В данной статье делимся с вами рекомендациями по написанию анализа произведения. Данный вид работы (или сочинения) очень популярен в школьной программе, поэтому данная инструкция будет полезна как школьникам, так и учителям.
Анализ произведения – работа, предполагающая проведение углубленного, тщательного исследования произведения, а также извлечение наиболее значимой и полезной информации и идеи из анализируемого текста.
Другими словами, под анализом текста понимают его разбор по определённым параметрам. Этот процесс позволяет лучше понять написанное, отследить не только сюжетную линию, но и внутренний смысл, ключевую идею и основной посыл, который автор намеревался передать.
Перед тем, как проводить анализ произведения, необходимо внимательно с ним ознакомиться, не пропуская детали и отмечая для себя важные моменты. Говоря о прочитанном, важно исходить из того, какого рода произведение следует разобрать. Если анализируем рассказ, повесть или роман, то имеем дело с эпосом, эпическим произведением, если стихотворение -то скорее имеем дело с лирикой, лирическим произведением.
Конечно, эти произведения будут различаться. Во-первых, содержанием (темой, проблемой, идеей, сюжетом – четким эпическим или неявным лирическим, системой образов – в том числе образов героев), а во-вторых – формой, способами воплощения авторской идеи (композицией, языком – использованными приемами, изобразительно-выразительными средствами).
- План анализа литературного произведения
- История создания
- Смысл названия
- Жанр
- Время и место действия
- Тема и идея
- Проблематика
- Композиция и ключевые моменты сюжета
- Конфликт
- Система образов
- Художественные средства и особенности языка произведения
- Позиция автора
- Значение произведения
- Заключение и выводы
- Особенности анализа разных типов художественных произведений
- Анализ прозы
- Анализ поэзии
- Анализ драмы
- Анализ фольклора
- Общие советы по написанию анализа произведения
- 1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.
- 2. Определите тему и цель автора.
- 2. Составьте план, сформулируйте тезис.
- 3. Напишите анализ.
- 4. Отредактируйте текст.
- Пример, как сделать целостный анализ текста по литературе по образцу
- Последовательность выполнения
- Шаблоны для анализа произведения
- План для разбора стихотворного текста
План анализа литературного произведения
Мы приводим план анализа произведения, а чуть ниже подробно рассмотрим каждый пункт и дадим советы, как его раскрыть.
- История создания (название, автор, когда и где написано, с какими историческими событиями связано, кому посвящено).
- Смысл названия (как название раскрывает через себя основную мысль произведения).
- Жанр произведения (роман, повесть, поэма, комедия, ода и т.д.).
- Время и место действия (когда и где происходят описываемые в произведении события).
- Тема и идея (о чём идет речь в произведении, что хотел сказать автор этим произведением, чему научить).
- Проблематика (какие проблемы поднимает автор в произведении).
- Композиция и ключевые моменты сюжета (построение, взаимная соотнесенность и последовательность частей произведения).
- Конфликт (какой конфликт лежит в основе произведения, в чём заключается столкновение противоположных взглядов действующих лиц).
- Система образов (в чем особенность системы образов произведения, взаимодействие литературных героев между собой, а также их роль в сюжете и раскрытии авторского замысла).
- Художественные средства и особенности языка произведения (общее звучание, стиль речи, образные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.).
- Позиция автора (мнение автора, его отношение к описываемой ситуации, поднятой проблеме).
- Значение произведения (место произведения в творчестве писателя, значение в истории русской и мировой литературы);
- Выводы (подведение итогов анализа произведения).
Остановимся подробнее на каждом пункте, а в качестве примера разберем роман Отцы и Дети.
История создания
Необходимо кратко пересказать сопутствующие написанию книги события, а также упомянуть условия, в которых автор создавал свое детище.
Этот пункт позволяет лучше понять условия, в которых писался текст, даёт представление о том, что на тот момент происходило в жизни автора и современном ему обществе.
Пример: Мысли о создании нового произведения, описывающего окружающую действительность, возникли у Тургенева, когда он находился в Англии на острове Уайт. Именно тогда он задумал крупную повесть, героем которой должен был стать молодой врач. Прототипом Базарова стал случайно встреченный Тургеневым во время путешествия по железной дороге молодой доктор. В нем он увидел зачатки нигилизма, только зарождавшегося в то время. Это поразило Ивана Сергеевича. Он был просто очарован воззрениями этого юноши.
Непосредственно к началу работы Тургенев приступает в 1860 году. Он уезжает вместе с дочерью в Париж, обосновывается там и планирует в сжатые сроки закончить работу с новым произведением. В течение первого года работы над «Отцами и детьми» писатель заканчивает первую половину романа.
Смысл названия
В некоторых случаях этот пункт можно пропустить, но обычно за названием скрывается определённая идея, ключевая мысль произведения. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
К примеру, название романа «Отцы и дети» символизирует конфликт взаимоотношений между родителями и детьми, разрыв поколений, взаимное непонимание.
Жанр
Определение жанра — одно из важных умений, которым должны обладать учащиеся. Чтобы правильно определить жанр произведения, необходимо обратить внимание на его форму, специфику, особенности, характер повествования и пр.
Пример: «Отцы и дети» относятся к жанру романа. Принимая во внимание его жанровое своеобразие, можно считать его социальным и психологическим романом. Психологическую окраску роману придаёт детальное изображение переживаний героев, их чувства и настроения. А споры Базарова с Павлом Кирсановым отображают социально – идеологическое направление романа, борьбу противоборствующих взглядов, идейное разногласие, разное восприятие мира. Всё это ведёт к непониманию друг друга, к полной противоположности их мнений.
Время и место действия
Время и место действия произведения – это структурные элементы художественного произведения, определяющие временную и пространственную локализацию описываемых событий.
Пример: Действия в романе «Отцы и дети» происходят весной 1859 года, то есть накануне крестьянской реформы 1861 года.
Место действия – глубинка Российской империи: Марьино – имение Кирсановых, Никольское – имение Одинцовой, имение родителей Базарова, город ***, Хохловские выселки.
Тема и идея
Это один из основных пунктов плана анализа художественного произведения. Под темой понимают то, о чём идёт речь в произведении. Идея — ключевая мысль произведения, тот посыл, который автор хочет донести до читателя. Обычно раскрытие идеи происходит через освещение определённых проблем, которые также нужно отразить в анализе.
Пример: Главная тема романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — разногласия между поколениями, которые писатель отражает через проблему взаимоотношений консерваторов Кирсановых и разночинца Базарова. Основная идея произведения — идейные противоречия между представителями русской интеллигенции разных поколений.
Проблематика
Проблематика произведения представляет собой совокупность проблем, которые волнуют автора. Как правило, в литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.
Пример: Основная проблема, поднятая И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети» заключается в кризисе отношений между поколениями и в столкновении двух идеологий: консерваторов (Кирсановы) и радикально настроенных разночинцев-демократов (Базаров).
Композиция и ключевые моменты сюжета
В данном разделе анализа необходимо отразить сюжетную структуру произведения, показав, что происходит на его разных этапах: экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке и постпозиции. Иногда в произведении еще присутствует пролог или эпилог.
- Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия.
- Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
- Развитие действия – часть, в которой конфликт углубляется, обрастает подробностями.
- Кульминация – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострен и требует немедленного разрешения.
- Развязка – часть, в которой конфликт подходит к своему логическому разрешению
- Постпозиция – сообщение о дальнейшей судьбе героев.
Пример композиции в романе «Отцы и дети»:
- Экспозиция – повествование о жизни Николая Петровича и усадьбе Кирсановых.
- Завязка – приезд Аркадия и Базарова.
- Развитие действия – споры Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой.
- Кульминация – признание Базарова в любви Одинцовой, ее отказ.
- Развязка – смерть Базарова.
- Постпозиция – события, описанные после смерти Базарова. Повествование о дальнейшей судьбе Аркадия, Кати, Фенечки, Николая Петровича, Павла Петровича, Ольги Одинцовой, Кукшиной и Ситникова.
Конфликт
Стержнем большинства произведений является конфликт: внешний (столкновение главного героя с обществом или конкретным человеком) либо внутренний (столкновение главного героя с самим собой).
Нужно определить, какой конфликт присутствует в произведении, сколько их, как они показаны в произведении. Зачастую, конфликт определяет сюжетную линию и, как правило, разрешается в конце произведения.
Система образов
В данном пункте литературоведческого анализа произведения необходимо описать основных героев. Важно отметить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными. Необходимо обсудить особенность их имён, поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на характеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения.
Кроме того, следует тщательнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль.
Пример: Главные герои романа – Базаров и семья Кирсановых (Аркадий, его отец и дядя). Второстепенные герои – родители, друзья и знакомые Базарова, слуги.
Если охарактеризовать Евгения Базарова кратко, то это взрослый человек, примерно тридцати лет. К окружающему миру относится скептически. В его образе преобладают холодные и жёсткие черты. Беспринципная и не высоконравственная личность. Он сын лекаря из крестьянской семьи, учится на медицинском факультете. Умирает от заражения крови.
Базаров отрицает предшествующую культуру, полагая, что поэзию и музыку создали аристократы «от нечего делать». Он называет искусство чепухой, романтическим бредом.
Художественные средства и особенности языка произведения
Этот пункт чрезвычайно важен при анализе произведения. С помощью художественных средств и особенностей языка произведения можно понять замысел автора, раскрыть образы персонажей, дать максимально точную оценку героям и событиям.
Здесь необходимо найти не только характерные лексические единицы и синтаксические конструкции, но и средства выразительности: эпитеты и метафоры; гиперболы и литоты; метонимии и синекдохи и пр.
Пример: Роман «Отцы и дети» – бесспорное доказательство умения И.С. Тургенева виртуозно владеть языковыми средствами. В этом произведении и аристократическая, и разговорная речь, и монологи насыщены общественно-политической терминологией.
Пейзажи, портреты, описание многих событий в основном оформлены как авторская речь. Языковое оформление её отличается богатством лексических единиц и стройными синтаксическими конструкциями.
В тексте без труда можно найти:
- Эпитеты: патрuархально-добродушная певучесть, зловещие пятна, ощuпанные дepeвцa, скудная зелень;
- Сравнения: говоря об избраннике Одинцовой, автор описывает его как человека молодого и доброго, но “холодного как лед”;
- Метафоры: вспоминая об Аркадии на смертном одре Базаров назовет его сперва птенцом, а потом – галкой (перенос значения по сходству).
Позиция автора
Схема анализа произведения по литературе не будет полной без отображения авторского отношения к происходящему в сюжете. Следует указать, какой стороны придерживается автор, мысли и поступки каких героев ему ближе.
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайся подмечать подобные характеристики.
Пример: Роман «Отцы и дети» – одно из главных произведений Тургенева, в котором наиболее ярко отразились его взгляды на современную ему действительность. Однако свои взгляды Тургенев выражает не прямо: сквозь полотно повествования просматривается личное отношение автора к выведенным явлениям жизни. В своем романе Тургенев показал противостояние двух поколений в конкретный исторический момент. Однако никому и ничему автор не сочувствует вполне. Его не удовлетворяют ни «отцы», ни «дети». Он объективно оценивает обе стороны и, видя достоинства и недостатки каждой, не идеализирует ни одну из них.
Авторская позиция Тургенева выражается уже в самом выборе конфликта. Осознавая существовавший конфликт поколений и, чувствуя себя причастным к нему, Тургенев, как человек, как представитель своей эпохи, пытался отыскать его корни, а как писатель – отразить результаты своих размышлений в произведении. Тургеневым специально были выбраны лучшие представители дворян и разночинцев, чтобы именно на их примере показать несостоятельность ни тех, ни других.
Значение произведения
В данном пункте анализа необходимо определить, какое место занимает анализируемое произведение в творчестве автора, и какое влияние оказало на русскую и мировую литературу. Также следует рассказать об особенностях произведения, какие ему присущи характеристики, которые не встречаются в других произведениях.
Пример: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» однозначно признан критиками знаковым произведением как в творчестве великого русского писателя, так и в общем контексте эпохи 60-х годов XIX века. В романе нашли отражение все современные автору общественно- политические противоречия; живо представлены как злободневно-приходящие, так и вечные проблемы взаимоотношений между поколениями «отцов» и «детей». Роман читали во всех слоях общества — от революционно настроенной молодежи до правительственной верхушки и крайних реакционеров. Тип социально-психологического романа, созданный Тургеневым, оказал огромное влияние на развитие общественной и литературной жизни.
Заключение и выводы
В конце анализа следует представить собственные соображения, относительно содержания и формы произведения, его особенностях и способах выражения авторского замысла, а также дать объективную оценку прочитанному.
Заключение — неотъемлемый элемент целостного анализа произведения. В нём ещё раз отмечается ключевая идея произведения, даётся комплексная характеристика прочитанному. Также стоит отметить, какое значение это произведение имеет для читателя. Автор анализа должен отобразить в этом пункте свои мысли, эмоции впечатления в отношении прочитанного.
Этот пункт представляет собой общий вывод анализа.
Анализируя произведение, каждый исследователь вправе самостоятельно решать, какой путь анализа применять, и на каких моментах следует акцентировать свое внимания, а какие проигнорировать. Поэтому не обязательно при анализе следовать каждому пункту плана. Порядок проведения анализа литературного произведения зависит от его типа.
Особенности анализа разных типов художественных произведений
Анализ прозы
В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и пр. Все они имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания. При анализе прозы следует уделить внимание главным героям, основной сюжетной линии и ключевым проблемам, затронутым в них. В некоторых случаях, сведения для литературного анализа прозы можно почерпнуть в кратком содержании к произведению. Зачастую там описывается основной конфликт, представлены имена центральных персонажей, а также присутствует информация о стиле автора и его предпочтениях
Анализ поэзии
Поэтическое произведение – это сочинение писателя, написанное стихами. Оно представляет собой короткое или длинное стихотворение. Анализ произведений такого типа может не предполагать освещение сюжетного конфликта и характера главных героев. Важную роль в стихотворении или поэме играют художественные средства. Задача исследователя – выявить, при помощи каких художественных средств выразительности раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения. Также следует определить ритм стиха, стихотворный размер, рифму.
Анализ драмы
Драматические произведения – это творческий труд, в котором описание жизни раскрывается через действие, поступки и разговоры героев. Такие произведения называют пьесами. Они сочетают в себе эпический и лирический способы изображения. Особое внимание в процессе анализа драматических произведений обращается на речь действующих лиц, а также выяснение подтекста их реплик. Обилие диалогов помогает раскрыть духовный мир героев, их чувства, свидетельствует о культуре персонажей, их социальном положении. Довольно часто основная идея пьесы заложена в ее названии. Кроме того, при анализе образов пьесы не следует ограничиваться только выяснением поступков действующих лиц. Необходимо обратить внимание на то, как персонаж осуществляет свои поступки и учесть это при составлении анализа.
Анализ фольклора
При составлении анализа сказки, былины, исторических и лирических песен, народных драм, эпосов, саг и прочих фольклорных произведений важнейшее значение приобретают традиции, менталитет, религиозные убеждения определенного народа. Именно взаимосвязь между этими понятиями следует отобразить в анализе такого рода.
Общая цель литературного анализа каждого из перечисленных типов произведений заключается в исследовании поведения персонажей, раскрытии символики, определении основной мысли произведения и идей, которые автор хотел донести до нашего времени.
Общие советы по написанию анализа произведения
1. Делайте заметки и формулируйте аргументы.
В процессе прочтения некоторые фрагменты произведения привлекают к себе особое внимание — основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования, время и место действия. Выделяйте отрывки текста, которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. Также обращайте внимание на литературные приемы, которые использует автор для доказательства своей точки зрения.
2. Определите тему и цель автора.
При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача — определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Затем сосредоточьтесь на ключевых темах, чтобы определиться с аргументами. Темы — это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Также обратите внимание на форму произведения. Форма — это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия.
2. Составьте план, сформулируйте тезис.
Тезис — это основная идея вашей работы. Важно охватить свои основные доводы, чтобы читатель понимал, что вы собираетесь обосновать. В литературном анализе нужно связать ключевую идею или тему с особым подходом автора к реализации этой темы в выбранном произведении. Затем продумайте структуру своих аргументов. Вы сами определяете способ организации вашего анализа. Распространенный вариант — последовательный разбор книги от начала и до конца с примерами и доказательствами из текста.
Упорядочьте основные идеи или абзацы. Присвойте римские цифры каждой идее, которую нужно рассмотреть в анализе, а также введению и выводам. Напротив римской цифры кратко запишите идею, а затем добавьте важные пункты, которые нужно рассмотреть в каждом абзаце. Под римскими цифрами используйте буквы и арабские цифры, чтобы добавить подробные сведения по каждому абзацу. Будьте максимально конкретны или укажите только самые главные моменты. Учтите — чем больше конкретики, тем проще написать анализ
3. Напишите анализ.
Начинайте каждую главную тему парой вводных предложений. Каждое ваше утверждение должно начинаться с краткого введения в начале абзаца. Просто опишите свою идею. Также можно связать идею с основным текстом. Не забывайте подкреплять свои утверждения цитатами из текста. При работе над литературным анализом важно показать, где вы нашли подтверждения своих мыслей в тексте. Все утверждения должны сопровождаться цитатами или пересказом событий.
Далее проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте, что ваши доказательства связаны с утверждением. Напишите введение, частью которого должен быть главный тезис. Изложите утверждения, которые вы собираетесь доказать в своем анализе, а затем напишите вывод. В заключении необходимо снова вернуться к своим доводам и четко увязать их с тезисом.
4. Отредактируйте текст.
Убедитесь в логичности ваших доводов от начала и до конца. Вам удалось проследить цепочку доводов по своим утверждениям, доказательствам и аналитическим разборам? Если нет, то начните сначала и заполните все пробелы.
Проверьте грамотность написания. Прочитайте текст вслух, для того чтобы не пропустить ни единой ошибки. Обратите внимание на неуместные слова или громоздкую структуру предложений.
Пример, как сделать целостный анализ текста по литературе по образцу
Как сделать целостный анализ текста по литературе учат в школе с начальных классов. Этот навык укрепляется и оттачивается с годами. В выпускном классе школьник должен показать свое мастерство на экзамене. Качественный и полный разбор текста требуется и раньше: анализ проводят в работах олимпиадного характера, в контрольных заданиях по литературе, поэтому навык необходим современному школьнику.
Последовательность выполнения
Провести полный анализ прозаического текста — значит, исследовать всю структуру произведения. Начиная с фонетического уровня и заканчивая синтаксическим. Но это возможно сделать не с любым текстом. Например, в прозе интереснее разбирать детали, которые использует автор, что хочет ими сказать. Иногда это намного важнее, чем звукопись, которая чаще используется в лирических произведениях, или синтаксические конструкции. Не существует единого плана, по которому следует выполнить анализ стихотворения или рассказа. Рекомендации, которые можно использовать при подготовке к олимпиаде:
- Анализ прозаического отрывка, как и стихотворного, следует начинать с внимательного прочтения.
- После чего отметить в нем значимые точки: повторы, метафоры, эпитеты. Важно не только перечислить, какие средства выразительности использует автор, но и для чего. Не так важно показать знание терминов, сколько дать понять, что человек разбирается в них и знает, с какой целью они применяются.
- Нужно попытаться найти смысл, который хочет донести до читателя автор: отметить основную мысль и тему.
- Правильно подготовленный литературный анализ предполагает рассуждение на тему, которую поднимает автор. На что он акцентирует внимание, к чему призывает. Все тезисы должны быть подкреплены фактами, цитатами из текста. Без доказательств все утверждения — вода. Должно быть 1−2 примера на одно утверждение школьника.
- Можно обратиться к системе образов. Стихотворные тексты также могут содержать в себе действующих лиц, кроме лирического героя.
- Не нужно забывать о композиции, она часто является важной составляющей художественного текста.
- Хронотоп может стать интересной частью разбора.
Единого плана анализа прозаического произведения, как и стихотворений, не существует. Каждый учитель в классе вправе предложить свой образец разбора произведения.
Нужно понимать — что важно для одного отрывка, может оказаться незначительным для другого. Например, в одном эпизоде в основе лежит оппозиция героев, тогда, делая анализ, нужно отталкиваться от этого утверждения. В другом — может не быть противопоставлений, или быть, но антитеза настолько незначительная, что о ней можно даже не упоминать.
Шаблоны для анализа произведения
Образец, как проанализировать текст по литературе, должен предоставить учитель. Он должен полностью отражать правильный разбор художественного произведения. Для упрощения задачи можно использовать шаблоны:
- В предоставленном тексте содержится информация о…(пересказ в 3−5 предложениях). Автор (ФИО) хочет привлечь внимание читателя к проблеме…(указать проблему, которая поднимается в тексте). Это помогает раскрыть следующие темы… .
- Чтобы утвердить основную мыль произведения…(назвать ее), автор использует следующие средства художественной выразительности… (перечислить их, к каждому приводить примеры). Кроме этого, дополняет картину композиция (линейная, зеркальная и т. п. ).
- В тексте несколько (или один) действующих лиц. Главные из них …, второстепенная роль отведена…. Отношение автора к персонажам неоднозначно (оно может быть и очевидным, важно доказать свои мысли текстом).
- Говоря о герое, невольно вспоминается другой персонаж произведения (назвать ФИО автора и название). Сходство улавливается в том, что… .
- Важную роль в отрывке играют пейзажные зарисовки. Они отражают (основную мысль, характер героев и проч.)
Кроме таких заготовок, важно использовать и свои размышления, мысли, которые навеяны прочтением произведения.
План для разбора стихотворного текста
Стихотворения анализировать сложнее, потому что нужно тонко чувствовать, что хочет донести автор. Целостный анализ стихотворения включает в себя следующие элементы:
- Начать следует с того, какая картина вырисовывается в воображении после прочтения.
- Далее следует сказать, как автор ее рисует: какие краски использует («синие звезды», «темная ночь» и проч.), средства художественной выразительности, тропы (эпитеты, метафоры, антитезы, звукопись, гипербола).
- На сколько частей разделено стихотворение, по какому принципу, о чем говорится в каждой.
- Лексический состав. Какие слова преобладают: устаревшие, неологизмы, просторечная лексика.
- Морфологический уровень. Есть стихотворения, которые состоят из одних существительных, но ярко передают динамику.
- Можно остановиться на таких тонкостях, как мелодика, рифма, ритм, размер стихотворения.
В заключение нужно написать 1−2 предложения, подвести итог всему сказанному.
Стоит помнить, что анализ должен быть связным текстом, как сочинение. Нельзя использовать нумерацию предложений, абзацев и проч.