Профессия креативного продюсера. Как им стать и где получить образование.

Профессия креативного продюсера. Как им стать и где получить образование. Кабинет автора

Кто такие продюсеры: обзор профессии, чем занимаются и что должны знать

Здравствуйте! В статье поговорим о продюсерах. Узнаем, чем они занимаются, что входит в их обязанности, востребованы ли специалисты, а также расскажем о плюсах и минусах профессии.

Продюсер — это специалист, который раскручивает бренды, занимается творческими мероприятиями, участвует в продвижении фильмов, телевизионных проектов и пр.

Простыми словами, он делает всё, чтобы продвигаемый проект, будь то инфопродукт для бизнеса или спектакль, стал востребованным и приносил прибыль его владельцу.

История профессии продюсера берёт своё начало в 1910 году в Голливуде — здесь активно развивалась киноиндустрия. Поиск талантливых актёров и инвесторов, увеличение прибыли, внедрение массовой съёмки — всё это вызвало потребность в новом специалисте, который бы совмещал в себе творческие задатки и предпринимательскую жилку.

Затем профессия вошла в телепроизводство, а позже ворвалась и в интернет, где потребовались знатоки продвижения продуктов.

В России возникновение профессии относят к XIX столетию. Первым продюсером считается Владимир Немирович-Данченко, который создал новый театр. Еще одним родоначальником востребованной ныне профессии называют Сергея Дягилева, организовавшего «Русские сезоны в Париже».

Если говорить кратко, то работа продюсера заключается в организации и контроле творческого процесса:

  • создание идеи проекта;
  • поиск бюджета;
  • поиск артистов, исполнителей и технических работников;
  • поддержание деловых отношений с инвесторами;
  • контроль выполнения обязательств по договорам;
  • анализ востребованности готового продукта.

Продюсер — универсальная специальность, можно работать в самых разных проектах:

  • Продюсер кино и телевидения. В его обязанности входит организация съёмок, подбор звёзд, работа с постпродакшеном, и контроль проектов вплоть до премьеры сериала или проката фильма. Он может быть по совместительству режиссером.
  • Телевизионный — это более узкое направление. Специалист отвечает за работу телевизионного канала: от разработки концепций шоу до вопросов кадрового обеспечения.
  • Линейный — занимается отдельными ступенями создания кинофильма. Например, продюсера могут пригласить только на подготовительный этап. Его работа не касается творческого аспекта, он отвечает за техническую составляющую и управление коллективом.
  • Промо-продюсер способен убедить зрителей посмотреть фильм в кино. Он создаёт яркие рекламные трейлеры и креативные проморолики.
  • Театральный — выбирает пьесу, проводит кастинги для артистов и собеседования для режиссёров-постановщиков. Он же ищет помещение для реализации идеи.
  • Музыкальный — занимается раскруткой групп или отдельных певцов. Анализирует музыкальный рынок, покупает песни и контролирует запись треков.
  • Саунд-продюсер по сравнению с музыкальным занимается более узкими задачами — подбирает аранжировку и звучание, раскрывая потенциал песен, разрабатывает концепции музыкальных альбомов и ищет студии для записи.
  • Арт-продюсер развивает бренд художника, грамотно оформляет портфолио и организовывает выставки.
  • Фуд-продюсер — один из главных людей на кулинарных реалити. Придумывает конкурсы для участников передачи, работает над сценарием и даже готовит смету для закупки продуктов.
  • Digital-продюсер работает над онлайн-проектами, например, продвигает Ютуб-канал, страницу в Инстаграмме, лонгрид, курс дистанционной школы или другой образовательный проект. Он отвечает за качество и тип контента (к примеру, это может быть социальный ролик или мультимедийная заставка), вид рекламы (например, СММ) а также знает, как побудить зрителя или читателя сделать покупку.
  • Event-продюсер — профессионал, который задействован в организации различных мероприятий. Благодаря ивент-продюсеру проводятся спортивные, деловые, развлекательные события, праздники и конференции.
  • Инфопродюсер помогает экспертам проводить тренинги, вебинары и онлайн-консультации. В его обязанности входит обширный функционал от технического обеспечения до общения с клиентами.
  • Продюсер игры напрямую связан с гейм-разработкой. Главная задача — работать над коммерческим успехом эксклюзивного продукта.

Став продюсером, вы сможете устроиться на работу в диджитал-агентства или продюсерские центры, которые занимаются разноплановыми проектами: раскруткой талантливых людей, музыкальных произведений, кинофильмов или молодых режиссёров.

Если не хотите работать через посредника, можно отправлять резюме в театры, на телевидение, радиостанции, в онлайн-школы или предлагать свои услуги среди блогеров.

Продюсеры требуются в любые проекты, которые хотят расти. Например, на данный момент открыты вакансии в таких крупных компаниях, как СберМаркетинг, Mail.ru и Lamoda.

Продюсер — востребованная профессия, спрос на которую с каждым годом только увеличивается. Сегодня активно развивается сфера онлайн-медиа, но не каждый эксперт в своей области знает, как выделиться среди конкурентов. Специалисты нужны как уверенным бизнесменам с опытом, так и начинающим блоггерам. Умение создать интересный контент или запустить вирусное видео — это то, что впоследствии может принести большую прибыль.

О большом спросе на представителей этой профессии говорит и количество открытых вакансий. Например, на HeadHunter их более 400.

Будущее профессии подразумевает два пути карьерного движения: горизонтальный и вертикальный. В первом случае осваивайте новые навыки и получайте смежные специальности. Например, телевизионный продюсер может стать исполнительным или выпускающим.

Вертикальный рост предполагает должность генерального продюсера, который контролирует работу всех продюсеров. А также можно замахнуться на зарубежные площадки. Нередки случаи, когда экс-продюсеры из России становятся известными в других странах.

В профессии продюсера много плюсов, но также нужно знать и о ее минусах:

ПлюсыМинусы
большие перспективынет гарантии популярности проекта
творческая деятельностьненормированный график
знакомства с деятелями культуры, экспертами, артистамибольшая ответственность
престижностьнужно иметь не только навыки продвижения, но и глубокие знания по продвигаемому проекту
высокая заработная платанестабильный заработок

Vfx-продюсер

VFX-продюсер — это специалист, занимающийся вопросами бюджета, графика и организации работ в вопросе создание визуальных эффектов (англ. visual effects). В подчинении продюсера находятся художники по визуальным эффектом или как из их называют VFX-дизайнеры.

За последние два десятилетия прогресс в сфере экранной картинки продвинулся невероятно. Поэтому для понимания хочется развести понятия спецэффектов, визуальных эффектов и CGI. Спецэффекты — это то, что снято на площадке с актёрами и реквизитом. Сюда относятся взрывы, пожары, задымления, горящий человек в кадре, искры, за которые отвечает режиссёр-постановщик. CGI — это полностью прорисованный графикой объект.

VFX — это дорисовывание и добавление графики на снятые эффекты. Например, Голливуд уже много лет дорисовывает и озвучивает выстрелы. То есть на площадке производится какой-то бутафорский выстрел, а затем ему добавляется шум, искры, дым и другие улучшения.

Александр дулерайн

В отличии от наших предыдущих героев в продюсерской фильмографии Дулерайна почётное место занимают сериалы. В качестве генерального продюсера телеканала ТНТ он продюсировал множество проектов, которые привели канал к объективному успеху.

Так, например, к 2022 году ТНТ являлся абсолютным лидером по просмотрам аудитории от 14 до 44 лет на протяжении шести лет. Семь лет — лидером в аудитории 18-30 лет. В период 2022-2022 годов семь сериалов ТНТ вошли в топ-10 поисковых запросов сериалов.

Такие проекты под продюсерским крылом Дулерайна как “Ольга”, “Физрук”, “Измены”, “Чернобыль. Зона отчуждения” и “Наша Russia” всколыхнули телевизионную индустрию и заставили аудиторию с нетерпением ждать следующих эпизода и новых сезонов. 

Проекты, где Дулерайн выступает как генеральный продюсер, не раз получали награды. Например, “Ольга” является обладательницей “Тэфи”, а “Звоните ДиКаприо” и “Домашний арест” — премии Ассоциации продюсеров кино и телевидения.

Виды продюсеров

По сфере занятости таких специалистов принято разделять на:

Помимо принятой градации по сфере занятости разделяются специалисты и по объему выполняемых обязанностей:

  1. Генеральный продюсер – это человек, который является самым главным в проекте. Он организует всю работу и отвечает за успех всей команды.
  2. Исполнительный продюсер, или один из представителей руководящего состава, занимающийся финансовыми, административными или творческими аспектами деятельности, не вникая в технические подробности.
  3. Ассоциированный продюсер, или представитель генерального директора, отвечающий за определенную часть работ в проекте.
  4. Линейный – следит за ежедневным прогрессом работ и техническими аспектами деятельности.
  5. Креативный – отвечает за творческую составляющую проекта.
Читайте также:  Разработка базы данных предприятия диплом

виды продюсеров

Виды продюсеров в кинопроизводстве

С начала XX-го века кинематографические проекты значительно усложнились. Так и роль продюсера стала скорее многофункциональной. А если учесть ещё и то, что количество субъектов киноиндустрии увеличивается, а рынок усложняется, неудивительно, что в настоящее время над проектом работают сразу несколько продюсеров разных уровней и функционалов. К ним относится:

  • генеральный продюсер;
  • исполнительный продюсер;
  • функциональные продюсеры разных видов:
    • линейный продюсер;
    • креативный продюсер;
    • VFX-продюсер;
    • ассоциированный продюсер;
    • продюсер пост-продакшена.

С точки зрения современной науки под названием «управление проектами», кинематограф является наиболее продвинутым в этом плане. Менеджмент как таковой существовал со времён появления человечества, но проектная работа появилась одновременно с развитием кинематографа в начале XX-го века.

Кино — это первая сфера, применявшая методики управления проектами. Кино от традиционного менеджмента отличает то, что кинопроекты ограничены во времени, поэтому продюсеры нанимаются обычно на ограниченный период, часто временно. Даже кинокомпания “Нетфликс” заключает договоры со своими самыми успешными шоураннерами только на несколько лет.

Евгений никишов и валерий федорович

Фамилии дуэта этих двух талантливых продюсеров стали особенно звонко звучать в 2020-ом и 2021-ом годах. Когда-то оба начинали с должностей редакторов, сейчас они бессменно работают в тандеме, который доказал свою эффективность. 

Кинокомпания “1-2-3 Production”, основанная ими всего лишь в 2022 году очень быстро успела себя зарекомендовать на российском, и зарубежном рынках. Именно Федорович и Никишов спродюсировали сериал, “Эпидемия”, который кинокомпания “Нетфликс” купила на российском рынке для показа на своей платформе. Долгое время “To the lake” (английский вариант названия) был уверенным лидером просмотра на стриминге.

“Нетфликс” заказ свой первый сериал российского производства именно у Никишова и Федоровича. Им станет проект “Анна К”, основанный на романе Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”. 

То есть относительно молодая компания и относительно молодые продюсеры готовы составить жёсткую конкуренцию опытным лидерам индустрии и доказывают это ежегодно. Более того, Валерий Федорович работал в кинокомпании “СТВ”, основанного упомянутым выше Сергеем Сельяновым, в качестве главного редактора и продюсера.

Главный вывод, который можно сделать, заключается в том, что продюсер — многофункциональный супергерой. Даже на уровне функциональных продюсеров их работа не перестаёт быть разнообразной и объединяющей массу аспектов одновременно. Можно легко догадаться, что навыки планирования, организации и навыки работы с командой — наиболее важные в работе любого продюсера.

Зарплата

Заработная плата креативного продюсера зависит от множества факторов. Как мы уже сказали выше, есть проекты, где креативный вообще может не требоваться, либо требоваться не на каждом этапе.

Есть кинокомпании, нанимающие продюсеров в штат и выплачивающие ежемесячную заработную плату. Она может начинать от 200 тысяч рублей, а в крупных студиях с громкими проектами и хорошим финансированием — до полумиллиона. Для них закладываются и премии за написание диалогов.

Иногда креативный продюсер может привлекаться только в рамках одного проекта, и его вознаграждения будет соответствовать затраченному времени штатного продюсера. Но при переговорах перед началом работы заказчик и продюсер могут предлагать и свои индивидуальные условия.

Если человек отвечает не только за творческие и организационные процессы, но и работает как режиссёр, то за режиссирование серии он тоже получит гонорар.

На стоимость вознаграждения прямо влияют успешность предыдущих проектов человека и его опыт.

Интернет-продюсер

Продюсер №3 обитает на просторах интернет. Он тот же организатор, только продвигает проекты в сети.

Деятельность интернет-продюсера не менее ответственна, чем работа его офлайн-коллег. Это тот же напряженный график, бесконечные переговоры, аналитика и улучшение функционирования проекта.

Чем занимается онлайн-продюсер?

  • Продвижение бренда.
  • Создание правильной репутации.
  • Организация команды.
  • Контроль работы подрядчиков.
  • Взаимодействие со всеми участниками проекта.
  • Мотивация, организация, поиск эффективных решений.

Продюсер может всё. Или может быстро найти того, кто сможет.

Кого «продвигают» интернет-специалисты:

  • Личность — тренера, коуча, специалиста.
  • Мероприятия и ивенты.
  • Бренды.
  • Онлайн-школы и онлайн-обучение.
  • Организации.

Продюсер сопровождает проект от начала до конца, отвечает за работу каждого участника команды и за общий результат.

Исполнительный продюсер

Исполнительный продюсер — важнейший член команды проекта. Его особенность в том, что он участвует во всех этапах проекта без исключения. Именно это его отличает от генерального продюсера, который видит лишь общую картину. Исполнительный занимается и наймом персонала, определением и отслеживанием сроков проекта, контролем финансовых потоков и другими задачами.

Одновременно руководство каждой стадией проекта его роднит с креативным продюсером, но тот концентрируется на творческом аспекте. 

Ниже мы расскажем о креативном продюсере и его творческих задачах. А сейчас хочется добавить, что когда исполнительный продюсер погружается ещё в и сценарий, как это должен делать креативный, то он уже претендует на роль шоураннера. 

Шоураннер — это гибрид хорошего исполнительного продюсера и опытного автора, о чем мы подробно рассказали здесь.

Как стать креативным продюсером

Креативный продюсер в России, как и шоураннер в США, должен иметь ранее полученный опыт в индустрии. С улицы сразу попасть в креативные теоретически конечно можно, но сделать это на практике очень сложно. 

Чаще всего на эту должность попадают те, кто является уже опытным сценаристом. Иногда, в креативные попадают исполнительные продюсеры или режиссеры. В любом случае опыт в кино и сериалах является одним из ключевых условий для этой должности. 

Креативный продюсер может не обладать навыками монтажа, звукорежиссуры, не очень тщательно разбираться в аппаратуре для съёмки, но если он не умеет писать и придумывать, тот тут сразу возникнут сложности. Не зря в названии этой специальности есть слово «креатив№.

Поэтому в первую очередь будущий креативный продюсер должен иметь в своём портфолио несколько проектов, на которых он был частью творческой команды. Техническая работа в кино практически не котируется.

Какие качества необходимы продюсеру

Пожалуй, главное в работе продюсера – наличие организаторских и коммуникативных навыков. От того, насколько грамотно специалист сможет построить весь производственный процесс и наладить контакт со своими подопечными, будет зависеть будущий успех проекта, прежде всего коммерческий.

С этим связано и другое ключевое умение: если, к примеру, режиссеру, руководящему непосредственно художественным процессом, необходим богатый творческий опыт, то для продюсера, управляющего процессом в целом, важна предпринимательская жилка, нацеленность на конкретный результат.

Продюсер – одна из специальностей, требующих в равной степени не только сугубо профессиональных умений (способность понимать и анализировать технологические и финансовые стороны проекта и умение влиять на них), но и так называемые soft skills – надпрофессиональные навыки.

К ним можно отнести хорошую память, готовность быстро принимать ответственные решения, внимание к деталям и вместе с тем правильная оценка картины в целом. Знания в экономике и юриспруденции, владение иностранными языками и понимание основ искусства и культуры также станут важными дополнениями к профессиональному багажу. Но где же его можно получить?

Коммуникация с заказчиком

Огромной частью работы креативного продюсера является регулярные коммуникации с разными субъектами производства, а чаще всего — с заказчиком. 

Коммерческие проекты для телевидения и платформ согласуются почти на каждом этап разработки с заказчиком. Заказчиками выступают телеканалы и стриминговые сервисы. 

Бывают случаи, когда внутри кинокомпании может быть и свой заказчик в виде генерального продюсера. Например, если продакшен сначала сам вкладывает деньги в предпоизводство и только потом ищет, кому подороже продать уже разработанный проект. 

Если над проектом работает несколько сценарных комнат, то в каждой из них может сидеть свой креативный продюсер. А сами они в итоге будут отчитываться перед шоураннером – ведущим креативным продюсером.

Таким образом, можно сказать, что специалисту на этой должности важно иметь хорошие коммуникативные навыки, уметь слышать и слушать команду и заказчиков, уметь грамотно доносить свои мысли, идеи и видение. 

Креативный продюсер в рекламе

Аналогичная профессия креативного продюсера есть и в других медиасферах, занимающихся производством контента и требующих творческого подхода. В целом можно сказать, что в рабочие процессы под управлением креативного продюсера в рекламе те же, что и у креативного продюсера разрабатывающего сериалы.

В рекламное агентство поступает запрос от заказчика на разработку и производство идеи для рекламного контента. Все первичные переговоры по деталям заказа, бюджету и ограничениям во времени лежат на плечах креативного продюсера. 

Креативный продюсер создаёт рабочую группу авторов, разрабатывает проект, и готовит презентацию для рекламодателя.

Читайте также:  Информатика (Ч. Ii)

После того, когда концепция утверждена со всех сторон, начинается подготовка к производству и само производство. Задача креативного продюсера на этом этапе заключается в том, что идея заказчика была реализована в утверждённом виде с учётом всех возможных внешних факторов.

О том, как написать сценарий рекламного ролика можно почитать здесь.

Кто такой кинопродюсер и чем он занимается?

Никак не можем оставить нашего читателя без исторической справки. Неудивительно, что именно в Голливуде в начале XX-го века и зародился род деятельности продюсера. В так называемый довоенный период именно продюсеры были самым важным человеком на проекте, в то время как после Второй мировой в кино главным стал режиссёр.

В проекте любой сферы всегда нужен человек, который ловко займется финансовыми вопросами, умеет быстро найти нужных людей, поставить грамотные производственные задачи и при этом имеет знания, чтобы принимать творческие решения. Этим и занимался голливудский продюсер уже в 1910-х годах.

Продюсером любого вида кинематографической деятельности так или иначе занимается следующим:

  • создаёт все условия для создания фильма или этапа своей работы над фильмом;
  • управляет бюджетом;
  • нанимает команду и подрядчиков;
  • управляет вопросами дистрибьюции;
  • принимает решения о ключевых поворотных пунктах проекта.

Таким образом, можно сказать, что все элементы проекта, все цеха и все члены команды объединяются под управлением продюсера. Он как бы берет на себя ответственность свести всё то, что работает отдельно друг от друга в единый механизм. Видение конечного результата работы помогает ему создавать единый продукт.

По мнению Александра Роднянского, сейчас прошло время, как он говорит, “великих одиночек”, имея в виду выдающихся режиссёров. Но не в том плане, что творческие единицы поредели, а в том значении, что уже все меньше режиссёров выполняют продюсерские функции как когда-то и больше концентрируются на творческой составляющей. Соответственно и доля продюсерского вклада в проект увеличивается.

Особенно сильно это выражено в индустрии сериалов. В статье про шоураннера мы согласны с Роднянским и разбираем, почему продюсер в сериале стал иметь гораздо больший вес, чем режиссер. А ниже рассмотрим, какие продюсеры бывают.

Место работы

Реализовать себя в этой профессии можно на киностудиях, телевизионных каналах. В идеале каждому именно этого хотелось бы. Но к этому нужно стремиться. Удачные проекты за плечами в своем городе могут стать хорошим подспорьем в поиске работы.

Но тем, кто не живет в столице, отчаиваться не стоит. Ведь в любом городе есть различные учреждения культуры и искусства, где можно попробовать свои силы и развить свои способности. Чем больше опыта, тем больше шансов получить хорошую работу в этом направлении.

Что касается заработной платы, то здесь очень сложно назвать определенную сумму. Порой уровень вознаграждения, вообще, может не афишироваться и назначаться в индивидуальном порядке.

Часто бывает и так, что сумма гонорара зависит от стоимости и успешности самого проекта, который реализует креативный продюсер.

Музыкальный продюсер

Самой известной разновидностью специальности для многих является то, кто такой музыкальный продюсер. Со сферой шоу-бизнеса 90-х годов прошлого столетия у многих и сформировались ассоциации об этой профессии. Такой человек занимается созданием известности музыкальных проектов. Саунд продюсер занимается тем, что:

  1. Анализирует рынок музыкальной продукции.
  2. Находит творческий материал или исполнителя, разрабатывает концепцию его создания, к примеру, нового музыкального альбома.
  3. Изыскивает денежные средства для реализации проекта. Часто это вложения частных инвесторов, рассчитывающих на получение прибыли в ходе его реализации.
  4. Подбирает студию звукозаписи и технический персонал: звукорежиссера и других специалистов.
  5. Занимается продвижением артистов: создает и поддерживает их имидж.
  6. Занимается вопросами ротации готового материала на радиостанциях и других площадках и многое другое.

музыкальный продюсер

Обязанности продюсера

Если описывать то, в чем заключается задача продюсера, то можно выделить следующие нюансы деятельности такого специалиста:

  1. Разработка концепции самого проекта, будь то фильм, новая поп-группа или театральная постановка.
  2. Проведение исследований в области эффективности и востребованности грядущего проекта.
  3. Формирование бюджета и поиск нужных средств. Это могут быть как деньги инвесторов или меценатов, так и собственные сбережения специалиста, верящего в успех своего детища.
  4. Подбор специалистов для ведения творческой и иной стороны деятельности. То есть организация кастингов и собеседований на вакантные роли и должности.
  5. Контроль действий всех специалистов проекта в ходе работ.
  6. Работа с документами, взаимодействие с рекламодателями, инвесторами и другими участниками процесса.

обязанности продюсера

Особенности профессии

В общих чертах работу кинопродюсера можно описать в нескольких пунктах. Продюсер находит или ему предлагают идею нового фильма. Он её разрабатывает, продумывает, сколько денег потребуется на её воплощение, находит источники финансирования, приглашает сценариста, режиссёра, актёров, обеспечивает рекламу и продвижение фильма в кинопрокате.

Что касается отношений с режиссёром, они могут строиться по-разному. Если речь идёт об авторском кино, на первом плане находится режиссёр. Ему или сценаристу принадлежит идея, он сам продумывает концепцию фильма, а продюсер лишь помогает ему этот фильм снять.

Особого пояснения требует пункт с источниками финансирования. Специалисты отмечают, что суть работы кинопродюсера зависит от модели, по которой он работает. Существует две модели кинематографа: коммерческая и бюджетная. Коммерческий кинематограф ориентируется на получение прибыли.

Такая модель действует там, где кинопрокат развит настолько, что может приносить существенную прибыль. Лидером среди таких стран является США. Бюджетная модель ориентируется на поддержку кинопроектов из бюджета. По бюджетному принципу в значительной мере живёт российский кинематограф.

Коммерческий вариант означает прибыль от проката. Бюджетный – прибыль от того, что  удастся привлечь со стороны госбюджета или спонсоров. Чем больше удаётся сэкономить из привлечённых денег, тем больше прибыль от проекта для самого продюсера. Прибыль от проката уходит на второй план.

Однако в России также развивается коммерческий кинематограф, а это значит, что и у нас появляются продюсеры, работающие по классической (коммерческой) схеме.

Перспективы и доходы

Поговорим о росте. Он неизбежен, если делать свое дело качественно и не повторять ошибок, они будут — так специалист получает бесценный опыт. Делаешь с душой, с умом и горящими глазами — растешь.

Можно расти в горизонтальной плоскости — осваивать смежные навыки, брать на себя больше обязанностей.

Например, музыкальный продюсер может взять на себя функции исполнительного, а онлайн-продюсер освоить профессию маркетолога. Растет спектр обязанностей и ответственности — растет уровень дохода.

Вертикальный рост — смелость брать на себя более дорогие и масштабные проекты с высоким чеком.

Продвигать «звезд» первого эшелона, которых мы каждый день видим по телевизору, или замахнуться на Голливуд! А что? Если есть талант и крутое портфолио все достижимо!

По доходам сложно назвать конкретные цифры. Тут все зависит от профессионального уровня продюсера, его наглости и умения вести переговоры. Стесняться в этой профессии не принято!

Плюсы и минусы профессии продюсер

Как и любая другая специальность, работа продюсером имеет свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам можно отнести:

  1. Возможность устроиться на работу в крупный медийный холдинг или начать свое дело по поиску и раскручиванию успешных проектов.
  2. Перспективы собственной реализации.
  3. Широкий круг общения с людьми самых разных профессий.
  4. Интересный и творческих характер работы.

Из минусов можно выделить:

  1. Ненормированный рабочий график, особенно если человек занимается работой над собственным проектом.
  2. Отсутствие гарантированной прибыли при проектной деятельности, которая во многом зависит от талантов самого специалиста.
  3. Высокий уровень конкуренции на современном медийном пространстве сферы искусства.

плюсы и минусы профессии продюсер

Препродакшн

Есть целый список обязанностей которые креативный продюсер должен сделать до начала съемок.Как мы уже говорили, от компании к компании этот список может отличаться. Но чаще всего, креативному продюсеру нужно:

  • собрать авторскую группу,
  • разработать идею, общий синопсис сезона и сценарий пилота
  • помочь составить презентацию для потенциальных заказчиков и спонсоров
  • помочь режиссеру вникнуть в проект
  • оказать помощь при проведении кастинга
  • оказать помощь при отборе локаций

Разумеется, в первую очередь, это креативного требуется продумать идею и написать сценарий пилота.

Сегодня, компании предпочитают сначала снять пилот или хотя бы какую-то отдельную сцену из пилота, а только потом запускать проект в полноценное производство.

Одной из обязанностей креативного продюсера на протяжении всего проекта является выработка и сохранение единого творческого видения проекта. Именно поэтому он участвует в таких процессах, как подбор актеров и выбор локаций.

Читайте также:  Мфюа киров личный кабинет вход

Продюсер – кто это?

Термин продюсер пришел к нам из английского языка от слова produce, то есть производить. Уже, исходя из точного перевода.ю можно сделать выводы, что значит продюсер, так, называют производителя или изготовителя. Если быть точнее, то продюсером именуется специалист, принимающий непосредственное участие в создании творческого проекта.

Профессия считается молодой:

  1. Зародилась она в начале XX века в Голливуде в процессе развития американской киноиндустрии. С 1910 г. начались активные съемки фильмов, для которых требовались талантливые организаторы, способные взять на себя роль лидеров и обустроить творческий процесс так, чтобы в итоге он имел финансовый успех.
  2. В СССР киноиндустрия была государственной сферой, поэтому главным считался директор кинокартины. Лишь в 1990 г. в фильме А.Разумовского «Мордашка» в титрах официально появилась эта должность. С тех пор продюсеры стали активно применять свои таланты не только в кино, но и других сферах искусства.

продюсер кто это

Продюсер в кино

Практически каждый современный человек знает, кто такой продюсер в кино. Это тот специалист, который создает условия для создания киноленты и прихода ее у массовому зрителю. Кинопродюсер отвечает за:

  1. Поиск перспективных сценариев и идей фильма.
  2. Разработку концепции ленты вместе с режиссером.
  3. Изыскание инвестиций и формирование бюджета. Это могут быть как деньги частных инвесторов в коммерческом кинопрокате, так и государственные бюджетные дотации.
  4. Набор съемочной группы и технического персонала.
  5. Организацию съемок и монтажа картины.
  6. Разработку стратегии продвижения готового продукта в кинопрокате: заключение договоров с дистрибьюторами и прочее.

В киноиндустрии продюсер может быть:

  1. Студийным, то есть работающим на крупный киноконцерн и распоряжающийся деньгами компании.
  2. Независимым, занимающимся поиском инвесторов, рекламными и другими вопросами. Не редко независимые продюсеры в собственных фильмах выступают еще и режиссерами. К примеру, Стивен Спилберг, Квентин Тарантино и другие.

Продюсер постпродакшена

Постпродакшен от английского postproduction — после производства. Продюсер постпродакшена занимается всеми процессами, связанными с обработкой отснятого материала, монтажом, звуком, порой эффектами и так далее.

В киностудии может быть свой постпродакшен, а может быть нанят и профессиональный подрядчик. Так или иначе, работа продюсера постпродакшена будет заключаться в следующем:

  • планирование графика работ режиссёров монтажа, монтажёра звука колористов и других специалистов;
  • принятие решений по использованию необходимого оборудования;
  • полное материальное обеспечение работы;
  • контроль за выполнением работы;
  • сдача выполненной работы заказчику. 

Сам продюсер постпродакшена не обязан садиться за монтаж, как и креативный не обязан самостоятельно писать каждую серию и фильм целиком. Но важно, чтобы он разбирался на профессиональном уровне в проводимых процессах, умел нанять команду и проверить навыки сотрудников, а также проконтролировать качество работы.

Продюсеры против режиссёров

Профессия продюсер появилась в Голливуде 1910-х годов с превращением кинематографа в серьёзную индустрию. Тогда же наметилось и противостояние между продюсерским цехом и режиссёрским. Продюсер рассматривает каждый фильм как коммерческий проект, и он заранее видит, каким примерно фильм должен получиться. Видение режиссёра может оказаться совершенно иным.

Знаменитый пример – продюсер Дэвид Селзник и его фильм «Унесённые ветром». Этот фильм по одноимённому роману примечателен не только тем, что стал одним из первых цветных фильмов. Он  считается самым кассовым в истории кино, а сам Селзник – одним из самых успешных голливудских продюсеров.

Противостояние продюсеров и режиссёров сохраняется до сих пор. Однако есть немало примеров, когда продюсер не диктует своё видение съёмочной группе, а только помогает воплотить в жизнь замысел режиссёра. И случается, что продюсер открывает миру яркого режиссёра со своим собственным стилем.

И это одна из граней таланта кинопродюсера. Есть также примеры удачного совмещения режиссёрской и продюсерской деятельности. Например, Стивен Спилберг – актёр, режиссёр и продюсер. Он снял больше 40 фильмов и продюсировал более  120. На счету Роберта Земекиса более 20 режиссёрских работ и более 35 продюсерских. Есть такие примеры и в отечественном кино: Валерий Тодоровский, Фёдор Бондарчук и др.

Топ-5 качеств настоящего продюсера

Профессия продюсера подойдет не всем. Эти деньги нельзя назвать легкими. Труд нервный и ответственный, рабочий день ненормированный. Нужно быть готовым к постоянным командировкам, уметь вести себя на публике, не бояться камер и сцены.

Для достижения результатов пригодятся следующие личностные качества:

  • коммуникабельность;
  • умение работать в режиме многозадачности;
  • настойчивость;
  • целеустремленность;
  • умение добиваться результата;
  • гибкий ум, креативность;
  • «предпринимательская жилка»;
  • активная жизненная позиция.

Резюмируем: нужна деловая хватка, чутье на перспективные проекты, свое мнение, подкрепленное знаниями и опытом, смелость.

Интроверту добиться успеха в продюсировании будет сложно. Нежные и ранимые натуры в роли продюсера быстро выгорят. Это бизнес и тут действуют безжалостные законы.

Чем занимается?

В обязанности креативного продюсера входит контролировать весь творческий процесс. Четко ограниченных функций здесь не существует, поскольку как раз данная профессия и заключает в себе поиск интересных решений, порой спонтанных, новых идей и необычного видения. На той же съемочной площадке фильма у каждого участника могут быть свои взгляды на ту или иную сцену, ситуацию. Режиссер может придерживаться одной точки зрения, сценарист будет настаивать на своем, а актер предложит свое видение. Креативный продюсер должен все эти мнения учесть и свести воедино или хотя бы сделать так, чтобы было принято единое решение, которое устроит всех.

Хоть и четких должностных инструкция к этой профессии не существует, есть требования, которые предъявляются к такому профессионалу. К ним можно отнести следующие:

  • грамотность;
  • начитанность;
  • креативность;
  • коммуникабельность;
  • организаторские способности;
  • умение прогнозировать ситуацию;
  • способность работать в команде;
  • стрессоустойчивость;
  • тяга к новым знаниям;
  • целеустремленность;
  • амбициозность;
  • быстрота реакции.

Все эти качества и навыки пригодятся такому специалисту, поскольку в процессе работы над проектом могут возникнуть самые разные ситуации, когда придется быстро и плодотворно решать непростые задачи. Потребуются и знания драматургических основ, и азов актерского мастерства, и умение работать со сценарием. В процессе работы над фильмом, сериалом, программой, шоу именно креативному продюсеру, возможно, придется пересматривать некоторые пункты, переписывать сцены, монологи, диалоги, одним словом – действовать по обстановке.

Кроме того, в процессе съемок могут возникнуть самые разные непредвиденные ситуации. К таким, например, относится выбывание кого-то из участников шоу или отказ актера от дальнейших съемок. В таких случаях на плечи креативного продюсера может лечь поиск актера или нового участника проекта.

Еще один нюанс, когда в процессе подготовки проекта могут возникнуть новые идеи, которые способны улучшить программу или шоу. Тогда нужно продумывать, как это лучше реализовать.

Шаг 1. учеба

Где учат профессии «продюсер»? На сегодняшний день существуют несколько профильных учебных заведений, выпускающие таких специалистов.

Кино:

  • Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Специальность «Продюсерство кино и телевидения».
  • Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино» (МИТРО). Специальность «Продюсерство кино и телевидения».

Музыка:

  • Государственный университет управления (ГУУ). Специализация «Менеджмент в музыкальной индустрии».
  • Московский государственный университет культуры и искусств (МГУКИ). Специальность «Социально-культурная деятельность».

Онлайн-продюсеров вузы пока не выпускают.

Для того, чтобы овладеть основами профессии можно закончить онлайн-курсы от различных образовательных школ.

Вам не придется даже выходить из дома. Все что понадобиться для учебы — это компьютер или ноутбук, хороший интернет и желание с целеустремленностью. Предстоит организовать себя и настроиться на результат, который нужен только вам. Контролировать успеваемость и ругать за неуспеваемость никто не будет.

Дополнительно можно читать профильную литературу, посещать мастер-классы и мероприятия от опытных специалистов. Важно быть любознательным и впитывать любую доступную информацию.

Шаг 2. практика

После окончания учебы обязательно практиковаться. Не нужно сразу гнаться за высокими чеками и крутыми проектами. Достаточно просто пробовать свои силы в профессии: поработать стажером на телевидении, взять в работу проект «за отзыв», снять короткометражку или помочь в записи песни друзьям.

Ошибки и провалы будут. Они неизбежны. Будьте к этому готовы и не отчаивайтесь в случае неудачи. Набирайтесь опыта и никогда не останавливайтесь на достигнутом.

Полезные лайфхаки:Как написать рекомендательное письмо, Как стать таргетологом самостоятельно, Как составить резюме на работу: образец.

Оцените статью
Добавить комментарий