- «бременские музыканты»: геннадий гладков
- «летучий корабль»: максим дунаевский
- «пес в сапогах»: крис кельми, павел смеян, борис оппенгейм
- «чебурашка»: владимир шаинский
- Silver agedaniil trifonovmariinsky orchestravalery gergievdeutsche grammophon
- The sound of horowitzscarlatti, schubert, schumann, scriabincolumbia
- А. н. скрябин. 120 лет1872–1992мелодия
- А. скрябинсонаты № 6, 8, 5, 10игорь жуковмелодия
- Гармония и тематизм
- Как композитор пишет музыку?
- Как стать композитором
- Как стать композитором и где искать работу?
- Кому подходит профессия
- Места работы
- Обязанности
- Обязательные и необязательные навыки игрового композитора
- Плюсы и минусы профессии композитора
- Плюсы и минусы музыкальных профессий
- Профессия «композитор». миф или реальность?
- Процесс создания саундтрека к игре
- Скрябин, немтин:предварительное действо. часть перваямелодия
- Специализация, карьера и перспективы
- Структура
- Тембр
- Требования к композитору
«бременские музыканты»: геннадий гладков
«Ничего на свете лучше нету…», из мультипликационного фильма Инессы Ковалевской «Бременские музыканты» (1969). Музыка Геннадия Гладкова. Слова Юрия Энтина. Исполняет Олег Анофриев
Режиссер Инесса Ковалевская сняла музыкальный мультфильм «По следам Бременских музыкантов» как вольную экранизацию сказки братьев Гримм. Она добавила в эту историю новых персонажей — Трубадура и Принцессу, которые и стали главными героями. Сценарий для мультфильма написали актер Василий Ливанов и поэт Юрий Энтин — он стал и автором всех песенных текстов.
Трубадура срисовали с фотографии в зарубежном модном журнале и с артиста балета Вячеслава Бакшеева, а прообразом принцессы, по одной из версий, стала жена Энтина. Прототипами разбойников послужили популярные киногерои Трус, Балбес и Бывалый, которых играли Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов.
Музыку к «Бременским музыкантам» написал композитор Геннадий Гладков — автор мелодий к фильмам «12 стульев», «Собака на сене», «Обыкновенное чудо», анимационных лент «Малыш и Карлсон», «Голубой щенок», «38 попугаев». На студии «Союзмультфильм» не было оборудования, которое позволяло бы записать все песни именно так, как задумал их композитор.
Поэтому мультипликаторы обратились за помощью к . Запись назначили на полночь: в другое время студия была занята. Героев должны были озвучивать популярные артисты того времени: солистка квартета «Аккорд» Зоя Харабадзе, актеры Олег Янковский, Зиновий Гердт, Олег Анофриев, Андрей Миронов.
Но в назначенный день в студию приехал один Анофриев: все остальные по разным причинам отказались. Тогда актер исполнил сам все партии, кроме двух: для роли Принцессы срочно вызвали однокурсницу Геннадия Гладкова Эльмиру Жерздеву, а Осла озвучил друг Юрия Энтина, поэт Анатолий Горохов.
«летучий корабль»: максим дунаевский
«Песня Водяного», из мультипликационного фильма Гарри Бардина «Летучий корабль» (1979). Музыка Максима Дунаевского. Слова Юрия Энтина. Исполняет Анатолий Папанов
В 1979 году вышел еще один популярный музыкальный мультфильм — «Летучий корабль». Режиссер Гарри Бардин снял его по мотивам одноименной русской сказки. Тексты к песням снова написал Юрий Энтин, а музыку создал композитор Максим Дунаевский, который к тому времени прославился мелодиями к фильму «Д’Артаньян и три мушкетера».
Юрий Энтин вспоминал, что сложнее всего было придумать песню Водяного. В сценарии ничего не говорилось о характере этого персонажа, режиссер же сказал: «Ты поэт, тебе и карты в руки». Чтобы создать текст, Юрию Энтину пришлось буквально вжиться в роль Водяного: он лег в ванну с водой, положил рядом ручку и бумагу и попытался представить себя сказочным существом.
Всего через десять минут после этого текст был готов. А с музыкой получилось сложнее: Энтин не меньше пяти раз просил Максима Дунаевского исправить ноты, пока не возникла именно та ария героя, которая вошла в мультфильм. Исполнил ее популярный советский актер Анатолий Папанов. А Юрий Энтин за время работы так полюбил образ Водяного, что установил статую этого персонажа на своей даче.
«Эх, жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото! Живу я как поганка, А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!»
Песня Водяного
«пес в сапогах»: крис кельми, павел смеян, борис оппенгейм
«Блюз Пса и Болонки», из мультипликационного фильма Ефима Гамбурга «Пес в сапогах» (1981). Музыка Криса Кельми, Павла Смеяна и Бориса Оппенгейма. Слова Михаила Либина. Исполняют Николай Караченцов и Ирина Муравьева
В 1981 году вышел мультфильм режиссера Ефима Гамбурга «Пес в сапогах». Это была пародия на музыкальный фильм «Д’Артаньян и три мушкетера», снятый по мотивам одноименного романа Александра Дюма. Героями рисованной ленты стали собаки короля и коты кардинала, беспородный пес с примесью благородной крови, любимая болонка королевы и другие животные. Озвучили их известные актеры: Николай Караченцов, Ирина Муравьева, Валентин Гафт, Василий Ливанов и другие.
Мелодии к мультфильму написали музыканты группы «Рок-Ателье»: Крис Кельми, Борис Оппенгейм и Павел Смеян. Они же и исполнили несколько композиций: «Песню кота кардинала», «Песню овечек», «Песню псов короля». Тексты к ним создал поэт Михаил Либин, который до этого написал сценарий мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» и песню из него «Человек собаке друг».
Но самой популярной мелодией из мультфильма «Пес в сапогах» стал «Блюз Пса и Болонки» — его исполнили Николай Караченцов и Ирина Муравьева:
«О, наконец настал тот час Когда я снова вижу Вас, Уже надеясь на взаимность. Я убедилась, Вы не трус, Вы так устали — Это минус, Но я люблю Вас — Это плюс!»
«чебурашка»: владимир шаинский
https://www.youtube.com/watch?v=FkmWxOfsPuE
«Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», из мультипликационного фильма Романа Качанова «Чебурашка» (1971). Музыка Владимира Шаинского. Слова Александра Тимофеевского. Исполняет Владимир Ферапонтов
В 1966 году вышла книга Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Имя своего героя автор придумал на основе глагола «чебурахнуться»: согласно словарю Владимира Даля, он означал «упасть, растянуться, грохнуться». Но слово «чебурашка» встречалось в разных российских диалектах и в другом значении: так называли игрушку-неваляшку, которая всегда становилась вертикально, как бы ее ни бросали.
Сказка попала в руки режиссера кукольной анимации Романа Качанова — он как раз искал сюжет для новой ленты. Работа над сценарием началась в 1968 году: Успенский и Качанов создавали его вместе. А уже через год кукольный мультфильм «Крокодил Гена» вышел на экраны и стал популярным.
Музыку к мультфильму «Крокодил Гена» написал композитор Михаил Зив. А для работы над следующими сериями тетралогии Роман Качанов пригласил Владимира Шаинского. По замыслу режиссера, мультфильм «Чебурашка» должен был начинаться с незамысловатой песенки, которую исполняет на улице крокодил Гена.
Именно эту мелодию Шаинский должен был сочинить в первую очередь, хотя к ней еще даже не было текста. Композитор предложил Качанову несколько вариантов, но все они показались тому слишком «мудреными». Тогда Шаинский начал наигрывать на рояле одним пальцем несложный мотив, который в итоге и одобрили.
Текст для песенки написал редактор студии «Союзмультфильм» Александр Тимофеевский. Его кандидатуру предложил Эдуард Успенский. Стихи тоже утвердили не с первого раза: сначала они получились настолько грустными, что Владимир Шаинский отказался с ними работать.
Наконец со второй попытки Тимофеевский написал текст для песенки «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». После выхода мультфильма она быстро стала популярной. В 1972 году на фестивале «Песня года» ее исполнил солист большого детского хора Сережа Парамонов.
«Пусть бегут неуклюже Пешеходы по лужам, А вода по асфальту рекой. И неясно прохожим В этот день непогожий, Почему я веселый такой. А я играю на гармошке У прохожих на виду. К сожаленью, день рожденья Только раз в году»
Песенка крокодила Гены
Silver agedaniil trifonovmariinsky orchestravalery gergievdeutsche grammophon
Релиз Даниила Трифонова Silver Age («Серебряный век») на лейбле Deutsche Grammophon посвящен музыке композиторов этой эпохи: Стравинского, Прокофьева и Скрябина. Творчество последнего представлено Концертом для фортепиано с оркестром ор. 20, и в определенном аспекте именно эта запись – главная удача диска.
Трифонов, в начале своего творческого пути позиционировавший себя в большей степени как виртуоз-«технократ», затем стал искать свой путь и в других ипостасях. В концерте Скрябина он отходит от привычной трактовки в духе Шопена, воплощая болезненный, изломанный нерв этой музыки, отражающий самоощущение эпохи декаданса, ранимость и роковую ее хрупкость.
The sound of horowitzscarlatti, schubert, schumann, scriabincolumbia
Владимир Горовиц в детстве лично встречался со Скрябиным: киевский вундеркинд в 1914 году играл для композитора и был удостоен похвального отзыва. Сложно судить о влиянии этого мимолетного опыта на дальнейшую карьеру легендарного музыканта, но бесспорным остается феноменальное сочетание безупречного мастерства и яркого эмоционального переживания в его интерпретациях сочинений композитора.
На виниловом диске (впоследствии выпущен в духе «репринтного издания» и на CD Sony Classical) Скрябину отведено немного места, но особенно значима запись знаменитого Этюда ре-диез минор ор. 8 № 12. Горовиц, как никто другой, раскрывает темный эротизм музыки композитора, он выстраивает это сочинение как путь к кульминации с нарастанием чувственного напряжения, а после высшей точки – несколько финальных всплесков, завершающихся отсекающим ударом последнего аккорда.
А. н. скрябин. 120 лет1872–1992мелодия
Творческая зрелость Скрябина пришлась на эпоху зарождения звукозаписи, благодаря чему мы, счастливые потомки, можем услышать авторскую интерпретацию как звучащий уртекст. Сет из двух виниловых пластинок, выпущенный фирмой «Мелодия» к юбилею композитора в 1992 году, включает в себя записи собственных миниатюр, сделанные на перфоленту аппарата Welte-Mignon в январе 1910 года.
Можно спорить об адекватности передачи деталей исполнения на этом типе носителя, но несомненными остаются потрясающее, завораживающее rubato в духе пианистов «старой школы» и бесконечное музыкальное дыхание, уносящее нас в космическое пространство. Релиз удачно дополняется записями Софроницкого, Генриха Нейгауза, Горовица, Гольденвейзера и Фейнберга.
Особое внимание стоит уделить интерпретациям Прокофьева и Рахманинова – два гениальных композитора, представив в качестве пианистов сочинения своего современника, парадоксально раскрывают в них параллели с собственным творчеством; тем самым опровергается постулат о герметичной замкнутости скрябинского мира, бытующий до сих пор среди любителей.
А. скрябинсонаты № 6, 8, 5, 10игорь жуковмелодия
Записи Игоря Жукова в последние годы оказались будто бы вне музыкального мейнстрима, но в этом есть своя закономерность: аристократическая природа его искусства, благородство интерпретации всегда заслуживают высочайшей оценки профессионалов; широкой публике ближе экстравертные, более прямолинейные исполнители.
https://www.youtube.com/watch?v=C5m_ndVdA_s
Тем не менее в истории он останется первым отечественным музыкантом, записавшим полный цикл сонат Скрябина. Интерпретация каждой из них заслуживает высокой оценки, но особенно сильное впечатление на автора этих строк производит Восьмая соната – одно из сложнейших фортепианных сочинений композитора и, по его высказываниям, одно из самых трагических.
Гармония и тематизм
Музыка первого акта тематически очень цельная. Я уже упоминала о мотивах гитарной песни в теме лагеря. В геймплейной музыке мы находим те же мотивы и интонации. “Визитной карточкой” первого акта становится использование уменьшённого септаккорда, увеличенного трезвучия и вообще доминантовой гармонии в целом.
В качестве демонстрации приёма в теме лагеря приведу замечательный кавер для 12-струнной гитары, который сделал Jonas Levfert. На метке 1:08 можно отчётливо услышать и увидеть восходящее движение по уменьшённому септаккорду.
Эти гармонии в музыке показаны довольно часто, как и модуляции через них. В каждой композиции тоника постоянно от нас ускользает, меняется. Если составить тональный план геймплейной музыки первого акта, то обнаружить там одну главную тональность представляется сложным делом.
Из средств лада основой здесь можно отметить гармонический минор.
Музыка второго акта опирается на восточные лады: дважды гармонические гаммы и “доминантовый лад”.
Третий акт также опирается на ладовую экзотику, но гармония больше диссонантная, размытая до эмбиенса. Ведущая роль отведена ударным и басу.
Музыка четвёртого акта изобилует диссонантными хоровыми кластерами. По сюжету это место — оплот рая в аду, существующий под постоянно сдерживаемым натиском тёмных сил. Хор использован как связь со всем светлым и божественным, а сложная и диссонантная гармония работает как символ преодоления и борьбы.
Все эти ключевые знаки в музыке дополнены эмбиенсными элементами и пластами, создающими многоплановое звучание.
У профессионального композитора подобные связи и мотивации выбора значительной частью проходят на подсознании, из опыта, если до этого все необходимые референсы были изучены и выслушаны. Разумеется, это не исключает целенаправленного изучения и творческого поиска.
Как композитор пишет музыку?
Многие считают, что музыка рождается в голове композитора буквально по щелчку пальцев или по внезапному приливу вдохновения. Конечно, было бы прекрасно, будь это правдой. На самом деле профессиональные композиторы лавируют в своих познаниях по музыкальной теории и легко могут написать музыку для фильма ужасов, мелодрамы или для поп-певицы, используя определенные правила и законы в музыке, причем сделать это намеренно сконцентрировавшись – а не ожидая вдохновения.
Всё же иногда музыка рождается в голове, но, опять же, ее фундамент заключается в огромном количестве знаний в голове у композитора. Большой опыт в музыке позволяет «слышать» музыку, глядя на ноты на бумаге. И чаще всего в голове рождаются некоторые мелодии, которые дальше обогащаются аранжировкой именно благодаря знаниям и опыту.
Плюсы профессии:
- Возможность много зарабатывать, в том числе пассивно (процент с авторских прав);
- Можно стать известным, обрести поклонников;
- Творческая и интересная работа;
- Вы будете создавать композиции, которые могут войти в историю.
Минусы профессии:
- Субъективность оценки произведений;
- Высокая конкуренция;
- Без связей тяжело пробиться к «верхушке»;
- Необходим огромный багаж знаний и собственный стиль.
Как стать композитором
Есть люди, одарённые от природы, которые могут становиться композиторами без специального образования, овладевая музыкальной грамотой самостоятельно. В истории можно отыскать множество тому примеров. Также композиторству можно обучиться в музыкальной школе, училище, консерватории, высшем учебном заведении.
Чтобы овладеть профессией, необходимо поступить на одну из перечисленных специальностей:
- искусство концертного исполнительства;
- композиция;
- музыкально-инструментальное искусство;
- музыкальное искусство эстрады;
- музыкознание и музыкально-прикладное искусство.
Такие специальности открыты в следующих вузах:
- Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова;
- Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского;
- Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке;
- Российская государственная специализированная академия искусств;
- Российская академия музыки им. Гнесиных;
- Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского;
- Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова;
- Уфимский государственный институт им. З. Исмагилова;
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова;
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры;
- Институт современного искусства.
Для желающих писать музыку к кинофильмам в Московской школе кино открыта специальность «Композитор в кино».
Как стать композитором и где искать работу?
Либо вы гениальный самоучка, либо отправляетесь учиться в консерваторию – на худой конец в хорошую музыкальную школу. В обоих случаях вам необходимо изучить сольфеджио, гармонию, хоровое письмо и многие другие специализированные дисциплины. Не чурайтесь их – они полезны и обязательно вам пригодятся.
Работу легко можно найти на самых популярных сервисах по поиску вакансий (но приготовьтесь быть усердным и терпеливым) либо уйти на биржи фриланса (в том числе и зарубежные), начать писать музыку на аудио-стоки (audiojungle.net) либо пытаться самостоятельно рассылать своё портфолио по различным музыкальным сообществам, продюсерским центрам и музыкальным студиям.
А теперь, как мы и обещали, подборка современных композиторов. Послушайте их композиции, прочувствуйте стиль: всегда лучше один раз услышать.
Кому подходит профессия
Безусловно, профессия подходит лишь творческим амбициозным людям, которые обладают музыкальным слухом, эстетическим вкусом и испытывают огромную любовь к творчеству, искусству и музыке, желают самовыражаться. Перед тем как выбрать данную профессию, человеку следует оценить её плюсы и минусы.
К преимуществам нужно отнести:
- возможность стать популярным и знаменитым;
- создать круг общения из интеллигентных творческих людей;
- получать высокие доходы при известности и популярности;
- свободный график работы.
Среди минусов:
- нестабильный доход;
- сложность добиться признания, заявить о себе и своём таланте;
- опасность остаться невостребованным;
- зависимость от желания и вкуса заказчиков.
Важно! Считается, что успех композитора на 1% зависит от таланта, а на 99% — от работоспособности, поэтому данная профессия не подойдёт ленивым, пассивным, чересчур самоуверенным в себе людям, с отсутствием критического мышления и способности спокойно воспринимать критику своих произведений.
Места работы
Композитор может работать в музыкальной профессиональной либо домашней студии, консерватории, филармонии. Также он может заниматься преподавательской деятельностью и обучать музыке в вузах, колледжах, музыкальных школах и школах искусств. Композитор может организовывать и проводить фестивали, конкурсы, авторские вечера, юбилейные мероприятия.
Обязанности
Композитор в переводе с латинского языка означает составитель. Это человек, который сочиняет музыкальные произведения. Данная профессия предполагает наличие природного дара к сочинительству, отличного музыкального слуха, врождённого чувства ритма.
Она требует изучения техники композиции, музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин, знаний в области академической музыки, нотной грамоты. Сочинитель музыкального произведения должен ориентироваться в музыкальных стилях и применять их в своей работе.
В обязанности композитора входят:
- сочинение музыкального сопровождения для кинофильмов, театральных постановок, концертов, исполнителей, групп в различных формах, жанрах, стилях на свободные либо заданные темы;
- создание собственных интерпретаций, аранжировок музыкальных произведений разных стилей и жанров;
- работа в студии со звукозаписывающей аппаратурой;
- формирование репертуара для артистов, творческих коллективов;
- осуществление монтажа и редактирования звукозаписи.
Он должен обладать следующими навыками и качествами:
- музыкальным слухом;
- умением играть на одном либо нескольких музыкальных инструментах;
- высокой работоспособностью;
- творческим потенциалом;
- воображением;
- любовью к искусству;
- умением работать со звукозаписывающей техникой;
- умением работать с цифровыми аудиотехнологиями;
- владением оркестровкой.
Знаете ли вы? Согласно официальной версии, великий композитор Пётр Чайковский умер от одного стакана воды. Абсолютно здоровым он зашёл вечером 20 октября 1893 года в ресторан и выпил там воды, которая оказалась некипячёной. Спустя 5 дней он скончался от стремительно развившейся холеры.
Обязательные и необязательные навыки игрового композитора
Основное значение слова compose — составлять. В этом смысле музыкальная композиция — это составление и сопоставление музыкального материала, придание ему конкретной структуры, формы. То, что именно композитор умеет делать с материалом и его структурой — называется композиторской техникой. Техника представлена комплексом навыков, которые в большой степени опираются на архитектурное мышление.
https://www.youtube.com/watch?v=
Николай Суетин, без названия, 1922-1924
Другая сторона “композиторства” — творчество. Композитор создаёт музыкальную идею, развивает её, следуя своему вкусу и опыту. Здесь наиболее важным для профессионала является навык творческого отбора — умение отмечать годные идеи и расставаться с сомнительными. В такой работе автор ориентируется на понятия вкуса, жанра, информативности и в целом на чувство уместности.
Техника и творчество существуют во взаимопроникновении, а питанием для них служат опыт восприятия, опыт направленного изучения музыки и, конечно же, опыт создания музыки.
Слушая музыку в кино, играх, либо отдельно, мы учимся понимать, какие приёмы заставляют нас переживать определённые чувства и эмоции. А главное — в какой связи находятся музыкальные средства с другими составляющими фильма или игры: с сюжетом, движением, цветом, темпом, сеттингом и т.д.
Зачастую, чтобы почувствовать важные для геймплейной музыки предпосылки, нужно играть. Обратная связь — это суть игр, которую сложно понять по видео или рассказам. Её важно ощутить собственными нейронами. Так мы учимся чувствовать исходный внемузыкальный импульс, на который опирается музыка в играх.
На интерпретацию таких импульсов влияет наш собственный кругозор — знания в областях, не связанных с музыкой напрямую. При развитии подобной чуткости у автора — вообще любой материал может послужить предпосылкой к появлению оригинальной музыкальной мысли — будь то литература и графика, или математика и сведения из психологии.
Давайте попробуем определить, что нужно делать с такими импульсами и что является основой профессии для игрового композитора.
Плюсы и минусы профессии композитора
Плюсы:
- Возможность творческой самореализации.
- Достаточно большой доход при наличии известности и регулярных заказов.
- Возможность пассивного дохода (часто композитор получает процент с каждого публичного исполнения своего произведения).
- Свободный график работы.
- Общение с творческими людьми.
- Известность, наличие поклонников.
Краткое описание профессии композитор может быть таким: это творческая, не рутинная работа с широкими возможностями для самовыражения.
Минусы:
- Сложный вход в профессию. Чтобы выйти на хороший уровень дохода, необходимо добиться известности и признания.
- Нерегулярный доход. Часто композиторы вынуждены искать дополнительный источник дохода, многие преподают в музыкальных школах или консерваториях.
- Субъективная оценка результатов работы.
Плюсы и минусы музыкальных профессий
К преимуществам относится:
- Возможность проявить себя творчески. Особенно, если есть задатки к сочинительству или врожденный артистизм.
- Гастроли, переезды, выступления и участие в интересных мероприятиях.
- Владение навыком, который всегда востребован. Если не складывается творческая карьера, можно найти себя в преподавании.
- Большое разнообразие вариантов развития творческой судьбы. Сфера искусства дает широкие возможности для самореализации. Имея талант и развитый навык, при должном упорстве и трудолюбии есть все шансы достичь успеха в наиболее интересной сфере.
Профессия «композитор». миф или реальность?
29.04.2021
В конце марта, в День работника культуры, президент РФ Владимир Путин встретился с представителями этого цеха. В их числе были лауреаты премий президента молодым деятелям культуры и премий в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества за 2022–2020 годы. Один из них – 34-летний композитор из Казани Эльмир Низамов – посетовал на отсутствие в России юридически закрепленной профессии «композитор» и системной поддержки творческих людей, пишущих музыку.
Мы попытались разобраться, есть ли проблема в отсутствии законодательной базы, какова история вопроса и какого рода поддержка требуется композиторам. По мнению историка-музыковеда Яны Ферран, «закрепление социального статуса профессии “композитор” в России началось в середине XIX века, что связано с оформлением новых культурных институтов, образовавших социальную структуру, частью которой стал институт композиторства». В своей диссертации, посвященной как раз этой теме, Я. Ферран предлагает считать основными показателями формирования официального признания «экономический фактор – гарантии материального вознаграждения и юридический фактор – закрепление статуса профессии в общегосударственных документах». По ее мнению, театрально-концертные и издательские институции запустили процесс социального конструирования (формирования) профессии «композитор», окончательное же конституирование (юридическое закрепление, кодификация) композитора-профессионала произошло благодаря правовой системе – утверждению законов, охраняющих его права. И еще: «В процессе формирования композиторской профессии как социального института имеет значение еще одно обстоятельство – запросы общества, олицетворенного слушательской аудиторией, причем широкой аудиторией, на материальное поступление от которой способен существовать композитор (фактор социальной востребованности)». Интересно, что, по мнению исследователя, «образовательный фактор (наличие обязательного консерваторского образования, получение системы теоретических знаний) для конституирования композиторской профессии не сыграл определяющей роли. Композиторы, которые не прошли через консерваторию, могли быть включены в процесс конструирования, но не конституирования профессии. Образование конституировало профессию музыканта, но не композитора».
Таким образом, до революции 1917 года главным определяющим фактором статуса профессии «композитор» стали взаимоотношения автора с издательскими и концертно-театральными организациями. Изменилась ли ситуация в наши дни? Какого рода система господдержки может быть наиболее эффективной? Чтобы представить срез мнений, редакция обратилась к представителям разных институций, чьи высказывания публикуем ниже.
Александр Рыжинский,
ректор РАМ имени Гнесиных
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «композитор» был, есть и, надеюсь, будет. Сейчас он называется 53.05.06 «Композиция». По окончании присваивается квалификация «Композитор. Преподаватель». Выпускники преподают теоретические дисциплины в ДШИ, теоретические дисциплины и элективные модули по композиции в СПО и профдисциплины по композиции в вузах. Вопрос в том, для чего заносить эту профессию в основные справочники. Они существуют для работодателей – для приема на работу: случаи, когда композитора принимают в штат именно как композитора, для регулярного сочинения музыки, мне, по крайней мере, за последние годы не известны. Формально такой код профессии можно запустить, и даже предварительная работа Федеральным УМО была проведена: мы представили проект внесения изменения в Единый квалификационный справочник (ЕКС), где должна была появиться должность «композитор». И там есть как требования к образованию, так и сформулированный круг основных обязанностей, на основе чего потом и составляются должностные инструкции. Руководители организаций при их составлении руководствуются либо ЕКС, либо профессиональным стандартом, которого сейчас не существует. Почему? По моему мнению, абсурдна сама его идея. Это масштабный документ, где описываются основные трудовые функции, действия, а для кого он нужен? Если запись в ЕКС – это два-три абзаца, то профессиональный стандарт – это текст на 70–80 страниц, никому изначально не нужный, который будет создаваться с единственной целью – чтобы был.
Да, мы выпускаем композиторов, зная, что никакой должности по прямой специальности не существует. Но есть много примеров, когда ведущие солисты филармонии представляют собой ИП, композитор, по сути, тоже может создать ИП, может заключать договоры на конкретные проекты.
Если речь идет о преференциях и господдержке композиторов, то через ОКВЭД и создание строки в ЕКС проблему не решить. Такая же ситуация у писателей – такой профессии нет. А вот профессия «музыковед» есть, к примеру, в штатном расписании филармоний – можно брать человека на эту должность.
Если мы обсуждаем поддержку современных композиторов, то, что касается грантовой системы, минус в том, что если человек хорошо пишет музыку, но плохо оформляет документы, то грант он не получит. Возможно, стоит создавать особую систему финансирования филармоний, дотационную, чтобы они больше исполняли музыки современных отечественных композиторов. Чтобы филармония искала такого автора, который интересен и дирижерам или камерным исполнителям, и публике. Понятно, что тут творческий процесс – в приказном порядке «назначать» персону для исполнения нельзя. Мне кажется, это был бы один из оптимальных выходов, чтобы филармония, оркестр или даже театр выступали как заказчик.
Композиторам я бы посоветовал учитывать современные реалии. Если композитор выбирает этот путь, то ему надо иметь компетенции и навыки сегодняшнего дня, учиться работать с электроникой, понимать запросы индустрии, например, игрового контента. Кино, телевидение также нуждаются в адекватных композиторах, но не каждый готов войти в этот процесс: тут нужна дисциплина, понимание тайминга, ощущение диалога с «картинкой» – специфика, которая у нас мало изучается. Как ректор скажу: необходим гибкий баланс между традицией и новациями – это как раз составляет главную цель любого учебного заведения, которое думает о своем будущем. Сейчас в Академии имени Гнесиных внутри направления подготовки бакалавриата и магистратуры «Музыкознание» и «Музыкально-прикладное искусство» есть профиль «Компьютерная музыка и аранжировка», выпускники которой получают квалификацию «Аранжировщик. Преподаватель». Я вижу тут большое поле для дальнейших действий и маневров. Ведь и внутри компьютерной музыки существует масса ответвлений: саундпродюсирование, киномузыка, софт, игровой интернет… Необходимо уметь говорить на одном языке с нынешним поколением.
Эльмир Низамов,
композитор
Долгие годы в нашей стране осуществлялась целевая поддержка композиторов, они были музыкальной элитой. Если оценить советский или западноевропейский опыт, то мы увидим, что сегодня в России профессия композитора находится на грани выживания. Академическую композицию воспринимают сегодня как хобби, это стало нормой. Всего, что было раньше, мы полностью не вернем. На мой взгляд, мы должны взять только самое лучшее из того, что было в нашей стране, и что сегодня есть на Западе. Полностью копировать европейскую систему мы не можем, ведь у нас своя среда. Но что-то позаимствовать, думаю, стоит. Мне кажется, нужно сделать обычной практикой исполнение современных партитур в концертных программах. Неплохо было бы, если, к примеру, на концерте сочинений Бетховена во втором отделении прозвучала бы современная партитура. А желательно еще, чтобы она была оплачена. Сейчас большая часть музыки композиторов исполняется совершенно бесплатно. Мы радуемся тому, что с нас хотя бы не берут деньги за исполнение!
Важную роль в популяризации творчества играет медийное пространство. Я не помню, чтобы на телеканалах и радио звучала современная музыка… У нас есть стереотип, что это что-то ужасное. А на самом деле она очень разная – есть благозвучные минимализм, неоромантизм, да чего только нет, но даже они не звучат! Про сложную авангардную музыку я вообще молчу. Складывается такое ощущение, что нет ничего.
У западного музыкального сообщества отличная работа издательств, которые не просто печатают и продают ноты, но действуют как правообладатель, занимаются популяризацией музыки автора. Издательство заинтересовано в том, чтобы произведения доходили до оркестров, до музыкантов. Оно с этого имеет прибыль. На Западе у композиторов есть менеджеры, которые их продвигают, наводят мосты с театрами, с коллективами, с другими странами.
Мы недавно вместе с директором СК РФ Кариной Абрамян были в Администрации Президента. Союз разработал схему, выдвинул свои предложения. В администрации есть свои коррективы, сейчас это все на обсуждении. Постепенно будет выработана стратегия, и это уже будет доложено президенту. Я верю, что дело сдвинулось. Как минимум я знаю, что уже даже принято решение легализовать профессии писателя, художника и композитора. На сегодняшний день в России нельзя выйти на пенсию как композитор или писатель, это вроде как твое хобби.
Карина Абрамян,
генеральный директор Союза композиторов России
Вопрос о необходимости внесения профессии «композитор» в реестр профессий несколько лет обсуждается на Совете Союза композиторов России. Внутри сообщества мнения об этой инициативе разнятся: я много консультировалась и с композиторами, и с представителями органов власти, и итогом всех этих консультаций может быть фраза из «Алисы в Стране чудес»: «Ясно, что ничего не ясно».
У меня возникает один вопрос: это психологическая потребность в статусе, или в этом есть реальная необходимость (если второе, то Союз готов положить все силы на алтарь победы)? Это может быть, например, получение льгот, надбавка к пенсии, ранний выход на пенсию, социальные гарантии.
Мы знаем, что для того, чтобы профессия появилась в реестре, необходимо разрабатывать профессиональные стандарты, и непонятно, как это сделать, чтобы не навредить. Не стоит забывать, что в СССР членство в Союзе давало статус, учитывалось в трудовом стаже, получение дополнительной жилплощади в 20 м2, отдых в домах творчества и еще множество благ, только члены Союза могли получить творческий заказ от государства и т. п.
Странно было бы рассчитывать, что введение в реестр новой профессии решит все проблемы индустрии. Гораздо важнее для нас сейчас выстроить систему поддержки творческих людей на постоянной основе.
Александр Чайковский,
почетный председатель Совета Союза композиторов,
заведующий кафедрой композиции Московской консерватории
В СССР члены Союза композиторов пользовались привилегиями и вниманием государства. Если, к примеру, ты жил с семьей из трех человек на 20 метрах, при положенных 9 метрах на душу, то как член творческого союза мог претендовать на дополнительные 20 метров, за которые можно было не платить как за излишки. Квартира – это твое рабочее место, и композитор должен был иметь возможность разместить свой рабочий инвентарь – рояль, письменный стол. Люди, имевшие статус члена Союза композиторов, не считались тунеядцами, их не преследовали как безработных. Это, кажется, было даже прописано в Трудовом кодексе. Поэтому со своих гонораров композитор платил обычный подоходный налог, его не приравнивали к надомникам – портным, врачам, репетиторам, которые вынуждены были отчислять государству большие суммы с прибыли.
Существовали также закупочные комиссии во всех министерствах культуры союзных республик, в Минкультуре СССР и РСФСР, плюс к этому были закупочные комиссии на Центральном телевидении, в музыкальных издательствах, а также закупочная комиссия для молодых композиторов при Союзе композиторов СССР, и аналогичные – в республиканских СКР.
Я был членом закупочной комиссии Минкультуры РСФСР – самой большой по бюджету, потому что туда входили московские и ленинградские композиторы, которых было большинство. Мы собирались дважды в год – в Москве, в Министерстве культуры, а потом было выездное заседание – наша группа выезжала в Ленинград и там заседала 2–3 дня. Что касается тарификации, то в каждом жанре было по четыре или пять градаций. В категории «Струнный квартет» – по самой высокой ставке платили 1500 рублей, потом шли ставки 1200 рублей, 800 и 400. По симфонии высшая категория – 4000 рублей, это тогда считалось очень хорошими деньгами, почти эквивалентно стоимости машины «Жигули». А самая низшая ставка – около 1000 рублей. За оперу – максимально могли заплатить 12 000 рублей. Но, как правило, такую сумму определяли мэтрам, народным артистам. При этом композитор должен был предоставить гарантийное письмо от театра, что эту оперу собираются ставить. Театр тогда не платил сам гонорар автору, но подписывал договор, на основании которого Министерство культуры выплачивало аванс и так далее. Если композитор не завершал оперу в срок, то писались письма, что просим пролонгировать и т. п. Но постановка в театре должна была быть обязательно, потому что в противном случае театр сильно наказывали, могли быть серьезные санкции вплоть до сокращения финансирования на следующий год. Я помню, что за свою первую оперу, «Дедушка смеется», я получил 6000 рублей – это была третья категория, но это все равно были огромные деньги, на них можно было жить и работать три года!
Когда Министерство покупало сочинения камерных жанров – сонаты, квартеты, романсы, – оно рассылало списки закупленных сочинений по филармониям. Списки носили информационно-рекомендательный характер: заставить играть то или иное произведение Министерство, конечно, не могло – все было довольно демократично. Но к праздничным или юбилейным датам могли специально попросить обратить внимание и исполнить какую-то конкретную партитуру из списка. Чтобы отчитаться перед ЦК или партийными органами, что вот композитор сочинил опус ко Дню Победы или дню рождения Ленина, и он прозвучал.
Из личного примера: еще в студенческие годы я написал французские песни-баллады, и Валерий Кикта посоветовал пойти на Всесоюзное радио. Там проходила своя закупочная комиссия, и у меня три романса купили, записали и транслировали по радио. Я за каждый романс получил по 80 рублей – это сравнимо с базовой зарплатой какого-нибудь молодого актера или балерины, пришедших в театр после вуза. Так что я мог жить безбедно три месяца.
Говорить о возрождении системы господдержки нужно – это правильная история. Да, в каком-то смысле в СССР процветала благотворительность: художнику платили за то, что он есть. Теперь же стоило бы объединить функции государственной закупочной комиссии с тем, что тогда государство не делало, – с пропагандой и непреложными обязательствами филармоний сыграть новую музыку. Это могло бы проходить на базе издательства, которому бы выделяли бюджет на такие закупки. Каким образом? Купили произведение, заплатили автору, и торгуйте дальше нотным материалом, продвигайте сочинения и имейте с авторских свой процент. Может быть, это надо делать издательству совместно с РАО – так, как происходит на Западе. Конечно, есть более востребованные композиторы, которых хотят играть все, и их стоит активнее продвигать, но это уже вопрос маркетинговой политики. И обязательно нужно создать программу поддержки молодых композиторов: пусть по скромной шкале, но приобретать их сочинения, чтобы начинающий автор мог что-то заработать и почувствовать себя востребованным, иметь перспективу для творчества.
Николай Шатский,
заместитель генерального директора Союза композиторов России по юридическим вопросам
В советское время не было профессии «композитор» – об этом нам говорит ее отсутствие в тарифно-квалификационных справочниках, которые появились в 1930-е годы; она не появилась и в последующих редакциях этих справочников (1959, 1969, 1986). Государственная поддержка была тогда выражена не в формальном признании существования профессии, а в создании условий для творчества, их регламентировали нормативно-правовые акты. Назову некоторые из них. Одним из первых подобных актов, изданных в СССР, было Постановление Совета народных комиссаров СССР от 2 октября 1933 года «Об улучшении жилищных условий советских композиторов». Позже для содействия творческой деятельности советских композиторов и музыковедов, а также для улучшения их материально-бытового положения при Союзе советских композиторов СССР был образован Музыкальный фонд (Постановление № 1511 Совета народных комиссаров СССР от 20 сентября 1939 года). Источниками доходов Фонда были отчисления от авторских гонораров, от сборов со зрелищных мероприятий, вступительные и членские взносы, доходы от предприятий и имущества, принадлежащие Фонду (п. 2 Постановления).
В 1957 году были утверждены ставки авторского вознаграждения за драматические, музыкальные и музыкально-драматические произведения, заказываемые для публичного исполнения. Тогда же было издано Постановление Совета министров СССР о пенсионном обеспечении композиторов и членов их семей. Кроме того, в период с 1945 по 1980 год за Музыкальным фондом Союза ССР были закреплены земли для создания Домов творчества композиторов (Сортавала, Руза, Иваново).
Думается, что и сейчас для композиторов нужна системная поддержка, а не строчка в таблице Министерства труда.
Автор текста Евгения Кривицкая
Источник
Процесс создания саундтрека к игре
- Определение технической задачи. Какие ситуации требуют разной музыкальной поддержки? Как именно музыка будет сменять друг друга? Каким должен быть рендер музыки (стемы, части, стингеры, петли, либо цельные треки)?
- Определение творческой задачи. Как именно должна звучать музыка в определённых ситуациях игры? Какое настроение задавать? На какие образы или импульсы опираться?
- Создание музыки от написания партитуры до производства законченного саундтрека.
Перед нами 3 задачи. Нет правила выполнять всё это в одиночку. Эти задачи могут быть поделены между геймдизайнером, супервайзером, ведущим композитором, звукорежиссёром, просто композитором и ещё какими-то нужными людьми. Создатель музыки, в свою очередь, тоже может делить производство на нужное ему количество ступеней и участников.
Главная разница между игровым и неигровым композитором в следующем: игровой композитор создаёт музыку в соответствии с технической (1) и творческой (2) задачами. В противном случае мы имеем дело с просто композитором и просто музыкой. Именно так в игры попадает лицензированный контент.
Таким образом, профессиональную ориентированность автора определяет его способность работать в рамках поставленных задач, а не только способность генерировать контент как таковой. Набор требуемых от композитора дополнительных опций зависит от команды, типа проекта и бюджета.
Говоря о композиторских средствах выполнения задач, важно понимать, что композиция в музыке к играм представлена как минимум двумя уровнями. Первый относится к системе смены музыки внутри игры (высшей структуре), второй — к элементам самой музыки (мотивы, инструменты, такты и т.д.).
Скрябин, немтин:предварительное действо. часть перваямелодия
Последние годы жизни Скрябин был поглощен идеей Мистерии как произведения, завершающего земную историю человечества, но на нотной бумаге осталось лишь несколько разрозненных набросков. Александр Немтин, в начале 1970-х углубленно изучавший как эти фрагменты, так и поздний стиль композитора в целом, предпринял попытку воссоздания «Предварительного действа» Мистерии. Получившееся сочинение уникально – это, безусловно, авторская работа, стилистически, однако, полностью основанная на скрябинском музыкальном языке. Сохранившаяся запись 1973 года, осуществленная АСО Московской филармонии под управлением Кирилла Кондрашина, была выпущена «Мелодией» в XXI веке уже в виде цифрового релиза. Дело, достойное философии композитора: сочинение всей его жизни словно отринуло «плоть» аудионосителей, существуя в бесконечном пространстве Всемирной сети лишь в виде электронных зарядов.
Специализация, карьера и перспективы
Композитор может выбрать себе какую-либо специализацию, например, написание музыки для кино, сериалов, театра, программ в СМИ, шоу, рекламных роликов, компьютерных игр, сольных исполнителей, рок-групп, джазовых коллективов и т. п.
Чтобы построить карьеру композитора, одного таланта иногда бывает мало. Нужны знакомства, знание законов шоу-бизнеса, постоянное налаживание новых контактов.
Чтобы хорошо зарабатывать, необходимо сделать себе имя, стать популярным, связать свою судьбу с каким-либо талантливым музыкантом, вокалистом, группой, режиссёром. В таком случае композитор может получать процент от каждого публичного исполнения своего произведения.
Если специалист изберёт преподавательскую деятельность, то он может дорасти до руководителя учреждения, студии художественного творчества. Также композитор может руководить собственным творческим, музыкально-исполнительским коллективом.
Знаете ли вы?
Георг Фридрих Гендель самостоятельно освоил клавесин, когда ему было всего лишь 4 года. Однако его отец не считал профессию композитора серьёзной. В результате, когда мальчик подрос, он исполнил желание на то время уже умершего отца и окончил юридический факультет Университета Гаале. Но юрист из него так и не получился.
У лиц, которые сочиняют музыку, есть возможность участвовать в различных отечественных и международных конкурсах, выигрывать призы и денежные вознаграждения. Достигнув высокого уровня мастерства, композитор может проводить собственные мастер-классы на платной основе.
Структура
Предварительный этап создания структуры — декомпозиция. Композитор или геймдизайнер перечисляет возможные состояния в игре и их иерархию относительно друг друга: уровни интерфейса, типы действий, типы локаций, типы заданий, движение сюжета и т.д. Важно помнить, что все эти состояния имеют свою длительность и значимость, возможно уникальную. Некоторые особенности можно понять только играя или досконально зная механики и драматургию игры.
Рассмотрим механику музыки, которую в своих работах использовал композитор и дизайнер звука Мэтт Ульмэн. Речь пойдёт о Diablo I, II и Torchlight I, II. Torchlight в этот ряд попал как идейный преемник всего лучшего от серии Diablo, только в современном HD исполнении.
Что общего у этих игр?
- Жанр
- Геймплей
- Элементы сеттинга
- Структура сюжета, деление на акты
Что общего в музыке этих игр?
- В каждом акте есть спокойная музыка для города и более активные композиции для враждебных локаций.
- Музыка не меняется и не дополняется при смене статуса “в бою/отдых”.
- Музыка меняется при смене локаций.
- Музыка абстрактна и близка эмбиенту.
- Музыка меняется на торжественную при завершении приоритетного квеста.
Попробуем разобраться, почему выбраны такие параметры для музыки. Cаундтрек Torchlight II можно послушать и купить тут.
Тембр
В каждом акте подобраны уникальные инструментальные сочетания и особые тембры. Тембрами музыка связана с культурными референсами каждого акта.
Лагерь бродяг. Здесь мы слышим гитару с мотивами песен бардов и фактурой современной гитарной музыки. В целом темы первой части опираются на элементы европейской музыкальной культуры: в чистом виде использованы оркестровые тембры, изредка хоры и орган.
Лут Голейн. Пряный восточный колорит передан через тембры ситара, этнических духовых и перкуссии, в частности гонги.
Доки Кураста. Музыка развивается вокруг идеи шаманизма. Ведущую роль берёт на себя frame drum, удачно дополненный бормотаниями синтетического баса, пассажами электронных тембров, эффектом flanger.
Крепость столпотворения. Хоровые кластеры связывают с христианской культурой и сюжетной идеей.
Требования к композитору
К сочинителю музыки выдвигается ряд требований:
- профессиональные навыки композиторства;
- ответственность;
- работоспособность;
- музыкальный слух;
- чувство ритма;
- креативность;
- наличие портфолио;
- умение работать со сроками;
- знание музыкальной грамоты.
Таким образом, композитор — это интересная творческая профессия, которая требует от человека природного дара, повышенной работоспособности и удачливости. Для того чтобы сочинять музыку, не обязательно иметь специальное образование. Есть люди, которым дан дар сочинения музыкальных произведений от природы.
Однако таких единицы. Другим же необходимо обучиться нотной грамоте, основам игры на музыкальном инструменте, умению работать в разных жанрах и стилях, технике работы с новейшими технологиями. В этом помогут как средние специальные, так и высшие учреждения.