Диссертация по финансам и кредиту и кредиту, его видам и функциям в современных условиях

Наличное и безналичное денежное обращение, основные понятия, закон. Денежная масса и скорость обращения денег. Социально-экономическая сущность и функции финансов, их роль в расширенном воспроизводстве. Кредит, его основные принципы и базовые функции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ управления и экономики

ТЕМА: «ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ»

Выполнил: Студент курса

г. Фокино 2009 г.

Денежное обращение и денежная система

Сменяя форму стоимости (товар на деньги, деньги на товар), деньги находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

Общественное разделение труда и развитие товарного производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

Началу движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

Денежное обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:

для кругооборота товаров и услуг;

для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещений по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода; по платежам населения за коммунальные услуги и др.

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег; банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляет центральный (как правило, государственный) банк. Он выпускает наличные деньги в обращение и изымает их, если они пришли в негодность, а также заменяет деньги на новые образцы купюр и монет.

В России в связи с огромным расширением налично-денежного оборота в последние несколько лет предприняты попытки ограничить для юридических лиц этот оборот. Для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег. Ежедневно они подсчитывают все поступившие и выданные деньги и зачисляют их в оборотную кассу. Если остаток денег в конце превысит установленный лимит, то сумма сверх лимита зачисляется в резервный фонд. Однако на практике эти и другие ограничения действуют еще слабо.

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений, зачет взаимных требований. Развитие кредитной системы и появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждений привели к возникновению такого обращения.

Безналичное обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

Безналичный денежный оборот охватывает расчеты между:

предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;

юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;

юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;

физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Размер безналичного оборота зависит от объема товаров в стране, уровня цен, звенности расчетов, а также размера распределительных и перераспределительных отношений, осуществляемых через финансовую систему. Безналичное обращение имеет важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В РФ форма безналичных расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй — платежи в бюджет (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и другие обязательные платежи) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

Наличное и безналичное обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

2 Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения.

Закон денежного обращения, открытый Карлом Марксом, устанавливает количество денег, нужное для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

Количество денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения, зависит от трех факторов:

количества проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая);

уровня цен товаров и тарифов (связь прямая);

скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг и цены. Формула в этом случае такова:

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период, так как одни и те же деньги в течение определенного периода постоянно переходят их рук в руки, обслуживая продажу товаров и оказание услуг.

При функционировании золотых денег их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, поскольку регулятором выступала функция сокровища. Эта функция устанавливала сравнительно правильное соотношение между денежной массой и товарами, необходимыми для обращения. Лишние деньги в обращении исключались, они уходили в сокровище. При росте товарной массы деньги возвращались из сокровищ.

С появлением функции денег как средства платежа общее количество денег должно уменьшиться. Кредит оказывает обратное влияние на количество денег. Такое уменьшение вызывается погашением путем взаимного зачета определенной части долговых требований и обязательств. Количество денег для обращения и платежа определяется следующими условиями:

общим объемом обращающихся товаров и услуг (зависимость прямая);

уровнем товарных цен и тарифов на услуги (зависимость прямая, поскольку чем выше цены, тем больше требуется денег);

степенью развития безналичных расчетов (связь обратная);

скоростью обращения денег, в том числе кредитных денег (связь обратная). Таким образом, закон, определяющий количество денег в обращении, приобретает следующий вид:

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажно-денежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным их обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т. е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращении претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценить количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товаров и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимости не на рынке при обмене путем приравнивания товара к деньгам, а в процессе производства — товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны — соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Читайте также:  Ланта тамбов официальный сайт вход в личный кабинет

С развитием форм товарного обмена и неплатежно-расчетных отношений состав и структура денежной массы претерпели значительные изменения. Уход золотых денег сначала из внутреннего оборота, а затем из внешнего внес качественные изменения в структуру денежной массы. Действительные деньги (золотые) полностью исчезли из обращения, господствующее положение заняли неразменные кредитные деньги, которые стали выступать в наличной и безналичной формах.

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в нашей стране денежные агрегаты М0, m1, m2, М3, М4.

* Агрегат m0 включает наличные деньги в обращении: банкноты, металлические монеты, казначейские билеты (в некоторых странах). Металлические монеты, составляющие незначительную долю наличности (в развитых странах 2—3%), дают возможность лицам совершать мелкие сделки. Обычно эти монеты чеканятся из дешевых металлов. Реальная стоимость монеты значительно ниже номинальной, чтобы не допустить их переплавку в целях прибыльной продажи в виде слитков.

Казначейские билеты — бумажные деньги, эмиссии которых осуществляются казначейством. Бумажные деньги ныне функционируют в слабо развитых странах. Например, в Республике Джибути в обращении находятся казначейские билеты (достоинством 500, 5000, 1000 франков) и монеты, эмиссии которых осуществляется казначейством; казначейские билеты и монеты функционируют и в Королевстве Тонга.

Преобладающая роль принадлежит банкнотам.

* Агрегат М1 состоит из агрегата М0 и средств на текущих счетах банков. Средства на счетах могут использоваться для платежей в безналичной форме, через трансформацию в наличные деньги и без перевода на другие счета. Для расчетов с помощью средств на этих счетах их владельцы выписывают платежные поручения (преобладающая форма расчетов в российской экономике) либо чеки и аккредитивы. Именно агрегат mi обслуживает операции по реализации валового внутреннего продукта (ВВП), распределению и перераспределению национального дохода, накоплению и потреблению.

* Агрегат m2 содержит агрегат М1, срочные и сберегательные депозиты в коммерческих банках, а также краткосрочные государственные ценные бумаги. Последние не функционируют как средство обращения, однако могут превратиться в наличные деньги или чековые счета. Сберегательные депозиты в коммерческих банках изымаются в любое время и превращаются в наличность. Срочные депозиты доступны вкладчику только по истечении определенного срока и, следовательно, обладают меньшей ликвидностью, чем сберегательные депозиты.

* Агрегат М3 содержит агрегат m2, сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке, в том числе коммерческие векселя, выписываемые предприятиями. Эта часть средств, вложенная в ценные бумаги, создается не банковской системой, но находится под ее контролем, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка, т. е. гарантии его оплаты банком в случае неплатежеспособности эмитента.

* Агрегат М4 равен агрегату М3 плюс различные формы депозитов в кредитных учреждениях.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного оборота в безналичный. При нарушении такого соотношения между агрегатами в денежном обращении начинаются осложнения: нехватка денежных знаков, рост цен и др.

Для определения денежной массы страны используют разное количество агрегатов. В России для расчета совокупной денежной массы применяют агрегаты М0, М1, М2, М3. К денежным агрегатам относят: М0 — наличные деньги в обращении; М1, кроме М0 — средства предприятий на расчетных, текущих, специальных счетах в банках, депозиты населения в сберегательных банках до востребования, средства страховых компаний; М2 равняется М1 плюс срочные депозиты населения в сберегательных банках, в том числе компенсация; М3 состоит из М2 и сертификатов, облигаций государственного займа.

Количество денежной массы определяется государством — эмитентом денег, его законодательной властью. Рост эмиссии обусловлен потребностями товарного оборота и государства. В России главная причина увеличения денежной массы — дефицит федерального бюджета, который в значительной степени погашался выпуском денег в обращение. Товарный оборот в то же время в реальном выражении даже сократился из-за падения темпов производства.

Другой фактор, влияющий на денежную массу, — скорость обращения денег, т. е. их интенсивное движение при выполнении ими функций обращения и платежа. Для расчета этого показателя используют косвенные методы, в том числе:

* скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов определяется как отношение:

Валовой национальный продукт, или национальный доход

Денежная масса (агрегаты mi или М2 )

Этот показатель свидетельствует о связи между денежным обращением и процессами экономического развития;

* оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:

Сумма денег на банковских счетах_________________

Среднегодовая величина денежное массы в обращении

Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.

На скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы, т. е. Ациклическое развитие производства, темпы его роста, движение цен, а также денежные (монетарные) факторы, т. е. структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке также внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях и использование электронных денег в расчетах. Кроме этих общих факторов, скорость обращения денег зависит от периодичности выплаты доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Но так как скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличенная «денежная масса при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению, денег, т. е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Финансы И финансовая система

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. Первое крупное деление общества на классы — это деление на рабовладельцев и рабов, и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Почему же акционерная форма собственности получила такое широкое распространение в странах с развитой рыночной экономикой? Выпуск акций — одна из мощных форм мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Современные условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы резко повысили вопросы управления финансами предприятий. В странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросов развития предприятий осуществляется под строгим контролем ее финансового управления. Успех деятельности акционерных обществ и предприятий других организационно-правовых форм во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономического анализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств. Поэтому вопросы финансового менеджмента (т. е. наиболее эффективного управления средствами предприятий) приобретают исключительно важное значение.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

* экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

* экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений

Поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП)1 и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

* Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая, а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Читайте также:  Портал ржд для работников вход в личный кабинет скачать

* Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главное условие роста финансовых ресурсов — увеличение национального дохода. Финансы и финансовые ресурсы — не тождественные понятия. Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образования, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы — распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение или перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов значительно изменилась. Развитие производительных сил в XX столетии, научно-технический прогресс, расширение функций государства, демократизация общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой обусловили существенные изменения в сфере государственных финансов. Они выразились в том, что значительная часть мобилизуемых правительством средств стала перераспределяться в пользу населения. Это выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. Возросли расходы на образование, здравоохранение внебюджетные социальные фонды.

Помимо роста социальных расходов, государство сохраняет крупные военные расходы, затраты по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

Финансы — это распределительная категория. Распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита. Как известно, цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован. Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего распределительного процесса. В условиях гиперинфляции в Российской Федерации произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. Кредитные ресурсы привлекаются и Российской Федерации для покрытия бюджетного дефицита.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную, осуществляемые ими одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция финансов

* Распределение национального дохода заключается в создании так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития, приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

Перераспределение национального дохода в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Т.о., перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию

Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Помимо распределительной и контрольной функций, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налога, государственный кредит) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ регулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

2 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятии.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование предприятий и отдельных отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

Читайте также:  Проект " Профессия повар" | Проект (старшая группа) на тему: | Образовательная социальная сеть

Следует отметить, что в условиях административно-командной системы эффективность использования государственных средств на финансирование народного хозяйства была низкой. Росло незавершенное строительство, увеличивался объем неустановленного оборудования, в том числе импортного. Были подорваны основы хозрасчетной деятельности предприятий — средства высокорентабельных предприятий изымались и перераспределялись в пользу убыточных производств; финансовые права предприятий были урезаны, что не позволяло им принимать оперативные решения, направленные на получение высоких финансово-хозяйственных результатов.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

* Инвестиционная деятельность особенно сокращается в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам. Одна из причин этого — кризис неплатежей в народном хозяйстве. Особенно существенно свертывание капитального строительства наблюдается в отраслях топливно-энергетического и агропромышленного комплексов. Для инвесторов более предпочтительна непроизводственная сфера, в частности успешно развивается жилищное строительство.

Особенно велика роль финансов в расширенном воспроизводстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей.

Инвестиционную политику предусматривается осуществлять в следующих направлениях:

децентрализация инвестиционного процесса на основе развития многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций при переносе центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер;

размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственного финансирования инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

усиление государственною контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на инвестиции в форме безвозвратного финансирования и кредитования;

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства; совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

Государственные инвестиции должны быть социально обоснованными, направленными на создание дополнительных рабочих мест, улучшение качества жизни, стимулирование собственной инвестиционной активности предприятий.

* Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Налоговая политика в настоящее время не стимулирует расширенное воспроизводство.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

Кредит и его функции

Кредит — предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений Кредит: Учебник / Под ред. Лаврушина О.И. — М.: Российская банковская энциклопедия, 2006г., с.123-125.. Возникновение кредита связано непосредственно со сферой обмена, где владельцы товаров противостоят друг другу как собственники, готовые вступить в экономические отношения.

На поверхности экономических явлений кредит выступает, как временное позаимствование вещи или денежных средств. При помощи кредита приобретаются товарно-материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Однако «вещное» толкование кредита выходит за рамки политэкономического анализа. Как уже отмечалось, экономическая наука о деньгах и кредите изучает не сами вещи, а отношения между субъектами по поводу вещей. В этой связи кредит как экономическую категорию следует прежде всего рассматривать как определенный вид общественных отношений.

Однако кредит — не всякое общественное отношение, а лишь такое, которое отражает экономические связи, движение стоимости. Как же можно определить сущность кредита? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно уточнить, что вкладывается в понятие «сущность». Необходимость в этом связана с тем, что сущность кредита в ряде случаев отождествляется с его содержанием, природой и даже причиной возникновения. Эти понятия не тождественны. К примеру, содержание выражает как внутреннее состояние кредита, так и его внешние связи (с производством, обращением, другими экономическими категориями). Сущность же кредита обращена к внутренним его свойствам, выступает как главное в содержании этой экономической категории.

Сущность кредита тесно связана с его необходимостью и причинами, но и здесь нет тождества. Причина выражает связь кредита с многообразными экономическими процессами. Причина может вызвать разные следствия, вызвать к жизни наряду с кредитом и другие экономические явления, поэтому она не дает исчерпывающей характеристики сущности данной экономической категории. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Абрамовой, Л.С. Александровой. — М.: Финансъ, 2005г., с.478.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывались еще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение в общегосударственном и международном кредитном законодательствах.

Возвратность кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Он находит свое практическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечисления соответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитной организации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитных ресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности. В отечественной практике кредитования в условиях централизованной плановой экономики существовало неофициальное понятие «безвозвратная ссуда». Эта форма кредитования имела достаточно широкое распространение, особенно в аграрном секторе, и выражалась в предоставлении государственными кредитными учреждениями ссуд, возврат которых изначально не планировался из-за кризисного финансового состояния заемщика. По своей экономической сущности безвозвратные ссуды являлись скорее дополнительной формой бюджетных субсидий, осуществляемых через посредничество государственного банка, что традиционно осложняло кредитное планирование и вело к постоянной фальсификации расходной части бюджета. В условиях рыночной экономики понятие безвозвратной ссуды столь же недопустимо, как, например, понятие «планово-убыточное частное предприятие».

Принцип срочности кредита отражает необходимость его возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе. Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием для применения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемого процента, а при дальнейшей отсрочке (в нашей стране — свыше трех месяцев) — предъявления финансовых требований в судебном порядке. Частичным исключением из этого правила являются так называемые онкольные ссуды, срок погашения которых в кредитном договоре изначально не определяется. Эти ссуды, достаточно распространенные в XIX— начале XX вв. (например, в аграрном комплексе США), в современных условиях практически не применяются, прежде всего из-за создаваемых ими сложностей в процессе кредитного планирования. Кроме того, договор об онкольном кредите, не определяя фиксированный срок его погашения, четко устанавливает время, имеющееся в распоряжении заемщика с момента получения им уведомления банка о возврате полученных ранее средств, что в какой-то степени обеспечивает соблюдение рассматриваемого принципа.

Платность кредита. Ссудный процент. Этот принцип выражает необходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского процента, выполняющего три основные функции: перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц; регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях; на кризисных этапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений клиентов банка.

Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов.

Подтверждая роль кредита как одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за минимальную плату (1, 5 — 5% годовых) или на беспроцентной основе.

Принципиально отличаясь от традиционного механизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого рада факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера:

цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема — снижается);

темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента);

Оцените статью
Добавить комментарий