Курс «Образовательный форсайт». Как изучать этот курс?

Курс «Образовательный форсайт». Как изучать этот курс? Кабинет автора


Носков И.А.


В статье актуализируется значимость форсайт в образовании. Обосновывается важность форсайт технологий и форсайт-сессий для повышения квалификации педагогических кадров. Выделяются и характеризуются форсайт-сессии.
Как никогда актуален вопрос, какая роль человека во время совершенствования технология, где огромный объем функций со временем делегируется машинам, роботам и нейронным сетям. Данная статья посвящена на проблемам технологического свойства, а скорее ценностного, что из себя теперь представляет новая цифровая реальность, а именно форсайт образования.

Способность системы образования подготовить компетентных выпускников образовательных организаций — одна из главных задач перед государством. Образование – важнейший механизм выполнения целей устойчивого развития. Одно из методологических затруднений в реализации образования для устойчивого развития связано с его опережающим, прогностическим характером. В связи с этим представляется целесообразным обращение при проектировании образования в будущем к технологиям форсайта.
Если в учебных заведениях страны традиционно осваивается опыт предшествующих поколений, то форсайт ориентируется на проблемах будущего. Футуризация диктует требование изучать будущее не в меньшей, а, может быть, в большей степени, чем прошлое с тем, чтобы не только уметь решать актуальные проблемы, но и предупреждать их возникновение. По мнению экспертов Римского клуба, образование должно формировать у молодёжи «грамотность в отношении будущего». Нами предлагается аналогичный концепт «грамотность для устойчивого развития».


1. Аргунова М.В., Ермаков А.С., Ермаков Д.С., Соколова Л.И. От экологической грамотности населения – к грамотности устойчивого развития // Нижегородское образование. 2021. № 1. С. 14–23.

2. Шевченко А.А. Современные технологии последипломного образования педагогических кадров // Педагогическая сокровищница Донетчины. 2020. №1. С. 18–26.

3. Ермаков Д.С., Ермаков А.С., Колесова Е.В. О применении форсайта в образовании для устойчивого развития // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 16. № 4. С. 55-64.

4. Идеология и методология Форсайта. URL: http://foresight.sfu-kras.ru/node/49 (дата обращения:24.12.2021).

5. Евзрезов Д.В., Майер Б.О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3. С. 17–28.

6. Международный проект «Образование 2030». URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter10.1 (дата обращения:24.12.2021).

7. ЮНЕСКО Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000230514_rus (дата обращения: 24.12.2021).

8. Евзрезов Д. В., Майер Б. О. «Образование 2030» – вызов системе образования. 1. Форсайт образования – план создания «людей одной кнопки»? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 118–132.

9. Бассей М. Концептуальные основы Форсайт-исследований и их эффекты: классификация и практическое применение // Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 64–73.

10. Яковец Ю.В. Российская цивилизация: происхождение, эволюция и прогнозы будущего // Стратегические приоритеты. 2019. Вып. 3–4. С. 147–155.


Аннотация. В статье актуализируется значимость форсайт в образовании. Обосновывается важность форсайт технологий и форсайт-сессий для повышения квалификации педагогических кадров. Выделяются и характеризуются форсайт-сессии.

Как никогда актуален вопрос, какая роль человека во время совершенствования технология, где огромный объем функций со временем делегируется машинам, роботам и нейронным сетям. Данная статья посвящена на проблемам технологического свойства, а скорее ценностного, что из себя теперь представляет новая цифровая реальность, а именно форсайт образования.

Способность системы образования подготовить компетентных выпускников образовательных организаций — одна из главных задач перед государством. Образование – важнейший механизм выполнения целей устойчивого развития. Одно из методологических затруднений в реализации образования для устойчивого развития связано с его опережающим, прогностическим характером. В связи с этим представляется целесообразным обращение при проектировании образования в будущем к технологиям форсайта.

Футурология, как наука о будущем, является целостной областью междисциплинарных исследований того, как люди будут жить и работать несколько лет тому вперёд – своеобразное «продолжение» истории. При этом особое внимание уделяется изучению альтернатив (что, вероятно, продолжится, а что, скорее всего, может измениться), основанному на закономерностях понимания прошлого и настоящего, а также возможности будущих событий и тенденций.

Читайте также:  Введите свой электронный адрес или нажмите на ссылку Личный кабинет Энергосбыт Курган

Исследования будущего отличаются от традиционных дисциплин тремя основными особенностями:

1) изучение тенденций, а также маловероятных, но существенных факторов, которые могут их изменить («дикие карты», «джокеры», точки бифуркации);

2) получение целостных, системных представлений, основанных на выводах различных наук (социальных, технологических, экономических, экологических, политических и пр.);

Тем самым, образовательный форсайт связан не с фантастическими предсказаниями, а с преобразующими изменениями.

Форсайт в образовании нужен для осознания проблем, препятствующих развитию образовательной организации, прогнозирования развития учебных заведений на перспективу, оказания востребованных образовательных услуг в настоящее время, а также в будущем.

Основа технологии образовательного форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени.

Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.

В отличие от прогноза, несмотря на кажущееся сходство, задача форсайта – не просто определить направление движения, но и предложить конкретную последовательность действий для достижения поставленных целей. И это не «угадывание» будущего, которое определяется факторами, на которые нельзя повлиять. Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определённых условий, реализации тех или иных мер.

Программа включает пять приоритетных областей деятельности:

1) продвижение политики (интеграция в глобальную, региональную и национальную политику в области образования и устойчивого развития);

2) трансформация образовательной среды (поощрение общеинституционального подхода);

3) преподаватели (предоставление возможностей для развития профессионального потенциала);

4) молодёжь (вовлечение в активные действия);

5) сообщества (расширение прав и возможностей местных сообществ в качестве «узловых» платформ для всех приоритетных областей деятельности).

Трудности внедрения отражаются в том, что не все форсайт-технологии должным образом изучены на сегодняшний день, в том числе и не все использованы в должной мере в профессиональном образовании педагогических кадров. Прогнозирование развития опирается на изучении технологий, востребованных в будущем.

Представляется справедливой точка зрения, что будут иметь значение такие технологии как:

— научно-технические достижения;

— инструменты (в том числе педагогические) решения социальных, экономических, экологических проблем, расширение цифровой (виртуальной) реальности;

— интеграция платформ и средств коммуникации;

— приобретение цифровых компетенций специалистами всех отраслей (в том числе педагогами);

— смена педагогической парадигмы – «образование для жизни» (набор базовых универсальных компетенций для повседневных бытовых и рабочих процессов) вместо «образования для развития»;

— активное отмирание ряда профессий;

— требования к квалификации будут меняться быстрее, чем может адаптировать к ним образовательный процесс, поэтому образование трансформируется в постоянно изменяемый набор курсов повышения квалификации;

— дистанционное обучение, обучающие платформы, внедрение прокторинга при сдаче зачётов / экзаменов, более широкое использование видео в образовании, обучающие онлайн программы, роботы станут основными преподавателями, повышение квалификации педагогов.

Важными составляющими профессиональной компетентности педагогических кадров являются способность к анализу, моделированию, прогнозированию. Поэтому в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации следует повсеместно вводить изучение форсайт-технологий. Особенно они актуальны для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, заведующих и методистов муниципальных методических служб. Но и педагогам важно прогнозирование развития образования для опережающей ориентации обучения.

Освоение форсайт-технологий педагогами на курсах повышения квалификации проходит на четырех форсайт-сессиях.

На первой сессии изучается теория по проблеме, на второй – методом мозгового штурма формируется образ будущего. Чтобы выпускник был успешен, он должен ориентироваться в сфере высоких технологий, а значит, педагогам тоже нужны соответствующие компетенции. Исследуются инновационные технопарки с точки зрения продуктивности их в образовании.

Читайте также:  Полное решение контрольной работы по математике на заказ

Далее слушатели объединяются в группы и разрабатывают фосайт-проекты, дорожные карты их реализации.

На заключительном этапе проходит защита проектов с использованием метода «займи позицию» и элементов ролевой игры.

Одни педагоги в процессе защиты поочередно выполняют роли оппонента, сподвижника, спонсора, промоутера, другие – оценивают проекты, с точки зрения работника министерства, родителя, директора образовательной организации, работодателя, школьника.

Особенно остро проходят обсуждения в смешанных группах, когда на семинар приглашаются руководители, методисты, учителя. Одним из вызовов сессий стало изучение возможностей больших данных для образовательных моделей будущего. Работа с большими массивами информации требует использования новейших информационных технологий.

Ускорение социально-политических, экономических перемен, экологические трансформации требуют адекватного ответа от образовательных систем, проектирование которых должно включать футурологическую компоненту.

Представляют интерес внедрения форсайта в образование особенно во время COVID-19 или аналогичных новых вирусов, что позволяет спрогнозировать основные тренды и риски для системы образования от внедрения инновационных технологий, которые в целом согласуются с ключевыми направлениями развития российского образования.

В образовании много говорится о качестве. Им обеспокоены учителя, родители, управленцы. От него зависит успешность обучающегося в жизни, самореализация в социуме. Качеству образования уделяли внимание отечественные и зарубежные исследователи. Но понятие «качество образования» многофакторное, и, несмотря на большое количество существующих определений, каждый участник образовательного процесса вкладывает в него свое понимание и характеризует своим набором значимых факторов влияния.

Параметрическая модель качества содержит следующие основные компоненты:

— качество целей (стратегических, оперативных, тактических, ситуативных), качество условий (качество финансирования;

— качество нормативно-правового обеспечения;

— качество санитарно-гигиенических условий, безопасности;

— качество психологического фона, условий для личностного развития;

— качество ресурсного обеспечения; качество кадрового состава;

— качество образовательной и социокультурной среды), качество процесса (качество субъектов образования; качество содержания;

— качество методик и технологий обучения; качество преподавания;

— качество оборудования; качество диагностики, мониторинга, измерения и оценки компетенций; преемственности и непрерывности;

— преемственности и непрерывности;

— качество информационных потоков;

— качество дополнительных услуг в сфере образования; качество исследовательской и инновационной работы;

Надежность и валидность измерения качества образования обеспечивается обработкой больших данных. На данный момент остро востребован инструмент, который бы измерял не только большое количество параметров, но и прогнозировал вектор развития, способствовал принятию оптимального решения, побуждал к изменениям, высвечивал проблемные зоны и т.д.

Если выделить такой показатель качества обучения как оценка, то нужно замерить все факторы, влияющие на нее: знания, состояние здоровья, атмосфера в классе, семейные отношения, ценностные ориентиры, память, внимание, скорость чтения и пр. Обработав огромное количество данных, создается цифровой двойник обучающегося, по которому можно прогнозировать зону ближайшего развития, учитывать риски. Цифровая модель динамична, постоянно обновляющаяся. Это тоже нужно учитывать при составлении, например, индивидуальной траектории обучения, которую следует корректировать, прогнозируя образовательную активность в соответствии с обновлением цифрового двойника. Функции индивидуального сопровождения обучающегося тоже можно доверить современным интеллектуальным системам.

Форсайт в профессиональном образовании педагогических кадров подтверждает из года в год свою востребованность, перспективность, развивающий потенциал. Одним из преимуществ форсайт-сессии является побуждение к овладению высокими технологиями для конструирования образовательных процессов, адекватных будущим потребностям высокоразвитого общества.

Используя технологии образовательного форсайта можно конструировать обучение так, чтобы было интересно и максимально продуктивно. Резидентные программы больших данных будут формировать наборы стереотипных поведенческих реакций (паттерны) каждого ученика, фиксировать другие показатели и на их основе создавать не только цифрового двойника обучающегося, но и индивидуального цифрового репетитора, коуча. Роль учителя эволюционирует в менеджера образовательных проектов, педагогического дизайнера обучающих систем, координатора образовательных инициатив.

Логика форсайта как комплексного метода анализа, экспертизы, проектирования и рефлексии приводит к трансформации мировоззрения в направлении конструируемого будущего.

Проведение форсайт-сессий подтверждает важность обмена экспертными мнениями в сфере образования, так как недостаточная осведомлённость исследователей и практиков образования о возможностях изучения будущего может оказывать негативное влияние на разработку соответствующих учебных программ и, как следствие, на представления педагогов и обучающихся об образовании и в целом об обществе, в котором они живут.

Читайте также:  Заказать курсовую работу по туризму

Библиографическая ссылка

Носков И.А. ФОРСАЙТ ОБРАЗОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ТРУДНОСТИ, РЕАЛИИ // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1.
;

URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=20866 (дата обращения: 30.05.2023).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Курс «Образовательный форсайт». Как изучать этот курс?

Курс «Образовательный форсайт». Как изучать этот курс?

Образовательный форсайт. Как изучать этот курс?

«Образовательный форсайт» — одна из дисциплин по выбору Модуля мобильности.

Курс состоит из 2-х частей. Зачет предполагает успешное освоение Первой и Второй частей.

Первая часть — предлагаемые 7 лекций и тест по ним. Тест содержит 12 вопросов, 2 попытки сдачи. Чтобы работа считалась зачтенной, необходимо набрать 10 баллов из 12. Время сдачи теста ограничено 6 минутами. Размещена первая часть на Центральном сервере СПбПУ.

Курс «Образовательный форсайт»

Справочник онлайн-обучения: http://open.spbstu.ru/edu-onlain-help/

Вторая часть — самостоятельно изучаемый онлайн-курс из перечня, установленного руководителем вашей образовательной программы. Основная часть курсов размещена на портале «Открытое Образование» https://openedu.ru/

Регистрация на портале производится с обязательным указанием корпоративной почты.

Справочник онлайн-обучения: http://open.spbstu.ru/edu-onlain-help/

Перечень курсов для самостоятельного изучения по направлениям подготовки:

15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»

  • «Современная промышленная электроника»https://openedu.ru/course/spbstu/MODIEL/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 17 января 2020)
  • «Методы вычислительной математики»https://openedu.ru/course/spbstu/NUMMETH/
    (дата прохождения курса 9 сентября 2019 — 12 января 2020)
  • «Основы расчета строительных конструкций»https://openedu.ru/course/spbstu/BASBUILD/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 25 января 2020)
  • «Цифровые устройства и микропроцессоры»https://openedu.ru/course/spbstu/CUMICR/
    (дата прохождения курса 9 сентября 2019 — 25 января 2020)

15.03.06 «Мехатроника и робототехника»

  • «Современная промышленная электроника»https://openedu.ru/course/spbstu/MODIEL/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 17 января 2020)
  • «Методы вычислительной математики»https://openedu.ru/course/spbstu/NUMMETH/
    (дата прохождения курса 9 сентября 2019 — 12 января 2020)
  • «Производственный менеджмент»https://openedu.ru/course/spbstu/INDMNG/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 25 января 2020)
  • «Цифровые устройства и микропроцессоры»https://openedu.ru/course/spbstu/CUMICR/
    (дата прохождения курса 9 сентября 2019 — 25 января 2020)

15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (3 курс)

  • «Производственный менеджмент»https://openedu.ru/course/spbstu/INDMNG/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 25 января 2020)
  • «Методы вычислительной математики»https://openedu.ru/course/spbstu/NUMMETH/
    (дата прохождения курса 9 сентября 2019 — 12 января 2020)

15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (2 курс)

  • «Управление человеческими ресурсами»https://openedu.ru/course/spbstu/HRM/
    (дата прохождения курса 2 сентября 2019 — 31 января 2020)
  • «Язык делового общения»http://dl-hum.spbstu.ru/enrol/index.php?id=187

Создан заказ №3410234

8 декабря 2018

Образовательный форсайт

Как заказчик описал требования к работе:

необходимо пройти тест на дистанционном портале. 12 вопросов за 6 минут.
Во вложении лекции по которым будут вопросы.

Заказчик не использовал рассрочку

Заказчик принял работу без использования гарантии

9 декабря 2018

Заказ завершен, заказчик получил финальный файл с работой

скачать

Последний отзыв студента о бирже Автор24

Курс «Образовательный форсайт». Как изучать этот курс?

Отличный подход к работе, за короткий срок была выполнена большая работа и за адекватную стоимость) Спасибо большое!

Тебя также могут заинтересовать


Читай полезные статьи в нашем

Теоретические подходы к управлению инновациями на предприятии

Факторы инновационной деятельности предприятия

Особенности развития инновационной деятельности и ее результативность зависят от множества факторов. Рассмотрим их более подробно.
Факторы инновационной деятельности предприятия подлежат множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Планирование инновационной деятельности организации

Объект и субъект инновационного менеджмента

Теоретические подходы к управлению инновациями на предприятии

Факторы инновационной деятельности предприятия

Особенности развития инновационной деятельности и ее результативность зависят от множества факторов. Рассмотрим их более подробно.
Факторы инновационной деятельности предприятия подлежат множественной классификации по различным основаниям. Их основные виды представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Планирование инновационной деятельности организации

Объект и субъект инновационного менеджмента

Оцените статью
Добавить комментарий