Методика обучения. Методика общест.темы курсовых. Тематика курсовых работ по методике преподавания обществознания

Методика обучения. Методика общест.темы курсовых. Тематика курсовых работ по методике преподавания обществознания Кабинет автора

Вы можете оформить заказ/заявку!

Итоговая контрольная работа по математике за курс 5.docМР_дипломная работа_ВЕТ-1.docПрактическая работа Предпринимательское право.docx26.05-ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx8_Лабораторная работа АС.docПрактич работа № 1 на оценку Шевченко Алина 3521П1БУ2.docxПрактическая работа 5.docxПрактическая работа 1.docxАНГЛИЙСКИЙ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1.docxАнглийский язык Итоговая работа 7 класс (Восстановлен).docx

подпись (расшифровка подписи)ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТКафедра российской истории и документоведенияТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ ИСТОРИИ ПРОВЕДЕННОМ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОСКурсовая работа

по дисциплине «Методика обучения истории»

студентки очной формы обучения

направления подготовки 44.03.05 История и обществознание

3 курса группы 02031703

Белоусовой Марии Владимировны

Допущен к защите

2. Проведение урока по технологии развития критического мышления

Актуальность. В современном обществе главной ценностью является приобретение знаний, умений, навыков и наличие базовых умений и компетенций, которые можно получить и развить самостоятельно благодаря беспрепятственному доступу к информации. Преобразования в российском образовании направлены на изменение содержания изучаемых предметов и курсов, а также на изменение подходов к методике преподавания, расширение набора методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе процесса обучения, приближение изучаемых тем к реальной жизни через рассмотрение ситуаций и поисков путей решения наиболее острых общественных проблем. В связи с этим важно, чтобы обучающиеся не были пассивными объектами воздействия, а могли самостоятельно найти и проанализировать необходимую информацию, обменяться мнениями по определенной проблеме со своими сверстниками, участвовать в дискуссии, находить аргументы и контраргументы.

Для того, чтобы уроки истории в современной школе проходили наиболее эффективно и обучающиеся были активны в процессе обучения учителя могут использовать в своей деятельности технологию развития критического мышления (ТРКМ), которая позволяет обеспечить целостную включенность ученика в образовательный процесс; создание условий, в которых учащиеся активно самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников, учатся использовать приобретенные знания для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные, исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, обобщение), а также формируют системное мышление. На этом основании мы можем сделать вывод, что ТРКМ отвечает требованиям ФГОС и использование данной технологии на уроках позволят сформировать у обучающихся необходимые компетенции.

Источниковая база. Исследование базируется, в первую очередь, на нормативно – правовых актах Российской Федерации: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»1, в котором утверждается основные принципы получения образования, структура образования, особенности организации учебного процесса и так далее; Приказы Министерства образования об основном2 и среднем общем3 образовании в Российской Федерации, в которых представляется ряд требований, обязательных при реализации образовательной программы в 5-9 и 10-11 классах; Постановление Главного государственного врача об утверждении санитарно-эпидемиологических требований в общеобразовательных учреждениях, в котором утверждаются правила и нормативы, направленные на охрану здоровья обучающихся в процессе обучения4.

Степень изученности темы. Среди зарубежных авторов стоит отметить американских педагогов Дж. Стила, К. Мередит и Ч. Темпла, которые являются создателями технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления», которая базируется на связном наборе обучающих методам, благодаря которым учащиеся активно включены в образовательный процесс5.

Многие отечественные исследователи также занимались исследованием и внедрением в учебный процесс методов и приёмов, развивающих у обучающихся критическое мышление.

Этому посвящено учебное пособие Заир-Бека С.И. и Муштавинской И.В., в котором рассматриваются плюсы и минусы данной технологии, методы и приемы, которые могут быть использованы на уроке учителями6.

В сборнике статей под редакцией Семиной Л.И. представлен учебный курс по теме «Развитие критического мышления», который позволяет наладить диалог между учителем и обучающимися и потребность человека к свободе удовлетворяет в образовательном русле7.

Шурыгина Ю.А. и Свечникова Ю.А. в своей статье рассматривают технологию, как способ решения современных проблем в образовании8.

В первом томе своей энциклопедии Селевко Г.К. рассматривает цели, задачи, принципы «действия» технологии развития критического мышления в школе9.

Хачатрян Э.В. в своей статье описывает структурные компоненты технологической карты моделирования учебного процесса, а также обосновывает почему ТРКМ необходима для достижения образовательных результатов10.

Кларин М.В. в своей работе представляет психолого-педагогические разработки, которые направлены на изменение традиционной системы обучения11.

Елисеева Ю.А. и Вахитова О.Р. в своей статье рассматривают структуру урока по технологии развития критического мышления12

Стоит отметить, что многие исследователи делились опытом применения технологии развития критического мышления на уроках истории. Среди них стоит отметить Патрушева Ж.Г.13, Истомин А.В.14, Славская И.В.15, Брылеева Ю.В.16, Бажайкина М.С.17.

: технология критического мышления на уроке истории, проведенном в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет исследования: технология развития критического мышления на уроке истории.

: проанализировать каким образом технология развития критического мышления может быть применена на уроках истории.

Задачи: для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Для более эффективного и полного анализа исторических источников и литературы, а также для подтверждения достоверности выводов, полученных в ходе исследования, был применён комплексный подход к источникам.

Также стоит отметить, что в работе использовались общенаучные методы, в том числе: анализ, синтез, обобщение, систематизация и историко-типологический метод, то есть разделение объектов на различные категории (типы), в основе которых лежит тот или иной существенный признак.

Структура работы включает в себя: введение, два раздела, пять подразделов, заключение, список источников и исследований.1. Теоретические основы использования технологии критического мышления на уроке истории в соответствии с требованиями ФГОС

Нельзя не отметить, что учитель, согласно образовательным стандартам, должен быть помощником, наставником для обучающихся, которые самостоятельно должны ставить себе цели, задачи и достигать их на уроке. Кроме того, важно сказать о том, что современный урок, согласно ФГОС должен:

Стоит сказать, что «Critical Thinking» была разработана американскими педагогами в конце ХХ века. Создатели технологии опирались на опыт философов, педагогов и психологов со всего мира, объединяя методы технологий коллективных и групповых способов обучения, развивающего обучения, что делает технологию общепедагогической, надпредметной. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является целостной системой, которая позволяет формировать у обучающихся навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. РКМЧП направлена на развитие качеств гражданина открытого информационного общества, включенного в межкультурное взаимодействие22.

Термин «критическое мышление», по сути, можно отнести к любой умственной деятельности.

Создатели технологии отмечают, что овладеть умением критически мыслить, можно только если проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы и самостоятельно искать на них ответы, проявлять «вежливый скептицизм», то есть сомневаться в любой информации, что ты получаешь, а это, в свою очередь приведет к формированию своей точки зрения по конкретным вопросам и мировоззрения в целом. Важно понимать, что критическое мышление – это сочетание многих умений, а не отдельный навык23.

Михаил Владимирович Кларин называет критическим мышлением «рациональное рефлексивное мышление» и включает в себя способности и установки, направленные на решение вопросов «чему верить?» и «какие действия предпринять?»24.

Согласно «Педагогическому словарю», критическим мышлением называется способность анализировать информацию, умение строить логические цепочки, выносить решения и суждения и применять их к стандартным или нестандартным ситуациям, проблемам и вопросам, мыслить творчески25.

Образовательный процесс, который ориентирован на выработку навыков критического мышления подразумевает не только активный поиск обучающимися информации, но и соотнесение того, что они усвоили со своим собственным опытом; сравнение с другими исследованиями в этой ж области знания. Ученики учатся подвергать сомнению достоверность полученной информации, выстраивать логику доказательства своей точки зрения, делать выводы, решать поставленные дидактические задачи26.

Важно понимать, что главной целью данной технологии является формирование навыка управления информацией: каким образом искать, анализировать, как применять её в повседневной жизни.

ТРКМ направлена на:

Таким образом, мы видим, что технология развития критического мышления позволяет создать условия для формирования личности, которая имеет свою позицию, но не боится идти на компромисс и соглашаться с другими; понимает, что знание мотивирует искать информацию и углубляться в интересующую проблему; ставит цели и достигает их; видит и понимает причинно-следственные связи; умеет признавать свои ошибки и готова их исправлять. Все эти выводы соответствуют требованиям ФГОС, что позволяет эффективно использовать данную технологию на уроках истории.

Evocation» — «Realization of Meaning» — «Reflection». В русскоязычном переводе данные стадии называются: «Вызов» — «Осмысление новой информации» — «Рефлексия»28.

Итак, на первой стадии урока, сконструированного по технологии развития критического мышления, цель учителя – замотивировать обучающихся на углубление уже имеющихся знаний. Для этого педагог должен предоставить обучающимся возможность самостоятельно поставить цели и задачи обучения. Важно, чтобы у каждого ребенка был шанс принять участие на данном этапе, так как это способствует актуализации уже имеющихся у них знаний. Тут же необходимо систематизировать ответы всех учеников (например, в виде кластера или меловой схемы), для того чтобы выявить возможные противоречия, и с помощью дискуссии всем вместе прийти к единому мнению и определиться с направлением дальнейшего поиска необходимой информации.

Читайте также:  Профессии после 9 класса творческие. | Университет СИНЕРГИЯ

В ходе реализации фазы вызова основополагающим является то, что не существует «верных / неверных» высказываний. Мнение каждого ученика является важным и должно учитываться в процессе обсуждения30.

Стоит отметить, что на этой стадии эффективной формой работы будет сбалансированное сочетание индивидуальной и групповой работы. Так, с одной стороны, у каждого обучающегося будет возможность актуализировать свой собственный опыт и выразить свое мнение, а с другой – будет возможность рождения новых идей, аргументации своей точки зрения, а также получение опыта изложения своих мыслей перед группой людей31.

На стадии «Осмысления» преподаватель организует контакт обучающихся с новой для них информацией. Ученики стараются на каждом этапе работы с каким-либо источником анализировать понятные и не ясные моменты, сопоставлять полученные знания с уже имеющимися, выделяют первостепенные и второстепенные аспекты, в зависимости от степени заинтересованности их в осознании материала, готовятся к обсуждению32.

Роль учителя на данном этапе может осуществляться по-разному. Учитель может выступать в роли источника информации, в случае если преподнесена она будет кратко, понятно и интересно.

Если обучающиеся работают с текстом, педагог мониторит активность учеников, а также координирует процесс обмена информацией между учащимися33.

Перед тем, как преступить к анализу третьего этапа, стоит дать определение понятию «рефлексия».

В словаре «Системы основных понятий» данный термин описывается, как важнейшая часть в структуре деятельности, в связи с тем, что субъект смотрит на все свои действия «со стороны» и оценивает их. Это понятие включает в себя и обратную связь, и возможность порождать новые идеи на основе полученного опыта. Рефлексия позволяет связать цели, задачи, содержание, формы, методы, приёмы в одну цельную картину; критически отнестись к себе и результатам своей деятельности и скорректировать свою работу в будущем; человек становится субъектом своей активности. Важно отметить, что рефлексия может быть, как индивидуальной, так и коллективной34.

На этапе «Рефлексия» обучающийся формирует личностное отношение к полученной информации, систематизирует её на основании уже имеющейся и фиксирует ее либо с помощью своего собственного текста, либо своей позиции в обсуждении. На этом этапе происходит активное переосмысление своих действий, осмысление опыта индивидуального и коллективного35.

Нельзя не отметить — моделируя урок такого типа, учитель должен использовать активную и интерактивную стратегию взаимодействия учителя и обучаемого.

Таким образом, использование ТРКМ в учебном процессе создает благоприятные условия для развития учащихся, как личностей, умеющих критически осмысливать проблемы, принимать самостоятельные решения из ряда альтернатив и на основе творческого исследования. Цели трёх этапов направлены на реализацию основных функций урока – целеполагание, мотивационной, информационной, коммуникационной, оценочной и рефлексивной функций.

Методика обучения. Методика общест.темы курсовых. Тематика курсовых работ по методике преподавания обществознания

Введение

Сегодня часто поднимается вопрос об изменении основ образования и его модернизации. Расширение и углубление понятия технологий в сфере образования актуально в современных условиях и становится неотъемлемой частью его совершенствования. Среди различных путей развития образования необходимо разработать принципиально новые образовательные технологии. Они должны основываться на научном мышлении. В ряде методологических и теоретических разработок доказано, что на сегодняшний день основными являются четыре универсальных вида психической деятельности: исследовательская, проектная, строительная и управленческая.

В свою очередь, концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения гласит: «Соответственно, в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть непосредственно связаны с направлениями развития личности и представлены в деятельностной форме». Необходимым условием создания личностно-ориентированной системы обучения является деятельностный подход, то есть усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят в процессе его собственной активной деятельности. Таким образом, одной из центральных проблем современной школы является формирование мотивации к обучению. Резервом формирования мотивации является устойчивый интерес к предмету и способам получения знаний.

Современная российская педагогическая теория рассматривает обучение и воспитание в единстве. Это предполагает не отрицание специфики обучения и воспитания, а глубокое знание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания.

В дидактическом аспекте единство обучения и воспитания проявляется в общей цели развития личности, в реальной взаимосвязи педагогической, развивающей и воспитательной функций.

Воспитательный аспект обучения, как известно, связан с расширением усвояемого содержания, развивающий — с увеличением числа и усложнением характера связей, устанавливаемых в сознании ученика, между элементами содержания. Воспитательный аспект связан с целенаправленным формированием личностного отношения к этому содержанию и к обществу в целом. Развитие студента, вовлеченного в образовательный процесс, характеризуется взаимодействием педагогических условий и активной реакцией на них личности студента. В. Ф. Шаталов писал: «Обучение без образования-это острый меч в руках сумасшедшего». Большинство учителей-практиков абсолютно согласны с этим утверждением, так как нам не безразлично, для чего будут использоваться знания ученика в будущем.

Связь обучения и воспитания с точки зрения организации деятельности определяется тем, что главным в воспитании является приобретение учащимися личного жизненного опыта, положительных духовных впечатлений.

Цель исследования — рассмотреть понятие, классификацию, структуру и содержание современных технологий преподавания истории в общеобразовательных школах, охарактеризовать их в общеобразовательных школах.

Цели и задачи определяли структуру работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Объектом исследования являются педагогические технологии.

Предметом исследования являются современные технологии преподавания истории в общеобразовательных школах.

Методология исследования базируется на совокупности приемов, методов и принципов, используемых в науке. В исследовании использовались методы анализа литературы, сравнительного анализа.

При написании работы использовались такие литературные источники, как журналы «Народное образование», «Советская педагогика», «Педагогика»; Глоссарий терминов по технологии образования, учебники, межвузовские научные работы, ФГОС ООО, а также литературные источники по методике преподавания и педагогике.

Новизна исследования заключается в том, что нами выявлена наиболее эффективная современная технология обучения, которая создает органическую связь между приобретением знаний, умений, навыков творческой учебной деятельности и формированием эмоционально-ценностного отношения к миру, друг к другу, к усвояемому учебному материалу.

Наряду с этим следует отметить, что проблема подготовки педагогов не только к инновационной, но и обязательно продуктивной деятельности недостаточно изучена. В частности, не проработана сущность и структура такого важного качества личности, как инновационная культура. Также не разработана модель системы подготовки педагогов к инновационной деятельности и критерии ее оценки.

Недостаточная разработанность проблемы снижает результаты внедрения инновационных технологий в практику школ и определяет выбор данной темы исследования.

Тема этой работы интересна и сложна. Автор попытался показать некоторые аспекты новаторства преподавания истории, но тема обширна и нуждается в дальнейшем развитии.

Понятие, классификация в науке

Поиск ответов не только на вопросы » чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как эффективно учить?».» привело ученых и практиков к попыткам «технологизировать» образовательный процесс. Превратить обучение в своеобразный производственно — технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление- педагогические технологии.

Педагогические технологии имеют два источника. Первый источник — это производственные процессы и проектные дисциплины, которые так или иначе связывают технологию и человека, составляя систему «человек — технология-цель». В этом смысле технология определяется как совокупность способов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов в процессе производства. Можно дать и другие определения этого понятия, но, по сути, все они отражают основные характерные черты технологии: технология-это процессуальная категория; ее можно представить как совокупность методов изменения состояния объекта; технология направлена на проектирование и использование эффективных экономических процессов.

Второй источник-сама педагогика. А. Макаренко также называл педагогический процесс специально организованным «педагогическим производством», поднимал проблемы разработки «педагогической техники». Он отметил: «Наше педагогическое производство никогда не основывалось на технологической логике, но всегда на логике нравственной проповеди. Именно поэтому у нас просто нет всех важных отделов производства: технологического процесса, учета операций, проектных работ, использования конструкторов и приборов, нормирования, контроля, допусков и отбраковки.»

Исследователи этой проблемы относят массовое развитие и внедрение педагогических технологий к середине 50-х годов и связывают это с появлением технологического подхода к построению образования сначала в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально педагогическая технология понималась как попытка технизации образовательного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором строились последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение. Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии расширило ее понимание, что нашло отражение в различных определениях этого понятия известными педагогами и методистами (например, академик В. Монахов дает 10 определений, проф. В. Башарин-8 и др.). С точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Морева, В. Монахов и др., педагогическая технология (или более узко — технология обучения) — это неотъемлемая (процессуальная) часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить эффективно».

Читайте также:  Официальный сайт РПН РК gov ru и Rpn.gov.ru является официальным сайтом Росприроднадзора

Развитие той или иной творческой личности настолько индивидуально и настолько зависит от стечения жизненных обстоятельств, что трудно представить себе формализованное описание конкретных педагогических технологий, которые используются для трансформации личности. Тем не менее в науке постоянно предпринимаются попытки определить «педагогическую технологию» таким образом как систему или систематический метод. Например, ЮНЕСКО трактует «педагогические технологии как системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и воспитания с учетом технических и человеческих ресурсов, а также их взаимодействия, направленный на оптимизацию форм обучения» .

М. И. Махмутов раскрывает смысл понятия педагогической технологии: «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия учителя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели». В данном определении педагогической технологии обращается внимание на структуру взаимодействия учителя и учащихся — это определяет как способы воздействия на учащихся, так и результаты этого воздействия. Слова «жестко закодированные», кажется, освобождают учителя от необходимости думать: возьмите любую известную технологию и примените ее в своей работе. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. «Запрограммированный» означает, что перед применением той или иной технологии необходимо изучить все ее особенности. Выясните, на что она направлена, для чего используется, каким педагогическим понятиям она соответствует, какие задачи может помочь решить педагогу в определенных условиях.

Рассмотрим другие определения педагогических технологий:

Исходя из приведенных определений, мы получаем, что педагогическая технология-это продуманная модель совместной учебно-педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению образовательного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для студентов и преподавателей. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом.

Анализ отечественной научно-теоретической литературы (В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Д. В. Чернилевский) позволил сделать вывод о том, что педагогическая технология связана с системным подходом к образованию, охватывает все элементы педагогической системы: от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности . Эффективность дидактического процесса во многом определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения. Педагогические технологии следует рассматривать как системное и последовательное внедрение в практику заранее спроектированного учебного процесса, как систему способов и средств достижения целей управления этим процессом.

Мы, вслед за В. П. Беспалько, М. В. Клариным, Г. К. Селевко, Д. В. Под педагогической технологией мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях педагогического процесса.Педагогическая технология-это сложная интегративная система, включающая упорядоченную совокупность операций и действий, обеспечивающих педагогическое целеполагание, содержательный, информационно-предметный и процессуальный аспекты, направленные на усвоение систематизированных знаний., приобретение профессиональных навыков и формирование личностных качеств обучаемых определяются целями обучения. Поэтому технология обучения представляет собой системную категорию, ориентированную на дидактическое применение научных знаний, научных подходов к анализу и организации образовательного процесса с учетом эмпирических инноваций педагогов и направленность на достижение высоких результатов в профессиональной и общекультурной компетентности и личностном развитии обучающихся.

Концепция технологии обучения создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, что невозможно без системного подхода к организации учебного процесса, широкой компьютеризации, использования технических средств обучения, без современных методов обучения, особенно активных, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей требованиям современных технологий обучения. Таким образом, преподаватель вуза перестает быть лишь одним из основных источников информации, а, сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и создателем новых условий для успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Поскольку центральной фигурой в образовательном процессе является студент, то технологии обучения занимаются организацией оптимальных условий, способствующих процессу усвоения знаний, приобретения умений и развития навыков. Таким образом, технологии обучения становятся технологией творческой деятельности и способствуют достижению педагогического мастерства.

Классификация педагогических технологий.

Анализ теоретических подходов к понятию педагогической технологии с позиций деятельностного подхода позволяет выявить общие характеристики основных педагогических технологий, отличающие их от традиционной дидактики, и систематизировать их следующим образом:

Можно отметить, что все новые технологии обучения «рассчитаны» на способность обучающихся к самостоятельному обучению; но, подобно тому как традиционная дидактика не ставила перед собой задачу научить обучающихся учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения только конкретных учебных задач, так и технологии обучения сохраняют этот недостаток. Дидактическая сущность основных известных технологий обучения часто заключается в освоении не более одного-двух из вышеперечисленных параметров. В настоящее время существуют общедидактические технологии (около 50 по оценкам года). Селевко) отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и методов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на отдельных компонентах методической системы обучения. Выделим основные.

Итак, существует группа предметно-ориентированных технологий, построенных на основе дидактического совершенствования и реконструкции учебного материала (прежде всего в учебниках). В модульно-рейтинговой технологии (П. Яцявичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) основное внимание уделяется видам и структуре модульных программ (закрепление блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов знаний в циклы деятельности), рейтинговым шкалам оценки усвоения. Технологии «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (В. Библер, С. Курганов) — о реинжиниринге содержания образования в направлениях диалектического, культурологического и интеграционного.

Технология дифференцированного обучения (Н. Гузик, Я. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ней технологии группового обучения ориентированы на дифференциацию целеполагания обучения, группового обучения и его различных форм, обеспечивают специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся.

В технологиях развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности.

При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы развивающих технологий обучения, основанные на:

В эту группу также входят так называемые природоподобные технологии (обучение грамоте — А. Кушнир, саморазвитие-М. Монтессори): их основная идея заключается в том, чтобы опираться на присущие ребенку силы развития, которые могут не реализоваться, если нет подготовленной среды, и при создании этой среды необходимо учитывать прежде всего чувствительность-высшую чувствительность к определенным внешним явлениям.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого, особое внимание уделяется вариантам организации рабочих мест студентов и используемым в этом случае средствам обучения.

Педагогические технологии, основанные на личностной направленности образовательного процесса, включают технологию развивающего обучения, педагогику сотрудничества, технологию индивидуализации обучения (А. Границкая, В. Шадриков); основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схематических и символических моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Последние, используя языки программирования для представления информации, переводят ее на машинный язык.

Технология совершенствования учебных умений в начальной школе (В. Н.Зайцев) базируется на следующих положениях: основной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения является провал памяти; основой технологии развития учебных умений должна служить диагностика и самопроверка; должна быть преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Большинство так называемых альтернативных технологий-вальдорфская педагогика (Р. Штайнер), технология свободного труда (С. Френе), технология вероятностного образования (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев)-представляют собой альтернативу классовой организации учебного процесса. В этих технологиях используются педагогика отношений (а не требований), естественноподобный процесс обучения (отличающийся от урока как оформлением, так и расстановкой учебно-воспитательных акцентов), комплексное обучение, обучение без жестких программ и учебников, проектный метод и методы погружения, неоценочная творческая деятельность учащихся. К ним, по-видимому, можно отнести технологию интеграции различных школьных дисциплин, целью которой является создание более отчетливой единой картины мира и мировоззрения у учащихся в результате обучения.

Читайте также:  Лабораторная работа информационные технологии в филологии (курс "Информационные процессы" ) здесь. Читать далее Лабораторная практика по изучению иностранных языков

Технологии авторских (инновационных) школ строятся на оригинальных (авторских) идеях, которые, как правило, понятны из их названий. Это школа адаптивной педагогики (Е. Ямбург, Б. Бройде), школа самоопределения (А. Тубельский).

Практические педагоги в жизни требуют той части общей педагогики, которая называется прикладной и которая отвечает на вопросы: как, как лучше построить образовательный процесс, помочь личности в самоопределении, самореализации, самоуважении и самоактуализации. Эту составляющую общей педагогики учителя ученые также называют «педагогической технологией» или «педагогической техникой», которая понимается как форма организации поведения учителя в условиях урока и представляет собой комплекс профессиональных умений, в том числе актерских и режиссерских (по В. А. Ильев).

Среди технологических областей применения в образовательной сфере можно выделить:

В зависимости от психологических структур (И. Я. Лернер) выделяют и классифицируют следующие технологии: информационные (формирование знаний, умений, навыков — ЗУН); операционные (формирование способов мыслительных действий-СУД); эмоциональные, нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений — СЕН); технологии саморазвития (формирование механизмов саморазвития личности — СУМ); эвристические (развитие творческих способностей-РТС).

По характеру содержания образования технологии бывают: учебно-воспитательные, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические.

Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью студентов (В. П. Беспалько):

В рамках наиболее перспективных личностно-ориентированных технологий выделяются технологии сотрудничества (приверженность демократии, равенству, партнерству, субъект-субъектным отношениям); технологии свободного образования (ориентация на обеспечение ребенку свободы выбора, самостоятельности в его жизни).

Новые педагогические технологии, используемые в настоящее время в образовательных учреждениях, создаются на основе гуманизации и демократизации отношений (личностно-ориентированные технологии):

Подводя итог рассмотрению понятия «педагогическая технология», отметим, что специфика педагогической технологии заключается в том, что педагогический процесс, построенный на ее основе, должен гарантировать достижение поставленных целей. Второй характерной особенностью технологии является структурирование (алгоритмизация) процесса взаимодействия преподавателя и студентов.

Таким образом, «педагогическая технология»-это «педагогический феномен, ориентированный на возможность решения многих проблем, а главное-способный помочь в личностном совершенствовании педагога-воспитателя, формировании таких качеств, как толерантность, искренность, креативность» (Е. Ф. Широкова).

Структурными компонентами технологии обучения как системы являются:

Как и в любой деятельности, есть две отправные точки — ее задача и технология процесса:

Постановка дидактической задачи включает в себя:

Деятельность педагога по проектированию педагогической технологии, обеспечивающей решение дидактической задачи, заключается в выборе и разработке методов, форм и средств обучения, то есть в формировании инструментария дидактического процесса. Таким образом, в результате анализа дидактической задачи определяются адекватные методы, формы и средства обучения.

Анализируя эффективные исследования в области образовательных технологий, доктор педагогических наук В. В. Гузеев выделяет четыре основные идеи, вокруг которых они концентрируются:

Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе используются современные образовательные технологии, позволяющие повысить качество образования, более эффективно использовать учебное время и снизить долю репродуктивной активности студентов за счет сокращения времени, выделяемого на выполнение домашних заданий. Школа предлагает широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые используются в учебном процессе. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и представляют собой определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей, как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечение образовательных потребностей каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями.

В контексте реализации требований ООО «ФГОС» наиболее актуальными становятся технологии:

Информационно-коммуникационные технологии

Использование ИКТ способствует достижению главной цели модернизации образования — повышению качества образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентированной в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.

В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление — тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление — необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути — некоторая тавтология, синоним качественного мышления.

Проектная технология

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Цель технологии — стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале ХХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-х — 90-х годах, в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учениками, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

Технология проблемного обучения

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки: большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

Оцените статью
Добавить комментарий