, его права и свободы. Конституция РФ, одна из немногих в мире, закрепила население муниципальных образований (МО) в качестве главного субъекта местного самоуправления, придав ему верховенство, установив, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, включая владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, что население самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ОМС) (статьи 130, 131).

В соответствии с указанными конституционными положениями действующее законодательство Российской Федерации предоставляет

Оцените статью
Добавить комментарий