Классики русской литературы список писателей 20 века

Классики русской литературы список писателей 20 века Кабинет автора

Список наиболее известных поэтов России, СССР и годы их жизни, представленный по историческим периодам. В список вошли наиболее известные и значимые поэты, драматурги, писавшие на русском языке, которые прославились в основном или в том числе благодаря поэтическим произведениям.

Русская поэзия XVIII века

Василий Тредиаковский (1703—1769)Антиох Кантемир (1709—1744)Василий Майков (1728—1778)Иван Барков (1732—1768)Михаил Херасков (1733—1807)Александр Сумароков (1717—1777)Гавриил Державин (1743—1816)Василий Капнист (1758—1823)Николай Николев (1758—1815)Иван Крылов (1769—1844)

Золотой век русской литературы

Термин применяется к классической литературе XIX века. По выражению В. Б. Катаева, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи — в её начале и в конце».

Василий Жуковский (1783—1852)Николай Гнедич (1784 — 1833)Денис Давыдов (1784 — 1839)Константин Батюшков (1787—1855)Петр Вяземский (1792—1878)Александр Грибоедов (1795—1829)Александр Пушкин (1799—1837)Александр Воейков (1779 — 1839)Евгений Баратынский (1800—1844)Николай Языков (1803—1847)Фёдор Тютчев (1803—1873)Александр Полежаев (1804 — 1838)Михаил Лермонтов (1814—1841)Алексей Кольцов (1809—1842)Николай Огарев (1813—1877)Алексей Толстой (1817 — 1875)Яков Полонский (1819 — 1898)Афанасий Фет (1820—1892)Аполлон Майков (1821—1897)Николай Некрасов (1821—1878)Аполлон Григорьев (1822 — 1864)Иван Никитин (1824—1861)Алексей Плещеев (1825 — 1893)Владимир Соловьёв (1853 — 1900)Семен Надсон (1862—1887)

Русская поэзия Серебряного века

Серебряный век — образное название периода в истории русской поэзии, относящегося к концу XIX — началу XX векаПонятие возникло в среде русской эмиграции и изначально было соотнесено с Золотым веком русской литературы, ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культурыВопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Условно Серебряный век датируется 1890-ми гг. — первым двадцатилетием XX в. Если в определении начала Серебряного века исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Одни исследователи полагают, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны. Другие полагают, что Серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва. Также существует точка зрения, что концом Серебряного века можно считать рубеж 1920—1930-х годов, связанный с самоубийством Владимира Маяковского.

Литературные течения и объединенияСимволизм, имажинизм, футуризм и акмеизм ‑ основные течения Серебряного века. Все они относятся к такому направлению в искусстве, как модернизм.Основной философией модернизма служила идея позитивизма, то есть надежда и вера в новое ‑ в новое время, в новую жизнь, в становление новейшего/современного. Люди верили, что они рождены для чего-то высокого, у них есть свое предназначение, которое они должны воплотить.

СИМВОЛИЗМИннокентий Анненский (1855—1909)Фёдор Сологуб (1863—1927)Дмитрий Мережковский (1865—1941)Вячеслав Иванов (1866—1949)Константин Бальмонт (1867—1942)Зинаида Гиппиус (1869—1945)Михаил Кузмин (1872—1936)Валерий Брюсов (1873—1924)Александр Блок (1880—1921)Андрей Белый (1880—1934)

АКМЕИЗМНиколай Гумилёв (1886—1921)Владимир Нарбут (1888—1938)Анна Ахматова (1889—1966)Осип Мандельштам (1891—1938)

ФУТУРИЗМФутуризм ‑ одно из направлений модернизма, которое является составляющей частью русского авангарда. Впервые данный термин появился в манифесте «Пощёчина общественному вкусу», написанном членами петербургской группы «Гилея». В её состав входили Владимир Маяковский, Василий Каменский, Велимир Хлебников и другие авторы, которых чаще всего называли «будетляне».Велимир Хлебников (1885—1922)Алексей Кручёных (1886—1968)Игорь Северянин (1887—1941)Владимир Маяковский (1893—1930)

ИМАЖИНИЗМВадим Шершеневич (1893—1942)Сергей Есенин (1895—1925)Анатолий Мариенгоф (1897—1962)

ДРУГИЕМаксимилиан Волошин (1877—1932)Николай Клюев (1884—1937)Владислав Ходасевич (1887—1939)Борис Пастернак (1890—1960)Марина Цветаева (1891—1941)Георгий Иванов (1894—1958)

Русская поэзия советского периода (в том числе русская литература зарубежья)

20-30-еСамуил Яковлевич Маршак (1887-1964)Эдуард Георгиевич Багрицкий (1895-1934)Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)

40-50-еВера Михайловна Инбер (1890-1972)Дмитрий Борисович Кедрин (1907-1945)Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)Ольга Фёдоровна Берггольц (1910-1975)Ярослав Васильевич Смеляков (1913-1972)Константин (Кирилл) Михайлович Симонов (1915-1979)Михаил Кузьмич Луконин (1918-1976)Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943)Всеволод Эдуардович Багрицкий (1922-1942)Семён Петрович Гудзенко (1922-1953)Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)

60-80-еАрсений Александрович Тарковский (1907-1989)Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)Михаил Леонидович Анчаров (1923-1990)Александр Петрович Межиров (1923-2009)Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)Наум Моисеевич Коржавин (1925-2018)Генрих Вениаминович Сапгир (1928-1999)Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)Юз Алешковский (1929)Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)Новелла Николаевна Матвеева (1934-2016)Ю́рий Иосифович (Юзефович) Визбор (1934-1984)Геннадий Николаевич Айги (1934-2006)Евгений Борисович Рейн (1935)Александр Семёнович Кушнер (1936)Игорь Миронович Губерман (1936)Ю́лий Черсанович Ким (1936)Николай Михайлович Рубцов (1936-1971)Ю́нна Петровна (Пинхусовна) (Мориц 1937)Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)Геннадий Фёдорович Шпаликов (1937-1974)Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)Роман Харисович Солнцев (1939-2007)Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007)Ю́рий Поликарпович Кузнецов (1941-2003)Константин Александрович Кедров (1942)Виктор Борисович Кривулин (1944-2001)Леонид Алексеевич Филатов (1946-2003)Ю́рий Михайлович Кублановский (1947)Тимур Ю́рьевич Кибиров (1955)

Список поэтов пушкинской поры

«Поэты пушкинской поры» («поэты пушкинской плеяды», «поэты пушкинского круга», «„Золотой век“ русской поэзии») — обобщающее именование русских поэтов-современников Александра Сергеевича Пушкина (1799—1837), вместе с ним входивших в число создателей «золотого века» русской поэзии, как называют первую треть XIX столетия (1810—1830-е гг). • Баратынский, Евгений Абрамович• Батюшков, Константин Николаевич• Бестужев, Александр Александрович• Веневитинов, Дмитрий Владимирович• Вяземский, Пётр Андреевич• Давыдов, Денис Васильевич• Дельвиг, Антон Антонович• Гнедич, Николай Иванович• Жуковский, Василий Андреевич• Катенин, Павел Александрович• Козлов, Иван Иванович• Крылов, Иван Андреевич• Кюхельбекер, Вильгельм Карлович• Одоевский, Александр Иванович• Плетнёв, Пётр Александрович• Рылеев, Кондратий Фёдорович• Туманский, Василий Иванович• Туманский, Фёдор Антонович• Языков, Николай Михайлович

Лучшие русские поэты

Классики русской литературы список писателей 20 века

50 лучших русских/советских поэтовпо версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы:  известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений  в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.

1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)3. Александр Грибоедов (1795—1829)4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)7. Александр Александрович Блок (1880-1921)8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) 11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)17. Константин Бальмонт (1867—1942)18. Осип Мандельштам (1891—1938)19. Иннокентий Анненский (1855—1909)20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)24. Андрей Белый (1880—1934)25. Максимилиан Волошин (1877—1932)26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)30. Владислав Ходасевич (1887—1939)31. Велимир Хлебников (1885—1922)32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)33. Александр Сумароков (1717—1777)34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)37. Игорь Северянин (1887—1941)38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)

70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий

Блог Российской книжной палаты  russianbookchamber.blogspot.com

Осуществлен подсчет изданий произведений русских поэтов XIX в. — начала XX в., зарегистрированных в Российской книжной палате с момента ее создания (1917) до 2012 года; дано процентное соотношение по числу изданий произведений каждого автора.

1
А. С. Пушкин 
10,29
20
М. И. Цветаева 
0,81

2
М. Ю. Лермонтов 
3,58
21
А. С. Грибоедов 
0,8

3
Н. А. Некрасов 
2,34
22
В. Ф. Одоевский 
0,79

4
И. А. Бунин 
2,29
23
З. Н. Гиппиус 
0,66

5
В. В. Маяковский 
2,23
24
Е. А. Баратынский 
0,66

6
А. А. Блок 
1,57
25
О. Э. Мандельштам 
0,65

7
В. Я. Брюсов 
1,4
26
В. И. Иванов 
0,64

8
Б. Л. Пастернак 
1,39
27
М. А. Кузмин 
0,6

Читайте также:  Proza ru кабинет автора натальи байрамовой

9
С. А. Есенин 
1,24
28
М. А. Волошин 
0,52

10
К. Д. Бальмонт 
1,18
29
Д. С. Мережковский 
0,43

11
Ф. И. Тютчев 
1,15
30
А. В. Кольцов 
0,41

12
А. А. Фет 
1,11
31
В. Ф. Ходасевич 
0,38

13
А. А. Ахматова 
1,07
32
П. А. Вяземский 
0,28

14
В. А. Жуковский 
1
33
К. Н. Батюшков 
0,28

17
Н. С. Гумилев 
0,88
36
Н .А. Клюев 
0,24

Краткая информация о поэтах

Александр Сергеевич Пушкин (1799 — 1837)

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)

Александр Сергеевич Грибоедов (1795—1829)

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1878)

Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, трагедии крестьянства. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа.Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Стихи Некрасова- это проникновенная простосердечная радость родной природе, гордость за соотечественников и боль за Россию. Наиболее известные произведения поэта: эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866 — 1867), поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины» (1871 — 1872), стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога».

Фёдор Иванович Тютчев (1803 —1873)

В лирике Тютчева часто звучат экзистенциальные мотивы, на что указывал автор «Писем о Тютчеве» известный учёный Борис Михайлович Козырев, утверждая, что Тютчеву идеи Кьеркегора более созвучны, чем идеи Шеллинга.Стихотворение, написанное в 1870 году, «Я встретил вас – и все былое», как прощальный аккорд обнажает душу поэта. Это настоящая жемчужина творчества Фёдора Ивановича. Эти стихи и музыка композитора и дирижёра Леонида Дмитриевича Малашкина сделали романс «Я встретил вас» одним из самых знаменитых и узнаваемых.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820 —1892)

«Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет». Николай Некрасов

Афанасий Афанасьевич Фет оставил значительный след в русской литературе. В стихах поэта прослеживались три основные линии – любовь, искусство, природа. Уже на раннем этапе в его творчестве проявилась характерная черта – Фет говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.Литературные критики считают Фета утонченным лириком, отождествлявшим природу и человеческие чувства. Его называют большим художником, мастером лирических стихотворений. Но кроме лирических стихотворений, элегий, Фет писал и крупные произведения – баллады, думы, послания. Литературоведы считают Фета настоящим новатором, он изобрел и широко применял собственный жанр – «мелодии». Так поэт называл свои отклики на музыкальные произведения.Афанасий Фет был талантливым переводчиком. Он отлично знал несколько языков, делал прекрасные переводы стихов латинских авторов, перевел с немецкого языка «Фауста» Гете.

Александр Александрович Блок (1880 — 1921)

Владимир Владимирович Маяковский (1893 — 1930)

Сергей Александрович Есенин (1895 ‑ 1925)

Анна Андреевна Ахматова (1889 — 1966)

Вместе с основной темой любви в творчестве Анны есть место теме Петербурга и людей, живущих в нем. Героиня стихов Ахматовой влюблена в этот величественный город, в его площади, набережные, колонны и статуи. Часто тема любви и Петербурга присутствуют вместе в стихах.Все писавшие о лирике Ахматовой отмечали необыкновенную остроту восприятия, ясность и сдержанность в передаче чувств. Каждая встреча или «невстреча», прощание или предчувствие расставания воспринимаются как эпизод судьбы.

Русские поэты. Википедияru.wikipedia.org/wiki

Проект:Литература/Списки/Русские поэты XIX векаru.wikipedia.org/wiki

Великие российские поэты и писатели. Списокculture.ru/literature

Полные биографии известных российских писателей. Личная жизнь, интересные факты из жизни на Портале «Культура.РФ».

Книги на Литрес. Раздел Великие писателиlitres.ru

Любимые русские писатели XX века. Проект Arzamas.academyarzamas.academy

Топ 55 русских писателей XX века по результатам голосования читателей

Список лауреатов Нобелевской премии по литературеru.wikipedia.org

Нобелевская премия по литературе— престижная награда, ежегодно вручаемая Нобелевским фондом за достижения в области литературы. Одна из пяти Нобелевских премий, учреждённых Альфредом Нобелем в его завещании, написанном 27 ноября 1895 года в Париже

Рейтинг 100 лучших писателей всех времен 100bestbooks.ru100bestbooks.ru

Список лучших писателей всех времен составляется на основе результатов онлайн голосования за список «100 лучших книг всех времен». Рейтинг писателей подсчитывается по специальной формуле по результатам голосования за книги, входящие в список

Великие писатели и поэты. Величайшие биографии

youtube.com/watch

История русской литературы. Лекция 1. Романтизм: поэзия декабристов. Образование для всех

youtu.be

Введение

Одна из главных особенностей гениальных литературных произведений – способность выражать дух эпохи. Исторические исследования перечисляют сухие факты, за которыми невозможно увидеть живых людей. Почувствовать и пережить чужие радости и страдания позволяет Книга.

XX столетие для России (да и всего мира) оказалось перенасыщенным грандиозными событиями. Многие из них до сих пор не получили однозначной оценки. Бурная отечественная история XX века увековечена в ряде выдающихся, имеющих общемировое значение произведений. Без знакомства с ними нельзя понять всю сложность исторического пути нашей страны.

“Вишневый сад”

Пьеса А. П. Чехова “Вишневый сад” (1903 г.) стала новым этапом в развитии русской драматургии. Произведение представляет собой своеобразную “панихиду” старому миру, который обречен на уничтожение. Обанкротившаяся дворянская семья не может найти свое место в новой эпохе. Продажа родового имения с вишневым садом (центральный символ) – суровая и неизбежная необходимость. Дворянская аристократия вынуждена уступить место новому поколению: предпринимателям и прогрессивной молодежи.

“На дне”

Классики русской литературы список писателей 20 века

Пьеса М. Горького “На дне” (1902 г.) – глубокая социально-философская драма о представителях самых низких слоев общества. Главные герои произведения живут в грязном и темном подвале, постоянно ругаются и очень много пьют. Их жизнь пуста и бесперспективна.

Опустившиеся внешне люди еще сохраняют в себе богатый внутренний мир. Они не могут до конца смириться со своим положением и мечтают когда-нибудь подняться со “дна”. Обитатели подвала ведут очень серьезные философские разговоры. Главная тема – выбор между ложью и правдой.

“Двенадцать”

Поэта А. Блока “Двенадцать” (1918 г.) – одно из самых значительных произведений, в котором отразились непосредственные впечатления автора от Октябрьской революции и ее последствий. До сих пор поэме не была дана окончательная оценка. Ее расценивают и как гимн революции, и как язвительную сатиру на новую власть.

Блок символически изобразил революционную стихию, которой был охвачен Петроград зимой 1917-1918 гг. Центральный символ – отряд из двенадцати красноармейцев (“апостолов”), олицетворяющий собой несокрушимую силу, уничтожающую старый мир. Больше всего вопросов вызывает появляющийся в финале образ Иисуса Христа. По христианской легенде он также выступил против погрязшего в лжи и насилии общества, указал людям новый путь. В поэме этот образ как бы освящает революцию, оправдывает всю жестокость действий красноармейского патруля.

“Тихий Дон”

Эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940 гг.) – шедевр отечественной и мировой литературы, посвященный эпохе Первой мировой и Гражданской войн. В центре внимания писателя находятся обычные люди, вынужденные подчинится жестоким законам своего времени. Каждый из них должен сделать единственно правильный выбор. Сложность такого выбора, поиск настоящей правды ярко показаны в образе главного героя – Григория Мелехова.

В романе тесно переплетаются несколько тем: патриотическая, военная, любовная, тема человеческих взаимоотношений и страданий. Не менее глубока проблематика произведения. Автор не навязывает читателю собственную точку зрения, предлагая ему самому глубоко задуматься над судьбами главных героев.

Главный смысл произведения заключается в том, что любая война (тем более Гражданская) – огромное зло. В братоубийственной войне не может быть победителей, она в равной степени несет страдания всем участникам. Главная задача людей – добиться примирения и приступить к налаживанию мирной жизни. В этом нелегком деле могут помочь только милосердие и любовь.

“Двенадцать стульев”

Роман И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев” (1928 г.) – одно из самых популярных юмористических произведений в нашей стране. За похождениями великого комбинатора скрывается насмешка над многими негативными явлениями советской жизни 20-х гг. Образ Остапа Бендера, глубоко чуждый социалистическому обществу, вызывает огромную симпатию.

Читайте также:  Профессии могут различаться по степени включенности творческого начала

В годы Перестройки утвердилось мнение, что большевики превратили Россию в огромную тюрьму, погруженную в атмосферу всеобщего страха. Роман “Двенадцать стульев” опровергает эту точку зрения. Люди вели обычную жизнь, в которой было много радостных и смешных моментов. Образ великого комбинатора символизирует собой яркую личность, которую невозможно заключить в узкие идеологические рамки.

“Темные аллеи”

Сборник рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” (1937-1944 гг.) представляет собой уникальный цикл, в котором главной является тема любви.  Это чувство рассматривается писателем в самых разных оттенках и вариациях. Практически все рассказы проникнуты тоской Бунина по утраченной Родине. С огромным мастерством писателем выведены различные женские образы.

“Темные аллеи” считаются вершиной творческого пути Бунина. В этом цикле писатель выступил достойным продолжателем великих традиций классической русской литературы.

“Мастер и Маргарита”

Классики русской литературы список писателей 20 века

В золотой фонд мировой литературы по праву входит роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” (1940 г.). По поводу произведения до сих пор ведутся критические споры, продолжается его тщательное изучение. Широкое разнообразие поднятых тем и проблем, огромное количество символов и неоднозначных образов позволяют каждому читателю увидеть в романе что-то свое, открыть какие-то новые грани произведения.

Юмористические похождения спутников Воланда по Москве тесно переплетаются с легендарной историей о жизни Понтия Пилата и Иешуа. Образ Мастера символизирует собой независимого от времени и пространства творца, а его роман с Маргаритой – вечную самоотверженную любовь.

В образе Воланда Булгаков развивает тему “Фауста” Гете: “Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Дьявол в романе относится если не к положительным, то к нейтральным героям. Он олицетворяет собой справедливость и наказывает лишь тех, кто этого действительно заслуживает.

Именно Воланд произносит одну из главных фраз в романе: “Рукописи не горят”. В обстановке удушающей цензуры, от которой страдал Булгаков, неудивительно, что защитником творческой свободы становятся силы зла.

“Василий Теркин”

Поэму А. Т. Твардовского “Василий Теркин” (1942-1945 гг.) можно назвать народным произведением. Она не имеет ничего общего с прямолинейными агитационными призывами. Поэт сумел найти путь к сердцу каждого рядового советского бойца.

“Василий Теркин” пользовался огромной популярностью в рядах Красной Армии. Поэма написана очень легким разговорным языком. Каждая глава представляет собой законченное произведение. Главный герой – обычный солдат, попадающий в типичные ситуации на войне. За юмором и добродушием Теркина скрывается непоколебимая вера в победу, твердая уверенность в собственных силах. Этот образ воодушевлял бойцов, вселял в их души надежду. Василий Теркин – собирательный образ никогда не унывающего советского солдата, который может вступить в единоборство даже со Смертью.

В целом знаменитая поэма Твардовского – поклон подвигу и нравственной силе людей, одержавших верх над фашизмом.

“Доктор Живаго”

Роман “Доктор Живаго” (1945-1955 гг.) – итоговое произведение Б. Пастернака. В нем выражены фундаментальные мысли, рассуждения и убеждения поэта. Роман считается одним из выдающихся произведений в русской литературе.

История с публикацией “Доктора Живаго” на Западе придала ему излишнюю идеологическую окраску. Широко известна фраза: “Не читал, но осуждаю!” (в точности нигде не подтвержденная).

В действительности роман представляет собой трагическую историю жизни русского интеллигента, который не может найти места при советской власти. Доктор Живаго – идеальный, с точки зрения автора, герой. Он олицетворяет собой независимую творческую личность, которую затягивает в жернова тоталитарной системы. Живаго не сопротивляется этой чудовищной силе, он просто “плывет по течению” и мечтает о счастье. Главного героя можно назвать безвольным и бесхарактерным. Но его пассивность объясняется резким неприятием любого насилия и верой в конечную победу добра и справедливости.

“Один день Ивана Денисовича”

Рассказ “Один день Ивана Денисовича” (1962 г.) – первое опубликованное произведение А. И. Солженицына, принесшее писателю мировую известность.

Достаточно слабый в художественном отношении рассказ имеет грандиозное идеологическое значение. В нем были впервые правдиво описаны страдания жертв сталинских репрессий.

Один день заключенного Шухова дает исчерпывающее представление об ужасах лагерной жизни. В исправительно-трудовом лагере складывается ненормальная система взаимоотношений между людьми, особая система ценностей. Главный герой может сохранить жизнь, только если примет лагерные законы и приспособится к новым условиям существования. Общепринятыми нормами становятся жестокость, равнодушие к чужим бедам, забота о собственном выживании.

Главный смысл рассказа заключается в том, что тоталитарный режим калечит человеческие души. Не так страшны физические страдания, как разрушение духовного мира заключенных.

Заключение

Перечисленные выше произведения XX века являются самыми значимыми и широко известными не только в России, но и во всем мире. Говоря современным языком, их можно назвать “культовыми”. Это не значит, что остальная русская литература XX столетия бедна и бесцветна. Достаточно привести лишь несколько примеров произведений, до сих пор пользующихся огромной популярностью: “Алые паруса” А. Грина, “Гранатовый браслет” А. Куприна, “Анна Снегина” С. Есенина, “Они сражались за Родину” М. А. Шолохова, “Прощание с Матерой” В .Распутина и мн. др.

В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название «серебряного века»: это эпоха бурного развития литературных направлений, появления целой плеяды гениальных Мастеров Слова. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем.

Четко обозначились три основных литературных направления: реализм, модернизм и русский авангард. Возрождаются и принципы романтизма, особенно ярко это представлено в творчестве В. Короленко и А. Грина.

В 30-е годы наметился «великий перелом»: тысячи представителей интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературных процессов.

С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление — военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, эссе, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Л. Андреева, Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова.

Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. Оттого такая неравномерность: то идеологическое засилие, то полное раскрепощение, то командный окрик цензуры, то послабление.

Русские писатели XX века

М. Горький — один из самых значительных писателей и мыслителей начала столетия. Признан основателем такого литературного направления, как социалистический реализм. Его произведения стали «школой мастерства» для литераторов новой эпохи. А творчество Горького оказало огромное влияние на развитие мировой культуры. Его романы и рассказы переводились на множество языков и стали мостом, соединившим русскую революцию и мировую культуру.

Максим Горький: жизнь и творчество

Леонид Андреев

Л.Н. Андреев. Творчество этого писателя – одна из первых «ласточек» эмигрантской русской литературы. Творчество Андреева гармонично укладывается в концепцию критического реализма, обнажавшего трагедию социальной несправедливости. Но, примкнув к рядам белой эмиграции, Андреев на долгое время был забыт. Хотя значение его творчества оказало большое влияние на развитие концепции реалистического искусства.

Леонид Андреев: жизнь и творчество

Александр Иванович Куприн

А.И. Куприн. Имя этого величайшего писателя незаслуженно ставят рангом ниже, чем имена Л. Толстого или М. Горького. Вместе с тем, творчество Куприна – яркий образчик самобытного искусства, искусства истинно русского, интеллигентного. Главные темы в его произведениях: любовь, особенности русского капитализма, проблемы русской армии. Вслед за Пушкиным и Достоевским А. Куприн огромное внимание уделяет теме «маленького человека». Также писателем написано немало рассказов специально для детей.

Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество

Константин Георгиевич Паустовский

К.Г. Паустовский — удивительный писатель, которому удалось остаться самобытным, остаться верным самому себе. В его произведениях нет революционного пафоса, громких лозунгов или социалистических идей. Главная заслуга Паустовского в том, что все его рассказы и романы представляются эталонами пейзажной, лирической прозы.

Читайте также:  На кого переучиться в 2022 году: востребованные профессии

Константин Георгиевич Паустовский: жизнь и творчество

Михаил Александрович Шолохов

М.А. Шолохов — великий русский писатель, чей вклад в развитие мировой литературы трудно переоценить. Шолохов, вслед за Л. Толстым создает удивительные монументальные полотна жизни России в самые переломные моменты истории. Также Шолохов вошел в историю русской литературы как певец родного края – на примере жизни донского края писатель сумел показать всю глубину исторических процессов.

Михаил Александрович Шолохов: жизнь и творчество

Александр Трифонович Твардовский

А.Т. Твардовский — ярчайший представитель литературы советской эпохи, литературы социалистического реализма. В его творчестве поднимались самые насущные проблемы: коллективизации, репрессий, перегибов идеи социализма.  Являясь главным редактором журнала «Новый мир» А. Твардовский открыл миру имена многих «запретных» писателей. Именно в его легкой руки стали печатать А. Солженицина.

Сам А. Твардовский остался в истории литературы и как автор самой лиричной драмы о войне – поэмы «Василий Тёркин».

Александр Трифонович Твардовский: жизнь и творчество

Борис Пастернак

Б.Л. Пастернак — один из немногих русских писателей, получивших Нобелевскую премию по литературе за свой роман «Доктор Живаго». Известен также как поэт и переводчик.

Борис Пастернак: жизнь и творчество

Михаил Булгаков

М.А. Булгаков — В мировой литературе, пожалуй, нет более обсуждаемого писателя, чем М. А. Булгаков. Блестящий прозаик и драматург оставил немало загадок для будущих поколений. В его творчестве гармонично переплелись идеи гуманизма и религия, безжалостная сатира и сострадание к человеку, трагизм русской интеллигенции и безудержный патриотизм.

Михаил Булгаков: жизнь и творчество

Виктор Петрович Астафьев

В.П. Астафьев — русский писатель в творчестве которого главными были две темы: война и русская деревня. Причем все его рассказы и романы – это реализм в самом ярком его воплощении.

Виктор Петрович Астафьев: жизнь и творчество

Чингиз Айтматов

Чингиз Айтматов — одна из самых массивных фигур в русской советской литературе, и, пожалуй, самый известный тюркоязычный писатель. В его произведениях запечатлены самые разные периоды советской истории. Но главная заслуга Айтматова в том, что он, как никто другой, сумел красочно и ярко воплотить на страницах красоту родного края.

Чингиз Айтматов: жизнь и творчество

С распадом СССР русская литература вышла на абсолютно новый этап своего развития. Канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода слова стала отправной точкой для появления целой плеяды писателей нового поколения и новых направлений: постмодернизма, магического реализма, авангардизма и других.

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов – Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию – это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты «серебряного века» русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его «солнечным гением», так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Константин Дмитриевич Бальмонт: жизнь и творчество

Иван Алексеевич Бунин

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Иван Алексеевич Бунин: жизнь и творчество

Александр Блок

А.А. Блок – крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Александр Блок: жизнь и творчество

Сергей Есенин

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл «последним певцом русской деревни». Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события – все пропускалось через призму природы.

Сергей Есенин: жизнь и творчество

Владимир Маяковский

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи  узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Владимир Маяковский: жизнь и творчество

Валерий Брюсов

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка – точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений – урбанистические.

Валерий Брюсов: жизнь и творчество

Николай Заболоцкий

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы «космистов», которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Николай Заболоцкий: жизнь и творчество

Анна Ахматова

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно «женской» поэзии. Ее лирику можно смело назвать «пособием для мужчин о женщинах». Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Анна Ахматова: жизнь и творчество

Марина Цветаева

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Марина Цветаева: жизнь и творчество

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии – это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся «официальным лицом» советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок «социалистического реализма». Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

Оцените статью
Добавить комментарий