28 апреля 2023
В соответствии с Порядком N 86н организации бюджетной сферы размещают всю распорядительно-организационную информацию, копии учредительных документов, данные государственного / муниципального задания, плана ФХД и/или бюджетной сметы, годовой отчетности, отчета о результатах деятельности и об использовании имущества, сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах на официальном сайте ГМУ www.bus.gov.ru. Размещение информации на www.bus.gov.ru и ведение указанного сайта обеспечивает Федеральное казначейство (Приказ Федерального казначейства от 23 марта 2023 г. N 98).
А теперь региональные УФК уполномочены проводить сверку информации о государственных и муниципальных учреждениях, размещенной на www.bus.gov.ru. С 1 апреля 2023 года ведомство ввело в действие специальные Требования к проведению такой сверки и анализу ее результатов.
В этой связи напомним: административная ответственность учреждения за нарушение сроков размещения информации на официальном сайте www.bus.gov.ru в КоАП РФ не установлена. Вместе с тем контролирующие органы фиксируют его в качестве финансового нарушения. В результате может последовать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения. Кстати, судебная практика располагает примерами разбирательств по данному вопросу.
Документы по теме:
Бюджетный кодекс Российской Федерации
А вы утвердили регламент работы с дебиторской задолженностью?
Несмотря на то что предельный срок для этого уже истек, Минфин России настоятельно рекомендует дополнить порядки осуществления полномочий администраторов доходов, утвержденные на уровне каждого публично-правового образования в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, требованием о наличии соответствующих регламентов.
Инвентаризация: зачем нужна и почему так важна?
6 марта 2023
Закон № 7-ФЗ о некоммерческих организациях обязывает государственные и муниципальные учреждения обеспечить открытость и доступность информации, связанной с их деятельностью. Для этого определенный перечень документов должен быть размещен на официальном сайте ГМУ www.bus.gov.ru. Сделать это уполномочен орган-учредитель, но он может передать право по размещению документов непосредственно учреждению (Письмо Федерального казначейства от 9 февраля 2023 г. № 07-04-05/02-3335).
В соответствии с Порядком № 86н предоставления и размещения информации на официальном сайте организации бюджетной сферы должны опубликовать распорядительно-организационную информацию, копии учредительных документов, государственного / муниципального задания, годовой отчетности, а также сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах. Еще в этот перечень входят План ФХД и отчет о результатах деятельности и об использовании имущества, однако требование об их публикации приостановлено до 1 января 2025 года. Обратите внимание: это не отменяет обязанности представить их в казначейский орган, как того требует Порядок № 86н.
Мы же напомним о необходимости публикации на www.bus.gov.ru годовой отчетности учреждений.
В какой срок это нужно сделать?
Представить казначейству электронные копии отчетных форм нужно не позднее пяти рабочих дней после утверждения отчетности.
Какие формы отчетности подлежат публикации?
Состав публично раскрываемых показателей отчетности установлен положениями федерального стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»: это, в частности, показатели, отраженные в бухгалтерском балансе, отчете о финансовых результатах деятельности, отчете о движении денежных средств и в пояснительной записке. Аналогичные показатели структурированной информации об учреждении определены и в приложении к Порядку № 86н. Между тем, Минфин России рекомендовал в целях публичного раскрытия показателей отчетности руководствоваться составом форм, включаемых в годовой комплект в соответствии с требованиями Инструкций по отчетности.
Что будет за нарушение срока публикации отчетности?
Административная ответственность учреждения за нарушение сроков размещения информации на сайте www.bus.gov.ru не установлена. Вместе с тем нарушение порядка предоставления информации и ее размещения на официальном сайте контролирующие органы фиксируют в качестве финансового нарушения.
В результате может последовать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
19 июля 2022
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» обязывает размещать на официальном сайте www.bus.gov.ru в числе прочего План ФХД государственных и муниципальных учреждений и Отчет о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Сделать это орган-учредитель должен самостоятельно или передать соответствующие полномочия учреждениям, что на деле чаще всего и происходит. Административная ответственность за несоблюдение этого требования в КоАП не установлена. Вместе с тем контролирующие органы фиксируют его в качестве финансового нарушения. В результате может последовать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения. Кстати, судебная практика располагает примерами разбирательств по данному вопросу. Смотрите, в частности:
А теперь приятная новость: требование о публикации на www.bus.gov.ru Плана ФХД и Отчета о деятельности учреждения временно отменяется. Соответствующие нормы Закона № 7-ФЗ приостанавливают свое действие на два с половиной года — с 14 июля текущего года до 1 января 2025 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»).
Теги:
2022,
2023,
2024,
2025,
бухучет и отчетность,
бюджетная сфера,
госсектор,
формы документов
Обновлены требования к составлению плана ФХД госучреждения
Обновленные требования будут применяться, начиная с формировании плана на 2023 год (на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов).
Скорректирован порядок формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований
В частности уточнены сроки представления уточнений обоснований, а также их рассмотрения.
Для казенных учреждений разработаны новые формы обоснований плановых сметных показателей
Изменения будут применяться начиная с бюджетной сметы на 2023 – 2025 годы.
Оплата товаров и проезда в рамках социальной поддержки: КВР, КОСГУ, проводки, нюансы
Минфин России предложил соответствующие проводки.
- Сайт для размещения информации об учреждениях
- Этапы работы
- Открытая и закрытая части сайта
- Процедура формирования и предоставления информации
- Новые правила
- Что важно знать учреждению при размещении информации
- Интеграция с официальным сайтом АС субъектов РФ и МО
- ЕГРЮЛ — базовый классификатор для формирования реестра организаций
Сайт для размещения информации об учреждениях
«Руководитель автономного учреждения», 2012, N 2
С января текущего года начал работу официальный сайт www.bus.gov.ru, на котором должны размещаться сведения о государственных и муниципальных учреждениях. Работа по его наполнению будет вестись в несколько этапов, поскольку массив информации, поступающей от учреждений и органов власти, очень большой. Какие возможности предоставляет данный ресурс? Какова процедура формирования и предоставления информации на официальный сайт?
Сайт, ведение которого возложено на Федеральное казначейство, выполняет следующие задачи. Во-первых, он является официальной площадкой для размещения в открытом доступе информации, формировать и предоставлять которую должны учреждения и их уполномоченные представители. Во-вторых, сайт дает возможность любым пользователям Интернета просматривать и сравнивать имеющуюся информацию об учреждениях. Таким образом, создается единый информационно-аналитический ресурс, позволяющий в полной мере обеспечить открытость и доступность сведений о государственных и муниципальных учреждениях.
Этапы работы
Сначала должна быть проведена работа с федеральными государственными учреждениями. Минфин в Письме от 16.01.2012 N 21-03-06/7 рекомендовал федеральным органам исполнительной власти обеспечить в срок до 27 января 2012 г. регистрацию на сайте всех подведомственных учреждений, получение в случае необходимости уполномоченными представителями учреждений сертификатов электронной подписи и размещение общей информации об учреждениях, а также электронных копий их документов (в том числе учредительных). Кроме того, уполномоченным представителям учреждений нужно разместить на сайте до 10 февраля 2012 г. информацию в электронном структурированном виде о госзадании и плане финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений.
На третьем этапе учреждения всех уровней подчинения должны будут предоставить следующую информацию:
Наконец, при необходимости потребуется оперативно вносить изменения в ранее размещенную на официальном сайте информацию. Пункт 7.2 Требований определяет, что это должно быть сделано не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем принятия документов или внесения в них изменений.
Открытая и закрытая части сайта
V поиск и просмотр размещенной информации об учреждениях (в том числе истории ее изменений); ——————————————————————— V возможность построения аналитических выборок, в том числе извлечение: — информации об учреждениях, сгруппированной по определенным аналитическим признакам (например, территориальному); — информации об услугах (работах), оказываемых (выполняемых) учреждениями; — информации об имуществе учреждений; — сравнительных характеристик нескольких учреждений (включая сравнение основных и дополнительных видов деятельности, оказываемых услуг, характеристик имущества); — сравнительных характеристик плановых и фактических показателей деятельности по выбранному учреждению; — информации по филиальной сети; — информации по публично-правовым образованиям.
В открытой части сайта (в разделе «Реестр организаций») будет доступен список организаций, сведения о которых содержатся в справочниках Федерального казначейства в объеме, достаточном для работы на официальном сайте. Это позволит учреждениям еще до предоставления информации на сайт осуществить проверку информации, содержащейся в справочниках Федерального казначейства, и при необходимости скорректировать ее.
Закрытая часть используется для подготовки и размещения информации об учреждениях, ведения справочников и администрирования. Она доступна только зарегистрированным пользователям. Как указано в презентации Федерального казначейства, для работы в закрытой части сайта необходимы следующие полномочия:
V Учреждение. Формирует и предоставляет информацию о себе и своей деятельности, включая структурированную информацию и электронные копии документов. ——————————————————————— V Организация, уполномоченная учреждением на формирование и предоставление информации об учреждении (согласно п. 1.3.2 Требований ею является федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления). ——————————————————————— V Служба поддержки. Отвечает за техническую поддержку работы сайта, в том числе информационную поддержку пользователей учреждений, размещающих информацию.
Процедура формирования и предоставления информации
Теперь рассмотрим процедуру формирования и предоставления информации на официальный сайт. Как следует из указанной презентации, сначала учреждения должны пройти процедуру регистрации в органах Федерального казначейства и получить единые универсальные сертификаты электронной подписи (для учреждений, работающих на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов, повторная регистрация и получение сертификатов электронной подписи не требуются). Из информационных систем Казначейства данные о зарегистрированных учреждениях и учредителях передаются на официальный сайт, после чего учреждения могут пройти на нем регистрацию и предоставить сведения для размещения в открытом доступе.
Напомним, что согласно Приказу N 86н к таким сведениям относится информация об учреждении и его деятельности (в том числе финансовой). Также в открытом доступе размещаются электронные копии ряда документов учреждения (решение учредителя о создании учреждения, учредительные документы учреждения, свидетельство о государственной регистрации и др.). Пункт 5.1 Требований определяет, что эти сведения формируются и предоставляются самим учреждением (за исключением случая, когда их формирует и предоставляет организация, являющаяся представителем такого учреждения).
Порядок формирования структурированной информации подробно описан в гл. V Требований. Так, в п. 5.7.3 указано: перед тем как предоставить информацию, учреждение или его представитель должны проверить, соответствуют ли формируемые сведения данным, содержащимся в РОСГУ и иных справочниках, и при необходимости внести изменения в справочники.
Предоставление сформированных сведений осуществляется через раздел «Личный кабинет» уполномоченного специалиста организации, предоставляющей сведения (п. 5.15.1 Требований). Он подписывает сформированные сведения электронной подписью (п. 5.15.3 Требований).
Подчеркнем, что в первую очередь должна предоставляться общая информация об учреждении. Лишь после ее размещения на сайте следует приступать к формированию остальных сведений — о государственном (муниципальном) задании, плане финансово-хозяйственной деятельности, об операциях с целевыми средствами и др. (п. п. 5.8.1, 5.9.1, 5.10.1 Требований).
При размещении информации в открытом доступе осуществляется автоматический контроль — согласно Приказу N 86н проверяются наличие электронных копий документов, полнота предоставления информации, соответствие форматам и непротиворечивость. При обнаружении нарушений в размещаемой информации формируется протокол несоответствий, который отображается в «личном кабинете» уполномоченного специалиста организации, осуществляющей предоставление сведений. Согласно п. 6.5 Требований он в течение пяти рабочих дней, следующих за днем формирования протокола выявленных несоответствий, должен устранить расхождения и повторно предоставить информацию на сайт. Также в рамках функционирования официального сайта осуществляется контроль соответствия информации об учреждении, содержащейся в справочниках Федерального казначейства, данным ЕГРЮЛ. При наличии расхождений в «личном кабинете» учреждения отображается соответствующий протокол.
Если расхождений не выявлено, размещаемая информация подписывается электронной подписью уполномоченного представителя учреждения и размещается в открытом доступе. Отметим, что удаление размещенной информации не допускается (п. 6.7 Требований) — все версии, выставленные на сайт ранее, хранятся на нем в течение трех лет.
«Бюджет», 2012, N 2
О размещении информации об учреждениях на официальном сайте и актуализации данных об учреждениях в ЕГРЮЛ рассказывает Наталья Васильевна Гвоздева, заместитель генерального директора компании «Бюджетные и Финансовые Технологии».
Новые правила
С первого дня текущего года вступил в силу пп. «а» п. 19 ст. 6 Закона N 83-ФЗ, который внес изменения в ст. 32 Закона N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», обязав государственные и муниципальные учреждения обеспечить открытость и доступность их учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации, решений о создании учреждения, решений о назначении руководителя, положений о филиалах и представительствах, государственных (муниципальных) заданий, планов финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, отчетов о результатах деятельности и использования имущества, сведений о проведенных контрольных мероприятиях.
Для реализации данного положения Закона N 7-ФЗ Министерством финансов РФ был принят Приказ от 21 июля 2011 г. N 86н «Об утверждении Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта», в котором было уточнено, что указанная информация должна размещаться на официальном сайте для размещения информации об учреждениях www.bus.gov.ru (далее — официальный сайт). Ответственным за обеспечение работы официального сайта было назначено Федеральное казначейство.
Согласно данному Приказу учреждение должно предоставлять информацию на официальный сайт самостоятельно или через своего уполномоченного представителя в двух видах: в виде электронных копий документов, перечисленных выше, и в виде структурированной информации о своей деятельности. Последняя группируется по разделам: общая информация об учреждении, информация о государственном (муниципальном) задании, о плане финансово-хозяйственной деятельности, об операциях с целевыми средствами, о бюджетных обязательствах и их исполнении (смете), о результатах деятельности и использовании имущества, контрольных мероприятиях и годовой бухгалтерской отчетности. Казенные учреждения должны размещать информацию о себе на сайте в случае, если им утверждается государственное (муниципальное) задание.
При этом важно, что отчетные показатели и показатели исполнения, согласно Приказу Федерального казначейства от 29 декабря 2011 г. N 645 «Об утверждении Требований к порядку формирования структурированной информации об учреждении и электронных копий документов, размещаемых на официальном сайте в сети Интернет», будут размещаться на официальном сайте начиная с 1 сентября 2012 г. Сейчас идет речь только о размещении на официальном сайте общей информации об учреждении, о государственных (муниципальных) заданиях, планах финансово-хозяйственной деятельности и бюджетных обязательствах казенных учреждений, которым утверждено государственное (муниципальное) задание.
Что важно знать учреждению при размещении информации
Структура предоставления информации на сайт, предусмотренная Приказом N 86н, соответствует федеральным нормативно-правовым актам, в частности Постановлению Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» и Приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 2010 г. N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения», и может отличаться от структуры документов, установленной нормативно-правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования. В этом случае учреждению придется сопоставлять показатели собственных документов с показателями, необходимыми для размещения на сайте.
Информация о деятельности учреждения может размещаться на официальном сайте как самим учреждением, так и его уполномоченным представителем (по доверенности). Представителем учреждения может выступать как финансовый орган, так и орган исполнительной власти (местного самоуправления), выполняющий функции и полномочия учредителя данного учреждения.
Занесение информации на официальный сайт может осуществляться как вручную через личный кабинет, так и в автоматизированном режиме. Если в субъекте РФ (муниципальном образовании) функционирует автоматизированная система, в которой содержится актуальная информация об учреждениях, государственные (муниципальные) задания, планы финансово-хозяйственной деятельности, то эта информация может быть выгружена на официальный сайт в структурированном виде в соответствии с форматами, утвержденными Федеральным казначейством и размещенными на сайте Министерства финансов РФ.
Размещенная информация должна быть подписана электронной цифровой подписью руководителя учреждения или его уполномоченного представителя. Во втором случае необходимо понимать, что уполномоченный представитель берет на себя ответственность за достоверность всех представленных документов, включая их электронные копии, что, на наш взгляд, не всегда возможно. Мы считаем, что оптимальным вариантом может стать предоставление уполномоченным представителем на официальный сайт всей имеющейся у него информации в структурированном виде и последующее подписание руководителем учреждением информации своей ЭЦП, так как по закону именно учреждение несет ответственность за предоставление и размещение такой информации.
Что касается электронных копий документов, которые должны быть представлены учреждением на официальный сайт, то Приказом Федерального казначейства N 645 определен довольно широкий перечень форматов, который можно использовать для размещения информации. При этом отсутствует требование к размещению сканированных копий документов — руководителю учреждения (уполномоченному представителю) достаточно представить именно электронную копию документа и подписать ее своей ЭЦП, что будет означать ее достоверность.
Какой ЭЦП подписывать документы? Не секрет, что на текущий момент учреждение имеет несколько ЭЦП для разных целей. Для удостоверения информации, размещенной на официальном сайте, учреждение может использовать ЭЦП, выданные уполномоченным лицам учреждения для удостоверения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (на Общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов — ООС). Обновить ЭЦП придется представителям тех учреждений, чье официальное наименование либо иные существенные параметры изменились.
Согласно Приказу N 86н формирование структурированной информации об учреждении должно осуществляться с использованием предусмотренных законодательством РФ классификаторов, реестров и справочников. И здесь особое внимание стоит обратить на перечень (справочник) организаций. Приказом Федерального казначейства N 645 предусмотрено ведение реестра организаций сектора государственного управления (далее — РОСГУ), в котором должна присутствовать вся актуальная информация об учреждении. Ответственность за предоставление (актуализацию) информации об учреждении, согласно Приказу N 645, на текущий момент лежит на учреждении или его представителе. В Приказе детально прописан порядок предоставления информации об учреждении в орган Федерального казначейства по месту нахождения организации в форме заявки на внесение изменений в РОСГУ. Актуализация информации об учреждении в РОСГУ крайне важна, так как в случае отсутствия данных об учреждении в реестре информация о его деятельности не сможет быть размещена на официальном сайте.
Для работы пользователей с сайтом Приказом Федерального казначейства N 645 были определены минимальные Требования к программному обеспечению, установленному на компьютере пользователя, необходимые для размещения информации. В перечне данных Требований нужно обратить внимание на необходимость наличия у специалиста, осуществляющего подпись информации ЭЦП, средств криптографической защиты Crypto Pro.
При возникновении вопросов по работе с официальным сайтом ответы можно получить либо в инструкции пользователя, непосредственно размещенной на сайте, либо обратившись в службу оператора сайта.
Интеграция с официальным сайтом АС субъектов РФ и МО
Для облегчения размещения на официальном сайте информации об учреждениях Департаментом информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Министерства финансов РФ в октябре 2011 г. была создана пилотная группа по апробированию официального сайта, в состав которой вошли Амурская область, Пермский край, Республика Татарстан, Омская область, Чувашская Республика. К сотрудничеству Министерством финансов РФ также были приглашены ИТ-компании, работающие в пилотных регионах.
Первой задачей, поставленной перед разработчиками Министерством финансов РФ в рамках пилотного апробирования, стали анализ действующего у клиентов программного обеспечения на предмет полноты содержащейся в нем информации и необходимая его доработка. Результатом данного этапа стало расширение возможностей автоматизированных систем субъектов РФ и муниципальных образований для обеспечения ведения в них необходимой информации (в большей части общей информации об учреждении) и последующее занесение пользователями реквизитов учреждений и показателей деятельности, ранее в них отсутствующих. Организация работы по дополнению систем необходимой информацией в короткие сроки стала наиболее существенной проблемой, с которой пилотным субъектам пришлось столкнуться на текущий момент.
Официальный сайт заработал с 27 декабря 2011 г. На первом этапе в нем появилась возможность ручного размещения информации об учреждении через личный кабинет. Следующим шагом стала возможность передачи на официальный сайт общей информации об учреждении в структурированном виде. Между регионами и разработчиками автоматизированных систем даже возникла конкуренция — кто первым осуществит выгрузку информации на сайт. Победителем этого небольшого соревнования стала наша компания и Амурская область. В феврале перед нами стоит более серьезная задача — организовать массовое автоматизированное предоставление на сайт информации о государственных (муниципальных) заданиях и планах финансово-хозяйственной деятельности в пилотных субъектах, а с 1 марта — для всех остальных регионов РФ.
ЕГРЮЛ — базовый классификатор для формирования реестра организаций
Создание официального сайта www.bus.gov.ru стало очередным шагом Министерства финансов РФ к построению государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», одним из основных принципов построения которой является исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ее ввода.
При создании официального сайта Министерством финансов РФ была сразу обозначена задача применения единых классификаторов и реестров, в том числе реестра организаций государственного сектора, всеми участниками бюджетного процесса. Исходя из того, что органом, регистрирующим все изменения состояния юридических лиц, является Федеральная налоговая служба, Министерством финансов РФ было озвучено решение о том, что классификатор ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) по учреждениям публично-правовых образований станет основой для формирования общих сведений об учреждениях на официальном сайте. Однако для того чтобы текущее содержание классификатора РОСГУ Федерального казначейства можно было заменить содержанием ЕГРЮЛ, требуется обеспечить актуальность данных, имеющихся в базах данных ФНС.
Для решения поставленной задачи Министерство финансов РФ поручило ФНС и финансовым органам субъектов РФ организовать централизованную выверку данных по каждому региону с учетом Разъяснений, направленных Письмом Министерства финансов РФ от 25 ноября 2011 г. N 18-05-05/1048.
Исходя из опыта Амурской области, совместно с которой наша компания участвовала в данном проекте, можно сказать, что наибольшей проблемой в решении поставленной задачи явилась необходимость многократной выверки данных об учреждениях в период их массовой перерегистрации, связанной как с изменением их правового статуса (казенное, новое бюджетное, автономное), так и с передачей на региональный уровень муниципальных учреждений здравоохранения.
На текущий момент работа по актуализации ЕГРЮЛ продолжается. По факту окончания данной работы Министерством финансов РФ может быть принято решение об использовании ЕГРЮЛ в качестве базового классификатора официального сайта. В этом случае для учреждений начнет действовать принцип «одного окна» — любая информация об учреждении должна будет вначале появиться в ФНС и только потом на официальном сайте и в других информационных системах управления общественными финансами.