Трубопроводный транспорт нефти и газа. История развития

Трубопроводный транспорт нефти и газа. История развития Кабинет автора

Трубопроводный транспорт

  • Роль
    и сфера применения трубопроводного
    транспорта.
    . . . . . 1
  • Трубопроводная
    транспортная сеть.
    . . . . . . . . . . . . . . 2
  • Техническое
    оснащение.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
  • Технико-экономические
    особенности, преимущества и недостатки
    трубопроводного транспорта.
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  • Технология
    работы
    трубопроводного
    транспорта.
    . . . . . . . . . . 3
  • Основные
    проблемы в развитии трубопроводного
    транспорта.
    . . . 4
  • Тенденции
    развития
    трубопроводного
    транспорта.
    . . . . . . . . . 5

2014 Оглавление

История
развития трубопроводного транспорта
нефтепродуктов за 1981-1985гг. 3

Анализ
Технико-Экономических показателей
Трубопроводного Транспорта нефте- и
нефтепродуктопровода в период с 1981 по
1985 гг. 10

Тенденции развития трубопроводного транспорта в Российской Федерации

В настоящее время тенденциями развития трубопроводного транспорта являются следующие направления:

Развитие трубопроводного транспорта Российской Федерации активно началось в конце 50-х годов 20 века. В настоящее время этот вид транспорта самый динамично развивающийся и вытеснивший на второе место железнодорожный транспорт по объему грузоперевозок в середине 80-х годов. Российская Федерация занимает второе место в мире по протяженности трубопроводов, на первом месте Соединенные Штаты Америки. Но российские трубопроводы выполняют больший объем работы, за счет применения труб большего диаметра. Самыми важными грузами российского трубопроводного транспорта являются природный газ, сырая нефть, а также попутный нефтяной газ. Продуктопроводы, которые используются для транспортировки жидких и газообразных химикатов, а также продуктов нефтепереработки, еще не получили широкого распространения в стране, но их развитие выглядит достаточно перспективным.

Общая протяженность российских магистральных трубопроводов более 233 тысяч километров. Из них более 168 тысяч километров — газопроводы, около 50 тысяч километров — нефтепроводы и почти 20 тысяч километров — нефтепропродуктопроводы. Крупнейшей российской компанией, которая владеет магистральными трубопроводами перекачивающие 90 % российской нефти, является “Транснефть”. Также крупным оператором трубопроводного транспорта является “Газпром”. В Российской Федерации преобладают нефте- и газопроводы широтного направления. Многие трубопроводы берут свое начало в Поволжье, на Урале и в Западной Сибири. Они проходят через всю европейскую часть страны и заканчиваются в странах СНГ, а также Западной и Восточной Европы. По нефтепроводам сырье подается на заводы по переработке нефти в России и странах Европы, а также в самые крупные порты по экспорту нефти — Туапсе, Херсон, Новороссийск и другие.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы

Стратегия России в отношении развития транспорта нефтегазоресурсов на внутреннем рынке обязана полностью отвечать требованиям национальных интересов и приоритетам экономики страны. По этой причине одной из наиболее важных задач, стоящих перед трубопроводным транспортом, является задача по ускоренному экономическому и демографическому укреплению наименее развитых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Даже в связи с активным развитием морского транспорта углеводородов в РФ, трубопроводная прокачка нефти и газа по-прежнему остаётся наиболее выгодной формой экспорта нефтегазовых ресурсов. Конечно, основным инструментом транспортировки углеводородов выступают магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, газопроводы.

Магистральные нефтепроводы – это инженерные сооружения, которые состоят из подземных, подводных, наземных и надземных трубопроводов, а также связанных с ними насосных станций, хранилищ нефти и иных технологических объектов, которые способны обеспечить транспортировку, приёмку, сдачу нефти потребителям или перевалку на иной транспорт.

Кроме магистральных трубопроводов существует достаточно развитая система промысловых трубопроводов. Такие трубопроводы предназначены для соединения непосредственных мест добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки.

Транспортировать нефть по трубопроводу придумал выдающийся русский учёный Д. И. Менделеев. Именно он предложил построить нефтепровод «Баку-Батуми» с целью прокачки нефти из Каспийского региона на заводы по переработке нефти на Черноморском побережье.

Самый первый трубопровод, длина которого составила всего 9 км. Проложили на бакинских промыслах в 1878 г. Этим вплотную занимался великий русский инженер и изобретатель В. Г. Шухов. В 1891 г. первый в мире трубопровод появился в горах «Долляр – Кадабенские медные рудники». Его протяжённость составила 45 км. А трубопровод «Баку – Батуми» стал первым магистральным керосинопроводом, протяжённость которого составила 853 км.

Перед самым началом Первой мировой войны в России был построен нефтепровод «Грозный – Махачкала», его протяжённость составила 162 км., а его часть в 16 км. стала впервые в мировой практике частью трубопровода, которую проложили по морскому дну Каспийского моря.

В 1928 г. был введён в эксплуатацию ещё один трубопровод «Грозный – Туапсе», его длина составила 618 км., а в 1930 г. сдали вторую очередь строительства трубопровода «Баку – Батуми» протяжённостью 832 км. В 1935 г. был возведён нефтепровод «Эмба- Орск», протяжённость которого составила 850 км, а в 1937 г. был запущен трубопровод «Ишимбаево – Уфа» длиной 166 км.

Во время Великой Отечественной войны проводилась уникальная операция по прокладке в 1942 г. по дну Ладожского озера бензопровода, который использовали впоследствии для доставки в блокадный Ленинград до 600 т. жидкого топлива в сутки. Этот трубопровод поистине является самым жизненно необходимым и важным, его длина составила 30 км., а диаметр – 100 мм. Ещё одна его особенность в том, что проложили его всего за 42 дня.

Также в 1942 г. с целью обеспечения топливом Саратовской электростанции, которая занималась обслуживанием и производством военной техники, необходимой для Сталинградского фронта, в течении полутора месяца был построен вручную, без использования какой-либо строительной техники, газопровод «Елшанка – Саратов», общей протяжённостью 18 км.

Г. Куйбышев являлся основным топливным центром Поволжья, для его снабжения был построен в 1943 г. газопровод «Бугуруслан – Куйбышев». Одновременно с этим на другом конце страны возводился нефтепровод на Дальнем Востоке «Оха – Софийск», общая длина которого составила 368 км, именно этот нефтепровод стал первым участком будущего магистрального нефтепровода «Оха – Комсомольск-на-Амуре».

В 1944 г. было принято решение заняться строительством первого магистрального газопровода «Саратов – Москва», который уже рассчитывался на строительство и ведение в эксплуатацию в наблюдающееся мирное время и на мирного потребителя.

Вторая половина 1950-х гг. была отмечена возросшими темпами роста добычи нефти и газа. Этому способствовало начало ускорения в развитии трубопроводного транспорта. Примечательно, что основной сырьевой базой роста нефтяной добычи были месторождения в Урало-Поволжском регионе. Именно в это время стали осваиваться наиболее обогащённые земли на нефтяные ресурсы Тюмени, что повлияло на сильный скачок темпов строительства нефтепроводов.

В 1970 г. доля перевозок нефтяных грузов трубопроводным транспортом составила 51%, в 1985-1990 гг. 60-63%, с 2000 г и по настоящее время этот показатель варьируется в пределах 66-67%.

В таблице ниже представлена динамика структуры перевозки нефтяной продукции по видам транспорта.

На основе представленной таблицы можно сделать вывод, что уровень перевозов нефтяных грузов до настоящего времени не достиг уровня 1990 г. В качестве основной причины падения транспортировки в 1991-2000 гг. считается падение в это время добычи нефти, в том числе уменьшение морской транспортировки нефтегрузов.

Если сравнивать данные показатели, то необходимо обратиться в прошлое. К примеру, в 1980 г. через море перевозилось 54 млн. т. продукции нефтяной промышленности, а в 2005 г. только 3,6 млн. т., что в пятнадцать раз меньше, чем в 1980 г. Это говорит о том, что основная масса нефтеналивных грузов транспортируется под иностранными флагами, иными словами, судами, которые принадлежат зарубежной юрисдикции.

Таблица также вносит ясность в вопрос о том, что же на самом деле является единственным видом транспорта, который нарастил транспортировки с 1990 по 2012 гг. Ответ прост – железнодорожный транспорт. Одновременно с этим себестоимость перевозки нефтяных грузов по железной дороге сократилась в три раза, чем не у нефтепроводов. Однако даже несмотря на увеличение прокачки нефтепродуктов по трубопроводам её объём до настоящего времени не вышел на уровень РСФСР конца 1970-х гг. Это показано схематично на изображении ниже.

В общем объёме за период с 1991 по 2013 гг. протяжённость нефтепроводов увеличилась на 3 000 км, а нефтепродуктопроводов на 2,6%.

На изображении ниже представлен график протяжённости магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в РСФСР и РФ.

На изображении ниже представлен схематично график перекачки магистральной нефте- и нефтепродуктопроводами в РСФСР и РФ

Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду

Трассы магистральных трубопроводов прокладываются в различных природно-климатических зонах, отличающихся геологией, геокриологией, гидрологией, географическим ландшафтом, освоенностью, чувствительностью биогеоценоза к антропогенным и техногенным воздействиям, характером и размером их последствий и т. п. При изыскании трасс, строительстве и эксплуатации трубопроводов на грунтовую среду, растительный покров, животный мир, подземные и поверхностные воды, приземной слой атмосферы оказывают влияние различные среды.

Причем источниками воздействия могут быть транспорт и строительно-монтажная техника, перекачиваемый продукт (нефть, газ, нефтепродукты) или продукты его сгорания, тепло транспортируемой по трубопроводу среды, конструкция трубопровода и т. д.

Все воздействия можно подразделить на прямые и косвенные, длительные и кратковременные (импульсные). Они могут проявляться в виде механического разрушения, загрязнения, теплового влияния и т. п. Последствия от этих воздействий могут быть первичными и вторичными, обратимыми и необратимыми (нерегулируемыми).

Читайте также:  Личный кабинет — СарРЦ

Прямым воздействием на окружающую среду, например, при расчистке и планировке трассы будет нарушение микро- и макрорельефа, а косвенным—сокращение пастбищных площадей. Последствия прямых и косвенных воздействий будут соответственно первичными и вторичными.

В рассматриваемом случае первичные последствия — развитие эрозии, оврагов, термокарста, а вторичные — ухудшение условий питания животных и др.

Примером длительного воздействия на окружающую среду, в частности на грунт, может служить тепловое влияние трубопроводов на многолетнемерзлые грунты.

Загрязнение атмосферы в результате аварийного выброса газа или сжигания нефти характеризуется значительно меньшим периодом воздействия и его можно отнести к кратковременному, или импульсному, воздействию.

Обратимыми последствиями будем называть такие, которые могут быть ликвидированы, а окружающая среда при этом восстановлена до исходного состояния или близкого к нему. Например, растительный покров после окончания строительно-монтажных работ может быть восстановлен посевом аналогичных растений.

Классификация компонентов окружающей среды, источников и типов воздействия и их последствий.

Из-за органической связи различных компонентов отдельные источники воздействия оказывают влияние практически на все компоненты окружающей среды одновременно. Это обстоятельство существенно затрудняет проведение дифференцированного анализа влияния каждого из источников воздействия на отдельные компоненты окружающей среды.

На основании изучения воздействий на окружающую среду и соответствующих им последствий при строительстве трубопровода и его эксплуатации рекомендуется выделить следующие взаимосвязанные компоненты: приземной слой атмосферы, почвенно-растительный комплекс (ПРК) и рельеф местности, животный мир, поверхностные и подземные воды. Такая степень детализации позволяет, достаточно полно и определить характер воздействия на каждую компоненту, его последствия и наметить наиболее эффективные мероприятия по охране природы.

Приземный слой атмосферы.

Тип воздействия — загрязнение при эксплуатации трубопроводов.

Источники воздействия—утечки газа через негерметичные соединения или при разрывах газопровода, сжигание нефти и нефтепродуктов, разлитых на поверхности при аварии на нефте- и нефтепродуктопроводах, утечки и испарения в процессе ранения и сливно-наливных операций, пожары на газо-, нефте- и нефтепродуктопроводах и т. д.

Последствия — подавление роста растительности, превышение предельно допустимой концентрации (ОДК) и вредных веществ в воздухе.

Почвенно-растительный комплекс и рельеф местности.

Типы воздействий — механическое и тепловое разрушение, загрязнение.

Источники воздействий — строительно-монтажные работы при прокладке трубопровода и эксплуатация последнего.

Последствия — развитие эрозии, оврагов, оползней, изменение рельефа, активизация криогенных процессов, заболачивание территории, снижение биологической продуктивности ПРК, уничтожение культурных посевов, развитие безлесных ландшафтов.

Типы воздействия — сокращение и уничтожение кормовых ресурсов, ограничение перемещений.

Источники воздействий — загрязнение и разрушение ПРК и загрязнение воздушной среды, препятствия при миграции: надомные трубопроводы, транспорт и средства механизации. Последствия — сокращение поголовья животных.

Типы воздействия — загрязнение, механическое разрушение берегов и русла в створе перехода.

Источники воздействий — утечки нефти и нефтепродуктов из резервуаров при авариях подводных трубопроводов, устройствo береговых и подводных траншей.

Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс

Значение нижнего яруса растительного покрова как корма диких и домашних животных, тепло- и влагорегулятора почвы, основного средства против образования оврагов, оползней и эрозии трудно переоценить. Между тем основное воздействие нефти и нефтепродуктов на ПРК при отказах трубопроводов сводится именно к снижению биологической продуктивности почвы и фитомассы растительного покрова.

Характер и степень воздействия нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс определяются объемом ингредиента и его свойствами, видовым составом растительного покрова, временем года и другими факторами. Многие виды сосудистых растений оказываются устойчивыми против нефтяного загрязнения, тогда как большинство лишайников погибает при воздействии на них нефти и нефтепродуктов. Установлено, что наиболее токсичны углеводороды с температурой кипения в пределах от 150 до 275° С, т. е. нафтеновые и керосиновые фракции. Углеводороды с более низкой температурой кипения менее токсичны либо вообще безвредны, особенно их летучие фракции, поскольку они испаряются, не успевая проникнуть через растительную ткань. Высококипящие тяжелые фракции нефти также менее токсичны, чем нафтеновые и керосиновые фракции.

Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами в северных районах будет, очевидно, иметь гораздо большие отрицательные последствия, нежели в районах с относительно умеренным климатом. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция перемещения центров добычи нефти и газа именно в эти районы в существенной мере определяет важность рассматриваемой проблемы. Низкие температуры воздуха и грунтовой среды, сильные ветры, небольшая продолжительность летнего теплого периода (во время которого активизируются биологические процессы) создают чрезвычайно сложный режим функционирования растительного покрова. Поэтому всякое нарушение этого режима может привести к необратимым процессам. Одним из наиболее опасных в этом случае является загрязнение нефтью грунтовой среды в результате утечек из магистральных нефтепроводов, резервуаров и т. п.

Наряду с указанными явлениями загрязнение нефтью растительного покрова приводит к изменению его теплоизоляционных свойств. Па загрязненных нефтью участках наблюдалось уменьшение альбедо до 50%.

Нередко на болотистых участках трассы разлившуюся по дневной поверхности нефть, сжигают, что приводит к выгоранию леса иногда на значительных площадях. На участках многолетнемерзлых грунтов такие пожары могут привести к развитию криогенных процессов.

загрязнение почвенно-растительного комплекса нефтью и нефтепродуктами приводит к уничтожению растительного покрова, период самовосстановления которого в северных районов может достигать 10—15 лет;

снежный покров существенно снижает токсичное действие нефти на растительность. Наиболее опасны разливы нефти в период вегетации растений;

наибольшей токсичностью обладают нефтепродукты с температурой кипения 150—275° С (нафтеновые и керосиновые Фракции);

стойкость растений к загрязнению нефтью различна в зависимости от их вида;

Похожие страницы

. климатический; — и варианты: биоэкологический, геоэкологический, биосфер­ный. В своей монографии М.С. Панин . трубы), точечных подвижных (транспорт), пространствен­ных (города, поля . на них региональных ан­тропогенных влияний; — национальный — мониторинг .

Воздействие газовой промышленности на окружающую среду

. России. Далее, необходимо рассмотреть и обратное влияние геоэкологических факторов на состояние ГТС с тем . нефтегазовых объектов. Сложная техническая система трубопроводного транспорта характеризуется повышенной ответственностью, особенностями антропогенного .

Основы нефтегазопромыслового дела

. свойства пластовых жидкостей оказывают влияние на проницаемость породы. Величина . или горячими агентами. Его влияние наряду с влиянием других параметров сказывается как . автомобильный, железнодорожный или воздушный транспорт. При мелкоблочном методе буровая .

Республика Беларусь

. внешнеэкономических отношений с ними. Геоэкологическое положение Белоруссии осложняется последствиями . прохладным дождливым летом (сказывается влияние Атлантики). Средние температуры января . , важное значение имеет трубопроводный транспорт. Из всего выше .

Экология и безопасность жизнедеятельности (1)

. и мутагенных факторов; геоэкологический (природно-хозяйственный) . движения воздуха (V, м/с). Существенное влияние на параметры микроклимата и . трубопроводных магистралей подвоз сырья или вывоз готовой продукции может осуществляться водным транспортом .

Трубопроводный транспорт. docx

Трубопроводный транспорт, его особенности и проблемы развития

К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. В России первые нефтепроводы были сооружены в районе Баку и Северного Кавказа в 1870—90-х годах по проекту русского инженера В. Г. Шухова. Их диаметр составлял 100—200 мм, а протяженность свыше 1 тыс. км.

Строительство газопроводов начато в основном в 1920—30-е годы. В нашей стране широкая промышленная добыча и перекачка природного газа началась после Великой Отечественной войны. Газопровод является практически единственным видом магистрального и местного транспорта этого специфического вида груза.

Широкое строительство и использование трубопроводного транспорта в последние 50 лет обусловлено значительными изменениями в топливно-энергетическом балансе страны, повышением в нем доли нефти и газа до 70—75%. Особенно высокими темпами идет рост добычи и потребления природного газа. Себестоимость добычи газа (по тепловому эквиваленту) примерно в 13 раз ниже угля и в 3 раза ниже нефти. Ввиду того что основные месторождения нефти и газа в России находятся в весьма отдаленных от потребителей районах Севера и Сибири, значение трубопроводного транспорта очень велико. Его доля в работе транспортной системы страны постоянно возрастает и в 1998 г. составила по грузообороту 33 %, а по объему перевозок около 7% (включая нефте — и газопроводы). В 2000 г. прогнозируется увеличение доли трубопроводных магистралей в перевозках до 11%. Трубопроводный транспорт, по существу, не соответствует общепринятому определению понятия транспорт : здесь нет подвижного состава, пути и т. п. Подвижной состав — это сам трубопровод. Груз в нем перемещается под давлением. Трубопроводы представляют собой металлические трубы различного диаметра. Через каждые 100—140 км устанавливаются насосные станции с автоматическим режимом работы. При перекачке газа на линии устанавливаются компрессорные станции на расстоянии до 200 км друг от друга. К устройствам трубопроводного транспорта относят и линейные узлы для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и перекрытия отдельных участков (в частности, для ремонта).

Трубопроводный транспорт делится на нефте — и продуктопроводы магистральные, подводящие, промысловые и газопроводы магистральные и местные. Основные показатели работы всего трубопроводного транспорта России, включая местные, подвозящие и промысловые линии, показаны в табл. 9.1.

Показатели работы трубопроводного транспорта России

Объем перевозки,млн. т

Грузооборот, млрд. т км

Длина эксплуатационных транспортных сетей трубопроводного транспорта приведена в табл. 9.2.

Основными экспортными трубопроводными системами, построенными на территории бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод мира Дружба длиной 5116 км, который из района Самары идет в Белоруссию, на Украину и в страны Восточной Европы; трансконтинентальный газопровод Уренгой—Помары—Ужгород длиной 4450 км; транссибирский нефтепровод Туймазы—Иркутск длиной 3700 км; Союз (от Оренбурга до западной границы страны) общей длиной 2750 км.

Читайте также:  Методика преподавания немецкого языка как второго иностранного языка на начальном этапе

Длина трубопроводов, тыс.км

Средняя Азия—Центр длиной около 3000 км; Ямбург—западная граница длиной около 4605 км, построенный на компенсационной основе для Германии, Франции, Австрии, Швейцарии и других стран; мощный нефтепровод длиной 2500 км с подогревом парафинистой нефти на всем протяжении до 50°С проложен из Мангышлака через Поволжье на Украину. На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа. Строятся новые трубопроводные линии Западная Сибирь—Центр, Ямал—Запад и др.

Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Он используется преимущественно для газообразных и жидких грузов и для твердых грузов узкой номенклатуры. По трубопроводам транспортируется более 2/3 добываемого топлива, около 95% сырой нефти, весь природный газ. Характерной особенностью работы трубопроводного транспорта является непрерывность транспортного процесса.

К основным технико-экономическим особенностям и преимуществам трубопроводного транспорта относят: возможность повсеместной прокладки трубопроводов; массовость размеров перекачки; самую низкую себестоимость транспортировки (если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном — 80%, на автомобильном — 1600%); полную герметизацию, что дает абсолютную сохранность качества и количества грузов; полную автоматизацию операций по наливу, сливу и перекачке; меньшие капитальные первоначальные вложения; независимость от климатических условий, а также отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду при соответствующей изоляции и малочисленность обслуживающего персонала. Основной недостаток — узкая специализация по видам грузов.

Главной проблемой в развитии трубопроводного транспорта следует считать дальнейшее увеличение сети трубопроводов для увеличения размеров перекачки и возможности переключения грузопотоков с других видов транспорта. Грузонапряженность нефтепроводов составляет более 7,3 млн. т-км/км (для сравнения — на железной дороге 16,0 млн т-км/км; на речных путях — 1,8 млн т-км/км). Необходимо развитие сети газопроводов как единственно возможного, безопасного и экономически выгодного вида транспорта газа.

Одной из основных технических проблем является проблема повышения провозной способности трубопроводов. Зависимость провозной способности нефтепровода от диаметра трубы может быть проиллюстрирована следующими цифрами: при диаметре 720 мм — 15 млн. т в год; 1020 мм — 45 млн. т;. 1420 мм — 75 млн. т. В нашей стране основная сеть трубопроводов имеет диаметр до 1020 мм. Удельные капитальные вложения снижаются от увеличения диаметра. Например, использование труб диаметром 1420 мм дает уменьшение капиталовложений на 20%, а по эксплуатационным расходам — на 30% от уровня затрат при диаметре 1020 мм. Трубы диаметром 1420 мм при давлении в 10 МПа позволяют повысить производительность на 40%, а при давлении 12 МПа — в 2 раза. При диаметре труб 1600 мм и давлении 7,6 МПа провозная способность трубопровода может увеличиваться вдвое, а при диаметре 2000 мм — в 3—4 раза по сравнению с диаметром 1020 мм. Однако стоимость трубы и ее транспортировки к месту укладки возрастает значительно, поэтому эксперимент прокладки труб диаметром 2500 мм не дал положительного результата.

Повысить провозную способность можно, увеличив давление в трубах, но для этого требуются многослойные трубы, что удорожает их стоимость. Увеличение провозной способности может достигаться также прокладкой вторых линий. Производительность транспортировки газа в сжиженном состоянии повышается в 3—4 раза, но из-за повышения его химической активности требуются легированные стали для изготовления труб. Природный газ из скважин имеет температуру около 40°С и его необходимо охлаждать до температуры фунта. Разрабатывается метод охлаждения газа до температуры минус 70—75°С с теплоизоляцией труб, что также повысит пропускную способность газопроводов. Производительность может быть повышена при ликвидации турбулентности, снижающей скорость транспортировки. Для этого применяют искусственные водоросли , разбивающие поток жидкого груза.

На 1 км газопровода диаметром 1420 мм идет примерно 700 т труб. Перед металлургами стоит задача создания особо прочных и тонкостенных труб. Острой является проблема внешней и внутренней коррозии труб из-за химической активности транспортируемого груза. Изоляция внутренних поверхностей повышает пропускную способность на 5—8%, но удорожает общую стоимость труб. В крупных городах проблема коррозии усугубляется блуждающими токами. В стране ежегодно из-за коррозии теряется до 15 млн т стали.

Трубы от коррозии защищаются различными методами, в частности, битумно-бумажным покрытием, полимерными пленками с защитными обертками, эпоксидными и лакокрасочными пленками, пенополиуретаном и др. Самым надежным является эмалирование, но в связи с его дороговизной применяется довольно ограниченно, в основном в городах. За рубежом применяют полиэтиленовые покрытия на предварительно нанесенной клеевой состав из бутилкаучука или покрытия на основе эпоксидных смол, обладающих высокой адгезионной прочностью и стойкостью к повышению температуры, а также многослойные покрытия из полиэтиленовых и поливинилхлоридных лент на бутилкаучуковой грунтовке. Для внутренней изоляции применяют лакокрасочные покрытия на основе эпоксидных полиуретановых смол и цементно-песчаные покрытия.

Трубопроводы в зависимости от природно-климатических условий региона укладываются непосредственно на землю, на специальные эстакады или закладываются в землю (наиболее распространенный способ для городских трубопроводов). При пересечении водных преград трубопровод проводят по дну. В связи с этим возникают проблемы, особенно в зонах вечной мерзлоты, пустынно-степных и др., так как при перекачке грузов трубопровод нагревается, и меняется тепловой режим почвы. Мерзлота подтаивает, что приводит к отрыву трубопроводов. В зонах с низкими температурами обычные марки стали становятся хрупкими. Для районов, характеризующихся лавинообразованием, изготавливаются многослойные трубы, что позволяет поднимать рабочее давление до 15 МПа. Лазерная спайка и сварка повышает качество швов.

Для уменьшения металлоемкости, массы, коррозии применяются пластмассовые трубы. Опыт США, Канады, Германии и других стран показал рентабельность этого материала — 1 т пластмассовых труб заменяет 7,5 т стальных и 12 т чугунных труб. Некоторые пластики при диаметре до 70 мм выдерживают давление до 25 МПа, что позволяет увеличивать провозную способность трубопровода в 1,5 раза. Однако прочность и термостойкость пластиков еще недостаточны.

Для улучшения экологической обстановки в районе пролегания трубопроводов необходимо наладить наиболее быстрый поиск неисправностей. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете.

Остается сложной проблема уменьшения количества персонала, работающего, как правило, вахтовым методом на промежуточных компрессорных станциях. Для этого продолжаются исследования по широкому внедрению средств автоматизации управления работой трубопроводов. Такие системы позволяют обеспечить оптимальное функционирование трубопровода по заданным параметрам, а также вести учет и анализ производственной и экономической деятельности.

Решение части проблем на трубопроводном транспорте позволило за последние годы снизить себестоимость перекачки нефти на 15-20%.

Роль Северного Кавказа

Северный Кавказ занимает выгодное экономико-географическое положение. Он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов, обладает огромными потенциальными возможностями в закреплении и расширении экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.

Северный Кавказ, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой и обладает большими возможностями для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Северный Кавказ может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, морские и речные порты, крупные аэропорты российского и международного уровня. Ускоренное комплексное развитие морских и устьевых речных портов Азово-Черноморского и Прикаспийского бассейнов позволит активизировать внешнеторговые перевозки грузов, осуществляемые в настоящее время через украинские и другие зарубежные транспортные компании. У Северного Кавказа есть все предпосылки для превращения в транспортный узел международного значения.

Большие возможности открываются в связи с перспективами развития трубопроводного транспорта в Северо-Кавказском регионе. Хорошие перспективы могут появиться в связи с совершенствованием сферы деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Он предназначен для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других месторождений в Казахстане и России до терминала в районе г. Новороссий-ска. Маршрут нефтепровода предполагается провести через территорию Казахстана, Республики Калмыкия, Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского краев.

По экспертным оценкам, в федеральный и региональный бюджеты России должно поступить 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли. За эти годы Краснодарский край получит около 6,7 млрд. долл., Ставропольский край — 1,5 млрд. долл., Республика Калмыкия — 1,7 млрд. долл., Астраханская область — 1,8 млрд. долл.

В настоящее время нефтепродуктопроводы, проходящие по территории Северного Кавказа, из-за ситуации в Чечне не работают. Проработаны иные схемы доставки нефтепродуктов: комбинированные воднотрубопроводные и железнодорожно-трубопроводные системы. Сложившаяся ситуация привела к тому, что общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Северо-Кавказском экономическом районе в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Довольно низки иностранные инвестиции в регион — примерно 3,5% от общего объема иностранных инвестиций в экономику России. При этом 80% этих инвестиций приходится на Краснодарский край.

Трубопроводный транспорт нефти и газа. История развития

Трубопроводная транспортная сеть

Ввиду
того, что основные месторождения нефти
и газа в России
находятся в весьма отдаленных от
потребителей районах Севера
и Сибири, значение трубопроводного
транспорта очень велико. Трубопроводный
транспорт, по существу,
не соответствует общепринятому
определению понятия «транспорт»:
здесь нет подвижного состава, пути и т.
п. Подвижной
состав — это сам трубопровод. Груз в
нем перемещается под
давлением. Трубопроводы представляют
собой металлические
трубы различного диаметра. Через каждые
100—140 км устанавливаются
насосные станции с автоматическим
режимом работы.
При перекачке газа на линии устанавливаются
компрессорные
станции на расстоянии до 200 км друг от
друга. К устройствам
трубопроводного транспорта относят и
линейные узлы для
соединения и разъединения параллельных
или пересекающихся
магистралей и перекрытия отдельных
участков (в частности,
для ремонта).

Читайте также:  Выполнение чертежей в автокаде на заказ и заказ курсовой по чертежам в автокаде

Трубопроводный
транспорт делится на нефте- и продуктопроводы
магистральные, подводящие и промысловые
и газопроводы
магистральные и местные.

Классификацию
трубопроводов см. рис.7.

Реферат

на
тему: «История развития Трубопроводного
транспорта нефти и нефтепродуктов с
1981-1985гг.»

Студент:

Преподаватель:

Бондарева
А.С. проф.
Шпаков В. А.

Группа
ЭМ-12-5

Федеральное агентство по образованию Ставропольский Государственный Университет

Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду

Выполнил

Студент 4 курса

1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их

3 Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти и

5. Источники загрязнения приземного слоя атмосферы. 10

1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия

Трассы магистральных трубопроводов прокладываются в различных природно-климатических зонах, отличающихся геологией, геокриологией, гидрологией, географическим ландшафтом, освоенностью, чувствительностью биогеоценоза к антропогенным и техногенным воздействиям, характером it размером их последствий и т. п. При изыскании трасс, строительстве и эксплуатации трубопроводов на грунтовую среду, растительный покров, животный мир, подземные и поверхностные воды, приземной слой атмосферы оказывают влияние различные среды.

Примером длительного воздействия на окружающую среду, в частности на грунт, может служить тепловое влияние трубо- и нефтепроводов на многолетнемерзлые грунты.

К необратимым последствиям следует отнести такие, которые приводят к качественному (трудно восстановимому) изменению окружающей среды, например термокарсты, оползни, деформация русла реки.

Из приведенного анализа источников и типов воздействия на окружающую среду и их последствий видно, что из-за органической связи различных компонентов отдельные источники воздействия оказывают влияние практически на все компоненты окружающей среды одновременно. Это обстоятельство существенно затрудняет проведение дифференцированного анализа влияния каждого из источников воздействия на отдельные компоненты окружающей среды.

На основании изучения воздействий на окружающую среду и соответствующих им последствий при строительстве трубопровода и его эксплуатации рекомендуется выделить следующие взаимосвязанные компоненты: приземной слой атмосферы, почвенно-растительный комплекс (ПРК) и рельеф местности, животный мир, поверхностные и подземные воды. Такая степень детализации позволяет, на наш взгляд, достаточно полно и определить характер воздействия на каждую компоненту, его последствия и наметить наиболее эффективные мероприятия по охране природы.

Приведем характеристику воздействий и их последствий на перечисленные компоненты окружающей среды.

Приземный слой атмосферы. Тип воздействия — загрязнение при эксплуатации трубопроводов.

Почвенно-растительный комплекс и рельеф местности. Типы воздействий — механическое и тепловое разрушение, загрязнение.

2. Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс

Деградация нефти в грунтовой среде происходит путем биологического окисления микроорганизмами и химического окисления. Значительно ускоряют процесс очищения почвы от нефти дождевые осадки, которые вымывают ее и тем самым снижают концентрацию нефти в верхних слоях почвы .

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы:

· загрязнение почвенно-растительного комплекса нефтью и нефтепродуктами приводит к уничтожению растительного покрова, период самовосстановления которого в северных районов может достигать 10—15 лет;

· снежный покров существенно снижает токсичное действие нефти на растительность. Наиболее опасны разливы нефти в период вегетации растений;

· наибольшей токсичностью обладают нефтепродукты с температурой кипения 150—275° С (нафтеновые и керосиновые Фракции);

· стойкость растений к загрязнению нефтью различна в зависимости от их вида;

· скорость биодеградации нефти в почве незначительна; в некоторой степени она может быть повышена добавлением в почву веществ, содержащих азот и фосфор.

3 Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти и нефтепродуктов

Как уже отмечалось, утечки нефти и нефтепродуктов, возникающие при повреждении магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов, резервуаров, а также при сливно-наливных операциях, приводят к загрязнению прилегающих грунтовых участков. В процессе поверхностной миграции (например, с дождевыми водами) и инфильтрации нефть и нефтепродукты загрязняют поверхностные и подземные воды. Самоочищение загрязняемых таким образом сред происходит крайне медленно, что может привести к длительному исключению их из пользования. Как последствия, так и связанные с ними материальные убытки определяются размерами и степенью загрязнения грунтовой среды.

Различие свойств и состояний грунтов, типов утечки, а также характеристик нефти и нефтепродуктов предопределяет многообразие расчетных схем.

В частности, можно выделить схемы загрязнения нефтью непроницаемой (малопроницаемой) и проницаемой сред, талых, мерзлых и многолетнемерзлых грунтов. Утечки могут происходить на дневной поверхности (например, при повреждении наземного либо надземного участка нефтепровода, или в результате потери устойчивости и выпучивания подъемного участка нефтепровода из траншеи, или в процессе его ремонта, а также при повреждении наземного резервуара) и ниже ее при повреждении подземного участка нефтепровода без обнажения его или подземного резервуара. Перекачиваемые нефти и нефтепродукты могут быть подогретыми и холодными (обычными).

Процесс загрязнения талой грунтовой среды при утечках нефти на дневной поверхности можно разделить на три последовательные во времени стадии. Первая, начальная стадия характеризуется преимущественно образованием поверхностного ареала загрязнения и незначительной инфильтрацией нефти в грунтовую среду. На второй стадии происходит главным образом вертикальная инфильтрация нефти, и, наконец, третья стадия характеризуется боковой миграцией последней в грунтовой среде.

Использование теории миграции грунтовых вод для описания процесса загрязнения грунтовой среды нефтью и нефтепродуктами осложняется специфичными физическими свойствами этих продуктов — вязкостью, плотностью, поверхностным натяжением, несмешиваемостью с водой и др. Это обстоятельство, по-видимому, и обусловило выполнение ряда исследований по изучению различных случаев загрязнения грунтовой среды нефтью и нефтепродуктами.

Трубопроводы относятся к категории энергонапряженных объектов, отказы которых сопряжены, как правило, со значительным материальным и экологическим ущербом. Многочисленные отказы на технологических трубопроводах, транспортирующих пожаро-взрывоопасные продукты, ядовитые компоненты и токсичные среды, приводят к локальным и масштабным загрязнениям окружающей среды, создают повышенный риск с точки зрения безопасности персонала и населения. Особую остроту приобретает проблема надежности и экологической безопасности в системах магистрального трубопроводного транспорта газа, нефти и нефтегазопродуктов, аммиакопроводов и других продуктопроводов. Отказ магистрального трубопровода, проявляющийся в местной потере герметичности стенки трубы, трубных деталей или в общей потере прочности в результате разрушения, приводит, как правило, к значительному экологическому ущербу с возможными непоправимыми последствиями для окружающей природной среды.

Определяющим критерием экологической безопасности трубопроводов является их надежность — один из основных показателей качества любой конструкции (системы), заключающийся в способности выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные свойства в течение требуемого промежутка времени «жизненного цикла».

Конструктивная надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять экологическим критериям, поскольку полная или частичная утрата трубопроводом его работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной среды, находящимся в контакте с трубопроводом.

Наибольшую потенциальную опасность для окружающей среды представляют магистральные трубопроводы, являющиеся линейно-протяженными объектами с высоким уровнем экологической опасности. Поэтому поиск эффективных путей, направленных на гарантированное обеспечение конструктивной надежности трубопроводов, — весьма актуальная задача с высокой экологической ответственностью.

Газопроводы и их структура в России

В первую очередь, стоит отметить, что среди магистральных трубопроводов лидирующее место по протяжённости занимают именно газопроводы, которые имеют длину более 175 тыс. км. по состоянию на начало 2013 г.

Магистральные газопроводы – это трубопроводы, назначение которых состоит в том, чтобы транспортировать газ в больших объёмах на дальние расстояния от мест добычи или производства до газораспределительных станций.

Ответвление от магистральных газопроводов – это трубопровод, который присоединяется непосредственно к магистральному газопроводу с целью отвода части транспортируемого газа к отдельным населённым пунктам и промышленным предприятиям.

Важно понимать, что из магистрального газопровода газ поступает в газораспределительную сеть.

Газораспределительная сеть – это система трубопроводов и оборудования, которая выполняет функцию транспорта и распределения для газа в населённых пунктах.

Протяжённость газовых сетей в России составляет свыше 200 тыс. км.

Магистральные газопроводы вкупе образуют систему газоснабжения страны. Единая система газоснабжения страны представляет собой широко разветвлённую сеть магистральных газопроводов, которые в состоянии обеспечить потребителей газом с газовых месторождений Тюменской области, Республики Коми, Оренбургской и Астраханской областей.

Классификация, преимущества и недостатки

Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, который осуществляет перемещение твердых, газообразных и жидких продуктов по трубопроводам на дальние расстояния.

При помощи трубопроводного транспорта происходит перемещение сырья на расстояние без использования промежуточной перегрузки. Особенностью данного вида транспорта является непрерывность его работы. Средний диаметр труб такого транспорта — 1420 миллиметров, а давление в них — 75 атмосфер. С целью увеличения производительности трубопровода, иногда осуществляются изменения физико-химических свойств транспортируемого сырья.

Как правило, трубопроводный транспорт используется для транспортировки газообразных и жидких, а гораздо реже — твердых продуктов (уголь, зерно). Протяженность трубопровода может составлять от нескольких десятков километров до нескольких тысяч километров. Местами назначения транспортировки могут быть нефтеперерабатывающие заводы, химические заводы, бытовой потребитель, электрические станции и т.п. Трубопроводы классифицируются по:

Преимуществами трубопроводного транспорта являются:

Основным недостатком трубопроводного транспорта является его не универсальность.

Самыми большими магистральными трубопроводами в Российской Федерации являются нефтепровод “Дружба”, БТС-1, БТС-2, нефтепровод “Восточная Сибирь”, нефтепродуктопровод Уфа-Брест, нефтепродуктопровод Нефтекамск — Одесса.

«Трубопроводный транспорт» 👇

Нефтепровод “Восточная Сибирь” – это нефтепровод, который начинается в городе Тайшет (Иркутская область) и тянется до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка, таким образом он соединяет месторождения Восточной и Западной Сибири с рынками Соединенных Штатов Америки и Азии.

Оцените статью
Добавить комментарий