Профессия режиссёр: описание, где учиться. Топ онлайн курсов 2022

Профессия режиссёр: описание, где учиться. Топ онлайн курсов 2022 Кабинет автора
Содержание
  1. С чего начать, чтобы стать режиссёром
  2. Что должен знать и уметь?
  3. Кто такие режиссеры: обзор профессии, чем занимаются и что должны знать
  4. Где можно получить профессию режиссер?
  5. Где учиться на режиссера
  6. Где учиться на режиссера?
  7. Зарплатные ожидания
  8. Какими личностными качествами должен обладать режиссер?
  9. Кто такие режиссеры?
  10. Навыки и умения режиссера
  11. Недостатки профессии режиссер
  12. Организаторские качества режиссера
  13. Организация съемок
  14. Особенности профессии
  15. Плюсы и минусы работы режиссера
  16. Постоянная команда режиссера
  17. Постпродакшн: обязанности режиссера во время постпроизводства
  18. Преимущества профессии режиссер
  19. Промоушн
  20. Работа режиссера с актерами
  21. Режиссер театра и режиссер кино — в чем разница?
  22. Режиссерская экспликация
  23. Специализации
  24. Творческие качества режиссера
  25. Ухищрения режиссеров при работе с актерами
  26. Человеческие качества
  27. Чем занимается режиссер?
  28. Чем занимается?

С чего начать, чтобы стать режиссёром

На самом деле, чтобы стать режиссером, нужно просто пойти и что-нибудь режиссировать. Так как всю статью мы приводим примеры именно из кинематографа, то пойти и снять какой-нибудь фильм. Но точно также можно поставить спектакль, концерт или какое-нибудь другое шоу.

Если это удастся – вы уже режиссер. Потому что как и во многих других творческих профессиях, в режиссуре важен список уже завершенных проектов. Если этих проектов много, и какие-то из них даже успешны, никто не будет спрашивать по какому праву, вы называете себя режиссером.

Многие режиссеры начинают со студенческих или даже школьных постановок. А среди кинорежиссеров очень много специалистов, которые начали свою карьеру просто взяв камеру и начав снимать своих друзей. Так в кино пробились Квентин Тарантино, Кевин Смит, Роберт Родригез, Кристофер Нолан. Никто из них специально не учился режиссуре. Они просто начали снимать.

Но это ни в коем случае не значит, что все эти люди в начале карьеры совсем не знали что такое режиссура. Чтобы снять что-то вразумительное, какое-либо кино, которое заинтересует продюсеров насколько, что постановщика позовут в индустрию, надо все-таки понимать, что ты делаешь.

А значит, нужно либо очень долго и упорно заниматься самообразованием (как раз как это делали «необразованные» режиссеры), либо позволить кому-то научить себя.

Что должен знать и уметь?

Требования соискателей так же разнятся для отличных друг от друга отраслей искусства, однако можно выделить среди них наиболее общие и важные во всех сферах.

Итак, что же необходимо, чтобы стать режиссером?

  1. Готовность к ответственности. Как мы уже говорили выше, режиссер — должность руководящая огромным творческим механизмом со всеми вытекающими последствиями.
  2. Выработка собственного видения и стиля просто необходима даже начинающим специалистами. «Замыленный» взгляд, действия по стандартным шаблонам, ограниченное и неоригинальное мышление – вещи, несовместимые с деятельностью режиссера.
  3. Образованность. Для обеспечения максимальной достоверности и гармоничности изображаемых картин режиссер просто обязан обладать широкими познаниями в самых разных сферах жизни.
  4. Насмотренность. Знание пути своих предшественников, понимание сути творческой деятельности и наличие определенных «образцов» для подражания (или, наоборот, не подражания) является одним из обязательных условий успешной профессиональной деятельности в данной профессии.
  5. Коммуникабельность можно назвать одной из главных составляющих любой творческой профессии. Режиссер никогда не сможет создать качественный продукт без умения грамотно выстраивать отношения в творческой команде, плодотворно взаимодействовать и находить подход к разным людям.
  6. Техническая подкованность. Специалисту нужно знать все возможности различных творческих площадок, чтобы точно понимать, каких эффектов можно добиться в конкретных условиях и как использовать это во благо постановки.
  7. Энергичность. Для руководства любым проектом необходим огромный запас энергии, а творческая профессия требует в несколько раз больше.
  8. Правило три «Т». Существующая довольно формула театрального успеха «Труд Талант Терпение» емко повествует о том, сочетание каких качеств необходимо в данном деле. Важно наличие именно всех трех составляющих.
  9. Профессиональное образование. Режиссер – очень многогранная и довольно сложная специальность, которую сложно освоить без соответствующего обучения.

Кто такие режиссеры: обзор профессии, чем занимаются и что должны знать

Здравствуйте! В статье поговорим о режиссерах. Узнаем, чем они занимаются, что входит в их обязанности, востребованы ли специалисты, а также расскажем о плюсах и минусах профессии.

Режиссер — это главный человек во время съемочного процесса, на чьи плечи возложена ответственность за конечный вид произведения (кинокартины, ТВ-шоу, постановки и т.д.).

Этот специалист постоянно находится в балансе между творческой работой и коммерческой. Воплощая в жизнь замысел сценариста, в то же время он ищет продюсеров и инвесторов, подбирает актерский состав и съемочную группу. Режиссер занимается постановкой репетиций и следит за тем, чтобы фильм был снят в оговоренный срок. Кроме того, по долгу профессии он старается уловить качественные идеи и понять, что конкретно сейчас нужно аудитории.

Упоминание о профессии режиссера можно увидеть в одном из старейших словарей русского языка, написанного В.И. Далем. В нем он дал термину следующее определение: «Управляющий актерами, игрою, представленьями, назначающий, что давать или ставить, раздающий роли».

При этом считается, что данная профессия в современном для нас понимании родилась все-таки позднее — в конце XIX века. Сначала это произошло в Мейнингенском театре, где режиссером был Людвиг Кронек, затем — в «Свободном театре» и «Свободной сцене» — там постановками руководили Андре Антуан и Отто Брам, соответственно. Именно эти театры одними из первых выдвинули принципы ансамблевого исполнения и обеспечения слаженности действий всех компонентов спектакля.

Ключевыми обязанностями любого режиссера можно назвать создание режиссерского сценария (адаптирование полученного сценария под собственное видение), подбор актеров и съемочной группы, руководство ими на протяжении всего процесса создания произведения.

Однако в остальном обязанности режиссеров театра и кино сильно отличаются. Если первый заканчивает свою работу после генеральной репетиции, то второй, отсняв материал, отправляется руководить его монтажом. Так из сырых отрывков он делает кино, которое должно отражать его видение картины. В ходе этой утомительной работы накладываются звук и спецэффекты, которые сейчас так много значат для популярности картины.

Что касается требований к режиссеру, то перечислим основные:

  • организаторские способности;
  • профильное образование;
  • знание основных принципов работы в отрасли;
  • понимание принципов работы камер, оборудования, программ для записи и монтажа.

Последний пункт отсылает нас к тому факту, что часто режиссерами становятся бывшие актеры или операторы, которые знают, что такое техническая подготовка к съемкам не понаслышке.

Как мы уже писали выше, существует два основных направления режиссуры: театральная и кинорежиссура. При этом последнее может иметь разные специализации в том случае, если режиссер-постановщик выбирает путь делегирования своей работы разным специалистам:

  • режиссер-сценарист — следит за степенью соответствия работы сценарию, высчитывает количество сцен и кадров, а также экранное время;
  • звукорежиссер — отвечает за звуковое и музыкальное оформление;
  • режиссер монтажа — просматривает и монтирует отснятый материал, собирает подходящие дубли в картину;
  • второй режиссер — организовывает процесс съемки, помогает режиссеру-постановщику в решении текущих задач;
  • помощник второго режиссера — общается со съемочной группой, составляет графики вызова актеров на сцену.

Начинают в этой профессии чаще всего с помощника режиссера. Дальше карьера специалиста может сложиться по-разному.

Перечислим основные сферы, в которых заняты режиссеры:

  • кинокартины;
  • ТВ-программы;
  • театральные постановки;
  • цирковые представления;
  • короткометражное или анимационное кино;
  • рекламные ролики;
  • видео для интернет-блогов;
  • видеоигры и т.д.

Профессия «Режиссер» востребована, если судить по количеству вакансий. В настоящий момент на сайте HeadHunter более 300 вакансий. Больше всего их в Москве, Санкт-Петербурге, Свердловской и Новосибирской областях. Более подробно читайте в статье о том, сколько зарабатывают режиссеры.

Требуемый опыт в максимальном количестве вакансий — 1-3 года.

Преимущества и недостатки профессии режиссера мы собрали в таблице:

Плюсы

Минусы

Раскрытие творческого потенциалаБольшая конкуренция в вузах
Возможность сотрудничества с известными специалистами областиВозможность нереализации амбиций: шанс остаться создателем короткометражек и организатором праздников
Популярность в узких или широких кругахКонфликтные и стрессовые ситуации
Возможность командировок в интересные страныНенормированный график работы
Премии, награды и признаниеДлинный карьерный путь: чаще всего выпускники вузов начинают с помощников режиссера

Где можно получить профессию режиссер?

Профессию режиссера невозможно освоить самостоятельно или при помощи специальных курсов. Хотя изучение основных принципов режиссуры посредством самообразования вреда не принесет, настоящим специалистом можно стать, только получив соответствующее высшее образование.

Сегодня в большинстве городов России есть как минимум один ВУЗ, осуществляющий подготовку режиссеров. Многие университеты являются коммерческими, но и государственных ВУЗов, где можно получить эту профессию, тоже хватает. Все учебные заведения предлагают обучение преимущественно на платной основе, с минимальным количеством бюджетных мест, и поступить в них очень сложно. Абитуриентов отбирают по жестким критериям, основным среди которых, все же, остается талант.


От выбора университета во многом зависит и дальнейшее трудоустройство, поскольку в этой профессии престижность ВУЗа играет не последнюю роль. К наиболее популярным среди работодателей учебным заведениям относятся:

Читайте также:  Сколько стоит сделать реферат

Где учиться на режиссера

Режиссуре обучают в университетах. Одни из самых популярных ВГИК и ГИТИС — туда большой конкурс и сложные вступительные испытания. Легче поступить в коммерческие вузы. Но если у вас уже есть базовое высшее образование, вам подойдут онлайн-курсы режиссуры.

На «Курсе по режиссуре клипов и рекламы» освоите специализацию видеорежиссера, начнете делать стильные ролики для маркетинговых целей. 


При изучении программы «Режиссура. Научись полному циклу создания кино» познакомитесь с работой специалиста во всех деталях и создадите короткометражный фильм. 

На курсе «Режиссер монтажа» узнаете секреты цепляющего видео и звука, а еще какие программы и плагины использовать.

Где учиться на режиссера?

Мы уже неоднократно рассказывали, где и как учат творческим специальностям. В нашем блоге есть, материалы про обучение сценариста, продюсера, шоураннера, звукорежиссера и видемонтажера (ссылки). Обучение на режиссера мало чем от них отличается.

Точно также, есть несколько десятков ВУЗов и институтов по всей стране, где можно получить высшее режиссерское образование. 

В зависимости от ваших планов это могут быть учреждения специализирующиеся на кино и телевидении (ВГИК, ГИТР, СПбГИКиТ). 

Или, например, высшие учебные заведения, специализирующиеся на театре и искусствах (РГИСИ, ИСИ, СКГИИ, КазГИК, ЕГТИ, ЧГИКИ).

Кроме того, всегда можно посмотреть факультет режиссуры в многопрофильных ВУЗах (СПбГУП, МГППУ, ОмГУ).

Также с начала века в России появилось много кинематографических школ. Часто они выдают дипломы среднеспециального или дополнительного образования. Большим плюсом таких школ является относительно короткие сроки обучения (от нескольких месяцев до пары лет) и их направленность именно на обучение студентов практическим навыкам.

Ну и, разумеется, в современном мире невозможно найти специальность, для которой не было создано онлайн курсов. Хороший интернет и современные технологии сегодня уже вполне могут конкурировать с очными формами обучения. Тем более, что в эпоху пандемии, интерактивный опыт обучения приходится осваивать и классическим учебным заведениям.

Плюсы онлайн курсов тоже все на поверхности. Они дешевле. Они доступны для людей из удаленных регионов. И, кроме того, обучаться на них можно в свободное время. А значит не нужно уходить в отпуск или бросать свою семью и бытовые обязанности.

Ну и еще раз хочется напомнить, что современный интернет вполне может обеспечить доступ к любым знаниям либо совсем бесплатно, либо за какие-то номинальные деньги. Многочисленные тематические сайты, блоги, видео на ютубе, переведенные на любые языки книги интервью – все это можно получить прямо из дома, если только постараться.

Так что, сегодня гораздо легче самостоятельно разобраться в режиссуре, чем это было во времена молодости Квентина Тарантино. И весь вопрос в том, хватит ли у вас упрямства, самодисциплины и заряда мотивации, чтобы научиться всему без посторонней помощи.

Зарплатные ожидания

Начинать карьеру можно с ассистента режиссера. В зависимости от общей стоимости проекта, зарплата у ассистентов колеблется от двадцати тысяч до сорока. Режиссеры и продюсеры различных масштабных конференций и выставок, различных презентаций, рассчитанных на большое количество участников, могут получать оклад в размере от семидесяти до двухсот тысяч рублей за проект.

Оценить средние зарплаты по этой профессии достаточно сложно. Успешные режиссеры могут получать миллионы за свои кинофильмы, а рядовые представители отрасли, занимающиеся малобюджетными картинами и постановками, могут работать действительно за копейки.

В театре режиссер может получать как процент от выручки за весь спектакль, так и четко фиксированный оклад. Оклад обычно в таких случаях составляет от тридцати пяти до пятидесяти тысяч рублей в месяц. Процентная ставка может быть выгодней, однако она не обещает стабильности.

Какими личностными качествами должен обладать режиссер?


Чтобы раскрыть свой творческий потенциал и достичь успехов в карьере, режиссерам приходится много работать и прикладывать много усилий. Поэтому им очень важно быть целеустремленными, трудолюбивыми, сильными духом людьми.

  • Как и в других творческих профессиях, в своей деятельности они должны быть креативными и иметь широкий кругозор.
  • Высокий уровень интеллектуального развития, начитанность и образное мышление являются постоянными спутниками в работе режиссеров.
  • Любознательность и стремление к саморазвитию требуются для увеличения опыта и лучшего понимания профессии.
  • Поскольку люди этой профессии имеют в своем подчинении большое количество сотрудников, они должны обладать лидерскими качествами и быть коммуникабельными.
  • Умение организовать работу и найти компромиссные решения в проблемных ситуациях – залог благоприятной атмосферы на рабочем месте.
  • Объективность и наблюдательность также пригодятся на творческом пути, которые позволят дать правильную оценку происходящему, выбрать нужное направление.

Кто такие режиссеры?

Режиссеры нужны для того чтобы правильно поставить, отрепетировать и показать какое-либо зрелищное представление, которое так или иначе в итоге будет показано зрителям. 

Режиссеры есть в театрах, в кино, на телевидении. Без них невозможна организация серьезных развлекательных мероприятий: концертов, цирковых шоу-программ, эвентов, квестов и далее по списку. Без режиссера невозможно снять более менее серьезный видеоконтент. Ни фильма, ни сериала, ни телепередачи.

Все это не секрет. Сегодня трудно не найти человека, который хотя бы примерно не представлял себе профессию режиссера. Но чем конкретно занимается такой специалист и как он это делает, знают далеко не все.

В этом материале мы подробно расскажем о работе режиссера, его функциях и обязанностях. Коротко вспомним о том, как появилась эта профессия и как она развивалась с учетом времени. Ну и пару слов скажем про деньги.

Так как мы напрямую связаны с кинематографом, то мы будем рассказывать в основном об обязанностях кинорежиссера и режиссера-сериалов. Но все сказанное в целом можно будет переложить и на театральных режиссеров, телережиссеров, режиссеров эвент-агентств, и на любые другие разновидности этой профессии. Разница будет незначительная.

Обучиться профессии режиссера можно в колледжах, академиях, университетах, институтах культуры и кинематографии. Хоть одно из учебных заведений в любом городе предоставляет возможность учиться этому ремеслу. Профессия «Режиссер театра и кино» требует отличного знания литературы и кинематографа, как зарубежных, так и национальных, как современных, так и исторических.

Режиссер должен разбираться в жанрах, уметь правильно излагать свои мысли, как устно, так и письменно. Важно развитое ораторское искусство и грамотная речь. Ни один режиссер не сможет чего-то добиться в этом деле без лидерских данных. Воображение, широкий кругозор, личная артистичность, способность быстро принимать самые неожиданные решения — всем этим в обязательном порядке должен обладать режиссер. Особенности профессии требуют постоянного совершенствования этих данных.

Недостатки профессии режиссер

К основным недостаткам профессии относится малая доля вероятности того, что специалист сможет добиться успеха в карьере. Начинающим режиссерам приходится довольно сложно. Отсутствие опыта и всеми узнаваемого «имени» нередко означает и отсутствие работы.

Значительная часть спонсоров выбирает для своих проектов только известных личностей, которые непременно смогут создать шедевр. Конечно, можно начать свою деятельность, работая в мелких проектах, но в таком случае и рассчитывать на солидное вознаграждение не придется. Да и нет никаких гарантий, что в будущем удастся попасть в высшую лигу.

Режиссер – не только развлечения и громкие вечеринки в честь премьеры, но и тяжелый труд. Эта работа чаще всего не предусматривает нормированного графика и отпуска по расписанию. Нередко режиссеры могут работать до поздней ночи или круглосуточно, пока не достигнут желаемого результата.

Очень часто режиссеры испытывают стресс и находятся в состоянии повышенного психо-эмоционального напряжения, что может крайне негативно отразиться на здоровье. Также не стоит забывать, что основная доля успеха в творческой профессии связана с вдохновением. Подавленность, апатия и стресс, вряд ли приведут к созданию чего-то, стоящего внимания.

Организаторские качества режиссера

Режиссер – это руководящая должность. И как руководитель режиссер напрямую отвечает за результат перед продюсерами, перед зрителями, перед своей командой. Если что-то пошло не так – это вина именно режиссера. Не уследил, не проконтролировал. И исправлять придется тоже ему.

Вся работа режиссера – это бесконечный поток решений, которые ему нужно принимать. И если человек не любит ответственность – режиссура не для него.

Режиссер должен обладать огромной дотошностью. От его внимания не должна ускользать ни одна деталь. Нельзя просто сидеть и ждать, когда подчиненные придут с вопросом или готовым решением. Режиссер должен сам видеть такие вещи, на которые другие могут не обратить внимание. Скрупулезность, педантизм и внимание к мелочам – без этого режиссеру не справиться.

Съемка фильма сложна для всех участников процесса. Поэтому режиссер, как настоящий лидер, должен обладать колоссальным запасом собственной энергии и уметь заражать своим запалом других. Глядя на режиссера, другие участники процесса должны забывать про собственную усталость.

Как решается эта проблема? Разные режиссеры, делают это по-разному. Все зависит от темперамента.

Кто-то ведет себя активно, в прямом смысле пышет энергией и подгоняет остальных. Кто-то наоборот – всегда спокоен и просто заполняет все окружающее пространство своей уверенностью. Есть режиссеры, которые ведут себя настолько строго, что съемочная группа просто боится его разочаровать. Сколько характеров столько и вариантов решений.

Читайте также:  Курсовая работа по информационной безопасности и теоретическим основам информационной безопасности

Организация съемок

Получив самое полное представление о фильме из тех, что возможны на данном этапе, режиссер приступает к подготовке активной фазы съемок.

На этом этапе постановщик просто разрывается между разными производственными цехами.

Во-первых, совместно с оператором-постановщиком и художником нужно сделать раскадровки будущего фильма. Если конечно, эта работа не проведена еще на стадии разработки экспликации.

Совместно с директором по кастингу нужно отобрать актеров, а затем утвердить их у продюсеров. Утвердить или забраковать найденные менеджером по локациям натурные объекты для будущей съемки. Тут же нужно набрать и остальную съемочную группу. Потом совместно с продюсером разработать оптимальный по бюджету и времени график съемок.

Если фильм костюмированный, утвердить костюмы. Совместно со строительным цехом разработать декорации съемочного павильона. Если в фильме есть трюки или сложная компьютерная графика, то нужно тщательно обдумать с соответствующими специалистами, как все это будет снято.

Тестовые съемки, реквизит, репетиции… Сотни решений, каждое из которых не только повлияет на итоговый результат, но и либо облегчит, либо усложнит съемочный процесс.

Особенности профессии

Обычно режиссёр занимается следующим:

  • Выбирает сценарий (зачастую сам его пишет или участвует в написании); 
  • Определяет общий художественный стиль фильма; 
  • Руководит работой художников (по костюмам, декораторов и пр.);
  • Отбирает актёров;
  • Руководит актёрами, как с точки зрения мизансцены, так и с точки зрения манеры игры и других выразительных средств; 
  • Руководит работой операторов; 
  • Руководит монтажом фильма. 

В современном кинематографе важную роль играет продюсер. И в некоторых случаях он определяет и концепцию будущего фильма, и его стилистику, исходя из коммерческих соображений. Поэтому можно сказать, что в современно кино существуют два направления: режиссёрское (авторское) кино и продюсерское.

Яркие мировые образцы современного режиссёрского (авторского) кино – в творчестве Федерико Феллини, Фраунса Трюффо, Вуди Аллена, Ингмара Бергмана и др.

В советском кинематографе: Андрей Тарковский, Кира Муратова, Динара Асанова, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия и др. 

В современном отечественном: Лариса Садилова, Геннадий Сидоров и др. 

Кино можно поделить на три основных жанра: игровое кино, документальное и анимационное (мультипликация). Для каждого из них – своё направление режиссуры. Родоначальником игрового кино считается режиссер Жорж Мельес, а документального –  Братья Люмьер.  Инженер-самоучка Эмиль Рейно – создатель первого мультфильма.

До появления звукового кинематографа основной задачей режиссера игрового кино была постановка смешных положений и пантомимы (Чарли Чаплин, Бастер Китон, Сергей Эйзенштейн). В крупных планах присутствовала преувеличенная выразительность, максимально выразительной была и пластика актёров.

Звук привнёс в кино новые возможности: сложные диалоги, музыкальное сопровождение и пр. Фильмы стали более реалистичными. Следующим этапом на этом направлении стало появления цветной плёнки. А в последние годы – технологии 3D. («Аватар» Джеймса Кэмерона и др.)

Плюсы и минусы работы режиссера

Работа режиссера достаточно трудоемка, требует полной отдачи от человека. Для того чтобы пробиться к более-менее завидному положению, придется очень много работать. Иногда даже сутки напролет. Искать возможности, находить и завязывать полезные знакомства, поддерживать связь одновременно со множеством нужных людей.

К тому же придется вложить немало эмоций и собственных чувств в творческий процесс и процесс донесения своей точки зрения до окружающих людей. Работать придется много, долго, упорно и не всегда с хорошей оплатой труда. Возможно, для того чтобы получить хороший проект, придется пройти несколько конкурсов на бесплатной основе.

Постоянная команда режиссера

В промо материалах новых проектов часто можно встретить фразы типа: «Режиссером-постановщиком выступит Иван Иванов, а оператором станет его Петр Петров. Это уже будет третий их совместный фильм подряд».

Однако, если присмотреться, то можно заметить что только операторами дело обходится. Опытные режиссеры стараются по максимуму сохранять съемочную команду, с которой они работали раньше. Из фильма в фильм вместе с режиссером кочуют одни и те же операторы, специалисты по свету, ассистенты, гримеры, костюмеры, и даже некоторые актеры.

Все это связанно с тем, что основная задача режиссера – как можно быстрее и точнее объяснить съемочной группе, что именно от них требуется. Время на съемочной площадке стоит очень дорого. 

Именно поэтому режиссеры не любят отпускать людей, с которыми уже налажена связь. Сработавшаяся команда, которая понимает распоряжения постановщика с полуслова – это такая ценность, которой нельзя разбрасываться.

Постпродакшн: обязанности режиссера во время постпроизводства

Но вот активная фаза съемок закончилась. А вот работа режиссера еще далека от завершения. Полученный материал отправляется на постобработку. И контролирует ее ход опять постановщик.

Постпродакшн – это сложный процесс, включающий множество этапов. Вот только основные из них:

  • Монтаж видео
  • Обработка аудио, запись шумовых эффектов и саундтреков
  • Тестовый показ результата зрителям
  • Досъемка
  • Наложение визуальных эффектов (VFX)
  • Цветокоррекция материала
  • Создание титров, отбивок и заставок
  • Создание мастер-файла

Чем сложнее и дороже фильм, тем больше задействовано специалистов. А отвечает за результат все еще режиссер.

Именно он отсматривает черновые варианты сборки видео. Или даже сидит вместе с монтажором и помогает прямо во время работы. Именно он одобряет или заворачивает отобранный или специально написанный для фильма саундтрек. Прослушивает наложенные шумовые эффекты. Контролирует наложение компьютерной графики.

Как и раньше, с любым творческим вопросом все специалисты идут к режиссеру.

Преимущества профессии режиссер

Большое удовольствие режиссеру доставляет возможность самореализации и воплощения в жизнь его идей, которые, в случае успеха, будут признаны публикой, и он обретет популярность и признание.

Специалисты высокого уровня не нуждаются в поиске работы – она сама их находит. Большинство известных режиссеров очень востребованы и получают большие гонорары, сумма которых обычно не разглашается. Естественно, уровень их зарплаты напрямую зависит и от масштабов проектов, но, в основном, они могут самостоятельно устанавливать размер вознаграждения за свой труд.

Профессия является весьма увлекательной, благодаря тому, что режиссеры очень часто путешествуют и участвуют в различных мероприятиях. Кроме возможности увидеть мир, не менее привлекательным моментом в работе является знакомство с известными людьми и налаживание связей, которые, несомненно, принесут большую пользу.

Промоушн

Еще в середине двадцатого века режиссеры на прямую не занимались продвижением фильма. Но сегодня рекламные обязанности чаще всего вписываются в стандартный контракт постановщика по умолчанию. Киностудиям важно, чтобы режиссер публично хвалил только что созданный фильм и излучал уверенность, в том, что этот фильм не может не понравиться зрителям.

Особенно трудно, увильнуть от этих обязанностей режиссеру уже сделавшему себе имя.

В Голливуде, постановщики и сами не прочь сверкнуть лицом перед публикой, потому что 

  • во-первых, публичность в итоге повышает их гонорары в будущем;
  • во-вторых, большинство контрактов режиссеров на фабрике грез предусматривают премию в размере какого-то процента от кассовых сборов. И потому постановщики сами заинтересованы в том, чтобы завлечь зрителей на свой фильм.

Подобные контракты, с бонусом в зависимости от кассовых сборов, бывают и у нас. Хотя, конечно, и не так повсеместно как в Голливуде.

Обычно, мероприятия по продвижению, помимо уже обязательных в двадцать первом веке фотографий и роликов со съемки размещенных в соцсетях, включают и классические интервью, пресс-конференции и туры по другим странам, где фильм может потенциально принести хорошую прибыль.

Основная часть этих рекламных дел приходится на короткий период между окончанием постпродакшена и премьерой фильма. Ну может еще захватить и первую неделю проката.

В любом случае это время для режиссера очень насыщенное: интервью, переезды, пресс-конференции, автографы. А затем сразу перелет в другую страну и снова интервью, переезды…

И все это происходит после месяцев проведенных в напряжении во время съемки.

Неудивительно, что после очередного крупного проекта режиссеры зачастую берут отпуск на два-три и даже четыре месяца.

Работа режиссера с актерами

Одна из основных обязанностей режиссера, та с которой и началось становление этой профессии – это работа с актерами.

Именно режиссер и контролирует актеров, направляет их. Сами актеры не могут четко понять, правильно они играют или нет (хотя сами актеры, зачастую так не считают).

Именно у режиссера есть общее видение фильма, спектакля или шоу. Именно он знает, какими были персонажи в других сценах. Именно он видит актерскую игру со стороны, как такой же зритель. И поэтому именно задача режиссера указать на ошибки актеров и объяснить, как их исправить.

Так как актеры, люди ранимые, сделать это иногда бывает очень трудно.

Нет, конечно, есть актеры, которые воспринимают критику и советы нормально. Но есть и те, кто всячески сопротивляется воле режиссера. Особенно если между актером и постановщиком сразу не заладилось общение. В итоге, кого-то приходится упрашивать, кому-то льстить. А кого-то обманывать.

Режиссер театра и режиссер кино — в чем разница?

Самыми известными областями деятельности режиссера являются театр и кинематограф.

Читайте также:  Таксиль забавная библия читать онлайн бесплатно на русском

Перечень обязанностей этих профессий похож:

  • подбор актеров;
  • руководство актерами, технической группой;
  • разработка костюмов и декораций;
  • проведение репетиций.

Но есть у специальностей и существенные отличия.

Режиссер театра заканчивает работу в день премьеры, когда актеры работают с его напутствием, но без контроля. Поэтому он должен проводить максимально плодотворные репетиции для актерского состава, чтобы избежать ошибок на сцене.

Работа кинорежиссера не заканчивается в момент окончания съемок. Самая сложная и трудоемкая часть — это монтаж. В этот период из сырого материала видеозаписей создается картина, которая соответствует сценарию и видению режиссера.

У этих профессий есть свои особенности трудоустройства. Режиссер театра работает в определенном учреждении и имеет постоянное место работы. А режиссер кино — это тот, кто работает проектно.

Две похожие профессии отличаются друг от друга принципом ведения рабочего процесса.

Режиссерская экспликация

В хорошем фильме все его части сочетаются между собой и дополняют друг друга. Чтобы добиться этого, нужно с самого начала работы держать в голове всю картину и четко представлять, каким в итоге должен получиться продукт. Именно этим в первую очередь и занимается режиссер-постановщик.

Для начала режиссер придумывает, или, если угодно, находит, это видение. То есть разрабатывает концепцию будущего фильма. В каком стиле все будет снято, в каком темпе, какое настроение должно быть в кадре, какие технологии будут применяться.

Именно этот выбор во многом определяет будущий вид фильма и его восприятие аудиторией. Для того чтобы понять о чем речь, просто посмотрите любой фильм у которого есть ремейк снятый по тому же (или максимально похожему) сценарию, но другим режиссером.

Например, посмотрите оригинального “Кинг-Конга” 1933 года, которого режиссировали Мериан Купер и Эрнест Шодсак и ремейк от Питера Джексона 2005 года. Или можно взять для сравнения экранизации книги Пьера Буля “Планета обезьян” 1968 года от режиссёра Франклина Шеффнера и 2001 года от Тима Бертона.

Разработав и согласовав концепцию со студией, режиссер фиксирует ее в режиссерском сценарии — экспликации. Это документ, в основе которого лежит драматургический сценарий, но с внесенными режиссером пометками относительно, построения кадра, ракурсов камеры, мизансцен, музыкального и звукового сопровождения и тд.

Специализации


Режиссер — многогранная творческая профессия, у которой много направлений: 

  • Сценарист-режиссер. Плотно работает над сценариями: контролирует, чтобы все шло по плану, рассчитывает количество кадров, сцен и экранное время. 
  • Режиссер видеомонтажа. Монтирует отснятый материал, складывает картину из дублей. 
  • Театральный режиссер. Создает театральные постановки, выбирает декорации, сцены и действия с учетом театральных особенностей. 
  • Режиссёр-постановщик. Руководит творческой группой, отвечает за набор актеров. 
  • Режиссер кино. Создает фильмы, отвечает за игру, художественную и сценическую характеристики картины. 
  • Режиссер анимации. Выпускает анимационные фильмы, в работе использует компьютерную графику, бесплатные и платные программы. 
  • Мэппинг-режиссер. Создает 3D-проекции и лазерные шоу для мероприятий.

Творческие качества режиссера

Во-первых, у режиссера должна быть очень хорошо развита фантазия. Именно на визуальные образы, возникающие у него в голове, будут ориентироваться все работники его команды.

Режиссер, должен обладать хорошим стратегическим мышлением, умением видеть всю картину в целом. Потому что в ином случае круто придуманные отдельные элементы в итоге не смогут превратиться в единое произведение искусства.

Режиссеру необходимо иметь хорошо развитое чувство вкуса. Да, это очень субъективное понятие – вкусы у всех разные. Но тут важно, чтобы режиссер именно сам понимал, что ему нравится, а что нет. Возможно, его вкус поддержит не каждый зритель. Но если этот вкус есть, то ценители всегда найдутся.

О том, почему режиссеру важно уметь общаться с другими людьми и всеми правдами и неправдами добиваться от них необходимого результата, мы уже писали выше. 

Объяснения, уговоры, манипуляции, уловки… Чем больше способов объяснения задуманного или воздействия на окружающих есть у постановщика, тем лучше в итоге будет результат. К сожалению, без этого качества, снимать хорошие фильмы не получится.

Ну и наконец, режиссеру должно нравиться творить. Без этого в любой творческой профессии делать нечего. Но те нагрузки, которые выпадают на долю режиссера просто невозможно вынести, если не болеешь кинематографом. 

Ухищрения режиссеров при работе с актерами

В интернете есть много историй о тех ухищрениях, на которые идут режиссеры, чтобы добиться нужной реакции от актеров. Некоторые из них забавные, а другие страшные или даже жестокие.

Например, есть байка, что во время съемок «Кавказкой пленницы» Натальи Варлей не удавалась сцена, где нужно было заразительно смеяться. И тогда Гайдай подготовил троицу: Бывалого, Труса и Балбеса помочь ей. Они встали прямо перед актрисой и, когда режиссер скомандовал «Мотор», задрали майки и задумчиво начали почесывать свои животы. По другой версии, майку задрал и сам Гайдай. В любом случае, дубль удался.

Другой пример, более жестокий. Во время съемок «Чужого», Ридли Скотт не предупредил актеров о том, что новорожденный чужой вырвется через грудную клетку, разрывая ее напополам. Поэтому страх на лице актеров, самый настоящий.

Ну, для полной картины совсем уж жестокий подход. Во время съемок фильма «Сияние», Стенли Кубрик хотел, чтобы измученность и нервное истощение главной героини было максимально правдоподобным. Поэтому на съемке он всячески издевался над Шелли Дюваль – актрисой игравшей эту роль.

Он запретил съемочной группе говорить ей хоть что-либо приятное и в принципе налаживать с ней личный контакт. Сам постоянно ругал, придирался и кричал на нее. А если добавить ко всему этому привычку перфекциониста Кубрика переснимать одну сцену десятки, а то и сотню раз… В итоге, как утверждает Шелли под конец съемок у нее от нервов стали выпадать волосы.

Стоило ли оно того? Фильм в итоге стал культовым, а игрой Шелли восхищались и критики, и зрители. И хотя позже сама актриса признавала, что Стенли сделал все, чтобы ее персонаж получился достоверным, для принятия этого ей потребовались годы. А сразу после съемок, она зверски разругалась с Кубриком и не хотела лишний раз вспоминать про этот фильм. Кроме того, ей пришлось пройти специальный курс психологической реабилитации, чтобы восстановить свои нервы.

Когда режиссеры снимают документальное кино, они работают не с актерами, а с обычными людьми. Вот только это никак не меняет задачу режиссера. Именно поэтому во время обучения постановщиков учат работать и с актерами и с «неактерами». Основная разница заключается как раз в том, что актеру можно попробовать объяснить, что от него хочет режиссер, а с неактером чаще всего приходится работать как раз через ухищрения и уловки. Чтобы человек не понимал, что режиссер им манипулирует. Иначе достоверной картинки на экране не получится.

Человеческие качества

Для того чтобы пробиться на хорошее положение в этой профессии, следует обладать набором определенных человеческих качеств. Профессия «Режиссер киномонтажа и театра» исключительно творческая. У кандидата в режиссеры должно быть исключительное чувство прекрасного.

Вывести игру актеров на совершенный уровень, прочувствовать временные составляющие постановки, увидеть, какие необходимы дополнительные и основные эффекты, освещение, последовательность действий и так далее. Режиссер должен видеть картину целиком и одновременно по частям, чтобы не упустить из виду ни одной важной детали.

Чем занимается режиссер?

Наверно, это самый интересный вопрос. Потому что если посмотреть на круг обязанностей режиссера, кажется что он в каждой бочке затычка. Он отвечает и регулирует все творческие аспекты съемки, да еще и вмешивается в половину организационных вопросов.

Но если прийти на площадку, то со стороны может показаться, что режиссер – самый не нужный в съемочной группе человек. Все участники процесса, что-то делают, бегают, суетятся. Оператор выставляет камеры и снимает. Светики (специалисты по свету) монтируют осветительное оборудование.

А режиссер только сидит на стуле и иногда спрашивает в рацию все ли готово. Или еще хуже, кричит на кого-нибудь и только мешает работать.

Но если бы это действительно было так, от режиссеров бы давно избавились.

Работа режиссера проходит через все этапы производства фильма. И на каждом у режиссера свой круг обязанностей.

Чем занимается?

Размах деятельности режиссера довольно масштабен. Этот человек осуществляет работу со сценарием, координирует деятельность звукорежиссеров, декораторов и технических служб, работает с актерами, донося до них необходимые творческие задачи. В большинстве случаев он принимает активное участие в кастингах и организации оформительской работы, выбором ракурсов и цветовой гаммы киноленты (если речь идет о кино).

Обязанности видоизменяются и зависят от того, в какой конкретно сфере он работает (театральная, цирковая, эстрадная, кино и др.). Среди общих для всех отраслей обязанностей можно выделить следующие:

  • отбор художественного материала;
  • организация творческого процесса (репетиции, концерты, съемки и т.д.);
  • соблюдение сроков реализации творческого продукта;
  • проведение актерских кастингов;
  • контроль деятельности технических служб.
Оцените статью
Добавить комментарий